28.12.2011 5864

Карл Ясперс о схеме мировой истории

 

На формирование исторических взглядов К. Ясперса существенное влияние оказала внутри- и внешнеполитическая обстановка, в которой находилась Германия в период нацистской диктатуры, и, в частности - ее идеологический аспект. Вопрос о негативной уникальности той эпохи заключался в следующем: почему пропаганда культа силы, культа зверя с самого начала, еще до того, как была осуществлена массовая пропагандистская обработка, не оттолкнула, а в ряде случаев привлекла определенные слои населения Германии?

Чтобы ответить на этот вопрос необходимо иметь в виду общую психологическую атмосферу, царившую тогда в стране. Попранное в результате проигранной войны, чувство национального достоинства было обострено бесцеремонным обращением победителей с побежденной Германией. Непрерывные дополнительные требования, особенно со стороны Франции, создавали постоянное ощущение слабости и беспомощности своей страны перед лицом вооруженных до зубов победителей. В этих условиях проповедь идеи вечного мира и господства разума в отношениях между народами вызывала внутреннее сопротивление и раздражение. Неэффективность проводимой веймарскими партиями «политики выполнения» способствовала распространению отрицательного отношения к мирным путям решения национальной проблемы. Компрометация этих лозунгов и создавала условия для восприятия и проповеди крайнего насилия.

После прихода к власти перед НСДАП стояли следующие основные задачи.

Во-первых, ликвидация строя парламентской демократии, слом государственной машины Веймарской буржуазно-демократической республики, замена ее строем тоталитарной нацистской диктатуры.

Во-вторых, полная перестройка всей хозяйственной жизни страны на основе резкого усиления государственного регулирования экономики, установления эффективного контроля государства над всей экономической жизнью общества с целью нормализации экономики, потрясенной кризисом.

В-третьих, расширение массовой базы нацистской диктатуры, усиление влияния НСДАП не только в средних слоях, но и в рабочем классе, обеспечение длительной социальной стабильности нацистского режима.

Только выполнив эти наиболее неотложные задачи, национал-социалистическое руководство могло приступить к достижению своей основной цели - подготовке новой войны ради установления господства Германии в Европе, а затем и во всем мире.

Так или иначе, но именно приход к власти нацистов обусловил формирование у Ясперса интереса к теоретической истории, поскольку, будучи непосредственным очевидцем всего происходящего в Германии тех трагических лет, его беспрестанно мучила мысль о том, что всего этого человечество могло бы избежать, если бы внимательней подходило к изучению своей истории.

Помимо работ, в которых, так или иначе, Ясперс касался вопросов всемирно-исторического развития («Духовная ситуация времени» (1931), «Философия» (1932), «Введение в философию» (1950), «Разум и экзистенция» (1958), «Атомная бомба и будущее человечества» (1962) и т.д.), им было создано крупное, основополагающее произведение, включающее комплексное и наиболее полное рассмотрение вопросов, об истории и историчности человеческого бытия. Эта работа под названием «Истоки истории и ее цель» вышла в Мюнхене в 1949 г. Поскольку она целиком и полностью посвящена наиболее общим проблемам исторической эволюции, мы с полным правом можем поставить знак равенства между данной работой и его концепцией всемирно-исторического развития.

Что является целью его исследования? Ответ на этот вопрос дает основное определение ясперсовой картины истории. Он сразу же вводит нас в суть своего ее понимания: «Лишь общая история человечества в состоянии очертить необходимые масштабы для понимания событий, происходящих в настоящем». Он считает, что современный человек стремится, во-первых, постичь смысл происходящих в настоящем событий, а во-вторых - этот смысл возможно познать только посредством изучения истории человечества. Это означает, в-третьих, что взгляд на историю человечества помогает проникнуть в тайны человеческого бытия. С первых же строк Ясперс четко дает понять, что здесь речь идет о картине целого, а именно о картине всеобщего в истории. Мыслитель пытается понять смысл устремлений человечества с древнейших времен до наших дней.

Ясперс - автор совершенно иного взгляда на историю человечества, нежели, например, Гегель, Шпенглер, Тойнби или Альфред Вебер, поскольку, в отличие от их цивилизационистских взглядов, он пытается дать глобальную схему мировой истории.

