28.01.2012 12021

Понятие управленческой культуры педагогов

 

В настоящее время категория «управленческая культура», «педагогическая культура» все чаще звучит в научно-практическом контексте. На фоне вариативного толкования этого словосочетания мы рассматриваем управленческо-педагогическую культуру как целостный феномен, который не может быть описан через простую сумму составляющих. Это особое состояние человека, профессиональным занятием которого является педагогическое управление, в широком понимании как специфическая область работы с человеком.

Ведущими категориями нашего исследования являются понятия: «культура», «педагогическая культура», «управление», «педагогический менеджмент», «управленческая культура».

Раскрывая содержание указанных понятий, мы обнаружили разное их толкование. Одним из самых спорных моментов в понимании культуры является ее определение. Сейчас существует сотни определений культуры, причем, среди них есть такие, которые противоречат друг другу (определение культуры как нормы и как преобразования стандартов, как адаптации человека к обществу и как преодоления социальной инерции, как накопленного опыта и как самореализации личности).

Обратимся к пониманию категории «культура» в современном культурологическом обосновании. Философы рассматривает культуру «как деятельность людей по воспроизведению и обновлению социального бытия, а также включаемые в эту деятельность ее продукты и результаты». Если на ранних этапах человеческого общества главной формой была традиция, обеспечивающая сохранение социальной организации, то затем все более значимой становится инновация, а в последние десятилетия - взаимодействия различных традиций и различных инноваций.

В психолого-педагогическом значении культура рассматривается как «исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях».

В отечественной культурологии доминируют два исследовательских направления. С середины 60-х годов культура рассматривалась как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком. Именно такая трактовка нашла отражение во втором издании БСЭ, в философском словаре и других публикациях. Аксиологическая концепция интерпретации культуры заключается в вычислении той сферы бытия человека, которую можно назвать миром ценностей. Сторонники деятельностной концепции (М. Каган, Э. Маркарян) усматривают в такой трактовке понятия культуры известную ограниченность. По их мнению, аксиологическая интерпретация замыкает культурные явления в относительно узкой сфере, тогда как «культура диалектически реализующийся процесс в единстве его объективных и субъективных моментов, предпосылок и результатов». Деятельностный подход к культуре конкретизируется по двум направлениям: - одно рассматривает культуру в контексте личностного становления; другое - характеризует ее как универсальное свойство общественной жизни. Эти авторы в отечественной культурологической литературе последних десятилетий известны как активные защитники технологического осмысления сущности культуры.

Утверждение культуры как механизма (технологии) деятельности помогает понять саму суть культуры. Технологичность культуры, понимание ее как способа деятельности, предполагает, что культура -это исторически конкретная совокупность тех приемов, процедур, норм, которые характеризуют уровень и направленность человеческой деятельности.

«Культура личности» (от нее зависит эффективность любой деятельности) - определяется: насколько широко способен специалист осмысленно решать частные профессиональные задачи, чутко реагировать на условия и требования социума, насколько свободно он владеет наукоемкой техникой и высокой технологией, насколько развиты в нем чувство нового, способность «не отстать» от темпов развития общества и при этом, насколько эти качества пронизывают понимание общечеловеческих приоритетов. В литературе, посвященной проблемам культуры личности, сущность культуры рассматривается в трех аспектах:

Культура - это своего рода принцип связи человека с предметом, способ его вхождения в общественную жизнь, механизм самосознания, осмысливание своей неотделимости от других и собственной, уникальности;

Культура - это характеристика ментальности (установки сознания, его нацеленности вовне - на мир, и внутрь себя);

Культура - это то, что позволяет внести в личность смысл. Она вбирает в себя способность использовать то, что накоплено человечеством. Быть культурным - это «уметь». Уметь пользоваться множеством вещей, представлять в себе и через себя то, что создано, что актуально сегодня.

