18.11.2010 15704

Конструирование образовательной среды дошкольного учреждения как условие воспитания национального самосознания детей (Б.В. Салчак)

 

На правах рукописи

 

Салчак Байлак Валерьевна

 

КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ

 

13.00.07 – Теория и методика дошкольного образования

 

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

 

Екатеринбург - 2009

 

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.Астафьева»

 

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Фуряева Татьяна Васильевна

 

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор, Дыбина Ольга Витальевна, доктор педагогических наук, профессор Ибрагимова Лилия Ахматьяновна

 

Ведущая организация ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова»

 

Ученый секретарь диссертационного совета Лазарева О.Н.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальность проблемы и темы исследования.

В многонациональном российском обществе всегда проявлялся интерес к национальной культуре, традициям народной педагогики, фольклору, духовно-нравственным ценностям. В рамках реализации национального проекта «Образование» и ряде государственных законов намечены меры по возрождению национального самосознания личности исходя из приоритета общечеловеческих ценностей. Определяющая задача образования - формирование человека не столько как носителя знаний, сколько как человека культуры. Культура формирует духовную жизнь ребенка, закладывая основы интеллектуального и эмоционального развития, воспитывая потребности и способности. Этнокультурное воспитание как целостный процесс передачи культурных ценностей, традиций, социальных норм того этноса, представителем которого человек является и в среде которого он живет, выступает неразрывной частью многомерного процесса становления личности ребенка. Использование традиций и обычаев в воспитании национального самосознания дошкольников позволяет оказать влияние на их социальное, духовное, нравственное, психическое, физическое развитие.

Изучение проблемы национального самосознания обусловлено общей тенденцией развития современного российского образования в направлении углубления его регионализации, ориентации образования на этнокультурные потребности и образовательные интересы различных национальностей.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что педагогическое конструирование образовательной среды является одной из малоразработанных проблем. Сегодня стала очевидной объективная необходимость полномасштабного исследования образовательной среды, в которой формируется и развивается национальное сознание и самосознание детей. Культурно-педагогическое наследие каждого народа содержит в себе уникальный образовательно-воспитательный потенциал, который может быть успешно реализован в образовательном процессе со специфической этнокультурной направленностью. Педагогический опыт показывает, что только при особой организации образовательного процесса создаются благоприятные условия для развития не только личностных, но и национальных качеств. Это актуализирует проблему поиска эффективных условий и средств воспитания у детей национального самосознания, чувства достоинства и привязанности к своему народу, уважения к истории и культуре своего и других народов, толерантного и дружественного отношения к иным культурам, а также проблему поиска эффективных путей конструирования образовательной среды, обеспечивающей воспитание национального самосознания детей.

В сфере психолого-педагогических наук созданы предпосылки для решения данной проблемы. Определяя стратегию нашего исследования, мы опирались на положения ведущих ученых, в частности, на положения:

– о самосознании личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, В.С. Мерлин, В.С. Мухина, Г.А. Урунтаева, С.Л. Рубинштейн),

– об этнопсихологических аспектах развития национального самосознания (Л.М. Дробижева, И.С. Кон, В.С. Кукушин, В.С. Мухина, Л.М. Ондар, Г.Д. Очиров, Т.Г. Стефаненко, В.Ю. Хотинец, О.Н. Юденко), идеи национального и межнационального воспитания (З.В. Анайбан, В.Ф. Афанасьев, Г.Н. Волков, Э.Ц. Данзанова, Л.М. Дробижева, А.Э. Измайлов, А.С. Оконешникова, В.И. Хандибекова и др), идеи воспитания личности в процессе освоения национальной культуры (З.Н. Ажермачева, В.Н. Арунова, А.Н. Божедонова, Г.Н. Волков, К.И. Султанбаева, К.Б. Салчак), патриотического воспитания детей дошкольного возраста как основы формирования национального самосознания (М.И. Богомолова, Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова, Э.К. Суслова и др.);

– об особой роли среды в становлении личности (П.П. Блонский, В.А. Козырев, Ф.Ф. Королев, А.Т. Куракин, А.С. Макаренко, С.Л. Новоселова, В.А. Петровский, Т.В. Фуряева, Р.М. Чумичева, С.Т. Шацкий, В.А. Ясвин), о конструировании образовательной среды (Н.В. Балабанова, Л.Н. Бережнова, О.С. Газман, С.В. Тарасов, В.А. Ясвин);

– о феномене дошкольного детства в рамках культурологического подхода (В.Т. Кудрявцев, Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, М.В. Осорина, Р.М. Чумичева);

– об этнокультурных особенностях тувинского народа, его национальном самосознании (С.И. Вайнштейн, В.П. Дьяконов, М.Б. Кенин-Лопсан, А.К. Кужугет, Г.Н. Курбатский, М.Х. Маннай-оол, Т.Т. Мунзук и др.), об использовании этнопедагогических знаний в содержании образования (М.Б. Кенин-Лопсан, Т.Т. Мунзук, Х.Д-Н. Ооржак, К.Б. Салчак, Л.П. Салчак, Г.Д. Сундуй, А.С. Шаалы). Значительный интерес для нашего исследования представляют труды ученых З.В. Анайбан, Ю.Л. Аранчина Л.К. Аракчаа, М.В. Бавуу-Сюрюн, О.О. Бартан, С.М. Биче-оол, В.А. Забелиной, Т.А. Ондар, Л.П. Потапова, И.У. Самбуу, Ш.Ч. Сат, Н.О. Товуу и др.

Несмотря на широкий спектр исследований, на наш взгляд, остается еще открытым для более глубокого анализа и требует специального изучения вопрос конструирования особого типа образовательной среды, ориентированной на воспитание национального самосознания как части гражданского самосознания. Отечественные ученые и практики предлагают пути и способы организации среды жизни ребенка, направленные на его всестороннее развитие, на включение в разные виды детской деятельности. При этом особое внимание уделяется не только предметным характеристикам и структурированию пространства, но и формированию отношения, восприятия, эмоционального отношения ребенка к окружающей среде. Ребенок - это неотъемлемая часть взрослого. Он сам не может развиваться самостоятельно. Cохранение самоценности периода детства во многом зависит от того, каким образом взрослый не только понимает и принимает ребенка, но и сопровождает и организует его бытие. Именно в период дошкольного детства ребенок впитывает в себя способы поведения, формирует свое «Я», свою гражданскую и национальную идентичность.

