23.01.2012 8774

Воссоздание института мировых судей в России в современный период

 

Конституция Российской Федерации 1993 года в главе 7 «Судебная власть» (ст. 130 -133) определяет систему федеральных органов судебной власти, порядок их организации. В систему этих судов входят Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший Арбитражный суд РФ, иные федеральные суды. В федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» установлена структура судебной системы, включающая федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировых судей субъектов Российской Федерации. Данный закон устанавливает полномочия судов, порядок их образования и деятельности, определенную соподчиненность звеньев судебной системы. Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» устанавливает единый статус судей Российской Федерации. Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» восстанавливает институт мировых судей в России.

Появление мировых судей в современной России можно рассматривать как восстановление демократических традиций российской реформы 1864 года. Возрождение мировых судей призвано было решить преимущественно две принципиально важные проблемы: приблизить суды к местному населению и тем самым облегчить доступ граждан к правосудию и разгрузить районные суды от чрезмерно большой нагрузки, которая постоянно возрастает. Мировой суд в Российской Федерации - это низшее звено судебной системы, рассматривающее мелкие гражданские и уголовные дела в качестве первой инстанции.

Особенностью института мировых судей является то, что эти судьи в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» входят в единую судебную систему России, но являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ (ст. 4). К другой особенности рассматриваемого института относится то, что полномочия, порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливаются как федеральным законом, так и законом субъекта РФ (ст. 28 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ», ст. 1 Закона «О мировых судьях в РФ» - далее Закон). Применительно к определению полномочий мировых судей важно отметить, что круг рассматриваемых ими гражданских и уголовных дел устанавливается федеральным законом, тогда как перечень подсудных им дел об административных правонарушениях может устанавливаться также законом субъекта РФ. Этот вывод вытекает из содержания ч.2 ст. 1 Закона и ст. 28 названного Федерального конституционного закона. Однако, в какой бы форме ни осуществлялось правосудие мировым судьей (гражданское, уголовное либо административное судопроизводство), судебное решение выносится именем РФ.

В соответствии со ст. 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ» и ч. 3 ст. 1 Закона вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

Неисполнение постановлений мирового судьи, а равно иное проявление неуважения к нему влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

На мировых судей, как и на судей федеральных судов, распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты. Эти гарантии установлены Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ», Законом РФ «О статусе судей в РФ», Федеральным законом «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов РФ» и другими нормативными правовыми актами. Предусмотренные федеральными законами гарантии материального обеспечения и социальной защиты членов семей судей федеральных судов в полной мере распространяются и на членов семей мировых судей. Мировой судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление. Кроме того, на мирового судью и членов его семьи полностью распространяется действие Федерального закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

Поскольку одним из важных условий осуществления правосудия является его финансирование, этот вопрос решен в ст. 124 Конституции РФ и в других законодательных актах. Применительно к мировым судьям в ст. 3 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ» и в ст. 10 Закона предусмотрено, что их финансирование производится из федерального бюджета. Обязанность по реализации этого положения возложена на судебный департамент при Верховном Суде РФ, а также на его управления в субъектах РФ (ст. 1,6,14 Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ»).

Имея в виду, что мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ, последние могут устанавливать дополнительные гарантии материального обеспечения и социальной защиты мировых судей. Эти гарантии могут касаться, в частности, дополнительных денежных выплат, улучшения жилищных условий и медицинского обслуживания, а также социальной защиты, как мирового судьи, так и членов его семьи.

Исходя из того, что мировые судьи являются судьями субъектов РФ, но входят в судебную систему РФ, они обретают все права и обязанности членов судейского сообщества России наравне с судьями федеральных судов. Мировые судьи вправе избирать и быть избранными в органы судейского сообщества (советы судей, квалификационные коллегии судей). Вместе с тем, принадлежность мировых судей к судейскому сообществу налагает на них соответствующие обязанности, включая необходимость выполнения ими требований Кодекса чести судьи РФ. Компетенция мирового судьи по рассмотрению уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях определяется в ст. 3 Федерального закона «О мировых судьях в РФ». В соответствии с п. 1 ч. 1 данной статьи, мировой судья рассматривает в первой инстанции уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы, т.е. дела о преступлениях небольшой тяжести.

