28.01.2012 5895

Принцип поликультурности в региональных системах патриотического воспитания

 

Сегодня у России нет более главной идеи, чем патриотизм. Он помог объединить большинство россиян и послужить делу духовно-нравственного, политического и экономического возрождения России. Патриотизм может сплотить народ в едином порыве.

В теоретических исследованиях и практической деятельности выделают патриотизм: государственный, российский, местный или региональный. Все эти типы патриотизма находятся в гармоничной взаимоукрепляющей связи.

Государственный патриотизм отражает, прежде всего, единую и высшую цель - интересы государства. В основе его лежат отношения типа «личность-государство». Он предполагает наличие у россиян общего интереса, всеобщей цели, отношения к государству Российскому как к величайшему произведению русского народа, народа-объединителя, уверенности в том, что в его пределах господствует духовная солидарность и справедливость, чувство великой ответственности за судьбу Отечества.

Воспитание государственного патриотизма довольно сложный процесс, потому что государственное строительство находится в зачаточном состоянии, а сама Россия - в поисках своего «я». Важными условиями данного патриотизма являются знание истории России, ее драмы и трагедии, борьбы русского народа за независимость, утверждение в сознании народа идеи государства, наличие налаженной системы контроля за соблюдением прав граждан и одновременно контроль за выполнением гражданами обязанностей перед обществом. Но роль государства в воспитании патриотизма может быть самой различной:

– оно может вообще самоустраниться от воспитания патриотизма на государственном уровне, переложив эту обязанность на частных лиц, семью, учебные заведения, общественные организации и т.д.;

– государство может воспитывать ложный патриотизм - национализм, шовинизм. Подлинным же патриотизмом является лишь тот, который не приносит зла другим народам и государствам;

– возможно также злоупотребление патриотизмом масс на государственном уровне, что неизбежно ведет к постепенному истощению энергии людей и, следовательно, грозит интересам самого государства;

– наконец, лица, представляющие государство, могут сознательно и целеустремленно подрывать патриотические настроения граждан и даже преследовать за них.

Российский патриотизм в большей степени связан с эмоциональным миром человека. Его духовно-нравственной основой является понятие «Родина». Оно раскрывает духовную основу патриотизма, содержание патриотического опыта народа. Российский патриотизм, защищая и отражая интересы народа в своем гражданском поведении, но в значительной степени стимулирует взаимодействие людей на базе патриотического опыта, закрепленного в моральных нормах, традициях, фольклоре и т.д. В его основе лежит формула служения Отечеству. Грядущая Россия нуждается в том, чтобы патриотические традиции и ценности были усвоены населением и переведены в индивидуальные и групповые программы.

Российский патриот - человек, который соединил свою судьбу с судьбой своего народа, его вековыми традициями, верящий в Россию, поклоняющийся своим героям, исторической памяти, культуре.

Местный, региональный патриотизм проявляется в любви к своей «малой» родине, к окружающей природе, труду, семье и близким, духовной культуре своего народа.

Природа - один из самых главных воспитателей человека. Задолго до возникновения педагогики она формировала в людях наблюдательность, волю, развивала их эмоциональный мир. Каждый ландшафт оставляет свой след в умах людей. Он важен для формирования у человека чувства историзма, которое, во-первых, напоминает о делах и людях минувшего, во-вторых, предостерегает от забывчивости в будущем наших детей.

Сейчас редко встретишь человека, который стремится помочь ближнему по велению сердца. Стремление к этому должно идти изнутри, оттуда, где живут милосердие, сострадание, любовь к ближнему. Но ведь это не возникает после просмотра телевизионной передачи или прочтения газетной статьи. Все это идет из семьи, от родителей, от того окружения и отношения, в которых все мы нуждаемся в детстве.

Конечно, в наше время трудно жить, а многим выживать, но особенно тяжело и трудно детям, которые, как губка, впитывают весь окружающий хаос и не способны сами разобраться и понять, «что такое хорошо, а что такое плохо». В этом должна помочь семья, дать направление развитию и становлению личности ребенка, именно она должна стать оплотом нравственно-патриотического воспитания. В семье должны закладываться основы личности гражданина и патриота будущей России. Родители, которые любят своего ребенка, которые сами стремятся сделать мир лучше, являются истинными воспитателями поколения патриотов Отечества.