Анализ состояния данной проблемы в педагогической теории и практике позволил выделить следующие противоречия между:

– потребностью общества в воспитании подрастающего поколения, уважающего и принимающего разные народы, и обострением межнациональных противоречий, приводящих к конфликтам между представителями разных этносов и национальному экстремизму;

– разработанностью теоретико-методологических основ воспитания национального самосознания в педагогике и психологии и отсутствием теоретического обоснования процесса конструирования особого типа образовательной среды, обеспечивающей воспитание национального самосознания детей дошкольного возраста;

– потребностью дошкольной практики в методических разработках, связанных с конструированием образовательной среды ДОУ, и недостаточной разработанностью педагогических условий, обеспечивающих воспитание национального самосознания детей дошкольного возраста при конструировании такой среды.

Между тем вышеперечисленные противоречия актуализируют проблему поиска путей и педагогических условий конструирования образовательной среды, ориентированной на воспитание у детей дошкольного возраста национального самосознания.

Обозначенные противоречия и проблема обусловили выбор темы нашего исследования: «Конструирование образовательной среды дошкольного учреждения как условие воспитания национального самосознания детей»

Цель исследования - выявить и обосновать процесс конструирования образовательной среды дошкольного учреждения и опытно-поисковым путем проверить эффективность педагогических условий воспитания национального самосознания детей.

Объектом исследования является педагогический процесс воспитания национального самосознания у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования - конструирование образовательной среды дошкольного учреждения, обеспечивающей педагогические условия воспитания национального самосознания детей дошкольного возраста.

Ограничение предмета исследования связано с тем, что рассматривается конструирование образовательной среды дошкольного учреждения на основе освоения этнокультурных традиций тувинского народа.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс воспитания национального самосознания детей дошкольного возраста будет проходить эффективно при условии, если:

– сконструировать образовательную среду с обогащением предметно-пространственных характеристик за счет создания целостных дизайн-проектов этнокультурной направленности, которые включают элементы разной степени гетерогенности, сложности, гибкости, символичности, образности, управляемости и способствуют актуализации практической направленности, путем активного включения в ее конструирование семей воспитанников;

– усилить эмоциональную насыщенность в процессе педагогического взаимодействия взрослых и детей, создавая положительный эмоциональный настрой, атмосферу доверия, уважения, открытости, сопереживания в отношениях между субъектами: взрослыми и детьми, стимулируя положительные эстетические и интеллектуальные эмоциональные переживания детей (радости, восторга, восхищения) по поводу общения с разными видами национального искусства, родной природой;

– обогатить содержательные аспекты образовательной среды за счет разработки и реализации программы «Приобщение детей к национальной культуре тувинского народа в условиях ДОУ», предполагающей системное ознакомление детей с территориально-географическими, культурно-бытовыми аспектами жизни, устным творчеством, прикладным искусством тувинского народа.

В соответствии с поставленной целью, предметом и выделенной гипотезой нами определены следующие задачи исследования:

1. Осуществить теоретико-методологический анализ проблемы конструирования образовательной среды дошкольного учреждения применительно к задаче воспитания национального самосознания детей дошкольного возраста.

2. Уточнить содержание понятия образовательная среда, ориентированная на воспитание национального самосознания детей, охарактеризовать ее структурные единицы.

3. Уточнить понятие «национальное самосознание детей дошкольного возраста», выявить структурные компоненты.

4. Теоретически обосновать и создать педагогические условия конструирования образовательной среды дошкольного учреждения, ориентированные на воспитание у детей национального самосознания.

5. Опытно-поисковым путем проверить эффективность созданных организационно-педагогических условий воспитания национального самосознания детей дошкольного возраста.

Методологической и теоретической основой исследования являются следующие идеи и подходы: воспитания личности в определенных условиях жизни и среды (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.С. Каган, Г.А. Ковалев, И.С. Кон, В.Т. Кудрявцев, В.С. Мухина, М.В. Осорина, Л.Б. Переверзев, М. Черноушек), культурологический подход в педагогике детства (М.В. Осорина, В.В. Аброменкова), приобщения дошкольников к национальной культуре своего народа (Л.Д. Вавилова, Е.Н. Кергилова, О.И. Михалева, В.А. Неволина, А.С. Оконешникова и др.); теории: философские теории и концепция этноса (С.А. Арутюнов Ю.В. Бромлей, Л.Н. Гумилев, А.Ф. Дашдамиров, Г.В. Старовойтова); теория становления субъектности ребенка (А.В. Ильин, С.П. Козырева, Н.Б. Крылова, Л.П. Стрелкова), моделирования и проектирования образовательной среды (Ф.Ф. Королев, А.Т. Куракин, В.А. Козырев, В.И. Слободчиков, В.А. Ясвин, Т.В. Фуряева); концепции развития личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, П.П. Блонский, Ж. Пиаже, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, Г.А. Урунтаева и др.), образовательной среды (Г.А. Ковалев, Ю.С. Мануйлов, С.Л. Новоселова, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков, В.А. Ясвин) экологии детства (Л.Л. Редько, Р.М. Чумичева), предметно-развивающей среды дошкольного учреждения (М.И. Васильева, Е.А. Екжанова, Л.М. Кларина, В.И. Ляскало, Н. Максимова, С.Л. Новоселова, Е.А. Пелих, В.А. Петровский, Л.А. Смывина, А.И. Савенков, О.Ю. Филлипс, Т.В. Фуряева, О.В. Цаплина).

