16.01.2012 24415

Адаптация и ее исследование в социально-гуманитарных науках

 

Проблема адаптации - одна из актуальных междисциплинарных проблем, которая в настоящее время интенсивно исследуется на медико-биологическом, социально-экономическом, психолого- педагогическом и социально-психологическом уровнях.

В истории научной мысли проблема взаимодействия человека и мира всегда была центральной в осмыслении действительности. Необходимость в интегративном фундаментальном учении о человеке и его месте в окружающем его мире возникала в самых разных сферах знаний, что привело к объединению различных теоретико-методологических аспектов в исследовании человека, к возникновению пограничных наук, интегрирующих разнообразные характеристики человеческого бытия, а также к расширению содержания понятий, выработанных сначала в узкой области знаний. К таким понятиям можно отнести и понятие адаптации.

В «Современном словаре иностранных слов» читаем: «Адаптация - приспособление строения и функций организмов к изменяющимся условиям существования; 2) физиологическая адаптация - совокупность реакций, обеспечивающих приспособление организма (или его органа) к изменению окружающих условий, например адаптация к высоте; социальная адаптация -процесс активного приспособления личности или социальной группы к изменяющейся социальной среде; 3) сокращение и упрощение печатного текста, чаще всего иноязычного, для изучения языка или для малоподготовленных читателей».

Адаптация - понятие, имеющее в науке различное смысловое толкование. В самом общем плане адаптация (позднелатинское adaptation - прилаживание, приспособление, от латинского adapto - приспособление) означает процесс приспособления строения и функций организмов (особей, популяций, видов) и их органов к условиям среды. Вместе с тем любая адаптация есть и результат, т.е. конкретный исторический этап приспособительного процесса - адаптациогенеза, протекающего в определенных местообитаниях (биотопах) и отвечающих им комплексах видов животных и растений (биоценозах). К понятию адаптации в эволюционно-историческом аспекте примыкают ненаследственные адаптивные реакции организма (модификации) на изменение условий существования.

В одном из последних словарей антропологических терминов приводится следующее толкование этого понятия: «Адаптация - процесс взаимного приспособления между культурой и внешней средой, направленный на выживание и стабильность социальной системы. В узком биологическом смысле адаптация подразумевает, что организм претерпевает изменения в своей форме и в своем поведении, которые приводят к приобретению им качеств, дающих ему возможность выжить в определенных условиях».

В философском словаре понятие адаптации связано с ее социальной направленностью, т.е. с жизнью в обществе. «Адаптация - вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе кото-рого согласовываются требования и ожидания его участников.

В словаре по психологии дается определение адаптации как сочетания внутреннего состояния личности со средой. Изменения, сопровождающие адаптацию, затрагивают все уровни организма: от молекулярного до психологической регуляции деятельности.

В кратком словаре по социологии адаптация рассматривается «как процесс активного приспособления индивида к изменяющейся среде с помощью различных социальных средств. То есть, представляет собой элемент деятельности, функцией которого является освоение относительно стабильных условий среды, решения повторяющихся, типичных проблем путем использования принятых способов социального поведения, действия».

Так, мы видим, что данные определения адаптации в различных словарях, раскрывают различные направления гуманитарной науки.

Впервые термин «адаптация» (латинское adapto - приспособление) был введён в научный оборот X. Аубертом и стал употребляться в медицине и психологии для характеристики изменения чувствительности анализаторов органов чувств к существующим раздражителям. В дальнейшем этот термин употребляется в более широком смысле как всякое приспособление живого организма к условиям существования.

