18.11.2010 34441

Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разного вида в процессе повышения квалификации (И.Н. Асаева)

 

 

На правах рукописи

 

Асаева Ирина Николаевна

 

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РАЗНОГО ВИДА В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

 

13.00.07 – Теория и методика дошкольного образования

 

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

 

Екатеринбург – 2009

 

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

 

Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент Шемятихина Лариса Юрьевна

 

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Ильясов Динаф Фанильевич, доктор педагогических наук, доцент Коломийченко Людмила Владимировна

 

Ведущая организация: Учреждение Российской академии образования «Институт психолого-педагогических проблем детства»

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальность исследования. Характеризуя современную систему дошкольного образования, необходимо отметить ее целевую направленность на гармоничное развитие ребенка. Исходя из этой цели, дошкольное образование должно трансформироваться в гибкую, научно обоснованную, вариативную систему, реализующую государственный образовательный заказ и отвечающую запросам потребителей образовательных услуг (дошкольников и их законных представителей).

В последнее время проблемы дошкольного образования актуализируются в приоритетных направлениях государственной политики в сфере образования, что связано с увеличением численности неорганизованных детей дошкольного возраста, необходимостью удовлетворения образовательных потребностей детей разного уровня развития и, как следствие, развитием видового разнообразия дошкольных образовательных учреждений (далее ДОУ), обновлением требований к содержанию их деятельности. Развитие востребованных образовательной ситуацией профессиональных компетенций у воспитателей ДОУ является тенденцией последнего десятилетия в связи с появлением новых моделей и форм дошкольного образования, видов ДОУ.

Вариативная направленность дошкольного образования на конечный педагогический результат – развитие ребенка и обеспечение его успешности на последующих ступенях обучения – предполагает высокий уровень профессиональной компетентности воспитателей ДОУ и формирующих ее компетенций. Нормативные требования к педагогической деятельности воспитателя ДОУ отражены в квалификационных характеристиках и документах образовательного учреждения. Современные нормативные требования, определяемые системой дошкольного образования, задают перечень профессиональных компетенций, отличающихся содержательно от традиционно реализуемых воспитателями функций, тогда как стандарты профессионального образования содержательно и технологически ориентированы, в основном, на подготовку будущих воспитателей к работе в ДОУ общеразвивающего вида и не всегда учитывают быстро меняющуюся ситуацию в дошкольном образовании: наращивание видового разнообразия ДОУ с учетом образовательных потребностей различных категорий детей и уровня их развития, обновление вариативного содержания дошкольного образования.

В педагогической практике ДОУ отмечается отрицательная динамика в увеличении числа воспитателей без высшего педагогического образования, чья профессиональная подготовка не в полной мере отвечает потребностям дошкольного образования, и воспитателей с большим педагогическим стажем, имеющих в большинстве случаев сложившиеся стереотипы педагогической деятельности. Воспитатели профессионально действуют в стандартной образовательной ситуации, а в условиях развития сети дошкольных учреждений оказываются неспособными к реализации приоритетных направлений образовательной деятельности конкретного вида ДОУ. В связи с этим развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разного вида становится актуальным.

Несоответствие между профессиональными компетенциями педагога ДОУ и профессиональной деятельностью в новой образовательной ситуации обычно преодолевается на уровне дошкольного учреждения через самообразование воспитателей и их деятельность в методических объединениях или системы повышения квалификации на базе учреждений, реализующих программы дополнительного профессионального образования. При этом отмечается слабая интеграция деятельности ДОУ с учреждениями, реализующими программы дополнительного профессионального образования, которые имеют возможность эффективно влиять на развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разного вида. При анализе программ дополнительного профессионального образования, предназначенных для повышения квалификации воспитателей ДОУ, выявлено, что они ориентированы на теоретическую, а не практическую составляющую педагогической деятельности, на работу с воспитателями дошкольных учреждений общеразвивающего вида, а не разных видов, что позволяет лишь частично удовлетворить потребности системы дошкольного образования в повышении квалификации педагогических кадров и в подготовке их к реализации приоритетных направлений деятельности ДОУ.

Таким образом, образовательная практика и результаты исследований подтверждают, что проблема реализации вариативного содержания дошкольного образования обусловлена уровнем профессиональных компетенций воспитателей ДОУ разного вида, не соответствующим требованиям и условиям их педагогической деятельности. Несмотря на смену целевых установок в системе дошкольного образования, в научных работах недостаточно рассмотрены сущность и содержание профессиональных компетенций воспитателей с учетом вида ДОУ, отсутствует конкретизация подходов, содержания и технологий их развития в процессе повышения квалификации.

Моделирование процесса повышения квалификации воспитателей дошкольных учреждений разного вида является социально значимой проблемой, а инновационные процессы, происходящие в этой системе, выступают механизмом разработки новых целей, содержания и технологий развития профессиональных компетенций воспитателей. В концептуальных документах развития системы российского образования подчеркивается необходимость разработки моделей повышения квалификации воспитателей ДОУ на основе компетентностного и личностно-ориентированного подходов, апробирования технологий, направленных на изменение внутренней позиции воспитателя ДОУ и ценностно-смыслового содержания педагогической деятельности как необходимого условия реализации вариативного содержания дошкольного образования.

Изучению проблем профессионального развития педагога в процессе повышения квалификации посвящены фундаментальные и прикладные исследования многих авторов. В психолого-педагогической литературе широко обсуждаются различные аспекты деятельности ДОУ. Становление системы дошкольного образования и научное обоснование развития сети дошкольных учреждений разного вида представлено в работах И.Н. Андреевой, Т.С. Буториной, З.И. Васильевой, Л.М. Волобуевой, С.Ф. Егорова, Н.И. Кузьминой, С.В. Лыкова и др. Организация педагогического процесса и содержание образовательной деятельности ДОУ рассматривается К.Ю. Белой, А.К. Бондаренко, Т.В. Волосовец, В.Н. Дубровой, Н.В. Микляевой и Ю.В. Микляевой, Е.А. Панько, Л.В. Поздняк и др. Освещению проблем профессионального развития педагогов в процессе профессиональной деятельности посвящены исследования Э.Ф. Зеера, Н.В. Кузьминой, Л.М. Митиной и др. На разработку технологий профессионального обучения специалистов ориентированы научные труды А.А. Вербицкого, С.Г. Вершловского, Б.С. Гершунского, В.Ю. Кричевского, М.П. Сибирской и др.

