26.01.2012 5402

Влияние объективных факторов на мотивацию обучения современного студента

 

На мотивацию обучения студентов влияют различные факторы, способствующие ее снижению или возрастанию. По данным исследования на мотивацию обучения отрицательно влияют:

1) недостаток учебников и методической литературы, который отметили 20% девушек-экономистов первого курса, 25% юношей и 64% девушек-экономистов третьего курса, 33% юношей-экономистов пятого курса; 33% юношей и 11% девушек-гуманитариев первого курса, 75% юношей и 17% девушек-гуманитариев пятого курса; 36% юношей и 31% девушек-техников третьего курса, 50% юношей и 20% девушек-техников пятого курса. Таким образом, этот показатель высокий у всех категорий опрошенных, однако студенты старших курсов отмечали этот фактор чаще, чем первокурсники, а студенты-техники, чаще, чем экономисты. Поэтому мотивация обучения для них во многом связана с эффективностью системы обеспечения учебной литературой, как необходимого условия, обеспечивающего доступность образования и его качество;

2) большая учебная нагрузка, особенно у обучающихся на 3 и 5 курсе ОФО (18% девушки-экономисты третьего курса, 13% девушки-экономисты пятого курса; 33% юноши и 78% девушки-гуманитарии первого курса, 75% юноши и 50% девушки-гуманитарии пятого курса; 32% юноши и 54% девушки-техники третьего курса, 50% юноши и 80% девушки-техники пятого курса), а также у всех студентов заочников. Этот показатель дополняется еще и неудобно составленным, с точки зрения студентов, расписанием. Кроме того, все студенты-заочники считают, что важным фактором, снижающим мотивацию обучения, для них являются большие нагрузки на работе (31% девушек-экономистов третьего курса, 17% девушек-техников третьего курса, 20% юношей и 20% девушек-техников пятого курса). В ходе опроса они нередко отмечали, что руководство не желает отпускать студентов на сессию или ставит условие о совмещении работы с учебой при обязательном выполнении всех возложенных на них должностных обязанностей (25% юношей-экономистов третьего курса, 13% юношей-техников первого курса). Таким образом, наблюдается противоречивый процесс, когда руководство, с одной стороны, должно быть заинтересовано в повышении квалификации своих сотрудников, а с другой стороны, не может или не желает предоставить отпуск таким сотрудникам. В результате у работающих студентов- заочников возрастает физическая и психологическая нагрузка, возникает необходимость выбора, который чаще делается в пользу работы из-за боязни ее потерять. При этом сессию такие студенты сдают или через знакомых, которые могут помочь, или путем оплаты оценки преподавателям, что свидетельствует о низком желании приобрести знания, но о стремлении получить диплом, который позволит подняться по служебной лестнице и будет способствовать увеличению размера заработка. Также подобная ситуация свидетельствует о неумении студентами строить оптимальное соотношение между учебной и трудовой нагрузками;

3) студенты технического и экономического направлений считают, что фактором, отрицательно воздействующим на мотивацию, является отсутствие современного оборудования, технических средств, наличие которых, по мнению респондентов, необходимое условие для получения качественного образования и приобретения умений и навыков работы на современном оборудовании, что, в свою очередь, делает студентов более конкурентоспособными на рынке труда (52% юношей и 16% девушек-техников третьего курса ОФО, 50% юношей и 40% девушек-техников пятого курса ОФО; 60% юношей и 40% девушек-экономистов первого курса ОФО, 64% девушек-экономистов третьего курса ОФО, 67%) юношей и 75% девушек-экономистов пятого курса ОФО; 25% юношей и 25% девушек-техников первого курса ЗФО, 67% юношей и 17% девушек-техников третьего курса ЗФО, 60% юношей и 20% девушек-техников пятого курса ЗФО);

4) не приспособленные к занятиям аудитории, требующие ремонта, оснащения новой мебелью, учебным оборудованием, также не вызывают у студентов желания посещать лекции и семинары (40% девушек и 60% юношей-экономистов первого курса ОФО, 50% юношей-экономистов третьего курса ОФО, 33% юношей и 38% девушек-экономистов пятого курса ОФО; 25% юношей и 50% девушек-гуманитариев пятого курса ОФО; 20% юношей и 16% девушек-техников третьего курса ОФО; 33% юношей и 29% девушек-гуманитариев первого курса ЗФО, 50%0 юношей и 38% девушек-гуманитариев третьего курса ЗФО).

Сходны со студенческими, мнения преподавателей, считающих, что к факторам, отрицательно влияющим на мотивацию обучения, а, значит, и на успеваемость студентов, относятся: недостаток учебников и методической k литературы (женщины - 100%, мужчины - 50%); не приспособленные к занятиям аудитории и отсутствие современного оборудования, технических средств (женщины - по 60%, мужчины - по 30%); неудобно составленное расписание (женщины - 50%0, мужчины - 20%). Педагоги-мужчины отметили отсутствие у студентов самостоятельности, а педагоги-женщины - недостаток квалифицированных преподавателей, т.е. потерю квалификации в своей среде. Основной причиной такого состояния является ухудшение материального положения работников высшей школы: преподаватели вынуждены заниматься работой, не связанной с учебным процессом или вести занятия в других вузах. Отсутствие у преподавателя ресурса свободного времени из-за высокой занятости, не дает ему возможности самосовершенствоваться, заниматься наукой, отслеживать изменения, происходящие в сфере его профессиональных интересов. Таким образом, вузовский преподаватель оказывается в положении сверхэксплуатируемого, что подтверждают данные нашего исследования, согласно которым 40% опрошенных преподавателей-женщин и 20% преподавателей-мужчин работают по совместительству в другом вузе. Основной причиной увеличения нагрузки респонденты назвали получение дополнительного заработка.