В этих понятиях выделяется одна из важных сторон сущности культуры - ее способность как бы давать достаточно четкие предписания о выполнении в определенной последовательности, своеобразный алгоритм деятельности. Культура побуждает к действию «по правилу». Передающиеся от поколения к поколению системы последовательных правил деятельности в интегральном единстве составляют технологию деятельности, являющуюся сущностью культуры. С другой стороны, культура, как способ деятельность, это не замкнутая, а открытая система, которая несет открытые алгоритмы - разламывающая и корректирующая энергия действующего человека. Эта энергия невозможна без подлинного культурно-исторического созидания, творения. Поэтому, культура, взятая в своем динамическом аспекте, невозможна без творчества, т.е. формирующей деятельности, порождающей новое, созидательной (креативной) активности. Низкий порог культурности - это пассивная адаптация к бытию. Взлет культурного поиска - это создание «своего» мира, вбирающего в себя «внешнее», но противостоящего ему уникальностью, оригинальностью (Э.В. Ильенков).

Для одних культура предстает, прежде всего, как овладение богатством художественных ценностей (Н.А. Бердяев, А.Ф. Лосев), другим (B.C. Библер, А. Швейцер) она представляется нравственностью, третьи считают, что не культурен тот, кто не имеет религиозного опыта (С.И. Гессен, В.В. Розанов), для четвертых вне культуры находится человек, не знакомый с внешними достижениями науки.

Современная культурология изучает не только результаты культурной деятельности, но и решает более глубокую задачу - усвоение духа культуры (менталитета, культурной парадигмы). В данном случае обнаруживается второй - коммуникативный - слой культуры, это уровень общения, институтов образования. Основой культуры, ее ядром - является структура культуротворческой деятельности (Э.В. Ильенков, И.А. Ильин, М.С. Каган; Л.Н. Коган, М.К. Мамардашвили, Э.С. Маркарян, Э. Фромм и др.).

Таким образом, феномен культуры столь сложен, что на данном этапе его изучения правомерно множество подходов и интерпретаций, описывающих его в различных аспектах. Для нас важное значение имеют следующие выводы:

– культура - определенный уровень организации жизнедеятельности людей, выраженный в продуктах материального и духовного творчества, в характере овладения приемами и методами труда, интеллектуальной деятельности, собственного физического и духовного развития;

– культура не самостоятельная социальная сфера, а сквозная характеристика всей социальной системы и в любом общественном явлении существует ее социологический культурный аспект;

– культура - есть сущностный признак отдельного человека, групп людей, социальных, профессиональный и национальных общностей, всего общества в целом. Если речь идет о молодом специалисте, то следует иметь в виду и отдельную личность, и представителя определенной профессиональной группы людей, и часть национальной общности, различные социальные сообщества. Культура специалиста, как в фокусе, соединяет все эти интегрированные признаки;

– сущность культуры проявляется, прежде всего, в деятельности, а не только в совокупности достижений и ценностей, накопленных человечеством в процессе исторического развития; культурный потенциал личности представляет собой сочетание ряда элементов, своеобразные «срезы» культуры - физический, умственный, нравственный, эстетический, правовой, конфессиональный, политический, психологический, профессионально-трудовой. В каждом из элементов культуры выделяют четыре функциональных качества: знания, чувства или отношение, мотивацию выбора или интерес, действия;

– основная социальная функция культуры - человекотворчество, т.е. личность как абсолютный объектный и субъектный предмет культуры.

Все это развивается у личности в процессе образования, в процессе освоения профессиональной культуры.

Рассмотрим следующую категорию «педагогическая культура». Данное понятие еще не имеет должного научного осмысления и не вошло в категориальный аппарат педагогики. «Выделяют политическую, экономическую, эстетическую, правовую культуру, но педагогической нет» (Е.В. Бондаревская).

В настоящее время наблюдается повышенный интерес ученых к исследованию педагогической культуры. Но в научной литературе мы не обнаружили единства в толковании данных понятий. Одни авторы используют термин «профессиональная культура» при рассмотрении механизма социализации личности (В.А. Конев, Р.Л. Кричевский и др.), другие - противопоставляют его понятию «общая культура» (Л.Н. Терехина). Третьи, наоборот, видят в нем часть общей культуры личности (М.А. Машина, А.Н. Ходусов, Н.Я. Шеховская).