В рамках естественно-научных исследований А.К, Вили и В.Д. Детье делается акцент на в способности растения или животного приспосабливаться (адаптироваться) к окружающим условиям позволяет ему выжить в мире, полном неожиданных перемен. Тот или иной вид может либо отыскивать пригодную для его жизни среду, либо претерпевать изменения, делающие его лучше приспособленным к существующим в данный момент внешним условиям. Адаптация, по мнению этих ученых, может осуществляться путем немедленного изменения, основанного на раздражимости, или путем длительного мутирования и отбора. Конечно, отдельное растение или животное не могут приспособиться ко всем возможным условиям среды, а это означает, что существуют определенные области, где оно не сможет выжить. Перечень факторов, которые могут ограничивать распределение вида, почти бесконечен: вода, свет, температура, пища, хищники, конкуренты, паразиты и т.п.. В этом определении адаптации обращает на себя внимание фактическое отождествление понятий «приспособление» и «адаптация», что справедливо делает невозможным их дефиниции друг через друга.

В гуманитарном знании термин «адаптация» часто встречается в социологии и психологии, где, как правило, означает процесс приспособления самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям среды.

В теории Т. Парсонса адаптация - вещественно-энергетическое взаимодействие социальной системы с внешней средой, одно из функциональных условий существования социальной системы наряду с интеграцией, достижением цели и сохранением ценностных образцов.

Для целей нашего исследования интересным является вывод французского ученого У. Ля Барра о том, что адаптация индивида есть процесс активного приспособления самого индивида к внешней среде. «... С появлением человеческих рук старомодная эволюция посредством адаптации тела выходит из употребления. Все предшествующие животные были подвержены аутопластической эволюции самой их субстанции, они отдавали свои тела экспериментальной адаптации в слепом природном стремлении к выживанию. Ставки в этой игре были высоки: жизнь или смерть. Человеческая же эволюция, напротив, происходит посредством аллопластических экспериментов с объектами, находящимися вне его собственного тела, и касается лишь продуктов его рук, ума и глаз, а не самого тела». Здесь важен один момент, который может быть применен к проблеме адаптации - адаптация индивида зависит от внешних условий.

Кроме того, нам бы хотелось отметить, что содержание адаптации ряд ученых связывают не только с реакцией человека на воздействие внешних условий. Главным свойством адаптации человека является адекватность в отражении прямых и косвенных воздействий как социальной, так и природной среды.

Имеются оттенки и при определении адаптации в биосоциологии, под которой понимается непрерывный процесс активного приспособления психики человека к условиям окружающей среды, а также результат этого процесса. Закон адаптации является одним из основных законов жизни. Ещё в работе Герберта Спенсера «Основы психологии» (1855) жизнь определялась как «непрерывное приспособление внутренних отношений к внешним». Понятие адаптации определяет реальные взаимоотношения организма и среды, оно характеризует взаимосвязь адаптивных изменений организма и свойств среды, вызвавших эти изменения. Поддерживает точку зрения Г. Спенсера и Ж. Пиаже: «адаптация обеспечивает равновесие между воздействием организма на среду и обратным воздействием среды, или, что одно и то же, равновесие во взаимодействиях субъекта и объекта».

Социолог Ж.В. Беннет адаптацию определяет через «... формы и правила социального приспособления и изменения в поведении индивидов и групп в процессе достижения цели или просто сохранения статуса-кво».

У. Джеймс, Э. Фромм, Э. Дюркгейм, Ч.Кули, Дж.Мид выделяют в адаптации ее многоаспектное содержание. Они рассматривают адаптацию, во-первых, как процесс приспособления организма к разнообразным позитивным и негативным изменениям среды; во-вторых, как результат оптимального взаимодействия организма и среды, гедонистическая цель, заключающаяся в поисках наслаждения, избегания страдания, болевых ощущений и т.д.; в-третьих, как состояние гомеостатического, динамического равновесия между организмом и средой.

Включая в себя в социально-преобразованном виде все адаптационные процессы, происходящие на биологическом уровне. Социальная адаптация в то же время имеет присущие только ей механизмы установления определённой степени гармонии человека с внешней и внутренней средой, выработанные в длительной эволюции антропосоциогенеза.

Признавая важность среды в адаптации человека и то влияние, которое она оказывает на формирование личности и её поведение, многие социологические школы определяют понятие «среды».

