16.01.2012 3981

Жизненная позиция молодых людей как результат социокультурной адаптации к современным российским условиям

 

Рассмотрение адаптации и ее результативности предполагает выявление критериев этих результатов.

Существуют различные подходы к анализу критериев и показателей ее результатов. Так, социолог Л. Гордон считает, что «обобщенным выражением степени адаптации может служить состояние массового сознания, общественное настроение, отражающее готовность принять (не принять) новые социально-экономические порядки...». М. Шабанова, анализируя феномен современной адаптации, приходит к выводу, что его результаты стоит рассматривать через призму свободы, осознание своих прав и свобод. Состояние общественного сознания, в центре которого находится ощущение свободы может рассматриваться в качестве интегрального эмпирического показателя социокультурной адаптации молодежи и обозначаться понятием «жизненная позиция личности».

Жизненная позиция молодежи как результат их адаптации во многом определяются социальным идеалом. Социальный идеал или верховная ценность в области социальных отношений всегда был связан с понятием справедливости. Один из вопросов как раз и был посвящен этой проблеме. Респондентом был предложен вопрос «В чем, по Вашему мнению, должна состоять социальная справедливость?» и три варианта ответа. Первый ответ связывает понятие справедливости с равным распределением получаемой прибыли на всех участников производства (социалистический или уравнительный идеал). Второй ответ предполагает возможность получения прибыли от частной собственности (либеральный идеал), а третий допускает некоторые наследственные привилегии (идеал традиционного общества). При разработке инструментария у нас возникал вопрос о целесообразности включения третьего варианта ответа - настолько невероятным казался современный молодой россиянин, считающий справедливым сохранение наследственных привилегий. Однако результаты опроса опровергли такие предположения, выявив сторонников социального традиционализма.

В опросе 1994 года, проведенном ВЦИОМ по программе «Советский человек», 38% респондентов заявили, что социальная справедливость состоит в гарантиях равенства по отношению к собственности на средства и распределения по труду. 46% опрошенных считают, что социальная справедливость может заключаться, прежде всего, в гарантиях права частной собственности и получения экономической прибыли и, наконец, 16% участников опроса убеждены в необходимости сохранения исторически сложившихся представлений социальной справедливости.

Социологические исследования, проведенные под руководством Б.А.Ручкина показали, что социалистический идеал социальной справедливости поддержали 22% опрошенных, либерально-рыночный - 51%, 12% от общего числа респондентов высказались за сохранение традиционных, национально-религиозных идеалов, а 15% участников опроса затруднились ответить. К сожалению, мы можем привести данные только нашего опроса (2002 г.), ибо данный вопрос, хотя и был включен ВЦИОМом в опрос 1994 г., но предполагал иные или, по крайней мере, иначе сформулированные возможные ответы, что делает прямое сравнение их некорректным. Однако дать распределение мнений того первого опроса вполне оправдано.

Анализ результатов социологических исследований позволил охарактеризовать жизненные позиции молодежи по уровню адаптированности: преуспевающие (адаптированность выше среднего уровня) - 23 %, адаптированные - 56 %, выживающие (или дезадаптированные) - 21 %. Для проверки полученных результатов обратимся к данным общероссийских исследований. ВЦИОМ в 1999 году анализируя ответы на вопрос: «Насколько люди смогли приспособиться к нынешним переменам?» фиксировал среди молодежи (до 24 лет) 21 % дезадаптированных, 22 % более или менее адаптированных («живу, как и раньше»), 35 % достаточно приспособившихся («приходится вертеться, подрабатывать и т.д.») и 10 % преуспевающих («используют новые возможности, чтобы улучшить свою жизнь»). Мы видим, что практически совпадают пропорции дезадаптированных и «в основном» адаптированных респондентов.

Показатель адаптации оказался связанным со следующими объективными и субъективными характеристиками адаптирующихся: возрастом; семейным положением; наличием детей; образованием; удовлетворенностью работой - для работающих; удовлетворенностью учебой - для учащихся; уверенностью в стабильном и благополучном будущем России; осознанием собственной определяющей роли в достижении жизненных целей; оценкой возможности своего влияния на положение дел в обществе. С суждением: «Богатство - главный показатель успеха человека в жизни» полностью согласны 25% «преуспевающих» по уровню адаптации, 15,1% «адаптированных» и лишь 14,6% «выживающих». Если по рангу интересов у «адаптированных» и «выживающих» на первом месте стоит семья и дом (48,9% и 55,8%), то у «преуспевающих» - работа (47,5%), а семья стоит лишь на втором месте (27,1%).

