30.12.2011 3040

Формы уклонений от уплаты налогов с предприятий торгового комплекса

 

Особенность функционирования объектов торговли заключается в том, что здесь завершается процесс кругооборота средств, вложенных в произведенные предметы потребления, происходит превращение товарной формы стоимости в денежную и создается экономическая основа для возобновления производства товаров. Поэтому рациональная организация процесса товародвижения - одна из важных функций торговли. С этой целью должны определяться наиболее благоприятные потоки и направления движения товаров. От того, насколько рационально организован процесс товародвижения в стране, в значительной степени зависит не только уровень торгового обслуживания населения, но и время оборота товарно-материальных ценностей. Поэтому товародвижение предполагает создание технологической цепи, способной своевременно и бесперебойно доводить товары от производства до потребителей в необходимом количестве, широком ассортименте, высокого качества и при минимальных затратах труда, материальных средств и времени.

Рациональная организация процесса товародвижения предусматривает прохождение товара через минимальное число звеньев. На организацию процесса товародвижения оказывает влияние ряд факторов, которые в литературе объединяются в следующие группы: производственные, транспортные, социальные и торговые.

В процессе коммерческой деятельности торговые организации и предприятия, а также физические лица, занимающиеся коммерческой деятельностью, изучают спрос населения и рынок сбыта товаров, определяют потребность в них, выявляют источники поступления и поставщиков товаров, устанавливают с ними хозяйственные связи, ведут оптовую и розничную торговлю, занимаются рекламно-информационной деятельностью. Кроме того, проводится работа по формированию ассортимента и управлению товарными запасами, оказанию торговых услуг. Все эти операции взаимосвязаны между собой и выполняются в определенной последовательности. В качестве субъектов коммерческой деятельности выступают как юридические, так и физические лица, наделенные правом ее совершения. Объектами коммерческой деятельности на потребительском рынке являются товары и услуги.

Для оснащения магазинов сегодня все шире и шире используются контрольно-кассовые машины, позволяющие вести не только расчеты с покупателями, изучать покупательский спрос, учитывать число покупателей, но и делать подконтрольным сферу торговли. Этим требованиям в наибольшей степени отвечают специальные POS-терминалы, а также контрольно-кассовые машины, подключаемые к компьютеру и сканеру штрих-кодов, считывающему информацию с магнитных карт.

Отмеченным целям отвечает также и внедрение на предприятиях торговли пластиковых карт. Это не только упрощает расчетные операции, но и позволяет систематически проводить работу по совершенствованию маркетинговой деятельности. Внедрение магазином автоматизированной системы работы с пластиковыми картами позволяет субъектам коммерческой деятельности вести постоянную базу клиентов и отслеживать динамику их покупок. Данные системы финансовых расчетов также дают возможность фискальным органам контролировать ситуацию с недоимками налогов на предприятиях торговли.

Переход к рыночной экономике, появление большого разнообразия организационно-правовых форм предприятий, вовлечение в сферу торговой деятельности значительной части населения, развитие конкуренции и частной инициативы обусловили потребность не только в новых подходах организации коммерческой деятельности и внедрения новейших технологических процессов, но и в предоставлении действенных гарантий для всех ее участников, включая государство с его интересами.

Хотя финансовое положение предприятий торговли претерпевают положительную динамику, в то же время это происходит весьма медленно. Например, по данным Госкомстата Российской Федерации, в 2005 г. доля прибыльных предприятий и организаций торговли в их общем числе составила 58,4%, в 2004 г. - 8,2%; в том числе в оптовой торговле потребительскими товарами - соответственно 63,6% и 56,2%, в розничной торговле -70,6% и 59,2%, в общественном питании - 63,9% и 47,6%. Сумма прибыли в целом по отрасли составила 23,9 млрд. руб. в 1999 г. против 11,9 млрд. руб. в 1998 г. Сумма убытка - соответственно 15,4 млрд. руб. и 29,3 млрд. руб. Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) составил в 2005 г. плюс 8,5 млрд. руб., в 2004 г. - минус 17,4 руб.

Еще менее оптимистично выглядят данные, приведенные на экономическом форуме, состоявшимся в Санкт-Петербурге в июне 2005 г. Здесь было отмечено, что в 2001 - 2005 гг. физический объем товарооборота в рамках СНГ сократился почти в три раза.