Так,У. Джемс анализирует среду как детерминанту поведения личности. Среда как детерминанта поведения личности рассматривается также Э. Фроммом. Э. Дюркгеймом, Т. Парсонсом и др.

В работах Дж. Мида, Г. Блумера среда понимается как совокупность ожиданий взаимодействующих индивидов.

В отечественной литературе среда характеризуется двояко: с одной стороны, как система объективных отношений, в которую включён индивид в процессе выполнения им конкретного вида деятельности, необходимого для функционирования общества в целом, «с другой - как система межличностных отношений, в которой он непосредственно её реализует». Известные российские физиологи И.П. Павлов, А.А. Ухтомский, П.ЬС. Анохин, а также А.В. Сахно, А. Д. Слоним, Г.И. Царегородцев и многие другие изучали физиологические механизмы процесса адаптации и внесли свой вклад в понимание адаптации как общебиологического процесса, в частности, что в качестве причины и источника адаптации понимается либо изменение объекта адаптации (природной или социальной среды), либо изменение самого субъекта адаптации.

«Правильно понятая идея о приспособлении или целесообразности -писал И.П. Павлов, - представляет собой неисчерпаемый источник для различных научных гипотез, служит постоянной научной темой, даёт могучий толчок к дальнейшему изучению вопросов о сущности жизненных явлений».

Однако следует особо подчеркнуть, что процесс адаптации человека значительно отличается от адаптационных процессов других живых организмов, его жизнедеятельность не определяется только биологической адаптацией. Адаптация человека - биосоциальна, это определяется тем, что человека в качестве субъекта деятельности можно рассматривать как «...комплекс устойчивых свойств индивида, влияющих на его поведение, вырастающих на основе биологических и психических свойств и вытекающих из влияния культуры и структуры общностей, в которых индивид был воспитан и в которых он участвует». Адаптация человека включает в себя как психофизиологическую адаптацию в сфере отношений «организм - природная среда», так и социальную адаптацию в системе отношений «личность - социальная среда».

Особая заслуга в разработке проблемы взаимосвязи адаптации и культуры в качестве адаптивного механизма принадлежит Э.С. Маркаряну. Его трактовка этих явлений позволяет более глубоко и всесторонне рассмотреть эти явления во взаимодействии.

По мнению Э.С. Маркаряна, адаптация представляет собой «способность системы для самосохранения приводить себя по принципу обратной связи в соответствие со средой». Происходит это по принципу «культурных мутаций» - возникновения внутри культуры, которая по тем или иным причинам перестала удовлетворять потребности человеческого общества к внешней среде, системе инноваций (нововведений, новшеств). «Если инновации принимаются социальной системой, то они в той или иной форме стереотипизируются и закрепляются культурной традицией, подобно тому, как прошедшие естественный отбор мутации и их рекомбинации закрепляются в генетических программах биологических популяций». В культуре закрепляются только те инновации, те поведенческие, институциональные и прочие модели, которые являются адаптивными по отношению к окружающей среде. Адаптация, таким образом, - это процесс социокультурного изменения общества. Общество, в свою очередь, является постоянно подвижной, меняющейся системой. Адаптация является движущей силой культурных изменений внутри общества, с одной стороны, и изменений, «окультирования» среды обитания, с другой. Поэтому и саму культуру Э.С. Маркарян определял в качестве «способа универсального адаптивно-адаптирующего воздействия на среду».

Здесь важно подчеркнуть некоторое различие между пониманием взаимосвязи «адаптация» и «культура» в отечественной науке и в западной. Если для западной методологии, «взгляд на культуру как на адаптивную систему скорее подчеркивает, что культура является стабильным (уравновешенным) образованием, чем то, что она способна к изменениям», то для российской науки - «адаптация отражает динамизм человеческой культуры». Изучение проблемы адаптации подразумевает анализ пути, по которому пошло развитие человеческой общности (ее культуры, жизнеобеспечения) в условиях выбора одной из нескольких доступных возможностей в данной среде обитания. Такой выбор принято обозначать термином «адаптивная стратегия» (adaptive strategy). Разумеется, она определяется не только особенностями среды, но и уровнем технологического развития, традициями, культурными ценностями группы, внешним воздействием и множеством других социальных факторов.