Вот как выглядят ответы молодых людей на вопрос о том, что каждому из них принес переход к рыночной экономике.

Почти половина (44,7 %) из числа опрошенных отметили «потерю социальных гарантий», 30 % - снижение жизненного уровня и возможность стать безработными, 19 % - утрату чувства собственной безопасности.

При этом основная часть юношества слабо ощущает поддержку властей в решении таких вопросов, как получение жилья (ощущают в среднем по разным категориям молодежи - 5,0 %, не ощущают - 80,5 %), профессиональная подготовка соответственно - 19,9 % и 52,3 %; занятость: 10,2 % и 70,1 %; развитие предпринимательства: 22,2 % и 48,8 %. Вызывает беспокойство и тот факт, что 33 % из числа опрошенных молодых людей «хотели бы родиться и жить в другой стране».

Жизненные позиции проявляются и в мнении по поводу демократии. О положительном влиянии демократических перемен на их жизнь заявляют от трети до четверти всех опрошенных групп (17-летних, 24-летних, 30-летних). Они чувствуют и оценивают те потенциальные возможности, которые таят в себе для их будущего свобода и демократия. Об этом свидетельствует рост значимости для молодых людей свободы стиля и образа жизни (43,3 %), сво

боды самовыражения политических взглядов (33 %), свободы экономической деятельности (34,3 %), свободы выезда за рубеж (34,3 %)'.

Это свидетельствует о том, что наиболее пострадавшие от проходящих реформ менее оптимистично оценивают свое будущее. В первые годы преобразований многие молодые россияне верили в то, что итогом становления рыночной экономики станет стремительный рост уровня благосостояния всех, а также решение большинства проблем прежней жизни. Сегодня малообеспеченные уже не верят, что ситуация может развиваться в указанном направлении. Относительно невысокий рост числа тех малообеспеченных, кто категорически отрицает демократические реформы, свидетельствует о том, что, невзирая на собственное положение, молодежь не видит реальной действительной альтернативы движению по пути демократических преобразований.

Устойчивость жизненных позиций молодежи прослеживается в ответах на вопрос о том, какой она хотела бы видеть себя к 30 годам, т.е. примерно к концу верхней границы молодежного возраста.

Несмотря на весьма значительные трудности, с которыми молодым приходится встречаться едва ли не ежедневно, и явно ограниченные возможности самореализации, они сохраняют высокий уровень оптимизма и веру в то, что в обозримом будущем для них возможно изменение к лучшему.

В докладе 1999 года Правительству РФ исследователи НИЦ при ИМ констатировали, что как бы высоки были отрицательные среднестатистические показатели по проблемным для молодежи зонам деятельности, они не позволяют сделать вывод о тотальном характере молодежных проблем. В реальной жизненной обстановке механизмы человеческой солидарности помогают молодым людям преодолеть те или иные жизненные обстоятельства. Для значительной части юношества проблем, относимых к молодежным, не возникает или они не катастрофичны.

Мы видим, что происходит осознание своей роли в обществе и самим юношеством. В исследовании среди вопросов молодежи был поставлен и такой: «Как Вы полагаете, существует ли положительное влияние молодежи на следующие сферы?».

Данные результаты могут расцениваться как свидетельство осознания молодежью необходимости занимать активную жизненную позицию, включаться в общественные процессы находить свое место в структуре общества.

Значительно возросли в жизненной позиции молодежи роль и значение личностного ресурса (прежде всего, приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для вхождения в конкурентную среду). Так, наблюдается стремление молодых людей получить вместе с общеобразовательной подготовкой и специальность. Среди обучающихся в средних специальных, а особенно в высших учебных заведениях растет число совмещающих учебу и работу. В Ставрополе совмещают учебу и с постоянной работой 13 % студентов, с работой время от времени - более 20 % опрошенных. От 40 до 50 % выразили желание наряду с учебой на избранном факультете одновременно учиться и на другом факультете. Основной мотив - свести к минимуму риск неудачи при будущем трудоустройстве.

Жизненные позиции молодежи проявляются в их отношении к семей-но-брачным отношениям. Сократилось число студентов, состоящих в браке (с 11 % до 6 %) и имеющих детей (с 4 % до 3 %). На эти перемены существенно повлияли изменения в половой морали молодежи и студенчества. Существенно изменилось отношение студентов к добрачным, брачным и внебрачным сексуальным контактам. У 2/3 первокурсников существует установка - не вступать в брак во время учебы, лучше сначала получить образование, стать материально независимым; к 4-му курсу она сохраняется у половины студентов. Поспешность с регистрацией брака, по мнению некоторых студентов, не ведет к созданию устойчивых семей и лишь увеличивает число разводов.