Мировой судья рассматривает также дела об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена законами субъектов РФ.

В отношении вступивших в силу решений мирового судьи в Законе установлено, что они пересматриваются по вновь открывшимся обстоятельствам самим мировым судьей, т.е. в порядке, аналогичном тому, который предусмотрен ГПК РФ. Что касается поводов и оснований к указанному пересмотру решений мирового судьи, а также самой процедуры рассмотрения дел по вновь открывшимся обстоятельствам, то эти вопросы разрешены в процессуальном законодательстве.

Указание в Законе на то, что мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков, означает: на этих судей в полной мере распространяется положение ч. 1 ст. 47 Конституции РФ о том, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. На каждом отдельном участке может действовать только один мировой судья.

Передача дела от одного мирового судьи в производство мирового судьи другого судебного участка возможна лишь в случаях, исключающих рассмотрение дела первым мировым судьей (например, по причине его отвода).

В законе четко установлено, что общее количество мировых судей и количество судебных участков субъекта РФ определяются федеральным законом. Причем допускается внесение проекта такого федерального закона как по законодательной инициативе самого субъекта РФ, согласованной с Верховным Судом РФ, так и по инициативе Верховного Суда РФ, согласованной с соответствующим субъектом РФ. Закрепление такого порядка связано с тем, что финансирование мировых судей производится из федерального бюджета. Исходя из того, что возможности для введения института мировых судей и местные условия лучше известны органам государственной власти субъектов РФ, возлагающим на себя ответственность по решению данного вопроса, практика пошла по тому пути, что проекты федеральных законов о числе мировых судей и количестве судебных участков в конкретных субъектах РФ вносят в Государственную Думу Федерального Собрания РФ этими субъектами с обязательным голосованием законодательной инициативы с Верховным судом РФ. Помимо самого законопроекта, субъект РФ представляет в Государственную Думу и Верховный Суд РФ соответствующие документы и расчеты, обосновывающие необходимость конкретного числа мировых судей и количества судебных участков в данном субъекте РФ с учетом численности населения и территории. Так как, в соответствии с ч. 3 ст. 104 Конституции РФ, законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ, указанные проекты федеральных законов с необходимым финансово-экономическим обоснованием направляются в Правительство РФ.

В течение 1999-2000 гг. Пленум Верховного Суда РФ согласился с указанной законодательной инициативой подавляющего числа субъектов РФ, о чем была извещена Государственная Дума. 24 ноября 1999 г. ею был принят Федеральный закон «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах РФ», в котором был решен данный вопрос в отношении 64 субъектов в РФ. Что касается остальных субъектов РФ, то введение в них института мировых судей осуществляется путем соответствующего дополнения этого Федерального закона, что не исключает принятия отдельного федерального закона по тому же вопросу в отношении конкретного субъекта РФ.

По Закону судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов РФ. Видимо, данное положение находится в некотором противоречии с правилом, установленным в ч. 1 ст. 1 Закона, в соответствии с которым порядок создания должностей мировых судей устанавливается Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ», иными федеральными конституционными законами и означенным Законом. Вероятно, что это противоречие должно быть устранено с оставлением права создавать должности мировых судей за субъектами РФ. Принятие субъектом РФ закона о создании судебных участков и должностей мировых судей возможно только после введения в действие соответствующего федерального закона. В противном случае может оказаться, что установленное законом субъекта РФ количество судебных участков и должностей мировых судей не будет соответствовать федеральному закону, по тому же вопросу.