Как мы видим, в данной трактовке особо подчеркивается влияние на формирование адаптивной стратегии социокультурных факторов. Понимание проблемы адаптации, таким образом, в советской науке оказывается значительно менее биологическим, чем в западной науке. Произошло усложнение привычного термина. Очевидно, что в данном контексте понимание культуры в качестве адаптивного механизма ни в коем случае не сводится только к регулированию ею функций жизнеобеспечения и допускает значительно более сложное значение.

Рассматривая проблему адаптации личности и общества к внешней природной и социокультурной среде, Э. Маркарян обращает внимание на необходимость: «Достижение тех или иных целей в процессах деятельности личности, имеющих для нее адаптивное значение, может играть деструктивную для соответствующей группы и наоборот». Таким образом, нельзя поставить знак равенства между адаптацией к среде личности и адаптацией общества. Более того, тот вариант адаптации к среде обитания, который является удачным для общества как целого с точки зрения его выживания и развития, может быть неудобен для конкретного человека, входящего в эту культуру. Следовательно, то, что адаптивно для целого, может не быть адаптивно для индивида. Причем с точки зрения советской социологической науки, решающая роль в адаптации принадлежит обществу. Социальная адаптация - приведение индивидуального и группового поведения в соответствие с господствующей в данном обществе, классе, социальной группе системой норм и ценностей. Она осуществляется в процессе социализации, а также с помощью механизмов социального контроля, включающих меры общественного и государственного принуждения.

Особое внимание в последние десятилетия уделяется понятию психической адаптации личности. Тем более, что многие социологи, например В.В. Романов, полагают, что «в основе социальной адаптации лежит психическая адаптация человека».

Так, В.М. Воробьев к психической адаптации относит психическую регуляцию только в состоянии стресса, в проблемной психической ситуации, признаки которой включают:

а) наличие потребности в разрешении глобального конфликта;

б) принципиальную неразрешимость глобального конфликта привычными средствами;

в) связанную с этим высокую степень психической напряженности. К.К. Платонов в качестве составляющих психической адаптации выделяет следующие ее виды.

1. Психофизическая адаптация как свойство организма целесообразно перестраивать физиологические функции в соответствии с требованиями среды. Сюда относятся такие адаптивные процессы, нарушение которых приводит к отклоняющемуся поведению, к собственно психологической дезадаптации, а также физиологические проявления стресса.

2.      Собственно психологическая (или психическая) адаптация, нарушения которой связаны с напряженностью, психологическим стрессом.

3. Психосоциальная адаптация, как адаптация личности к общению с новым коллективом.

Аналогичные компоненты психической адаптации находим у Ф.Б. Березина, подчеркивающего их тесную взаимосвязь, особенно взаимодействие между психической деятельностью, обусловливающей поведение, и физиологическими механизмами, которые это поведение обеспечивают. Согласно Ф.Б. Березину, психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, которая позволяет личности удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели (при сохранении психического и физического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека и его поведения требованиям среды. Тем самым понятие психической адаптации является экстраполяцией принципа гомеостатического уравновешивания на взаимодействие личности с ее окружением.

Психическая адаптация здесь рассматривается как феномен, который не сводится только к адаптации психологической, а требует для своего изучения как психологических, так и социокультурных параметров.

