27.12.2011 5653

Гарантии прав местного самоуправления: понятие, содержание, функции и особенности

 

В условиях проводимой муниципальной реформы понимание реальности гарантий прав местного самоуправления выходит на новый качественный уровень, имеет немаловажное теоретическое и практическое значение. Гарантия в переводе с французского garantir означает «обеспечивать». Толковый словарь русского языка трактует гарантию как ручательство, порука, в чем-нибудь, обеспечение. Нельзя сказать, что в современных научных и иных источниках гарантиям местного самоуправления не уделялось внимания. Наоборот они довольно широко освещались учеными-государствоведами (Авсеенко В.И., Бабун Р.В., Бондарь Н.С., Бочаров С.Н., Кудин В.А., Кутафин О.Е., Прудников А.С., Симонов A.M., Пылин В.В., Фадеев В.И., Шугрина Е.С. и др.) в различных изданиях.

Однако глубокого системного анализа реального положения дел с обеспечением прав местного самоуправления не проводилось. Фактически освещения сводились к комментированию конституционных положений и действующего Федерального закона 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Большинство ученых существующие проблемы местного самоуправления в своих работах не отражали, в изданиях фактически отсутствовали элементы критики. А между тем, по инициативе администрации Президента России в 2000-2003 гг. в стране была проделана большая работа по изучению проблем реализации действующего с 1995 г. вышеуказанного закона и поиску действенных механизмов развития местного самоуправления, отвечающего объективным реалиям.

Изученный опыт подтвердил, что современная структура государственной власти в России может быть эффективной лишь тогда, когда ее подкрепляет жизнеспособная система местного самоуправления. Проведенные исследования показали, что, несмотря на сыгранную законом большую роль в возрождении и развитии в России местного самоуправления, он оказался весьма не совершенным, не содержал законодательного регулирования механизма его реализации, не в полной мере учитывал специфику современного этапа развития российского общества, его исторические традиции, в отдельных случаях закон просто был «оторван» от жизни.

Так, например, в 2004 г. в стране при наличии более чем 155 тысяч административно-территориальных единиц юридически было оформлено чуть более 11,5 тыс. муниципальных образований. В большинстве субъектов Российской Федерации муниципальные образования либо вообще не были организованы, либо функционировали только на уровне районов, городов и сельских округов. При таком подходе подавляющая часть населенных пунктов была лишена какой-либо политической автономности и практически полностью - экономической самостоятельности. Попытки внести в закон о местном самоуправлении 1995 г. необходимые дополнения и изменения из-за их многочисленности оказались невозможными, поэтому в 2003 г. был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, который должен был вступить в действие в полном объеме с 1 января 2006 г. Новый закон положил начало проведению в стране муниципальной реформы. Её главная цель - приблизить власть к населению, упростить механизм предоставления ему муниципальных услуг, сделать их максимально доступными для людей. Для достижения этой цели необходим четко очерченный круг полномочий и их эффективное перераспределение между различными уровнями власти.

Выступая на XIII сессии Конгресса муниципальных образований Российской Федерации Президент России В.В. Путин в своем докладе отметил, что десять лет назад Конституция Российской Федерации четко определили гарантии и основы местного самоуправления как самостоятельности института власти в стране. Нашим стратегическим ориентиром оставалась и остается сильная и дееспособная местная власть. Однако достичь эту цель на практике оказалось гораздо сложнее, чем ее заявить. Нужно было учиться работать принципиально в иных условиях, формировать новые, действенные механизмы, анализировать и быстро преобразовывать собственный опыт. И для этого нам всем потребовались согласие общества консолидация власти, политическая воля. Да и многое стало понятным только тогда, когда приступили к практической работе.

Вы знаете: обращаясь к участникам сессии конгресса, президент подчеркнул, в последние два года была проведена большая работа. Мы приступили к разбору законодательных завалов, определились с правами и обязательствами муниципалитетов, вплотную подошли к решению вопросов их собственности и финансовой обеспеченности. Тем самым наметили пути к избавлению от длительного противостояния местной и региональной властей. Я сказал: наметили пути. Не решили еще пока эту проблему.