Относительно создания судебных участков Закон не устанавливает определенной численности населения на одном участке, допуская в то же время, что в каждом из них может быть от 15 до 30 тысяч человек. Такая неопределенность привела к тому, что расчет числа мировых судей и количества судебных участков в субъектах РФ фактически производится исходя их предполагаемой численности населения на участке в 22,5 тысяч человек (15+30):2), что не всегда оправдано. Приведенный расчет применяется в отношении тех субъектов РФ (автономные округа), где население малочисленно и рассредоточено на громадных территориях. При этом не учитывается и то, что, согласно Закона, в административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок. Содержащееся в Законе положение о том, что судебный участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены, если отнесенные к компетенции этого мирового судьи дела не были одновременно переданы в юрисдикцию другого судьи или суда, основано на указании ст. 17 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ», согласно которому никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. По мнению многих ученых указанное положение Закона лишь констатирует невозможность упразднения судебного участка или должности мирового судьи без одновременной передачи дел, отнесенных к компетенции этого мирового судьи, другому судье или суду. Что касается механизма практической реализации данного положения, то он законодательно не регламентирован, что и следует сделать путем внесения в Закон соответствующих дополнений. Требования, предъявляемые к кандидату на должность мирового судьи, те же, что и к кандидату на должность мирового судьи районного суда. По сложившейся практике кандидаты в мировые судьи сдают квалификационный экзамен тем же экзаменационным комиссиям, которые принимают экзамен у кандидатов в судьи федеральных судов общей юрисдикции. Закон не содержит указания на то, кто направляет кандидата на должность мирового судьи в экзаменационную комиссию. Как показывает практика, такое направление выдается управлением Судебного департамента при Верховном суде РФ в субъекте РФ. Исходя из того, что мировые судьи являются судьями субъектов РФ, Министерством юстиции России высказано мнение о том, что кандидатом в мировые судьи следовало бы сдать квалификационный экзамен специально созданным для них экзаменационным комиссиям (и с этим мы согласны), но с чем не согласны многие юристы хотя бы потому, что профессиональный состав действующих экзаменационных комиссий таков, что вполне позволяет выявлять знания кандидатов на должность судей судов и более высокого уровня. После сдачи квалификационного экзамена кандидат на должность мирового судьи вправе обратиться в квалификационную коллегию судей соответствующего субъекта РФ с заявлением о рекомендации на искомую должность. Для получения рекомендации он представляет в квалификационную коллегию судей:

- заявление;

- документ, удостоверяющий личность;

- трудовую книжку и (или) иные документы, подтверждающие наличие 5-летнего стажа работы по юридической профессии;

- документ, подтверждающий профессиональное образование;

- документ о результатах сдачи квалификационного экзамена;

- автобиографию;

- характеристики с мест работы по юридической профессии;

- медицинское заключение о состоянии здоровья;

- иные документы, включая и те, необходимость представления которых вызывается предъявлением к кандидату на должность судьи дополнительных требований в соответствии с законом субъекта РФ.

Заявление кандидата на должность мирового судьи должно содержать указание на согласие кандидата на проведение проверки сообщаемых им о себе сведений.

Одним из указанных в ст. 5 Закона требований, предъявляемых к мировому судье, является необходимость наличия у него стажа работы по юридической профессии не менее 5 лет. Исчисление указанного стажа работы производится в соответствии с Инструкцией «О порядке определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должность судей федеральных судов», утвержденной Министерством юстиции РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным судом РФ 27 декабря 1996 г. № 10 (35)-5.

После поступления заявления кандидата на должность мирового судьи в квалификационную коллегию судей она действует на общих основаниях, предусмотренных в ст. 5 Закона «О статусе судей РФ» и Положении о квалификационных коллегиях судей, утвержденном постановлением Верховного Совета РФ от 13 мая 1993 г. № 4960-1.Так как мировым судьей может быть назначен (избран) и кандидат, ранее работавший в должности судьи федерального суда (например, судья, пребывающий в отставке), то он освобождается от необходимости сдавать квалификационный экзамен. Кроме того, на него не представляется рекомендаций квалификационной коллегии судей. Но следует учитывать, что это правило распространяется только на лиц, которые имеют стаж работы в должности судьи федерального суда не менее 5 лет.