Поскольку педагогическая профессия создана обществом для обеспечения потребности в целенаправленной прямой передаче социального опыта за счет локализации ее в определенном виде профессиональной деятельности, то И.М. Модель определяет «профессиональную культуру» как степень овладения специфическим видом трудовой деятельности. По мнению автора, «педагогическая культура» есть характеристика культуры педагогической деятельности и представляет собой «сквозное сечение»: с одной стороны, как подсистема и особый вид культуры, а с другой, - как элемент присутствует в каждом из ее видов. Кроме того, педагогическая культура неразрывно объединяет в себе элементы культуры материальной (обучение способам деятельности), и культуры духовной (формирование духовного мира). В. Виноградов и А. Синюк считают профессиональную культуру своеобразным интегральным выражением таких элементов культуры, как: а) культура тела, или физическая культура; б) душевная культура, выражающаяся в опыте психического существования и регулирования эмоционального взаимодействия с окружением; в) культура разумной деятельности, включающая в себя логический, информационный, языковой компоненты; г) духовная культура как опыт ценностно-нормативной деятельности.

Рассматривая педагогическую культуру как неотъемлемую часть общей культуры личности Т.В. Иванова cчитает, что данное понятие - интегративное качество личности педагога, включающее направленность (высокая методологическая и методическая культура, готовность к творческой деятельности и пр.); культурологический опыт (наличие знаний о культуре, способность к общению с ней и в ней, ее воспроизводству); новое педагогическое мышление (способность к культурно-обусловленному суждению, познанию и переживанию культуры).

Противоположным является представление В.Л. Бенина о сути «педагогической культуры» как интегративной характеристики педагогического процесса «включающего единство как непосредственной деятельности людей при передаче накопленного социального опыта, так и результатов этой деятельности, закрепленных в виде знаний, умений, навыков и специфических институтов такой передачи от одного поколения к другому». Данная характеристика наиболее наглядно проявляется в трех основных показателях: социально-педагогическом (степень общественного осознания того, что субъектом воспитания выступает каждый); аксиологическом (отношения к знаниям как ценности); дидактическом (основные принципы воспитания и обучения). Ученый полагает, что педагогическая культура как явление неразрывно связывает две общественные системы: педагогику и культуру - и требует определения ее статуса как в системе педагогики, так и в системе культуры.

Структура педагогической культуры, исходя из анализа рассмотренных исследований, может включать различные уровни ее изучения: социально-педагогический, научно-педагогический, профессионально-педагогический, личностный (социально-управленческий, научно-управленческий, управленческо-педагогический).

Наряду с этим, в современной исследовательской литературе рассматриваются следующие аспекты педагогической культуры:

– это социальная сфера общества, способ сохранения межпоколенных и межчеловеческих (в том числе внутрисемейных и межнациональных) отношений и передачи социально-педагогического опыта (Л.Г. Ионин, М.С. Каган, В.М. Межуев, В.В. Розанов, А. Швейцер и др.);

– часть общечеловеческой и национальной духовной культуры, сфера педагогических ценностей, включающая педагогические теории, педагогическое мышление, педагогическое сознание общества, культурные образцы практической деятельности (О.А. Абдуллина, И.И. Левина, Г.В. Акопов, Е.В. Бондаревская. И.А. Колесникова и др.);

– сфера профессиональной деятельности, включающая общественные требования к ней, закономерности культурной идентификации педагога, культуросообразные образовательные системы, педагогические технологии, способы создания культурных образцов общественной жизни и педагогической практики (Л.В. Загрекова, Е.Ю. Захарченко, Г.В. Звездунова, И.Ф. Исаев, А.А. Касьян, В.А. Конев, Е.И. Рогов и др.);

– личностное свойство учителя, руководителя, интегрирующее педагогическую позицию, качества, профессиональные умения, поведение, индивидуальные достижения (А.В. Барабанщиков, В.И. Безруков, Е.Г. Безруков, Ю.В. Васильев, Н.И. Воробьев, Е.А. Климов, Т.Е. Климова, Н.Б. Крылова и др.).

Таким образом, правомерно считать, что педагогическая культура - это часть общечеловеческой, в которой с наибольшей полнотой запечатлелись духовные и материальные ценности образования, а также способы творческой деятельности, необходимые для обслуживания исторического процесса смены поколений, социализации личности, осуществления образовательных процессов.

