14.01.2012 5845

Школа как субъект воспитания молодого поколения

 

Выделив три основания социокультурного анализа реальности -институциональный, процессуальный и субъектно-деятельностный, можно с этих позиций провести анализ современной школы как субъекта воспитания молодого поколения.

Образование является общественной практикой социализации и воспитания молодежи, механизмом развития духовно-нравственной культуры и социокультурного потенциала нации. Кроме того, образование есть «одна из уникальных и наиболее эффективных социокультурных сфер, сдерживающих антидуховные и асоциальные процессы в среде подростков и молодежи». Образование как сфера социокультурной деятельности многофункциональна и разноуровнева. Школа является частью социального института образования, включенного в единое образовательное пространство. «В образовательное пространство входят различные учреждения, обучающие и культурные среды, процессы, связи и взаимодействия субъектов образования, определяющие характер образовательных процессов в целом».

Школа обладает структурными и функциональными институциональными характеристиками. Направленность функций школы на обучение и воспитание школьников через освоение ими ценностнонормативного содержания социального опыта позволяет артикулировать ее как социокультурный институт и одновременно социокультурный процесс.

Обозначение школы в качестве субъекта воспитания школьников обусловлено целенаправленным характером ее воспитательной деятельности. В письме № 13-51-28/13 Минобразования России от 02.04.2002 г. «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении» отмечено, что современное общеобразовательное учреждение - важнейший общественный институт воспитания подрастающего поколения.

Государственная политика в области воспитания детей и молодежи нашла отражение в Программе развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы, утвержденной приказом Минобразования России от 18.10.1999 г. № 574. Программа определила цели, задачи и направления совершенствования организации воспитания в системе образования на долгосрочной основе. Она направлена на реализацию стратегии развития воспитания подрастающих поколений, определенной в Федеральной программе развития образования, Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Концепции модернизации российского образования, государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001- 2005 годы», федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы).

Кризисные тенденции в воспитательной процессе современной школы находят отражение в публикациях по всем направлениям социогуманитарного знания. При характеристике социальных особенностей системы образования начала XXI века И. Сиземская обращает внимание на то, что образовательно-воспитательный процесс, отодвинут на периферию общественной жизни и государственного интереса. Закономерным результатом этого, считает она, стало, начиная с 1991 года, ежегодное сокращение на 2% числа занятых в сфере образования, что привело к снижению его качества и большой текучести кадров, особенно в средней школе, и особенно по наиболее важным предметам, что можно сравнить с «угрозой тектонических сдвигов в профессиональной структуре общества».

В современной образовательной практике нарушилось характеризовавшее ее ранее единство образования и воспитания. Социокультурная интеграция человечества ставит проблему, как не растерять на дорогах прогресса духовных ценностей своей культуры, учитывая, что истинный смысл образования все-таки - приобщение к вечному.

Анализ процесса реализации социокультурного потенциала школы проводился на основе эмпирических исследований. Опрос учащихся средних общеобразовательных школ, учащихся лицеев и профшкол и младших курсов колледжей Ставропольского края: полевой этап - март-апрель 2001 года; выборочная совокупность составила 600 человек, выборка репрезентативная, квотная (квотируемые признаки - район, пол, год обучения); вид опроса - анкетный, индивидуальный.

Нами были выбраны те показатели, на основе которых можно было судить об отношении к образованию, о профессиональной ориентации и о степени воспитанности молодых людей и о том, какую роль в изменении этой ступени играет школа как субъект культурной социализации и воспитания. «Судьба российского образования, - пишет В.И. Каширин, - отражается в процессе обучения как метарефлексия прошлого, в процессе профориентации - как метарефлексия настоящего, и в процессе воспитания -как метарефлексия будущего».

В целом исследование было посвящено социальному идеалу учащейся молодежи. Оно позволило через призму выдвинутых в нем проблем рассмотреть отношение молодых людей к настоящему, прошлому и будущему, при этом мы руководствовались принципом целостности, предполагающим выявление и анализ объективных и субъективных условий и факторов воспитания, преемственности и взаимосвязи внутрисистемных критериев, таких как процент успеваемости, оценка уровня образования и др., круга школьных друзей, изучение уровня готовности молодых людей к требованиям современного общества, к жизни в нынешней социальной ситуации, степени влияния на их формирование целенаправленных и стихийных воздействий. Отсюда и распределение полученных результатов анализа по определенным разделам.

