23.01.2012 3899

Развитие Московского Народного Банка и его влияние на дореволюционную российскую кооперацию

 

В Петербурге в марте 1912 года состоялся первый Всероссийский съезд деятелей мелкого кредита и сельскохозяйственной кооперации, на котором с докладом о деятельности МНБ выступил П.А. Садырин.

Еще до съезда в некоторых кооперативных кругах велась агитация против приобретения акций МНБ, преимущественно на юге, особенно в Киеве. Создавшаяся оппозиция не отрицала саму идею кооперативного банка, а выступала против стремления придать ему всероссийский характер. Опасения были вызваны тем, что «при мирности России, при ее этнографических и экономических условиях центральный банк не в состоянии служить кооперативному делу и что в полной мере он будет обслуживать только ближайшие к нему губернии, окраины же будут лишены его помощи. Обвиняя учредителей МНБ в централистских устремлениях, оппозиция выдвинула идею создания областных народных банков, разбросанных по всей России, которые выполняли бы роль союзных организаций. Взгляды оппозиции поддерживал представитель Управления по делам мелкого кредита С.В. Бородаевский, который утверждал, что банку «не следует претендовать на всероссийские задачи, на руководство всем кооперативным движением, - говорил он, - Московский народный банк сделает свое дело, если объединит центральные и средне-волжские губернии, и постепенно преобразуется в центральный районный банк.» С возражениями против этого мнения и разъяснениями от имени учредителей выступили Ш.А. Перелешин и П. А. Садырин, отметившие, что деятельность банка может развиться только при существовании сильных кооперативных союзов, что политика банка - не подавлять союзы, а поддерживать их и опираться на них. Там же, где нет союзов, банк возьмет на себя задачу объединения разрозненных кооперативов. Съезд принял резолюцию о поддержке МНБ всеми видами кооперации и о вступлении с ним в самые тесные контакты.

Акции МНБ были размещены среди кооперативов всей Империи, причем большинство из них принадлежало Югу. Условия развития кооперативного движения в центральных губерниях были таковы, что именно они разобрали меньше акций банка. Здесь не было в достаточном количестве сильных кооперативов, обладающих специальными капиталами.

Основное направление будущей деятельности МНБ и его основные задачи были определены I общим собранием акционеров, состоявшимся 28 - 30 марта 1912 года. Для решения первостепенной задачи - привлечения новых средств с выходом на мировой денежный рынок, регулирования обращения кооперативных капиталов и увеличения складочного капитала банка предполагалось возбудить ходатайство перед правительством о разрешении организации сети отделений и агентств банка, о привлечении к кредитованию кооперативов других кредитных учреждений путем переучета векселей в государственном и частных коммерческих банках и о дополнительном выпуске акций.

Следующий комплекс задач заключался в привлечении в кооперативную среду денежных капиталов путем развития посреднических и комиссионных операций. В докладе учредителей МНБ «Об общих основаниях его деятельности» отмечалось, что большое количество дубликатов, разных квитанций и других документов на товары направляются и сдаются в частные банки на комиссию, и огромное количество векселей оплачивается этими кооперативами в частных банках. Все эти суммы проходят мимо кооперативов, тогда как они могли бы быть направлены на удешевление кредита для самих кооперативов.

С началом работы банка все расчеты кооперативных учреждений и лиц, причастных к кооперации, должны быть сосредоточены в банке и у его корреспондентов. С этой целью намечалось развить широкую сеть посредников-корреспондентов в областях России, которые исполняли бы различные поручения банка по активным операциям, по переводу сумм, а также по приему платежей по векселям, дубликатам и т.п. документам.

Третий комплекс задач состоял в снабжении кооперативных учреждений оборотными средствами. Самой простой и удобной формой кредита в данном случае являлась бы форма специального текущего счета, обеспеченного соло-векселями, но несовершенство устава лишало МНБ этого простого права, предоставляя ему возможность приема векселей и обязательств, основанных лишь на торговых сделках (выдачу ссуд под товары, транспортные документы и их дубликаты, учет векселей и других долговых обязательств с двумя подписями и т.д.). Правление видело в этом очень существенный недостаток Устава и намерено было добиваться его изменения.