Близкие данным представлениям об адаптации высказываются А.П. Коцюбинским и Н.С. Шейниной. С их точки зрения, адаптация состоит из трех блоков: биологического, психологического и социального, соответствующих принятым представлениям о трех уровнях психической регуляции - биологическом, индивидуально-личностном и личностно-средовом. При этом каждый из компонентов адаптации в свою очередь имеет собственную сложную структуру. Так, собственно психологическая адаптация включает в себя познавательные, эмоционально-волевые, мотивационные и практические аспекты. При этом очевидно, что эффективность психической адаптации зависит от того, на сколько адекватно обществу личность воспринимает себя и свои социальные связи. И здесь появляется настоятельная необходимость введения в научный оборот понятия «психосоциальная адаптация», который наиболее точно отражает современный подход к адаптационному процессу. Поскольку можно согласиться с Н.А. Ощурковой, которая пишет, что социальная адаптация, с одной стороны, является системным явлением конкретного уровня функционирования психики, с другой - подсистемой внутри явления и процесса адаптации индивида в целом.

Основополагающим можно считать положение B.C. Выготского об опосредованном характере высших психических функций человека системой внешних и внутренних средств, знаков, опираясь на которые, человек регулирует своё поведение и деятельность и которые он получает в процессе социализации в уже готовом виде или вырабатывает самостоятельно. Взаимоотношения человека и среды могут регулироваться социальными средствами, которые включают язык, различные формы общественного сознания, социальных институтов, ролей, общественных норм, стереотипов и установок, а также общественные и индивидуальные стратегии и приёмы адаптации.

Психосоциальная адаптация зависит от целей и ценностных ориентации человека, от возможностей их достижения в соответствующей социальной среде и принятия личностью определенной социальной роли. Важнейшей характеристикой психосоциальной адаптации является ее активно-приспособительный характер. Принципиальным отличием функциональной деятельности системы психосоциальной адаптации человека от всех других самоуправляемых систем, как указывает Ю.А. Александровский, является наличие механизмов сознательного саморегулирования, в основе которых лежит субъективная индивидуально-личностная оценка природных и социальных воздействий на человека.

И.А. Ощурковой делается акцент в психосоциальной адаптации на активную составляющую процесса усвоения личностью социального опыта, овладения навыками общения, социальными ролями. С точки зрения А.И. Жмырикова, психосоциальная адаптация - это сложный процесс взаимодействия личности и социальной среды, приводящий к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и среды, реализации внутриличностного потенциала в конкретных условиях жизнедеятельности при благоприятном эмоциональном самочувствии.

В процессе психосоциальной адаптации личности необходимо усвоить конкретную систему социальных норм, сложившихся в данном обществе, реализуемых в структуре общественных отношений. Все это позволяет человеку взаимодействовать с обществом. Поэтому можно согласиться с определением, что «социальная среда представляет собой систему объективных отношений, существующих в обществе, в которые индивид должен быть включён в процессе психосоциальной адаптации с целью выполнения конкретного вида деятельности и характеризуется совокупностью социальных норм, которые обусловливают качественное содержание социальной среды».

Таким образом, психосоциальную адаптацию можно рассматривать как частный случай социальной регуляции поведения человека в целом.

Таким образом, в обобщенном виде термин «адаптация» полисемантичен. Он наделён социальным содержанием с сохранением некоторых психобиологических характеристик в рамках исследования В.Ю. Верещагина делается акцент на то, что «адаптивно-адаптирующая система человека включает в себя социальные механизмы, позволяющие либо изолироваться от вредного воздействия среды, либо преобразовать данную среду так, чтобы она соответствовала нормальному биологическому и социальному развитию человека». Адаптация является инструментом познания отдельных аспектов взаимодействия человека с природной и социальной средой. В зависимости от контекста иногда с успехом пользуются заменяющими его словами: приспособление, соответствие, восприятие норм и идеалов, вживание в новую среду.

