28.01.2012 5520

Анализ опыта организации патриотического воспитания учащихся в Ставропольском крае

 

Важной составляющей в воспитании патриотизма учащейся молодежи, сохранении преемственности поколений и укреплении единства общества является систематическая и целенаправленная работа педагогических коллективов общеобразовательных учреждений по разъяснению значения государственных и региональных символов - флага, герба, гимна. Изучение истории государственных символов играет большую роль в деле воспитания нового поколения людей, любящих Родину, ощущающих духовное и кровное родство с предками, отстоявшими честь, свободу и независимость России.

Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию граждан с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма, переносом основных усилий по патриотическому воспитанию в регионы, общественность которых демонстрирует негативное отношение к сепаратизму и указывает на необходимость более активного участия центра в проводимых на местах мероприятиях патриотической направленности.

Региональная специфика патриотического воспитания приобретает сегодня исключительную значимость, поэтому в Ставропольском крае, как и во многих других, возникла необходимость создания программы мероприятий по патриотическому воспитанию.

Она призвана обеспечить решение следующих задач:

– развитие чувства любви, гордости за свой город и край, ответственности за их судьбу, сопричастности к решению проблем городского общества;

– сплочение, консолидация усилий молодежных структур и организаций, направленных на решение задач социально-экономического и культурного развития города и края;

– раскрытие духовного, творческого, интеллектуального потенциала молодых ставропольцев;

– обеспечение преемственности поколений, сохранение и приумножение лучших традиций ставропольцев и их характерных качеств.

Это несет в себе определенные цели:

– стремиться к возрождению былого величия России, пробуждать интерес к прошлому страны;

– формировать у молодежи патриотические чувства, гордость за принадлежность к великому народу, к его истории и культуре;

– приобщать молодежь к духовным ценностям России, развивать их интеллект, творческое мышление, практическую смекалку, создавать условия для самовыражения, личностного развития;

– поддерживать знакомство с родным краем, городом и его окрестностями как значимыми объектами в жизни России:

а) выявлять этнографические особенности;

б) изучать историю своей «малой» Родины от древнейших времен до наших дней, изучать географическое положение, природу, экономику, культуру;

в) познакомиться с жизнью замечательных земляков (работников культуры, искусства, литературы, видных ученых, военачальников, участников ВОв и др.).

г) воспитать у молодежи стремление защищать и сохранять памятники истории, культуры и природы. Особенность современного патриотического воспитания заключается в том, что растет значение регионального и местного компонентов. Выражается это в составлении региональных и местных (городских, районных, школьных и т.д.) программ, может быть отражена специфика патриотического воспитания в семье, школе, организациях и общественных объединениях данной местности.

Основной путь воспитания достойных граждан и патриотов - это формирование нужных качеств через учебный процесс в школе, где ребенок находится большую часть времени. Для патриотического воспитания учащихся должны использоваться все предметы обучения. Необходимо иметь в виду в первую очередь такие предметы как, литература и история, но даже на уроках физики, химии и математики можно воспитывать настоящих патриотов, так как вклад нашей страны во все отрасли науки и культуры огромен.

Второй путь - это проведение различных патриотических мероприятий и гражданских акций в школе, в системе дополнительного образования и в деятельности общественных организаций. Уже стало хорошей традицией в крае полученные знания, приобретенные навыки, демонстрировать на проводимых различных массовых оборонно-патриотических мероприятиях. Достойный вклад в дело патриотического воспитания молодежи вносят ветераны войны, ветераны Вооруженных Сил и правоохранительных органов, которые регулярно бывают в школах и вузах, проводят кропотливую работу по пропаганде воинских традиций нашей армии, героических событий историй нашей Родины. Активно участвуют в патриотическом воспитании молодежи городские советы РОСТО, занимающиеся подготовкой специалистов для Вооруженных Сил, действуют разнообразные оборонно-спортивные, военно-патриотические, культурно - исторические, военно-спортивные клубы и центры.