Последний (но не менее важный) комплекс задач заключался в объединении и укреплении кооперативных организаций. Только после достижения этой цели, опираясь в своей деятельности на кооперативные союзы, банк в будущем мог стать Всероссийским финансовым центром, объединяющим все интересы кооперативного движения.

Конечно, МНБ предстояла огромная работа и по сбору средств от кооперативных учреждений, и по организации своих отделений и агентств. Тем более что для выполнения последней задачи имелись препятствия: отделения банка можно было открыть только с разрешения Министра финансов, а для организации агентств необходимо было еще дополнить Устав. Однако учредители надеялись на быстрое и широкое развитие операций банка в ближайшем будущем, поскольку само его возникновение было вызвано мощным и быстро развивающимся кооперативным движением. Для удовлетворения своих потребностей кооперативы постоянно прибегали к помощи займов, получая их то от казны, то от частных лиц. При этом казенные источники были недостаточны, а займы у частных лиц обременительны и вели к зависимости от них. Кооперативные организации не могли обойтись без банковского посредничества. Государственный банк, оказывавший помощь кредитной кооперации, да и то не в полной мере, не мог обслужить всю кооперативную деятельность. Этот недостаток и должен был восполнить МНБ.

Российское правительство очень боялось быстрого развития кооперативного движения и стремилось подчинить его жесткому контролю. Основанием для этого послужил тот факт, что в руководстве кооперативным движением заметную роль начинали играть буржуазно-либеральные и либерально-народнические элементы, которые к этому времени вытеснили помещиков из комитета о сельских ссудосберегательных и промышленных товариществах и из руководящих органов кооперативных съездов. Оппозиционные настроения, выразившиеся в критике правительственной опеки над кооперативами, отмене института земских начальников, в пересмотре кооперативного законодательства при участии представителей учреждений мелкого кредита, явочная система открытия товариществ, распространение народного образования и т.п., проступали на страницах печати и на кооперативных съездах. Вопросы кооперативного движения уже связывались с общественным движением, и оценка кооперации давалась с точки зрения условий ее существования. В момент подготовки учредительного собрания акционеров МНБ газета «Русские ведомости» писала: «Кооперативный банк не должен быть ни тепличным растением, выращенным на почве благотворительности, ни полуправительственным учреждением, подверженным опасности служить орудием для достижения политических целей. Если для кооперативного банка у нас действительно существует почва в достаточном развитии и прочности нашего кооперативного движения, то Московский народный банк окажется жизнеспособным учреждением и без посторонних субсидий, всегда связанных со стеснительной опекой». Такая постановка вопроса, безусловно, вызвала крайнюю настороженность у Министерства внутренних дел по отношению к МНБ.

В доверительной записке Министру финансов В.Н. Коковцеву от 08 июня 1912 года Министерством внутренних дел сообщалось, что хотя к проходившему в марте собранию акционеров - учредителей МНБ все акции были расписаны, но половина их не были оплачены, поскольку передавались они даже несостоятельным лицам с целью добиться открытия банка в установленные правительством сроки. Далее отмечалось, что «около 200 частных вкладчиков взяли акции исключительно с идейной целью, чтобы поддержать новый центр оппозиционных и революционных сил. По полученным в Министерстве внутренних дел сведениям, из 500 человек, присутствовавших на собрании, около 5 0% составляли «полуинтеллигенты ярко выраженного левого направления, руководителями же являлись депутат I Государственной Думы Садырин и присяжный поверенный Никитин». Министерство внутренних дел предостерегало Министерство финансов от поддержки МНБ, обращая внимание на то обстоятельство, что деятельность его направлена не только на объединение кооперативов, но и на освобождение их от правительственной опеки. Обращение же банка за финансовой помощью к иностранному капиталу даст возможность ему окрепнуть и, оказавшись вне зависимости от государственных учреждений, он «станет легализованной организацией для поддержки оппозиции в стране. В. Н. Коковцев в своем ответе указывал, что ходатайство об учреждении МНБ и его Устав в течение двух лет подвергались тщательному и всестороннему рассмотрению, в результате чего последний был утвержден Советом министров. Далее он отметил, что Министерство финансов убеждено в целесообразности учреждения банка для предоставления учреждениям мелкого кредита необходимых средств и оказания помощи населению Центральных губерний те ми же способами, что и кооперативный банк в Варшаве. Тем не менее, Министром финансов было сделано распоряжение о том, чтобы за деятельностью банка следили «с особым вниманием» в смысле уклонения от правильной банковской политики и преследования им политических целей.

