30.12.2011 2687

Особенности уголовной политики, направленной на борьбу с уклонением от уплаты налогов предприятиями торгового комплекса

 

В российской правовой науке в последние годы наметились позитивные тенденции расширения проблематики исследований, связанных с реализацией государственной политики противодействия налоговым преступлениям. Столь пристальное внимание указанному вопросу объясняется тем, что налоговые преступления оказывают негативное воздействие на экономику, тормозят развитие в стране рыночных отношений, порождают инфляцию, деформируют общественное сознание, нарушают принципы социальной справедливости, подрывают силу и авторитет закона и иных государственных институтов и т.д. В результате совершения налоговых преступлений значительная часть неуплаченных налогов оседает в криминальном секторе экономики, что, в свою очередь, способствует дальнейшему росту налоговой преступности.

Отмеченное указывает на то, что сегодня в стране, к сожалению, отсутствует четко продуманная стратегия борьбы с налоговыми преступлениями. Соответствующее положение дел препятствует превращению «теневой» деятельности в легальную. Вместо расширения налоговой базы происходит ее сужение, и, наконец, вместо подавления криминальных тенденций - их усиление.

Вместе с тем, если обратиться к официальным источникам, характеризующим состояние потребительского рынка, то за последние пять лет можно отметить позитивные тенденции, касающиеся устойчивого повышения объемов продажи товаров населению (17%). Нельзя не обратить внимание и на то, что в структуре товарного предложения на российском потребительском рынке наблюдается повышение спроса на отечественную продукцию, доля которой в текущем году в общем объеме товарооборота повысилась на 7 %.

Наряду с общими позитивными изменениями в торгово-предпринимательской сфере, ситуация по выплате налогов с предприятий торговли остается непростой. Соответствующий анализ правоприменительной практики налоговых органов в России свидетельствует о сравнительно низком уровне собираемости налогов (по различным оценкам на предприятиях торговли государство не добирает от 30 до 40% потенциальных налоговых платежей).

Причины отмеченной ситуации различны, - от недостатков в работе налоговых, правоохранительных и иных органов, занимающихся контролем и сбором налогов, до несовершенства налогового законодательства и отсутствия продуманной взвешенной налоговой политики со стороны государства.

Особо следует подчеркнуть преобладание в налоговой системе ярко выраженной фискальной направленности, что, по мнению многих авторов, является одним из серьезнейших недостатков существующей налоговой системы. Фискальная направленность функционирующей в стране налоговой системы проявляется: во-первых, в установлении большого количества налогов; во-вторых, в достаточно высоких ставках налогов (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль); в-третьих, в чрезмерно высоком уровне штрафных санкций. Все отмеченное неизбежно ведет к сокрытию доходов большинством налогоплательщиков. Следствием такого явно не продуманного подхода становятся значительные потери бюджета.

Указанная проблема имеет сложносоставной характер. Вместе с тем, если ее подвергнуть рассмотрению с позиции специальности настоящего исследования, то следует подчеркнуть, что любое непродуманное, в том числе уголовно-правовое, воздействие (чему масса примеров в истории России) неминуемо приводит к нейтрализации не преступного, а законопослушного, выгодного для общества экономического поведения. При любых неблагоприятных условиях для экономической деятельности большая масса хозяйствующих субъектов полностью или частично уходит в сферу «теневого» денежного оборота.

Представляется, что одной из главных причин, вынуждающих отдельных предпринимателей скрываться «в тени», является чрезмерное налоговое бремя. Второй мотив, побуждающий уйти «в подполье», заключается в стремлении избежать того бремени правил, введенных государством, которое возлагается на субъектов торгово-предпринимательской деятельности.

Отмеченные обстоятельства приводят к снижению функциональности финансовой системы, усугубляется ситуация с неплатежами, ухудшается инвестиционный климат, разрушается социальная инфраструктура общества, создаются условия для вывоза капитала за границу и тем самым расширяется сфера влияния организованной преступности.