Большинство перечисленных авторов отмечают необходимость изучения проблемы профессиональной компетентности педагогических коллективов в условиях многоуровневого профессионального образования. Особенности развития профессиональной компетентности в процессе повышения квалификации педагогических работников стали предметом изучения таких авторов, как И.В. Букреева, Н.С. Веселовская, В.Б. Гаграй, И.В. Гришина, Д.Ф. Ильясов, М.Г. Ермолаева, Э.М. Никитин, М.М. Поташник, Е.П. Тонконогая, П.И. Третьяков, Л.Ю. Шемятихина и др. В определении сущности и содержания компетенций специалиста интерес представляют научные разработки В.И. Байденко, Е.В. Бондаревской, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, Е.И. Исаева, М.В. Кирилиной, И.А. Колесниковой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Г.К. Селевко, В.А. Сластенина, В.В. Серикова, Ордон Уршуля, А.В. Хуторского и др.

Однако предметом этих исследований не являлось развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разного вида в процессе повышения квалификации. Проведенный нами анализ монографических исследований, посвященных развитию профессиональной компетентности и формирующих ее компетенций, изучение материалов по истории педагогики и дошкольного образования, нормативных документов подтверждают, что до сих пор не сформирован комплексный подход к определению сущности и содержания профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разного вида, их диагностированию и последующему моделированию процесса повышения квалификации на базе учреждений профессионального образования.

Это дает возможность говорить о противоречиях:

– на социально-педагогическом уровне: между возросшими нормативными требованиями системы дошкольного образования к уровню профессиональных компетенций воспитателей и недостаточной ориентацией этих требований на педагогическую деятельность в условиях дошкольных учреждений разного вида;

– на научно-педагогическом уровне: между необходимостью отбора содержания и технологий развития профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разного вида в процессе повышения квалификации и недостаточным теоретическим обоснованием этого отбора в практике повышения квалификации;

– на научно-методическом уровне: между необходимостью развития профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разного вида и недостаточной направленностью педагогических исследований на разработку моделей повышения квалификации педагогов, дифференцированных по видам дошкольных учреждений.

Необходимость разрешения перечисленных противоречий обусловливает актуальность данного исследования, а также определяет его проблему: как обеспечить развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разного вида в процессе повышения квалификации?

Актуальность, практическая значимость и недостаточная разработанность обозначенной проблемы определили тему диссертационного исследования: «Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разного вида в процессе повышения квалификации».

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать модель процесса повышения квалификации на базе учреждения среднего профессионального образования (СПО), ориентированного на развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений с учетом вида ДОУ.

Объект исследования – процесс повышения квалификации воспитателей дошкольных учреждений разного вида.

Предмет исследования – модель процесса повышения квалификации на базе учреждения СПО, ориентированного на развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разного вида.

Гипотеза исследования. Развитие профессиональных компетенций воспитателей ДОУ разного вида в процессе повышения квалификации на базе учреждения СПО будет результативным, если:

– изучены нормативные требования системы дошкольного образования, потребности вида дошкольного учреждения и воспитателя в развитии профессиональных компетенций;

– на основе функционального анализа деятельности воспитателя в условиях вида ДОУ определено содержание профессиональных компетенций, выявлены уровни их проявления в педагогической деятельности;

– разработана и реализована модель процесса повышения квалификации, дифференцированного по видам ДОУ и ориентированного на развитие профессиональных компетенций воспитателей.

В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:

1. Осуществить анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, результатов исследований с целью выявления требований к деятельности воспитателей дошкольных учреждений разного вида и реализации этих требований в процессе повышения квалификации.

2. Уточнить понятие «профессиональные компетенции воспитателей дошкольных учреждений разного вида», на основе функционального анализа педагогической деятельности воспитателей в условиях вида ДОУ определить содержание профессиональных компетенций воспитателей, выделить уровни их проявления в педагогической деятельности.

3. Определить подходы к отбору содержания и технологий развития профессиональных компетенций воспитателей ДОУ разного вида и смоделировать процесс повышения квалификации воспитателей на базе учреждения СПО.

4. Установить результативность практической реализации модели процесса повышения квалификации воспитателей, дифференцированного по видам ДОУ и ориентированного на развитие профессиональных компетенций воспитателей.