Педагогическая культура является фундаментом управленческой культуры, изучению которой в настоящее время уделяется большое внимание. Особая значимость управленческой культуры педагога проявляется в том, что выделяется два уровня управления в ДОУ: а) административный - как деятельность администрации по управлению персоналом, коллективом; б) педагогический - как деятельность педагогов по развитию личности ребенка. Следовательно, культура управления предполагает преемственный и взаимообусловленный характер, что создает условия соответственно и для развития педагогического коллектива, и для развития детей (Л.М. Ивенский, Ю.А. Конаржевский, М.И. Кондаков, Г. Кунц, B.C. Пикельная, Л.В. Поздняк, Г.Х. Попов, М.Л. Портнов, М.М. Поташник, и др.).

Современные тенденции в развитии дошкольного образования вызывают необходимость перевода управления ДОУ на новую «философию», в основе которой лежит мотивационно-системный подход и личностно - ориентированные цели его осуществления. Приоритетным в ней является ориентация на человека, его потребности; создание условий, обеспечивающих всестороннее развитие личности каждого ребенка и педагога, мотивацию коллективной и индивидуальной деятельности. Такой философией управления является менеджмент (Л.А. Денякина, В.П. Дубова, Р.Б. Стеркина и др.).

Наряду с этим в литературу вводится понятие «педагогический менеджмент». Если термин «менеджмент» относится к управлению социальными процессами и рассматривается как умение руководителя добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, т.е. менеджмент - это сплав науки и искусства управления людьми и социальными процессами (М.Х. Мескон, П.И. Пидкасистый). То педагогический менеджмент рассматривается как комплекс принципов, методов, организационных норм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности. Исходя из этого, любой педагог, по сути, является менеджером воспитательно-познавательного процесса (как субъект управления им), а руководитель - менеджером образовательного процесса в целом (как субъект управления этим процессом). Педагогический менеджмент (теория, методика и технология эффективного управления образовательным процессом) имеет свою специфику и выражается в своеобразии предмета, продукта, орудия и результата труда менеджера (В.П. Симонов, И.А. Соколова). Учитывая современные требования к специалисту дошкольного образования, он должен владеть основами педагогического менеджмента (управленческой культурой), поскольку педагогическое управление он осуществляет на различных уровнях своей профессиональной деятельности: на уровне управления ДОУ - в качестве руководителя (заведующий, старший воспитатель) и на уровне управления развитием ребенка - в качестве воспитателя.

В соответствии с термином «педагогический менеджмент», активно используется понятие «управленческая культура», хотя к его определению нет однозначного подхода. Так, В.А. Сластенин указывает: «Управленческая культура представляет собой меру и способ творческой самореализации личности руководителя в разнообразных видах управленческой деятельности, направленной на освоение, передачу и создание ценностей и технологий в управлении школой». Н.М. Таланчук рассматривает управленческую культуру как мастерство, как «меру совершенства деятельности руководителя по реализации объективных управленческих функций при решении конкретных задач управления воспитательным процессом». Понятие «управленческая культура» близко к понятию «культура управления». Однако они не тождественны. Первое характеризует профессионально-личностные качества специалиста, второе - его деятельность. Управленческая культура является важнейшей предпосылкой культуры управления, хотя следует признать, что такое деление относительно.

Как специфически профессиональное явление, управленческо-педагогическая культура представляет собой определенную степень овладения специалистом управленческим опытом человечества, степень его совершенства в управленческой деятельности, достигнутый уровень развития его личности именно как руководителя и, наконец, его стремление к непрерывному совершенствованию своей деятельности. В ней выражается отношение специалиста к своей деятельности, понимание ее сути, своей роли и своего места в управлении педагогическим процессом учреждения, характер управленческой подготовки, стиль управленческой деятельности, общения, поведения, отношение к самосовершенствованию.

Управленческая культура, таким образом, представляет собой синтез психолого-педагогических убеждений и мастерства, общего развития и управленческо-педагогических качеств, управленческой этики и системы многогранных отношений, стиля деятельности и поведения. Объединяя эти взаимообусловленные компоненты личности, управленческая культура обогащает и развивает каждый из них до уровня высшего порядка (акмеология). Управленческая культура возникает и развивается в процессе управленческо - педагогической деятельности как необходимого условия ее осуществления.