Далее следует обратить внимание на то, что развитие «теневой» экономической деятельности является реакцией на сам факт государственного регулирования. Вместе с тем, никакое регулирование не возможно без определенных ограничений, а неразумные ограничения провоцируют их нарушение, особенно если это экономически выгодно. Многие виды «теневой» экономики (например, уклонение от налогов) объясняются в значительной степени непродуманностью вопросов объема, средств и методов государственного регулирования. Например, непомерно тяжелое налоговое бремя, чрезмерная регламентация правил официальной экономики дают прямо противоположный эффект тому, на который рассчитывают субъекты налоговой политики и т.д.

Здесь же следует подчеркнуть, что многочисленные исследования и расчеты отечественных и зарубежных авторов указывают на то, что величина налоговой ставки напрямую связана с объемом поступления доходов в бюджет государства. Поэтому следует признать, что сокращение налогооблагаемой базы имеет не столько гуманитарное, сколько прагматическое значение. Кроме отмеченного, весьма важным является реструктурирование на предприятиях торговли налоговой задолженности. Не менее значимым является освобождение от налогового пресса части прибыли предприятий торговли, идущей на расширение торговой сети.

Следовательно, для эффективной борьбы с налоговыми правонарушениями необходимо знать истинные масштабы и структуру «теневой» экономики. Особый интерес представляет распределение «теневого» сектора экономики России по ее регионам и отраслям народного хозяйства. Подобного рода информация позволила бы соответствующим подразделениям МВД России более взвешенно оценивать и направлять деятельность своих территориальных органов.

Очевидно, что общество не может полностью отказаться от регулирования экономическими процессами. С одной стороны, регулирование необходимо для наполнения государственного бюджета, являющегося основным источником решения социальных программ, с другой - сама экономическая единица (коммерческие, государственные и смешанные предприятия и организации) нуждаются в защите от недобросовестных участников этих отношений.

Усложнение современных экономических отношений в стране, в отличие от эпохи государственного регулирования, объективно привело к таким общественно-опасным деяниям, которые, по существу, дополнили уже имевшиеся пустоты законодательного регулирования, и как подмечается отдельными авторами, новые формы преступности приобрели схожие, хотя и в несколько извращенной форме, очертания рыночных отношений.

Видимо, в России в настоящее время сложилась именно такая ситуация, при которой некоторые относительно новые общественно-опасные явления становятся не только заметными, но и, по сути, переполняют так называемый «порог терпимости» общества. К сожалению, гражданско-правового инструментария в большинстве случаев уже явно недостаточно. Появляется необходимость, наряду с мерами экономического и организационного характера, иметь в арсенале государственного регулирования меры уголовно-правовые, правда, с оговоркой, что устрашающее значение наказания сильно преувеличено в общественном сознании. Эффективность уголовно-правовых мер можно наблюдать в основном в отношении людей, добившихся определенных успехов в обществе, то есть в отношении тех, кому есть что терять. Поэтому не секрет, что экономическое развитие общества оказывает существенное влияние на виды и уровень преступности как непосредственно, так и косвенно, особенно это характерно для налоговых преступлений.

Исходя из отмеченного, напрашивается вывод о том, что недостаток дозированного государственного вмешательства порождает перемещение уравновешивающих сил снизу вверх, что, безусловно, связано с целым набором отрицательных последствий для общества в целом. Поэтому «для обеспечения экономического роста самым главным является формирование у хозяйствующих субъектов чувства уверенности и полного доверия к политическим и экономическим институтам в целом». Однако значимость такого чувства уверенности может играть сколько-нибудь самостоятельную роль только при условии формирования его у подавляющего большинства. Именно взвешенная и научно обоснованная уголовная и налоговая политика государства способна решить указанные и иные проблемы становления отечественной экономики. Видимо поэтому последнее десятилетие ознаменовалось все возрастающим вниманием к различным аспектам уголовной политики. Также постепенно идет осознание той роли, которую играет или может играть уголовная политика в коррекции одной из важнейших сторон экономики - налоговой сфере. К числу соответствующих программных документов можно отнести, например, положение «О государственной стратегии экономической безопасности РФ (Основные положения)», где делается попытка обозначить основные источники экономической угрозы для России. К их числу относятся: увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности; деформированность структуры российской экономики; возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов; криминализация общества и хозяйственной деятельности и т.д. В этой связи вполне понятны и очевидно оправданны усилия тех ученых, которые делают попытки комплексного анализа механизма общепревентивного воздействия (с помощью юридических и иных средств и методов) на преступность в налоговой сфере.