Указанное, в значительной степени обусловлено действием объективных факторов: практическим исчерпанием экстенсивных возможностей наращивания поставок на внешние рынки сырья и материалов; снижением мировых цен на основные товары российского экспорта; оживлением платежеспособного спроса на внутреннем рынке; уровнем конкурентоспособности отечественной готовой продукции.

При характеристике хозяйственно-финансового состояния отрасли в целом нельзя также не обратить внимания на то, что предприятия и организации торговли имеют большую кредиторскую задолженность. Просроченная кредиторская задолженность на 1 января 2006 г. составила 46,1 млрд. руб., в том числе просроченная задолженность длительностью свыше 3-х месяцев - 39,9 млрд. руб. Количество торговых предприятий и организаций, имеющих просроченную кредиторскую задолженность на 1 января 2006 г., составляет 5594 единиц. Основная сумма задолженности поставщикам - 34,3 млрд. руб., в бюджеты всех уровней - 1,7 млрд. руб., по платежам в государственные внебюджетные фонды -2,1 млрд. руб. 6872 предприятий и организаций торговли имеют дебиторскую задолженность в сумме 36,6 млрд. руб. В целом превышение кредиторской задолженности предприятий и организаций отрасли составило 88,1 млрд. руб. Превышение кредиторской задолженности над дебиторской в процентах к сумме дебиторской задолженности - 49,6%.

В то же время, если рассматривать торгово-предпринимательскую деятельность как точку пересечения достаточно широкого спектра социально-экономических отношений, нельзя не обратить внимания и на то, что данная сфера стала в ряд наиболее криминогенных, впитав в себя большинство противоречий - социальных, экономических, правовых и пр.

Отмеченное выше дает основание автору утверждать, что в торговле, как в капле воды, отражается экономический и правовой уровень развития налоговых отношений в государстве в целом. Очевидно, поэтому торгово-предпринимательская деятельность не может оставаться без внимания не только экономистов, криминологов, но и налоговиков. И поэтому все новейшие достижения криминологической, уголовно-правовой и уголовно-политической мысли должны быть также преломлены через призму специфики налогообложения в соответствующей сфере социально-экономических отношений.

В связи с указанным автору представляется весьма важным в настоящем разделе исследования рассмотреть следующие составляющие поставленной проблемы:

- социально-экономическую природу уклонения от обязательных налоговых выплат торгово-предпринимательской деятельности;

- место и роль данной сферы отношений при формировании бюджета современной России;

- динамику развития торгово-предпринимательской сферы в увязке с проблемами экономической безопасности государства.

Обращаясь к исходному понятию темы исследования, видимо, будет справедливым уклонение от обязательных налоговых выплат в торгово-предпринимательской сфере обозначить в виде некого спектра коммерческих операций, совершаемых на различных стадиях процесса товародвижения.

Исследование показывает, что важное влияние на процесс уклонения от обязательных налоговых выплат в рассматриваемой сфере оказывают социальные факторы, в число которых входят: расселение населения, интенсивность процесса товародвижения, объемы и качество товарной массы, поступающей на потребительский рынок, уровень денежных доходов населения и пр. В то же время, нельзя не обратить внимания, что весьма существенное значение на соответствующую сферу отношений оказывают факторы так называемого криминогенного характера.

Далее, в целях уяснения генезиса причин и условий, происходящих криминогенных процессов в сфере торгово-предпринимательской деятельности, представляется необходимым проанализировать, во-первых, особенности постсоветского переходного периода нашей страны, а во-вторых, «теневые» составляющие современной налоговой сферы России.

В современных условиях, следуя заявленной декларации органов власти, налоговая сфера должна, безусловно, строиться только на основе принципов полного равноправия торговых партнеров, строгой материальной и финансовой ответственности сторон за выполнение принятых налоговых обязательств.

Изменившиеся социально-экономические условия закономерно привели к коренным изменениям правовой базы коммерческой деятельности. Об этом, например, свидетельствуют: принятие в 1993 году Конституции Российской Федерации, введение в действие нового Гражданского кодекса Российской Федерации, Уголовного кодекса Российской Федерации, а также принятие других законов и нормативных актов, регламентирующих коммерческую деятельность торговых организаций и предприятий, и физических лиц.

