16.01.2012 15871

Адаптация молодого поколения с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и возможности их решения

 

Исследование социокультурной адаптации современной российской молодежи будет не полным, если не будет рассмотрен этот процесс применительно к той части молодого поколения, которая не может рассчитывать на собственные силы, а нуждается в социальной помощи и поддержке со стороны общества и государства. Здесь имеются в виду молодые люди с ограниченными возможностями здоровья. Именно поэтому нашими респондентами выступала молодежь с ограниченными возможностями здоровья от 16 до 30 лет, проживающая в г. Ставрополе. Объем выборочной совокупности 85 человек. Из них 38,3 % - инвалиды первой группы, 35 % - инвалиды второй группы, 26,7 % - третьей группы. В качестве методов социологического исследования нами были использованы опрос молодых инвалидов, анкетирование учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида и приспособленное интервью с молодыми людьми с ограниченными возможностями здоровья 20-25 лет.

Адаптационный процесс молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, как показали результаты социологического исследования, проведенного автором, характеризуется рядом особенностей.

Одной из серьезных проблем «вживания» такой молодежи является проблема получения профессии, которая предоставила бы ей возможность трудоустроиться. Согласно данным опроса, среди старшеклассников специальной (коррекционной) школы, большинство респондентов (81%) отмечают, что у них существует возможность попробовать себя в тех или иных профессиях на базе учебно-производственного комплекса. Здесь учащиеся старших классов могут приобрести либо специальности, которые востребованы на рынке труда, либо профессиональные навыки, владеть которыми желательно любому человеку в современном обществе, либо специальности, которые необходимы в бытовой сфере жизни человека. Однако в выборе профессии для старшеклассников спецшкол определяющими являются не столько интеллектуально-психологические или профессиональные способности подростков, сколько возможности их реализовать. Действительно, выбрать профессию и получить соответствующее ей образование для молодого человека с ограниченными возможностями недостаточно. Главное - это реализовать такой выбор, иметь возможность найти работу в этой области. Анализ динамики рынка профессий за последние пять лет показывает, что практически нет свободных рабочих мест в тех областях, на которые могут рассчитывать выпускники специализированных школ. Так, около половины (44%) бывших учеников таких учебных заведений отметили, что им не удалось осуществить школьные планы в выборе профессии. Только 17% участников опроса полагают, что им хотя и частично, но удалось свои жизненные планы реализовать. Получается, что 61% молодых людей с ограниченными возможностями здоровья или полностью, или частично не смогли реализовать свои планы в области профессиональной деятельности. Здесь следует иметь в виду, что 35% из опрошенных считают, что школьные планы не возможно реализовать, так как они нереальны. Это обусловлено тем, что хотя специальности, приобретенные в учебно-производственном комбинате, и являются востребованными на рынке занятости, но бывших школьников специальных (коррекционных) школ работодатели стараются не брать на работу.

Полученные эмпирические данные позволяют сделать вывод, что даже тем немногим молодым людям (18%) с ограниченными возможностями, которым удастся решить проблему с трудоустройством, предоставляют работу, требующую более низкую квалификацию, чем ту, которую они имели после окончания специального учебного заведения. Но, даже имея в виду, что каждый пятый имеет стабильную работу и каждый десятый продолжает образование, нельзя считать ситуацию с трудоустройством молодых людей с ограниченными возможностями благополучной, поскольку практически половина опрошенных не занимается профессиональной деятельностью: 46% респондентов выбрали вариант ответа «Сижу дома, лишь время от времени подрабатываю».

Однако в данном аспекте, как показали результаты нашего социологического опроса, существует некоторая надежда на улучшение ситуации. Такая надежда исходит из уверенности подростков в том, что они готовы к взрослой жизни. В частности, более 70 % учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы отметили, что они чувствуют себя подготовленными к самостоятельной жизни. В рассматриваемом аспекте важно, что свою готовность к взрослой жизни многие из них связывают со школой (42%), с теми знаниями, которые они получают в учебном заведении. При этом каждый третий участник опроса отмечает, что в приспособлении к взрослой жизни им помогает семья. Но треть старшеклассников коррекционных школ не ощущает готовности к самостоятельной жизни, причем такую ситуацию воспринимают как естественную для своего социального положения. Есть и такие молодые люди, которые трудно представляют себе, что им нужно делать в жизни, как вести себя. Пятая часть респондентов затрудняется в принятии таких решений.

