18.11.2010 11908

Развитие общительности во взаимосвязи со свойствами темперамента в учебной деятельности у старших школьников и студентов (Н.А. Жемчугова)

 

На правах рукописи

 

Жемчугова Наталья Анатольевна

 

РАЗВИТИЕ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ СО СВОЙСТВАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ

 

19.00.07- педагогическая психология

 

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук

 

Екатеринбург - 2009

 

Работа выполнена в ГОУ ВПО  «Уральский государственный педагогический университет»

 

Научный руководитель:  доктор психологических наук, доцент Зиньковская Светлана Михайловна

 

Официальные оппоненты:  доктор психологических наук, профессор Глуханюк Наталья Степановна, доктор психологических наук, профессор Грошев Игорь Васильевич

 

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова»

 

Ученый секретарь диссертационного совета Лазарева О. Н.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальность темы исследования. В современном открытом обществе общительность выступает важным условием получения, расширения и обогащения информации. В этой связи возникает необходимость углубления знаний о строении общительности, ее источниках и механизмах, о связи ее динамического и содержательного аспектов.

Имеющиеся в литературе данные свидетельствуют о неоднозначности результатов сопоставления содержательных, личностных характеристик с энергодинамическими признаками. К настоящему времени можно говорить о двух основных точках зрения на данную проблему. Первая точка зрения основывается на однозначной связи свойств темперамента и качеств личности. В ней по существу утверждается тесная зависимость между ними, подчеркивается предопределенность черт личности от тех или иных свойств темперамента и его типа в целом (Г. Айзенк, В. И. Гарбузов,  Э. Кречмер). Вторая точка зрения исходит из многозначных зависимостей свойств темперамента и личностных свойств. Она базируется на следующих положениях: во-первых, от одного и того же свойства темперамента зависит несколько различных свойств личности; во-вторых, одно и то же свойство личности зависит от нескольких свойств темперамента  (В. В. Люкин, В. С. Мерлин). Сопоставлению формально-динамических, поведенческих признаков общительности посвящено много исследований, в то время как мотивационно - смысловая, содержательная их часть не подлежала внимательному изучению.

Исходя из концепции единства когнитивных, мотивационных, эмоциональных, динамических, регуляторных и продуктивных характеристик общительности следует рассматривать их как целостно-функциональную систему. Иными словами, каждая переменная общительности может выступать как инструментально-смысловая система психологических признаков, обеспечивающих готовность и стремление субъекта к реализации того или иного предметного отношения определенным способом (А. И. Крупнов).

Очевидным становится противоречие между необходимостью развития общительности у студентов и старших школьников, обеспечивающей успешность в учебной деятельности, и отсутствием научно обоснованных факторов, способствующих оптимальной самореализации данного свойства.

Стремление найти пути разрешения указанного  противоречия  определило проблему данного исследования. Рассмотрение соотношения свойств темперамента с различными переменными общительности вызвано недостаточностью изучения этого вопроса, хотя его теоретическая и практическая значимость очевидны. Формирование общительности как черты личности требует знания ее природы, структуры, механизмов и условий ее развития, одним из которых является влияние свойств темперамента на переменные общительности.

Учет специфики связи свойств темперамента с переменными общительности в возрастной динамике позволит выявлять наиболее благоприятные условия развития общительности у старших школьников и студентов, выбирать научно обоснованный подход для развития общительности школьников и студентов в учебно-воспитательном процессе. Установление многомерной, системной организации переменных общительности и сопоставление их с психодинамическими свойствами личности поможет определить условия успешности межличностных взаимоотношений на раннем и позднем этапах юности.

Объектисследования - общительность как черта личности и свойства темперамента.

Предметисследования - соотношение свойств темперамента с различными переменными общительности личности и ее развитие в учебной деятельности у старших школьников и студентов.

Цельисследования - выявление специфики взаимосвязи между различными переменными общительности и свойствами темперамента у учащихся старших классов и студентов и разработка психолого-педагогической программы по развитию и коррекции общительности в учебной деятельности.

Гипотеза исследования Успешное развитие общительности у старших школьников и студентов в учебной деятельности обеспечивается в случае, если:

– учитываются возрастные особенности общительности, которые могут проявляться как в степени выраженности ее переменных, так и ее психологической структуре.

– рассматриваются свойства темперамента, которые могут быть специфически взаимосвязаны с регуляторно-динамическими и продуктивно-смысловыми переменными общительности старших школьников и студентов.

– реализуется коррекционная программа развития общительности, содержание модулей которой адекватно характеристикам общительности.

Задачи исследования:

1. Проанализировать и обобщить научные данные по изучению темперамента, общительности и их соотношению.

2. Исследовать свойства темперамента и общительность личности.

3. Выявить особенности связей регуляторно-динамических и продуктивно-смысловых переменных общительности у старшеклассников и студентов в учебной деятельности.

4. Изучить возрастные различия между переменными общительности, их специфику у старших школьников и студентов.

5. Определить соотношение свойств темперамента с переменными общительности на раннем и позднем этапах юношеского возраста.

6. Разработать коррекционную программу общительности старших школьников и студентов в учебной деятельности.

Методологическую основу исследования составляют системный подход в изучении личности (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов), положения о единстве деятельности и личности (К. А. Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов, Б. Ф. Ломов и др.), о личности как активном субъекте деятельности и отношений с миром (Л. И. Анцыферова. Л. И. Божович, А. В. Брушлинский, Д. И. Фельдштейн и др.), концепция многомерно-функционального строения свойств личности (А. И. Крупнов, В. П. Прядеин, С. М. Зиньковская).

Методы исследования. Теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы, методики диагностики переменных общительности и свойств темперамента, статистические методы анализа результатов исследования (оценка значимости различий средних показателей общительности возрастных групп старших школьников и студентов – t-критерия Стьюдента; корреляционного и факторного анализа), формирующий эксперимент, наблюдение, беседа, тестирование.