Далее, обращаясь к недалекому прошлому нашей страны, следует отметить, что в силу своей специфики розничная торговля (как отрасль экономики) была приватизирована одной из первых - в 1992-1993 годах. В результате возросло и количество частных предприятий, а также вырос ассортимент промышленных и продовольственных товаров, в том числе импортных, увеличилась численность работающих в отрасли и т.д. Появилась жесткая конкуренция на потребительском рынке. Частная торговля в торговом обороте отрасли стала доминирующей (83,0%). Сам процесс приватизации, как известно, происходил в тот период, когда уровень реальных доходов населения снизился, по различным оценкам, в 2-4 раза. Более 30% населения получали доходы ниже прожиточного минимума; 10% (или около 15 млн. человек) имели доходы в два раза ниже прожиточного минимума.

Отмеченное делает значительную часть населения потенциальным источником «трудовых ресурсов» криминальной среды. Иммунитет населения, особенно молодежи, к отклоняющемуся поведению ослаб настолько, что никакое усиление репрессий в отношении преступников уже не является сдерживающим фактором. Опрос молодых людей в возрасте до 30 лет показал, что 73% юношей и 37% девушек готовы пойти на нарушение закона ради улучшения материального положения. Для предпринимателей эта цифра еще больше - 83%.

Хотя официально заработная плата в торговле меньше, чем в других отраслях экономики, однако, согласно опросам респондентов, становится очевидным, что в розничной торговле значительная часть зарплаты зачастую выплачивается наличными, без отражения в официальной отчетности. Сложившаяся ситуация, помимо прочего, влечет распространение неконтролируемых наличных расчетов между предпринимателями, то есть так называемого «черного нала».

Более 40% малых предприятий работают в сфере оптовой и розничной торговли, включая палаточную. Именно здесь расчеты ведутся за наличные, мимо кассы. Это «лакомый кусок» для криминалитета (по оценкам экспертов, доля теневого, неучтенного, розничного товарооборота достигает в отдельных регионах 40 - 50%. Отсюда и «черный нал».

По данным МВД России, более 3,5 млн. субъектов малого предпринимательства работают в основном в торговле без образования юридического лица. Как правило - это «челноки», люди, занимающиеся другими видами торговой деятельности, валютными операциями. Им приходится постоянно сталкиваться с рэкетом, а в ряде случаев - и с неправомерными действиями правоохранительных органов.

Это, в свою очередь, также создает питательную среду для уклонения от уплаты от обязательных налоговых платежей, совершаемых с нарушением действующего законодательства. Не случайно, что наиболее ярко активность организованной преступности проявляется в области торговли и сфере деятельности тех предприятий потребительского рынка, которые имеют неучтенные обороты наличных денег.

Вполне очевидно, что это не только серьезное нарушение действующего законодательства, но и свидетельство необходимости серьезного специального научно-практического исследования.

Основными видами расчетов предприятий розничной торговли с поставщиками по-прежнему являются расчеты по получению и факту реализации товаров, реже используется предоплата. Расчеты осуществляются как в виде предварительных платежей, так и наличными. При этом наличные платежи более распространены при расчетах за товар по факту его реализации. Значительно меньше доля наличных расчетов при использовании предоплаты.

Высокий удельный вес наличных расчетов создает «питательную среду» для возможного уклонения от уплаты налогов и целого ряда иных общественно опасных преступлений.

Специфика торгово-предпринимательской деятельности предполагает, что здесь капиталы оборачиваются быстрее всего и менее всего связаны, а в случае необходимости могут быть изъяты и направлены в другие сферы. В этой сфере традиционно низок уровень государственного контроля, в обращении большое количество наличных денег. Следовательно, здесь еще долго можно будет получать прибыль, не затрачивая особых усилий. По мнению ряда экспертов, потребительский рынок России практически полностью контролируется криминальными структурами, жестко регламентирующими долю продаж, уровень цен и взимающими «налоги».

Изучение показывает, что в сфере торгово-предпринимательской деятельности широко практикуется создание фирм «однодневок», которые существуют 1-3 месяца для проведения одной - двух операций. К примеру, в столице за 2005 год прибавилось свыше 108 тыс. предприятий. Однако экономического роста не зафиксировано. Рост числа предприятий аналитики МВД России в первую очередь объясняют регистрацией фирм «однодневок».