Профессиональная деятельность влияет на развитие педагога, предъявляя ряд особых требований как к его личностным, так и к профессионально значимым качествам, поэтому выделим специфику управленческой деятельности в ДОУ:

– дошкольное учреждение требует иного подхода к управлению, нежели школа (где директор, учитель работает с иной возрастной категорией участников педагогического процесса (с 7 до 60 - 70 лет; у заведующего, воспитателя ДОУ возрастной диапазон шире - с 1 г. до 60-70 лет); педагогический состав - руководитель школы в основном взаимодействует со специалистами-предметниками, имеющими высшее образование; заведующий ДОУ - с воспитателями, которые в первую очередь, осуществляют материнские функции в работе с маленькими детьми; главный показатель работы школы - оценка знаний учащихся, а дошкольного учреждения - нервно-психическое здоровье ребенка, позволяющее успешно развиваться ребенку на следующей образовательной ступени, в школе;

– одной из важнейших характеристик управленческой деятельности педагога является ее напряженность. Отмечено, что большая часть рабочего дня (66,2%) протекает в обстановке разноплановых ситуаций общения с участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители, технический персонал и т.п.), организация и проведение совещаний, методических мероприятий, руководство деятельностью педагогического коллектива и др. Как итог у многих руководителей, педагогов (45%) чувствуется разбитость, подавленность, желание лечь и уснуть. Тем не менее, профессиональная деятельность менеджера рассматривается как один из видов практического искусства, которое проявляется в выделении и решении возникающих перед ним профессиональных задач;

– творческий характер управленческо-педагогической деятельности обусловливается тем, что специалист сам создает среду своей деятельности, организуя коллектив и руководя процессом функционирования и развития ДОУ. При этом деятельность педагога находится в постоянном изменении и развитии - это касается и постоянного обновления содержания образования, и появления новых идей и методов педагогического управления, и совершенствования разнообразных форм управления. Исследователи, анализируя специфические особенности управленческо - педагогической деятельности, выделяют следующие ее отличия: по содержанию (преобразовательная деятельность, направленная на изменение плана развития ДОУ, методов управления педагогическим процессом, а также многих сторон личности самого специалиста-управленца); по форме (это коммуникативная деятельность, включающая непосредственное и опосредованное общение в процессе принятия управленческого решения); по структуре (ценностно-ориентационная деятельность, направленная на формирование системы ценностей специалиста и переноса ее на участников педагогического процесса);

– специфика предмета, продукта и результата труда менеджера. Предметом труда менеджера образовательного процесса является деятельность управляемого субъекта; продуктом труда - информация; орудием труда - слово, язык, речь; результаты труда - «материализуются» в психическом облике другого субъекта менеджмента (педагога, ребенка) - его знаниях, умениях, в чертах его воли и характера (В.П. Симонов, и др.);

– педагогическое управление является «метадеятельностыо», т.е. деятельностью по организации другой деятельности, а именно, деятельности педагогов и детей. Деятельность руководителя как бы надстраивается над деятельностью педагога, ребенка: цели, которые ставит перед собой руководитель, формируются как потенциальные эффекты продвижения педагогов, детей; процесс продвижения этих целей также реализуется через организацию деятельности педагогов, детей; оценка успешности действий руководителя опять-таки производится на основе того, насколько успешным оказывается запланированное продвижение педагогического коллектива и детей (Н.Б. Крылова, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.В. Поздняк, М.М. Поташник, Е.И. Рогов).

Все это привело исследователей к мысли, что наиболее существенной особенностью управленческо-педагогической деятельности является ее когнитивный характер, заключающийся в рефлексивном управлении деятельностью субъектов управления (педагогов, детей), это такие элементы управленческого мышления как предвидение, прогнозирование, что связано с педагогической интерпретацией социальных явлений (педагогический маркетинг); методологическое осмысление, инструментовка управленческих, психолого - педагогических воздействий; организация управленческих воздействий, использование в качестве средств управления возможностей различных информационных и воспитательных влияний (Г.В. Акопов, Ю.В. Васильев и др.).