Отношение к образованию. В числе приоритетных в шкале ценностей хорошее образование поставлено основной массой опрошенных на третье место (67,0 %) после желания иметь хороших друзей (81,2 %) и дружную семью (80,4 %), а «интерес к учебе» включили бы обязательно в характеристику идеала для подражания 61,9 % молодых людей. Следовательно, учеба и получение образования воспринимается ими как социально значимый вид деятельности, с которым они связывают свое будущее.

Приведенные результаты сравнивались с анализом данных, полученных И.И. Харченко на основе социологического исследования, проведенного в 2000 году в Новосибирской области, посвященного изучению проблем образования в переходный период, которая, наряду с другими, анализирует ценностный аспект отношения школьников к образованию

Приведенные И. И. Харченко данные по некоторым параметрам совпадают с полученными нами результатами, по другим - отличаются. На основе анализа эмпирических данных И. И. Харченко делает вывод, что ценность образования как способа достижения жизненного успеха нашла в сознании школьников достойное место. Более 3/4 опрошенных назвали одним из принципов, которыми они намерены руководствоваться в жизни -»получить высокое образование и активно его использовать для успеха», 30 % сельских и городских школьников и 43 % учащихся школ областного центра считают, что в современной России помогает разбогатеть высокий уровень образования. Но, в отличие от ставропольских, новосибирские школьники, как указывает И.И. Харченко, не включили образование в четверку жизненно важных ценностей.

Сравнение результатов исследования с результатами исследования, представленного в статье «Межличностные отношения в школе» С.Ю. Алашеевой И.В. Цветковой. Оценка межличностных отношений выпускниками средних школ опосредована двумя структурными элементами: типом школы и успеваемостью учащихся. Но есть еще и третий элемент, обусловленный социально-культурными особенностями регионов».

Данные исследования позволяют судить о характере взаимоотношений в «треугольнике»: учителя-ученик-родители.

Выпускники средних школ Тольятти и Петербурга высоко ценят знания, которые приобрели в процессе обучения, а также большое значение придают общению со сверстниками, дружеским отношениям с одноклассниками. 80% старшеклассников оценивают школу как место, где они получили знания и приобрели друзей.

Результаты исследований, свидетельствующие о признании большинством выпускников необходимости школьных знаний, позволяют сделать предположение, что старшеклассники будут высоко оценивать роль учителя в межличностных отношениях. Однако полученные ответы опровергают этот поспешный вывод. Повышение ценности знаний и приближение момента получения аттестата выводят роль учителя «за скобки» межличностных отношений в оценке старшеклассников. Даже при ответе на вопрос о том, кто помогает в решении учебных проблем, учителя занимают второе место (41%), уступая одноклассникам (60%). Самостоятельно решают проблемы, связанные с учебой, лишь 15% выпускников школ Тольятти. Что касается воспоминаний об учителях, то они во многом зависят от типа школы. Наименьшее количество выпускников, сохранивших приятные воспоминания об учителях, - в обычных школах (12%). В гимназиях и лицеях этот показатель выше примерно в 2 раза.

Прослеживаются отличия в проведении свободного времени старшеклассников в зависимости от успеваемости. Выпускников, у которых в аттестате преобладают «тройки» отличает меньшее количество друзей среди одноклассников, нежели у «хорошистов» и «отличников» соответственно 41%, 50% и 60%. Вероятно, «троечники» менее комфортно чувствуют себя среди одноклассников и стараются найти друзей «на стороне». 33% «отличников» проводят свободное время в одиночестве. У «хорошистов» этот показатель на 10% ниже. А «троечники» и имеющие несколько «троек» не любят оставаться одни в часы досуга: лишь 14% предпочитают одиночество. Можно предположить, что более высокий уровень образования формирует особый тип «самодостаточных» личностей, которые менее остальных нуждаются в общении с другими людьми. Вероятно, впоследствии эта психологическая черта может помешать при вхождении и адаптации выпускников в новые социальные сообщества.

