29.01.2012 10101

Проектирование комплексных деловых игр в обучении специалиста в условиях техникума

 

За годы существования деловых игр тематика их сильно менялась в соответствии с задачами, определявшимися правительственными планами, изменением структур управления, техническим прогрессом, развитием науки и экономики. Деловые игры появились и появляются как отклик на потребность. В данный момент в связи с глобальными реформами в нашей стране тематика деловых игр круто повернулась в сторону перехода на рыночную экономику, на проблемы экологические, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, на социальные вопросы, на вопросы психологического и социологического порядка, правовые и многие др.

Новизна проблемы, отсутствие в стране разработанных систем управления, новые формы хозяйствования и пр. и наряду с этим отсутствие подготовленных руководящих кадров вызывает необходимость разработки многочисленных новых деловых игр по широкой тематике.

Развитие деловых игр всецело связано с научной работой. Масштаб, глубина и сложность научной работы в деловых играх находится в зависимости от целевого назначения и их задач. Создание новых деловых игр - большая творческая научно-исследовательская работа в содружестве разработчиков, конструкторов, практиков, специалистов различных областей, педагогов, психологов, социологов, математиков и др.

По мнению М.М. Бирштейн (1992), деловая игра состоит из семи неотделимых друг от друга элементов: учебного или обучающего, производственного, научно-исследовательского, логического, психологического, социального, интегрального.

Разработана система ускоренного поиска нужных деловых игр, но до настоящего времени она еще не реализована.

От игротехника требуются знания, умение и искусство ведения игры. Нередко неумелые игротехники «проваливают» игру, не получают ожидаемого эффекта, дискредитируют этот метод. Игровая форма обучения завоевала симпатию, оказалась заманчивой для использования как в учебном процессе, так и при разработке и внедрении организационно-экономических новшеств в жизнь.

Методики современных деловых игр позволяют рационально сочетать профессиональный интерес студентов к новым методам обучения, дух соперничества и коллективизма. Создание деловой игры связано с разработкой методического обеспечения игры и представляет собой сложную научно-техническую задачу.

Работа преподавателей по подготовке деловой игры и руководству предполагает: разработку ее методического обеспечения; подбор предприятий и других объектов исследований; адаптацию содержания деловой игры к конкретному контингенту участников, условиям ее подготовки и проведения; подготовку инструктивного занятия; разработку системы оценки деятельности студентов; оказание консультативной помощи и контроль хода деловой игры.

На начальных этапах обучения и изучения конкретных дисциплин деловая игра проходит в один день.

По мере усложнения деловых игр в зависимости от степени интеграции дисциплин деловые игры проходят в 3-4 этапа:

– инструктивное занятие;

– самостоятельная работа;

– урок контроля готовности к заключительному занятию деловой игры;

– заключительное занятие по деловой игре и подведение итогов. Наиболее важный этап - самостоятельная работа студентов над заданиями, содержать которых предусматривает работу с литературными источниками, нормативными материалами; сбор практического материала в организациях и его обработка, проведение необходимых расчетов, оформление документации и т.д. Эта работа ведется студентами во внеурочное время, в течение 2-5 дней, в зависимости от объема заданий.

Назначение и степень комплексности деловой игры определяется тем, какой этап учебного процесса они завершают. Вне зависимости от этого деловые игры могут выполнять задачи:

– тематического контроля знаний, умений и навыков;

– промежуточного контроля знаний и их систематизации по итогам, например, семестра (или конкретной экзаменационной сессии на заочном отделении);

– обобщение знаний и навыков и их контроля по завершении курса нескольких дисциплин перед выходом на производственную практику;

– контроля готовности к итоговой аттестации по завершении общего курса образования.

Комплексная деловая игра - плод сотрудничества группы преподавателей и коллективов студентов.

Для методической разработки деловых игр при научно-методическом центре техникума создаются творческие группы преподавателей-разработчиков.

