28.01.2012 10525

Концепция регионального компонента образования на примере Ставропольского края

 

Одним из наиболее опасных следствий ослабления государственности является обострение национальных противоречий, усиление центробежных сил, что нередко ведет к перерождению патриотизма в национализации. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. Чтобы объединить усилия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, скоординировать и направить работу на все социальные и возрастные группы, семью как главную ячейку общества, нужна единая государственная политика в области патриотического воспитания граждан России и соответствующая этой политике государственная система патриотического воспитания граждан, способная консолидировать и координировать эту многоплановую работу.

Эта система должна включать в себя соответствующие государственные структуры, нормативную правовую базу воспитательной деятельности на всех уровнях, начиная с первичного коллектива и заканчивая высшими органами государственной власти, а также комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания граждан Российской Федерации.

Героические события отечественной истории, достижения страны и регионов в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки стандартов и комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию граждан с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма, переносом основных усилий по патриотическому воспитанию в регионы, общественность которых демонстрирует негативное отношение к сепаратизму и указывает на необходимость более активного участия центра в проводимых мероприятиях по патриотической направленности.

В статье 43 Конституции Российской Федерации, излагающей содержание и гарантии права на образование, говорится: «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования». Конституция Российской Федерации провозглашает свободу преподавания (ст.44). Образовательный стандарт определяет обязательный минимум содержания, не ограничивая преподавателя в педагогическом творчестве, в определении форм и методов обучения.

Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве нормы государственной образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы по достижению этого идеала. Основными объектами стандартизации в образовании являются его структура, содержание, уровень подготовки учащихся. Нормы и требования, установленные стандартом, принимаются как эталон при оценке качества образования.

В Законе «Об образовании» (ст.7) закреплены два компонента стандарта - федеральный и национально-региональный. Федеральный компонент стандарта обеспечивает единство образовательного пространства в стране, включает образовательные области и базовые предметы общенационального и общекультурного значения и является обязательной частью содержания общего среднего образования. Национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать образовательный процесс, направленный на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы.

Например, принятый Закон Ставропольского края «Об образовании», базисный региональный план общеобразовательных учреждений, другие акты Правительства края позволили не только управлять сферой образования, но и обосновать целесообразность передачи части функций с краевого на муниципальный уровень. Базисный план УО Ставропольского края, устанавливающий комплекс норм и требований к структуре, содержанию и уровню образования, создает предпосылки для системного введения регионального компонента государственных образовательных стандартов.

В этих целях разработаны в качестве регионального компонента образовательные модели по учебным дисциплинам, курсам, учитывающим исторические, природные, экономические, социокультурные особенности Ставропольского края. В настоящее время в крае разработан проект национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта по истории, литературе, географии, экономике и биологии.

Вышесказанное позволяет предположить, что имеются достаточные условия, чтобы, учитывая региональные условия, опираясь на имеющийся у учащихся опыт, на доступном материале сформировать у школьников представления о прошлом и настоящем своей «малой Родины», сформировать положительные отношения к накопленным ценностям.

Кроме того, стандартом устанавливается объем школьного и ученического компонентов содержания образования. Школьный компонент позволяет обеспечить вариативность образования, а также учесть образовательные потребности учащихся, местные условия, возможности конкретного образовательного учреждения. Ученический компонент позволяет индивидуализировать (в том числе путем организации консультативной работы) обучение и воспитание учащихся в соответствии с особенностями их развития, состояния здоровья, интересов и склонностей. Кроме того, он позволяет реализовать формы и приемы организации образовательного процесса, обеспечивающие личностную ориентацию, включая организацию индивидуальной и групповой поисково-исследовательской работы и активно - двигательной деятельности учащихся.