Отмеченное свидетельствует о том, что применительно к рассматриваемой сфере должны быть определены наиболее важные стратегические направления борьбы органов власти с уклонением от обязательных налоговых выплат. Как считает автор, стратегия борьбы с уклонением от обязательных налоговых выплат на предприятиях торгового комплекса лежит в плоскости трех основных блоков.

Первый - это мониторинг состояния с выплатами налогов на предприятиях торговли. Выявление случаев, когда фактические размеры доходов предприятий торговли отклоняются от пороговых значений планируемых государством сумм налоговых сборов от указанных предприятиями, и определение самих этих пороговых значений.

Второй блок - прогнозный, то есть разработка прогнозов, касающихся объемов розничных и оптовых продаж предприятиями торговли, и оценка в рамках этих прогнозов показателей, определяющих состояние собираемости налогов на уровне района, города, субъекта федерации и в целом по стране.

Третий блок реализации государственной стратегии - заключается в разработке мер, методов и механизмов по обеспечению собираемости налогов в стране с предприятий торгового комплекса.

В настоящее время рядом министерств и ведомств развернута активная работа по реализации соответствующей государственной стратегии в налоговой сфере. В частности, по согласованию с Центробанком и Аппаратом Совета Безопасности утвержден перечень показателей состояния экономики, по которым должны быть разработаны количественные и пороговые параметры налоговой системы, включая объекты торговли. Определен порядок организации мониторинга и факторов, определяющих возникновение угроз массового уклонения от обязательных налоговых выплат. Уже давно функционирует ежемесячный мониторинг этих показателей.

МВД России является основным органом федеральной и исполнительной власти, обеспечивающим разработку прогнозов криминогенной ситуации на предприятиях торговли, в том числе касающихся фактов уклонения от уплаты налогов. Поэтому аналитическими подразделениями МВД была организована разработка методик оценки факторов и угроз, определяющих соответствующий сегмент экономической безопасности в рамках годовых и среднесрочных прогнозов развития потребительского рынка. При этом сама технология работы тесно увязана с технологией прогнозной работы, поскольку без мониторинга и анализа текущего состояния невозможно дать перспективную оценку угроз и показателей экономической безопасности.

Таким образом, сегодня разработка прогнозов предусматривает оценку показателей экономической безопасности и определение основных задач в соответствующей сфере. Вопрос реализации намеченных мер и механизмов, которые разрабатываются в рамках подготовки самого прогноза, находят свое отражение в программе Правительства и представляют собой третий блок реализации государственной стратегии налоговой политики и борьбы с преступлениями указанной сферы.

В числе основных направлений стратегии борьбы с уклонением от уплаты налогов следует указать на важную экономическую составляющую налоговой политики, позволяющую учитывать интересы налогоплательщиков, и тем самым сделать работу налоговых органов более эффективной и менее затратной. В числе данных направлений: а) уменьшение количества взимаемых налогов с предприятий торговли, что позволит повысить эффективность налогового контроля; б) снижение уровня штрафных санкций за налоговые правонарушения (принятые меры дадут возможность строго дифференцировать ответственность, в основе которой должна лежать тяжесть налогового правонарушения и существование преднамеренного умысла на его совершение); в) понижение уровня налоговых ставок (это послужит стимулом повышения эффективности экономической деятельности) и пр.

В настоящее время на практике сложилась парадоксальная ситуация, когда нарушителю налогового законодательства нередко более выгодно быть привлеченным к уголовной ответственности, чем отвечать материально за правонарушение, не являющееся преступлением. Несоразмерность мер уголовной ответственности за налоговые преступления и санкций за соответствующие административные и налоговые правонарушения отмечают многие ученые и практические работники - первое в ряде случаев оказывается более мягким, чем второе.