Типичными формами проведения свободного времени школьников Тольятти и Петербурга, являются просмотр телепередач, видеокассет, прослушивание музыки. Даже приходя друг в другу в гости, подростки подчас не общаются, а смотрят видео или телевизор. Большое значение для современной молодежи приобретает компьютерная техника. Некоторым старшеклассникам сверстники неинтересны. Они стремятся к общению с более зрелыми и опытными людьми. Это могут быть родители, друзья, знакомые вне школы, очень редко учителя. Наконец, есть и такие, которые чувствуют себя изгоями, поскольку плохо учатся и постоянно испытывают пренебрежительное отношение со стороны учителей. Они лишь отбывают время в школе и не испытывают желания общаться с более благополучными одноклассниками. Анализ ответов выпускников средних школ позволяет сделать вывод об особенностях коммуникативной ситуации, определяемой как «школьная дружба». Данные исследований показывают, что среди выпускников «новых типов» школ особенно много тех, кто положительно оценивает свои отношения с одноклассниками. Одновременно среди старшеклассников лицеев и гимназий более отчетливо выражено стремление проводить свободное время в одиночестве. Что касается выпускников обычных школ, то они гораздо реже избегают молодежных компаний. Статусные характеристики учащегося, оказывая влияние на его самооценку, формируют по соответствующему школьному «стандарту» отношения с одноклассниками, как во время уроков, так и в свободное время.

Самооценка личностных качеств. При решении учебных и финансовых проблем старшеклассники не могут обойтись без помощи других людей.

Одна из задач исследования - изучение круга людей, которым выпускники хотели бы подражать, считая их поведение образцом для себя.

Среди выпускников, опрошенных в Тольятти, примерно половина ответили, что не хотели бы подражать никому. Взрослым знакомым вне школы хотели бы подражать 24% юношей и 21% девушек. Друзей вне школы в качестве объектов для подражания выбрали 12% юношей и 19% девушек. Других объектов для подражания (среди которых родители, учителя, эстрадные певцы, политические деятели) назвали 5-12% опрошенных. Таким образом, выпускники стремятся подражать тем людям, которые непосредственно не входят в круг общения внутри школы. Их выбор в качестве образцов для подражания учителей, родителей и одноклассников является нетипичным. Большинство учащихся не хотели бы подражать никому, предпочитая оставаться самими собой.

Подрастающее поколение в «буржуазном» Тольятти и в «интеллигентном» Санкт-Петербурге одинаково выражает прагматические устремления. Прагматическая ориентация, которая находит отражение в выборе суждения о необходимости умелого использования других людей (их симпатий, знаний, опыта, связей) в целях личной выгоды, проявляется в ответах 20% выпускников. Данные свидетельствуют о том, что примерно половина выпускников вне зависимости от успеваемости стремятся к дружбе и сотрудничеству с другими людьми, готовы оказать поддержку. Однако, сами понятия «взаимовыгодное сотрудничество» и «товарищество» не однозначны. Они могут восприниматься как абстрактные гуманистические ценности, о которых много и красиво говорят, но редко пытаются воплотить в жизнь. В другом значении «взаимовыгодное сотрудничество» и «товарищество» получают воплощение в молодежных группировках («командах» и «бригадах»), где устанавливаются особые нормы взаимоотношений. «Промежуточная» позиция, основанная на признании необходимости взаимовыгодного сотрудничества и учета интересов других людей с тем, чтобы не навредить им, представлена в ответах 29% выпускников. Таким образом, примерно треть опрошенных стремится сотрудничать с другими людьми и не приносить им вреда.

Результаты исследований, проведенных в Петербурге, дают основания предполагать, что прагматический подход во взаимоотношениях приобретает все большее значение для новых поколений молодежи. Численность «прагматиков» за два года возросла с 20% до 25%. В то же время примерно на 5% сократилось число выпускников, придерживающихся нравственно осознанной позиции. Четвертая часть опрошенных выпускников считают, что с другими людьми необходимо устанавливать товарищеские отношения, основанные на взаимопомощи.

Более высокая оценка выпускниками лицеев и гимназий межличностных отношений в школе не означает, что выпускники обычных школ хуже подготовлены к жизни. Для них школа представляет меньший интерес и меньшую ценность, чем для выпускников «новых» типов школ. Вероятно, их подготовка к жизни осуществляется в большей степени за пределами школы, поэтому ценность межличностных отношений в школе для выпускников обычных школ невысока. За последние годы школа значительно изменилась. Вопреки провозглашенным ценностям «личностной педагогики» на первый план выступают статусные характеристики, во многом определяющие оценку выпускниками межличностных отношений в школе.