В связи с тем, что процесс разработки и подготовки деловой игры требует взаимодействия преподавателей различных дисциплин, то работа по определению целей и содержания игры, реализации междисциплинарных связей, отбора объектов исследований, методики проведения и т.п. требует координирующего центра. В практике Ставропольского кооперативного техникума экономики, коммерции и права эту функцию осуществляет научно-методический центр и его руководитель.

Деловая игра наряду с другими методами обучения служит накоплению управленческого опыта, близко к реальному, и по существу заменяет опыт лабораторным, причем с помощью деловых игр это удается сделать несколько лучше, чем при других методах познания. Игра, во-первых, достаточно реально имитирует существующую действительность; во-вторых, создает динамичные организационные модели; в-третьих, более интенсивно побуждает к решению намеченных цепей. Деловые игры в области обучения управленческим навыкам направлены на получение более обширного опыта по принятию решений в учебных лабораториях.

Элементы риска, вводимые в деловые игры, дают возможность принимать решения в условиях недостаточной информации и производственной напряженности, что позволяет студенту, будущему менеджеру, принимать управленческие решения (часто рискованные) в моделируемых производственных ситуациях и накапливать умения и навыки управленческой деятельности без ущерба для реального производства в будущем. Такой опыт позволит будущему специалисту в реальной обстановке, при необходимости, принимать эффективные решения с минимальными потерями. Другим назначением деловых игр является научное исследование. Если в основе игры лежит имитация производственных ситуаций, то при их адекватности реальным условиям метод становится удобным научным инструментом. Прежде всего, с помощью деловых игровых имитаций можно осуществлять поисковые эксперименты, то есть исследовать производственные взаимосвязи путем варьирования соответствующих переменных имитационной модели в исследуемой области. Экспериментирование с производственными процессами возможно и на других имитационных моделях (например, при статическом моделировании на ПЭВМ), однако только в деловых играх исследуемыми элементами могут быть люди-работники производства. Участие людей в имитационных системах позволяет производить не только производственные эксперименты, но и социально-экономические и организационно-психологические.

Многие процессы в управлении производством носят качественный характер, а потому не отражаются в статистических данных. Восполнить этот недостаток в какой-то мере могут деловые игры. Направлениями исследований могут стать, например, отношения руководителей и исполнителей, групп и производственных подразделений относительно стимулов, интересов и целей в системе управления. С помощью игровых имитаций отрабатываются системы экономического и материального стимулирования на предприятиях. Будущий специалист (менеджер, экономист, инженер и др.) может наблюдать за психологическим поведением лиц, принимающих решение, в зависимости от того, коллективно или индивидуально протекает этот процесс. Здесь же, в лабораторных условиях, можно определить стиль руководства и его влияние на конечные результаты. Воспитание деловых качеств на основе игровых имитаций важная сторона использования игр при подготовке будущих специалистов. Ситуации, разыгрываемые в деловой игре, развивают способности руководителей, или выступающих в «роли» студентов, оперативно осмысливать и оперативно реагировать на них, принимая правильные, эффективные решения. Именно эти качества выдвигаются сегодня на одно их первых мест в комплексе требований подготовки и обучения менеджеров.

В основе деловой игры лежит имитационный эксперимент. Отличие имитационного эксперимента от эксперимента «реального» состоит в том, что при имитации используется модель реального процесса, а не сам процесс. Методическую основу деловой игры в учебном процессе составляют следующие положения:

1. В деловой игре применяется численный метод, позволяющий использовать вычислительные процедуры. Математические модели, описывающие технологические, организационные и другие процессы, в игровой имитации подвергаются численному исследованию и на его основе принимаются количественные решения.

2. Фактор времени, присутствующий и учитываемый в деловой игре, накладывает определенные условия на процесс и результаты игры. Изменение масштаба времени дает возможность сокращать до минут и часов длительность процессов, измеряемых в сутках, годах.

3. Деловая игра базируется на методе экспериментирования. Эксперимент, считающийся важнейшим инструментом исследований в физике, биологии и других естественных науках, становится возможным и при исследовании экономических явлений.