Для подтверждения гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования для выявления общих положений основного понятия образовательная среда, обеспечивающая национальное самосознание детей дошкольного возраста; систематизация и обогащение педагогического опыта; наблюдение за деятельностью самих детей; анализ продуктов деятельности; проверка теоретических положений методами опроса, бесед различного типа, проблемных ситуаций, практико-ориентированных заданий, формирующего эксперимента,метода математической статистики.

База исследования. Опытно-поисковая работа проводилась на базе муниципальных дошкольных образовательных учреждениях № 29, № 34 «Светлячок» г. Кызыла и в сельских детских садах, в частности МДОУ «Петушок» п. Сукпак Кызылского кожууна, МДОУ «Хунчугеш» с. Эрги-Барлык Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва. В опытно-поисковой работе принимали участие 150 воспитателей, 90 родителей и 90 детей старшего дошкольного возраста.

Основные этапы исследования.

На первом этапе - организационно-подготовительном (2004-2005 гг.) изучались и анализировались философские, психолого-педагогические отечественные и зарубежные источники. Определялись методологические и теоретические основы исследования, формулировались проблема, цель, задачи данного исследования. Определялись базовые теоретические позиции по проблеме исследования, разрабатывался инструментарий, гипотеза исследования.

На втором этапе - содержательно-технологическом (2005-2007 гг.) разрабатывались ключевые идеи опытно-поисковой работы, программа «Приобщение детей к национальной культуре тувинского народа в условиях ДОУ», проводилось первичное аналитико-диагностическое изучение сформированности национального самосознания в кругу взрослых (педагогов и родителей) и детей дошкольного возраста, осуществлялась первичная проверка гипотезы исследования.

На третьем этапе - итоговом (2007-2008 гг.) осуществлялся анализ и теоретическое обоснование данных опытно-поисковой работы по проверке эффективности педагогических условий конструирования образовательной среды дошкольного учреждения, ориентированной на воспитание национального самосознания детей дошкольного возраста.

На четвертом этапе (2008-2009 гг.) осуществлялось осмысление результатов эмпирического исследования, обобщались и анализировались полученные данные, формулировались выводы по результатам исследования. Оформлялся текст диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Уточнено понятие «образовательная среда дошкольного учреждения, ориентированная на воспитание национального самосознания детей дошкольного возраста». Под данным понятием нами понимается система влияний на национальное самосознание ребенка, условий и возможностей воспитания национального самосознания ребенка.

2. Определены структурные единицы образовательной среды: этнокультурное познавательное содержание, эмоциональная и социально-культурная насыщенность процесса педагогического взаимодействия субъектов, предметно-пространственные характеристики среды и их практическая направленность.

3. Уточнено понятие «национальное самосознание детей дошкольного возраста», под которым понимается осознанное отнесение себя к определенной этнической общности, положительное эмоциональное отношение к этнической принадлежности и регуляция своего поведения на их основе.

4. Определены компоненты национального самосознания детей дошкольного возраста: когнитивный, показателем которого является этническая осведомленность (познавательная сфера), эмоциональный, показателем которого является развитость этнических чувств (эмоциональная сфера), поведенческий - сформированность этнических норм поведения (практическая сфера).

5. Выявлены организационно-педагогические условия конструирования образовательной среды воспитания национального самосознания:

1) обогащение содержательных аспектов образовательной среды за счет разработки и реализации программы «Приобщение детей к национальной культуре тувинского народа в условиях ДОУ», предполагающей системное ознакомление детей с территориально-географическими, культурно-бытовыми аспектами жизни, устным творчеством, прикладным искусством тувинского народа;

2) усиление эмоциональной насыщенности образовательной среды в процессе педагогического взаимодействия между субъектами благодаря приданию положительного эмоционального настроя, атмосферы доверия, уважения, открытости, сопереживания отношениям между субъектами - взрослыми (воспитателями и родителями) и детьми, стимулированию положительных эстетических эмоциональных переживаний детей (радости, восторга, восхищения) по поводу общения с разными видами национального искусства, родной природой;

3) обогащение предметно-пространственных характеристик образовательной среды путем создания целостных дизайн-проектов этнокультурной направленности, которые включают элементы разной степени гетерогенности, сложности, гибкости, символичности, образности, управляемости и способствуют актуализации практической направленности образовательной среды, активному включению в ее создание семей воспитанников.

Теоретическая значимость исследования обусловлена вкладом в дошкольную педагогику посредством разработки научно-теоретических основ воспитания национального самосознания детей дошкольного возраста. Уточнено понятие «национальное самосознание детей», в основе которого лежит осознанное отнесение себя к определенной этнической общности, положительное эмоциональное отношение к этнической принадлежности и регуляция своего поведения на их основе. Определены компоненты национального самосознания детей дошкольного возраста: когнитивный, показателем которого является этническая осведомленность (познавательная сфера), эмоциональный, показателем является развитие этнических чувств (эмоциональная сфера), поведенческий - сформированность этнических норм поведения (практическая сфера).

Практическая значимость исследования.

Подобран и систематизирован педагогический инструментарий для изучения процесса конструирования образовательной среды ДОУ. Предложены критерии, показатели и уровни воспитанности национального самосознания дошкольников. Разработаны педагогические условия конструирования образовательной среды, связанные с возможностью применения результатов исследования для практического построения системы национального воспитания. Диагностический материал по изучению национального самосознания детей может быть использован в курсах педагогической, возрастной психологии и дошкольной педагогики, в системе повышения квалификации работников дошкольного образования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались исходными методологическими и теоретическими положениями, применением комплекса методов, адекватных природе исследуемого нами объекта и полученными данными опытно-поисковой работы, подтверждающими гипотезу исследования. Достоверность результатов определяется их апробацией и внедрением в практику работы дошкольных учреждений

На защиту выносятся следующие положения:

1. Образовательная среда, ориентированная на воспитание национального самосознания детей дошкольного возраста понимается как система влияний на ребенка, условий и возможностей воспитания у ребенка национального самосознания.

2. Структурными единицами образовательной среды дошкольного учреждения выступают: этнокультурное познавательное содержание, эмоциональная и социально-культурная насыщенность педагогического взаимодействия, предметно-пространственные характеристики и их практическая направленность.