Как и другие судьи, мировой судья не вправе быть депутатом представительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности. Нарушение этого запрета влечет приостановление либо прекращение полномочий мирового судьи.

В законе субъекта РФ о мировых судьях могут быть установлены дополнительные требования к кандидату на должность судьи. В Законе отсутствует перечень этих дополнительных требований. Однако, это не может ограничивать права мирового судьи как гражданина за исключением тех, которые непосредственно указаны в ст. 5. Необходимость содержащихся в ней требований к мировым судьям как носителям судебной власти объясняется спецификой их профессиональной деятельности, которая должна осуществляться также в строгом соответствии с Кодексом чести судьи РФ.

В отличие от порядка назначения на должность судей федеральных судов мировые судьи могут либо назначаться законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, либо избираться населением соответствующего судебного участка. Однако, и в том, и в другом случае порядок наделения мировых судей полномочиями устанавливается законом субъекта РФ, что закреплено и в Законе, и в Федеральном конституционном законе «О судебной системе РФ» (ч. 9 ст. 13).

Закон не содержит нормы о том, кто представляет законодательному (представительному) органу к назначению кандидатом на должность мировых судей. Как показывает практика, такое назначение производится по представлению председателей Верховных судов республик, краевых, областных и соответствующих им судов. В случае отклонения кандидатуры на должность мирового судьи председателем указанного вышестоящего суда либо законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ квалификационная коллегия судей может при наличии повторного заявления кандидата, рассмотрев основания отклонения, повторно дать положительное заключение для назначения кандидата на должность судьи. В данном случае вопрос о назначении кандидата на должность мирового судьи решается на общих основаниях.

Так как порядок назначения либо избрания мировых судей относится к компетенции субъекта РФ, некоторые ученые считают, что если его законом предусматривается избрание мирового судьи населением судебного участка, то такое избрание должно производиться на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, с обязательным условием, что голосованию должно предшествовать обнародование сведений о кандидатах на должность мирового судьи. В Федеральном конституционном законе «О судебной системе РФ» (ч. 9 ст. 13) и Законе «О статусе судей в РФ» (ст. 5) содержится важное положение, в соответствии с которым, отбор кандидатов на должность судей осуществляется на конкурсной основе. Это положение в полной мере относится и к порядку отбора на должность мирового судьи. Такой отбор начинается с момента приема от кандидатов на должность мирового судьи квалификационного экзамена и завершается в период назначения (избрания) на указанную должность. В Законе не содержится нормы, которая бы устанавливала порядок принесения присяги мировым судьей после его назначения (избрания) на должность. Данный пробел восполнен в законах субъектов РФ относительно мировых судей. В этих законах воспроизведены положения, содержащиеся в ст. 9 Закона «О статусе судей в РФ».

Положению, содержащемуся в ч. 1 ст. 7, о том, что мировой судья назначается (избирается) на должность на срок не более чем на 5 лет, противоречит п. 2 ст. 11 Закона «О статусе судей в РФ», по которому мировые судьи избираются сроком на 5 лет населением округа, на который распространяется их юрисдикция. Следовательно, эту норму следует привести в соответствие со ст. 7 Закона. Необходимость такого изменения определяется не только тем, что положения одного нормативного правого акта не должны противоречить положениям другого, но и тем, что в п. 3 ст. 11 Закона «О статусе судей в РФ установлено, что судьи районных (городских) народных судов, судьи военных судов гарнизонов (армий, флотилий, соединений) впервые назначаются сроком на 3 года, по истечении которого они могут быть назначены без ограничения срока их полномочий. То есть, как говорит Стецовский Ю.И., было бы нелогично впервые назначать (избирать) мирового судью на 5 лет, тогда как судья районного суда также впервые назначается на эту должность лишь на трехлетний срок. Имея в виду это обстоятельство, субъекты РФ пошли по пути назначения мировых судей впервые, как правило, на срок 3 года.