База исследования. Исследование проводилось в период с 1999 по 2007 г. Обследовалось 100 учащихся 10-11 классов МОУ СОШ №148 г. Екатеринбурга и 100 студентов 2 курса филиала Московского государственного открытого педагогического университета и Уральского государственного педагогического университета.

Научная новизнаисследования заключается в следующем:

1. Обоснована необходимость комплексного анализа общительности в учебной деятельности старших школьников и студентов как системного свойства личности. Выявлена специфичность взаимосвязи различных аспектов общительности: регуляторно-динамического, продуктивно-смыслового. Установлено своеобразие связей переменных общительности и свойств темперамента у разных возрастных групп учащихся.

2. Выявлены сходства и различия между переменными общительности. У старшеклассников и студентов в учебной деятельности отмечается относительно равнозначная выраженность регуляторно-динамических переменных: энергичности, аэнергичности, астеничности, интернальности, экстернальности и преобладание стеничности у студентов. Продуктивно-смысловые составляющие общительности: социоцентричность, эгоцентричность, осмысленность, осведомленность, предметность - выше у студентов.

3. Установлены общие и специфические особенности в структуре общительности на раннем и позднем этапах юности. Уровень взаимосвязи между регуляторно-динамическими переменными общительности и свойствами темперамента выше у старшеклассников, тесная связь в переменных продуктивно-смыслового аспекта общительности и снижение связи со свойствами темперамента наблюдается у студентов. Выявлено доминирование взаимосвязи свойств эмоциональности темперамента и стеничности общительности у школьников, эмоциональности темперамента и социоцентричности, осмысленности общительности - у студентов.

Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении понятия «общительность», в конкретизации структуры общительности как системного свойства личности в соотношении со свойствами темперамента. Теоретически обоснована значимость исследования соотношения свойств темперамента с различными переменными общительности в учебной деятельности старших школьников и студентов. Установленные психологические особенности общительности в соотношении со свойствами темперамента позволяют расширить представления о развитии общительности в процессе обучения на раннем и позднем этапах юношеского возраста.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные о возрастных особенностях общительности и соотношении ее переменных со свойствами темперамента позволят совершенствовать учебно-воспитательный процесс путем нахождения и привлечения разнообразных способов и средств, обеспечивающих успешность их реализации. Результаты исследования создают базу для более эффективного развития общительности в учебной деятельности в связи с возможностью учитывать ее психодинамические и индивидуально-психологические особенности в старшем школьном и студенческом возрасте. Материалы изучения общительности могут быть включены в научные разработки, учебно-методические пособия, в лекционные и практические курсы по психологии общения, личности и темперамента, использованы в диагностической и коррекционной работе педагога-психолога. На основе полученных данных разработана коррекционная программа по развитию общительности в учебной деятельности у старших школьников и студентов.

Обоснованность и достоверностьрезультатов достигалась, исходя из научной концепции целостного изучения свойств личности, валидности и надёжности методик диагностики общительности и темперамента с применением статистических методов анализа результатов исследования (оценка значимости различий средних показателей общительности возрастных групп старших школьников и студентов – t-критерия; корреляционного и факторного анализа).

Положения, выносимые на защиту:

1. Психологическое строение общительности как свойства личности представляет собой системную организацию регуляторно-динамических и продуктивно-смысловых переменных.

2. Существуют различия в степени выраженности компонентов общительности у старших школьников и студентов. У студентов теснота связей между динамическим, регуляторным и эмоциональным компонентами общительности усиливается.

3. Ядро общительности у учащихся образуют регуляторно-динамические переменные, у студентов же - продуктивно-смысловой аспект общительности.

4. Соотношение свойств темперамента с переменными общительности имеет различие при переходе от старшего школьного возраста к юношескому в процессе учебной деятельности.

5. Методы системной диагностики и коррекции (коррекционные карты, тест-опросник и бланковый тест для повторного измерения общительности) способствуют эффективной саморегуляции и обеспечивают реализацию общительного поведения старших школьников и студентов.

Апробация и внедрение результатов работы.Материалы исследования внедрялись в МОУ СОШ № 148, Центре детского творчества «Надежда» г. Екатеринбурга; докладывались на международных (Москва, 2003, 2006) региональных (Екатеринбург, 2000, 2002, 2004, 2005, 2006).

Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка. В тексте содержится 58 таблиц, 19 рисунков, 3 приложений.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Во введении обоснована актуальность темы исследования; выделены противоречия и проблема исследования; сформулированы цель, задачи и гипотезы исследования; описаны теоретические основы; представлена информация о методах исследования; показаны научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, сформулированы положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретический анализ исследований по проблеме общительности» рассмотрены теоретические и экспериментальные исследования по теме диссертации, выделены психологические особенности общительности, описана ее структура, рассмотрены психологические характеристики общительности на разных возрастных этапах, изучено соотношение компонентов общительности со свойствами темперамента.

В многочисленных исследованиях показано, что общение является способом взаимодействия людей во всех видах деятельности. В общении протекают познавательные психические процессы, идет становление сознания, самосознания, ценностных ориентаций личности. Общение выступает необходимым условием реализации природных задатков, стремлений, потребностей, интеллекта, свойств личности и способностей (Б. Ф. Ломов, А. И. Ильина, А. И. Крупнов и др.).

Общительность - относительно устойчивая система мотивационно-смысловых и регуляторно-динамических характеристик проявляется в деятельности, общении и обусловливает их. При этом общение и общительность не могут быть противопоставлены или отождествлены. Общительность как системное свойство личности и фактор субъект-субъектного взаимодействия является важным объектом исследования (А. И. Крупнов).