3. Национальное самосознание детей дошкольного возраста определяется нами как осознанное отнесение себя к определенной этнической общности, положительное эмоциональное отношение к этнической принадлежности и регуляция своего поведения на их основе.

4. Компонентами национального самосознания детей дошкольного возраста являются: когнитивный, показателем которого является этническая осведомленность (познавательная сфера), эмоциональный, показателем которого является развитость этнических чувств (эмоциональная сфера, поведенческий - сформированность этнических норм поведения (практическая сфера).

5. При конструировании образовательной среды дошкольного учреждения, ориентированной на воспитание национального самосознания детей дошкольного возраста, нами определены организационно-педагогические условия. Первое условие - обогащение содержательных аспектов образовательной среды за счет разработки и реализации программы «Приобщение детей к национальной культуре тувинского народа в условиях ДОУ», предполагающей системное ознакомление детей с территориально-географическими, культурно-бытовыми аспектами жизни, устным творчеством и прикладным искусством тувинского народа. Второе условие - усиление эмоциональной насыщенности образовательной среды в процессе педагогического взаимодействия субъектов за счет придания положительного эмоционального настроя, создания атмосферы доверия, уважения, открытости, сопереживания в отношениях между субъектами - взрослыми (воспитателями и родителями) и детьми, стимулирования положительных эстетических эмоциональных переживаний детей (радости, восторга, восхищения) по поводу общения с разными видами национального искусства, родной природой. Третье условие - обогащение предметно-пространственных характеристик образовательной среды за счет создания дизайн-проекта этнокультурной направленности, который включает элементы разной степени гетерогенности, сложности, гибкости, символичности, образности, управляемости и способствует актуализации практической направленности образовательной среды, активному включению в ее воздание семей воспитанников.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе проведения опытно-поисковой работы. Основные положения исследования нашли отражение в научных статьях, докладах и выступлениях на конференциях различного уровня. Теоретические положения и основные результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и методики начального и дошкольного образования (Тывинский государственный университет, г.Кызыл), кафедры педагогики, психологии профессионального образования (Хакасский государственный университет им Н.Ф.Катанова, г.Абакан), кафедры педагогики детства (Красноярский государственный педагогический университет им.

В.П. Астафьева, г.Красноярск), на курсах и семинарах института повышения квалификации педагогов (Тувинский государственный институт переподготовки и повышения квалификации кадров Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Тыва).

Структура и объем диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и 8-ми приложений. Объем работы составляет 179 страниц. Список использованной литературы включает 256 источников. Текст иллюстрируют 12 таблиц, 7 рисунков.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

Во введении обосновывается актуальность темы исследования и раскрывается его проблема, цель, объект и предмет; сформулированы гипотеза и задачи исследования; характеризуются методологические основы, раскрывается научная новизна, теоретическая и научная значимость работы, излагаются основные положения диссертационного исследования, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические предпосылки конструирования образовательной среды воспитания ребенка как носителя национального самосознания» в первом параграфе «Психолого-педагогический аспект изучения образовательной среды дошкольного учреждения» раскрываются научные подходы и степень разработанности изучаемой проблемы в философских, психолого-педагогических исследованиях. Наука и практика все чаще обращают внимание на среду как на способ установления взаимосвязи диалога культуры и личности. Через среду воспитания происходит адаптация личности к жизненным обстоятельствам. Понятие «образовательная среда» и производные от него понятия разрабатывалось учеными как в нашей стране, так и за рубежом (М.Я. Басов, П.П. Блонский, У. Бронфенбреннер, Л.С. Выготский, А.Ф. Лазурский, Ж. Пиаже, С.Т. Шацкий, Р. Штейнер). До 90-х годов ХХ века в отечественной науке среду рассматривали как фактор воспитания в контексте системного подхода (Ф.Ф. Королев, А.Т. Куракин, Ю.С. Мануйлов, Л.И. Новикова, В.Е. Семенов), позднее стали рассматривать среду как фактор образования (В.А. Козырев, Г.А. Ковалев, В.И. Слободчиков, В.А. Ясвин). В применении к практике обучения и воспитания вопросы конструирования образовательной среды рассмотрены в ряде работ Н.В. Балабановой, Л.Н. Бережновой, О.С. Газмана, В.В. Давыдова, М.В. Кларина, С.В.Тарасова, И.Д. Фрумина, В.А. Ясвина и др. В рамках нашего исследования значимым является вопрос конструирования особого типа образовательной среды, где осуществлялся бы процесс воспитания национального самосознания у детей дошкольного возраста. Опираясь на имеющиеся исследования, мы понимаем под образовательной средой, ориентированной на воспитание национального самосознания детей дошкольного возраста, систему влияний на ребенка, условий и возможностей воспитания национального самосознания ребенка дошкольного возраста, которая включает этнокультурное познавательное содержание, эмоциональную и социально-культурную насыщенность педагогического взаимодействия, предметно-пространственные характеристики среды и их практическую направленность (рис. 1).