В культурно-патриотическом воспитании трудно переоценить значимость туризма и краеведения. Эти виды деятельности имеют большое преимущество среди других методов патриотического воспитания. Во-первых, туризм способствует познавательному и исследовательскому краеведению, а краеведение обращается к туризму как к одной из популярных и педагогически ценных форм. В условиях края туристы часто становятся краеведами, а краеведы - туристами. Еще К.Д. Ушинский обратил внимание на то, что «весьма полезно при изучении истории живо представить ту местность, где события совершаются, природу этой местности и, если возможно, то время года, в котором это событие происходило». Во-вторых, сами педагоги в планировании туристкой работы пользуются педагогическими принципами: научности, коллективизма, последовательности и систематичности, доступности, наглядности.. Туристко-краеведческая деятельность является целостным воспитательным процессом. Эта деятельность способна одновременно воздействовать на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы личности учащихся, осуществлять органическое слияние образовательного, воспитательного и оздоровительного процесса.

Интересен в этом плане опыт пятигорчан. Пятнадцать лет исполнилось Пятигорскому центру детского и юношеского туризма и экскурсий. В списке первоочередных задач в области молодежной политики выступает на первый план культурно-патриотическое воспитание. С 23 февраля 1982 года проводится массовое восхождение допризывной и призывной молодежи на вершину горы Бештау. За 17 лет через это мероприятие прошло более 50 тысяч человек.

Основной задачей Центра является организация туристско-краевед-ческой работы по всем целевым программам движения и, в первую очередь, наиболее патриотическим: «Великая Отечественная война», «Земляки», «Родное село», «Летопись родной школы», «Школьные музеи» и многое другое.

В настоящее время в Центре заложен познавательный компонент, воспитание на лучших традициях родного края, отечественной истории и на общечеловеческих ценностях. Педагоги, имеющие высокую квалификацию, регулярно проводят городские тематические конференции; совместно с газетой «Кавказская здравница» - краеведческие викторины; смотры - конкурсы; создают историко-краеведческие музеи, комплексы, которые становятся очагами гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания, формирования здорового образа жизни учащейся молодежи.

Другое объединение города Пятигорска «Историческое краеведение» занимается детьми среднего и старшего возраста. Пояснительная записка этой программы начинается словами А.С. Пушкина: «Клянусь честью, ни за что на свете не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков». Данная программа, рассчитанная на 5 лет, предполагает дать полный и целостный портрет Ставропольского края в его прошлом и настоящем, воспитать учащегося продолжателем культурных традиций края. Основным принципом программы является принцип историзма, который предполагает подход к действительности как развивающейся, изменяющейся во времени, т.е. раскрытие большинства тем в прошлом и настоящем. Другим принципом является принцип чувственного изучения окружающего мира. Он осуществляется через экскурсии и походы. Изучение краеведения опирается на знание истории и эмоционально-чувственный опыт, который учащиеся приобрели ранее. Программа предполагает знакомство со вспомогательными историческими дисциплинами: хронологией, геральдикой, генеалогией, метрологией, археологией, учитывает исторические особенности Ставропольского края.

Занятия в объединении предполагают применение различных форм учебной деятельности: лекции, беседы, краеведческие игры, экскурсии, встречи с интересными людьми, экспедиционную деятельность. Ребята, занимающиеся в этом объединении, получают прочные знания по истории, культуре, традициям, природе края с древнейших времен до настоящего времени, хорошо знают памятники истории, культуры и природы Ставропольского края, имена наших земляков, прославивших Отечество. Значительное количество часов отводится изучению биографии защитников Отечества во все века, благотворителей, предпринимателей, купцов.

Воспитанники получают навык работы с документами, документальной литературой в библиотеке, развивают умения писать доклады, проводить исследования. На пятом году обучения программа предполагает ознакомить учащихся с основами экскурсионной методикой и научить проводить пешеходную экскурсию для своих сверстников, а для учащихся 11-х классов предполагается довузовская подготовка.