Воспринимая адаптацию как многоаспектный процесс, интересным для нас является вывод Б.Д. Парыгина и И.А. Милославовой о том, что адаптация личности складывается из комплекса подадаптаций личности к отдельным факторам окружающего мира: адаптации к микросоциальным системам (психосоциальная адаптация), адаптации к изменённым условиям функционирования организма (биопсихологическая адаптация), адаптации к вещам, входящим в состав его рабочего места (познавательная или операционная адаптация), адаптация целостной личности к её внутренней психологической среде (внутриличностная, интраспективная адаптация) и др. С нашей точки зрения, анализ отдельных подадаптаций полезен для понимания механизмов адаптации и ее динамики, но не следует забывать, что эти разграничения являются в некоторой степени условными. Адаптация является непрерывным процессом реагирования на изменения, происходящие в жизни человека и достаточно трудно отделить друг от друга отдельные аспекты.

Такое многообразие трактовок понятия «адаптация» объясняется сложностью изучения адаптации человека вследствие того, что в этом процессе взаимодействуют две сложные системы: личность и социальная среда, которая представляет собой мир человеческих общественных отношений, возникший в процессе исторического развития отношений между человеком и внешней природной средой. Личность и среда здесь проявляются одновременно и как субъект, и как объект воздействия.

Вот как описывают Г.Д. Волков, Н.Б. Оконская, такое взаимодействие как реальное взаимодействие двух взаимно адаптирующихся систем: «Представление об адаптации как о бинарном взаимодействии (И <-> С, И -индивид, адаптирующаяся система, С - среда, к которой адаптируются) схематично. Адаптация в реальных системах значительно более сложное явление. Сложная система И адаптируется к С при помощи относительно независимых связей её подсистем с автономными подсистемами среды».

Ю.А. Урманцев в своей работе «Природа адаптации (системная экспликация)» дает определение адаптации, в котором обращает внимание на системность адаптации: «Адаптация - это приноровленная или приноравливаемая к целям и другим особенностям телеологического объекта-системы и особенностям среды обитания системы признаков надсистемы «объект-система-среда», благоприятствующая реализации им его целей в этой среде и возникшая или возникающая в ответ на действительные или возможные действия факторов надсистемы «объект-система-среда».

Системный характер понятия адаптация отмечается и в работах В.И. Медведева, который пишет, что адаптация «системная реакция организма, обеспечивающая возможность всех видов социальной деятельности и жизнедеятельности». На системность адаптации указывает и P.M. Баевский, когда он пишет: «процессы адаптации направлены на поддержание равновесия внутри организма и между организмом и средой и связаны как с самосохранением функционального уровня саморегулирующейся системы, так и с выбором функциональной стратегии достижения цели».

В другом определении В.И. Медведев подчеркивает устойчивость адаптации как системы: « адаптация - это совокупность реакций живой системы, поддерживающих ее функциональную устойчивость при изменении условий окружающей среды». К.К. Платонов определяет адаптацию как «пластичное приспособление внутренних изменений к изменениям внешним».

Дальнейшая разработка понятия «адаптация» в социологической литературе связана с социологическими исследованиями проблем культуры и труда, трудового обучения и образования. В связи с этим выделяются многообразные виды адаптации, связанные с изменением конкретных её объектов, а также с качественно специфическими требованиями окружающей индивида среды. Например: профессиональная, производственная, непроизводственная, культурная и т.д. Конкретные исследования, в которых виды адаптации получили определённую разработку, можно условно разбить на следующие группы: исследования адаптации в области образования, производственной адаптации, социально-психологической адаптации, социокультурной адаптации, этнокультурной адаптации и другие.