Обновленный закон об общих принципах организации местного самоуправления сегодня многое расставляет по своим местам. Он направлен на децентрализацию власти там, где это необходимо, и уточнение ее ответственности пред народом. В целом - на то, чтобы сделать жизнь более предсказуемой и обеспеченной.

В современной литературе встречаются различные определения гарантий прав местного самоуправления. Так, в издании Юридического института МВД России авторы считают, что гарантии местного самоуправления - это условия и средства, позволяющие обеспечить реализацию и эффективную правовую защиту прав местного самоуправления. По мнению Фадеева В.И. система гарантий прав местного самоуправления, закрепляемая муниципальным правом, охватывает всю совокупность условий и средств, обеспечивающих их реализацию и правовую защиту. Это мнение разделяет и Шугрина Е.С. в своем издании. Группа авторов во главе с профессором Бондарем Н.С. полагает, что гарантии местного самоуправления представляют собой систему средств и институтов, обеспечивающих реальные возможности реализации гражданами их прав на местное самоуправление. Одновременно это также своеобразный механизм ограничения государственной власти, которая всегда стремиться к усилению своего влияния на местном уровне, включая сферу местного самоуправления.

В научных работах, посвященных конституционному принципу самостоятельности местного самоуправления гарантии представлены как система средств и институтов, обеспечивающих реальные возможности реализаций гражданами их прав на местное самоуправление. Ткачева Н.А., говоря о гарантиях основ конституционного строя, определяет их как организационно-правовые условия и средства, которые обеспечивают реальность, социальную исполнимость предписаний, содержащихся в нормах этого института, а также их охрану и защиту в случае нарушения. Как видим, в научных изданиях имеет место тенденция использовать понятие гарантий более широко.

В процессе исследования нас привлекла позиция профессора Фадеева В.И., который к общим принципам местного самоуправления относит и государственную гарантию местного самоуправления. Общие принципы местного самоуправления - это закрепляемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами и обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и муниципальных образований. Указанная позиция соответствует ст. 12 Конституции Российской Федерации, где говориться, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Сходной позиции придерживается и Шеремет К.Ф. По данным им определению, «общие принципы организации местного самоуправления составляют «правовой каркас» демократической конституции местного самоуправления, основанной на обеспечении равного права граждан на местное самоуправление, независимо от того, на территории какого субъекта Федерации они проживают». Различия в позициях Фадеева В.И. и Шеремет К.Ф. состоит в количестве общих принципов, у первого их несколько больше. Это объяснить можно тем, что федеральный законодатель не дает конкретный исчерпывающий перечень общих принципов организации местного самоуправления, сделать это невозможно, так как любой перечень был бы не полным. И еще на одну деталь надо обратить внимание. Принцип государственной гарантии местного самоуправления закреплен в ст. 12 Конституции Российской Федерации, которая находится в главе 1 «Основы конституционного строя». В этой связи, следует согласиться с мнением Ткачевой Н.А., которая делает вывод о том, что нормы, закрепляющие основы конституционного строя, занимают первое место в иерархии норм права, и поэтому они являются гарантиями не только по отношению к нормам конституционного права, но и по отношению ко всей системе права, выступают гарантиями высшей юридической силы.

Вместе с тем, реализация принципов местного самоуправления обеспечивается не только их правовым закреплением в Конституции РФ, законодательстве, уставах муниципальных образований, но и системой соответствующих данным принципам организационных форм и методов. Особо надо сказать о методах правового регулирования муниципальных отношений. В современной юридической литературе раскрываются основные методы, посредством которых муниципальное право воздействует на общественные отношения. Это, прежде всего, два основных метода - императивный (властный) и диспозитивный. В их основе лежат такие правовые приемы (способы), как предписание, дозволение. Императивный метод регулирования предполагает правовое положение субъектов, построенное на субординации, прямом подчинении. В основе диспозитивного метода лежит такой способ регулирования общественных отношений, как дозволение, предоставляющее субъектам отношений право на самостоятельный выбор своего поведения. Известно, что императивный метод присущ отраслям публичного права, а диспозитивный метод -отраслям частного права.