Региональный компонент в содержании общего среднего образования призван отражать образовательное и воспитательное пространство, которое обозначается понятием «Ставропольский край». Содержание и объем этих понятий определяется природно-географическим, социально-экономическим и историко-культурным единством региона. Региональный компонент должен способствовать формированию личности учащегося как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его социокультурных ценностей и традиций; призван гарантировать право на получение нормативных знаний о природе, истории, экономике и культуре Ставропольского края; Повысить статус образования как фактора развития региона; расширить комплекс гуманитарных и естественнонаучных методов познания; содействовать формированию деятельностной структуры личности; познавательной, коммуникативной, нравственной, трудовой, физической культуры; расширить, углубить и конкретизировать знания, предусмотренные федеральным компонентом. Региональный компонент государственного стандарта общего среднего образования обеспечивает координацию всех участников образовательного процесса в реализации поставленных целей. Она осуществляется посредством регионального образовательного стандарта - пакета документов, устанавливающих комплекс норм и требований, отражающих специфику региона на территории Ставропольского края.

Стандарт определяет цели, функции, структуру, содержание регионального компонента государственного образовательного стандарта, объем учебной нагрузки и уровень подготовки учащихся в соответствии с потребностями и образовательной стратегией региона.

Основными функциями регионального стандарта являются:

1. Закрепление статуса регионального компонента в учебном плане образовательных учреждений.

2. Определение минимального объема знаний и умений учащихся, подлежащих обязательному усвоению.

3. Установление единых научно-методических подходов к изучению регионального компонента и создание базы для разработки соответствующих учебно-методических комплексов.

4. Обеспечение вариативности учебных планов образовательных учреждений и преемственности обучения на различных ступенях.

5. Оптимизация и унификация средств контроля и оценки качества результатов образования.

6. Повышение уровня общего образования путем дальнейшего углубления и расширения знаний и умений, предусмотренных федеральным компонентом.

По аналогии с федеральной системой усвоения учебных курсов федерального компонента на разных ступенях обучения (государственный образовательный мониторинг) следует создать региональную систему проверки уровня воспитанности, знаний и умений учащихся по региональному компоненту.

Стандарты образовательных областей фиксируют объем и уровень базового образования в Ставропольском крае и являются основной для разработки программ и учебников. Реальные программы по своему содержанию могут существенно отличаться от стандарта по широте и по глубине предлагаемой ими подготовки учащихся, но все они обязаны обеспечить уровень не ниже задаваемого стандартом.

Они должны быть интегрированы в единый стандарт регионального компонента общего среднего образования. Этот стандарт обеспечивается учебно-методическим комплексом, в который входят программы, учебные книги и хрестоматии, методические пособия для учителей, дидактические материалы, стандартизированные средства контроля, программы и сценарии воспитательных дел.

Как подчеркивается в документах Министерства образования Российской Федерации, «региональный компонент обеспечивает особые потребности и интересы страны в лице субъектов Федерации и включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено национальное и культурное своеобразие региона». Подобная трактовка регионального компонента общего среднего образования делает целесообразным использование при его разработке культурологического подхода.

Необходимо отметить, что региональный компонент связан с географическим положением в составе России. Как известно, Россия принадлежит к тому типу культур, которые в философской и культурологической литературе называются «стыковыми» или «пограничными культурами». Это культуры, возникшие на стыке культурных миров, или «метакультуры» - продукт взаимодействия различных цивилизаций во временном и пространственном измерениях. Определяющими чертами таких культур являются:

а) полиэтничность (объединения, которые сложились на протяжении многих веков в результате симбиоза-синтеза не только родственных, но и генетически далеко отстоящих друг от друга культур);

б) поликонфессиональность (объединение различных по своей религиозной принадлежности народностей: христианских, исламских, буддистских и даже языческих);

в) способность вбирать в себя элементы других культур, не разрушая, а притирая их друг к другу;

г) способность к осуществлению и взаимодействию различных этносов, религиозных, социальных и других групп, т.е. способность к диалогу культур;

д) веротерпимость, толерантность, открытость культуры, ее способность к адаптации, лабильность и т.д.

Таковы особенности российской культуры, обусловленные ее пограничным характером. Ставропольский край как географический субъект России в течение многих веков являлся той точкой, где, по словам Н.А. Бердяева, «столкнулись и смешались два потока мировой истории - восточной и западной». Это та лаборатория, где в течение многих веков осуществлялся синтез различных культурных начал. Центральное положение региона обусловило то, что в нем, как в фокусе, воплотились наиболее яркие черты пограничной культуры: полиэтничность, поликонфессиональность, веротерпимость, способность к продуктивному диалогу, открытость и т.д. Поэтому региональное своеобразие выступает в данном случае как выражение общенациональной специфики.