Еще одним мощным средством работы по проблеме патриотического воспитания в крае стало детское движение. Интересен в этом плане опыт города Невинномысска. В настоящее время в городе существует 18 детских организаций и объединений, в их числе комиссарские отряды, гайдаровские сборы (гимназия № 10), «Союз экологов» - МОУ СОШ № 14; объединение «Радуга» - МОУ СОШ № 15; объединение «Улыбка» - МОУ СОШ № 16; детские организации «Родничок» и «Русичи» - МОУ СОШ № 21 и № 17; детский орган самоуправления - МОУ СОШ № 5, «Школьная дума» и др.

В школах города Ставрополя и учреждениях дополнительного образования работает 362 кружка, в которых занимается свыше 7 тысяч школьников, 2 фотостудии, 4 изостудии, 17 профильных отрядов юноармейцев, 9 отрядов ЮДП, 13 отрядов ЮИД. В пяти учебных заведениях выпускается своя школьная газета, МОУ СОШ № 12 имеет школьный журнал, который помогает реализовать принципы гласности, гуманизации и демократизации в школьном управлении.

Эти организации и кружки активно взаимодействуют с семьями и общественностью микрорайонов через территориальные советы и комнаты учащейся молодежи, а также решают комплексные задачи воспитания:

– получение всесторонних знаний по истории, экономике, культуре, природе родного края;

– использование полученных материалов в учебно-воспитательном процессе, введение их в научный оборот;

– посильная и практическая деятельность учащихся по сохранению историко-культурного природного наследия;

– всестороннее воспитание и краеведческое образование участников в процессе исследовательской деятельности.

На Посту № 1 юноармейцы несут почетную Вахту памяти. Они также изучают историю отечества, края, города, участвуют в городских конкурсах: «Но гражданином быть обязан», «Страницы истории Отечества», «Многоборье», «Полоса выживания» и др. Активным участником всех досуговых мероприятий и городских конкурсов является инструментальный ансамбль Поста № 1 «Военная романтика».

В СОШ № 12 города Кисловодска действует клуб «Юный краевед», который проводит целенаправленную поисковую работу для экспозиции «Город мужественных людей», посвященной 200-летию города Кисловодска. Большую работу по формированию патриотического воспитания проводит центр школьного парламента «Забота о старших и младших».

На базе Дворца детского творчества города Ставрополя организован клуб «Россия», составлена программа по деятельности клуба. Он имеет свои цели и задачи: развитие патриотических чувств, пробуждение интереса к прошлому страны, народному творчеству, национальной культуре средствами образовательной и культурно-досуговой деятельности. Клуб пропагандирует творческие работы юных умельцев и мастеров, устанавливает и развивает международные и местные связи, ищет контакты.

В МОУ СОШ № 7 большое внимание уделяется воспитанию молодежи на традициях казачества. Здесь совместно с родителями и казачьим кругом создана организация «Казачонок Кавказа».

Тема казачества в нашем крае очень актуальна. Во времена зарождения нашей государственности вольнолюбивые люди разных сословий бежали от притеснений властей на окраины России (Ставропольский край, Ростовская область, Краснодарский край). Стали оседать станицами. Начало равенства и самоуправления выражалось в коллективном владении всеми земельными угодьями, избираемости и отчетности атаманов перед кругом, единых, равных правах для всех членов казачьей общины. В казачье войско добровольно входили многие национальные формирования, которые стояли на страже государственных границ России.

У державной власти всегда было двойственное отношение к казакам: с одной стороны, они представляли собой надежный кордон от набегов чужеземцев, с другой - постоянная опасность смуты и народного бунта, но они верно служили царю и Отечеству. Казаки покрыли себя неувядаемой славой во всех воинах России. Поэтому в городах, районах и селах Ставропольского края, в частности в станице Марьинской в Кировском районе, в городе Новопавловске проводятся различные конкурсы и фестивали, посвященные традициям казаков. Эти мероприятия имеют единые цели и задачи: пропаганда среди молодежи идей возрождения казачества; выявление самобытных талантов учащейся молодежи; сохранение и преемственность традиций казачества Юга России.