В связи с указанным необходима более четкая и подробная классификация налоговых правонарушений, совершаемых на предприятиях торговли. Это позволит в той или иной степени ослабить фискальную функцию налогообложения на предприятиях торговой сферы. Хорошо известно, что до принятия Налогового кодекса РФ в налоговом законодательстве отсутствовало разделение на умышленное и неосторожное нарушение. Соответственно, существовал непропорционально высокий уровень штрафных санкций за налоговые правонарушения, допущенные не по вине налогоплательщиков.

Кроме отмеченного, весьма серьезной и во многом справедливой критике российское налоговое законодательство подвергается с позиции незащищенности налогоплательщика от неправомерных действий налоговых органов, а также из-за отсутствия установленной процедуры апелляции, по таким действиям.

К сожалению и в настоящее время органы власти априори исходят из того, что 100% предпринимателей, работающих в сфере торговли - потенциальные «криминальные» уклонисты. Однако у большинства российских торговых предприятий существует только одна проблема - не ошибиться в хаосе нормативных изменений, дополнений, разъяснений и правильно заплатить налоги. Согласно опросам наших респондентов, регулярно платят налоги только 16% торговых предприятий-налогоплательщиков, около 48% платят налоги не регулярно, а 36% не платят налоги совсем. Приведенные данные, а также сложившееся мнение у сотрудников правоохранительных органов о сугубо «криминальности» налогоплательщика в сфере торговли есть только способ оправдания необоснованного ужесточения налоговой политики. Правоохранительные и контролирующие органы вместо того, чтобы совершенствовать свою работу в налоговой сфере, ставят всех без исключения налогоплательщиков в ситуацию оправдывающихся и без вины виноватых.

Реализация в государственной политике принципа «налоги никто не платит» приводит в большинстве своем к несправедливому ужесточению налогового пресса, к передаче правоохранительным и контролирующим органам необоснованно широких полномочий, что ведет к правовому произволу в сфере налогообложения. Все это не способствует формированию эффективной и разумной налоговой системы в России.

Представляется, что необходимо внести соответствующие изменения в действующее налоговое законодательство, которые позволили бы смягчить его жесткую фискальную направленность, устранить имеющиеся несоответствия в объеме прав и обязанностей налогоплательщиков. Как показали опросы респондентов, целесообразны были бы следующие направления:

- дальнейшее совершенствование налогового законодательства (71%);

- законодательное регламентирование порядка налоговых процедур (67%);

- расширение прав налогоплательщиков (54%);

- законодательное закрепление порядка введения в действие налоговых законов, внесение в него изменений и дополнений (34%).

Каждый из упомянутых аспектов налогообложения торговых предприятий требует некоторых пояснений. В частности, истекший период функционирования новой налоговой системы показал, что она нуждается в серьезном реформировании. Особое внимание при этом должно быть уделено налоговому законодательству. Его несовершенство, противоречивость и нестабильность, отсутствие гибкого механизма реализации со стратегией экономических реформ - это далеко не полный перечень причин проведения реформирования налоговой системы. Состояние налогового законодательства в настоящее время не удовлетворяет ни налогоплательщиков, ни государство, что становится одним из основных факторов сдерживания экономических реформ, препятствует реализации государственной политики противодействия налоговым преступлениям.

Представляется, что попытки некоторого расширения ограничения законных интересов налогоплательщиков неизбежно вызовут противоречивую ситуацию, чреватую противодействием налогоплательщиков налоговым органам, массовым уклонением граждан от уплаты налогов, «бегством» капитала за границу и пр.

В качестве недостатка законотворческой деятельности необходимо также назвать и межотраслевую разобщенность, стремление к созданию собственных правовых институтов.