4. Наличие обратной связи в имитационной системе, благодаря многократному проигрыванию различных ситуаций, позволяет играющим, анализируя результаты, обучаться и в каждом последующем периоде принимать более эффективные решения.

5. Использование деловой игры в учебном процессе предполагает наличие в ней дидактических методов. В педагогике уже давно успешно используются дидактические принципы наглядности, активности, доступности, связи теории с практикой, научности, заинтересованности и другие. Каждая учебная деловая игра в той или иной мере реализует эти принципы в соответствующие дидактики. Одним из важнейших принципов обучения является связь теории с практикой. Он реализуется в методах, увязывающих теорию с практикой, подтверждая практическое значение изучаемых явлений. В деловых играх, используемых в учебном процессе, эта связь обуславливается проблемным подходом к усвоению учебного материала, экспериментированием и конкретностью рассматриваемых ситуаций.

Изложенные выше методологические предпосылки позволяют обосновать некоторые теоретические положения и необходимую последовательность конструирования деловой игры: с учетом назначения деловой игры (обучение и исследование) приводится описание конкретной ситуации, основные проблемы и решения, вызывающие данную ситуацию; осуществляется формализация игры, в основе которой лежат экономико-математические методы. Количественные зависимости, описывающие закономерности изменения показателей данной конкретной ситуации и представляющие структуру имитационной игровой модели, позволяют наблюдать зависимость результатов деятельности системы от управляемых и неуправляемых величин.

В общем виде имитационная модель состоит из переменных, параметров и критериев, которые в свою очередь могут быть целыми функциями, принятыми с ограничивающими условиями. Некоторые процессы описываются логическими операциями в виде алгоритмов и блоксхем. Случайные величины формализуются в виде математических зависимостей или генерируются непосредственно ПЭВМ; устанавливается адекватность модели реальной ситуации. Этот процесс использует метод анализа и синтеза системы. Построение модели связано с упрощением реальной системы методом абстрагирования ее на части, затем отдельные упрощенные составные системы объединяются в единое целое с тем, чтобы создать модель, адекватную реальной конкретной ситуации. Точность формируемой имитационной модели и принятие решений во многом предопределяется достоверностью данных.

Если данные представлены фактическими показателями прошлой деятельности, то их достоверность может быть оценена известными статистическими методами. Когда же необходимо использовать будущие данные, описанные качественно и количественно, возникает необходимость установления их достоверности. Экономические и социальные решения в основном нацелены на будущее, следовательно, ориентируются на использование априорной информации. Это обстоятельство определяет необходимость применения прогнозных данных.

Разработка системы стимулов, способствующих активизации участников игры, должна базироваться прежде всего на мотивах, вызванных положительными эмоциями и в меньшей степени на отрицательных, так как последние тормозят мыслительную деятельность обучающегося. Наиболее сложным и важным конструктивным элементом деловой игры является система стимулов, базирующаяся на реально действующих условиях в различных производственных организациях.

Для реализации имитационных моделей необходима разработка соответствующих алгоритмов, программ и различных инструкций. Создание деловой игры завершается организационными положениями по проведению игры, включающими правила, которые могут быть либо едиными для всех участников, либо дифференцированными. Правила включают ряд требований и условий, которых должны придерживаться играющие. Это, например, возможность общения между участниками, время, регламентированное для принятия решения на каждом этапе и другие. При необходимости в правилах предусматриваются исключения. Организация игры предусматривает описание лаборатории, технических средств, ПЭВМ и оборудования рабочих мест участников.

На основе анализа психолого-педагогической литературы нами выделены следующие принципы организации учебных деловых игр. Для достижения поставленных учебных целей на этапе разработки в деловую игру следует заложить пять психолого-педагогических принципов:

1. Принцип имитационного моделирования ситуации предполагает разработку:

а) имитационной модели производства;

б) игровой модели профессиональной деятельности.

Наличие этих двух моделей необходимо для создания предметного и социального контекстов будущего труда.