Культурное наследие - это ценностное ядро, доставшееся человечеству от прошлых эпох. Сохранение культурно-исторического наследия, тех памятников прошлого, в которых сосредоточены знания, опыт, мудрость десятков поколений, есть необходимое условие преемственности поколений. Смена поколений - стержень истории, а один из ее важных законов - их преемственность через любые противоречия и конфликты, в противном случае обрывается сама история. Забвение, непонимание этого уже не раз оборачивалось большими бедами, невосполнимыми потерями.

Оценивая состояние поликультурного воспитания в Российской Федерации, следует признать, что оно входит в число приоритетных направлений развития педагогической науки и практики. В политических декларациях и научных трудах содержатся призывы к воспитанию в духе поликультурности, но далеко не всегда они становятся идейной основой образовательной деятельности. Между тем поликультурность человека закладывается отнюдь не на генетическом уровне. Она социально детерминирована и должна быть воспитана.

В ситемно-процессуальном аспекте поликультурное образование и воспитание могут быть рассмотрены на двух уровнях:

1. Национально-этнический уровень - формирование разносторонне развитого человека, обладающего национальным самосознанием, способного к переживанию, к чувству родства с малой родиной, с регионом, жителем которого он является. Реализуется усвоение содержание культуры, народа, края через приобщение к культурным ценностям (традициям, обычаям, нормам).

Важным фактором реализации целей и задач поликультурного образования и воспитания на этом уровне, наряду с семьей и школой, является общество. Обладая возможностями, как самостоятельная и саморазвивающаяся система, общество формирует общественное сознание, нормы поведения и условия контроля за их соблюдением, обычаи, традиции, самодеятельность и активность, ответственность, коллективизм и патриотизм.

2. Социально-культурный уровень реализуется через содержание образования и воспитания, направленных на формирование гражданской и патриотической культуры личности. В качестве подсистемных составляющих этот уровень включает культуру правовую, политическую, экономическую, семейную, морально-нравственную, экологическую. Решающим средством ее формирования является педагогическая система гражданского и патриотического образования и воспитания.

Традиционные приемы образования и воспитания, которые обеспечивали в прошлом подготовку к жизни и заменяли школу в различных сферах - труде, общении, праздниках, ритуальных процессах, претерпели кардинальные изменения. В корне изменился и образ жизни человека: характер его труда, быта, общения. В этой связи задачей школы становится подготовка всесторонне развитой личности, гражданина - патриота, принадлежащего к определенному этносоциуму, культуре, исторической эпохе, природно-географическому региону. Такое воспитание не может быть единообразным и зависит от многих объективных и субъективных факторов.

Мораль и социально-этические нормы поведения складываются, воспитываются национальными традициями, национально-психологическим укладом жизни. Следовательно, воспитание должно быть направлено на раскрытие и проявление лучших человеческих качеств, самосознания. Этот воспитательный потенциал есть в народной педагогике. Еще К.Д. Ушинскии высоко оценил значение такого воспитания: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на самых лучших народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях...». А один из ведущих ученых - исследователей Г.Н. Волков отмечает, что народная культура воспитания представляет собой основу всякой культуры: «никакое воссоздание прогрессивных народных традиций воспитания невозможно без приведения в действие исконных традиций воспитания, народной педагогики». Это означает, что необходимо обратить внимание на повседневную человеческую жизнь, включающую совместный труд, сострадание, сопереживание. Поликультурное воспитание фиксируется на утверждении человеческого достоинства и высоких нравственных качеств.

Три группы целей поликультурного воспитания можно обозначить понятиями «плюрализм», «равенство» и «объединение». В первом случае речь идет об уважении и сохранении многообразия; во втором - о поддержке равных прав на образование и воспитание; в третьем - о формировании политических, экономических, духовных ценностях. Такое воспитание происходит в рамках как формального, так и непрерывного образования, воспитания и, следовательно, должно не только быть заботой учебных заведений, но и осуществляться в семье, общественных объединениях, через средства массовой информации.

Вряд ли можно утверждать, что поликультурное воспитание должно проводиться с использованием каких-то педагогических форм работы. Здесь возможно обращение к активным методам, уже доказавшим свою эффективность и нашедшим свое признание в педагогической практике: диалог, дискуссия, моделирование, ролевые игры и пр. Так, при социокультурной идентификации личности результативны исторические рассказы, изучение местных обычаев, этикета.