К факторам, оказывающим положительное влияние на мотивацию обучения в Вузе, студенты отнесли:

1. высокий профессионализм преподавателей и интересное изложение материала (все студенты очной и заочной форм обучения);

2. возможность проявлять инициативу, что особенно выделили экономисты и техники ОФО (40% юношей и 40% девушек-экономистов первого курса, 13% юношей и 45% девушек-экономистов третьего курса, 33% юношей и 13%» девушек-экономистов пятого курса, 24% юношей и 17%» девушек-техников третьего курса, 40% юношей и 20% девушек-техников пятого курса) и студенты-заочники (за исключением юношей-экономистов пятого курса);

3. отношения с товарищами (сходство интересов, проведение совместного досуга, и как следствие хороших отношений, возможность переписать у друга лекцию или самостоятельную работу, заданную преподавателями), которые отметили практически все респонденты очной и заочной форм обучения, также являются важным показателем повышения мотивации обучения;

4. большое количество учебно-методического материала и учебной литературы (60% девушек-экономистов первого курса ОФО, 55%» девушек-экономистов пятого курса ОФО, 11% девушек-гуманитариев первого курса ОФО, 25% юношей и 17% девушек-гуманитариев пятого курса ОФО, 20% юношей и 8% девушек-техников третьего курса ОФО, 30% юношей-техников пятого курса ОФО; 20%0 девушек-экономистов первого курса ЗФО, 8% девушек-экономистов третьего курса ЗФО, 30% девушек-экономистов пятого курса ЗФО; 33%) юношей и 43% девушек-гуманитариев первого курса ЗФО, 13% юношей-техников первого курса ЗФО, 33% юношей-техников третьего курса ЗФО, 30% юношей и 20% девушек-техников пятого курса ЗФО), что позволило бы лучше подготавливаться к занятиям, особенно студентам-заочникам.

При этом трудолюбие, стремление к саморазвитию как фактор мотивации отметили только девушки-экономисты ОФО первого курса (20%), а личные способности - девушки-техники ОФО третьего курса (8%).

Таким образом, главными факторами, положительно влияющими на мотивацию обучения, студенты считают внешние условия, не зависящие от них. В то время как специфика мотивации учебной деятельности зависит от личных особенностей учащихся: от потребности в достижении успеха, трудолюбия, желания расширить кругозор, получить теоретические знания, необходимые для последующего применения в работе или, наоборот, от лени, пассивности, нежелания совершенствовать усилия над собой, устойчивости к неудачам и т.п.

Преподаватели также считают, что высокий профессионализм педагогов вызывает у студентов желание учиться (женщины - 100%, мужчины - 60%). Это означает, что на базе общей мотивации учебной деятельности существует определенное отношение к учебным предметам, которое обуславливается индивидуальными особенностями педагогов, их умением объяснить материал, качеством преподавания (удовлетворенностью занятиями по данному предмету), взаимоотношениями с преподавателями данного предмета. Другими факторами являются интересное изложение материала (женщины - 90%, мужчины - 50%), возможность использования на занятиях современного оборудования, технических средств (женщины - 70%, мужчины - 30%). При этом преподаватели не придают такого значения социально психологическим процессам, происходящим при взаимодействии студентов учебной группы, как сами студенты.

Было установлено, что основными формами учебной работы, удовлетворяющими познавательные потребности студентов, являются, преимущественно:

- лекции (20% юношей и 20% девушек-экономистов первого курса ОФО, 25% юношей и 55% девушек-экономистов третьего курса ОФО, 33% юношей и 38% девушек-экономистов пятого курса ОФО; 33% юношей и 78% девушек-гуманитариев первого курса ОФО, 75% юношей и 33% девушек-гуманитариев пятого курса ОФО; 24% юношей и 46% девушек-техников третьего курса ОФО, 10% юношей и 60% девушек-техников пятого курса ОФО; 43% юношей и 40% девушек-экономистов первого курса ЗФО, 100% юношей и 69% девушек-экономистов третьего курса ЗФО, 75% юношей и 43% девушек-экономистов пятого курса ЗФО; 62% девушек-гуманитариев третьего курса ЗФО; 25% юношей и 75% девушек-техников третьего курса ЗФО, 30% юношей и 40% девушек-техников пятого курса ЗФО);

- практические занятия (40% юношей и 40% девушек-экономистов первого курса ОФО, 67% юношей и 63% девушек-экономистов пятого курса ОФО; 25% юношей и 17% девушек-гуманитариев пятого курса ОФО; 48% юношей и 31% % девушек-техников третьего курса ОФО, 70% юношей и 20% девушек-техников пятого курса ОФО; 25% юношей и 61% девушек-экономистов третьего курса ЗФО; 50%о юношей и 37% девушек-гуманитариев третьего курса ЗФО; 37% юношей и 25% девушек-техников первого курса ЗФО, 56% юношей и 33% девушек-техников третьего курса ЗФО, 40% юношей и 60% девушек-техников пятого курса ЗФО);

- учебные игры (80% девушек-экономистов первого курса ОФО, 25%0 юношей и 64% девушек-экономистов третьего курса ОФО, 63 % девушек-экономистов пятого курса ОФО; 50% юношей и 67% девушек-гуманитариев пятого курса ОФО; 20% юношей и 46% девушек-техников третьего курса ОФО, 50% юношей и 80% девушек-техников пятого курса ОФО; 50% юношей и 38%0 девушек-экономистов третьего курса ЗФО; 33% юношей и 43% девушек-гуманитариев первого курса ЗФО, 100% юношей и 37% девушек-гуманитариев третьего курса ЗФО; 25% юношей и 75% девушек-техников первого курса ЗФО, 56% юношей и 50% девушек-техников третьего курса ЗФО);