Теоретико-методологической основой исследования являются: философские положения о сущности деятельности как отношения субъекта к действительности, методологические принципы целостности и системности (А.В. Брушлинский, А.В. Петровский, В.Д. Шадриков и др.); теория развития личности на основе единства компонентов профессионального и социально-культурного образования (В.И. Загвязинский, Б.Ф. Ломов, О.Ф. Федорова); концепции профессионального развития педагога (К.Я. Вазина, А.А. Вербицкий, Э.Ф. Зеер, Л.М. Митина, Э.Э. Сыманюк и др.); концепции непрерывного профессионального образования (С.П. Белозерцев, Э.Ф. Зеер, Т.И. Шамова и др.); психолого-педагогические и социальные основы развития профессиональной компетентности педагогов (С.Я. Батышев, Г.В. Безюлева, И.А. Колесникова, B.C. Лазарев и др.); методологические основы развития профессиональной компетентности педагогических коллективов (А.Л. Андреев, С.Г. Вершловский, Б.С. Гершунский, В.Ю. Кричевский, Э.М. Никитин и др.); методологические аспекты компетентностного, личностно-ориентированного и рефлексивного подходов в образовании (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, В.М. Болотов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.И. Карманчиков, А.Н. Леонтьев, Дж. Равен, С.Л. Рубинштейн, Г.К. Селевко, В.В. Сериков, И.Д. Фрумин, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков, Т.И. Шамова, И.С. Якиманская и др.); методологические основы разработки классификаций компетенций (Е.В. Бондаревская, А.А. Деркач, И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, Е.И. Исаев, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.В. Сериков, Ордон Уршуля и др.); теоретические основы повышения квалификации педагогических кадров (А.Н. Беляева, Д.Ф. Ильясов, A.M. Новиков и др.); теоретические положения о профессиональном развитии воспитателей и руководителей ДОУ (Л.Н. Атмахова, К.Ю. Белая, А.К. Бондаренко, В.П. Дуброва, М.В. Кирилина, Е.П. Милашевич, Е.А. Панько, Л.В. Поздняк, Л.Ю. Шемятихина и др.); концепции развития системы дошкольного образования (Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, В.Т. Кудрявцев, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн и др.); теории обновления содержания дошкольного образования и видовой представленности ДОУ (В.Г. Алямовская, Т.И. Бабаева, Н.В. Васильева, Л.А. Венгер, Т.В. Волосовец, Л.Д. Глазырина, А.Н. Давидчук, Т.Н. Доронова, В.Н. Зимонина, Ю.Ф. Змановский, В.И. Логинова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Л.А. Парамонова, Е.В. Соловьева, О.А. Степанова, К.В. Тарасова и др.).

Программа исследования была реализована при использовании следующих методов: теоретических (историко-функциональный и сравнительный анализ, изучение и анализ исследований, выполненных в области дошкольного образования и дополнительного профессионального образования, изучение нормативных документов, моделирование), эмпирических (методы педагогических измерений – регистрации, ранжировании, тестирования; диагностирование уровня профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разного вида, наблюдение, изучение продуктов образовательной деятельности ДОУ и педагогической деятельности воспитателей дошкольных учреждений разного вида, анкетирование, экспертная оценка, статистические и математические расчеты).

Выделенные цель, гипотеза и задачи исследования обусловили логику исследования, которое проводилось с 2003 по 2009 гг. и включало три этапа.

На первом этапе (2003 – 2004 гг.) проведен анализ нормативных документов, философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; сформулированы тема, цель и задачи исследования. Практический аспект работы состоял в проведении констатирующего эксперимента, позволившего выявить нормативные требования к воспитателю ДОУ разного вида и уровень развития профессиональных компетенций воспитателей.

На втором этапе (2005 – 2006 гг.) разработана модель процесса повышения квалификации, ориентированного на развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разного вида, и начата ее апробация на базе учреждения СПО.

На третьем этапе (2007 – 2009 гг.) проведена экспериментальная проверка результативности процесса повышения квалификации, дифференцированного по видам ДОУ и ориентированного на развитие профессиональных компетенций воспитателей, его оценка и корректировка по результатам опытно-поисковой работы; обобщены результаты и сформулированы выводы.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

– в отличие от ранее проведенных исследований Л.Н. Атмаховой, Ф.А. Байбановой, М.В. Кирилиной, Л.Ю. Шемятихиной и др., в которых определены содержание профессиональной компетентности воспитателей ДОУ и условия ее развития, в настоящей работе доказана необходимость моделирования процесса повышения квалификации воспитателей на базе учреждения СПО, дифференцированного по видам ДОУ и ориентированного на развитие профессиональных компетенций воспитателей.

– на основе функционального анализа деятельности воспитателя ДОУ разного вида определено содержание профессиональных компетенций воспитателей при реализации вариативной части образовательной программы дошкольного учреждения;

– разработан инструментарий диагностики уровня проявления профессиональных компетенций воспитателей ДОУ разного вида на основе экспертной оценки и построения шкалы рейтинга проявления компетенций в педагогической деятельности.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно расширяет теорию и практику дошкольного образования в области повышения квалификации воспитателей ДОУ на базе учреждения среднего профессионального образования:

– уточнено понятие «профессиональные компетенции воспитателей ДОУ разного вида», которое рассматривается как заданное социальное требование к готовности воспитателя по реализации обобщенных способов действий (основанных на знаниях, умениях, ценностных отношениях, опыте), необходимых для осуществления профессиональной деятельности по развитию дошкольников в ДОУ определенного вида;

– обоснована модель процесса повышения квалификации воспитателей ДОУ разного вида на основе интеграции компетентностного, личностно-ориентированного и рефлексивного подходов;

– установлено и обосновано влияние требований к педагогической деятельности воспитателей в условиях вида ДОУ на построение процесса повышения квалификации по развитию профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений.

 Практическая значимость исследования заключается в том, что:

– разработана и апробирована программа повышения квалификации для воспитателей ДОУ разного вида «Система педагогической деятельности воспитателей в условиях вида ДОУ»;

– разработаны методические рекомендации к программе повышения квалификации воспитателей и инструментарий диагностики уровня проявления профессиональных компетенций воспитателей в педагогической деятельности с учетом вида ДОУ, методические рекомендации для специалистов системы дошкольного образования.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в процессе повышения квалификации воспитателей ДОУ в системе дополнительного профессионального образования и в практике методической деятельности дошкольных учреждений разного вида.

Достоверность результатов и обоснованность выводов диссертационного исследования обеспечена исходными методологическими позициями, полнотой исходных теоретических положений, адекватностью применяемых методов целям и задачам исследования, проведением опытно-поисковой работы в условиях учреждения среднего профессионального образования, реализующего программы дополнительного профессионального образования, длительностью опытно-поисковой работы, обсуждением результатов исследования на научно-практических мероприятиях разного уровня и их положительной оценкой научной и педагогической общественностью.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования осуществлялись в процессе опытно-поисковой работы в ГОУ СПО «Ревдинский государственный педагогический колледж» и дошкольных учреждениях разного вида Западного управленческого округа Свердловской области, а также обсуждались на заседаниях Научно-образовательного центра по изучению и проектированию профессиональных компетенций специалистов ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». В исследовании приняли участие 234 воспитателя ДОУ разного вида. Материалы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на международных (Екатеринбург, 2006, 2008, 2009; Пенза, 2007; Новосибирск, 2008), всероссийских(Челябинск, 2007) и региональных конференциях (Екатеринбург, 2002, 2005, 2008; Петрозаводск, 2007; Тобольск, 2008).