Этнокультурно-познавательное содержание заключено в познании ребенком мира

 культуры, ее общечеловеческой ценности через организацию образовательного процесса. В культуре ребенок открывает мир ценностей природы, человека, предметов, осуществляет поиск общего и специфического в социуме, осознает значимость культуры для человека и человека в культуре. Эмоциональная насыщенность представлена эстетическим чувствами, отношениями, вкусами, идеалами, связана со способностью воспринимать, переживать и оценивать свое эмоциональное состояние. Вводятся эмоционально-эстетические образы этнического характера, которые стимулируют и корректируют эмоциональные проявления детей, погружают ребенка в особую эмоционально-эстетическую атмосферу, учат его понимать свое эмоциональное состояние и язык эмоций другого человека в разных видах деятельности. Эмоциональность взаимоотношений с детьми означает отказ от ролевого формализованного характера отношений, придание им межличностного характера. Отношение к детям характеризуется искренностью, сопереживанием, актуальной реакцией на действия детей. Воспитатель открыт для разнообразных вопросов и проблем детей, видит настроение ребенка, поддерживает его. Взаимоотношения воспитателей друг с другом характеризуются открытостью, солидарностью, каждый воспитатель ощущает сопереживание и поддержку коллег по поводу своих профессиональных успехов и неудач, педагоги делятся друг с другом не только профессиональными, но и личными проблемами. В педагогическом коллективе имеет место комфортная психологическая обстановка, свобода проявления своих чувств и переживаний, общая забота друг о друге. Взаимоотношения с родителями также не носят строго ролевого, формализованного характера. Предметно-пространственная организация образовательной среды направлена на создание условий предметно-развивающей среды детского сада с погружением ребенка в этнокультурную среду. Необходима организация среды на двух уровнях: предметно-пространственном и предметно-развивающем. Практическая направленность этнокультурного характера образовательной среды направлена на самореализацию личности дошкольника в процессе деятельности и общения, художественно-эстетического развития детей и творческой самореализации своего «Я». Практическая направленность заключается в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников.

Во втором параграфе «Национальное самосознание детей как психолого-педагогический феномен» рассмотрены разные подходы к определению понятия, его структурных компонентов. Особый интерес для нас в рамках данной работы представляют исследования в области психологических и педагогических наук. Педагогический подход изучения национального самосознания детей дошкольного возраста является наименее разработанным. Отметим, что в психологических исследованиях формирование национального самосознания в онтогенезе было изучено В.С.Агеевым, С.А. Арутюновым, Ю.В. Бромлеем, Э.Ц. Данзановой, А.Ф. Дашдамировым, Л.М. Дробижевой, И.С. Коном, В.С. Мухиной, Г.У. Солдатовой, Т.Г. Стефаненко, И.А. Снежковой, В.Ю. Хотинец и др. Существуют два подхода в изучении проблемы национального самосознания: функционально-исследовательский – изучение этнографических особенностей представителей национальных общностей (Ю.В. Арутюнян, Ю.В. Бромлей, В.И. Козлов, С.И. Королев) и теоретико-аналитический – изучение анализа структуры национального самосознания (А.Ф. Дашдамиров, Л.М. Дробижева, И.А. Снежкова). Анализ научной литературы показал, что теоретические и практические аспекты процесса воспитания национального самосознания достаточно исследованы, но обращены к детям школьного возраста. Конечно, процесс формирования национального самосознания личности не может быть ограничен возрастными рамками, так как продолжается и видоизменяется всю жизнь. Однако следует указать, что основы национального самосознания закладываются в дошкольном возрасте. Материальной основой национального самосознания в период дошкольного детства является отношение детей к родному краю, к Родине. В психологическом исследовании О.Н.Юденко раскрываются содержательные компоненты понятия «национальное самосознание дошкольников»: национальная идентификация-восприятие себя как представителя конкретного народа, национальные стереотипы, фиксирующие типичные для этноса понятия, знания, умения, нормы поведения, общность исторического прошлого (памятники, исторические события страны, знаменитые люди), территориальная общность (размер страны, пространственные представления, знания о символике страны (флаг, герб, гимн), культурно-духовные ценности (книги, мультфильмы, герои). В своей работе она указывает, что дети старшей и подготовительной группы еще не идентифицируют себя со своей национальностью, еще отсутствует дифференциация своей и чужой этнической группы. В понимании автора «национальное самосознание» – это осознание своей принадлежности к определенной этнической общности, своего положения в этой этнической общности и системе общественных отношений, а также понимание национальных интересов и взаимоотношений данной этнической группы с другими.

Анализ педагогических исследований по изучению национального самосознания также показал, что многие работы посвящены развитию этнического самосознания школьников, подростков и студентов (А.В. Иванова, Г.Д. Очиров, Л.В. Милько). Национальное самосознание детей дошкольного возраста в настоящее время недостаточно исследовано. В отечественной дошкольной педагогике Н.К.Крупской разрабатывались теоретические основы патриотического и интернационального воспитания, Ф.С. Левин-Щедрина указывала на необходимость знакомства детей с разными народами, Е.И. Радина отобрала и систематизировала материалы по ознакомлению с жизнью и трудом народов, Р.И. Жуковская разработала содержание и методы ознакомления с разными национальностями, М.И. Богомолова – методы и содержание ознакомления с разными народами, Э.К. Суслова затрагивала вопросы интернационального воспитания, становления национального самосознания через этику межнационального общения, Р.И. Халикова рассматривала ознакомление с народным творчеством, С.А.Козлова – ознакомление детей с историей страны, с социальной действительностью, много исследований посвящено приобщению детей к национальной культуре разных народов.

В дошкольной педагогике в разработке научно-теоретических основ национального самосознания детей дошкольного возраст свой вклад внесла И.З.Хабибулина. Ею изучены положительные стимулы раннего пробуждения национального самосознания у детей дошкольного возраста. И.З.Хабибулиной отмечается, что уважение к людям разных национальностей не передается по наследству, а воспитывается из поколения в поколения и чем раньше начинается его формирование, тем большую устойчивость оно приобретает. Автором предложены следующие компоненты национального самосознания: информационно-культурологический, эмоционально-ценностный, поведенческо-деятельностный – с соответствующими показателями: национальная самоидентификация, патриотизм, межнациональная толерантность.

Анализ психолого-педагогических исследований позволил нам уточнить понимание термина «национальное самосознание». Национальное самосознание детей дошкольного возраста имеет содержательную и структурную характеристику. Содержательная характеристика отражает осознанное отнесение себя к определенной этнической общности, положительное эмоциональное отношение к этнической принадлежности и регуляцию своего поведения на этой основе. Национальное самосознание включает три взаимосвязанных компонента: когнитивный, показателем которого является этническая осведомленность (познавательная сфера), эмоциональный, показателем которого является развитость этнических чувств (эмоциональная сфера), поведенческий - сформированность этнических норм поведения (практическая сфера). Особенности взаимосвязи структурных компонентов национального самосознания личности ребенка можно положить в основу выделения уровней: высокого, среднего, низкого (рис 2.)