По истечении срока полномочий мировой судья вправе выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на ту же должность. При этом он не имеет каких-либо преимуществ перед другими кандидатами, т.е. процедура повторного наделения его полномочиями мирового судьи осуществляется на общих основаниях, предусмотренных законом. Вместе с тем, такой кандидат освобождается от сдачи квалификационного экзамена и от необходимости представлять соответствующие документы. Но, так как отбор на должность мирового судьи осуществляется на конкурсной основе, для назначения на должность лица, работавшего мировым судьей, необходима рекомендация квалификационной коллегии судей, к которой и должен обратиться с заявлением мировой судья. Названная рекомендация необходима и в том случае, если на вакантную должность мирового судьи претендует лишь одно лицо, ранее занимавшее эту должность. Такой же порядок действует и при последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи. Как и при первоначальном назначении (избрании) на должность мирового судьи, при повторном и последующих назначениях (избраниях) на эту должность срок полномочий устанавливается законом соответствующего субъекта РФ. Причем во втором случае этот срок не может быть менее чем 5 лет. Основания приостановления либо прекращения полномочий мировых судей те же, что и для судей федеральных судов (ст. 13 и 14 Закона «О статусе судей в РФ»). Одним из безусловных оснований к прекращению полномочий является истечение срока, на который мировой судья был назначен (избран) впервые либо повторно. Полномочия мирового судьи прекращаются либо приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ, которое может быть обжаловано им в Высшую квалификационную коллегию судей РФ, в течение 10 дней со дня получения копии решения. Решение Высшей квалификационной коллегии может быть обжаловано в Верховный суд РФ в тот же срок. Порядок деятельности квалификационных коллегий судей, включающей также процедуру решения вопроса о приостановлении либо прекращении полномочий судьи, установлен упомянутым выше Положением о квалификационных коллегиях судей.

Аппарат мирового судьи обеспечивает работу мирового судьи. Деятельность аппарата мирового судьи (далее - аппарат) организуется в соответствии с Положением об аппарате мирового судьи субъекта федерации, утверждаемым начальником департамента администрации субъекта федерации по обеспечению деятельности мировых судей.

Аппарат мирового судьи должен включать в себя секретаря судебного заседания и секретаря канцелярии. Однако на судебных участках с незначительным объемом судебной работы аппарат может состоять из секретаря судебного заседания, и, напротив, если у мирового судьи большой объем работы, то в его аппарат может быть введена также должность заведующего канцелярией и, кроме того, помощника мирового судьи. Помимо сотрудников аппаратов мировых судей в штатное расписание включается также персонал, обеспечивающий техническое обслуживание зданий и помещений, занимаемых мировыми судьями. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом соответствующего субъекта РФ. В этом законе, во всяком случае, должно быть определено такое число штатных единиц, которое необходимо для надлежащей деятельности мирового судьи по осуществлению правосудия.

Руководство деятельностью аппарата осуществляет мировой судья. В случае временного отсутствия в судебном участке мирового судьи руководство деятельностью аппарата мирового судьи осуществляет председатель соответствующего районного суда. Структура и штатное расписание аппарата устанавливается Администрацией субъекта федерации на основании областного законодательства о государственной службе субъекта Федерации.

Действующим федеральным законодательством предусмотрено, что финансирование мировых судей производится из федерального бюджета. Такое финансирование должно покрывать расходы на заработную плату и все иные расходы, включая социальные выплаты, предусмотренные для судей федеральных судов общей юрисдикции, и осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде РФ.