Следующей особенностью управленческой деятельности является выполнение разнообразных функций, которые должен осуществить менеджер. Специалистами подсчитано, что в течение дня руководитель осуществляет около двухсот управленческих функций, т.е. специализированных видов управленческой деятельности, отличающихся однородностью содержания выполняемых работ (операций) и их целевой направленностью. Это и управление социальным развитием коллектива, управление трудовой и технической безопасностью, управление общим делопроизводством, управление кадрами, управление материально-техническим снабжением, управление текущим ремонтом, организация и совершенствование управления, планирование управления производством и др. В отечественной теории управления выделяют четыре основные функции, включающие в себя конкретные функции управления. Основные функции управления педагогической системой определены как планирование, организация, регулирование и контроль - они имеют две общие характеристики - все требуют принятия решений и коммуникации.

Одним из условий успешной профессиональной деятельности специалиста является наличие соответствующих способностей, которые развиваются в деятельности и определяют пригодность человека к ней. По определению К.К. Платонова, «способности - это степень соответствия данной личности в целом требованиям определенной деятельности, раскрывается через структуру требований к личности данного вида деятельности с учетом возможной комбинации одних качеств с другими». Выделяют различные виды способностей: общие способности как основа успешности выполнения различных видов деятельности (работоспособность, настойчивость, активность и т. д.); специальные (профессиональные) способности как основа успешности выполнения конкретных видов деятельности.

Нас интересует вопрос, совокупность каких способностей обеспечит специалисту возможность реализации его профессиональных функций? Например, управленческая деятельность требует от руководителя таких способностей как коммуникативность, решительность, лидерство (организаторские способности), настойчивость и др. По элементам новизны в выполняемой деятельности различают способности исполнительные и творческие. Несомненно, творчество - необходимый компонент управленческой деятельности. Ядром психологической структуры личности руководителя являются организаторские способности, которые в сорок раз реже встречаются в индивиде, чем математические и художественные способности. Специалисты школы Л.И. Уманского, объединили выделенные им 18 свойств личности, присущих способным организаторам, в три основные подструктуры организаторских способностей:

1. Организационная проницательность, включающая: а) психологическую избирательность (внимание к тонкостям взаимоотношений, синхронность эмоциональных состояний руководителей и подчиненных, способность поставить себя на место другого); б) практическую направленность интеллекта (прагматическую ориентацию менеджера использовать данные о психологическом состоянии коллектива на решение педагогических задач); в) психологический такт (т.е. способность соблюдать чувство меры в своей психологической избирательности и прагматической ориентированности).

2. Эмоционально-волевая действенность рассматривается как гипнотизм «влиятельности», способность воздействовать на других волей и эмоциями. Она складывается из факторов: а) энергичность, способность «заражать» и заряжать окружающих своими желаниями, устремленностью, верой и оптимизмом в продвижении к цели; б) требователъностью, способностью добиваться «своего» при постановке и реализации требований к окружающим; в) критичность, способность обнаружить и адекватно оценить отклонения от намеченной программы в деятельности исполнителей.

3. Склонность к организаторской деятельности, включает в себя: а) готовность к организаторской деятельности, начиная от мотивированных факторов и заканчивая профессиональной подготовленностью; б) самочувствие в процессе деятельности, т.е. «тонус» (стеничность чувств), удовлетворенность и работоспособность.

От степени развитости перечисленных структур зависит психологический тип педагога и его индивидуальный стиль руководства.

В психолого-педагогической литературе выделяют два ряда факторов, свидетельствующих о наличии специальных способностей, необходимых при управлении педагогическим процессом. Во-первых, далеко не все профессиональные педагоги, знающие предмет и имеющие подчас значительный стаж работы, успешно справляются с управленческо-педагогическом трудом по показателям деятельности воспитанников: глубина и разносторонность их знаний; интерес детей к предлагаемой педагогом деятельности; обобщение и перенос знаний в данной деятельности на другие виды деятельности.