Обратимся к характеристикам социокультурной адаптации, складывающимся в период обучения в ВУЗе. Одна из важнейших - «бюджет студента» - его расходы и доходы.

Молодые люди намерены опираться на свои силы и не полагаться лишь на обстоятельства. Имеется в виду установка на самостоятельность и самодостаточность, осознание того, что осуществление жизненных целей в первую очередь зависит не от общества и везения, а от своих способностей, знаний и целеустремленности. Среди тех, кто осуществление своих жизненных целей связывает в первую очередь с собственной целеустремленностью и активностью, доля адаптированных более чем в 2 раза выше, чем среди уповающих главным образом на положение дел в обществе (соответственно 29 и 13 %).

Жизненная позиция молодежи находит проявление и в отношении ее к источникам своего материального благосостояния. Как показывают результаты социологического исследования основной источник дохода для большинства студенческой молодежи - по-прежнему это помощь со стороны родителей. В то же время значительное число учащейся молодежи начинают осознавать необходимость иметь собственный заработок. Была выявлена растущая значимость подработок, которые практикует каждый третий респондент. Если десять лет назад работа носила временный характер, то сегодня она имеет относительно постоянное значение. Кроме того, работа каждого второго участника опроса не связана с профилем профессии, хотя в прошлом студенты подрабатывали в основном на должностях, далеких от их специализации.

Проведенный анализ данных социологических исследований показал, что результатом адаптации молодежи к условиям современной российской действительности выступает ее переориентация на микросоциальную среду, родственные и дружеские, неформальные связи. Отсутствие мер защиты молодых со стороны общества и государства (социальную защищенность молодежи оценили по пятибалльной системе на «неудовлетворительно» 50% респондентов) ведет к тому, что они обращаются за содействием и помощью к своему непосредственному окружению. На это указали каждый третий участник опроса и только каждый десятый отметил, что ему удалось приспособиться, но лишь умерив свои запросы.

И как следствие ориентация на приватную жизнь является снижение у молодежи интереса к общественно-политической жизни. О наличии такового заявили не более чем 15 % опрошенных, а свое желание быть членомкакой-либо партии или движения высказали только 8 %.

Еще одной жизненной позицией можно считать отношение молодежи к досуговой сфере. В результате анализа данных социологический исследований досуговой деятельности было замечено, что в связи с сокращением свободного времени особенно у совмещающих работу и учебу и значительным удорожанием услуг в сфере культуры преобладающими становятся виды занятий, мало связанные с интеллектуальным и художественно-эстетическим творчеством. Главным становится потребление «произведений» антикультуры. Даже среди студентов около трети не читают художественной литературы.

Данные социсследования, проведенного под руководством Б.А. Ручкина подтвердило различия в способах проведения свободного времени различными возрастными группами молодежи: у подростков преобладает неформальное общение с друзьями, у более старших респондентов (18-24 года) доминирует просмотр телепередач. В целом у молодежи г. Ставрополя наиболее популярны пассивные формы проведения досуга.

Что касается общесоциальных условий жизни для социокультурной адаптации молодежи, то отношение к ним можно фиксировать по ответам на заданные вопросы: «Как Вы относитесь к существующим условиям жизни в нашем обществе?» и «Если Вы не приемлете существующие условия жизни, то какие формы их изменения Вы считаете допустимыми?». В целом положительно относятся к существующим условиям жизни только 5% респондентов, 72% респондентов лишь частично их принимают, вместе с тем 41% опрошенных не собираются бороться за изменение условий жизни. Ослаблению настроений радикализма может содействовать лишь решение коренных социально-экономических, социально-политических и социокультурных проблем развития общества.

По общероссийским данным и данным наших исследований, около 23 % из числа молодежи удалось, главным образом, в силу особых жизненных обстоятельств и собственной инициативы, войти в социокультурную среду и в основном приспособиться к условиям современной жизни.

Таким образом, жизненные позиции современной российской молодежи связанны с объективными и субъективными характеристиками адаптирующихся, с осознанием собственной определяющей роли в достижении жизненных целей и во многом зависят от уровня адаптированности молодых людей.

Жизненные позиции молодежи определяются социальным идеалом и проявляются в их мнении о демократии, рыночной экономике, а также отношении молодых людей к источникам своего материального благосостояния, к семейно-брачным отношениям, к досуговой сфере.

 

АВТОР: Журавлева С.И.