К числу недостатков действующего налогового законодательства наши респонденты отнесли:

а) несоответствие норм, предусматривающих ответственность за совершение налоговых правонарушений, потребностям эффективного, прогрессивного, цивилизованного развития рыночных отношений в стране, производства, торговли и всей экономики в целом (67%);

б) неполноту законодательного регулирования, несоответствие провозглашенных и реально действующих налоговых правоотношений (44%);

в) отсутствие эффективной государственной системы информирования об издаваемых нормативных актах, регулирующих (регламентирующих) налоговые отношения. Отмеченные и другие недостатки полностью дезавуируют практическое значение одного из важных общеправовых принципов - принципа презумпции знания закона, суть которого сводится к тому, что если закон принят и издан, его все знают, и всякие ссылки на незнание закона без- основательны («незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение») - 35%.

Сложность и противоречивость налогового законодательства предопределяет ситуацию, когда положение налогоплательщика полностью зависит от устоявшейся и формируемой правоприменительной практики. Поэтому важно постоянно информировать население об этой практике. Налогоплательщик, осведомленный о том, как практически применяются санкции за нарушение запретов в сфере налогового законодательства, четче усваивает эти запреты, и при этом создаются более реальные основания для ответственности за налоговые преступления.

Правоприменительная практика в связи с бланкетным характером статей о налоговых преступлениях представляет собой важный фактор информированности налогоплательщиков не только об уголовном, но и о налоговом законодательстве в целом. Однако в случаях, связанных с совершением налоговых правонарушений, этого не происходит. Более того, включение законодателем в УК РФ статей с бланкетной диспозицией свидетельствует об антиправовой сущности, разрушает законность и правопорядок, а главное - негативно отражается на законопослушном гражданине.

Правильность правовой оценки действий в виде уклонения от уплаты налогообложения на предприятиях торговли и связанная с этим эффективность действия уголовно-правовых норм во многом зависят и от состояния норм других отраслей права. В первую очередь это касается формулировок норм налогового законодательства, которое, к сожалению, постоянно изменяется, что приводит к значительным трудностям в осуществлении правоприменительной деятельности.

Нельзя также не отметить, что свою лепту в дезорганизацию налоговых правоотношений вносит процесс нарушения соподчиненности федерального и республиканского законодательства. Разграничение полномочий между государственными органами власти и органами местного самоуправления способствовало возникновению коллизий между ними и являлось одной из основных причин незаконного ограничения прав и свобод граждан в сфере налоговых отношений. И хотя в соответствии со ст. 13, 14, 15 Налогового кодекса РФ запретил на территории России органам государственной власти всех уровней вводить дополнительные налоги и другие платежи, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, тем не менее подобный запрет постоянно нарушается. Особенно это характерно для торгово-предпринимательской сферы.

По нашему мнению, рассматриваемая проблема может быть решена не только путем точной законодательной регламентации перечня региональных и местных налогов, но и строжайшим запретом введения новых налогов субъектами Российской Федерации. Законодательная регламентация окажет позитивное влияние не только на единообразие правоприменительной практики, но и на соблюдение принципа законности. В целях защиты налогоплательщика следует также установить и ограничительный предел суммы дополнительно вводимых налогов и сборов.

Вполне логично, что правовой основой регулирования налоговых отношений является Налоговый кодекс Российской Федерации - кодифицированный законодательный акт, объединяющий в строго определенном порядке как материальные, так и процессуальные нормы налогового права, основные цели и задачи налоговой политики. Он призван не только упорядочить нормативный материал, относящийся к налоговым правоотношениям, но также инициировать переработку действующих нормативных актов налогового законодательства.

Налоговое законодательство призвано урегулировать разбалансированные экономические отношения, привести их к цивилизованным рыночным нормам, определить компетенцию властей различного уровня в установлении налогов, пересмотреть права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов, налоговых агентов и других участников налоговых отношений, разграничить составы налоговых правонарушений и меры ответственности за них.

Вместе с тем, основное требование, которым должно обладать налоговое законодательство, это то, что оно, в первую очередь, должно быть ориентировано на человека и отвечать реально складывающимся социально-экономическим реалиям.

Как считает автор, в настоящее время назрела настоятельная потребность в проведении ревизии внутри налогового законодательства. При этом необходимо соотносить его с другими отраслевыми законодательствами во избежание коллизии правовых положений, закрепленных в нормах различных законодательств.