2. Принцип проблемности содержания игры и ее развертывания означает, что в предметный материал игры закладываются учебные проблемы, выстроенные в виде системы игровых заданий, в которых содержится тот или иной тип противоречий, разрешаемых студентами в процессе игры, что приводит к выходу из проблемной ситуации.

3. Принцип ролевого взаимодействия в совместной деятельности основывается на имитации производственных функций специалистов через их ролевое взаимодействие. Игра предполагает общение, основанное на субъект-субъектных отношениях, при которых развиваются психические процессы, присущие мышлению специалистов.

4. Принцип диалогического общения и взаимодействия партнеров в игре есть необходимое условие переживания и разрешения проблемной ситуации. Участники игры задают друг другу вопросы. Система рассуждений каждого из партнеров обусловливает их взаимное движение к совместному решению проблемы. Люди неоднозначно реагируют на одинаковую информацию, что порождает диалог, обсуждение и согласование позиций, интересов.

5. Принцип двуплановости игровой учебной деятельности дает возможность внутреннего раскрепощения личности, проявления творческой инициативы. Суть его в том, что «серьезная» деятельность, направленная на обучение и развитие специалиста, реализуется в «несерьезной» игровой форме.

Эти взаимообусловленные принципы составляют определенную концепцию деловой игры и должны соблюдаться как на этапе разработки, так и на этапе реализации. Несоблюдение или недостаточная проработка хотя бы одного из них отрицательно скажется на результатах игры.

Для разработки деловой игры принципиальными моментами являются определение темы и целей. Так, например, в теме могут быть отражены: характер деятельности; масштаб управления; состав инстанций и условия обстановки.

При определении целей разработчику важно ответить на несколько принципиальных вопросов:

1) Для чего проводится данная деловая игра?

2) Для какой категории обучаемых?

3) Чему именно следует их обучать?

4) Какие результаты должны быть достигнуты?

Примеры учебных целей: показать, как следует привлечь к выполнению конкретной задачи целый комплекс инструментов (рекламу, прессу, телевидение, деловое общение специалистов различных профилей и др.); проверить уровень подготовленности должностных лиц в определенном виде производственной деятельности и др.

При постановке целей необходимо различать учебные цели игры (её ставит перед собой руководитель игры) и цели действий её участников, которые ставятся ими, исходя из игровых ролей.

Очень важным моментом является то, что в силу двуплановости игры как феномена (например, исследования Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского) целеполагание реализуется в реальном и условном плане. В реальном плане это дидактические и воспитательные цели, в условном - игровые. При чем «чисто игровые цели нужны не сами по себе, поскольку сам факт выигрыша или проигрыша ничего не добавляет к тем знаниям, умениям и навыкам, которыми должен овладеть специалист. Они нужны для создания мотивации к игре, соответствующего эмоционального фона... Такого рода цели... выполняют служебную роль, роль средства достижения педагогических целей» (формирования предметной и социальной компетентности специалиста) (Жук, Кашель, 1994, с. 145).

Среди педагогических целей деловой игры можно выделить как дидактические, так и воспитательные, а именно:

– закрепление системы знаний в области конструирования игры;

– выработка системных умений по конструированию и методическому описанию игры;

– обмен опытом создания игр;

– совершенствование навыков принятия коллективных решений;

– развитие коммуникативных умений разного рода;

– порождение творческого мышления;

Выработка установки на практическое использование игры:

– воспитание индивидуального стиля поведения в процессе взаимодействия с людьми;

– преодоление психологического барьера по отношению к формам и методам активного обучения.

Как правило, структура деловой игры содержит следующие элементы:

– содержание игровой ситуации;

– базовые дисциплины;

– обучающие цели;

– квалификационные требования к специалисту; состав участников деловой игры и их функции;

– содержание каждого этапа деловой игры;

– рекомендуемые источники информации для подготовки к деловой игре;

– перечень базовых предприятий и других объектов для сбора информации;

– задания «должностным лицам, специалистам» в рамках их функции;

– перечень вопросов для контроля знаний;

– систему и критерии оценки знаний студентов по итогам деловой игры.