В работах различных исследований определен достаточно широкий набор психологических характеристик общительности человека (А. И. Аржанова,  Л. Д. Василенко, М. И. Волк, Л. В. Жемчугова, А. Л. Журавлев, А. И. Ильина,  В. А. Кан-Калик, А. Г. Ковалев, А. И. Крупнов, И. Х. Пикалов, О. Н. Санникова, И. В. Страхов, А. И. Щебетенко, Т. Г. Якушева, и др.). В исследованиях  А. И. Крупнова мотивационные, динамические, эмоциональные, регуляторно-волевые и продуктивные характеристики общительности рассматривались в их связях и отношениях на основе системного подхода. Кроме того, была разработана целостная многомерно-функциональная модель анализа свойств личности, включающая: динамический, эмоциональный, мотивационный, продуктивный, когнитивный, регуляторный, установочно-целевой и рефлексивно-оценочный компоненты. Содержательная сторона общительности включает мотивацию (социоцентрическую или эгоцентрическую), сферу приложения (предметную или субъективную), степень осознанности (осмысленности - осведомленности). Инструментально-стилевая сторона общительности определяется силой, интенсивностью, устойчивостью, многообразием приемов и способов реализации общительности (энергичность - аэнергичность), особенностью эмоциональных переживаний (стеничность - астеничность), типом саморегуляции общения (интернальность - экстернальность).

Таким образом, общительность определяется как системное свойство личности, которое имеет свою структуру обусловленную взаимодействием инструментально-стилевой стороны и содержательной стороны. Рассматриваются соотношения указанных переменных общительности со свойствами темперамента по предметному и коммуникативно-речевому аспекту: эргичности, пластичности, темпа, эмоциональности.

Далее был рассмотрен онтогенез общительности, изучаемый как динамическое свойство в дошкольном, подростковом и юношеским возрасте, который представляет особый исследовательский интерес. Как многомерное, системное свойство личности общительность старшего школьника и студента, вбирая в себя энергодинамические, мотивационно-смысловые и продуктивные характеристики, требует научного обоснования возрастной специфики взаимосвязей и взаимозависимостей между ними.

Общение как процесс межличностного взаимодействия и общительность как интегральное свойство личности занимают важное место в юношеском возрасте. В старшем школьном и студенческом возрасте ведущей деятельностью является учебная деятельность и общение в контексте профессиональной ориентации. У юношей и девушек формируется творческое отношение к процессу общения, которое тесно связано с проблемой личностного роста в юношеском возрасте. Целеустремленность, самостоятельность и разнообразие общения определяют главное содержание общения на раннем и позднем этапах юности  (А. А. Бодалев, Л. И Божович, И. С. Кон, А. В. Мудрик, Д. И. Фельдштейн и др.).

В конце первой главыпредставлен теоретический анализ учений о темпераменте, его особенностях. Под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента.

Конкретные проявления типа темперамента многообразны. Они не только заметны во внешней манере поведения, но словно пронизывают все стороны психики, существенно проявляясь в познавательной деятельности, сфере чувств, побуждениях и действиях человека, а также в характере умственной работы, особенностях речи и т. д. Выделяют три сферы проявления темперамента: общую активность, особенности моторной сферы и эмоциональность. Общая активность определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой. По этому параметру человек может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным, стремительным.

Проявление темперамента в моторной сфере есть частное выражение общей активности. К ним относится темп, быстрота, ритм, общее количество движений. Эмоциональность как проявление темперамента характеризуется впечатлительностью, чувствительностью, импульсивностью и т. п.

Таким образом, краткий теоретический обзор исследований по проблеме общительности в соотношении со свойствами темперамента указывает на следующие положения:

общение выступает фактором развития сознания, деятельности, личности, познавательной и эмоционально-волевой сферы, характера и способностей, это необходимое условие проявления и самоактуализации задатков, стремлений, склонностей, интересов, потребностей и т. д.

общение в юношеском возрасте характеризуются целеустремленностью, самостоятельностью, произвольностью, творческим воплощением в ведущей учебно-профессиональной деятельности; расширяется и стабилизируется круг общения, повышается готовность и возможность самовоспитания коммуникативных качеств;

разграничиваются понятия «общение» и «общительность». Общение - важнейший процесс взаимодействия людей в различных видах деятельности. Общительность - индивидуальное свойство личности, выступающие в регуляторно-динамическом, продуктивно-смысловом аспектах;

в психологических исследованиях представлено различное понимание общительности. Одни исследователи определяют ее как свойство темперамента, выражающее устойчивые динамические признаки, служащие успешному общению. Другие рассматривают общительность как черту характера и системное свойство личности;

динамическая сторона общительности более тесно связана со свойствами темперамента, чем продуктивно-смысловая составляющая данного свойства;

общительность изучается на основе целостной многомерно-функциональной модели анализа свойств личности, включающей компоненты: динамический, эмоциональный, регуляторный, мотивационный, когнитивный, продуктивный, рефлексивно-оценочный, установочно-целевой.

Во второй главе «Эмпирическое исследование возрастных различий общительности и их соотношение со свойствами темперамента в учебной деятельности у старших школьников и студентов» указаны цели, задачи используемые методы, изложены исследовательские данные особенностей общительности на раннем и позднем этапах юношеского возраста. Предоставлены полученные автором данные о возрастных различиях общительности старших школьников и студентов, об особенностях структуры переменных общительности на раннем и позднем этапах юношеского возраста. Описана методика изучения общительности и свойств темперамента.