Во-вторых, встречаются профессиональные педагоги, которые, несмотря на ответственное отношение к делу, не достигают высоких результатов в педагогическом труде (в отношении всех или подавляющего большинства воспитанников). Такие факты говорят о наличии (или отсутствии) специальных способностей, необходимых в процессе педагогического управления. То есть имеются педагоги, которые, несмотря на глубокие профессиональные знания и высокий уровень ответственного отношения к делу, не умеют организовать деятельность детей, не способны справляться с дисциплиной и плодотворно влиять на воспитанников в нужном для себя направлении.

Фундаментом управленческой культуры, ее внутренним стержнем является мировоззрение - сплав знаний, убеждений и практического действия, которое базируется на знании науки управления и умении эффективно использовать ее в практических целях. При этом предполагается не просто знание теории науки управления, ее логики, основных принципов, понятий, а как управленческая деятельность сказывается на эффективности развития педагогической системы, развития учреждения, педагогического коллектива, воспитанников.

Управленческая культура, таким образом, является специфическим проявлением общей культуры в условиях педагогического процесса. Но не следует полагать, что каждый специалист, достигший высокого уровня общей культуры, обладает и управленческо-педагогической культурой, так как она имеет свои аспекты и черты. Сущность управленческой культуры лежит в области органического единства и переплетения тех феноменов, к которым относится управленческое сознание с его общественно-историческими, психологическими и политическими элементами, и практических феноменов, к которым относятся все разновидности управленческой деятельности:

1. Важнейшим методологическим принципом построения теории развития управленческой культуры является производство ценностей в области управления, необходимых системе образования для развития.

2. Управленческая культура наделена главной функцией - нормативно-регулятивной, заключенной в гуманизации отношений.

3. Управленческая культура - социальное образование и может быть предметом теоретических исследований различных дисциплин: философских, социологических, психологических, педагогических:

– в свете гносеологии, управленческая культура выступает как познавательная деятельность, направленная на постижение закономерностей развития эволюции управленческой мысли;

– в свете аксиологии, управленческая культура выступает своеобразной реализацией принципа взаимосвязи между нравственным ценностями и процессом их освоения;

– в свете социологии, управленческая культура представляет тип управленческого сознания и управленческой деятельности, ориентированный на формирование отношений в области «человек-человек» в определенном отношении;

– в свете педагогики и психологии, управленческая культура будущего педагога представляет внутренне согласованную систему развития и становления ценностных качеств личности. Каждый из этих аспектов необходим и составляет содержательную сторону акмеологической теории развития управленческой культуры (А.А.Бодалев, Л.В. Загрекова).

В структуре управленческой деятельности специалиста присутствуют специальные (управленческие), педагогические, психологические и гуманитарные элементы. Под структурой мы понимаем совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях.

Исходя из этого, в основных компонентах управленческой культуры должны присутствовать ценностно-нравственные основы:

– система аксиоматических, общечеловеческих норм нравственности: «делай добро», «не укради», «старайся быть лучше». Эти нормы в значительной мере кажутся формальными, поскольку не могут быть строго доказаны и выделены из каких-то более общих норм. Вместе с тем, они являются той основой, без которой не могут существовать более конкретные, частные нормы, а именно, нормы управленческой культуры;

– система относительных норм нравственности, соответствующих социальной принадлежности человека, уровню его духовного развития, его конкретной социальной роли (роли управленца);

– совокупность нравственных чувств, т.к. они опосредуют управленческие нормы, принимаемые управленческие решения, поступки, придают целостность всей управленческой деятельности;

– совокупность нравственных ценностей (типа надежды, доброты, справедливости, веры и т.п.). Они выступают как компоненты духовно-нравственной жизни. И в этом смысле они уникальны, нормативны, их невозможно уложить в рамки должного;

– совокупность «знаний о жизни и человеке», которую можно назвать нравственной мудростью педагога, она выражает опытность,

– трезвость взгляда на человека, на ситуации, на возможности людей, представления о наиболее типичных формах поведения, о типах личности и т.д. Она соединяет в себе чувственные, рациональные и эмоциональные компоненты.