Что касается распределения кредитов по видам кооперативных учреждений, то и здесь главенствующее место принадлежало кредитной кооперации, в распоряжение которой было предоставлено 63,5% (4 млн. рублей) общей суммы открытых кредитов на 1 января 1913 года, тогда как всем другим видам кооперации было открыто всего 19% всех кредитов. К 1915 году это положение прочно закрепилось за кредитной кооперацией в МНБ и на ее долю приходилось 75,2% (15,4 млн. рублей из 20,5 млн. рублей) всех открытых кредитов. Кроме того, на обслуживание кооперативов мелкого кредита и их союзов шла значительная часть средств, отпускаемых банком земским кассам мелкого кредита. На потребительные, производительные и сельскохозяйственные кооперативы и их союзы МНБ выделил 8,1% открытых кредитов.

Центр тяжести деятельности МНБ в 1912 - 1914 годах составляли кредитные кооперативы и их союзы, что объяснялось преобладающим участием кредитной кооперации в образовании основного (паевого) капитала банка. Другие виды кооперации не были достаточно кредитоспособными, поскольку в большинстве случаев не имели дополнительной ответственности по своим операциям.

В то же время, к 1915 году на местах наблюдался подъем деятельности не кредитной кооперации. Необходимо отметить налаживание ее связей с МНБ, что проявилось в большем участии этих видов кооперации в образовании капитала банка, а также увеличение им кредитов МНБ.

МНБ открывал кредит всем видам кооперативов, но в первую очередь обслуживал своих акционеров. При этом следует заметить, что общества взаимного кредита, земские кассы и частные лица, в соответствии с Уставом банка, могли получить кредит только по векселям кооперативов. Кредиты для личного пользования им не открывались. Это подтверждают данные о распределении кредитов по их видам в 1913 - 1914 годах. В отчете МНБ за 1914 год отмечено, что около 65% открытых кредитов для частных лиц и прочих учреждений (в которые вошли жилищные и студенческие столовые кооперативы, общества поощрения кооперации и некоторые другие некооперативные учреждения) приходилось на обслуживание через их посредство кооперативных учреждений. Что же касается кредитов МНБ, открытых им по графе «прочие учреждения для личного пользования», в том же отчете банка говорится, что свыше 90% этих кредитов приходилось на Москву и специальные вышеуказанные городские кооперативы, представлявшие собой новые для России виды кооперации.

Что касается того, в какой форме МНБ кредитовал кооперативные учреждения (т.е. то, что лежало в основе и служило гарантией открытым кредитам) то на первом месте стоял вексельный кредит (как для личного пользования, так и по корреспондентским счетам), составлявший в 1913 - 1914 годах свыше 90% общей суммы открытых кредитов. Товарный кредит, составлявший около 6,5% всей суммы открытых кредитов, представлял собой специальный кредит на посреднические операции кооперативов с товарным отделом МНБ. Кредитование в этой области производилось также по покупательским векселям (кредит для личного пользования), частично и по корреспондентским счетам (бланковый кредит). Залоговые операции были еще мало развиты в МНБ.