Абсолютное большинство уголовных дел по «подпольным цехам», возбужденных органами дознания и расследования МВД России, связано с алкоголем, табачными и ювелирными изделиями, нефтепродуктами, парфюмерной продукцией и пр. Вполне очевидно, что совершение соответствующих преступлений не возможно без сферы торговли.

Этот «теневой товарно-денежный поток» не приводит к увеличению денежных поступлений в государственную казну. Соответствующая ситуация обусловлена сверхприбылью (в среднем нелегальная торговля дает около 300 % нормы прибыли). Это немногим ниже нормы прибыли от торговли наркотиками, оружием или от проституции, но и более безопасно.

Здесь же следует обратить внимание на то, что продолжаются работы по внедрению кассовых аппаратов. Видимо, только таким образом органам власти становится возможным обеспечить более эффективный контроль за качеством и легитимностью происхождения реализуемой продукции, а также объемами отчисляемых налогов.

Здесь же, как представляется автору, следует обратиться к понятию криминальной экономики, которая может быть определена как специфический способ хозяйствования, при котором определенная, относительно небольшая группа лиц получает сверхдоходы от преступной деятельности, используя в этих целях пробелы и недостатки в законодательстве. Противоправное поведение субъектов хозяйствования становится условием их существования.

Опасность расширения криминальной, «теневой» экономики для государства состоит в том, что ее существование, а тем более развитие снижает управляемость экономикой, существенно уменьшает налогооблагаемую базу и величину собираемых налогов, способствует проникновению ее представителей во властные структуры. Обращение огромных финансовых средств вне легальных структур, использование бартера и квази-денег лишают российское правительство возможности применять типичные для современной рыночной экономики методы макроэкономического регулирования деловой активности. Кроме того, огромный объем неучтенного производства и услуг искажает картину экономической динамики, величину ВВП и т.д. (А.Ю. Петров).

Расширение «теневой» экономики приводит к уменьшению налоговых поступлений и ослаблению бюджета. Государство теряет финансовые рычаги управления экономикой, обостряются социальные проблемы из-за невыполнения бюджетных обязательств.

Здесь же следует признать аналитически обоснованными выводы авторов книги «Экономическая безопасность» отмечавших, что в государственных властных структурах, общественных организациях и научных учреждениях доминируют два подхода к решению проблем «теневой экономики».

Первый - радикально-либеральный, реализуемый с конца 1991 - начала 1992 г. и связанный с целевыми установками на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала.

Второй - репрессивный подход, он возник как своеобразная реакция на социальные негативы радикально-либерального подхода. Он предполагает: расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции и Министерства финансов РФ; улучшение взаимодействия спецслужб в рассматриваемом отношении, формирование системы тотального контроля и доносительства; общее ужесточение законодательства, направленного против «теневой» экономики, усиление мер наказания.

Ряд исследователей в ФРГ тоже считают, что принимаемые меры по предотвращению отрицательных последствий «теневой» экономики, должны проводиться чрезвычайно осторожно, поскольку контроль может интенсифицировать бегство капитала в эту область: по их мнению, необходимы: снижение налоговых ставок, легализация и стимулирование деятельности мелких предприятий, улучшение государственной системы предложения товаров и услуг.

Далее следует отметить, что сегодня совершенно очевидно, что обеспечение экономической безопасности, в том числе и в торгово-предпринимательской сфере, входит в состав важнейших функций государства. Являясь в целом составной частью национальной безопасности страны, экономическая безопасность, в силу ряда общих условий и специфических факторов, формирует системные представления на современную жизнь общества и государства.

Из-за существующей специфики, присущей анализируемой сфере отношений, любое непродуманное вмешательство или, наоборот, невмешательство со стороны государства, как показала правоприменительная практика последних лет, несет в себе угрозу социальных потрясений. Не менее опасна несогласованность между звеньями общей системы торгово-предпринимательской деятельности, что закономерно приводит к деструктивным процессам в обществе. Проявляется это в массовом увеличении числа недобросовестных хозяйствующих субъектов, в уходе большинства экономических единиц за кулисы «теневой» экономики. И как следствие отмеченного - происходит падение уровня экономической активности населения, сопровождаемое возрастанием общей социальной напряженности.