Программа изучения общительности как системного свойства личности старших школьников и студентов состояла из целостной модели, которая включала в себя два аспекта, восемь основных компонентов и шестнадцать переменных. Для их выявления использовались методы, разработанные А. И. Крупновым (1998, 2008). Все 16 переменных общительности оценивались по двум количественным показателям: интенсивности, т. е. частоты, устойчивости, постоянства проявлений общительности, и вариативности, т. е. разнообразия и широты реализуемых субъектом специфических признаков общительности. Для изучения свойств темперамента была использована методика В. М. Русалова, представляющая собой опросник из 105 вопросов.

Результаты нашего исследования обнаружили незначимые возрастные различия регуляторно-динамических переменных общительности у учащихся старших классов и студентов по переменным энергичности, аэнергичности, астеничности, интернальности, экстернальности. Стеничность общения ярче выражена у студентов.

Анализ регуляторно-динамических переменных общительности в нашем исследовании показал, что как у школьников старших классов, так и студентов показатели энергичности, стеничности и интернальности имеют устойчивые уровни связи. Астеничность и экстернальность вступают в обратную зависимость с энергичностью в обеих возрастных группах. У студентов наблюдается обратная связь аэнергичности с энергичностью и стеничностью, выявились надежные корреляции экстернальности и аэнергичности, тогда как у старших школьников они незначимы. В обеих возрастных группах установлена связь между аэнергичностью и астеничностью, астеничностью и экстернальностью. У учащихся старших классов также определились общественно-значимые цели с энергичностью и интернальностью.

В целом с возрастом уровень прямых и обратных связей между регуляторно-динамическими переменными возрастает. Это указывает на большую сплоченность регуляторно-динамических переменных общительности у студентов, в сравнении с учащимися старших классов. Инструментально-стилевая сторона общительности возрастает за счет интенсивности, постоянства и разнообразия способов и средств реализации общительности, напряженности эмоций и саморегуляции общительности.

Продуктивно-смысловые переменные общительности существенно преобладают в студенческом возрасте, значимые различия обнаружены в переменных социоцентричности, эгоцентричности, осмысленности, осведомленности, предметности, субъектности. Мотивационные, когнитивные и продуктивные характеристики общительности студентов отличаются большей выраженностью, содержательностью, пониманием, информативностью, социально-значимой регуляцией общительности.

С возрастом ведущим звеном в результативности межличностных отношений становятся продуктивно-смысловые переменные общительности, что, по всей видимости, связано со становлением социальной ориентации у студентов. Регуляторно-динамические переменные общительности скорее обеспечивают ее энергетическую основу на раннем и позднем этапах юности. Выраженность положительных эмоций в большей мере обнаруживается у студентов. Вероятно, это вызвано большей самостоятельностью, склонностью к различным переживаниям в связи со сменой среды, более сложной жизненной ситуацией. Сопоставление продуктивно-смысловых характеристик общительности старшеклассников и студентов показало надежные значимые корреляции между переменными социоцентричности, эгоцентричности, осмысленности, осведомленности, предметности и субъектности. У студентов социоцентричность более тесно коррелирует с осмысленностью, а у старшеклассников - с осведомленностью. Социально-значимая направленность мотивации общительности у студентов в меньшей степени определяется эгоцентрической мотивацией, осведомленностью и субъектностью. Отсутствует связь осмысленности с результативностью общительности в субъектной сфере, которая весьма существенна у учащихся старших классов. Эгоцентричность старших школьников наиболее тесно связана с осведомленностью, предметностью и субъектностью. У студентов личностные и операциональные трудности имеют обратную зависимость с социоцентричностью, предметностью и субъектностью, которая отсутствует у старшеклассников.

Не выявились возрастные различия по личностно-значимым и общественно-значимым целям, личностным трудностям у старшеклассников и студентов. Трудности операциональные значимо выражены у учащихся.

Также в работе показана специфика и динамика соотношения компонентов общительности со свойствами темперамента: эргичностью, пластичностью, темпом, эмоциональностью у старших школьников и студентов.

Вопрос о природе различных переменных общительности состоит в том, что регуляторно-динамический аспект в большей степени обусловлен природным фактором, свойствами темперамента, а мотивационно-когнитивный больше связан с условиями среды, организацией различных видов деятельности. Разные по природе, функциям и содержанию аспекты общительности тесно взаимодействуют, чем достигается успешность реализации стремлений субъекта к межличностному взаимодействию (А. И. Крупнов).

Нами было рассмотрено соотношение между регуляторно-динамическими переменными общительности и свойствами темперамента. В нашей работе обнаружено, что у старшеклассников и студентов наиболее ярко проявляются связи энергичности общительности со свойствами темперамента: коммуникативно-речевой эргичностью, предметной и коммуникативно-речевой пластичностью, предметным и коммуникативно-речевым темпом. У студентов отмечается значительное число соотношений регуляторно-динамических переменных общительности и свойств темперамента. Коммуникативно-речевая эргичность старшеклассников коррелирует с энергичностью и стеничностью, а у студентов еще и с интернальностью, и также имеет отрицательные связи с астеничностью и экстернальностью. Аэнергичность не обнаружила связей со свойствами темперамента у студентов, а у старшеклассников выявилась ее связь с предметной эмоциональностью. Стеничность студентов и старшеклассников связана с коммуникативно-речевой эргичностью и коммуникативно-речевой эмоциональностью, у старшеклассников - с темпом, а у студентов - с предметной и коммуникативно-речевой пластичностью. Астеничность старших школьников и студентов имеет обратную связь с предметной пластичностью и коммуникативно-речевым темпом, а у студентов и с предметным темпом, с предметной и коммуникативно-речевой эмоциональностью, у старшеклассников - только с коммуникативно-речевой эмоциональностью, интернальность старших школьников обнаружила связь с коммуникативно-речевым темпом, у студентов - с предметной и коммуникативно-речевой пластичностью.