Вопросами кредитования ведала Учетная комиссия МНБ, состоявшая из правления банка, одного члена Совета и двух служащих банка. В соответствии с кредитоспособностью кооперативов и состоянием их оборотных средств, определяемых на основании отчетного и ревизионного материала кооперативов, желавших получить кредит в МНБ, Учетная комиссия определяла размеры последнего. За Правлением банка оставалось право кредитовать кооперативы не более 10-ти кратного размера стоимости приобретенных кооперативом акций, т.е. участи в основном капитале банка. В 1913 - 1914 годах около половины кооперативов имели кредит в МНБ не свыше 5000 руб. Это свидетельствует о том, что большинство кооперативов были мелкими. С другой стороны, были и такие кооперативы, которые брали ссуды свыше 50 тыс. рублей. Если в 1912 г. акционеры МНБ воспользовались его услугами лишь на 43,8% общей суммы открытых кредитов, то в 1913 году этот процент достиг 71,3%, а в 1914 - 72,4%. Из общей суммы открытого кредита 6,4 млн. рублей 589 учреждениям (включая сюда и частных лиц) услугами МНБ в 1912 году воспользовались сравнительно мало кооперативов (менее половины указанного числа) на сумму 28 млн. рублей, задолженность которых банку на 1 января 1913 г. выразилась в 1,9 млн. рублей. Такое сравнительно скромное использование кредита, открытого банком своим клиентам, объяснялось новизной самого дела, которое еще только налаживалось в первые месяцы его деятельности, слабым развитием связей банка с местными кооперативными организациями, недостатком у него необходимых для этого средств, общим стеснением денежного рынка, поддерживавшим дороговизну кредита. К тому же деятельность МНБ в 1912 году ограничилась 6-8 месяцами. За такой короткий период можно было лишь организовать дело и предпринять самые первые шаги, тем более что банк открыл свои действия перед самым наступлением летнего периода, когда деятельность кредитных кооперативов затихает.

Возникает вопрос, почему же при острой нужде кооперации в денежных средствах она не воспользовалась открытыми кредитами в полном объеме? Объяснялось это сложной процедурой получения кредитов МНБ. Одна из основных ссудных операций банка в форме учета векселей и других обязательств должна была основываться на торговых сделках.

С целью улучшения работы Товарного отдела и укрепления его положения на товарном рынке Правлением банка был предпринят ряд мер. Для согласования и объединения посреднической деятельности МНБ и союзов кооперативных организаций при Товарном отделе было создано в конце 1913 года Товарное совещание из представителей союзов. Первое совещание состоялось 13 - 15 февраля 1914 года при участии представителей Киевского, Кубанского, Терского, Златоустовского, Нижегородского, Екатеринославского, Мелитопольского и Благодаринского союзов, на котором было принято положение о посреднических операциях. В основу взаимоотношений между союзами учреждений мелкого кредита и МНБ при объединении посреднических операций был положен принцип равноправия. По принятому на Совещании положению договоры с поставщиками МНБ заключал от своего имени, но с условием, что по установленным ценам должны исполняться как заказы банка, так и всех объединившихся союзов. Каждый из союзов мог заключать с фирмами такие же договоры и на тех же основаниях от имени и по поручению МНБ. При невозможности заключения общего договора МНБ и каждый из союзов заключали для себя сепаратный договор с фирмами, доводя это до сведения ближайшего совещания представителей союзов и МНБ. Таким образом, в области закупок земледельческих орудий и машин русская кооперация в лице МНБ и союзов кредитных кооперативов имела объединяющий центр, концентрировавший покупательную силу союзов и Товарного отдела МНБ в борьбе с частным капиталом.

Следующей мерой Правления банка, облегчавшей закупочные операции и устранявшей конкуренцию на товарном рынке, было соглашение по закупке земледельческих орудий и машин с двумя крупными земледельческими организациями - Орловским и Киевским земскими товариществами. Это соглашение поставило кооперативы в равные условия с земствами. Были выработаны одинаковые цены на земледельческие орудия и машины, как для кредитных товариществ, так и для земских складов на 1914 год. Кооперативы в лице товарного отдела выступали сообща с двумя земскими союзами на товарном рынке и преследовали одинаковые цели, с той лишь разницей, что оба земских союза объединяли заказы земских сельскохозяйственных складов, а Товарный отдел объединял закупки кооперативов, их союзов и земских касс мелкого кредита.