- тесты (20% юношей и 40% девушек-экономистов первого курса ОФО, 13% юношей и 45% девушек-экономистов третьего курса ОФО, 33% юношей и 50% девушек-экономистов пятого курса ОФО; 33% девушек-гуманитариев первого курса ОФО, 25% юношей и 50% девушек-гуманитариев пятого курса ОФО; 38% девушек-техников третьего курса ОФО, 60% девушек-техников пятого курса ОФО; 25% юношей и 31% девушек-экономистов третьего курса ЗФО, 25% юношей и 29% девушек-экономистов пятого курса ЗФО; 50% юношей и 50% девушек-гуманитариев третьего курса ЗФО; 25% юношей и 50% девушек-техников первого курса ЗФО, 22% юношей и 67% девушек-техников третьего курса ЗФО).

Однако, как отмечают сами студенты, они практически не анализируют получаемую в процессе лекции информацию и редко задают вопросы, в то время как характерную особенность лекции составляет ее деятельностная основа, взаимодействие между студентами и педагогом. Однако, по мнению студентов, в большинстве случаев на лекции отсутствует обратная связь. Таким образом, в вузе закрепляется привычка к пассивному способу получения знаний, нежелание и неумение части студентов проявлять самостоятельность и инициативу. Причин, снижающих активность студентов на лекциях немало: усталость, неудобно составленное расписание, не приспособленные к занятиям аудитории и т.п. Но на наш взгляд наиболее важной причиной является привычка к пассивному способу получения знаний и нежелание выделяться среди студентов своей группы, в то время как для усвоения информации обязательна собственная активность студента и его самостоятельность.

Опрошенные нами преподаватели указали, что применяют следующие формы работы - лекции (100%), семинарские занятия (100%), тесты (только женщины - 80%), учебные игры (20%), работа в команде (30% женщин и 10% мужчин), индивидуальная практическая работа (70% женщин и 40% мужчин).

Таким образом, преподаватели отдают предпочтение индивидуальной практической работе со студентами, что позволяет определить уровень усвоения материала каждым из них, в то же время студенты предпочитают работу в команде (24% юношей и 31% девушек-техников третьего курса ОФО, 20% юношей и 20% девушек-техников пятого курса ОФО, 50% юношей и 33% девушек-гуманитариев пятого курса ОФО; 25% юношей и 14% девушек-экономистов пятого курса ЗФО, 44% юношей и 17% девушек-техников третьего курса ЗФО, 20% юношей-техников пятого курса ЗФО), не желая выделяться среди остальных.

Важным показателем общей мотивации учебной деятельности и познавательной активности студентов является их участие в научной работе вуза. По данным проведенного опроса, среди экономистов в студенческих конференциях принимали участие 60% девушек первого курса и 64% девушек третьего курса; среди гуманитариев - 33% юношей и 50% девушек пятого курса; среди техников - 32% юношей-третьекурсников. Это самый распространенный вид научной работы среди студентов. На втором месте находятся деловые игры. В грантах и научных разработках принимали участие только 8% юношей-техников третьего курса. Высок процент респондентов, не принимавших участие ни в каком виде работ. Полученные результаты можно объяснить низкой мотивацией студентов к участию в научной работе, что подтверждают полученные нами данные, согласно которым, научно-практические конференции удовлетворяют познавательные потребности только 40% девушек-экономистов первого курса ОФО, 9% девушек-экономистов третьего курса ОФО, 13% девушек-экономистов пятого курса ОФО, 25% юношей и 17% девушек-гуманитариев пятого курса ОФО, 24% юношей-техников третьего курса ОФО, 40%) юношей-техников пятого курса ОФО.

Таким образом, среди экономистов научная работа интересна девушкам, среди гуманитариев - и юношам, и девушкам, а среди техников - только юношам.

В повышении мотивации студентов к научной работе важная роль принадлежит преподавателям и администрации вуза, которые должны создавать условия для развития науки в вузе, объяснять важность и необходимость такой работы, развивать эффективную систему вознаграждения творчески настроенных на научную деятельность студентов. Но в настоящее время администрация не оказывает помощи в организации конференций, деловых игр, встреч и других научных и культурных мероприятий.

Влияние информации на мотивацию. Знания, умения и навыки, которыми студент овладевает, обучаясь в вузе, не существуют как нечто изолированное от его личности. В том, как развиты у студентов учебные навыки и умения, с одной стороны, отражается уровень требований вуза к студентам, а с другой - их сознательное отношение к процессу подготовки к будущей профессиональной деятельности. Многие из опрошенных студентов отметили, что им в различной степени присуще все перечисленные учебные навыки и умения.

О мотивации обучения студентов можно судить по разным направлениям, в том числе по периодичности и целям посещения библиотек. Полученные нами данные свидетельствуют, что практически все студенты записаны в библиотеку своего вуза и Национальную библиотеку Республики Адыгея, но есть и такие, которые не записаны ни в одну из библиотек (7% юношей-экономистов первокурсников ОФО). Среди заочников, преобладают студенты, записанные в библиотеку своего города, т.е. по основному месту жительства.

Для успешной подготовки специалистов город (село, аул, поселок) обязан обеспечивать студентов информационными ресурсами, т.е. комплектовать городские и сельские библиотеки учебниками, учебно-методическими пособиями, изданиями периодической печати в необходимом количестве и требуемого качества, т.к. среди студентов заочной формы обучения большая часть пользуется информационными ресурсами библиотек, расположенных по их основному месту жительства; предоставлять качественный и недорогой доступ к информационным ресурсам сети Интернет, другим информационным ресурсам города. Такой комплексный подход будет способствовать интеллектуальному и культурному развитию студентов, повышать мотивацию обучения, вселять уверенность в том, что общество заботится о будущих квалифицированных специалистах.