Более того, в современных условиях в регионах, подобных южному, эта общенациональная культурная специфика проявляется очень ярко. Как пишет отечественный философ А.С. Панарин, «малые города и регионы выступают как центры культуры, сохраняющие культурную самобытность, исторические традиции, традиционный уклад жизни, ценности и установки». Кроме того, отмечает философ, весь уклад жизни в регионе располагает к консервации общественным сознанием традиционных духовных ценностей. Важными факторами в данном отношении являются сохранение тесных связей жителей городов и поселков, сохранение традиционных форм хозяйствования и жизненного уклада, относительная замкнутость круга общения, неизменность форм организации досуга, известная косность общественного мнения и его чрезмерный диктат в отношении форм образования и воспитания и т.д.». Таким образом, регионы, подобные нашему, выступают сегодня как хранилища культурной специфики всей страны, всей нации.

Следующий аргумент в пользу культурологической модели содержания регионального компонента связан с тем, что она многоаспектна, характеризуется высокой степень междисциплинарности, позволяет насытить учебный процесс разнообразной палитрой гуманитарных, художественно-эстетических дисциплин, спецкурсов, факультативов. Кроме того, содержательные аспекты культурологической модели могут быть реализованы через обогащение и обновление федерального компонента содержания образования на базе местного материала. Данный подход позволит построить содержание и структуру регионального компонента так, чтобы, не впадая в этноцентризм и традиционное краеведение, помочь ученикам осмыслить события и явления на пересечении локальных, российских, глобальных тенденций, в контексте отечественной и мировой культур, ясно представлять различие и сходство процессов, общность судеб народов края и России.

Язык культуры обладает наибольшей интегрирующей и смыслообразующей ценностью. Именно культуру (историческую, правовую, экологическую, экономическую, нравственную, художественно-эстетическую) в широком смысле, возможно, сделать основанием целостности регионального содержания образования и воспитания, стержнем системы, объединяющей едиными целями формирование личности гражданина демократической России и Ставропольского края, специфическое содержание регионального и федерального компонентов.

Как известно, содержание регионального образования должно способствовать реализации нового качества образования и воспитания, понимаемого сегодня как способность соответствовать требованиям потребителей: общества, родителей, учащихся. Следовательно, при формировании содержания образования необходим учет социального заказа, который может свидетельствовать о недостатках региональной системы образования и неудовлетворенности населения содержанием образования или дает основания выделить приоритетные направления развития регионального образования. Важнейшим источником информации об образовательных потребностях региональной системы образования является социологическое исследование.

В начале 2000 года Ставропольским краевым институтом повышения квалификации работников образования было проведено социологическое исследование старшеклассников края по проблеме «Социологический профиль обеспечения учебно-личностных достижений учащихся», в рамках которого было опрошено около 1800 учащихся школ города и села. Первоначальный анализ результатов социологического исследования позволил выявить следующие негативные тенденции, требующие пристального внимания педагогов и руководителей образования края:

1. Приоритетным направлением деятельности образовательного учреждения является учебная и познавательная деятельность; значительно меньше внимания уделяется развитию творческого, коммуникативного, художественного потенциала, формированию нравственных качеств личности учащегося, его гражданской позиции.

2. Слабым звеном в деятельности образовательного учреждения также является формирование проектно-ориентированного мышления, умений выстраивать стратегию жизни и последовательно реализовывать ее через систему практических действий на основе адекватной оценки своих возможностей и сложившейся ситуации.

3. В учебной деятельности слабо развита информационная культура, то есть ориентация учащихся на самостоятельный поиск информации, на дополнительное, самостоятельное образование, преобладает ориентация на получение готового знания, источником которого является школа, учитель; редко используются примеры положительного характера, демонстрация приемлемых моделей поведения, здорового образа жизни.