 На защиту выносятся следующие положения:

1. Развитие сети ДОУ разного вида свидетельствует о том, что эта проблема выходит за пределы управления качеством процесса воспитания детей в ДОУ и требует изменения подходов к определению целей, принципов, методов, содержания и организации образовательного процесса, внедрения технологий, обеспечивающих реализацию приоритетных направлений деятельности вида ДОУ.

2.  Профессиональные компетенции воспитателей ДОУ разного вида понимается как заданное социальное требование к готовности воспитателя по реализации обобщенных способов действий (основанных на знаниях, умениях, ценностных отношениях, опыте), необходимых для осуществления профессиональной деятельности по развитию дошкольников в ДОУ определенного вида.

3. Содержание профессиональных компетенций воспитателей должно выстраиваться на основе функционального анализа их деятельности в условиях вида ДОУ: организация дополнительных диагностических процедур по оценке развития детей; проектирование и планирование педагогического процесса по реализации вариативной части образовательной программы, с учетом контингента воспитанников; организация различных видов деятельности детей по вариативным программам, обеспечивающим реализацию приоритетного направления деятельности ДОУ; взаимодействие с родителями в условиях вида ДОУ; работа в команде педагогов ДОУ по развитию условий, обеспечивающих реализацию приоритетных направлений деятельности вида ДОУ; самодиагностика воспитателем уровня профессиональных компетенций, профессиональное развитие в условиях вида ДОУ.

4. Развитие профессиональных компетенций воспитателей ДОУ разного вида зависит от процесса повышения квалификации, дифференцированного по видам ДОУ, организованного на основе сотрудничества с учреждениями профессионального образования, в котором учтены четыре взаимосвязанных этапа: базовый – диагностирование уровня профессиональных компетенций воспитателей с учетом вида ДОУ; практико-ориентированный – определение требований к уровню проявления профессиональных компетенций воспитателей ДОУ определенного вида, мотивирование педагогов на развитие профессиональных компетенций; профессионально-образовательный – отбор содержания и технологий развития профессиональных компетенций воспитателей, разработка и реализация модульной программы повышения квалификации для воспитателей ДОУ разного вида; профессионально-ориентированный научно-методическое сопровождение и оценка результативности педагогической деятельности воспитателей в условиях вида ДОУ.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 192 источников. Текст иллюстрируют 22 таблицы, 15 рисунков, 3 приложения.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

 

Во введении дается обоснование актуальности исследования, определены предмет, объект и цели исследования, рассматриваются его теоретические основы, описываются методы исследования, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость, формулируются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические основы развития профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разного вида в процессе повышения квалификации» представлен анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, рассмотрены исторические этапы развития дошкольного образования и тенденции изменения требований к педагогической деятельности воспитателей ДОУ, уточнено понятие «профессиональные компетенции воспитателей дошкольных учреждений разного вида», определено содержание профессиональных компетенций воспитателей с учетом вида ДОУ, выделены подходы к отбору содержания и технологий развития профессиональных компетенций воспитателей в процессе повышения квалификации.

Реагируя на потребности общества, система дошкольного образования изменяется структурно. Многообразие ДОУ в РФ представлено: центрами развития ребенка (2% от общего количества ДОУ), детскими садами с группами ухода и оздоровления (2%), школами-детскими садами (4%), учреждениями компенсирующего вида для детей с ограниченными возможностями (5%), детскими садами с приоритетным направлением в развитии (6%), учреждениями комбинированного вида (20%), учреждениями общего развития (61%). Наблюдается тенденция к дальнейшему видовому разнообразию ДОУ, что регламентируется Положением о дошкольном образовательном учреждении (2008). Развитие моделей и форм дошкольного образования, видов ДОУ определяет повышенные требования к педагогической деятельности воспитателя, и как следствие, к уровню проявления профессиональных компетенций, востребованных видом дошкольного учреждения.

В психолого-педагогической литературе и стандартах профессионального образования на сегодняшний день существуют различные определения понятий «профессиональная компетентность» и «профессиональная компетенция», которые чаще всего, соотносятся как общее и частное. Профессиональная компетентность – это способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при решении задач профессиональной деятельности. По мнению, Э.Ф. Зеера, профессиональные компетенции ориентированы на выполнение конкретных видов деятельности, обусловливающие ее продуктивность и качество, они являются «встроенными» в контекст учебно-профессиональной и профессиональной деятельности. Е.И. Исаев определяет профессиональную компетенцию как заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности личности по отношению к определенному кругу объектов действительности, необходимых для осуществления профессиональной деятельности. В.Д. Шадриков считает, что профессиональные компетенции состоят из общепрофессиональных (инвариатных к профессиональной деятельности) и специальных (владение алгоритмами конкретной деятельности, связанными с моделированием, проектированием, исследованиями предмета деятельности). И.А. Зимняя предполагает, что определить профессиональные компетенции можно только относительно какой-то конкретной образовательной системы, в которой педагог работает или будет работать.