Рассмотрим структуру игровой ситуации. Она состоит из следующих компонентов.

Имитационная модель отражает выбранный фрагмент реальной действительности, который можно назвать прототипом модели или объектом имитации, задавая предмет профессиональной деятельности специалиста в учебном процессе.

Игровая модель является способом описания работы участников о имитационной моделью, что задает социальный контекст профессиональной деятельности специалистов.

Предмет игры - это предмет деятельности участников игры, в специфической форме замещающей предмет реальной профессиональной деятельности.

Сценарий - это базовый элемент игры, в нем находят отражение принципы проблемности, двуплановости, совместной деятельности. Под сценарием игры понимается описание в словесной или графической форме содержания, выраженного в характере и последовательности действий игроков, а также тех людей, которые ведут игру. В сценарии отображается общая последовательность игры, разбитая на основные этапы, операции и шаги, и представленная в виде блок-схемы.

Роли и функции игроков должны адекватно отражать «должностную картину» того фрагмента профессиональной деятельности, который моделируется в игре.

Правила игры отражают характеристики реальных процессов и явлений, имеющих место в моделируемой действительности. При этом, в правилах игры должно найти отражение того, что модели и игра являются упрощением действительности.

Система оценивания должна обеспечивать контроль качества принимаемых решений с позиций норм и требований профессиональной деятельности, способствовать развертыванию игрового плана учебной деятельности. Система оценивания выполняет функции не только контроля, но и самоконтроля профессиональной деятельности, обеспечивает формирование игровой, познавательной и профессиональной мотивации участников игры.

Особенностью деловой игры является ее возможность, как указывалось выше, целеобразования самими студентами. Таким образом, деловая игра имеет достаточно сложную целевую систему.

Психолого-педагогические принципы конструирования деловой игры определены А.А. Вербицким (1991) и включают: принцип имитационного моделирования конкретных условий и динамики производства; принцип игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности; принцип совместной деятельности; принцип диалогического общения; принцип двуплановости; принцип проблемности содержания имитационной модели и процесса его развертывания в игровой деятельности» (Вербицкий, с. 129).

Основой разработки деловой игры является создание имитационной и игровой моделей, которые должны органически накладываться друг на друга, что и определяет структуру ДИ.

Имитационная модель отражает выбранный фрагмент реальной действительности, который можно назвать прототипом модели или объектом имитации, задавая предметный контекст профессиональной деятельности' специалиста в учебном процессе. Игровая модель является фактически описанием работы участников с имитационной моделью, что задает социальный контекст профессиональной деятельности специалиста.

Таким образом, разработчик деловых игр должен решать как профессиональную, так и педагогическую задачу. Как фиксируют эксперты, на сегодняшний день такое совмещение двух типов задач является узким местом в разработке деловых игр. На практике преимущественно решаются чаще задачи первого типа. Педагогическая задача, к сожалению, нередко отрабатывается слабо и не в полном объеме, если вообще решается.

При конструировании деловой игры разработчик может опираться на структурное описание последней.

Имитационная и игровая модели могут рассматриваться как основные элементы при конструировании деловой игры.

В свою очередь, в имитационной модели можно выделить ряд структурных компонентов:

– цели,

– предмет игры,

– графическая модель взаимодействия участников,

– система оценивания.

Игровая модель также может быть представлена в следующих компонентах:

– цели,

– комплекс ролей и функций игроков,

– сценарий,

– правила игры.

Одним из самых сложных этапов конструирования деловой игры является выбор и описание объекта имитации. В качестве такого объекта выбирается наиболее типичный фрагмент профессиональной реальности выполнение, которого специалистами требует системного применения, разнообразных умений и навыков, «заготовленных» у учащихся в период обучения, предшествующей игре, при чем это применение связано с трудностями; в решение профессиональных задач вовлечен тот или иной круг специалистов, имеющих разные интересы и свои предметы деятельности. Таким образом, отнюдь не любое содержание профессиональной деятельности подходит для игрового моделирования, а только такое, которое достаточно сложно и, по определению А.А. Вербицкого (1991), содержит в себе «проблемность и не может быть усвоено индивидуально» (Вербицкий, с. 144).