Основная часть респондентов в школах Ставропольского края оценивают свою успеваемость как среднюю (86,6 %), ориентируясь на показатели «4-3 балла», 8,5 % и 4,9 % -соответственно как высокую и низкую. Достаточно показательным коррелятом такой оценки выступает мнение учащихся об уровне преподавания в их учебных заведениях. 75,1 % оценивают его скорее как средний, чем высокий, только 19,5 %считают уровень однозначно высоким, однозначно низким - 1,3 %, а скорее низким, чем средним - 4,1 %. Среднее преподавание и средний уровень образования, на наш взгляд, достаточно красноречивое совпадение.

Как же складываются отношения современных учащихся с педагогическим коллективом и администрацией учебных заведений? Прежде всего, следует отметить, что 89,4 % молодых людей нравится учиться в их школе, колледже или лицее. Отношения с учителями у 47,3 % сложились хорошие, у 51,6 % - разные с разными учителями, у 1,1 % - плохие; у половины случались конфликты с учителями, при которых причиной были плохая учеба (8,5 %) и нарушение дисциплины (28,6 %); остальные учащиеся указали другие причины. Вызывающими размышления показались ответы на вопрос о реакции администрации на нарушения учащимися дисциплины-36,6 % ответили, что за нарушением последовало наказание, 63,3 % - что нет. Желая выяснить степень авторитетности администрации и результативности воспитательного воздействия санкций с ее стороны, мы задали вопрос о реакции учащегося на взыскание. 96,8 % ответили, что прекратили бы нарушать дисциплину в случае взыскания, 3,8 %, что не стали бы этого делать.

Несколько настораживает то, что на вопрос «Есть ли среди Ваших учителей тот (та), на кого Вы бы хотели быть похожими?» 42,3 % учащихся ответили отрицательно, 42,3 % - не задумывались и только 15,4 % видят в своем учителе образец для подражания. Логическим продолжением такого отношения к учителю как образцу для подражания является то, что готовность поступить по рекомендации учителя респонденты отнесли на одно из последних мест в характеристике своего идеала.

Согласно исследованиям С.Ю. Алашеевой и И.В. Цветковой, на оценку взаимоотношений с учителями оказывает влияние успеваемость ученика. Среди опрошенных «отличников» и «хорошистов» в школах Тольятти чуть больше 20% полностью доверяли некоторым учителям. Среди выпускников, имеющих «тройки» и «троечников», численность согласных с подобной оценкой примерно в 1,5 раза меньше: 15% и 11% соответственно.

Показатели успеваемости нередко служит поводом для конфликтных ситуаций в межличностных отношениях с учителями.

Анализ этой части эмпирического исследования позволяет сделать выводы: авторитет администрации учебного заведения достаточно высок, но при этом она не в полной мере использует его для поддержания дисциплины; среди проблем, которые возникали в школе, конфликты, связанные с отношением с учителями, стоят на последнем месте, следовательно, в целом атмосфера взаимоотношений педагогов и молодежи является достаточно доброжелательной; большинство учащихся не стремятся быть похожими на своих учителей и не собираются поступать в ближайшее время по их рекомендации; в перечень черт, привлекающих в учителе тех учащихся, которые усматривают в нем образец для подражания, включены исключительно позитивные качества.

Согласно опросу ФОМ, большинство родственников школьников (64%, или 30% от всех участников опроса) определенно заявляют, что их полностью устраивает атмосфера школы, где учится их отпрыск, что в этой атмосфере нет ничего такого, что вызывало бы у них тревогу, обеспокоенность. Тех, кто обнаруживает те или иные тревожные симптомы, почти втрое меньше (11% участников опроса). Беспокоящие их обстоятельства школьной жизни можно условно разделить на две группы: «учительский фактор» (5% опрошенных говорят о равнодушии учителей, низком качестве преподавания, необходимости денежных трат, о нехватке учителей) и «детский фактор» (примерно столько же ответов, в которых упоминаются жестокость детей, воровство в школах, курение и употребление наркотиков, повышенное внимание школьников к символам материального достатка - к модной одежде, сотовым телефонам и т.д.). Отметим, что некоторые (1% опрошенных) говорили об уязвимости, незащищенности школ от угроз извне; ясно, что беспокойство по этому поводу – следствие трагедии в Беслане.