Анализ нормативных документов и научных работ отечественных авторов позволил нам уточнить понятие «профессиональные компетенции воспитателей ДОУ разного вида», под которым мы понимаем заданное социальное требование к готовности воспитателя по реализации обобщенных способов действий (основанных на знаниях, умениях, ценностных отношениях, опыте), необходимых для осуществления профессиональной деятельности по развитию дошкольников в ДОУ определенного вида. Принципиально изменяется позиция воспитателя: возникает необходимость в изменении подходов к определению целей, принципов, методов, содержания и организации образовательного процесса, внедрения технологий, обеспечивающих реализацию приоритетных направлений деятельности вида ДОУ. Фактически воспитатель создает условия и развивающую среду, в которой становится возможным развитие дошкольника с учетом его психофизиологических особенностей и потребностей. При этом необходимо согласовывать требования к целям и результатам обучения и воспитания детей в комплексных и парциальных программах, они должны быть сформулированы педагогическим коллективом и соответствовать статусу ДОУ. Для этого, воспитатели должны уметь анализировать цели и задачи, обозначенные в программах, и соотносить их с целями и задачами развития вида ДОУ; сопоставить методы, средства достижения поставленных целей приоритета ДОУ с задачами всестороннего развития ребенка дошкольного возраста; организовывать воспитательно-образовательный процесс в конкретной группе детей.

На основе анализа литературы и исследований нами выделены требования к педагогической деятельности воспитателя в условиях вида ДОУ:

1) детский сад, на базе которого реализуется основная общеобразовательная программа в группах общеразвивающей направленности, что требует от воспитателя умений, обеспечивающих развитие ребенка по всем направлениям его развития (социально-личностное, физическое, художественно-эстетическое, познавательно-речевое) в соответствии с нормативными требованиями к содержанию и методам, реализуемым в ДОУ;

2) детский сад присмотра и оздоровления, где реализуется основная общеобразовательная программа в группах оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, что требует реализации программы мониторинга здоровья на основе сотрудничества с медицинскими работниками и родителями, реализации воспитательно-образовательного процесса с применением технологий, обеспечивающих профилактику заболеваний, технологий оздоровления и физического развития воспитанников, организации дополнительных услуг оздоровительной направленности;

3) детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (познавательно-речевого, художественно-эстетического, социально-личностного, физического и др.), где реализация приоритетных направлений деятельности ДОУ происходит в соответствии с образовательной программой, обеспечивающей превышение нормативных требований к содержанию и методам, реализуемым в ДОУ по одному или нескольким направлениям развития дошкольника, что требует умений, обеспечивающих это превышение;

4) детский сад компенсирующего вида – основная общеобразовательная программа в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и/или психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, когда воспитателю необходимы умения коррекционно-развивающей направленности, умения по выстраиванию результативного взаимодействия со специалистами и родителями воспитанников;

5) детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста, где реализуется основная общеобразовательная программа в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения в общеобразовательных учреждениях. Воспитателю необходимо осуществлять диагностику стартового и итогового уровня развития детей, динамическое наблюдение за их продвижением, выбор и реализацию программы предшкольного образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; организовывать результативное сотрудничество с семьей воспитанников и другими специалистами, включенными в систему предшкольного образования;

6) детский сад для детей раннего возраста – основная общеобразовательная программа в группах общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет – требует наличия у воспитателя умений по организации жизнедеятельности детей раннего возраста, различным видам продуктивной и творческой деятельности воспитанников, по осуществлению контроля за нервно-психическим развитием детей раннего возраста, создание условий для ранней социализации детей;

7) детский сад – центр развития ребенка, где реализуется основная общеобразовательная программа в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому, социально-личностному, художественно-эстетическому и физическому развитию детей. Центр развития ребенка обеспечивает превышение нормативных требований к содержанию и методам, реализуемым в ДОУ по всем направлениям развития. Данный вид дошкольного учреждения предъявляет самые высокие требования к деятельности воспитателей, обеспечивающей психолого-педагогическое сопровождение целостного развития личности ребенка.

Функциональный анализ деятельности воспитателей ДОУ, проведенный на основе работ Р.С. Буре, В.И. Логиновой, Е.А. Панько, Л.Г. Семушиной и др., изучение специфики деятельности воспитателей в условиях вида ДОУ позволил нам выделить профессиональные компетенции воспитателей, соответствующие основным видам его профессиональной деятельности: организация дополнительных диагностических процедур по оценке развития детей; проектирование и планирование педагогического процесса по реализации вариативной части образовательной программы, с учетом контингента воспитанников; организация различных видов деятельности детей по вариативным программам, обеспечивающим реализацию приоритетного направления деятельности ДОУ; взаимодействие с родителями в условиях вида ДОУ; работа в команде педагогов ДОУ по развитию условий, обеспечивающих реализацию приоритетных направлений деятельности вида ДОУ; самодиагностика воспитателем уровня профессиональных компетенций, профессиональное развитие в условиях вида ДОУ. Таким образом, в практике деятельности дошкольных учреждений разного вида возникает необходимость в развитии выделенных нами профессиональных компетенций, что целесообразно в процессе повышения квалификации на базе учреждения СПО, реализующего как программы профессиональной подготовки, так и программы дополнительного профессионального образования для воспитателей ДОУ.

Проведенный анализ исследований, посвященных процессу повышения квалификации педагогов (И.В. Гришиной, М.Г. Ермолаевой, Д.Ф. Ильясова, Э.М. Никитина, М.П. Сибирской, Е.П. Тонконогой и др.), изучение материалов аттестации воспитателей ДОУ и особенностей организации повышения квалификации воспитателей ДОУ, нормативных документов, программно-методических материалов учреждений дополнительного профессионального образования (ДПО) свидетельствует, что реализуемое содержание и используемые методы и формы повышения квалификации воспитателей ДОУ обнаруживают ряд серьезных недостатков: цели повышения квалификации воспитателей ДОУ разного вида не всегда формируются системой дошкольного образования, а задаются системой ДПО; содержание повышения квалификации не соответствует потребностям дошкольных учреждений разного вида; прохождение повышения квалификации эпизодично и слабо ориентировано на дифференцированность по видам ДОУ; большинство распространенных форм и методов повышения квалификации направлено на рост теоретического уровня, а не на развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разного вида.