Другой проблемой адаптационного процесса молодежи, имеющей ограниченные возможности здоровья, является проблема установления межличностных отношений. Следует подчеркнуть важность социально-психологического аспекта взаимоотношений людей с ограниченными возможностями и общества. По мнению опрошенных, окружающие относятся к людям с ограниченными возможностями здоровья по-разному: одни их просто не замечают, другие стараются помочь, поддержать, третьи - грубы, бестактны.

По результатам нашего исследования, 43 % старшеклассников коррекционных школ указали, что при общении с другими людьми у них возникают те или иные коммуникативные проблемы. Именно поэтому 60% респондентов считают, что единственным местом, где они чувствуют себя наиболее комфортно, является родительская семья. Такая ситуация отражается, прежде всего, на возможности стоить собственные семейные отношения. По данным нашего исследования, меньше половины (38%) опрошенных выпускников разных лет коррекционных школ имеют семью, при этом большая часть из них не удовлетворена семейными отношениями. И только 15% семейных респондентов выбрали ответ «Семейные взаимоотношения отличные, серьезных трудностей, угрожающих устойчивости семьи, не существует».

В то же время около 30% участников опроса отметили, что им легко и приятно общаться с другими людьми. Это позволило им найти социокультурную среду, в которой они чувствуют себя комфортно, на своем месте. Для 14% опрошенных молодых инвалидов это собственная семья, для 4% работа или учебное заведение. Многие респондентов (70%), несмотря на наличие конфликтов с окружающими, в целом дали позитивные характеристики своим отношениям с окружающим миром. Возможно, эти данные свидетельствуют о том, что негативное отношение здоровых членов общества к инвалидам, в том числе и молодежи, меняется на более терпимое. Тем не менее, женщины по сравнению с мужчинами чаще ощущают на себе пренебрежительное отношение окружающих, особенно инвалиды I группы (43% ответившим).

Таким образом, данные социологических исследований свидетельствуют о том, что большая часть молодых людей с ограниченными возможностями недостаточно социально адаптированы. Прослеживается зависимость от родительской семьи и надежда на поддержку еще в течение длительного периода. В связи с отсутствием фонда рабочих мест для молодежи с ограниченными возможностями здоровья, соответствующего ожидаемому ими и их родителями социальному статусу, выпускники коррекционных школ являются безработными и находятся долгое время на иждивении родителей.

При рассмотрении особенностей адаптации молодежи с ограниченными возможностями следует иметь в виду, что степень приспособленности человека к жизненным условиям во многом зависят от психолого-волевого компонента, от психологической готовности «найти себя» и «занять свое место в жизни». Особенно этот аспект адаптационного процесса важен для рассматриваемой категории молодежи. Именно поэтому в своем исследовании мы попытались выяснить, от каких факторов - объективных или субъективных, - с точки зрения наших респондентов, зависит степень адаптации молодых людей к изменяющимся условиям. Основная масса опрошенных (72 %) уверенны, что их образ жизни зависит, прежде всего, от объективных обстоятельств. Они не видят связи между своими действиями и теми условиями, в которых они живут; считают, что не способны своими действиями изменить в лучшую сторону жизненные обстоятельства, при этом ответственность за то, в каких социально-экономических и бытовых обстоятельствах они пребывают, перекладывают на внешние факторы: общество, государство. Это означает, что по-прежнему у молодых людей формируется и закрепляется мнение, что общество, государство обязаны проявлять о них максимальную заботу, создавать все условия, необходимые для их жизнедеятельности. И, когда они этого не получают, сталкиваются с «черствостью» государственной машины, чувствуют себя «ненужными» людьми, неполноценными. Но, согласно результатам авторского исследования, появляются молодые люди, которые считают, что их социальное самочувствие зависит от субъективных причин. У них есть убежденность, что в любой момент они способны повлиять на свое окружение, изменить его в лучшую сторону. Данная часть молодежи утверждают, что они практически всегда способны взять на себя ответственность за то, что с ними происходит. В случае неудач считают, что приложили недостаточно усилий или проявили недостаточно настойчивости в достижении своих целей. Молодых людей, способных интерпретировать события как результат собственной деятельности, среди рассматриваемой нами категории молодежи примерно третья часть от участников опроса, что вселяет надежду на то, что постепенно у молодежи с ограниченными возможностями здоровья сформируются понимание собственной значимости и желание добиваться жизненного успеха.