Так было достигнуто объединение организаций с общей покупательной силой в несколько млн. рублей, в лице которого кооперация имела достаточно сильный и надежный регулятор рыночных цен на земледельческие орудия. Фабриканты и заводчики уже не могли не считаться с мощью такого Объединения. Орудия и машины в 1914 году Товарному отделу поставляли следующие фирмы: акционерное общество Г. Ф. Эккерт (плуги, сеялки, конные грабли, жнеи), Головин (плуги), Брянский завод (плуги, сеялки), Р. Сакс (плуги, сеялки), Бехер, Мельгозе и т.д.

Совместно с союзами и Американской агентурой Харьковского общества сельского хозяйства Товарный отдел выступил в качестве солидного покупателя сноповязального шпагата для кооперативов непосредственно у американских фабрикантов. В деле закупок кровельного железа в 1914 году Товарный отдел работал совместно с Товариществом Губернских земств. Кроме того, МНБ вошел в соглашение с лучшими семенными организациями (Харьковским обществом сельского хозяйства, Тульским земским складом, Вологодским обществом) для поставки кооперативам посевного материала.  Для установления связей МНБ с местными кооперативными учреждениями предполагалось открытие отделений и агентств, в различных областях России, а для этого МНБ были необходимы средства. Для открытия отделений нужно было разрешение Министра финансов, а для организации агентств, предстояло дополнить Устав банка. Поэтому МНБ устанавливал связь с кооперативами путем организации сети корреспондентов. Обязанности корреспондентов МНБ возлагались на наиболее крупные кредитные кооперативы, являвшиеся местными* центрами, а также на земские кассы мелкого кредита. С целью привлечения в кооперативную среду капиталов с общего денежного рынка МНБ вступал в корреспондентские отношения с городскими общественными банками и с некоторыми обществами взаимного кредита, но в каждом отдельном случае вопрос рассматривался Правлением банка особо. Конечно, самая стройная система отношений могла быть достигнута лишь при условии, если бы роль корреспондентов выполняли кооперативные союзы, а банк при этом выполнял функции центральной расчетной кассы, однако этого условия выполнено не было.

В начале деятельности МНБ его акционерами являлись всего 10 союзов, из них ведущих банковские операции - только 5. Поэтому банк стремился к тому, чтобы взаимоотношения между его корреспондентами и кооперативами способствовали возникновению союзов. Корреспондентам-кооперативам поручались простейшие банковские операции, не мешавшие выполнению их непосредственных задач.

При этом приходилось считаться с тем, что на Совещании 7 марта 1913 года, созванном для обсуждения вопроса о праве учреждений мелкого кредита на корреспондентские отношения с МНБ и о пределах их операций, Управление по делам мелкого кредита сочло неправильным возложение корреспондентской работы на кредитные кооперативы. На местах возникали недоразумения между инспекцией по делам мелкого кредита и теми кредитными кооперативами, которые вступали с МНБ в корреспондентские отношения. С целью выяснения положения дел Управление по делам мелкого кредита разослало своим инспекторам циркуляр от 1 июля 1914 г. «О доставлении сведений об учреждениях мелкого кредита, состоящих корреспондентами МНБ».  Но даже сами инспектора, отметив отрицательные стороны корреспондентства, указывали на необходимость этих операций, поскольку они приближали деятельность МНБ к учреждениям мелкого кредита, облегчали кредитование товариществ в МНБ, способствовали своевременному обеспечению кооперативов оборотными средствами, а также «удешевляли те хозяйственные предметы, которыми посредничали корреспонденты». Сеть корреспондентов МНБ быстро расширялась. За 1912 - 1914 года их число достигло 227. Функции корреспондентов выполняли кредитные, потребительные и сельскохозяйственные кооперативы, земские кассы мелкого кредита. Важным звеном в организационной деятельности МНБ было установление связей с действовавшими кредитными учреждениями. Кооперативный банк наладил корреспондентские отношения с частными коммерческими банками, в результате чего получил возможность давать поручения в разные районы страны. Деятельность МНБ была встречена в банковских сферах дружелюбно, поскольку коммерческие банки видели в нем не конкурента, а посредника для размещения своих денежных средств среди кооперативов и поэтому охотно открывали ему кредит. Этому способствовало еще и то обстоятельство, что усиленный спрос на средства МНБ весной и летом совпадал, наоборот, со слабым спросом на средства частных банков в это время. Уже к концу 1913 г. МНБ был тесно связан с денежным рынком России. Крупнейшие частные банки открыли ему корреспондентские счета и предоставили право выставлять за их счет крупные платежные поручения и трассировки не только на все местности России, но и за границу. Этот факт свидетельствует о том, что МНБ уже занял соответствующее место среди кредитных учреждений страны.