Обобщение работ посвященных компетентностному (Л.П. Алексеева, Л.И. Анциферова, Ю.В. Варданян, В.К. Загвоздкин, Э.Ф. Зеер, Д.А. Иванов, С.В. Кульневич, А.А. Муравьева, О.Н. Олейникова, Е.В. Сартакова, А.В. Хуторской) личностно-ориентированному (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, А. П. Тряпицына, Т.В. Фролова, И.С. Якиманская) и рефлексивному (О.С. Анисимов, К.Я. Вазина, Ю.Н. Кулюткин, А.К. Маркова, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова и др.) подходам позволило смоделировать процесс повышения квалификации воспитателей на базе учреждения СПО, дифференцированный по видам ДОУ и ориентированный на развитие профессиональных компетенций воспитателей.

Во второй главе «Опытно-поисковая работа по развитию профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разного вида в процессе повышения квалификации» описана процедура диагностирования уровня проявления профессиональных компетенций воспитателей в деятельности с учетом вида дошкольного учреждения, представлен анализ результатов констатирующего, формирующего и контрольного этапов опытно-поисковой работы, раскрыто содержание процесса повышения квалификации воспитателей, дифференцированного по видам ДОУ и ориентированного на развитие их профессиональных компетенций.

Опытно-поисковая работа осуществлялась на базе Ревдинского государственного педагогического колледжа. В результате анкетирования, в котором приняли участие 234 воспитателя ДОУ разных видов, определились следующие проблемы: отсутствие четких представлений воспитателей о технологии проектирования условий развития ребенка дошкольного возраста в определенном виде ДОУ(74%); недостаточная ориентация воспитателей на решение педагогических проблем конкретного вида ДОУ (68%); незнание воспитателями критериев эффективности собственной педагогической деятельности в условиях вида ДОУ (61%); низкая ориентация воспитателей ДОУ на профессиональное развитие в условиях вида ДОУ (58%). Из общего числа опрошенных 64% воспитателей знают общие положения специфики образовательной программы, реализуемой в ДОУ. 94% воспитателей определили профессиональные компетенции, требуемые в ДОУ общеразвивающего вида и только 15% опрошенных смогли сформулировать профессиональные компетенции, необходимые для реализации вариативной части образовательной программы, что свидетельствует о наличии у большинства воспитателей недостаточно четких представлений о требованиях к педагогической деятельности воспитателя в условиях вида ДОУ. Необходимо отметить, что воспитатели, участвующие в анкетировании, регулярно повышают свою квалификацию в учреждениях ДПО (за 5 лет – 94% опрошенных).

К опытно-поисковой работе были привлечены 64 воспитателя дошкольных учреждений разного вида. На констатирующем этапе изучены потребности воспитателей ДОУ разного вида в развитии профессиональных компетенций, диагностирован уровень их проявления в деятельности.

Экспертная группа из специалистов управления образования, преподавателей педагогического колледжа и университета, заведующих, методистов и воспитателей ДОУ разного вида на основе функционального анализа деятельности воспитателей и должностных инструкций определила содержание профессиональных компетенций с учетом вида ДОУ.

Для каждой профессиональной компетенции определены поведенческие признаки, позволяющие их оценить: 5 баллов (полное проявление) – воспитатель демонстрировал компетенции в соответствии с образовательной ситуацией; 4 балла (достаточное проявление) – воспитатель демонстрировал компетенции в большинстве ситуаций; 3 балла (недостаточное проявление) – необходимые компетенции проявлялись редко; 2 балла (слабое проявление) – необходимые компетенции не проявлялись в ситуациях, когда они были критически необходимыми, недостаточно данных для формирования суждения об оценке; 1 балл – компетенции не проявлялись. По заключениям экспертов высчитывался общий балл по формуле:

  

где, К – рейтинг проявления; Кi – количество баллов, выставленных экспертами, по i группе компетенций; i – количество групп компетенций; К max – максимально возможное количество баллов по всем профессиональным компетенциям.

Далее осуществлялось распределение воспитателей ДОУ по уровням развития профессиональных компетенций. Методический уровень (при значении рейтинга ≥ 0,8) – полное проявление профессиональных компетенций, воспитатель разрабатывает и реализует вариативное содержание образовательной программы ДОУ, способен к обобщению и презентации педагогического опыта в области приоритетного направления деятельности ДОУ. Продуктивный уровень (при значении рейтинга ≥ 0,7) – воспитатель демонстрирует достаточное проявление профессиональных компетенций, реализует вариативное содержание образовательной программы ДОУ. Репродуктивный уровень (при значении рейтинга ≥ 0,6) – воспитатель реализует программу общеразвивающей направленности и образцы педагогической практики, профессиональные компетенции по реализации вариативной части образовательной программы ДОУ определенного вида не проявляются.

Полученные данные позволили выстроить профиль профессиональных компетенций каждого воспитателя, экспериментальной (ЭГ) и контрольной группы (КГ) в целом. Результаты констатирующего этапа опытно-поисковой работы показали, что в ЭГ у 65% воспитателей и в КГ у 59% воспитателей проявление профессиональных компетенций находится в соответствии с устоявшимися способами и предписаниями деятельности по отработанной в практике схеме, без учета приоритета ДОУ (репродуктивный уровень). Воспитатели ЭГ (29%) и воспитатели КГ (32%) отнесены к продуктивному уровню, они вносят в профессиональную деятельность изменения, применяют технологии развития детей в соответствии с видом ДОУ, выстраивают дополнительные диагностические процедуры по оценке развития дошкольников в условиях вида ДОУ, стремятся участвовать в выборе программ повышения квалификации. Воспитатели ЭГ (6%) и воспитатели КГ (9%) стремятся к полному проявлению своих возможностей, в их педагогической деятельности отмечены проявления творческой активности, педагогической импровизации, они активно участвуют в инновационных проектах, презентации педагогического опыта по реализации приоритетных направлений деятельности вида ДОУ.