Основные сферы жизнедеятельности человека - труд и быт. Здоровый человек приспосабливается к среде. Для инвалидов же особенность этих сфер жизнедеятельности состоит в том, что их надо приспосабливать к нуждам инвалидов. Им надо помочь адаптироваться в среде: чтобы они свободно могли дотянуться до станка и выполнять на нем производственные операции; могли бы сами, без посторонней помощи выехать из дому, посетить магазины, аптеки, кинотеатры, преодолев при этом и подъемы, и спуски, и переходы, и лестницы, и пороги, и многие другие препятствия. Чтобы инвалид смог все это преодолеть, нужно сделать среду его обитания максимально для него доступной, т.е. приспособить среду к возможностям инвалида, чтобы он чувствовал себя на равных со здоровыми людьми и на работе, и дома, и в общественных местах.

На становление личности, положение человека в обществе решающее влияние оказывают различные социальные среды: семья, социальные институты, в пределах которых тот или иной человек выполняет свои роли и функции, общество в целом предоставляющее человеку определенные права и предъявляющее к нему соответствующие законодательные, нравственные и культурные требования. Наиболее важной из них является семья, где происходит первичная социализация человека. Семейную социализацию можно рассматривать двояко: с одной стороны, как подготовку к будущим семейным ролям, с другой, как влияние, оказываемое семьей на формирование личности. Более 2/3 опрошенных нуждаются в понимании и поддержке семьи и находят их. Недостаток внимания со стороны близкого окружения оказывает существенное негативное влияние на самочувствие молодых инвалидов. Позиция инвалида в семье во многом определяется атмосферой, господствующей в доме. Если он чувствует любовь родителей, окружен разумным вниманием и ненавязчивой заботой, то подобная эмоциональная обстановка благоприятно влияет на его отношение к семье и в какой-то степени к людям вообще (подтверждение этому было получено в ходе индивидуальных интервью). И наоборот, ощущение заброшенности, ненужности в семье приводит к негативному отношению к ней, порождает черствость, эгоизм, уход в себя, озлобленность в отношении к окружающим, особенно «здоровым» людям.

Как показал вторичный анализ результатов исследования, проведенного Е.Р. Смирновой и В.Н. Ярской треть респондентов находятся в полной зависимости от родителей, близких либо опекунов. Но это те, кто не могут передвигаться вообще или самостоятельно обслуживать себя. В частности, их семьи по прежнему остаются основными источниками помощи, обычно сопряженной с физическим и эмоциональным стрессами, а перечень разного рода проблем (медицинских, материально-бытовых, психологических, педагогических, профессиональных и др.), возникающих в семье в связи с частичной или полной недееспособности какого-либо из ее членов, бесконечен. С психологической точки зрения очень важно нейтрализовать две часто встречающиеся в семьях крайности в отношении к человеку с ограниченными возможностями: либо его воспринимают как обузу, усложняющую существование и затрудняющую личное «выживание», либо на нем сосредотачивается внимание всей семьи и он подвергается гиперопеке. Долгое пребывание в таком пространстве порождает особое отношение к его содержанию (материально-вещественным и личностным компонентам), к вопросам о возможности контроля над средой, влияет на процессы восприятия (настроение, мироощущение) и поведение человека. Такая молодежь в большинстве своем замкнута, пассивна, а в ряде случаев даже агрессивна. Для них связь с внешним миром осуществляется благодаря членам семьи, соседям, социальным работникам. В частности, на помощь последних указал каждый десятый респондент.