Следует отметить, что в реальной жизни различные виды адаптации тесно связаны друг с другом, их практически нельзя изолировать друг от друга. В основе выделения различных видов адаптации лежит дифференциация способов деятельности человека в социальной среде. Так, если говорить об этнокультурной адаптации, то её особенностью является рассмотрение особенностей адаптации этнических общностей к изменениям социокультурной среды. В данном контексте подробнее остановимся лишь на понятии социокультурной адаптации, которое было введено Л.Л. Шпак. Причем она настаивает на выделении социокультурной адаптации, которая понимается автором как форма взаимоприспособления субъектов и социально-культурной среды на основе обмена духовно-практическими возможностями и результатами деятельности в конкретных ситуациях. По ее мнению, в основе социокультурной адаптации лежат социокультурные различия, которые формируются под воздействием миграционных и урбанизационных процессов, а также межнациональных отношений. Специфика социокультурной адаптации заключается в том, что она раскрывает свою сущность через культуру и реализуется во взаимодействии субъектов с культурой как системой норм, ценностей, традиций и т.д. Её источником можно считать несоответствие устоявшихся привычных форм и способов культурной деятельности человека его новым потребностям, которые формируются под воздействием изменяющихся социальных отношений.

Как мы видим, социокультурная адаптация - это интегрирование личности в сложившуюся систему социокультурных отношений, что предполагает выработку стереотипов поведения, которые отражают систему ценностей и норм, определяющих поведение в данной культурной среде, а также приобретение, закрепление и развитие умений и навыков межличностного общения.

Социокультурную адаптацию следует рассматривать как такой непрерывный процесс реагирования на изменения, который происходит в нормативно-ценностной сфере жизни человека. Человек ежедневно сталкивается с изменяющимися духовно-культурными условиями жизни. Это требует не просто «приспособления» к ним, но развития личности, её обогащения.

Характерной особенностью социокультурной адаптации является отсутствие у личности готового способа поведения в результате изменившихся условий его деятельности, вследствие чего возникает необходимость в выработке социальных стандартов, стереотипов, эталонов, совершенно необходимых для его жизнедеятельности. Когда же новая социокультурная информация противоречит взглядам, установкам, ориентациям личности, создается перевес отрицательных эмоций, нарушающий ее внутренний баланс и у личности возникает потребность в адаптации, направленной на ликвидацию конфликта.

По мнению И.А. Милославовой, процесс адаптации нельзя сводить ни к приёмам, ни к механизмам приспособления к социальной среде. В процессе адаптации у человека происходит изменение установок, интересов, взглядов, которые добавляют что-то новое в психику человека, постепенно видоизменяя её.

Таким образом, социокультурная адаптация личности - это непрерывный коммуникативно-информационный процесс, в ходе которого люди вырабатывают новую систему ценностей, ценностных ориентации, моделей поведения, образов.

Говоря о понятии «социокультурная адаптация», необходимо подчеркнуть, что комплексное рассмотрение ее неизбежно требует использование психологического и физиологического подходов к ее анализу.

Социокультурная адаптация - это не только процесс приспособления индивида к социально-культурной среде, но и психологический компромисс с обществом, в условиях, когда адаптация неизбежна. С одной стороны, под давлением обстоятельств изменяются сами люди. Они принимают условия общества, которое диктует свои законы и правила. Принимаются и культурные стандарты (это могут быть особенности произношения, языковые нормы, нормы внешнего вида и поведения и т. д.). С другой стороны, люди стремятся изменить и сами «условия игры». Но это сделать часто бывает трудно и даже невозможно. Возможно другое - адаптирование культурных форм выражения этих явлений.

Анализ теоретических взглядов российских авторов по данной проблеме приводит нас к пониманию социокультурной адаптации как процесса активного приспособления личности или группы к новой среде, сопровождающегося усвоением и принятием социального опыта, норм, ценностей, регламентированных правил поведения. В результате такого процесса происходит определенное изменение в социально-психологической структуре личности в зависимости от ее индивидуальных особенностей. Личность, столкнувшаяся с конфликтом ценностей, либо полностью смиряется, либо трансформирует свои ценностные ориентации, перестраивает их в соответствии со сложившимися в коллективе. Если же личность активно добивается осуществления своих целей и планов, невзирая на ценностные ориентации группы, то она не будет адаптирована к данной группе. Степень интеграции оценивается как степень принятия личностью специфических норм, образцов поведения данной среды. В этом контексте активная социокультурная адаптация на субъективном уровне должна выражаться в гармоничности всей диспозиционной системы личности, во внутренней согласованности взглядов, отношений, ценностных ориентации и установок, а также во внутренней согласованности с ценностными ориентациями группы. Эти обстоятельства настоятельно диктуют введение в предпринятый автором анализ особенностей социокультурной адаптации молодежи в условиях современного российского общества, ибо с использованием понятий «адаптация», «психическая адаптация», «социальная адаптация» исследование данного процесса будет не полным.