Таким образом, выявленный уровень проявления профессиональных компетенций у большинства воспитателей ДОУ частично соответствует требованиям ДОУ определенного вида. Результаты констатирующего этапа продемонстрировали необходимость моделирования процесса повышения квалификации воспитателей на базе учреждения СПО, дифференцированного по видам ДОУ и ориентированного на развитие профессиональных компетенций воспитателей.

Разработанная модель процесса повышения квалификации представлена на рис. 1.

Базовый – диагностирование уровня профессиональных компетенций воспитателей с учетом вида ДОУ; практико-ориентированный – определение требований к уровню проявления профессиональных компетенций воспитателей ДОУ определенного вида, мотивирование педагогов на развитие профессиональных компетенций; профессионально-образовательный – отбор содержания и технологий развития профессиональных компетенций воспитателей, разработка и реализация модульной программы повышения квалификации для воспитателей ДОУ разного вида; профессионально-ориентированный научно-методическое сопровождение и оценка результативности педагогической деятельности воспитателей в условиях вида ДОУ.

 

На формирующем этапе выделены два направления организации процесса повышения квалификации воспитателей. Одно направление связано с линией совершенствования образовательного процесса в ДОУ, другое – с линией качественных преобразований состояния образовательного процесса ДОУ с учетом его вида и обеспечения включенности в них воспитателей. Направление совершенствования образовательного процесса предполагает подготовку воспитателя к работе с моделями и содержанием дошкольного образования, когда ведущим видом деятельности, который осваивает воспитатель в процессе повышения квалификации – репродуктивный.

Реализация направления, связанного с качественным преобразованием образовательного процесса предполагает подготовку воспитателя к осуществлению продуктивного типа деятельности с учетом вида ДОУ. На КГ реализована программа повышения квалификации для воспитателей ДОУ с использованием первого направления. В ЭГ реализована модульная программа повышения квалификации для воспитателей ДОУ разных видов с использованием второго направления.

Для оценки результативности опытно-поисковой работы мы провели контрольный этап и определили влияние процесса повышения квалификации на развитие профессиональных компетенций воспитателей ДОУ разного вида и на результат их педагогической деятельности при работе с дошкольниками.

Результаты реализованной нами программы повышения квалификации показали, что воспитатели, привлеченные к опытно-поисковой работе, в деятельности начали проявлять профессиональные компетенции в ситуациях свойственных виду ДОУ: профессиональные компетенции воспитателей ЭГ соответствуют методическому (28%) и продуктивному (60%) уровням исполнения. В КГ у воспитателей методический уровень остался на прежней позиции (9%); репродуктивный уровень уменьшился на 15%, что значительно ниже показателей ЭГ.

Несмотря на повышение теоретического уровня, деятельность воспитателей КГ осуществляется по отработанной в практике схеме (44%) без учета приоритетного направления деятельности вида ДОУ: воспитатели используют традиционные технологии дошкольного обучения, технологии приоритета ДОУ остались на уровне узнавания, отсутствует понимание значимости развития профессиональных компетенций.

В ЭГ в отличие от КГ отмечена положительная динамика в переходе от репродуктивного уровня на более высокие уровни проявления профессиональных компетенций, т.е. увеличилось количество воспитателей ДОУ, способных к результативной педагогической деятельности в условиях вида ДОУ (табл. 1).

Сопоставление результатов констатирующего и контрольного этапов опытно-поисковой работы показало положительную динамику развития профессиональных компетенций воспитателей ЭГ, изменились подходы к определению целей, принципов, методов, содержания и организации образовательного процесса; воспитатели осваивают и внедряют технологии, обеспечивающие реализацию приоритетных направлений деятельности вида ДОУ.

Теоретическое изучение проблемы, опытно-поисковая работа подтвердили гипотезу диссертационного исследования и позволили в его заключении сделать следующие выводы.

1. Анализ литературы и результатов педагогических исследований по проблеме развития профессиональных компетенций воспитателей ДОУ разного вида позволили уточнить понятие «профессиональные компетенции воспитателей ДОУ разного вида», под которым понимается заданное социальное требование к готовности воспитателя по реализации обобщенных способов действий (основанных на знаниях, умениях, ценностных отношениях, опыте), необходимых для осуществления профессиональной деятельности по развитию дошкольников в ДОУ определенного вида.

2. Содержание профессиональных компетенций воспитателей должно выстраиваться на основе функционального анализа их деятельности в условиях вида ДОУ: организация дополнительных диагностических процедур по оценке развития детей; проектирование и планирование педагогического процесса по реализации вариативной части образовательной программы, с учетом контингента воспитанников; организация различных видов деятельности детей по вариативным программам, обеспечивающим реализацию приоритетного направления деятельности ДОУ; взаимодействие с родителями в условиях вида ДОУ; работа в команде педагогов ДОУ по развитию условий, обеспечивающих реализацию приоритетных направлений вида ДОУ; самодиагностика воспитателем уровня профессиональных компетенций, профессиональное развитие в условиях вида ДОУ.

3. Разработана и апробирована модель процесса повышения квалификации воспитателей на базе учреждения СПО, дифференцированного по видам ДОУ и ориентированного на развитие профессиональных компетенций воспитателей: базовый этап – диагностирование уровня профессиональных компетенций воспитателей с учетом вида ДОУ; практико-ориентированный этап – определение требований к уровню проявления профессиональных компетенций воспитателей ДОУ определенного вида, мотивирование педагогов на развитие профессиональных компетенций; профессионально-образовательный этап – отбор содержания и технологий развития профессиональных компетенций воспитателей, разработка и реализация модульной программы повышения квалификации для воспитателей ДОУ разного вида; профессионально-ориентированный этап научно-методическое сопровождение и оценка результативности педагогической деятельности воспитателей в условиях вида ДОУ.

4. Разработаны программа повышения квалификации для воспитателей ДОУ разного вида «Система педагогической деятельности воспитателей в условиях вида ДОУ», методические рекомендации к программе, инструментарий диагностики уровня проявления профессиональных компетенций воспитателей в педагогической деятельности с учетом вида ДОУ, методические рекомендации для специалистов системы дошкольного образования.