Частота посещения библиотеки у респондентов-девушек выше, чем у юношей. Если девушки, в основном, посещают библиотеку чаще одного раза в месяц (54% девушек-экономистов третьего курса, 30% юношей и 50% девушек-экономистов пятого курса, 50% юношей-гуманитариев первого курса, 30% девушек-техников третьего курса, 67% девушек-техников пятого курса), постоянно работают в читальном зале (60% девушек-экономистов первого курса, 54% юношей-гуманитариев пятого курса, 40% девушек-гуманитариев первого курса, 30% юношей-экономистов пятого курса), то юноши посещают библиотеку только перед сессией (по 80% юношей-экономистов первого и третьего курсов, 27% юношей-гуманитариев первого курса) или не ходят вообще (30% юношей-экономистов пятого курса). Таким образом, девушки больше настроены на учебу, самостоятельную подготовку по предметам, чем юноши.

Среди студентов-заочников первокурсники ходят в библиотеку довольно регулярно (40% юношей и 53% девушек-экономистов, 33% юношей и 73% девушек-гуманитариев, 33% юношей и 73% девушек-техников), но к пятому курсу - только перед сессией (47% юношей и 60% девушек-экономистов, 14% юношей и 20% девушек-техников).

Доминирующими целями посещения библиотеки студентами-очниками v являются: поиск необходимой учебной литературы для самостоятельной подготовки по предметам (80% девушек-экономистов первого курса, 73% юношей и 67% девушек-экономистов третьего курса, 67% юношей и 73% девушек-экономистов пятого курса, 100% юношей и 80%о девушек-гуманитариев первого курса, 100% юношей и 53% девушек-гуманитариев пятого курса, 67% юношей-техников третьего курса, 40% юношей и 60% девушек-техников пятого курса), что говорит о наличии познавательной активности, стремлении к саморазвитию; поиск необходимой учебной литературы для написания курсовых, контрольных работ и рефератов (60% юношей и 100%о девушек-экономистов первого курса, 80%о девушек-экономистов третьего курса, 100% юношей и 87% девушек-экономистов пятого курса, 53% юношей-гуманитариев первого курса, 80% юношей и 53% девушек-гуманитариев пятого курса, 93% юношей и 64% девушек-техников третьего курса, 40%о юношей и 60% девушек-техников пятого курса). Лишь немногим студентам-очникам хочется знать больше преподавателя (20% девушек-экономистов первого курса, 20% юношей-гуманитариев пятого курса, 7% юношей-техников третьего курса), углубить свои знания по предмету (27% юношей и 14% девушек-экономистов третьего курса, 7% девушек-гуманитариев первого курса, 145 девушек-гуманитариев пятого курса, 27% юношей-техников третьего курса, 14% юношей-техников пятого курса), слыть интеллектуалом в компании (20% девушек-экономистов первого курса, 40% девушек-экономистов третьего курса, 7% юношей-техников третьего курса). Среди студентов-техников есть и такие, которые приходят продлить читательский билет (по 7% юношей третьего и пятого курсов) или что-нибудь найти (7%юношей третьего курса).

Цель посещения библиотеки студентами-заочниками ограничивается, в основном, выполнением заданий преподавателей в форме курсовых и контрольных работ и поиском ответов на экзаменационные вопросы. Только некоторым студентам - юношам-техникам третьего (14%) и пятого (20%) курсов, девушкам-гуманитариям (14%) третьего курса и девушкам-экономистам (27%) третьего курса интересно углубить свои знания по предмету.

В исследованиях, проведенных Г.И. Бондаренко в 1998г., было установлено, что количество студентов, посещающих Национальную библиотеку Республики Адыгея, возрастает в период сессии в 1,5 раза. При проведении нашего исследования, на основе данных, предоставленных сотрудниками читального зала, мы установили, что количество посещений библиотеки и выдачи книг и периодических изданий возрастает в середине семестра, потом постепенно снижается, достигая минимума во время студенческих каникул.

В сентябре увеличивается количество студентов, записывающихся в библиотеку, что связано с пополнением студенческих рядов первокурсниками. Это влечет за собой рост числа посещений библиотеки и выдачи книг и журналов, который, однако, ниже, чем в середине семестра.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют, что мотивация обучения большинства студентов и нежелание быть отчисленными резко увеличивается в преддверии сессии, когда студенты посещают библиотеку с целью найти ответы на экзаменационные вопросы и написания самостоятельных работ для допуска к сдаче сессии.

В то же время сотрудники Национальной библиотеки РА отмечают снижение количества студентов, посещающих библиотеку последние 1-2 года, а также уменьшение количества записывающихся в библиотеку. В целом, за 2003г. доля студентов среди всех читателей библиотеки составляла 61%, в 2004г. - 58%, в 2005г. - 56%. Это говорит о замене библиотечных фондов другими источниками информации и снижении познавательной активности студентов.