Рассматривая проблемы развития предпринимательства в России, неизбежно приходится затрагивать вопросы взаимоотношений между предпринимателями и различными властными структурами. К сожалению, эти взаимоотношения весьма далеки от совершенства. В своей деятельности предприниматели нередко сталкиваются с разнообразными препятствиями, создаваемыми органами власти на федеральном, региональном и местном уровнях, которые существенно затрудняют создание новых фирм, мешают им выходить на рынок и успешно развиваться.

В связи с указанным следует подчеркнуть, что экономическая безопасность - это форма идеологии. Принятие на вооружение данной идеологии - это шаг к мобилизации общественного мнения и институтов управления на всех горизонтальных и вертикальных уровнях по включению материальных и нематериальных рычагов повышения экономического роста.

По отношению к «теневой» экономике применимы два основных подхода: борьба с незаконными действиями хозяйствующих субъектов силами правоохранительных органов, с одной стороны, а с другой - такое изменение экономической политики государства, которое приведет к превращению теневых капиталов в реальные инвестиции в экономику России.

Должны быть проведены мероприятия по совершенствованию налоговой системы, которые учитывали бы особенности теневой составляющей экономики и мотивации субъектов предпринимательской деятельности.

В силу проблематичности выявления и пресечения правонарушений необходимо искать пути лишения налогоплательщика стимулов к совершению противоправных действий как правовыми, так и экономическими инструментами. В основе данной системы должен лежать принцип экономической выгодности уплаты налоговых платежей.

В настоящее время штраф как наказание за нарушения налогового законодательства составляет 20% от сокрытой (заниженной) суммы. Как показывает практика, данный размер штрафа не является препятствием для нарушителей. Поэтому необходимо увеличивать суровость наказания.

Повышение эффективности и рост оперативности работы государственных органов является одним из резервов снижения экономической выгодности налоговых преступлений. Однако возможности данного резерва не безграничны - численность сотрудников соответствующих органов ограничена. Поэтому необходимо повышать уровень профессиональной подготовки сотрудников налоговых органов и привлекать квалифицированные кадры. С одной стороны, это приведет к улучшению качества работы, выявлению более тщательно скрытых налоговых правонарушений и, в конечном итоге, к росту результатов. С другой стороны, повысится неизбежность наказания за налоговое правонарушение.

Таким образом, для увеличения доходов в Федеральный и местные бюджеты и снижения доли теневой составляющей в экономике необходимо принять ряд законодательных мер, которые сделали бы совершение налоговых правонарушений экономически невыгодным, а наказание за такие нарушения - суровым и неизбежным.

Таким образом, изменения в налоговом законодательстве и деятельность силовых структур должны на деле обеспечить обязательность для всех без исключения субъектов торгово-предпринимательской сферы уплаты установленных законом налогов. Вместе с тем, одновременно эта налоговая система должна позволять каждому законопослушному налогоплательщику благополучно существовать и развиваться, не вынуждая его скрывать свои доходы. Таким образом, теневое предприятие торговли - явный признак неблагополучия в налоговой политике.

Повышение эффективности работы различных ведомств может существенным образом изменить ситуацию в сфере налогообложения, снизить степень влияния угроз экономической безопасности, пополнить ресурсы для противодействия им.

В частности, налоговые органы при выявлении, предупреждении и пресечении преступлений и правонарушений должны учитывать следующие обстоятельства:

- В силу наличия основных средств у собственников торговых предприятий, последние не могут полностью вывести свою деятельность из-под контроля государственных органов. Поэтому криминализация предприятий торговли происходит более интеллектуальными путями, или, иными словами, с использованием пробелов и недоработок в законодательной базе. Например, для ухода из-под налогообложения предприятиями учреждаются торговые дома, целью которых является «разрыв» финансовых и товарно-материальных потоков.

- Поскольку предприятия, начиная с добычи сырья и заканчивая производством продукции, связаны единой технологической цепочкой, нарушение на одной из стадий производства влечет за собой нарушения и на всех последующих стадиях. Примером может служить учреждение несколькими предприятиями одного торгового дома, который фактически используется для обмена продукцией между этими производителями.