Следует подчеркнуть, что социокультурная адаптация молодежи является одним из фундаментальных оснований «вхождения» человека в культуру. В результате благоприятного завершения адаптации и вхождения личности в культуру наблюдается процесс успешной идентичности.

Отметим вклад в процесс вовлечения в научный оборот термина «социокультурная адаптация» в нашей стране этнической экологии, близкой по своим целям, задачам и исследовательским методам к западной культурной экологии. Его предыстория достаточно подробно излагается в одной из работ этноэколога В.И. Козлова. Так же, как и в культурной экологии, в этнической экологии акцент делается на изучении адаптации человеческого общества к окружающей среде. Культура рассматривается как механизм, посредством которого такая адаптация осуществляется. С помощью культуры, пишет В.И. Козлов, «люди не только приспосабливались со временем к той или иной новой природной среде («экологической нише»), но и преобразовывали в большей или меньшей степени саму эту среду, создавая «культурные ландшафты».

Многие исследователи (И.А. Милославова, П.С. Кузнецов, СВ. Кинелев) замечают, что неотъемлемой чертой социокультурного адаптивного процесса является его активный характер, который заключается в познании среды, конструировании стратегии поведения и деятельности. «Именно развитие человека, являющееся следствием удовлетворения роста, возвышения потребностей есть конечный результат и цель адаптации, т.е. под приспособлением человека следует понимать прежде всего его развитие».

Хотелось бы отметить также, что П.С. Кузнецов признает важнейшей особенностью социокультурной адаптации её универсальный, а не узкоспециализированный характер приспособления, свойственный биосистемам. М.В. Ромм в своем исследовании отмечает, что «существуют организмы настолько совершенные, что они даже не жизнеспособны и были бы более жизнеспособны, если бы были менее совершенны. Совершенное приспособление может вредить его гибкости». Следование по пути идеальной адаптации к конкретным условиям постепенно приводит к утрате навыков, приёмов, физиологических предпосылок для быстрой адаптации. Универсальные же механизмы позволяют обеспечить удовлетворительное функционирование адаптивной системы в широком диапазоне влияний среды.

В этом контексте социокультурную адаптацию следует рассматривать одновременно как процесс и как состояние. Как процесс она необходима для того, чтобы привести поведение индивида в соответствие с господствующей системой норм и ценностей. Процесс взаимодействия личности, культуры и социальной среды, в ходе которого личность достигает соответствия с иной культурной средой, не только приспосабливаясь к ней путем принятия иных ценностей, а обогащаясь ценностями новой культуры, синтезируя обе культуры - чужую и собственную. Адаптация как состояние - это характеристика взаимоотношений ценностного мира индивида и социокультурной среды. Эти отношения могут быть конфронтационными, равновесными и гармоничными.

Приняв во внимание исследования зарубежных и отечественных ученых по данной проблеме, считаем возможным предложить следующее понимание социокультурной адаптации. Социокультурная адаптация - это целостный, динамический, непрерывный, относительно устойчивый процесс «вхождения» личности в общество как целостную систему ценностей, ориентации, представлений об окружающем мире. Иначе говоря, под социокультурной адаптацией понимается сложный процесс приспособления, при котором человек приводит в соответствие с существующей социокультурной реальностью собственный нормативно-ценностный мир и вырабатывает жизненную позицию, позволяющую ему определить свое место в этой реальности.

 

АВТОР: Журавлева С.И.