Поиск студентами необходимой информации не ограничивается только библиотечными ресурсами. Очень высок процент студентов, которые ищут необходимую литературу у друзей, знакомых (60% юношей и 60% девушек-экономистов первого курса ОФО, 53% юношей и 73% девушек-экономистов третьего курса ОФО, 67% юношей и 87% девушек-экономистов пятого курса ОФО, 80% юношей и 47% девушек-гуманитариев первого курса ОФО, 60% юношей и 80% девушек-гуманитариев пятого курса ОФО, 93% юношей и 67% девушек-техников третьего курса ОФО, 73% юношей и 100% девушек-техников пятого курса ОФО; 20% юношей и 80% девушек-экономистов первого курса ЗФО, 60% юношей и 53% девушек-экономистов третьего курса ЗФО, 20% юношей и 53% девушек-экономистов пятого курса ЗФО, 67% юношей и 53% девушек-гуманитариев первого курса ЗФО, 87% юношей и 47% девушек-гуманитариев третьего курса ЗФО, 53% юношей и 73% девушек-техников первого курса ЗФО, 60% юношей и 60% девушек-техников третьего курса ЗФО, 60% юношей и 80% девушек-техников пятого курса ЗФО), а так же в Интернете (20% юношей и 20% девушек-экономистов первого курса ОФО, 67% юношей и 33% девушек-экономистов третьего курса ОФО, 33% юношей и 14% девушек-экономистов пятого курса ОФО, 14% юношей и 27% девушек-гуманитариев первого курса ОФО, 60% юношей и 27% девушек-гуманитариев пятого курса ОФО, 73% юношей и 33% девушек-техников третьего курса ОФО, 80% юношей и 20% девушек-техников пятого курса ОФО; 40% юношей-экономистов первого курса ЗФО, 40% юношей и 53% девушек-экономистов третьего курса ЗФО, 20% юношей и 53% девушек-экономистов пятого курса ЗФО, 60% юношей и 27% девушек-гуманитариев первого курса ЗФО, 53% юношей и 60% девушек-гуманитариев третьего курса ЗФО, 40% юношей и 20% девушек-техников первого курса ЗФО, 60% юношей и 60% девушек-техников третьего курса ЗФО, 47% юношей и 20% девушек-техников пятого курса ЗФО). Заочники, чаще покупают курсовые, контрольные работы, рефераты по объявлениям в газетах (20%» юношей и 40% девушек-экономистов первого курса ЗФО, 20% юношей-экономистов третьего курса ЗФО, 20% девушек-экономистов пятого курса ЗФО, 27% девушек-гуманитариев третьего курса ЗФО, 14% юношей-техников пятого курса ЗФО) или заказывают их преподавателям, причем такая тенденция выявлена среди студентов всех курсов заочной формы обучения и почти у всех студентов очной формы обучения, кроме экономистов третьего курса и техников пятого курса.

Отношение студентов к практике. Еще одним направлением, позволяющим судить о мотивации обучения, является отношение студентов к производственной практике. Государственный образовательный стандарт определяет прохождение 16-недельной практической работы, распределенной по всем годам обучения. Это позволяет не только выработать определенные умения и навыки, но и выполнять курсовые работы с привлечением практического материала, полученного во время прохождения практики. Нами было установлено, что прохождение практики - это большая проблема, связанная с недостаточностью мест для прохождения практики и не заинтересованностью предприятий и организаций в обучении будущих специалистов.

Подавляющее большинство респондентов считает, что практика нужна, но, к сожалению, в организациях не уделяют должного внимания и не предоставляют необходимую информацию (80% юношей и 80% девушек-экономистов первого курса ОФО, 47% юношей и 53% девушек-экономистов третьего курса ОФО, 27% юношей и 67% девушек-экономистов пятого курса ОФО; 20% юношей и 14%» девушек-гуманитариев первого курса ОФО, 27% юношей и 53% девушек-гуманитариев пятого курса ОФО; 47% юношей и 40% девушек-техников третьего курса ОФО, 20%» юношей и 40% девушек-техников пятого курса ОФО; 14%» ч юношей и 40% девушек-экономистов первого курса ЗФО, 80% юношей и 53% девушек-экономистов третьего курса ЗФО, 40% девушек-экономистов пятого курса ЗФО; 33% юношей и 14% девушек-гуманитариев первого курса ЗФО, 67% юношей и 14% девушек-гуманитариев третьего курса ЗФО; 40% юношей и 80%) девушек-техников первого курса ЗФО, 20% юношей и 40%0 девушек-техников третьего курса ЗФО, 53% юношей и 40% девушек-техников пятого курса ЗФО), кроме того, студенты понимают, что практика позволяет приблизиться к объекту исследования для дальнейшего написания курсовых и дипломной работ (60% девушек-экономистов первого курса ОФО, 27% юношей и 14% девушек-экономистов третьего курса ОФО, 27% юношей и 14% девушек-экономистов пятого курса ОФО; 67% девушек-гуманитариев первого курса ОФО, 27% юношей и 53% девушек-гуманитариев пятого курса ОФО; 67% юношей и 27% девушек-техников третьего курса ОФО, 53% юношей и 73% девушек-техников пятого курса ОФО; 40% юношей и 40% девушек-экономистов первого курса ЗФО, 20% девушек-экономистов третьего курса ЗФО, 53% юношей и 27% девушек-экономистов пятого курса ЗФО; 33% юношей и 40% девушек-гуманитариев первого курса ЗФО, 33% юношей и 40% девушек-гуманитариев третьего курса ЗФО; 53%0 юношей и 53% девушек-техников первого курса ЗФО, 47%0 юношей и 14% девушек-техников третьего курса ЗФО, 80% юношей и 20% девушек- техников пятого курса ЗФО). Но есть среди опрошенных нами и такие студенты, которые считают, что практика ничего не дает, и проходят ее формально (20% девушек-экономистов первого курса ОФО, 20% девушек-экономистов третьего курса ОФО, 53% юношей и 14% девушек-экономистов пятого курса ОФО; 53% юношей-гуманитариев первого курса ОФО, 27% юношей-гуманитариев пятого курса ОФО; 20% девушек-техников пятого курса ОФО; 27% юношей и 20% девушек-экономистов третьего курса ЗФО, 53% юношей и 40% девушек-экономистов пятого курса ЗФО; 14% юношей и 14% девушек-техников третьего курса ЗФО). Как отмечают респонденты в ходе интервьюирования, вопросы прохождения практики решаются, в основном, на основе личных контактов, т.е. студенты проходят практику на тех предприятиях, где работают родители, родственники или их знакомые (80%). Некоторых устраивают на любую должность, некоторых просят как можно скорее собрать необходимый материал и не отвлекать сотрудников от работы.