Однако настоящим бедствием и реальной стратегической угрозой для экономической безопасности России является захват российского потребительского рынка легальными и нелегальными мигрантами. Наиболее многочисленными и криминально активными являются представители азербайджанской, армянской и грузинской диаспор, которые путем дачи взяток, а также заключения фиктивных браков с российскими гражданами стремятся получить российское гражданство, с тем чтобы проникать в органы исполнительной и законодательной власти. Преступные группы, сформированные на базе коммерческих структур по признаку землячества и национальности, выявлены практически во всех регионах страны. Современное состояние экономической преступности нелегальных мигрантов из числа граждан Азербайджана, Армении и Грузии можно охарактеризовать как крайне сложное, неоднозначное и нарастающее опасное для российского общества явление, которое, по сути, генерирует новый виток в развитии криминальных процессов. Опираясь на коррумпированные связи в органах власти и управления, данная форма преступности оформляется в развитую систему, вторгающуюся в экономику, социальную сферу и политику. Организованные преступные группировки из числа азербайджанских, армянских и грузинских, а также северокавказских нелегальных мигрантов, по мнению экспертов (58% опрошенных), установив монопольный контроль над потребительским рынком, произвольно по собственному усмотрению повсеместно завышают розничные цены для конечных потребителей на 15 - 20%, а в предпраздничные и праздничные дни - на 30 - 40%.

Наряду с вышеперечисленными криминогенными явлениями, в последнее десятилетие потребительский рынок превратился в «стиральную» машину по отмыванию «грязной» наличности. Одним из самых распространенных каналов отмывания денежных средств, приобретенных незаконным путем, по мнению экспертов (73% опрошенных), является незаконное производство алкогольной продукции. Ежегодно органами внутренних дел выявляются более 1,5 тыс. фактов подпольного производства ликероводочной продукции.

В связи с этим можно констатировать, что сфера потребительского рынка стала одной из наиболее криминогенных сфер экономики, на объектах которой совершается как минимум одна треть от общего количества преступлений, совершаемых в сфере экономической деятельности.

Поэтому определение задач налоговой политики в торговой сфере (в самом общем виде) можно обозначить как достижение некоего баланса между потоками товаров и услуг, с одной стороны, и денежными платежами, совершаемыми при обмене этими товарами и услугами, - с другой. Целью же является стабилизация экономики. Такая стабилизация осуществляется средствами фискальной политики.

Фискальная политика предполагает использование возможности правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета не только на закупку товаров и услуг, но и для регулирования устойчивого функционирования рыночной экономики и решения различных социальных задач. Вместе с тем, основными рычагами фискальной политики государства являются не уголовно-правовые репрессивные по своей сути средства, а изменения налоговых ставок в соответствии с целями правительства.

Повышение роли налогов в нашей стране, превращение их в основной способ изъятия части доходов физических и юридических лиц в государственный и местные бюджеты - свидетельство роста финансовой культуры общества. При достижении определенного уровня грамотности населения налоги будут восприниматься им с пониманием, как форма участия своими средствами в решении общегосударственных задач, прежде всего, социальных. Естественно, если ставки налогов будут отражать баланс интересов граждан, предпринимателей, предприятий и государства.

В нашей же стране налоговая сфера имеет очень сложную структуру. В ней присутствуют различные налоги, отчисления, акцизы и сборы, которые, по сути, почти ничем друг от друга не отличаются. Однако такая масса платежей приводит к тому, что бухгалтерия торгового предприятия очень часто ошибается при отчислениях налогов, в результате чего предприятие платит пени за несвоевременную уплату налогов. Складывается такое впечатление, что налоговую систему специально усложняют, чтобы получать пени от налогов.

Кроме того, многие законы, в которых установлены ставки налогов, очень неоднозначно указывают все необходимые элементы налогов.

Поэтому через несколько месяцев после опубликования Закона (который тоже не всегда можно найти) начинают появляться инструкции Министерства Финансов с разъяснениями того, как этот налог правильно считать.

Еще один недостаток нашей налоговой системы - это ее нестабильность. Налоги вводятся и тут же отменяются, не проработав и года.

Несмотря на существующие объективные сложности в практике организации сборов налогов в торговой сфере, налицо целая система ухода от налогов, характерная для анализируемой сферы.

Первой большой группой нарушений в сфере торговли, способствующих уклонению от уплаты налогов, является нарушение применения кассовых аппаратов при расчетах с населением.