Характер правового регулирования муниципальных отношений обусловлен спецификой предмета муниципальной отрасли права, который охватывает сферы и публичного, и частного права. Органы местного самоуправления не только осуществляют публично-властную деятельность (законодательство о местном самоуправлении устанавливает обязательность их решений), но и реализуют права собственника в отношении муниципального имущества от имени муниципального образования, вступая в гражданско-правовые отношения. В муниципальном праве используются и запреты, способ правового воздействия, применяемый и при императивном, и при диспозитивном регулировании. Например, ст. 133 Конституции Российской Федерации содержит запрет на ограничение прав местного самоуправления, а ст. 12 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (1995 г.) запрещает лишать население городского, сельского поселения независимо от его численности права на осуществление местного самоуправления.

Кроме императивного и диспозитивного методов в муниципальном праве используется и метод гарантий, который широко применяется, прежде всего, на федеральном уровне правового регулирования местного самоуправления. Его существование обусловлено конституционным принципом гарантированности государством местного самоуправления как необходимого (обязательного) элемента конституционной системы публичной власти в Российской Федерации.

Сущность гарантирующего правового воздействия в муниципальных правоотношениях состоит в том, что государство, признав местное самоуправление особым уровнем власти народа, установив, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, что местное самоуправление самостоятельно решает вопросы местного значения, взяло на себя обязанность обеспечить (читай гарантировать) не только судебную защиту от нарушений прав местного самоуправления, но и его организационную, финансовую, экономическую самостоятельность.

Так, например, федеральный закон о местном самоуправлении (1995 г.) устанавливает, что образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается (ст. 17). Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации обязаны обеспечивать муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности (ст. 37).

Метод гарантий приобретает особое значение в муниципальном праве с учетом федеративного характера нашего государства, представляющего широкие полномочия субъектам Федерации в области местного самоуправления. Закон 1995 г. об общих принципах организации местного самоуправления в целях обеспечения прав местного самоуправления строго разграничивает полномочие органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти ее субъектов в области местного самоуправления (ст.ст. 4,5). При этом закрепляется, что федеральные законы, законы субъектов Федерации, устанавливающие нормы муниципального права, не могут ограничивать гарантированные Конституцией Российской Федерации и законом об общих принципах организации местного самоуправления 1995 г. права местного самоуправления. В случае противоречия норм муниципального права, содержащихся в законах, положениям Конституции Российской Федерации, Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления применяются положения Конституции Российской Федерации и Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления (п. 3 ст. 7).

Таким образом, можно сделать вывод, гарантии прав местного самоуправления можно рассматривать как в качестве общего принципа организации и деятельности местного самоуправления, так и в качестве метода правового регулирования муниципальных отношений.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что некоторые авторы рассматривают гарантии местного самоуправления как систему средств и институтов. Исследуя современные трактовки понятия гарантий местного самоуправления, можно согласиться с утверждавшимся в юридической литературе мнением, что это, во-первых, средства, а во-вторых, предпосылки или условия, позволяющие обеспечить реализацию и эффективную правовую защиту прав местного самоуправления. Между тем, в новых правовых условиях мы вносим предложение о рассмотрении понятия гарантий в широком и в узком смысле слова. Такой подход обусловлен тем, что гарантии местного самоуправления в научной и учебной литературе последних лет рассматриваются учеными-государствоведами (Авсеенко В.И., Бондарь Н.С, Бочаров С.Н., Бутылин В.Н., Лимонов A.M., Кутафин О.Е., Кудин В.А., Прудников А.С., Пылин В.В. и др.) в качестве системы (совокупности) средств, состоящих из двух групп гарантий: общие гарантии местного самоуправления и специальные (юридические или правовые) гарантии местного самоуправления.