Таким образом, инфраструктура города и региона не отвечает требованиям вуза о предоставлении достаточного количества мест для прохождения практики. Сами сотрудники организаций, руководство не желают способствовать обучению студентов, предоставлять им информацию, помогать овладевать навыками работы, приобретать опыт. В то время как студенты - это будущая профессиональная структура города, региона, его производительные силы, обладающие знаниями, способностями, опытом. Именно поэтому город (село, аул, поселок) должен помогать студенчеству, обеспечивая его местами прохождения практики (производственной и преддипломной) с целью получения практического опыта работы, а также трудоустраивать выпускников. Администрация вуза также должна заботиться о предоставлении студентам мест для прохождения практики путем заключения договоров с организациями. Но, к сожалению, количество заключенных договоров недостаточно, для устройства всех студентов на практику. Это связано с отсутствием финансовых средств как у вузов, так и у организаций, которые обязаны оплачивать деятельность сотрудников, занимающихся обучением и информированием практикантов.

Неформальные отношения в вузе. По данным проведенного нами исследования, с приближением сессии девушки начинают учиться более старательно, стремясь получить как можно больше автоматических оценок по предметам, юноши, в основном, учатся так же, как и в начале семестра. Выделяются студенты, начинающие с приближением сессии искать знакомых среди сотрудников вузов, которые поговорили бы с преподавателями и помогли сдать зачеты и экзамены. Причем на первых курсах экономического факультета таких респондентов больше (20% юношей и 20% девушек ОФО, 27% юношей и 33% девушек ЗФО), чем среди старшекурсников (27% девушек-экономистов пятого курса ОФО). Есть такие студенты среди гуманитариев и техников очной и заочной форм обучения (27% юношей и 20% девушек-гуманитариев первого курса, 27% юношей-техников третьего курса ОФО, 27% юношей-техников пятого курса ОФО, 20% девушек-гуманитариев первого курса ЗФО, 20% юношей-техников первого курса ЗФО, 14% юношей-техников третьего курса ЗФО, 20% юношей и 7% девушек-техников пятого курса ЗФО).

Если сравнить эти данные с мнением преподавателей, то педагоги-женщины считают, что количество студентов, обращающихся за помощью при сдаче сессии к родным, знакомым (80%), намного выше, чем тех, кто стремится учиться более старательно для получения автоматической оценки (50%). Педагоги-мужчины, наоборот, отмечают, что возрастает количество студентов, желающих получить оценку автоматически (60%).

Если говорить о способе сдачи сессии, то студенты, в основном, учат все вопросы или те, которые понимают и отвечают на экзамене, зачете (20% юношей и 53% девушек-экономистов первого курса ОФО, 60% юношей и 47% девушек-экономистов третьего курса ОФО, 33% юношей 20% девушек-экономистов пятого курса ОФО; 33% юношей и 40% девушек-гуманитариев первого курса ОФО, 60% юношей и 67% девушек-гуманитариев пятого курса ОФО; 53% юношей и 40% девушек-техников третьего курса ОФО, 60% юношей и 40% девушек-техников пятого курса ОФО; 20% девушек-экономистов первого курса ЗФО, 20%о юношей и 27% девушек-экономистов третьего курса ЗФО, 20% юношей и 14% % девушек-экономистов пятого курса ЗФО; 67% юношей и 67% девушек-гуманитариев первого курса ЗФО, 53% юношей и 47% девушек-гуманитариев третьего курса ЗФО, 40% юношей и 40% девушек-техников первого курса ЗФО, 60% юношей и 47%о девушек-техников третьего курса ЗФО, 40% юношей и 27%о девушек-техников пятого курса ЗФО). Есть и такие респонденты на очном отделении, которые получают экзамен путем автоматического выставления оценки (14% девушек-экономистов первого курса, 20%о девушек-экономистов третьего курса, 14% девушек-экономистов пятого курса). К третьему курсу возрастает количество студентов, которые практически не готовятся к экзамену, надеясь рассказать то, что помнят, знают. Среди студентов очной формы обучения большее количество респондентов ищут знакомых, родственников, чтобы они помогли сдать сессию (по 14% девушек-экономистов первого, третьего и пятого курсов; 14% юношей и 20% девушек-гуманитариев первого курса; 7% девушек-техников третьего курса, 7% юношей и 14% девушек-техников пятого курса). На заочном отделении преобладают ответы о покупке оценки (7% девушек-экономистов третьего курса, 27% юношей и 27% девушек-экономистов пятого курса, 7% девушек-гуманитариев третьего курса, 14% юношей и 14% девушек-техников пятого курса). Среди очников большее количество студентов платит старшекурсникам, чтобы они договорились с преподавателями об оценке (27% юношей-экономистов третьего курса. 14% девушек-экономистов пятого курса. 7%о юношей-техников третьего курса), в то время как на заочном отделении так ответило только 7% юношей-техников первого курса.

По мнению педагогов-женщин, чаще всего студенты сдают сессию, прибегая к помощи знакомых, родственников (70%), или, надеясь воспользоваться шпаргалками, не выучив материал (70%). Есть и такие, которые покупают оценки (30%). По мнению преподавателей-мужчин, студенты чаще учат, что понимают (успевают) и отвечают на зачете (экзамене) (60%) или не готовятся, надеясь выкрутиться (20%).