5. Результаты опытно-поисковой работы подтвердили результативность разработанной модели процесса повышения квалификации, дифференцированного по видам ДОУ и ориентированного на развитие профессиональных компетенций воспитателей. Отмечено позитивное влияние профессиональных компетенций воспитателей на развитие воспитанников в условиях вида ДОУ.

Настоящее исследование не претендует на исчерпывающую полноту разработки проблемы. Предложенное содержание процесса повышения квалификации воспитателей ДОУ разного вида может быть использовано при моделировании комплексной системы сопровождения развития профессиональных компетенций выпускников учреждения среднего профессионального образования по специальности «дошкольное образование».

 

 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОПУБЛИКОВАНЫ В СЛЕДУЮЩИХ РАБОТАХ:

 

Статьи в рецензируемых научных изданиях, включенных в реестр ВАК МОиН:

1. Асаева, И.Н. Современные подходы к развитию профессиональной компетентности воспитателя ДОУ в системе повышения квалификации / И.Н. Асаева // Образование и наука. – 2008. – №5 (53). – С. 60-67.

2. Асаева, И.Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей ДОУ разных видов / И.Н. Асаева // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2009. – №112.– С. 79-87.

Статьи в сборниках научных трудов, тезисы докладов на научно-практических конференциях:

3. Асаева, И.Н. Личностно-ориентированное профессиональное образование в системе заочного обучения / И.Н. Асаева / Личностно-ориентированное профессиональное образование: материалы регион. науч.-практ. конф. : в 3 ч. / Урал. гос. проф.-пед. ун-т. – Ч.1 – Екатеринбург, 2001. –С. 101-104.

4. Асаева, И.Н. Совершенствование образовательного процесса через интеграцию учебных курсов в условиях заочного обучения / И.Н. Асаева / Среднее профессиональное образование Уральского региона в условиях рыночной экономики: состояние, перспективы развития: материалы 2-й межрегион. науч.-практ. конф. / отв. за выпуск В.П. Иваницкий, В.В. Вертиль. – Екатеринбург, 2005. – С. 97-100.

5. Асаева, И.Н. Профессионально-личностное развитие студентов заочной формы обучения как одно из условий успешности непрерывного педагогического образования / И.Н. Асаева. / Управление качеством образования: проблемы непрерывного образования: материалы V международ. науч.-практ. конф. : в 2 ч. / под науч. ред. А.А. Симоновой, Э.Э. Сыманюк / Урал. гос. пед. ун-т. – Ч.1. – Екатеринбург, 2006. – С. 101-104.

6. Асаева, И.Н. Современные модели повышения квалификации специалистов системы дошкольного образования на основе взаимодействия педагогического колледжа и ДОУ/ И.Н. Асаева / Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования : материалы всерос. науч.-практ. конф. : в 9 ч. / Академия проф. переподготовки работников образования / Челяб. ин-т переподготовки и повышения квалификации работников образования, отв. ред. Д.Ф. Ильясов. – М.; Челябинск : Изд-во «Образование», 2007. – Ч.4. – С. 234-237.

7. Асаева, И.Н. Инновационные модели педагогического образования / И.Н. Асаева / Университеты в образовательном пространстве региона : опыт, традиции и инновации: материалы науч.-метод. конф., Петрозаводск : в 2ч. / Петрозаводский гос. ун-т. – Петрозаводск, 2007. – Ч.1. – С. 33-35.

8. Асаева, И.Н. Направления и содержание развития профессиональной компетентности педагогов в области реализации предшкольного образования / И.Н. Асаева / Управление в социальных и экономических системах : сб. ст. международ. научн.-практ. конф. / под общ. ред. С.Д. Резника. – Пенза : РИО ПГСХА, 2007. – С. 196-197.

9. Асаева, И.Н. Основные проблемы и направления развития профессиональной компетентности воспитателей дошкольных учреждений / И.Н. Асаева // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – №4. – С. 36-42.

10. Асаева, И.Н. Развитие профессиональной компетентности воспитателя ДОУ в системе повышения квалификации на основе компетентностного подхода / И.Н. Асаева / Инновации и качество образования: материалы международ. научн.-практ. конф. : в 3ч. / отв. за выпуск А.В. Плитченко, В.С. Доценко. – Ч.1. – Новосибирск, 2008. – С. 25-28.

11. Асаева, И.Н. Развитие профессиональной компетентности воспитателя как условие повышения качества дошкольного образования / И.Н. Асаева / Управление непрерывным образованием: структура, содержание, качество: сб. науч. ст. международ. научн.-практ. конф. / под науч. ред. А.А. Симоновой, Э.Э. Сыманюк, М.Г. Синяковой, Л.Ю. Шемятихиной / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2008. – С. 210-212.

12. Асаева, И.Н. О создании системы профессиональной переподготовки на основе социального партнерства и взаимодействия / И.Н. Асаева / Социальное партнерство как условие достижения качества подготовки будущего специалиста: сб. материалов XI науч.-практ. конф. / под общ. ред. Л.Ю. Шемятихиной / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2008. – С. 8-10.

13. Асаева, И.Н. Профессиональная компетентность воспитателя и ее влияние на повышение качества дошкольного образования / И.Н. Асаева / Педагогические инновации в дошкольном и начальном образовании: материалы регион. науч.-практ. конф. / Тобольский гос. пед. ин-т. – Тобольск, 2008. – С. 33-36.

14. Асаева, И.Н. Влияние методической службы ДОУ на развитие профессионально-педагогических компетенций воспитателей / И.Н. Асаева / Развитие системы управления персоналом в современных организациях: сб. науч. ст. международ. научн.-практ. конф. / под науч. ред. Э.Э. Сыманюк, Л.Ю. Шемятихиной / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2009. – С. 152-154.