4. Недостаток у учащихся социально-политического знания, неумение ориентироваться в сложных политических изменениях в нашей стране и в мире в целом. Этим обстоятельством отчасти объясняется слабая ориентация учащихся на гражданские ценности, индифферентное отношение к такой ценности, как «патриотизм», негативное отношение к власти.

5. Высока степень потребности учащихся в квалифицированной помощи по профессиональной ориентации и познании себя; потребности, которая не находит реализации в современной школе и в то же время является одним из условий формирования жизнеспособной личности.

6. Сегодня школа для старшеклассников не является тем местом, где он может реализовать свои творческие, художественные способности. В этой сфере деятельности он также предоставлен самому себе, а также средствам массовой информации как основному источнику знания о культурных процессах. Отчасти этим обстоятельством обусловлены такие показатели в духовном развитии учащихся, как отторжение от ценностей классического искусства, сужение сферы культурно-творческой деятельности, ориентация на потребление готовых продуктов культуры, ориентация на развлекательные формы досуга, низкий уровень художественных потребностей личности учащегося и т.д.

7. Исследование выявило ряд противоречий в сознании современных старшеклассников. С одной стороны, готовность к общественно полезной деятельности, готовность помочь нуждающемуся, своему городу, селу. Однако эта готовность не всегда находит поддержку у педагогов, а следовательно, в дальнейшем может породить социальную апатию, равнодушие. С другой стороны, иждивенческие настроения, стремление при решении своих жизненных проблем уповать, прежде всего, на помощь родителей. С одной стороны, возросший прагматизм и практицизм в оценке явлений и процессов современной жизни, с другой - инфантилизм, нежелание уже сегодня что-то делать, предпринимать конкретные действия, могущие обеспечить успех в будущем.

8. Либерализация моральных норм, характерная для всего современного российского общества, не могла не затронуть и учащейся молодежи, которая достаточно индифферентно относится к отдельным нетрудовым способам добывания денег, к транжирству, к безделью, употреблению нецензурных выражений, нарушению норм поведения и т.д.

9. Вопреки распространенному мнению о клерикализации современной молодежи, такая ценность как «религия, религиозность» не занимает высокого места в ранге жизненных предпочтений учащихся. Этот показатель тоже необходимо учитывать при формировании содержания регионального компонента общего образования и воспитания. Стремление видеть в религии главное средство нравственного воспитания сегодня не имеет под собой достаточно прочной основы. Очевидно, необходим поиск других эффективных средств нравственного воспитания.

Таким образом, анализ данных социологического исследования подтверждает актуальность задачи формирования мировоззренческой, нравственной, политической, информационной культуры учащихся, и в соответствии с данной целью уточняется содержания всех ступеней образования и воспитания. И именно культурологическая модель позволяет включить в региональный компонент следующие актуальные содержательные направления общего среднего и начального профессионального образования: формирование мировоззренческой, познавательной, нравственной, экономической, экологической, валеологическои, политической, правовой, эстетической, технологической, физической культуры личности учащегося.

Данная модель может иметь четыре различных способа реализации регионального компонента содержания общего среднего образования:

1. Полипредметный - предполагает органическое включение регионального содержания в базовое (в предметы федерального компонента) и его использование для расширения и углубления общенаучных знаний, умений и навыков;

2. Монопредметный, в региональном контексте - это углубленное изучение регионального (краеведческого) содержания с помощью специальных учебных курсов («История Ставропольского края», «Культура Ставропольского края», «География Ставропольского края»), которые войдут в инвариантную часть регионального базисного учебного плана;

3. Монопредметный интегративный - разработка комплексных курсов, в которых различные аспекты регионального содержания находятся во взаимосвязи («Экология Ставропольского края», «Уроки жизни» и т.д.).

4. Элективные учебные курсы по отдельным образовательным и воспитательным областям: «Искусство родного края», «Природа родного края», «Народное творчество», «Культура дома» и т.д. Функцию синтеза, обобщения знаний по дисциплинам регионального компонента может выполнять «Культурология». Введение данного предмета в содержание регионального компонента предполагает не только усвоение учащимися теоретического материала, но и формирование их мировоззренческих установок, принципов личностной ориентации в культурной среде современного общества, готовности принимать самое активное участие в продуктивном диалоге с представителями других культур, народов, социальных групп, понимать специфику и уникальность различных культур, в том числе и своей, национальной и этнической культуры.