Итак, регуляторно-динамический аспект общительности старших школьников и студентов характеризуется относительной устойчивостью зависимостей со свойствами темперамента. При этом у старших школьников наблюдается их преобладание. Можно полагать, что данный аспект общительности в большей мере связан с природными, нейрофизиологическими особенностями индивида в юношеском возрасте.

При соотношении продуктивно-смысловых переменных общительности со свойствами темперамента выявлено большее число корреляций у старших школьников, а у студентов их количество значительно ниже. У учащихся старших классов предметная и коммуникативно-речевая эргичность связана со всеми переменными продуктивно-смыслового аспекта: социоцентричностью, эгоцентричностью, осмысленностью, осведомленностью, предметностью и субъектностью, у студентов коммуникативно-речевая эргичность только - с предметностью и субъектностью. Предметная пластичность старших школьников коррелирует с социоцентричностью, эгоцентричностью, осведомленностью, предметностью и субъектностью, коммуникативно-речевая пластичность - с предметностью и субъектностью. У студентов предметная пластичность соотносится с осведомленностью, предметностью и субъектностью, коммуникативно-речевая пластичность - с социоцентричностью и предметностью. Предметный темп учащихся старших классов коррелирует с социоцентричностью, эгоцентричностью, осмысленностью, осведомленностью, предметностью, коммуникативно-речевой темп еще и с субъектностью. У студентов предметный темп связан с предметностью, а коммуникативно-речевой темп - с субъектностью. Предметная и коммуникативно-речевая эмоциональность не имеет надежных связей с продуктивно-смысловыми переменными общительности. У старших школьников коммуникативно-речевая эмоциональность соотносится с социоцентричностью и субъектностью, предметная пластичность - с общественно-значимыми целями.

Таким образом, в студенческом возрасте наблюдается снижение уровня взаимосвязи свойств темперамента с продуктивно-смысловыми переменными общительности. Возможность освоить предметный мир, практическую деятельность, участие в разнообразных социальных контактах, скорость двигательных и предметных актов, коммуникативных действий, определяет соотношение мотивационно-смысловой стороны общительности и свойств темперамента у студентов.

У студентов предметная эргичность связана как с личностно-значимыми, так и с общественно-значимыми целями, предметный и коммуникативно-речевой темп соотносится с личностно-значимыми целями. Коммуникативно-речевая эргичность и предметная пластичность выступили в обратной связи с личностными и операциональными трудностями, коммуникативно-речевая пластичность - с личностными трудностями. Коммуникативно-речевая эргичность учащихся старших классов в учебной деятельности вступает в обратную зависимость с личностными трудностями, а предметная пластичность - с операциональными трудностями. Предметный темп определяет личностные трудности, коммуникативно-речевой темп еще и операциональные трудности у студентов в учебной деятельности.

У старшеклассников обнаруживается обратная зависимость коммуникативно-речевого темпа от личностных и операциональных трудностей, а их личностные трудности напрямую связаны с предметной и коммуникативно-речевой эмоциональностью.

Предметная эмоциональность студентов соотносится как с личностными, так и с операциональными трудностями, коммуникативно-речевая эмоциональность - с операциональными.

Итак, у старших школьников отсутствуют значимые связи между личностными и общественно-значимыми целями и эргичностью, темпом, эмоциональностью темперамента, наблюдается отрицательная зависимость между трудностями общения и эргичностью, пластичностью, темпом. Предметная сфера свойств темперамента выступает условием мобилизации целевых установок, таких как забота о здоровье, стремление приобрести новые навыки, сохранять материальное достояние. Социальные контакты, скорость и легкость актов общительности, их переключаемость позволяют студентам преодолевать неловкость, чувство опасения, недостатки опыта, переживания неудач в общении.

В третьей главе«Программа развития общительности и ее реализация в учебной деятельности в юношеском возрасте» рассмотрены вопросы развития и совершенствования общительности, что значимо для научной и практической психологии. В методологической основе этого поиска лежат базовые принципы психологии: научности, объективности, историзма, развития, активности, учета возрастных, индивидуальных, личностных особенностей  (Л. С. Выготский,  А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов).

Требования учебно-воспитательного процесса определили потребности в практической психологии. Проблемам психокоррекции общительности посвящены работы И. В. Дубровиной, устанавливающей цель, задачи, программу, условия, средства, методы работы школьного практического психолога.  Т. С. Абрамова определяет предмет, методологическую основу практической психологии. А. А. Осипова предлагает формы психокоррекции: игровая, групповой тренинг, арттерапия, психодрамма.

Разработанная нами программа развития общительности включает в себя пять основных этапов: теоретический, психодиагностический, коррекционный, организационно-практический и контрольно-оценочный. На основании разработанной программы, целью которой выступает оптимизация социальной ситуации развития, формирования психологического новообразования общительности в юношеском возрасте, мы рассмотрели общую характеристику каждого компонента общительности и дали ее целостную характеристику на разных этапах юношеского возраста.

По каждому компоненту мотивационно-смыслового и регуляторно-динамического аспектов составлены индивидуальные профили (коррекционные карты) общительности студентов и старших школьников, где подробно прописаны активная зона, зона развития и зона коррекции каждой переменной. На основании составленных индивидуальных профилей общительности рассмотрены целостные характеристики общительности у студентов и старших школьников и сделан вывод, что у студента и старшего школьника в зону коррекции вошли когнитивный, эмоциональный и регуляторный компоненты общительности. У старшего школьника в зоне коррекции находятся также установочно-целевой, мотивационный и рефлексивно-оценочный компоненты, а у студента продуктивный компонент. Предложенная программа коррекции может помочь старшекласснику и студенту в совершенствовании общительности.

При рассмотрении связей между регуляторно-динамическим и продуктивно-смысловым аспектами у старшеклассников и студентов установлены некоторые различия. Особенности регуляторно-динамического и продуктивно-смыслового аспекта общительности старших школьников и студентов проявились в том, что у студентов усиливается проявление стеничности как интенсивности, напряженности переживаний, вызванных сложностью новой жизненной ситуации, ее важностью в самоопределении, а также повышение уровня социоцентрической и эгоцентрической направленности, осмысленности общительности.