В последние годы СМИ и массовая культура стали ведущим фактором социализации и адаптации. Они навязывают образы и модели поведения, культ звезд экрана, эстрады, музыки и спорта. Видя с экранов телевизоров красивых, здоровых и улыбающихся молодых людей, человек с ограниченными возможностями здоровья острее ощущает свою «ущербность», у него снижается самооценка, «срабатывает» механизм социального сравнения. Это отметили 2/3 участников опроса.

Возможность учиться и трудиться создает условия не только для самовыражения и самореализации инвалидов, но и способствует решению одновременно нескольких жизненно важных задач: социальной и профессиональной реабилитации, социально-бытовой адаптации, повышению уровня жизни семьи индивида. Активная деятельность помогает молодым инвалидам преодолеть осознание своей «ущербности» и считать себя полноценными членами общества. К сожалению, не все инвалиды с этим согласны, многие не хотят изменять стереотипы своего сознания, а предпочитают «молча страдать». Но и приобретя профессию, подавляющее большинство не могут трудоустроиться. Если это удается, то зачастую работают они не по своей профессии или на низкооплачиваемой должности. При этом только у 19% она соответствует полученному образованию.

Результаты исследований показали, что многие молодые люди с ограниченными возможностями здоровья трудоустраиваются, прежде всего, для обеспечения себя дополнительными материальными средствами (помимо пенсии). На первое место, таким образом, выходят прагматические мотивы, что объясняется социально-экономическим положением в стране.

Изучение общественных организаций инвалидов пока не привлекло внимание социологов, отчасти именно этим обусловлен наш интерес к данной проблематике.

По мнению большинства респондентов, заполнивших предложенные нами анкеты, Ставропольское отделение Всероссийского общества инвалидов не осуществляет в полной мере те функции, которые оно должно выполнять, а именно: функцию интеграции инвалидов в общество здоровых людей (на необходимость реализации этой функции указало 98 % участников опроса); функцию психологической поддержки рядовых членов (96,7%); функцию трудоустройства (90%) и коммуникативную функцию (90%).

Не устраивает молодых людей с ограниченными возможностями здоровья и отсутствие оперативной связи с обществом инвалидов, привилегированный статус некоторых его членов и то, что организации не отстаивают права инвалидов в органах муниципальной и краевой власти. Эти недостатки в работе Ставропольское отделение Всероссийского общества инвалидов указало 40 % респондентов.

Результаты нашего социологического исследований позволили выяснить и весьма ограниченные ресурсные возможности этих организаций. Ограниченность ресурсов сказывается на слабой технической оснащенности, отсутствии помещений, необходимых для работы и проведения мероприятий, возможностях оказания материальной помощи рядовым членам, что негативно сказывается на социальном самочувствии молодых инвалидов и влияет на удовлетворенность работой этих организаций.

Как показало исследование, проведенное под руководством М.Ю. Сусловой, у части лиц с ограниченными возможностями здоровья наблюдается дефицит вторичной социализации вследствие ограниченного круга социализирующих институтов. Она носит по преимуществу монофакторный характер. Этот дефицит наблюдается особенно у тех, кто имеет ограничения в передвижении, либо тех, кто не может передвигаться самостоятельно.

В зависимости от группы инвалидности весьма различаются и социальные проблемы, с которыми они сталкиваются. Так, инвалиды Ш-й группы имеют больше возможностей в этой области по сравнению с инвалидами 1-й группы. Возникают и психологические проблемы, что значительно усугубляет процесс адаптации, а в ряде случаев выступает факторами дезадаптации, что чревато утратой смысла жизни, чувством бесцельности своего существования. К этой категории молодых инвалидов нужен особый подход и поддержка.