Традиционно в крае на уровне общеобразовательного учреждения, района, города, края проводятся совместные педагогические и ученические конференции, посвященные годовщинам Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Работают на этих конференциях такие секции, как «Человек на войне», «Ставропольцы на фронтах Великой Отечественной войны», «Ставрополье в годы Великой Отечественной войны», «Памяти дедов будем достойны» и др. Как правило, конференции сопровождаются уроками мужества; встречами с ветеранами войн, курсантами военных училищ; молодежными вечерами; диспутами; конкурсами; олимпиадами на патриотическую тему и др.

Вся система деятельности министерств и ведомств, региональных структур, администраций местного самоуправления, общественных и ветеранских организаций, образовательных учреждений направлена, таким образом, на исполнение закона РФ «Об увековечивании памяти погибших защитников Отечества», федеральных и региональных законов и постановлений правительства края «О ветеранах», «О днях воинской славы (победных днях) России», «Об увековечивании памяти в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Сегодня для реализации молодежной политики в крае необходимо усиление воздействия системы школьного образования на нравственное, патриотическое и правовое воспитание подрастающего поколения. Такое воспитание находит свое применение в гимназии № 12 г. Ставрополя и русской школы-комплекса № 9 станицы Расшеватской Новоалександровского района Ставропольского края.

Учебный план гимназии № 12 г. Ставрополя разработан на основе Базисного учебного плана образовательных учреждений Ставропольского края, утвержденного губернатором Ставропольского края 15 апреля 1998 г. Он реализует основные цели обучения: развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся в процессе изучения основ наук, осуществление опытно-экспериментальной работы по гражданскому и патриотическому образованию и воспитанию, экологическому воспитанию, а также физическому воспитанию и развитию учащихся. В учебный план введены следующие предметы: словесность, этика и риторика, хореография, граждановедение, мировая художественная культура, экология. Определены следующие опытно-экспериментальные программы и спецкурсы:

– программа комплексного исследования по проблеме гражданского воспитания;

– «Экологическое образование - составная часть гражданского воспитания учащихся»;

– «Рациональное природопользование и охрана окружающей среды»;

– «В поисках истины» (религиозно-философские искания в литературе и искусстве);

– «Русская критика и публицистика XIX века»;

– комплексная программа «Создание развивающей среды во внеурочной деятельности учащихся»;

– «Русская словесность».

Функционирует научно-методический совет - высший коллегиальный орган, объединяющий и координирующий методическую работу в гимназии, координирует усилия различных служб, творческих педагогов, объединенных инновационной деятельностью. Научно-методический совет является главным консультантом гимназии по вопросам научно-методического обеспечения образовательного процесса.

Научно-методический совет осуществляет следующие функции:

– рассматривает стратегию и перспективный план методического обеспечения инновационного развития гимназии;

– утверждает перспективные проблемно-тематические и ежегодные календарные планы заседания научного общества учащихся;

– анализирует и оценивает результаты и эффективность методической работы в гимназии;

– рассматривает, вырабатывает, оценивает стратегически важные предложения по развитию гимназии, отдельных ее участков, по научно- методическому обеспечению образовательного процесса, в том числе инновационного;

– анализирует ход и результаты комплексных нововведений, исследований, имеющих значение для развития гимназии;

– вырабатывает и согласовывает инновационную деятельность в гимназии (поиск и освоение новшеств, организация опытно-экспериментальной работы, разработка и апробация авторских учебных программ, новых педагогических технологий);

– организует консультирование педагогов по проблемам инновационной деятельности, исследовательской работы, приглашая специалистов СГУ;

– контролирует ход и результаты комплексных процессов по развитию инновационного климата в гимназии,

– -     осуществляет экспертное заключение о качестве педагогической продукции, целесообразности и экспериментально-внедренческой эффективности инноваций;

– утверждает положения и рекомендации о присвоении квалификаций.