У учащихся старших классов выявились надежные корреляции переменных регуляторно-динамического аспекта (энергичности, аэнергичности, стеничности, астеничности, интернальности, экстернальности) с гармоническими переменными продуктивно-смыслового аспекта: социоцентричностью, осмысленностью, предметностью (см. рис. 1).

У студентов гармонические переменные регуляторно-динамического аспекта имеют значительно большее число корреляций с продуктивно-смысловыми характеристиками; энергичность, стеничность, интернальность устойчиво связаны с социоцентричностью, эгоцентричностью, предметностью и интернальностью (см. рис. 2).

 

 

 

Общественно-значимые цели старшеклассников надежно коррелируют со всеми переменными продуктивно-смыслового аспекта, а у студентов этих связей не обнаружено. Личностные и операциональные трудности общения студентов выявили устойчивые связи со всеми переменными регуляторно-динамического аспекта: энергичность, стеничность, интернальность показали обратную зависимость с трудностями, а аэнергичность, астеничность, экстернальность соотносятся с ними напрямую. У старших школьников личностные и операциональные трудности вступают в обратную связь с энергичностью, положительно связаны с астеничностью и экстернальностью; операциональные трудности имеют обратную связь с интернальностью.

У старших школьников необходимо усилить общественно-деятельностную направленность, увеличить радостные переживания от самого процесса общения, наоборот, уменьшить чувство разочарования в случае неудачного общения, развить уверенность в себе, повысить самооценку.

По данным факторного анализа выделился самостоятельный комплекс общительности учащихся старших классов и студентов, охвативший переменные регуляторно-динамического аспекта: энергичность, стеничность, интернальность и их суммарные данные, - продуктивно-смыслового аспекта: социоцентричность, эгоцентричность, осмысленность, осведомленность, предметность, субъектность и их суммарные данные, - а у учащихся старших классов и общественно-значимые цели. Это указывает на ценностные ориентации старшеклассников, а именно стремление к самоопределению в связи с выбором жизненного пути. Во втором факторе как у старшеклассников, так и студентов выступили регуляторно-динамические переменные: астеничность, экстернальность, личностные и операциональные трудности, а энергичность с отрицательным знаком, у студентов с отрицательным знаком выступили еще аэнергичность и стеничность. Личностные и операциональные трудности старших школьников и студентов, будучи обусловленными проявлением астеничности, экстернальности, снимаются благодаря энергичности. При этом у студентов отмечается влияние аэнергичности на трудности общительности, тогда как стеничность способствует их преодолению.

В третьем факторе у студентов самостоятельно выделился установочно-целевой компонент: общественно-значимые и личностно-значимые цели. У учащихся намечается тенденция к осознанию, положительной оценке общительности, а у студентов выражены активность, произвольность в достижении целей общительности. Четвертый фактор у старшеклассников образовали стеничность, суммарные данные регуляторно-динамического аспекта, а личностно-значимые цели с отрицательным знаком; у студентов выделились социоцентричность, осмысленность и суммарные данные продуктивно-смыслового аспекта. Личностно-значимые цели не согласуются со стеническими переживаниями у старших школьников, что подчеркивает непроизвольность общительности в этом возрасте. В студенческом возрасте, в отличие от старшеклассников социально-значимая мотивация связана с осмысленностью, что указывает на некоторые изменения в саморегуляции общительности.

Факторная структура общительности в соотношении со свойствами темперамента (см. табл.) определилась следующим образом: первый фактор у старшеклассников и студентов составили энергичность, стеничность, интернальность, суммарные данные регуляторно-динамического аспекта, аспекта общительности. У старшеклассников в первый фактор вошли и общественно-значимые цели.

Второй фактор в обеих возрастных группах социоцентричность, эгоцентричность, осмысленность, осведомленность, предметность, субъектность и суммарные данные продуктивно-смыслового аспекта - образовали энергичность с обратным знаком, астеничность, экстернальность, личностные и операциональные трудности. У студентов выделились дополнительно аэнергичность, а стеничность и регуляторно-динамические суммарные данные с отрицательным знаком; у старшеклассников - предметный темп с обратным знаком.

В третий фактор у старших школьников и студентов вошли свойства темперамента: коммуникативно-речевая эргичность, предметная пластичность, предметный и коммуникативно-речевой темп, суммарные данные этих свойств. У студентов в данный фактор включились коммуникативно-речевая пластичность, личностно-значимые и общественно-значимые цели, а у учащихся старших классов - предметная эргичность.

В четвертом факторе у студентов выделились социоцентричность, осмысленность, суммарные данные мотивационно-смыслового аспекта, предметная эргичность, предметная и коммуникативно-речевая эмоциональность. У старших школьников четвертый фактор составили: стеничность, суммарные данные регуляторно-динамического аспекта, коммуникативно-речевая эмоциональность, а личностно-значимые цели - с отрицательным знаком. Эргичность, предметная пластичность, предметный и коммуникативно-речевой темп в соотношении с переменными общительности старших школьников и студентов составили самостоятельное образование; в студенческом возрасте эти свойства темперамента управляются личностно-значимыми и общественно-значимыми целями. Астеничность, экстернальность, личностные и операциональные трудности у старших школьников определяются предметным темпом. Коммуникативно-речевая эмоциональность старшеклассников способствует проявлению стеничности, и вступает в противоречие с личностно-значимыми целями. У студентов свойства темперамента: предметная и коммуникативно-речевая эмоциональность, предметная эргичность, - взаимосвязаны с социоцентрической мотивацией, осмысленностью и суммарными данными продуктивно-смыслового аспекта общительности.