Основу когнитивного компонента составляет этническая осведомленность – вся имеющаяся у субъекта информация о самом себе как представителе этноса (знания о родной земле, о характерных чертах своего народа, знания об историческом прошлом, о традициях, обычаях, элементах национальной культуры; представления о территориальной и государственной общности, знания о климатических условиях, о растительном и животном мире, знания о фольклоре, о национальной кухне, одежде в повседневной жизни своего народа, владение родным языком). Этническая осведомленность отражает познавательную сферу развития ребенка.

В основе эмоционального компонента выступают умения ребенка распознавать и описывать свои чувства, переживания, самооценка, которая является стержнем эмоционально-духовной сферы развития ребенка. Эмоциональный компонент включает этнические чувства, потребности, предпочтения. На наш взгляд, эмоциональная сфера определяет желание, эмоциональное состояние, глубину чувств, осознанность переживаний, доброжелательность, переживание за судьбу своего народа, желание помочь, проявление терпения и толерантности, радости, сострадания, чувства национальной гордости и отзывчивости. Эмоциональный компонент проявляется в эстетических чувствах - проявление удовольствия, восторга, восхищения; в интеллектуальных чувствах - проявление любознательности, увлеченности, радости от познания особенностей своей культуры, в представлениях о самом себе как представителе своей национальности: самооценка, уровень притязания, гордость за национальных героев, родственные связи, телесное «Я», образ «Я», свое имя. Данный компонент определяется через отношение детей к языку, истории, религии, интерес к общественным и культурным ценностям своего народа, принятие образа жизни своего народа, самооценку себя как представителя нации; удовлетворенность членством в этнической группе, гордость за успехи и достижения своего народа, чувство патриотизма и солидарности со своим народом.

В основе поведенческого компонента лежат ориентация, особенности поведения, установки, деятельность, отношение, коммуникативные и трудовые умения, общение детей на родном языке, сформированность национальных черт характера, почитание национальных традиций, соблюдение обрядов, побуждение к различным видам деятельности, вовлеченность в социальную и культурную жизнь, поддержание культурных традиций, то, что в конечном итоге определяет этнические нормы поведения личности. Перечисленные характеристики отражают практическую сферу развития личности.

На основе выделенных компонентов и их показателей нами определены уровни воспитания национального самосознания:

Высокий уровень. У детей достаточно полно сформированы представления о своей национальной принадлежности, для них характерны адекватная оценка себя как представителя тувинского народа, активное включение в разнообразные родственные связи, проявление осознанного чувства собственного достоинства, доброжелательное отношение, забота и проявление любви к природе. На этом уровне ребенок высоко оценивает нормы поведения в обществе и строго соблюдает их.

Средний уровень. Дети располагают неполными знаниями о культуре, традициях, обычаях тувинского народа, у них несистематические знания о жизни, быте, поверхностный интерес к устному народному творчеству. Относительно устойчивые представления о собственном «Я», но отсутствует целостное понимание себя как представителя этноса. Родной язык знают, но не используют в речи. Не всегда готовы действовать позитивно по отношению к себе и родственникам.

Низкий уровень. У ребенка пассивное познавательное отношение к национальной культуре, отсутствует интерес к народным играм, традициям обычаям сказкам, стихам, пословицам. Дети имеют неточные и ошибочные знания о характерных чертах народа, не желают общаться на родном языке, не проявляют интереса по отношению к себе и родственникам.

В третьем параграфе нами выделены факторы и принципы, способствующие воспитанию национального самосознания детей тувинской национальности. В этом же параграфе описан констатирующий эксперимент, цель которого - изучение состояния работы по воспитанию национального самосознания в практике дошкольных образовательных учреждений, определение отношения воспитателей и родителей к проблеме национального самосознания, диагностирование начального уровня национального самосознания детей старшего дошкольного возраста. Мы посчитали необходимым выяснить, насколько взрослые осознают значимость данной проблемы, поэтому провели опрос среди педагогов и родителей. С детьми старшего дошкольного возраста были проведены групповые беседы, индивидуальные беседы с использованием проблемных ситуаций и практико-ориентированных заданий.

Результаты показали преимущественное преобладание низкого и среднего уровня национального самосознания; обнаружено, что вопросы приобщения к национальной культуре тувинского народа не находят достаточного отражения в практике работы дошкольного учреждения; недостаточна осведомленность педагогов и родителей в вопросах воспитания национального самосознания, в связи с чем отсутствует система работы. Результаты констатирующего эксперимента отражены в табл. 1.

Итоги эксперимента доказывают необходимость проведения специальной работы по воспитанию национального самосознания детей, где исходными стали процесс конструирования образовательной среды и реализация организационно-педагогических условий воспитания национального самосознания у детей дошкольного возраста.

Во второй главе «Организационно-педагогические условия конструирования образовательной среды ДОУ, обеспечивающей воспитание национального самосознания детей» в первом параграфе расширен круг содержательных аспектов образовательной среды этнокультурными объектами за счет введения программы «Приобщение детей к национальной культуре тувинского народа в условиях ДОУ». Мы считаем, что специально разработанная программа сможет пробудить у дошкольников осознание своей национальной идентификации, чувства патриотизма, поможет сформировать толерантное отношение к людям разных национальностей, проживающих в России. В структуру программы входят пять блоков: 1 блок - «Тыва – мой край родной»: символика Тувы, карта, основное хозяйство. Мой родной город Кызыл – происхождение города, герб, достопримечательности. Животный мир Тувы. Растительный мир Тувы. Природа Тувы. Полезные ископаемые Тувы. 2 блок - «Юрта – жилище тувинцев»: национальная домашняя утварь, национальная одежда, национальные блюда, этикет приема гостей, национальные игры и игрушки, моя семья, моя родословная. 3 блок «Устное народное творчество»: тувинские сказки, загадки, пословицы, колыбельные песни, чистоговорки. 4 блок - «Народно-прикладное искусство»: изделия народных умельцев, национальные украшения, орнамент. 5 блок -«Культура тувинского народа»: национальные инструменты, писатели и поэты Тувы, артисты, композиторы, художники Тувы, национальные праздники.