Для успешной реализации патриотического воспитания в гимназии осуществляет свою работу общество «Славянская культура», которое объединяет учащихся старших классов, учителей кафедры русского языка и литературы. Основные задачи общества:

– формирование у учащихся интереса к истории и культуры России;

– развитие умений и навыков исследовательской работы по вопросам развития языка;

– пропагандирование исторических сведений о достижениях в области развития языковой культуры, борьба за повышение общего культурного уровня молодежи.

С 1989 г. работает в опытно-экспериментальном режиме МОУ СОШ № 9 ст. Расшеватской Новоалександровского района Ставропольского края.

В целях развития и реформирования образования на основе его регионализации управленческие, методические структуры сосредотачивают все усилия на таких проблемах, как:

– разработка школьных, районных программ развития образования, учебных базисных планов, регионально-национальных и школьных компонентов;

– организация учебно-педагогических кадров по вопросам регионализации образования;

– разработка регионального стандарта образования с учетом социально-экономических, культурно-исторических, экологических и других особенностей Ставрополья и Северного Кавказа;

– подготовка и обеспечение образовательных учреждений пособиями, дидактическими материалами по проблемам регионализации образования;

– создание условий для морального и материального стимулирования инновационно-творческой деятельности в области регионализации образования, его народности;

– разработка нового содержания и технологий в патриотическом воспитании детей, их экологическом воспитании, воспитании трудолюбия;

– организация и создание условий деятельности детских, подростковых, юношеских объединений, целью которых является изучение истории и культуры России, возрождение ее культурно-исторических традиций, формирование у подростков понимания необходимости защищать Родину.

Решение задачи гармонического слияния в развитии личности общечеловеческих, национальных и этнических ценностей видится педагогам школы на основе сочетания этнокультурной традиции, народной философии, религии, этнопедагогики, народной медицины, национального эпоса, фольклора, музыки, живописи, художественных ремесел с последними достижениями российской и мировой культур.

Осуществление поставленных педагогических целей начинается в органическом взаимодействии начальной школы с детским садом, являющимся структурным подразделением школы-комплекса. В детском саду проводятся занятия по физической культуре и закаливанию, хореографии, музыке, иностранным языкам, курсам: «Твой дом - станица Расшеватская», «Традиции и обычаи нашего народа».

Дифференцированное обучение реализуется на всех ступенях общего образования. Это классы выравнивания, разноуровневого обучения, углубленного изучения иностранного языка. За годы эксперимента создана материально-техническая и учебно-методическая база по разностороннему интеллектуальному и духовному развитию личности сельского школьника посредством совершенствования содержания образования и технологий обучения. Разработаны альтернативно-вариативные и интегрированные курсы по химии и биологии; трудовому обучению и черчению; ИЗО и художественному труду. Органично реализуются возможности, предоставляемые региональным и школьным компонентами. Начальная ступень обучения насыщена занятиями эстетического цикла: музыка, ИЗО и художественный труд, ритмика и художественное движение, хореография, этическая грамматика. Учащимся предлагаются занятия по выбору из дополнительного образования по спецкурсам: «Фольклор Ставрополья», «История русских народных инструментов», «Звучащее русское слово», «Родной край», «Народная медицина». Здесь происходит раннее формирование естественнонаучных понятий, представлений о картине мира в целом и месте человека в нем через интегрированный предмет «Окружающий мир», а в группах, обучающихся по системе Занкова - через естествознание и географию. В начальной школе изучается иностранный язык по специальным программам и учебно-методическим комплексам, разработанным преподавателями кафедр Пятигорского государственного лингвистического университета.