Разница в ответах студентов и преподавателей на вопрос о способе сдачи сессии объясняется тем, что в анкетировании принимали участие студенты, присутствующие в момент опроса на занятиях, в то время как преподаватели принимают зачеты (экзамены) у всех студентов, числящихся в списках группы, и поэтому более осведомлены о способе сдачи сессии студентами.

Предложения студентов к образовательной системе организационного и методологического характера. В ходе исследования, студентам предлагалось самостоятельно определить условия повышения интереса к учебе. Первое, что хотели бы улучшить студенты, особенно заочной формы обучения, это отношения с преподавателями, которые, по мнению студентов, должны стать более гуманными, уважительными, кроме того, преподаватели должны обладать большим профессионализмом, уметь заинтересовывать студентов изучением своего предмета (40% девушек-экономистов первого курса ОФО, 15%) юношей и 20% девушек-экономистов третьего курса ОФО, 40% девушек-экономистов пятого курса ОФО; 40%о девушек-гуманитариев первого курса ОФО, 10% юношей и 30% девушек-гуманитариев пятого курса ОФО; 80%) девушек-техников третьего курса ОФО, 20%) юношей и 40% девушек-техников пятого курса ОФО; 60% юношей и 60%о девушек-экономистов первого курса ЗФО, 40% юношей и 50%) девушек-экономистов третьего курса ЗФО, 40% юношей и 40% девушек-экономистов пятого курса ЗФО; 30% юношей и 20% девушек-гуманитариев первого курса ЗФО, 30%) девушек-гуманитариев третьего курса ЗФО; 10% юношей и 80% девушек-техников первого курса ЗФО, 10%) юношей и 30%) девушек-техников третьего курса ЗФО, 40% девушек-техников пятого курса ЗФО).

Изменение экономических условий, по мнению респондентов, должно включать повышение стипендии и отсутствие взяточничества со стороны преподавателей (20% юношей и 40% девушек-экономистов первого курса ОФО, 15%о юношей и 20% девушек-экономистов третьего курса ОФО, 60%) юношей и 60% девушек-экономистов пятого курса ОФО; 10% девушек-гуманитариев первого курса ОФО, 10% девушек-гуманитариев пятого курса ОФО; 40% юношей и 30% девушек-техников третьего курса ОФО, 20% девушек-техников пятого курса ОФО; 15% юношей и 40% девушек-экономистов первого курса ЗФО, 40% юношей и 10% девушек-экономистов третьего курса ЗФО, 20% юношей и 15% девушек-экономистов пятого курса ЗФО; 30% юношей-гуманитариев первого курса ЗФО; 20% юношей-техников первого курса ЗФО, 20% юношей и 10% девушек-техников третьего курса ЗФО, 30% юношей и 20% девушек-техников пятого курса ЗФО).

В отношении проведения досуга, студенты хотели бы увеличения числа спортивных, компьютерных и иных секций и клубов по интересам внутри своего учебного заведения, а также больше свободного времени для отдыха (20% юношей-экономистов первого курса ОФО, 10% девушек-экономистов третьего курса ОФО; 10% юношей и 30% девушек-техников третьего курса ОФО; 20% девушек-экономистов третьего курса ЗФО; 20% девушек-гуманитариев первого курса ЗФО).

Доступ к информации также требует существенных изменений (20% девушек-экономистов первого курса ОФО, 30% юношей и 20% девушек-экономистов третьего курса ОФО, 30% юношей и 10% девушек-экономистов пятого курса ОФО; 10% юношей и 50% девушек-техников третьего курса ОФО, 30% юношей-техников пятого курса ОФО; 15% юношей и 20% девушек-экономистов первого курса ЗФО, 60% юношей и 30% девушек-экономистов третьего курса ЗФО, 40% юношей и 15% девушек-экономистов пятого курса ЗФО; 30% юношей и 40% девушек-гуманитариев первого курса ЗФО, 50% юношей и 30% девушек-гуманитариев третьего курса ЗФО; 10% юношей и 80% девушек-техников первого курса ЗФО, 50% юношей и 60% девушек-техников третьего курса ЗФО, 30% юношей и 40% девушек-техников пятого курса ЗФО). Во-первых, студенты хотели бы получить более свободный доступ в компьютерные классы своего вуза. Во-вторых, получить более дешевый доступ в Интернет и в компьютерных классах, и у себя дома. В-третьих, для хорошей успеваемости и подготовки к занятиям необходимо наличие большого количества учебников по специальности, а также дополнительной литературы по предметам. В-четвертых, студенты предлагают создать научную электронную библиотеку своего вуза, имеющую электронный адрес в Интернете, которой они могли бы свободно пользоваться. Примером может служить: Научная библиотека Владимирского государственного университета, Научно-техническая библиотека Дальневосточного государственного университета, Научная библиотека Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, Научная библиотека Омского государственного университета, Научная библиотека Петрозаводского государственного университета, Научная библиотека Ростовского государственного университета, Научная библиотека Санкт-Петербургского государственного университета и многих других.

В условиях глобализации как общемирового социального процесса, в результате складывания информационного общества, в образовании все большую роль начинают играть современные информационные технологии, которые становятся неотъемлемой частью образовательного процесса. Многие библиотеки, вузы входят в инфраструктуру Интернет. Благодаря им обеспечивается доступ и эффективность использования глобальных информационных ресурсов. Интернет выступает в первую очередь как интеграционный (связывающий всех со всеми) механизм, а интерес к нему обеспечивается открытым доступом к информационным ресурсам практически любого требуемого содержания. Очевидно, что сокращение количества посещений библиотеки и выдачи книг и журналов, которое отмечают сотрудники Национальной библиотеки РА, можно объяснить именно заменой студентами информационных ресурсов библиотеки на информационные ресурсы, получаемые при помощи сети Интернет, имеющей определенные преимущества:

- общедоступная база данных;

- доступ в любое время, без выходных;

- отсутствие ограничения времени работы;

- возможность получения данных, не покидая рабочего места (дома, в компьютерном классе вуза и т.д.);

- многократное увеличение источников информации и т. п.