Взаимоотношение коллектива и личности. Положение в коллективе -один из главных показателей социального портрета учащегося, потому что в окружении других людей не только обнаруживаются личностные черты, но и происходит формирование качественных характеристик социальной структуры личности молодого человека: развитие его социальной идентификации, культуры, выбор форм и способов социального действия и взаимодействия. К числу факторов, влияющих на формирование представлений о социально одобряемом поведении учащихся и требующих изучения, нами были отнесены: степень коллективной сплоченности учебной группы; влияние учебного коллектива на восприятие его членами норм общественной жизни; изменение отношения к учебе и дисциплине при определенной оценке успеваемости и поведения учащегося членами коллектива; качества друзей, привлекающие респондента именно к этим людям и определившие их выбор; отношение к различным формам девиантного поведения друзей (среди которых 63,3 % составляют одноклассники респондентов, участвовавших в данном опросе).

Подавляющее большинство учащихся (62,4 %) считают свой класс, учебную группу коллективом.

Заинтересованное или индифферентное отношение к учебе членов учебной группы не может однозначно выступать основным показателем сплоченности коллектива. 48,8 % ответов на вопрос: «Является ли плохая успеваемость предметом осуждения в вашем классе?» были отрицательными, 26,7 % положительными, а 24,5 % затруднились с ответом. Надо полагать, что последние не интересуются мнением группы или вовсе не посещают занятия. 39,2 % ответили, что им важна оценка знаний товарищами, а остальные 60,8 % - что безразлична. Такая амбивалентность показателей по вопросам о коллективе (62,4 % положительных ответов) и об отношении к его оценке (60,8 % - индифферентных) может быть интерпретирована как не совсем точное представление учащихся о коллективе как едином, сплоченном организме, а также о том, что коллективизм связывается в сознании молодых людей с иными интегрирующими факторами, такими как дружба, поддержка в трудную минуту, готовность прийти на помощь.

Интересным показателем отношений в учебной группе выступает реакция одногруппников на нарушение их товарищами общественной дисциплины. Отрицательные и индифферентные ответы распределились практически поровну - 27,2 и 25,7 %; 7,2 % ответили, что одноклассники относятся к нарушению ими дисциплины положительно; 40,0 % не знают, как их товарищи реагируют на неблаговидные поступки. Среди тех, кто нарушает дисциплину, 52,8 % беспокоит отрицательное отношение одногруппников, они заявляют о том, что стараются исправиться; 28,1 % стараются исправиться, чтобы заслужить положительную оценку коллектива; 19,1 % безразлична оценка одноклассников, и они готовы и дальше нарушать дисциплину. Последняя категория учащихся должна стать объектом пристального внимания социальных педагогов и психологов, которым предстоит выяснить детерминанты нигилистического отношения молодых людей к мнению окружающих.

Выбор друзей. На выбор образцов поведения в период подростковой и юношеской социализации большое влияние оказывает круг друзей, или неформальная социальная группа.

Жизненное кредо. В целом среди вариантов ответов можно выделить несколько групп.

А. Жизненное кредо позитивного содержания и целеполагания:

Б. Жизненное кредо негативно-пессимистического толка.

Отношение к девиациям. Отношение к поведению друзей или просто одноклассников (одногруппников) является не только проекцией своего собственного представления о нормальном и отклоняющемся поведении членов общества, но и для многих руководством к собственным поступкам.

Данные опроса показывают, что курение и потребление спиртных напитков одноклассниками не беспокоит большую часть респондентов (62,5% и 51,9% соответственно), а у некоторой их части вызывает одобрение (14, 0% и 12,7% соответственно), и это не удивительно, так как эти формы аномии относятся к числу так называемых традиционных российских девиаций. Такая модель поведения взрослых начинает восприниматься детьми как норма. Отношение к отклоняющемуся поведению представителей той социальной молодежной среды, к которой они принадлежат, является в определенной степени отражением собственного поведения: 7,6 % молодежи ответили, что им приходилось употреблять наркотики (среди учащихся профшкол этот процент выше - 11,6), 52,2 % заявили, что они употребляют спиртные напитки (58,7 % - показатель профшкол). Более половины респондентов употребляют спиртные напитки и, как следствие, позитивно или индифферентно относятся к питию однокашников.