Должностной оклад мирового судьи установлен в процентном отношении к должностному окладу Председателя Верховного Суда РФ. То есть на мировых судей распространен тот же порядок определения размера их должностного оклада, что и на судей федеральных судов общей юрисдикции. Несмотря на то, что Законом установлено, что материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы юстиции либо органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ, во многих регионах высказывается мнение о том, что указанное обеспечение деятельности мировых судей должно осуществляться за счет средств федерального бюджета управлениями (отделами) Судебного департамента при Верховном суде РФ в субъектах РФ.

Однако, это мнение противоречит действующему федеральному законодательству, в соответствии с которым из федерального бюджета финансируются только мировые суды. Поэтому организационное обеспечение их деятельности должно осуществляться органами юстиции либо органами исполнительной власти субъекта РФ за счет средств его бюджета, что практически и делается.

В некоторых субъектах РФ был найден иной путь, а именно: материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляется через органы судебного департамента на местах на договорных началах с исполнительными органами государственной власти субъектов РФ за счет финансовых средств последних.

Так как мировой судья является носителем судебной власти, процедура осуществления им правосудия должна происходить в торжественной обстановке. Этому, безусловно, способствуют помещение в зале судебного заседания мирового судьи Государственного флага РФ и изображения Государственного герба РФ, а также возможное установление флага и помещение изображения герба соответствующего субъекта РФ. Однако, торжественность обстановки в суде достигается не только этим, но и архитектурой, местоположением здания мирового судьи, установленным порядком в его помещениях, а главное - строгим соблюдением самим мировым судьей норм процессуального закона и правил судебной этики при рассмотрении конкретных дел.

В законах многих субъектов РФ определено, что мировой судья заседает в мантии, чего вполне достаточно для обозначения его должности.

В связи с тем, что того числа мировых судей и количества судебных участков в субъектах РФ, которые определены упоминавшимся Федеральным Законом, недостаточно, в субъектах РФ пошли по пути создания судебных участков и должностей мировых судей в районах с наибольшей нагрузкой по разрешению дел. Что касается районов, оставшихся без мировых судей, то на их территории до назначения (избрания) на должность мировых судей дела, относящиеся к их компетенции, рассматриваются районными судами, как это и предусмотрено ст. 12 Закона.

Судья может осуществлять правосудие при наличии соответствующего аппарата. Помощник мирового судьи является государственным служащим категории «Б», секретарь судебного заседания - государственным служащим категории «В». Должность помощника мирового судьи является старшей государственной должностью и для ее замещения необходимо иметь высшее юридическое образование. Должность секретаря судебного заседания является младшей государственной должностью и для ее замещения необходимо иметь средне специальное юридическое образование.

Работники аппарата по представлению мирового судьи, согласованному с председателем районного суда, назначаются на должность и освобождаются от нее приказом начальника Департамента администрации субъекта федерации.

Основными задачами аппарата мирового судьи являются: организационное, информационно-аналитическое и документационное обеспечение деятельности мирового судьи; организационное обеспечение взаимодействия мирового судьи с судебными и правоохранительными органами, адвокатурой, Управлением Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в области, департаментом Администрации субъекта федерации по обеспечению деятельности мировых судей, иными государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, их должностными лицами и работниками по вопросам обеспечения деятельности мирового судьи; оперативное рассмотрение (в пределах своей компетенции) поступающих заявлений, жалоб и писем граждан. Так что одно перечисление задач свидетельствует о большом объеме должностных обязанностей, которые придется выполнять двум должностным лицам, чтобы обеспечить выполнение указанных задач и способствовать полноценному функционированию мирового судьи по выполнению его основной миссии - оперативному и правильному рассмотрению судебных дел, отнесенных к компетенции мирового судьи.