Бурное развитие коммуникационных и информационных технологий за последние несколько лет позволило использовать совершенно новые формы информационного обеспечения. С развитием новых технологий стало возможно использование электронных форм научных изданий, что является передовым моментом в обеспечении научного сообщества, аспирантов, студентов, педагогов актуальной научной информацией и способствует интеграции в мировое научное пространство. С электронными изданиями работать гораздо удобнее, они доступны, практически из любой точки земного шара - в любом месте, где существует Интернет, человек может получить доступ к электронному ресурсу.

Поэтому региональным вузам следует решить вопросы:

- увеличения в вузе количества аудиторий, оснащенных современными компьютерами и выходом в Интернет;

- определения времени доступа студентов в эти аудитории для работы;

- создания единой региональной информационной системы вузов Республики Адыгея и ее интеграция в информационное пространство, которым обладают российские университеты;

- предоставления доступа к отечественным мировым ресурсам пользователям вузовских библиотек региона.

Улучшение взаимоотношений в учебной группе требует изменений, которые должны проявиться в виде большей сплоченности членов группы, а также большего стремления к учебе, поскольку 10% студентов в ходе беседы отметили: «К сожалению, учить сегодня стало не модно, легче купить оценку».

Студенты недовольны оснащением и состоянием учебных аудиторий, отмечают необходимость их ремонта, обновления мебели, оснащения компьютерных классов более современным оборудованием, что повысит интерес к занятиям (20% юношей и 20% девушек-экономистов первого курса ОФО, 20% девушек-экономистов третьего курса ОФО, 60% юношей и 50%о девушек-экономистов пятого курса ОФО; 30% юношей-гуманитариев первого курса ОФО, 10% юношей-гуманитариев пятого курса ОФО; 50% юношей и 70% девушек-техников третьего курса ОФО, 60% юношей и 40% девушек-техников пятого курса ОФО; 20% девушек-экономистов первого курса ЗФО, 60%о юношей- экономистов третьего курса ЗФО, 15% девушек-экономистов пятого курса ЗФО; 30% девушек-гуманитариев первого курса ЗФО, 50% юношей и 30% девушек- гуманитариев третьего курса ЗФО; 10% юношей и 20% девушек-техников первого курса ЗФО, 50% юношей и 10% девушек-техников третьего курса ЗФО, 60% юношей и 40% девушек-техников пятого курса ЗФО).

Улучшение форм учебной работы, по мнению студентов, должно включать больше практических занятий (30% юношей-гуманитариев первого курса ЗФО, 40% юношей-экономистов третьего курса ОФО), более индивидуальный подход к каждому студенту (20% девушек-гуманитариев пятого курса ОФО, 50% девушек-техников третьего курса ЗФО), больше практики (50% юношей-техников третьего курса ОФО, 20% девушек-экономистов третьего курса ОФО), в том числе и разнообразные экскурсии на предприятия и в организации с целью ознакомления с основными целями и задачами их деятельности (10% юношей-техников третьего курса ОФО, 70% девушек-экономистов третьего курса ЗФО). Студенты предлагают проводить занятия, где возможно, в виде игры (15% девушек-экономистов пятого курса ЗФО, 20% девушек-гуманитариев пятого курса ОФО), круглых столов (10% девушек-гуманитариев первого курса ОФО, 40% девушек-гуманитариев первого курса ЗФО, 20% девушек-техников пятого курса ЗФО), практикумов со специалистами соответствующего профиля (20% девушекэкономистов первого курса ОФО, 10% девушек-гуманитариев третьего курса ЗФО, 20%) юношей-техников первого курса ЗФО).

Таким образом, множество объективных факторов включающих отношения с преподавателями, оснащение учебных аудиторий, взаимоотношения в учебной группе, разнообразие форм учебной работы, информационные ресурсы, экономические условия, в которых находится сам студент, его семья и вуз, в котором он учится, влияют на мотивацию обучения студентов. Но при этом большинство студентов забывает, что основная цель любого образования - научить человека самостоятельно мыслить, вооружить его инструментом для исследования избранного предмета, профессии. Достижение этой цели невозможно представить без активности самого студента, заинтересованного в результате своего обучения.

Это положение подтверждает и мнение педагогов, считающих, что главными причинами трудностей мотивации обучения студентов являются: недостаточное финансирование и материальное обеспечение вуза (так ответили 60%) мужчин и 100% женщин); низкий престиж учительской профессии (20% мужчин, 60% женщин); самоустранение семьи от воспитания детей (20% мужчин, 50% женщин), хотя именно в семье закладываются основы первичной социализации; падение престижа образования в обществе в целом (50%) женщин); пассивность самих студентов, их незаинтересованность в усвоении знаний, умений, навыков (40% женщин).

К мерам, способным повысить мотивацию обучения и уровень образования молодежи, преподаватели относят, прежде всего, более жесткие требования к качеству знаний и дисциплине (50% мужчин, 90% женщин); совершенствование системы повышения квалификации учителей (60% мужчин, 70% женщин), это понимают не только преподаватели, но и многие студенты, которые отмечают недостаточный уровень профессионализма последних; дифференцированный подход и отбор учащихся в самом начале учебы (30%) мужчин, 70% женщин).

 

АВТОР: Продиблох Н.Е.