Как справедливо отмечено в издании Юридического института МВД России, деятельность органов местного самоуправления, реализация его прав осуществляется в определенных социально-экономических, политических условиях, которые, выступая в качестве важнейших органов жизнедеятельности людей в обществе и государстве, могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние на процесс самоуправления. Поэтому в качестве общих гарантий прав местного самоуправления можно рассматривать те политические, экономические, социальные условия, духовные устои и ценности общества, организационные средства, которые:

- служат предпосылками стимулирования развития местного самоуправления;

- обеспечивают определенную устойчивость и стабильность в деятельности органов местного самоуправления;

- создают реальные возможности для наиболее полной реализации норм, устанавливающих компетенцию органов местного самоуправления.

Аналогична точка зрения и у Ткачевой Н.А., которая пишет, - экономические, политические, идеологические основы (уровень социально-экономического, духовно-культурного развития общества и государства, стабильность политической системы, уровень преступности, качество работы правоохранительных органов, общая правовая культура каждого гражданина, отношение его к государству и праву) принято именовать общими гарантиями. Сами по себе они могут рассматриваться лишь как предпосылки гарантирования, так как автоматически не обеспечивают реализации правовых норм и не являются гарантиями в собственном смысле слова, однако, будучи закрепленными, законодательно, они приобретают характер правовых условий и создают тот фон, на котором действуют специальные юридические средства, определяющие условия и порядок реализации правовых предписаний.

Разделяя мнения указанных выше авторов, мы предлагаем считать общие гарантии местного самоуправления гарантиями в широком смысле слова. Общие гарантии местного самоуправления - основы, условия и средства, обусловленные сложившимися господствующими общественными отношениями экономического, политического и социального характера, направленные на обеспечение устойчивости и стабильности в организации деятельности местного самоуправления, создание возможности для дальнейшего его развития и реализации прав, которые не связаны с конкретными юридическими механизмами функционирования местного самоуправления.

Общие гарантии прав местного самоуправления тесно взаимосвязаны с юридическими гарантиями. Они являются определяющими по отношению к последним и обуславливают их существование. Юридические гарантии представляют собой правовую форму выражения общих гарантий. Мы попытаемся сформулировать понятие юридических гарантий с учетом ранее сделанного исследования его основных составных частей или признаков.

Юридические гарантии местного самоуправления - это триада правовых категорий: принципа, метода и системы средств, закрепленных в Конституции Российской Федерации, действующем законодательстве, уставах муниципальных образований для обеспечения фактического, т.е. реального осуществления местного самоуправления, эффективной защиты его прав в случае их нарушения. Они могут быть как в форме обязательных требований для конкретных субъектов муниципально-правовых отношений, так и носить универсальный характер адресуемый для неопределенного круга субъектов. Целевое назначение юридических гарантий несколько отличное от общих гарантий и состоит в том, чтобы правовыми средствами обеспечить нормальную, полноценную деятельность местного самоуправления и его органов в процессе выполнения своих функций и полномочий, а также защиту прав местного самоуправления.

Теоретическому исследованию понятия гарантий в юридической науке, связанной с государствоведением, в последнее время стало уделяться больше внимания, о чём свидетельствуют защищенные диссертации молодых ученых. Учитывая взгляды авторов указанных работ, мы пришли к выводу, что гарантии местного самоуправления также выполняют определенные функции, близкие к функциям гарантий основ конституционного строя. Их понимание значительно расширит представление о содержании гарантий местного самоуправления. Мы считаем, что они выполняют регулятивную, правообеспечительную, правоохранительную, правовостановительную, превентивную и стимулирующую функции. Первые четыре функции не требуют дополнительной характеристики, так как они усматриваются в целевом назначении юридических гарантий.

Сущность превентивной функции выражается в создании правовой ситуации, при которой к руководству муниципальным образованием не смогут прийти граждане, используя незаконные способы овладения муниципальной власти, в существовании различных видов ответственности за неисполнение или ненадлежащее использование решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

Гарантии местного самоуправления выполняют и стимулирующую функцию. Они играют определенную роль в генезисе правового поведения всех субъектов муниципально-правовых отношений, влияют на выбор определенного варианта их поведения, стимулируют правоприменительную практику.