В ходе опытно–поисковой работы мы посчитали необходимым также ввести действующее лицо Кырган-авай (бабушка), несущее в себе черты типичного национального образа тувинской женщины. Опытно-поисковая работа в детском саду разворачивалась в виде увлекательных, интересных для детей системы встреч с бабушкой, имевших естественный характер благодаря живому общению с конкретным лицом.

Во втором параграфе акцентированы событийно-ситуативные аспекты конструирования предметно-пространственной среды дошкольного учреждения, описывается реализация второго условия. Совместно с педагогами экспериментальных групп разработали дизайн-проект конструирования среды дошкольного учреждения. Это некая модель, в которой среда представлена в виде целостной системы насыщения среды этнокультурными объектами, новыми элементами оформления интерьера помещений. Модель включает пять компонентов: обучающий центр в виде мини-юрты, комнаты «Российский зал», «Республиканский зал», краеведческий музей, комната творчества. Мы считаем, что предметное окружение является активным инструментом приобщения ребенка к культуре своего народа.

В третьем параграфе описывается сотрудничество с семьями воспитанников, без их как показала опытно-поисковая работа, невозможно воспитание национального самосознания у детей. Необходимость организации взаимодействия с родителями обусловлена, с одной стороны, особой их ролью как непосредственных заказчиков образовательных услуг, с другой – наличием у них определенного педагогического потенциала в решении поставленной нами актуальной задачи. При взаимодействии ДОУ с родителями решались следующие задачи: психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения уровня их педагогической культуры, оптимизация стиля семейного воспитания, включение семьи в содержательную деятельность в системе «родители-ребенок-воспитатели».

Нами были оформлены специальные стенды - уголки для родителей, организовывались методические семинары по проблеме освоения национальной культуры в условиях детского сада, где родители делились опытом воспитания детей на основе традиций и обычаев. Работал семейный клуб «История моего рода», где дети вместе с родителями составляли генеалогическое древо и каждый ребенок мог рассказать о линии отца и о линии матери. Незаменимой частью работы с родителями является привлечение их к общественной жизни детского сада: участие в праздниках, развлечениях, в качестве приглашенных гостей на посиделках.

Определив три педагогических условия и реализовав их в процессе формирующего эксперимента, мы перешли к заключительному контрольному эксперименту, где выявляли динамику воспитанности национального самосознания детей, сопоставив результаты констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы.

На заключительном этапе опытно-поисковой работы осуществлено изучение результативности организационно-педагогических условий конструирования среды. Для этого проведен сравнительный качественно-количественный анализ начального и заключительного срезов, отражающих общую динамику воспитанности национального самосознания детей дошкольного возраста в контрольной группе (табл. 2) и в экспериментальной группе (табл. 3).

Полученные результаты свидетельствуют, что в экспериментальной группе увеличилось количество детей дошкольного возраста с высоким уровнем воспитанности национального самосознания по всем компонентам. Для выявления достоверности полученных результатов необходимо было применить статистические методы, роль которых заключалась в том, чтобы корректно и достоверно обосновать совпадение или различие состояний контрольной и экспериментальной групп с помощью углового преобразования Фишера, в результате чего статистически подтверждена значимая позитивная динамика проявления всех компонентов воспитанности национального самосознания детей дошкольного возраста на конец опытно-поисковой работы в сравнении с ее началом. Следовательно, проведенная опытно-поисковая работа эффективна и не противоречит выдвинутой научной гипотезе.

Таким образом, в диссертации исследован процесс воспитания национального самосознания детей дошкольного возраста путем специального педагогического конструирования образовательной среды. Традиции тувинцев дают богатейшее содержание для воспитания национального самосознания, начиная с дошкольного возраста. Анализ научно-методической литературы выявил, что национальное самосознание зависит от особенностей социально-культурной среды проживания этноса: жизненного уклада, мировоззрения, степени культурного развития, трудового воспитания, богатейшего наследия народных игр. В нашем исследовании осуществлен целостный подход к формированию личности ребенка с точки зрения воспитания национального самосознания дошкольников, созданы специальные педагогические условия конструирования образовательной среды дошкольного учреждения

В ходе исследования были решены его основные задачи, получены теоретические и экспериментальные данные, подтверждающие выдвинутую гипотезу, что позволило сделать обобщающие выводы.

1. В теории и практике педагогической науки накоплен значительный потенциал знаний о среде как одном из средств воспитания, обучения и развития человека. Под образовательной средой, ориентированной на воспитание национального самосознания детей дошкольного возраста нами понимается система влияний на ребенка, условий и возможностей воспитания национального самосознания ребенка дошкольного возраста. Образовательная среда включает этнокультурное познавательное содержание, эмоциональную и социально-культурную насыщенность в процессе педагогического взаимодействия, предметно-пространственные характеристики среды и их практическую направленность. В качестве структурных единиц образовательной среды нами выделяются: 1) этнокультурно-познавательное содержание, 2) эмоциональная и социально-культурная насыщенность в процессе педагогического взаимодействия, 3) предметно-пространственная организация среды, 4) практическая направленность этнокультурного характера.

2. В нашем понимании национальное самосознание детей дошкольного возраста – это взаимосвязь содержательных и структурных характеристик, при котором содержательная характеристика включает осознанное отнесение себя ребенком к определенной этнической общности, положительное эмоциональное отношение к этнической принадлежности и регуляцию своего поведения на этой основе. Национальное самосознание детей дошкольного возраста включает три взаимосвязанных компонента: когнитивный, показателем которого является этническая осведомленность (познавательная сфера), эмоциональный, показателем которого является развитие этнических чувств (эмоциональная сфера), поведенческий - сформированность этнических норм поведения (практическая сфера). Нами раскрыты уровни воспитанности национального самосознания детей дошкольного возраста: высокий – оптимальный, средний – допустимый, низкий – критический.