Таким образом, анализируя многоаспектные проявления управленческой культуры специалиста, требования к его профессиональной подготовленности можно построить следующую модель управленческой культуры специалиста дошкольного образования:

– базовый уровень управленческой культуры составляет система управленческих знаний и интересов личности, образует кругозор, который формируется на широкой базе информационного знания (его показателем служит тезаурус личности - активно действующий понятий запас). Кругозор, эрудиция в области управления педагогическими системами развиваются в процессе учебно-познавательной деятельности;

– мировоззренческий уровень управленческой культуры специалиста образует систему убеждений, формируется на интересах, жизненных предпочтений и ценностных ориентации в процессе управленческой деятельности: аксиологической деятельности, рефлексии, формирования самосознания. Его показатель - идейная позиция руководителя. Убеждения формируются в мировоззренческой активности, которая служит идейной основой всех форм активности специалиста;

– уровень практической деятельности - система умений и развитых на их основе способностей. Формируется на базе социально управленческих потребностей и установок в процессе накопления и реализации управленческого опыта. Их показатель - продуктивность деятельности;

– уровень регуляции управленческого поведения специалиста образует система индивидуальных норм поведения и освоенных методов управленческой деятельности. Они реализуются в поведении, а также творческой активности специалиста в процессе управления;

– эмоциональный уровень управленческой культуры - система социально-управленческих чувств. Формируется на базе переживаний педагогом процессов управленческой деятельности и поведения, реализуется в гуманистической направленности личности.

Следовательно, управленческая культура педагога как интегративный показатель творческого начала управленческого поведения и деятельности складывается в единстве и взаимодействии всех составляющих. Так, профессиональный тезаурус и кругозор специалиста характеризуют его познавательную емкость, интеллектуальный потенциал в области управления. Диапазон интересов обеспечивает уровень потребностей в процессе управленческой деятельности. Мировоззрение обусловливает социальную направленность управленческой культуры личности. Умения и способности задают широту предметно-практического и теоретического управленческого опыта специалиста.

Культура чувств, показывающая развитие и гуманистическую направленность эмоциональной сферы личности, определяет эмоциональную насыщенность поведения и управленческой деятельности.

Учитывая, что культура личности обладает тремя взаимосвязанными подсистемами: интеллектуальной (когнитивной, гностической, научно - теоретической), эмоциональной (мотивационно - ценностной, эмоционально - психологической) и волевой (практическо-деятельностной, операционально - технологической), то управленческая культуpa педагога включает в себя три основных компонента, обозначенных нами как: аксиологический, гносеологический и технологический.

Таким образом, управленческая культура специалиста характеризуется как выражение зрелости и развитости всей системы социально значимых личностных качеств, продуктивно реализуемой в индивидуальной управленческой деятельности.

Управленческая культура педагога рассматривается нами как итог качественного развития управленческо - педагогических знаний (гносеологический компонент), интересов, убеждений (аксиологический компонент), норм управленческой деятельности и поведения, способностей (технологический компонент).

В целом, можно сделать следующие краткие выводы:

1. Ведущей задачей профессиональной подготовки современного специалиста дошкольного образования является развитие его как личности, обладающей творческой индивидуальностью, теоретическим и практическим потенциалом, способной осуществлять управление образовательным процессом ДОУ в условиях личностно - ориентированного образования, что предполагает наличие определенного уровня управленческой культуры.

2. Анализ философской литературы, культурологической, психолого-педагогической, а также источников по теории и практике управления показал, что специальных работ, посвященных проблеме развития управленческой культуры педагогов дошкольного образования нет. Однако, имеющиеся исследования по данной проблеме можно рассматривать с двух позиций: традиционное представление о профессионально-педагогической культуре, которое связывалось в основном с выделением норм, правил педагогической деятельности, педагогической техники и мастерства (А.В. Барабанщиков, И.А. Зязюн, Г.И. Хозяинов, Н.Н. Тарасевич); современные психолого - педагогические исследования, рассматривающие ее в категориях педагогических ценностей, педагогических технологий и педагогического творчества (Е.В. Бондаревская, В. А. Сластенин, Н.Е. Щуркова и др.).

3. Управленческая культура педагога - есть целостное личностное образование, комплекс свойств личности, мера и способ ее творческой реализации, способности осуществлять деятельность по педагогическому управлению на определенном уровне в соответствии с системой ценностей мировой науки и практики управления.

 

АВТОР: Горюнова Т.М.