Чтобы мировой судья надлежаще исполнял свои функции, к уже упомянутым действиям, связанным с выполнением задач аппарата, помощник мирового судьи обязан дополнительно:

а) организовать работу аппарата мирового судьи;

б) помогать мировому судье в приеме граждан;

в) принимать, регистрировать и отправлять корреспонденцию;

г) учитывать движение и хранение уголовных, гражданских и административных дел и других материалов, заполнение и ведение форм первичного учета;

д) учитывать и регистрировать поступившие заявления, жалобы, письма и контролировать сроки их исполнения, кроме контроля за сроками рассмотрения жалоб на приговоры, решения, определения, судебные приказы и постановления;

е) вести наряды;

ж) учитывать и хранить вещественные доказательства;

з) оформлять, подготавливать и отправлять дела для направления их в апелляционную и надзорную инстанции;

и) контролировать получение сообщений об исполнении; к) контролировать уплату судебных пошлин и сборов;

л) учитывать и контролировать исполнение судебных поручений, направленных в другие суды или поступившие из других судов, в том числе связанных с исполнением обязательств по международным соглашениям;

м) учитывать частные постановления и контролировать переписку по их исполнению;

н) подготавливать и сдавать в архив судебного участка законченные дела, журналы, картотеку, учитывать и хранить указанные материалы, вести архив судебного участка;

о) подготавливать и сдавать в государственный, муниципальный архив или объединенный архив судебных участков законченные дела, журналы, картотеку;

п) подготавливать сводные описи судебных дел постоянного хранения;

р) составлять статистические отчеты;

с) выдавать справки и документы по делам;

т) выдавать подлинники документов из дел по распоряжению мирового судьи;

у) проводить прием граждан по вопросам его компетенции;

ф) вести табель учета рабочего времени работников аппарата;

х) вести финансовую документацию, а также учет хозяйственного инвентаря и канцелярских принадлежностей;

ц) учитывать юридическую литературу, систематизировать законодательство и судебную практику вышестоящих судов.

Дополнительные обязанности (кроме основных, которых 7 позиций) составляют 22 позиции. Учитывая, что инструкция по делопроизводству у мирового судьи предусматривает ведение 23 видов основных номенклатурных нарядов и заполнение 62 форм различных журналов, книг, учетных и учетно-статистических карточек, извещений, алфавитных указателей, сведений и другой документации, в будущем необходимо будет решать вопрос об увеличении штатной численности аппарата мирового судьи или о пересмотре делопроизводственной документации мирового судьи, которая в настоящее время в значительной степени копирует инструктивное состояние и делопроизводство в районном суде, которое также громоздко.

Для аппарата мирового судьи, где объем слушаемых дел в несколько раз будет меньше, чем в районном суде (в 60-е гг. XX столетия районные суды создавались путем объединения нескольких судебных участков от 3 и более - в единый районный (городской) суд), вести такое объемное делопроизводство - это значит отнимать время у посетителей, которые приходят к мировому судье за разрешением более животрепещущих проблем, чем учитывать частные постановления и контролировать переписку по ним или подготавливать сводные описи судебных дел постоянного хранения, хотя учет работы в делопроизводстве мирового судьи - важное требование.

На секретаря судебного заседания возлагается дополнительных обязанностей на 6 позиций меньше, но, тем не менее, круг его обязанностей также велик. Эту огромную массу технической работы аппарат из двух человек сможет держать в организованном порядке при условии, если помощник мирового судьи будет иметь объемные блок-папки, открытые по количеству его обязанностей (22),в которые будет складывать в течение дня копии по срочно выполняемым поручениям, приему, переписке, поступившим сообщениям, а в конце рабочего дня разложит их по делам, нарядам и т.п. - так, чтобы к началу следующего рабочего дня каждый документ находился в деле, в архиве или в ином назначенном для него месте.

Для этого мировой судья должен освободить помощнику часть рабочего времени от заседаний и приемов, скорее всего - это будет конец рабочего дня. Чтобы секретарь судебного заседания «не зашивался» в кругу своих обязанностей и все успевал сделать вовремя, он должен начинать свой рабочий день с просмотра готовности дел к рассмотрению в судебном заседании (есть ли уведомления о вручении повесток участникам процесса, поступили ли ответы по судебным поручениям, вручены ли копии обвинительного заключения своевременно, какова ожидаемая явка лиц по делу). Ведь рассмотрение и разрешение судебных дел - основная задача и забота, как мирового судьи, так и аппарата.