3. Конструирование образовательной среды ДОУ, обеспечивающей воспитание национального самосознания предполагает наличие следующих условий: специальный отбор этнокультурного содержания, изменение предметно-пространственной среды ДОУ, совместная деятельность ДОУ и семьи. Отбор содержания образовательной среды осуществлялся на базе таких принципов, как простота и выразительность, близость к детскому опыту, сюжетная занимательность, доступность возрасту. Изменение предметно-пространственной среды дошкольного учреждения, стимулировало приобщение детей дошкольного возраста к культуре тувинского народа. Ребенок чувствовал себя носителем культуры, у него появлялись глубокие положительные, осознанные переживания, гордость за свой народ, вырабатывались эстетические чувства при восприятии к национальных реалий, высокая самооценка. Совместная деятельность ДОУ и семьи актуализировала значимость национального (традиций, культуры, норм и т.д.) в жизни семьи.

4. В связи с тем что среда включена в актуальный опыт ребенка, в качестве основного педагогического условия, способствующего развитию национального самосознания у дошкольников, выступил дизайн-проект, включающий пять базовых компонентов. Его конструирование и внедрение в практику работы ДОУ оказало положительное влияние на уровень воспитания национального самосознания детей.

Результаты проведенной опытно-поисковой работы показали эффективность созданных педагогических условий конструирования образовательной среды, обеспечивающих воспитание национального самосознания детей дошкольного возраста. Таким образом, в исследовании подтверждена правомерность выдвинутой гипотезы, реализована его цель и решены поставленные задачи.

В перспективе предполагается изучение особенностей развития национального самосознания у детей при переходе с дошкольного к младшему школьному возрасту (7-9 лет).

 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ ОПУБЛИКОВАНЫ В СЛЕДУЮЩИХ РАБОТАХ:

 

Статьи, опубликованные в рецензируемых научных изданиях ,включенных в реестр ВАК МОиН РФ:

  1. Салчак, Б.В. Образовательная среда ДОУ как фактор развития национального самосознания старших дошкольников в условиях Республики Тыва [Текст] / Б. В Салчак // Мир образования – образование в мире. – 2009. – № 3. – С. 170-177 (0,73 п.л).

Статьи в сборниках научных трудов и тезисы докладов на научно-практических конференциях:

  1. Салчак, Б.В. Формирование национального самосознания у детей дошкольного возраста [Текст] / Б.В. Салчак // Основные направления модернизации современного дошкольного образования : материалы регион. науч.-практ. конф., Абакан,10-11 марта 2005 г. / отв. ред. Т. А. Дорофеева. – Абакан : Изд-во Хакасского гос. ун-та им. Н.Ф.Катанова, 2005. – С. 220-222 (0,5 п.л).
  2. Салчак, Б.В. Диагностическое изучение педагогической работы в дошкольных образовательных учреждениях по формированию национального самосознания детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Б.В. Салчак // Научные труды Тывинского гос. ун-та. – Кызыл, Изд-во ТывГУ, 2007. – Вып. 5, Т. 2. – С. 133- 135 (0, 31 п.л).
  3. Салчак, Б.В. Факторы, формирующие национальное самосознание маленького тувинца [Текст] / Б.В. Салчак // Молодежь и наука ХХI века : по материалам VIII всерос. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых, Красноярск, 23 -24 мая 2007 г. / Красноярский гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева ; отв. ред. А. В. Багачук. – Красноярск, 2008. - С. 245-247 (0,18 п.л).
  4. Салчак, Б.В. Особенности национального самосознания детей дошкольного возраста [Текст] / Б.В. Салчак // Педагогическая теория, эксперимент, практика : сб. ст. науч. ред. Т.А.Стефановская. – Иркутск, ИПКРО, 2007. – С. 251-261 (0,68 п.л).
  5. Салчак, Б.В. Диагностическое изучение особенностей сформированности национального самосознания детей старшего дошкольного возраста тувинской национальности [Текст] / Б.В. Салчак // Инновации в подготовке педагога как воспитателя : сб. науч. ст. / Бийский пед. гос. ун-т им В. М. Шукшина ; отв. ред. Л. А. Мокрецова. – Бийск, 2007. – С. 234-248 (0,85 п.л).
  6. Салчак, Б.В. Педагогические условия конструирования образовательной среды развития детей тувинской национальности [Текст] / Б. В. Салчак // Молодежь и наука ХХI века : по материалам IX всерос. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых (с междунар. участием), Красноярск, 15-16 мая 2008 г. : в 2 ч. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева ; отв. ред. А. В. Багачук. – Красноярск, 2008. – Ч. 1. – С. 222-224 (0,09 п.л).
  7. Салчак, Б.В. Приобщение дошкольников к национальной культуре тувинского народа в условиях дошкольного учреждения в Республике Тыва [Текст] / Б.В. Салчак // Реализация этнопедагогических идей в образовательном пространстве России : материалы всерос. науч.-практ. конф., Абакан, 14-16 мая 2008 г. : в 2 ч. / Хакасский гос. ун-т им. Н. Ф. Катанова ; под науч. ред. К. И. Султанбаевой, М. Я. Добря. – Абакан, Изд-во Хакасского гос. ун-та им Н. Ф. Катанова,2008. – Ч. 1. – С. 117-119 (0,21 п.л).
  8. Салчак, Б.В. Диагностическое изучение национального самосознания детей старшего дошкольного возраста в условиях Республики Тыва [Текст] / Б.В. Салчак // Реализация этнопедагогических идей в образовательном пространстве России : материалы всерос. науч.-практ. конф., Абакан, 14-16 мая 2008г. : в 2 ч. / Хакасский гос. ун-т им. Н. Ф. Катанова ; под науч. ред. К. И. Султанбаевой, М. Я. Добря. – Абакан, Изд-во Хакасского гос. ун-та им Н. Ф. Катанова, 2008. – Ч. 1. – С. 179-181 (0, 24 п.л).