Следует рассмотреть три сценария коррекции органами власти неудовлетворительной криминогенной ситуации, связанной с уклонением от обязательных налоговых выплат с предприятий торговли:

- административный - нейтрализация теневого сектора налогообложения преимущественно посредством усиления администрирования и карательных мер;

- либеральный - нейтрализация негативного влияния теневого сектора налогообложения путем либерализации налоговой системы, снятия административных барьеров;

- комплексный - нейтрализация негативного влияния теневой экономики посредством комплексного воздействия на субъектов хозяйствования. Прежде всего, создание условий для устранения экономической целесообразности перевода ресурсов в теневой оборот (реальная защита прав на легитимно приобретенную собственность, высокий риск раскрытия и получения значительных убытков при переводе ресурсов в теневой сектор).

Административный вариант реализации уголовной политики.

Достижение цели оздоровления криминогенной ситуации планируется посредством повышения роли государственного регулирования в управлении сферой торговли, усиления государственного контроля за банковской и внешнеторговой сферами, усиления налогового контроля и администрирования.

Среди ключевых мероприятий в рамках этого варианта реализации уголовной политики следует отметить ужесточение государственного контроля за наиболее крупными и рентабельными торговыми предприятиями. Он может осуществляться как путем расширения и ужесточения процедур лицензирования, прежде всего для предприятий, ориентированных на экспорт, так и посредством национализации. Для его реализации необходимо также реформирование законодательства. Приоритетными направлениями этого реформирования должны быть ужесточение налоговых санкций и расширение полномочий налоговых органов. Возможно также и некоторое изменение структуры собираемых налогов, прежде всего, путем введения рентных платежей.

Указанный вариант уголовной политики потребует дальнейшего усиления контролирующих органов. Основными изменениями в их работе должны стать: увеличение объема информации, собираемой о всех налогоплательщиках; расширение охвата предприятий выездными проверками; широкое взаимодействие налоговых органов с силовыми структурами МВД; ужесточение мер к торговым предприятиям-неплательщикам и их руководителям.

Основными угрозами при реализации данного варианта уголовной политики являются снижение эффективности экономики и рост затрат на государственное управление, расширение возможностей для злоупотреблений со стороны чиновников. Подводя итоги рассмотрению этого варианта уголовной политики, следует признать, что негативные последствия его реализации превышают эффект от сокращения теневого сектора. Однако некоторые элементы этого сценария могут найти применение для противодействия злостным неплательщикам (безусловно, незаконопослушным субъектам экономической деятельности).

Либеральный вариант реализации уголовной политики.

Основное содержание данного варианта уголовной политики состоит в снижении административных барьеров и усилении роли процессов саморегулирования в экономике регионов, либерализации налогового законодательства, внешнеторговой деятельности, банковского сектора.

При реализации этого сценария будет сокращено число лицензируемых видов деятельности. Планируется изменение налогового законодательства с целью увеличения «прозрачности», снижение ставок налогов за счет отказа от всех налоговых льгот, максимально возможное расширение практики применения налога на вмененный доход и упрощенной схемы налогообложения для малого бизнеса.

Одной из главных задач контролирующих органов при реализации либерального варианта уголовной политики является эффективное выявление нарушителей законодательства (при минимальном давлении на законопослушных предпринимателей). Планируется сокращение объема информации, запрашиваемой от налогоплательщиков, расширение применения сетевых технологий для сбора отчетности.

Основной угрозой при реализации этого варианта уголовной политики является возможность возникновения альтернативных государственных теневых институтов, например санкционных. В этом случае давление на торговый бизнес сохранится, теневой сектор может даже вырасти и, соответственно, произойдет снижение доходов бюджетов всех уровней. Между тем, ряд элементов этого сценария, прежде всего, направленных на создание «прозрачного» налогового законодательства, должен дать позитивный эффект при внедрении.

Комплексный вариант реализации уголовной политики.

Данный вариант уголовной политики предполагает реализацию комплекса мероприятий по созданию условий для устранения экономической целесообразности перевода ресурсов в теневой оборот торговыми предприятиями.