Неучтенные денежные средства составляют сегодня, по различным подсчетам, от 40 до 60% российского денежного оборота. Сами продавцы, как правило, не изобретают сложных схем уклонения. Они просто не используют кассовых аппаратов, скрывая, таким образом, реальную прибыль, действуя при этом по схеме: нет прибыли - нет налогов.

Есть и более изощренные способы ухода от налогов при использовании кассовых аппаратов. В частности, сотрудники БЭП ГУВД Москвы задержали гражданина С, который предлагал различным торговым предприятиям специальное устройство, способное обнулять данные в кассовом аппарате в любой удобный для кассира момент. В итоге выручка не суммируется, и аппарат перестает обладать фискальной памятью. Такая нехитрая операция позволяет торговцам уклоняться от уплаты налогов. Всего у задержанного было изъято 76 таких электронных устройств.

Весьма популярными объяснениями работников торговли неприменения кассовых аппаратов являются:

- отключение электроэнергии;

- выход из строя кассовых аппаратов вследствие попадания в механизм жидкости и посторонних предметов и др.

Проблемы, связанные с применением кассовых аппаратов, наиболее болезненны для малых предприятий и предпринимателей, работающих без образования юридического лица, которые по закону за нарушение правил применения кассовых аппаратов несут такую же ответственность, как и крупные торговые компании. Таким образом, учитывая достаточно большие штрафные санкции за нарушения соответствующих правил применения кассовых аппаратов, начинающего предпринимателя может привести к банкротству первый же наложенный штраф.

Следует отметить, что некоторые предприниматели придумывают весьма необычные способы нарушения кассовой дисциплины и уклонения от уплаты налогов.

Вторая большая группа нарушений связана с сокрытием объемов реализованной продукции и занижением выручки. Как показали экспертные оценки, чаще всего уклонение от налоговых выплат происходит следующими способами: осуществление коммерческой деятельности без оформления соответствующих договоров и отражения результатов этой деятельности (33%); реализация продукции без накладных или по фиктивным первичным документам (11%); сокрытие части выручки путем неотражения в бухгалтерской отчетности отдельных операций (16%); занижение налогооблагаемой прибыли, налога на добавленную стоимость, налога на рекламу (23%); расчеты с поставщиками полуфабрикатов и товаров наличными средствами по заниженной в сравнении с указанной в накладной цене (19%); оформление реализации возвращенной (только по документам) продукции на предприятие, изготовившее ее, под предлогом потери товарного вида - по сниженной цене (25%).

Довольно часто администрация рынков при сборе арендной платы принимает в качестве оплаты наличные денежные средства (в том числе и наличную валюту). Как правило, приходные документы при таких формах оплаты не выдаются, либо выдаются на меньшие суммы. Такая форма расчетов удобна как администрации рынков, так и торговцам, так как большинство из них осуществляют свою деятельность вне налогового учета и контроля.

Исследование также свидетельствует о том, что у торгующих юридических и физических лиц нередко могут отсутствовать договоры на аренду торгового места, что способствует неотражению полученных доходов в бухгалтерской документации и как следствие - приводит к занижению налогооблагаемой базы и уклонению от уплаты налогов.

Для предприятий торговли с круглосуточным режимом работы характерно занижение выручки, особенно в ночное время. Этому способствует отсутствие руководства и лиц, ответственных за ведение финансово-бухгалтерской документации. Работники таких торговых предприятий осуществляют произвольное повышение цен на реализуемую продукцию путем замены имеющихся ценников на другие, с указанием цен, на 15-25% превышающих установленные. При этом покупателям пробиваются чеки с указанием официально установленных цен. Получаемая разница, которая подчас колеблется от 6 до 10 тыс. руб. за ночь работы, продавцами присваивается.

Следует отметить, что полученные продавцами доходы от осуществления таких деяний не могут являться объектом налогообложения, так как получены в результате совершения правонарушения и не подлежат обращению в доход государства.

Проводимая органами внутренних дел работа по пресечению и предупреждению нарушений налогового законодательства при функционировании оптово-розничных рынков выявляет в качестве одного из распространенных противоправных деяний незаконное предпринимательство, то есть торговлю без соответствующего разрешения, без регистрации в налоговых и иных органах или с нарушением условий лицензирования.