Таким образом, в старшем школьном и студенческом возрасте отмечается специфическое влияние свойств темперамента на переменные регуляторно-динамического и продуктивно-смыслового аспектов, что указывает на возможности саморегуляции, управляемости и успешности в достижении личностно-значимых и общественно-значимых целей. У старших школьников свойства темперамента в большей мере соотносятся с регуляторно-динамическими переменными, определяя непроизвольность, эмоциональность общительности. У студентов же продуктивно-смысловые переменные определяют взаимосвязь со свойствами темперамента.

Примечание: нули и запятые опущены. Значимые веса выделены жирным шрифтом.

Далее рассмотрено изменение структуры общительности после проведения коррекционной программы (см. рис. 3). Данные представлены в виде графического изображения средних значений отдельных компонентов общительности в учебной деятельности у студентов и старшеклассников.

После проведения коррекционной работы был получен следующий результат: установочно-целевой компонент претерпел незначительные изменения как у студентов, так и старших школьников. У испытуемых обеих групп наблюдается незначительное снижение общественно-значимых целей, что характеризуется большей собранностью, содержательностью, связанной с основными ценностями и жизненными планами, а личностно-значимые цели, наоборот увеличились особенно это выражено у студентов (26), чем у старшеклассников (25).

По всей видимости, это объясняется тем, что в студенческом возрасте общительность направлена на поиски интересной работы, получение знаний и другого опыта, поддержание своего здоровья; энергичность включает динамические признаки: непроизвольность, легкость общительности как у студентов, так и старшеклассников. У студентов (42) и старших школьников (37) энергичность после коррекционной работы увеличилась, а аэнергичность уменьшилась. Это проявляется в том, что испытуемые более непринужденно чувствуют себя в незнакомой компании, сразу же включаются в разговор, занимают лидерскую позицию; эмоциональный компонент содержит гамму стенических и астенических переживаний в ходе реализации общительности. Позитивные переживания в ходе реализации у студентов (50) снизились после коррекции, у старших школьников (45) они стали проявляться ярче, чем до коррекции общительности. У школьников и студентов отмечается мобилизирующая функция положительных переживаний в связи с участием в общении в разнообразных ситациях, которые способствуют успеху общения, познанию себя, эмпатии, интересу к учебной деятельности; интернальность усиливается за счет понимания роли активности в регуляции общительности у студентов (42), у старших школьников она осталась без изменений (40). Это говорит о том, что студенты в большей мере проявляют самостоятельность, активную позицию в общении. По экстернальности как компоненту общительности, выражающему пассивную регуляцию общительности, у студентов (25) не наблюдается изменений, у школьников (24) она снизилась; продуктивный компонент в предметной сфере способствует большей эффективности в учебной деятельности у студентов (47) и старших школьников (42). Существенно ниже различия между школьниками (38) и студентами (40) в проявлении субъектности как саморазвитии и формировании жизненной позиции; социоцентричность студентов (35), характеризующая направленность побуждений на группу и других людей, уменьшается, а у старшеклассников (38) увеличивается. Это говорит о том, что учащиеся старших классов стремятся наладить дружеские отношения с людьми, участвовать в жизни класса, оказать помощь и поддержку, внести оживление в общение.

Эгоцентрическая направленность мотивации студентов (40) и старших школьников (40) определяется получением новой для себя информации, стремлением узнать себя, желанием развлечься повеселиться; когнитивный компонент раскрывает общительность на уровне осмысленности и осведомленности, при этом у старшеклассников (50) осмысленность как возможность развития данного свойства значительно возрастает, а студенты (51) остались на том же достаточно высоком уровне по данной переменной. Осведомленность, т. е. рассмотрение общительности как врожденного свойства, у студентов (35) и старших школьников (36) после коррекционной работы существенно выравнивается. Это дает возможность выйти на новый уровень общительности, оценить ее как средство контактности, самовыражения и самореализации; рефлексивно-оценочный компонент отражает снижение тех усилий и трудностей, которые студенты и старшие школьники испытывали в процессе реализации общительности.

Операциональные трудности у студентов (18) и старших школьников (19) после коррекционной работы уменьшились, что определяется приобретением достаточных навыков взаимодействия с новыми людьми в ситуации нежелательных встреч, при выступлении перед большой аудиторией. У учащихся старших классов в большей мере выражена сосредоточенность на своих проблемах и недостатках, стеснение от привлечения к себе внимания, состояние неудовлетворенности, отсутствие взаимопонимания, чем у студентов.

Итак, после коррекционной работы мы наблюдаем некоторые изменения в структуре общительности у старших школьников и студентов. Трудности, связанные с общением, значительно уменьшаются, нивелируются, особенно у старшеклассников. Это связанно с увеличением положительных эмоций, переживаний в межличностном взаимодействии, общении.

В заключении диссертации представлены основные выводы по результатам исследования, а также указаны перспективные направления изучения развития общительности и ее коррекции в соотношении со свойствами темперамента в учебной деятельности.

1. Особенности регуляторно-динамического и продуктивно-смыслового аспекта общительности старших школьников и студентов определились в том, что у студентов усиливается проявление стеничности как интенсивности, напряженности переживаний, вызванных сложностью новой жизненной ситуации, ее важностью в самоопределении, а также повышение уровня социотрической и эгоцентрической направленности, осмысленности общительности.

2. Регуляторно-динамические переменные общительности учащихся старших классов и студентов в учебной деятельности показали, что с возрастом теснота связей между ними усиливается, что свидетельствует об их большей организованности, как возможности интенсивно, легко устанавливать контакты, быть инициативным, добиваться внимания, овладевать опытом и средствами общительности. Продуктивно-смысловые переменные общительности учащихся старших классов и студентов показали тесную связь между ними, что указывает на слияние мотивационного, когнитивного и продуктивного компонентов.