Он включает в себя меры по созданию экономических стимулов для честного ведения бизнеса, прежде всего, посредством защиты государством легитимно приобретенной собственности и деловых интересов торговых предприятий с высокой бюджетной эффективностью, создания для них преимуществ.

В сфере налогового законодательства необходима реализация ряда элементов либерального варианта уголовной политики, в частности, повышение «прозрачности» налогового законодательства с целью упрощения начисления налогов торговыми предприятиями и их проверки налоговыми органами.

Основной задачей контролирующих органов при реализации данного варианта является создание для предприятий, переводящих ресурсы в теневой сектор, высокого риска раскрытия и получения значительных убытков. Достижение такого эффекта возможно посредством расширения аналитической составляющей в работе налоговых органов, широкого внедрения информационных технологий в работу контролирующих органов. Создание рисков для неплательщиков должно быть поддержано ужесточением санкций для нарушителей налогового законодательства и созданием эффективного механизма их применения.

Основной угрозой при реализации данного варианта уголовной политики является необходимость институциональных преобразовании. Решение таких задач, как реформирование силовых структур с целью обеспечения реальной защиты законопослушных налогоплательщиков, соверше1гствование работы контрольных органов, создание непротиворечивого налогового законодательства, выходит за рамки экономических проблем и требует решений и в сфере политической. Однако это один из наиболее эффективных способов минимизации влияния теневого сектора.

По нашему мнению, в случае если удастся избежать излишнего административного давления на торгово-предпринимательскую деятельность, «комплексный» сценарий окажется наиболее приемлемым для противодействия теневой экономике. В перспективе, по мере проведения институциональных реформ и структурной перестройки экономики, возможен переход к частичной реализации либерального сценария.

В силу указанных выше особенностей налоговым органам необходимо активизировать работу по следующим направлениям:

1. Выявление и пресечение нарушений налогового законодательства путем выявления соответствующих фактов и признаков при реализации неучтенной продукции. Поиск преступлений и правонарушений на посреднических торговых фирмах.

2. Активизация работы по приобретению источников информации, обладающих возможностями контроля не только финансовых, но и товарных потоков, по выявлению истинного качества и технологических параметров продукции, отслеживанию нелегального оборота товаров и продукции.

3. Организация деятельности по сбору и накоплению исходной информации об элементах торгово-предпринимательской деятельности широкого круга взаимодействующих субъектов и динамике цен. Проведение анализа с целью выявления фактов и признаков налоговых и иных преступлении и правонарушений экономической направленности.

Мероприятия по пресечению теневого оборота должны проводиться совместными усилиями правоохранительных и контролирующих ведомств, при направляющей и координирующей роли органов государственной власти и управления.

Таким образом, принятие вышеназванных мер позволило бы значительно повысить эффективность налоговой системы и экономики в целом, расширить налогооблагаемую базу и распределить налоговое бремя более равномерно.

Основываясь на вышеизложенном, необходимо сделать следующие выводы:

1. Отсутствие в стране четко продуманной стратегии борьбы с налоговыми преступлениями препятствует превращению «теневой» деятельности в легальную. Вместо расширения налоговой базы происходит ее сужение, и, наконец, вместо подавления криминальных тенденций - их усиление.

2. Преобладание в налоговой системе ярко выраженной фискальной направленности, является одним из серьезнейших недостатков существующей налоговой системы. Следствием такого непродуманного подхода становятся значительные потери бюджета.

3. Для обеспечения экономического роста самым главным является формирование у хозяйствующих субъектов чувства уверенности и полного доверия к политическим и экономическим институтам в целом.

4. В настоящее время на практике сложилась парадоксальная ситуация, когда нарушителю налогового законодательства нередко более выгодно быть привлеченным к уголовной ответственности, чем отвечать материально за правонарушение, не являющееся преступлением.

5. Оздоровление рассматриваемой сферы может быть решено не только путем точной законодательной регламентации перечня региональных и местных налогов, но и строжайшим запретом введения новых налогов субъектами Российской Федерации.

 

Автор: Соколов С.Ю.