МНБ также пытался установить корреспондентские отношения с иностранными банками (в частности, Дармштадским), но получить заграничный кредит не удалось из-за того, что иностранные коллеги не были знакомы с МНБ. Банк присоединился к Международному Союзу сельскохозяйственных кооперативных товариществ и установил деловые отношения с иностранными кооперативными центрами. В 1913 году в связи с расширением своих операций МНБ приступил к организации собственных мелких органов, что являлось необходимым условием для дальнейшей успешной работы. Вопрос об отделениях банка был до некоторой степени уже предрешен общим собранием акционеров 28 - 30 марта 1912 г., наметившим для открытия ряд пунктов, впоследствии дополненных особой комиссией целым рядом других, определившихся в качестве экономических центров. Результатом этого явилось ходатайство перед Министерством финансов об открытии отделений в Кургане, Вологде, Ростове-на-Дону, Полтаве, Одессе, Тифлисе Нижнем Новгороде, Саратове, Петербурге, Харькове и Екатеринодаре. В районах, менее развитых в экономическом и кооперативном отношениях и с менее налаженными связями с МНБ намечалось открытие агентств. При создании своих местных органов МНБ предполагал пойти по пути превращения корреспондентов, операции которых достигли известных размеров, в агентства, а последние, по мере их развития, в отделения банка, поскольку юридических различий между агентствами и отделениями не было, а разница заключалась лишь в меньшем числе операций и меньшей стоимости содержания агентства. Однако практика в области развития сети корреспондентов с возложением обязанностей корреспондентов на местные кооперативы не дала ожидаемых результатов. Банк не обслуживался ими так, как должен был бы обслуживаться местными агентами. Это объяснялось отсутствием квалифицированного персонала, незаинтересованностью кооперативов, как в корреспондентской деятельности, так и в том, чтобы местные средства, пусть и через кооперативы, попадали в распоряжение банка и в другие местности, поскольку эти средства всегда могли пригодиться в самом данном районе. Отрицательным моментом являлось также то, что, получая % за бланковую надпись, кооперативы не были заинтересованы в образовании союзов. Поэтому, с целью приближения деятельности банка к населению, доставления более точных сведений о положении дел и направления деятельности кооперативов, а также привлечения в кассу банка местных денежных средств, Правление признало необходимым, наряду с корреспондентами, образовать сеть местных агентств банка на других основаниях, а именно: учредить в центральных пунктах комиссионерства банка, назначая комиссионерами отдельных лиц и снабжая их доверенностями на производство операций от имени и за счет банка. Такие комиссионерства, согласно статьям 2 и 36 Устава МНБ, могли назначаться Правлением без особого разрешения правительственной власти. В первую очередь предполагалось открыть комиссионерства в районах запланированных отделений банка: Кургане, Одессе, Ростове-на-Дону.

При комиссионерствах учреждались учетные комиссии из выборных представителей местных кооперативных организаций. Операции комиссионерства ограничивались исполнением поручений банка и поручений на банк отдельных лиц и учреждений. На первых порах предполагалось открыть не более трех отделений. Для их открытия и дальнейшего расширения своей деятельности банку были необходимы средства. Поэтому в 1913 году было возбуждено ходатайство перед Министерством финансов об увеличении основного капитала банка на 1 млн. рублей путем II выпуска акций. К 1 марта 1914 года акции были размещены среди кооперативных учреждений и капитал МНБ возрос до 2 млн. рублей.

 

Автор: Селиверстов Т.А.