В региональном базисном учебном плане эти дисциплины могут быть представлены тремя основными видами учебных занятий:

1. Обязательные занятия, составляющие базовое ядро регионального компонента общего среднего и начального профессионального образования и представленные в инвариантной части регионального базисного учебного плана, обеспечивающей приобщение к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование личностных качеств, соотвествующих общественным потребностям;

2. Обязательные занятия по выбору учащихся;

3. Факультативные занятия, составляющие вариативную часть регионального учебного плана, обеспечивающей индивидуальный характер развития учащихся, учитывающей их личностные особенности, интересы и склонности.

Данная модель содержания регионального компонента общего среднего образования позволяет реализовать основополагающие принципы обновления содержания образования и воспитания школы:

– личностная ориентация содержания образования, предполагающая развитие творческих способностей учащихся, индивидуализации их образования и воспитания с учетом интересов и склонностей;

– гуманизация и гуманитаризация, культуросообразность, отражение в содержании образования на каждом этапе обучения всех аспектов человеческой культуры, обеспечивающих физическое, интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, коммуникативное и технологическое образование учащихся;

– фундаментальность, усиление методологической составляющей образования, обеспечивающей универсальность получаемых знаний, изучение основных теорий, законов, принципов, понятий, основополагающих проблем и общепризнанных культурно-исторических достижений человечества, возможность применения полученных знаний в новых ситуациях;

– усиление в содержании образования дополнительного компонента, представляющего собой основные виды и способы учебной деятельности, сопряженные с изучаемыми образовательными областями, отдельными предметами, их разделами и темами;

– обеспечение целостности представлений учащихся о мире путем интеграции содержания образования;

– профилирование и дифференциация содержания образования, а как условие выбора учащимися уровня и направленности изучения образовательных программ.

Кроме того, подобная модель регионального компонента содержания образования позволяет учитывать такие факторы, как:

– разнообразие этнонационального состава, традиций, обычаев, культурных особенностей, характерных для народов, проживающих на территории Ставропольского края;

– актуальные задачи регионального возрождения и самоопределения;

– задачи воспитания культуры межнационального общения, уважения к культуре своего и других народов;

– смена целей образования с акцентом на формирование жизнеспособной личности, умеющей действовать и реализовывать себя в специфической для региона экономической и социокультурной среде;

– диверсификация образовательного пространства региона (появление разных типов учреждений, инновационных моделей школ);

– опыт школьного краеведения;

– ведущие мировые тенденции развития образования, в частности, возрастающие требования к уровню общекультурной подготовки выпускников в условиях перехода к информационному обществу.

Данный подход к разработке концепции регионального компонента образования позволяет в известной степени преодолеть сохраняющийся до сих пор технократизм, абсолютизацию научного знания, характерную для современного образования, ориентацию на трансляцию готовых знаний, позволяет определить те общие подходы к разработке системы измерителей достижения региональных компонентов ГОС, которые являются частью концепции регионального компонента. Как известно, любой аспект культуры личности имеет три основных измерения: когнитивное; ценностное; регулятивное, т.е. знания, ценности, правила и требования, в соответствии с которыми личность строит свое поведение. Данный подход к формированию регионального стандарта отвечает требованиям технологичности, возможности инструментальной проверки качества регионального образования.

Необходимо отметить, что такой подход в качестве основы для разработки регионального компонента используется в соседней со Ставропольским краем Ростовской области, имеющей с ним много общего в природно-экологических, социальных, экономических, культурных условиях и потребностях. В связи с публикацией «Концепции структуры и содержания общего среднего образования в 12-летней школе» необходима большая работа по оптимизации наполнения региональной составляющей, ее взаимосвязи с федеральным и региональным компонентами; дальнейшее ее совершенствование планируется именно на этой основе.

 

АВТОР: Кострулева И.В.