Среди правонарушений, совершаемых физическими лицами, можно отметить сокрытие произведенных финансово-хозяйственных операций, совершенных с помощью: использования физическими лицами недействительных доверенностей ликвидированных либо несуществующих организаций при закупке и реализации товаров (48%); сдачи физическими лицами товаров на комиссию и реализацию в магазины по фиктивным доверенностям от юридических лиц в целях уклонения от уплаты налога (34 %); использования физическими лицами похищенных или утерянных паспортов при реализации крупных партий товаров через торговую сеть (7%) и пр.

Также необходимо назвать некоторые характерные способы уклонения граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, от уплаты налога при осуществлении торговых операций: 1) сокрытие выручки в торговле путем фальсификации или уничтожения накладных и других документов; 2) невключение в декларацию о доходах сведений о полученных доходах от занятия предпринимательской деятельностью; 3) реализация товаров предприятий из одного региона в другой через предпринимателей (за определенное вознаграждение) без соответствующего документального оформления; 4) реализация больших партий товаров, закупаемых в разных регионах страны, через подставных лиц на вещевых рынках.

Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение указаны в главе 16 НК РФ. Кодекс предусматривает следующие составы налоговых правонарушений (ст. 116-135.1):

- нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;

- уклонение от постановки на учет в налоговом органе;

- нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке;

- непредставление налоговой декларации;

- грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;

- нарушение правил составления налоговой декларации;

- неуплата или неполная уплата сумм налога;

- невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов;

- незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, таможенного органа, органа государственного внебюджетного фонда на территорию или в помещение;

- несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест;

- непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;

- отказ от предоставления документов и предметов по запросу налогового органа;

- ответственность свидетеля;

- отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода;

- неправомерное несообщение сведений налоговому органу.

Совершенно очевидно, что все перечисленные и иные способы уклонения от налоговых выплат, в том числе в сфере торговли, совершаются с целью получения материальной выгоды, дохода (в подавляющем большинстве случаев в денежной форме). Как показывает практика, полученные таким образом доходы вкладываются не только в расширение преступной деятельности, но также инвестируются в недвижимость, валютные ценности. Однако вложение незаконно полученных доходов в предметы роскоши не приносит дивидендов, поэтому вполне объяснимо стремление владельцев таких средств, вложить их в различные сферы финансово-хозяйственной деятельности для того, чтобы деньги «работали» и приносили, соответственно, новые деньги.

По данным МВД России, около 70% доходов, полученных незаконным путем, вкладываются сегодня в различные формы предпринимательской деятельности и около 15% расходуются на приобретение недвижимости и иного имущества. Бесспорно, такая ситуация способствует криминализации экономических отношений, усилению влияния преступных группировок в сфере экономики, постепенному превращению их в легальных субъектов финансово-хозяйственной деятельности, а также росту числа коррумпированных чиновников.

Обладатели незаконно приобретенных денежных средств стремятся их легализовать таким образом, чтобы не только не раскрыть источники образования этих денег, но и, получить новые доходы, с помощью так называемой «теневой» экономики. Вообще такую экономику можно определить как экономику, выведенную из сферы налогообложения.

Отток капитала в «теневую» экономику некоторые авторы считают характерным признаком чрезмерного налогообложения. Именно эта ситуация складывается сейчас в России, когда страна теряет законопослушного налогоплательщика. Чем больше инфляция и чем больше высокие налоги уменьшают реальные, находящиеся в распоряжении индивидов доходы, тем сильнее стимулы к получению нелегального дохода в формах, которые не так-то легко обнаружить, например: в виде наличных денег либо бартерного товарообмена. Хотя оценить размеры средств, обращающихся в сфере «теневой» экономики, трудно. Большинство зарубежных экспертов сходится в том, что их величина составляет от 5 до 15% от объема официального ВНП. В России, по данным экспертных оценок, этот показатель в 2,5-3 раза выше.

По данным Госкомстата РФ, деятельность «теневой» экономики добавила к официально учитываемому ВВП за десять лет, т.е. с 1996 - 2005 гг., примерно 23% - 35 %.

По оценкам же сотрудников налоговых и правоохранительных органов, эта доля на сегодняшний день составляет порядка 40-45%. Таким образом, основными чертами российской «теневой» экономики являются: крупномасштабность, высокие темпы роста, вовлеченность в нее значительной части населения, сращивание с организованной преступностью и коррупцией. Необходимо отметить, что «теневая» экономика напрямую связана с уклонением от уплаты налогов, осуществлением запрещенной законом деятельности (контрабанда, торговля оружием, наркотиками, проституция и т.д.).