3. Возрастная динамика структуры общительности состоит в постепенном переходе от регуляторно-динамического к продуктивно-смысловому компонентам в качестве ядерных. У старших школьников гармонические и агармонические регуляторно-динамические переменные общительности образуют надежные уровни связи с гармоническими переменными продуктивно-смыслового аспекта (социоцентричность, осмысленность, предметность). У студентов агармонические регуляторно-динамические переменные теряют влияние на продуктивно-смысловые переменные, что указывает на социализацию свойства общительности в этом возрасте.

4. Соотношение свойств темперамента с различными переменными общительности имеет закономерную динамику при переходе от старшего школьного возраста к юношескому. У учащихся старших классов и студентов в учебной деятельности отмечаются некоторые различия общительности в соотношении со свойствами темперамента. В студенческом возрасте наблюдается спад уровня зависимости свойств темперамента с продуктивно-смысловыми переменными общительности. Возможность освоить предметный мир, практическую деятельность, участие в разнообразных социальных контактах, скорость двигательных и предметных актов, коммуникативных действий, характеризуют соотношение мотивационно-смысловой стороны общительности и свойств темперамента у студентов. Таким образом, налицо качественные особенности общительности в соотношении со свойствами темперамента на различных этапах юности, своеобразная слитность различных компонентов общительности в соотношении со свойствами темперамента у старших школьников и их дифференцированность у студентов. В этом заключаются возрастные особенности внутренних механизмов самодвижения общительности на различных этапах онтогенетического развития.

5. Разработанная коррекционная программа, обеспечивающая реализацию общительного поведения и саморегуляцию в учебной деятельности, доказала свою надежность и результативность. Подтверждением этого служит изменение факторной структуры общительности и средних значений каждого компонента данного свойства в учебной деятельности старшеклассников и студентов. До коррекционных мероприятий старшеклассник свою общительность проявляет ситуативно, пытаясь удовлетворить самые разные цели, без учета их приоритета, демонстрируя высокую активность и радость. Продуктивность деятельности при этом снижается. Отсутствие общительности зависит от пассивной и попустительской позиции старшеклассника. Коррекционная программа способствует актуализации процессов саморегуляции общительности, одним из механизмов которого является интериоризация нового знания, зафиксированного в ходе повторного тестирования.

Проведенное нами исследование вносит определенный вклад в обоснование  и решение проблемы развития общительности у старших школьников и студентов. Перспективным направлением научных исследований может  стать дальнейший научный поиск и разработка новых методов и технологий успешного развития общительности в юношеском возрасте.

 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ ОПУБЛИКОВАНЫ В СЛЕДУЮЩИХ РАБОТАХ:

 

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях ВАК:

  1. Жемчугова, Н. А. Соотношение свойств темперамента с различными переменными общительности старших школьников и студентов [Текст] / Н. А. Жемчугова // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. Психологические науки. - М. : Изд-во МГОУ. - 2009. - № 2. - С. 36-41.
  2. Жемчугова, Н. А. Плеяды компонентов общительности на раннем и позднем этапах юности [Текст] / Н. А. Жемчугова // Вестник университета Государственный университет управления. - М. : ГУУ. - 2009. - № 16. - С. 36–38.

Статьи в сборниках научных трудов и тезисы докладов на научно-практических конференциях:

  1. Жемчугова, Н. А. Соотношение личностно-значимой и общественно-значимой установки общительности в юношеском возрасте [Текст] /  Н. А. Жемчугова // Социально-педагогические проблемы воспитания и образования на рубеже XX-XXI столетий: тез. докл. науч.-практ. конф. / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2000. - С. 78-79.
  2. Жемчугова, Н. А. Изучение психологической структуры общительности в юношеском возрасте с помощью факторного анализа [Текст] / Н. А. Жемчугова // Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения и деятельности человека : сб. науч. тр. - Екатеринбург, 2001. - С. 63-66.
  3. Жемчугова, Н. А. Индивидуально-психологические особенности общительности в раннеюношеском возрасте [Текст] / Н. А. Жемчугова // Практическая психология: материалы регион. науч.-практ. конф. / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2002. - С. 87-89.
  4. Жемчугова, Н. А. Факторный анализ структуры общительности в раннеюношеском возрасте [Текст] / Н. А. Жемчугова // Психология и общественные науки: проблема интеграции знаний : тез. докл. науч. -практ. конф. - Екатеринбург, 2002. - С. 19-21.
  5. Жемчугова, Н. А. Системный анализ свойств темперамента [Текст] /  Н. А. Жемчугва // Психология и общественные науки : проблема интеграции знаний. - Екатеринбург, 2003. - С. 103-106.
  6. Жемчугова, Н. А. Связь темперамента с регуляторно-динамическим аспектом общительности у школьников и студентов [Текст] / Н. А. Жемчугова // Практическая психология: материалы регион. науч.-практ. конф. / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2003. - C. 71-73.
  7. Жемчугова, Н. А. Анализ групповых различий общительности школьников [Текст] / Н. А. Жемчугова // Индивидуальные различия и проблемы индивидуальности: материалы междунар. науч.-практ. конф. - М., 2003. - С. 259-260.
  8. Жемчугова, Н. А. Качественный сравнительный анализ установочно-целевого и рефлексивно-оценочного аспекта общительности у школьников и студентов [Текст] / Н. А. Жемчугова // Практическая психология: материалы науч.-практ. конф. / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2004. - С. 11-13.
  9. Жемчугова, Н. А. Динамика общительности как фактор саморегуляции личности [Текст] / Н. А. Жемчугова // Актуальные вопросы в области человеческого фактора : материалы второй междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 20-22 марта 2008 г. / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2008. - С. 113-116.