Опрос показал достаточно высокую степень коллективной сплоченности учебной группы, желание включить коллективизм в шкалу жизненных ценностей, но не совсем адекватное понимание респондентами термина «коллективизм»; общий интерес к учебе и заинтересованность членов группы в высокой успеваемости каждого не является «цементирующим» фактором коллективной сплоченности; большинству опрашиваемых учащихся, которые оценили свою успеваемость как низкую, совершенно безразлично, как ее оценивают их одноклассники (одногруппники), и которая, согласно ответам почти половины респондентов, не является предметом обсуждения в коллективе; акцент при выборе жизненного кредо ориентации на дружбу и взаимопомощь позволяет предположить, что именно они выступают для учащихся показателем коллективной сплоченности; большинство опрашиваемых составляют те, кто отрицательно и индифферентно относятся к нарушениям дисциплины их одногруппниками (одноклассниками), и преимущественное большинство (80,9 %) обеспокоены отрицательным отношением к нарушениям ими дисциплины со стороны товарищей по учебному коллективу и выразили стремление не нарушать больше общественный порядок; в выборе круга общения, своих друзей молодые люди руководствуются наличием у последних преимущественно высоких нравственных качеств: честности, смелости, целеустремленности и др.; по шкале жизненного кредо, как друзей, так и самих респондентов преобладают позитивные смыслы; отношение к различным формам девиантного поведения друзей в целом отрицательное у основной части опрошенных, однако потребление наркотиков и насилие над слабым являются предметом всеобщего порицания; среди самих респондентов наиболее распространена такая форма аномии, как потребление спиртных напитков.

Какие же знания в области культуры и политики получают учащиеся в процессе школьной культурной социализации? Для составления социального портрета молодого человека нами были предложены в анкете те вопросы, которые помогли выяснить молодежные предпочтения в сфере культуры и их знания в области политики. В свое свободное время учащиеся смотрят телевизор, гуляют, слушают музыку, играют в компьютерные игры, посещают спортивные секции, дискотеки, спят, читают, помогают родителям, рисуют, готовят уроки. Сопоставляя ответы о досуге ставропольских учащихся с данными других исследований, проводимых российскими учеными, мы отметили интересный факт, что почти никто из них не назвал в качестве времяпрепровождения азартные игры и посещение кружков по интересам. Следует отметить, что ситуация с кружковыми занятиями в последнее время изменилась в лучшую сторону.

Опрос 2001 года, проведенный в Ставропольском крае показал, что показал, что часть опрашиваемых ставропольских учащихся в свое свободное время посещает учреждения культуры. Ответы на вопрос о том, как часто учащиеся бывают в них, представлены ниже. Ответы давали только жители г. Ставрополя. Анализ данных позволяет сделать следующие выводы: досуг молодых людей распределяется между разными видами занятий, в том числе имеет место и посещение учреждений культуры, однако среди последних преобладают дискоклубы; среди респондентов - жителей г. Ставрополя не посещают театр 1/3 опрошенных, филармонию более 80%, органный зал не посещает почти никто из опрошенных, что говорит о низком уровне эстетического воспитания в крае и городе, (надо полагать, что именно поэтому только половина из тех, кто отнес себя к числу интересующихся культурой, дали правильный ответ о роде занятий певца Д. Хворостовского) (знание деятелей культуры); более половины респондентов не интересуются политикой, но при этом основная часть из опрошенных правильно определили политические статусы зарубежных политиков, что может быть расценено как наличие свойственной россиянам определенной традиции интересоваться происходящим в мире.

Таким образом:

- консолидирующий потенциал воспитания современной российской школы в процессе интернализации культурных ценностей реализуется не в полной мере, поскольку отсутствует целенаправленная воспитательная политика государства,

- достижение социальной стабильности зависит от воспитательной политики государства, активности педагогов как агентов воспитательного процесса; от сотрудничества школы и семьи как субъектов воспитания; от способности школы противостоять негативным воздействиям субъектов внеобразовательного пространства.

 

АВТОР: Барсукова Т.И.