На второй ступени ведется преподавание базовых дисциплин физики с астрономией, интегрированных курсов биологии и химии с основами сельскохозяйственного производства степной зоны Ставрополья, истории Ставропольского края, логики и психологии; завершается преподавание географии в IX классе. По выбору предлагаются занятия по историческому комментарию к русской грамматике, истории и культуре казачества на Ставрополье, риторике, литературному краеведению, мировой художественной культуре, по изучению музыкального фольклора Ставрополья, духовной музыки, основ православного вероучения, географии Ставрополья и Новоалександровского района, народной медицины и т. д. Учителя в ходе проведения этих занятий опираются как на государственные, так и на авторские программы, разработанные педагогами школы и прошедшими экспертизу в краевом Институте повышения квалификации работников образования.

В X-XI классах, наряду с профильными предметами вводятся интегрированные курсы: «Человек и природа», «Современный мир», «Основы благочестия и российский закон», «Основы рыночной экономики».

Среди курсов по выбору, кроме названных, проводятся такие, как: «Выдающиеся люди Ставрополья», «Казачьи спортивные игры», «Животный и растительный мир Ставрополья», «В мире прекрасного», «Этика и психология семейной жизни», «Сценическое искусство». Педагоги школы разрабатывают темы: «Школа русского эпоса», «Русские народные традиции в играх», «Национальные спортивные игры», «Русская словесность», «Культура общения», «Как говорили наши предки» (диалектология), «Песни нашей станицы», «Святыни России», «Летописание», «Православная этика», «Задонщина», «Наставление Тверского епископа Семена», «Житие Стефана Пермского», «Повесть о Горе-Злосчастии», «Домострой» и др. В постоянный школьный обиход вводятся празднества, обряды, национальные, спортивные состязания, танцы, игры, гулянья, а также необходимые атрибуты русской национальной школы - одежда, обувь, пища к этим праздникам.

Сформировавшийся на территории Ставропольского края опыт воспитательной деятельности образовательных учреждений показывает, что сегодня имеет место факт возникновения новых социокультурных отношений, базирующихся на изучении правовой и государственной систем, истории, символики России и нашего региона, появления новых форм патриотического воспитания, роста социальной компетентности учащейся молодежи, формирования демократических отношений в ученических коллективах, активизация органов самоуправления, распространения метода социального проектирования.

Также в Ставропольском регионе накоплен значительный опыт патриотического воспитания, который требует инвентаризации и реконструирования в современных условиях. Немалая его часть сохраняет ценность, а апробированные на практике отдельные формы и методы могут и должны работать на новых условиях. Система образования и воспитания юных патриотов обладает относительно развитой материальной базой, необходимым кадровым обеспечением. В настоящее время в крае функционируют 8 вузов, 3 высших военных училища, Краевой Институт повышения квалификации работников образования, Институт развития образования, 4 педучилища, 94 образовательных учреждения среднего профессионального образования, 711 школ, две трети из которых сельские, 106 учреждений внешкольного дополнительного образования.

В настоящее время допризывная подготовка проводится в 587 учебных заведениях края: в 18 общеобразовательных, средних учебных заведениях, 46 профессионально-технических училищах и 23 средних специальных учебных заведениях. К обучению привлечено 12950 юношей, из них в средних общеобразовательных школах - 6732, средних специальных учебных заведениях - 1595, в профессионально-технических училищах - 4623.

На основе анализа имеющейся информации, полученной из различных источников (изучения документации, статистических материалов, экспертных оценок специалистов, бесед с организаторами и руководителями патриотического воспитания и т.д.), выявлены приоритетные направления совершенствования данной сферы воспитания в нашем крае:

– разработка специального комплекса мер по организационному и кадровому обеспечению процесса патриотического воспитания;

– создание и последовательное развитие методико-педагогического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания;

– объединение имеющихся средств для информационного обеспечения системы патриотического воспитания;

– развитие и совершенствование материальной базы, поиск возможностей и создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования.

Вышесказанное подтверждает то, что организация работы по патриотическому воспитанию учащейся молодежи для Ставрополья имеет большое значение.

 

АВТОР: Кострулева И.В.