Разумеется, в попытке сделать это он не одинок. Целый ряд ученых до и после него пытались представить исторический процесс в виде общей схемы. Однако существенным является тот факт, что Ясперс вынужден излагать свои мысли не в качестве ясно дедуцированного постулата, а как «тезис веры». В своих набросках тотального взгляда на мировую историю он постулирует не научно доказуемое, а скорее интуитивное убеждение, касающееся истоков и цели истории человечества. Данный вывод был сделан нами на основании следующего его утверждения: «При создании этой схемы я отталкивался от «тезиса веры», что человечество имеет единые истоки и цель. Ни истоки, ни цель нам неизвестны, во всяком случае, в виде достоверного знания. Они ощутимы лишь в мерцании многозначных символов; наше бытие ограничено ими; посредством научного осмысления мы пытаемся приблизиться к тому и другому, к истокам и цели».

Ясперс не потому дает своим взглядам определение «тезис веры», что он настаивает на их догматической истинности, а потому лишь, что он твердо убежден в их глубокой правоте, несмотря на то, что он не может их доказать научно. По мнению Ясперса, человек в основе своей, столь же мало осознает свое происхождение, сколь и цель, и лишь вера и образ общего в истории, обладающей истоками и целью, придает человеческому бытию смысл.

Прежде всего, Ясперс раскрывает суть «тезиса веры». Таким образом, становится очевидным, что основная мысль Ясперса базируется не на объективном исследовательском методе, а на экзистенциальном разъяснении, которое является формой анализа человеческого бытия: «перед нашим взором разворачивается такая картина исторического развития, в которой к истории относится все то, что, во-первых, будучи неповторимым, прочно занимает свое место в едином, единственном процессе человеческой истории и, во-вторых, является реальным и необходимым во взаимосвязи и последовательности человеческого бытия».

Иными словами, Ясперс в своих воззрениях исходит не из «реалий», а из «символов». Эти символы не могут непосредственно относиться к эмпирически доступной универсальной истории, так как они не являются историческими реалиями. Ясперс, однако, обращает внимание на следующий момент: лишь посредством того, что эта универсальная история «подчинена идее единства целого в истории», мы можем увидеть фактический аспект определения эмпирически доступной универсальной истории, и тем самым может быть осознан ее смысл (опять же с точки зрения эмпирически доступного фактического материала).

В результате этого предварительно произведенного нами обзора, возникает несколько вопросов. Очевидно, что Ясперс рассуждает здесь об истории человечества. Однако касается ли он при этом вопросов частного характера? Вписывается ли его более раннее понимание историчности, которое до этого в основном касалось только частностей, то есть носило экзистенциальный характер, в указанные рамки? Чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо углубиться в понимание того, что Ясперс подразумевает под схемой мировой истории.

То, что Ясперс называет своей схемой мировой истории, мы первоначально понимаем не столько по содержанию, сколько по форме, поскольку данная схема строго структурирована. В ней Ясперс выделяет четыре основных этапа: «Человек четыре раза как бы отправляется от новой основы. Сначала от доистории, от едва доступной нашему постижению прометеевской эпохи (возникновение речи, орудий труда, умение пользоваться огнем), когда он только становится человеком; во втором случае - от возникновения великих культур древности; в третьем - от осевого времени, когда полностью формируется подлинный человек в его духовной открытости миру; в четвертом - от научно-технической эпохи, чье преобразующее воздействие мы испытываем на себе».

Прежде чем приступить к анализу исторической концепции К. Ясперса, приведем ряд основных вопросов, ответы на которые, по мнению Ясперса, позволят обосновать его схему мировой истории:

1. что явилось в доистории решающим для формирования человека?

2. как возникали, начиная с 5000 лет до н.э. великие культуры древности?

3. в чем суть осевого времени, датируемого Ясперсом приблизительно 800-200 гг. до н.э. и каковы его причины?

4. как следует понимать возникновение науки и техники?...

Итак, согласно ясперсовой схеме мировой истории, вся история человечества делится на три последовательно сменяющие друг друга фазы: доисторию, историю и мировую историю.

 

Автор: Тукфатулина С.Г.