Для раскрытия содержания понятия гарантий местного самоуправления, представляется, важным подчеркнуть и его отличие от других близких по смыслу понятий. Речь идет, прежде всего, о государственной поддержке местного самоуправления. Это более широкое понятие. Его смысл определен в ст. 9 закона о местном самоуправлении 1995 г. «Государственная поддержка местного самоуправления». В нём, в частности, определено: «Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление». Как отмечалось ещё в 1996 г. на Всероссийской совещании по вопросам местного самоуправления, вопрос о государственной поддержке местного самоуправления требует взвешенного подхода, ибо грань между поддержкой государства и вмешательством в решение вопросов местного значения слишком зыбка. Начиная с 1995 г. в стране принималось несколько Федеральных целевых программ государственной поддержки местного самоуправления (1995 г., 1999 г.).

Так, согласно Указу Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 г. «Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации» поддержка местного самоуправления со стороны государства и создание условий для устойчивого самостоятельного развития муниципальных образований должны быть ориентированы на эффективное и согласованное функционирование федеральных, региональных и муниципальных органов власти, государственных и гражданских институтов в целях обеспечения конституционных прав и свобод граждан России, повышения жизненного уровня и благосостояния многонационального народа Российской Федерации.

В Федеральной программе государственной поддержки развития муниципальных образований, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г., предусматривалось её исполнение в два этапа: первый этап (2000-2002 гг.) - создание базовых условий для развития муниципальных образований в реализации конституционных полномочий местного самоуправления; второй этап (20032014 гг.) - выполнение программных мероприятий, направленных на кодификацию законодательства о местном самоуправлении, а также на решение задач инвестиционного характера, способных обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие муниципальных образований и существенное повышение жизненного уровня населения.

Даже, несмотря на столь амбициозные программные задачи, избрание в 2000 году нового президента страны изменило подходы и приоритеты в поддержке и развитии местного самоуправления. Несмотря на большую положительную роль в возрождении в России местного самоуправления федеральный закон 1995 г. о местном самоуправлении оказался весьма несовершенным, а реализуемая ранее в стране с 1993 г. концепция местного самоуправления, по сути, нормативно-теоретическая идеальная моделью.

Реальное состояние местного самоуправления пока далеко от нормативного. Во-первых, процесс формирования российского местного самоуправления был не завершен, а во-вторых, действующая модель, как показал опыт её реализации, не во всем соответствует специфическим условиям страны и, тем более, особенностям переходного периода государственного строительства, не говоря уже о реальном состоянии политической и правовой культуры большинства населения.

Изучение состояние местного самоуправления, как справедливо замечает Игнатов В.Г., убеждает, что пока на разных уровнях власти (городской, районной, областной, республиканской) отсутствует полное понимание и осознание идеи местного самоуправления, большинство руководителей не видят его нового качества, которое закреплено в Конституции Российской Федерации. Властные органы в городах и районах по сути дела зачастую являются низовым звеном государственной власти и находятся в полной зависимости от вышестоящих органов власти, а не от населения, которое в условиях, традиционного самоуправления избирает местное самоуправление и доверяет ему управлять местным сообществом на определенное время и в определенных, очерченных законом рамках полномочий. Учитывая сложившуюся ситуацию, новое политическое руководство России выдвинуло идею проведения в стране административной реформы. Одним из её этапов стало принятие нового Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, который направлен на обеспечение политической и экономической самостоятельности органов местного самоуправления, усиление государственного контроля за законностью и соблюдением прав и свобод граждан.

При таком новом подходе остается не совсем ясной позиция федерального законодателя, не включившего в текст обновленного закона положения ст. 9 о государственной поддержке местного самоуправления, по-видимому, посчитав, что в результате проведенной реформы будут обеспечены (гарантированы) все права местного сообщества и необходимости в его поддержке не будет. По-нашему мнению, государственная поддержка местного самоуправления будет необходима всегда, и поэтому вносим предложение о включении в текст Федерального закона № 131-ФЗ, положений ст. 9 закона о местном самоуправлении 1995.