Важным моментом в характеристике «грязных» денег является фактор секретности их формирования (образования, накопления), который они фактически утрачивают в результате «отмывания», после чего установить незаконное происхождение «грязных» денег бывает очень сложно. Например, если эти суммы вложены в акции, облигации, недвижимость, коммерческие или промышленные предприятия, то есть, легализованы, они не отличаются от материальных и финансовых ресурсов, находящихся в обороте на законных основаниях.

Некоторые российские специалисты относят налоговые преступления к группе преступных деяний, использующихся в структуре организованной преступной деятельности в качестве вспомогательных, побочных и нетипичных ее элементов. При этом отмечается, что общим признаком этих преступлений является то, что они не способны приносить прямую материальную выгоду или денежные средства организованному преступному сообществу, а направлены на причинение ущерба имуществу, создание условий для совершения других преступлений или сокрытия их следов, маскируя организованную преступную деятельность и направляя расследование этой деятельности по ложному пути.

С подобной оценкой роли налоговых преступлений можно согласиться лишь отчасти, так как в данной точке зрения не до конца учтена общественная опасность налоговых преступлений в сочетании с элементами организованной преступности. Ведь по оценкам экспертов, налоговые преступления являются сопутствующими при осуществлении практически всех более или менее легальных операций, проводимых организованными преступными группировками.

Как показывает практика работы органов внутренних дел, при расследовании налоговых преступлений нередко приходится сталкиваться и с фактами легализации денежных средств и иного имущества, приобретенных незаконным путем.

В этом случае, для того чтобы расследование было успешно завершено, сотрудникам правоохранительных органов необходимо доказать, что деньги, полученные от незаконных действий (например, от незаконного предпринимательства, взяточничества и т.д.), были направлены на осуществление легальной деятельности (покупка дома, выплата заработной платы наемным работникам, организация бизнеса и т.д.). В случае если деньги, полученные от незаконной деятельности, вкладывались также в незаконную деятельность, речи об отмывании идти не может.

В последнее время в российских СМИ и среди специалистов встречались предложения (со ссылкой на западный опыт) о необходимости применения уголовных санкций, назначаемых за нарушение налогового законодательства в отношении лиц, занимающихся деятельностью, связанной с извлечением незаконных или преступных доходов от продажи оружия, наркотиков, проституции и др.

Например, по В. Ткаченко, обложению налогом подлежат и те доходы, которые получены гражданином в результате преступлений (хищение, взятка), и о них гражданин обязан сообщить.

Однако на сегодняшний день в России в соответствии с НК РФ объектами налогообложения могут являться: имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога (ст. 38). А обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах (ст. 44).

Таким образом, в данный момент привлекать лиц, виновных в совершении общеуголовных преступлений, связанных с извлечением незаконного дохода, к уголовной ответственности за налоговые преступления (при отсутствии их состава) не представляется возможным, так как к этому нет законных оснований.

Анализ налоговых правонарушений и преступлений свидетельствует о том, что возникновение «грязных» денег происходит практически во всех областях торгово-предпринимательской деятельности.

Основываясь на вышеизложенном, необходимо сделать следующие выводы:

1. В торговле всегда отражается экономический и правовой уровень развития налоговых отношений в государстве в целом. Очевидно, поэтому торгово-предпринимательская деятельность не может оставаться без внимания не только экономистов, криминологов, но и налоговиков.

2. Специфика торгово-предпринимательской деятельности предполагает, что здесь капиталы оборачиваются быстрее всего и менее всего связаны, а в случае необходимости могут быть изъяты и направлены в другие сферы. В этой сфере традиционно низок уровень государственного контроля, в обращении большое количество наличных денег. Следовательно, здесь еще долго можно будет получать прибыль, не затрачивая особых усилий.

3. Фискальная политика предполагает использование возможности правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета не только на закупку товаров и услуг, но и для регулирования устойчивого функционирования рыночной экономики и решения различных социальных задач. Вместе с тем, основными рычагами фискальной политики государства являются не уголовно-правовые репрессивные по своей сути средства, а изменения налоговых ставок в соответствии с целями правительства.

 

Автор: Соколов С.Ю.