Поликультурная педагогика перспективна для гражданского и патриотического воспитания в сложных условиях многонационального государства. Как замечает американец Дж. Бенкс, «поликультурное воспитание - это не только сугубо этническое явление, но и процесс, направленный на подготовку активных граждан, патриотов в тревожном и этнически поляризованном мире».

Исходя из исторически сложившейся многонациональности населения России, признавая вклад каждого народа в развитие страны, а также основываясь на том, что защита достоинства и прав каждого народа является основным принципом и гарантом политической стабильности Российской Федерации, школьная воспитательная политика должна быть направлена на сохранение и развитие всего богатства и многообразия культур.

В многонациональном государстве, каким является Российская Федерация, противопоставление национального и патриотического в сознании человека и социальных групп недопустимо, ибо неизбежно приводит к конфликтам. От степени осознания всеми гражданами патриотической идеи зависит социальный мир в обществе, стабильность государства. Региональная специфика патриотического воспитания приобретает сегодня исключительную значимость. Это находит выражение в акценте воспитательной работы на единство всех народов, для которых Россия была и остается родным Отечеством, в учете особенностей менталитета национальных общностей, патриотических традиций, с которыми связана история нации и региона.

Ярким проявлением воспитания молодежи является принцип регионализации, так как в нем наиболее концентрированно проявляются и демократизация, и гуманизация, и вариативность, и принцип развития. Понимать регионализацию воспитания надо, прежде всего, как учет региональных особенностей (этнографических, историко-культурных, социально-экономических, экологических, геополитических и др.).

В то же время регионализация - это процесс обеспечения полноты и непрерывности образования и воспитания отдельного человека, который проживает на территории края, с детского возраста. Важной стороной регионализации является и то, что она становится хорошим средством создания собственного варианта воспитания в едином пространстве России.

Таким образом, особое место в системе воспитания молодежи отводится патриотическому воспитанию. Исходим при этом из следующих принципов:

– патриотизм является неотъемлемой составной частью общественного сознания и воспитания, которая готовит человека к выполнению важнейших социальных функций в различных сферах общественной жизни, способствует социально-ценностному самоопределению, духовно-нравственному саморазвитию личности, глубокому осознанию неразрывной связи с Отечеством, его культурой, историей народом, формирует последовательную гражданскую позицию, помогает преодолеть равнодушие, индивидуализм, противопоставить так называемым западным «ценностям» традиционные отечественные духовно-нравственные ценности, приобретающие особое значение в условиях социально-нравственного кризиса общества;

– огромные изменения, произошедшие в последние годы, новые проблемы, связанные с воспитанием подрастающего поколения, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Во-первых, только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ей ценностями, ориентациями, интересами, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по подготовке к реализации функций защиты Отечества; во-вторых, в современных условиях, когда решается проблема профессионализации личного состава Booруженных Сил, значительно возрастает роль и значение специфического компонента содержания патриотического воспитания. Это предполагает его более глубокую и последовательную дифференциацию, более основательную и всестороннюю разработку в соответствии с теми задачами практического характера, которые возлагаются на защитников Отечества в условиях воинской деятельности, в процессе прохождения военной службы.

Как один из видов многоплановой, масштабной и постоянно осуществляемой деятельности, патриотическое воспитание обладает высоким уровнем комплексности: оно включает целевые, функциональные, социальные, организационные и другие аспекты; охватывает своим воздействием практически все категории подрастающего поколения России; пронизывает в той или иной степени все стороны жизни нашего общества - социально-экономическую, духовно-нравственную, правовую, психолого-педагогическую, военно-политическую и т.д.; опирается на образование, культуру, этносы, философию, историю и др.

Комплексность патриотического воспитания обусловлена многоплановостью его содержания. Еще одна сторона комплексности патриотического воспитания состоит в том, что оно не ограничивается временем и сферами жизни, оно - неотъемлемая часть всей жизнедеятельности российского народа, всех социальных и государственных институтов нашего общества. В этом смысле система патриотического воспитания тесно связана с жизнью не только одного отдельного региона, но и всего российского общества, поскольку входит в комплекс патриотического воспитания всего нашего народа.

 

АВТОР: Кострулева И.В.