Люди с когнитивными нарушениями - одна из категорий проблемных людей, не всегда имеющих возможность интегрироваться в обычную среду. Для этих людей, зачастую неспособных преодолеть требования общего образования, система дополнительного образования имеет особое значение, являясь основной, а иногда и единственно возможной моделью интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.

В системе дополнительного образования, где сложились наиболее оптимальные педагогические технологии и где можно осуществлять как коррекцию измененных функций, так и профилактику вторичных нарушений, необходимо создать условия для выравнивания стартовых возможностей развития личности, выбора индивидуальной формы образования, обеспечения личности «ситуации успеха». Дополнительное образование, выполняя наряду с другими функциями компенсаторные и реабилитационные, может открыть человеку максимум направлений для развития потенциальных творческих способностей с учетом его интересов, желаний и возможностей.

Здесь могут выработаться положительные качества, сформироваться правильная оценка окружающих и самих себя, воспитаться нравственное отношение к окружающим и др.

В настоящее время созданы различные реабилитационные центры, призванные оказать помощь молодым людям с проблемами в развитии различных категорий, но их не достаточно. Для постоянного оказания помощи людям данной категории необходимо приблизить учреждения, оказывающие профильную помощь, к месту жительства инвалидов, что, с одной стороны, позволит сделать эту помощь стабильной, а с другой стороны, не потребует материальных затрат от семьи инвалида.

Среди многих социальных институтов, занимающихся проблемами социальной адаптации и реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья (Центры адаптации, реабилитации и т.п.), немалую роль могут играть молодежные клубы по месту жительства. Возможности молодежных клубов безусловно огромны, так как они являются одним из звеньев социально-психологического механизма, позволяющего осуществить успешную социально-педагогическую интеграцию и адаптацию людей данной категории.

В современных условиях клубы по месту жительства должны быть сориентированы на предоставление широкого комплекса услуг, учитывать особенности молодежной субкультуры; разрабатывать и апробировать инновационные программы и проекты, привлекать к своей деятельности общественные организации.

За последние годы государственные структуры стали рассматривать клубы по месту жительства как один из важнейших социальных институтов, нацеленных на воспитание и социализацию подрастающего поколения. Клубная сеть - это уникальное достояние России, не имеющее аналогов на Западе.

Анализ проблем социокультурной адаптации молодых инвалидов позволил наметить основные пути повышения адаптационных процессов молодежи с ограниченными возможностями здоровья:

- разработка общественно-государственных реабилитационных программ для молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, в которых приоритетное внимание уделялось бы формированию у данной категории молодежи психологической готовности к достижению собственного социального статуса;

- создание профильных реабилитационных центров, в которых решались бы проблемы не только социальной помощи, но и общения и взаимопомощи;

- расширение сети клубов по месту жительства, формирование открытого социокультурного пространства, привлечение волонтеров, студентов старших курсов психолого-педагогических специальностей в качестве социальных работников;

- организация комплексной индивидуализированной реабилитации, сочетающей медицинскую, психолого-педагогическую и социальную помощь адаптацию.

Проблема социокультурной адаптации и реабилитации людей с когнитивными нарушениями представляется крайне актуальной и требует разработки новых педагогических технологий. Эта работа в комплексе может сделать реализуемой адресную политику государства в сфере «работы с человеком», приносящей свои плоды, как конкретной личности, так и социуму в целом.

Таким образом, проведенный нами анализ позволяет отметить, что процесс социокультурной адаптации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья должен осуществляется с активной помощью государства. В успешности социокультурной адаптации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья ведущую роль должны играть общественные организации инвалидов, выполняющие компенсаторные и реабилитационные функции, создающие необходимые условия для выравнивания стартовых возможностей развития личности, выбора индивидуальной формы образования, обеспечения личности «ситуации успеха», открывающие молодому человеку максимум направлений для развития потенциальных творческих способностей с учетом его интересов, желаний и возможностей.

 

АВТОР: Журавлева С.И.