Затем секретарь судебного заседания обязан внести дела, назначенные на данный день, в журнал судебного заседания, вывесить список слушаемых дел на видном, определенном мировым судьей месте, доступном для ознакомления участвующими по делу лицами и посетителями. При такой организации секретарь судебного заседания сам будет в курсе того, какая перспектива возможности рассмотрения (отложения или приостановления) дела имеется перед началом заседания, и ответит на любой вопрос по делу посетителю или мировому судье. И участники процесса из вывешенного списка получат необходимую информацию: где, в какое время, и какое дело будет слушаться.

Секретарь судебного заседания должен научиться «схватывать», слышать происходящее в процессе и успевать записать (хотя бы с сокращением некоторых слов) в протокол все происходящее в зале судебного заседания. Дооформить в таком режиме записанное в протоколе можно будет легко и быстро.

Работники аппарата имеют ряд ограничений, из которых наиболее важное в разделе «Ограничения, связанные с государственной службой» расположено под пунктом «а»: работники аппарата не вправе, находясь на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельностью. Всего же работники аппарата имеют по службе 11 ограничений.

За несоблюдение ограничений, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, превышение должностных полномочий работники аппарата мирового судьи могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию.

В зале судебных заседаний мировых судей должны быть размещены символы государственной власти: Государственный флаг Российской Федерации и изображение Государственного герба РФ. Может также устанавливаться флаг и помещаться изображение герба субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен участок мирового судьи.

Мировой судья при осуществлении правосудия заседает в мантии и (или) имеет другой отличительный знак своей должности, предусмотренный законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Введение отличительного знака мирового судьи - это новелла. В каждом субъекте федерации для мировых судей утверждается в законодательном порядке свой отличительный знак.

О том, как решаются проблемы мировых судей сегодня в своем Постановлении по вопросу «О введении института мировых судей в субъектах Российской Федерации», высказался II Всероссийский съезд судей: «Работа по введению в субъектах Российской Федерации института мировых судей проходит при активном участии председателей верховных судов республик и равных им судов, Советов судей субъектов Российской Федерации, работников системы Судебного департамента. Благодаря этим усилиям более чем в 50% субъектов Российской Федерации созданы необходимые условия для введения института мировых судей. Свыше 1000 из более чем 6000 предполагаемых по закону мировых судей в субъектах Российской Федерации назначены и приступили к осуществлению правосудия.

Вместе с тем, процесс введения института мировых судей в большинстве субъектов Российской Федерации сдерживает отсутствие надлежащего механизма кадрового, финансового и материально-технического обеспечения деятельности мировых судей. Неурегулированность вопросов организационного обеспечения деятельности мировых судей в перспективе может привести к серьезным затруднениям в функционировании этого института. Поэтому дальнейший процесс введения института мировых судей требует четкого законодательного, финансового и организационного обеспечения их деятельности». В настоящее время мировые судьи ведут помесячный подсчет рассмотренных дел и нагрузка их велика, даже в тех субъектах федерации, где мировые судьи приступили к своим обязанностям совсем недавно (Ставропольский край).

Среднемесячная нагрузка на одного мирового судью составляет в среднем 43,8 дела против среднемесячной нагрузки федерального судьи - 41 дело. Таким образом, изменения в основах государства, направленные на построение эффективной демократической власти привели к созданию системы законов устанавливающих судебную власть, важнейшую в системе разделения властей. Важнейшим звеном судебной системы современной России стали мировые судьи. При создании данного института законодатель учитывал опыт деятельности мировых судей уже существовавший в России в результате судебной реформы 1864 года.

 

Автор: Смирнова Я.Б.