Поддержка государством местного самоуправления осуществлялась ранее в рамках федеральных и региональных программ развития местного самоуправления, принятие которых регламентировалось в п. 8 ст. 4 и п. 7 ст. 5 закона о местном самоуправлении 1995 г. В этих статьях закреплены полномочия государственной власти Российской Федерации в области местного самоуправления (ст. 4) и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления (ст. 5). Вместе с тем, в статьях 5 и 6 с аналогичными названиями текста нового закона о местном самоуправлении сведения о поддержке государством местных сообществ в рамках программ отсутствуют.

Все это дает основание предположить, что в будущем каких-либо программ развития местного самоуправления не будет, так как для этого отсутствует правовая регламентация. Как справедливо отмечает Железнякова Е.В., существуют различные взгляды относительно сущности и содержания гарантий. Они понимаются как закономерности; средства; средства и условия; средства и способы; средства, способы и условия; социальные условия; обеспечение и т.д.

Поэтому важным, представляется в научно-теоретическом плане выделить характерные особенности гарантий местного самоуправления, которые позволяют ограничить их пределы и показать отличие от других схожих понятий. И так, во-первых, гарантии - это, прежде всего, основа и условия, предпосылки, при использовании понятия в широком смысле слова. Принцип, метод и правовые средства (юридические нормы, положения, уставы, предписания, правовые отношения и др.) при использовании понятия в узком смысле слова. Во-вторых, они могут быть в форме обязательных требований для конкретных субъектов муниципально-правовых отношений, так и носить универсальный характер, адресуемый для неопределенного круга субъектов. В-третьих, они выполняют различные функции (регулятивную, правообеспечительную, правоохранительную, правовостановительную, превентивную, стимулирующую). В-четвертых, несмотря на то, что гарантии общие и юридические рассматриваются в качестве системы, они имеют определенные различия в целевом назначении. В-пятых, гарантии носят государственный многоаспектный характер, отличительной особенностью его, с одной стороны, является обязательность и реальная выполнимость чего-либо в полном объеме, с другой стороны, в случае не выполнения первой, появляется право обращения в суд за защитой, одновременно это и механизм ограничения вмешательства государства в сферу муниципального уровня власти.

Выделенные характерные особенности позволяют сделать вывод о том, что нельзя к гарантиям местного самоуправления относить многие самостоятельные институты, даже находящиеся в муниципальном праве, например, институт ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления (Прудников А.С., Кудин В.А., Лимонов A.M. и др.). Не каждая защита прав местного самоуправления в суде может повлечь ответственность. Зачастую разбирательство заканчивается отменой правового акта или его изменением. Говоря о муниципально-правовой ответственности, она, вообще, как вид юридической ответственности с научных позиций ещё не разработана. Есть мнение о включении в систему юридических гарантий местного самоуправления деятельности по надзору и контролю всех государственных органов и даже общественного контроля (Железнякова Е.В.), порядка рассмотрения обращений органов местного самоуправления в различные государственные органы (Прудников А.С.). Однако названные и некоторые другие правовые институты, понятия и категории не отвечают требованиям, выделенных нами особенностей, а следовательно, не могут рассматриваться в качестве элементов системы гарантий местного самоуправления.

Завершая рассмотрение вопросов понятия, содержания и целевого назначения гарантий местного самоуправления ещё раз подчеркнем, нами впервые внесено предложение о рассмотрении этого понятия в широком и узком смыслах этого слова, даны их авторские определения, раскрыто содержание гарантий местного самоуправления, выделены их функции и характерные особенности, позволяющие отличить гарантии от других схожих понятий. Кроме того, мы аргументировали и внесли предложение об изменении и дополнении обновленного текста федерального закона о местном самоуправлении.

 

Автор: Черненко А.В.