Базовым элементом деловой игры является сценарий. Сценарий деловой игры является основным документом для её проведения. Созданная для его разработки группа специалистов разбирает: каждый этап, фрагмент (желательно не более трех), содержание, эпизоды, четко определяет учебную цель, готовится инструкция каждому игроку и экспертам, определяется полный комплект ролей, время игры, место игры, рекомендуется вводный материал или лекцию, обсуждается порядок использования технических средств и т.п.

Как правило, в сценарии отображается общая последовательность игры, разбитой на основные этапы, операции и шаги.

Схема сценария может быть описана с помощью следующих элементов:

1. Реальное противоречие (следует отличать от игрового конфликта, обусловленного разностью позиций игроков), конфликт - наличие в ситуации «рассогласования параметров деятельности, столкновения разноплановых явлений..., противоречивости критериев принятия решений» и т.п.

Игровой конфликт также может присутствовать в сценарии.

2. Способ генерирования события, определяющий степень алгоритмизации и импровизации участников игры (различают три способа алгоритмизации: детерминированный, спонтанный смешанный). Деловой игре в наибольшей мере присущ смешанный способ генерирования событий, когда процесс игры следует какому-то обобщенному алгоритму, отражающему технологию производственного процесса, но учитывающему вероятностный характер событий.

Большинство исследователей и разработчиков деловых игр фиксируют следующий ряд трудностей в использовании и проектировании деловых игр:

– отсутствие общепринятой (или хотя бы разделяемой большинством исследователей и практиков) концепции деловой игры;

– некритическое заимствование технологий деловых игр при перенесении их в разные дисциплинарные практики;

– методологические трудности в оценке эффективности разных видов деловых игр;

– трудности воспроизведения и тиражирования деловых игр, из-за отсутствия их целостных описаний;

– опережение эмпирическими разработками деловых игр их теоретических описаний.

Отдельно можно выделить и социально-психологические «сбои» в деловой игре. Многие из них вызваны двуплановым характером игры, когда реальный и условный планы начинают «конфликтовать». Доминирование реального плана над условным планом происходит, по мнению Я.С. Гинзбурга и Н.М. Коряка (1987), если:

«а) личностные отношения вне игры переносятся в игру...

б) конфликт, возникший в рамках игровых ролей, затрагивает отношения и вне игры...

в) кто-либо из участников игры «использует» игровые ситуации и взаимоотношения в группе для «решения» своих внутренних, глубоко личностных проблем...» (Гинзбург, Коряк, с. 76).

Отрефлексированные выше трудности, позволили исследователям (А.А. Вербицкий, 1991; С.А. Габрусевич и др., 1989) сформулировать следующие практические советы преподавателю как проектировщику и пользователю обучающих деловых игр:

1. Деловые игры достаточно трудоемкая и ресурсо-затратная форма обучения, поэтому ее стоит использовать только в тех случаях, когда иными формами и методами обучения невозможно достичь поставленных образовательных целей. Это означает, что деловые игры имеет смысл использовать в тех случаях, когда важны:

– получение целостного опыта выполнения будущей профессиональной деятельности;

– систематизация в целостную систему уже имеющихся у обучающихся наметок к умениям и навыкам;

– получение опыта социальных отношений;

– формирование профессионального творческого мышления.

2. Внедрение в учебный процесс хотя бы одной игры приводит к необходимости перестройки всей используемой преподавателем методики обучения.

В деловой игре нельзя играть в то, о чем студенты не имеют представления, это ведет к профанации деловой игры. Это означает, что компетентностное участие обучающихся в игре требует заблаговременной их подготовки (например, следует предварительно учить дискуссии, методам анализа ситуации, методам разыгрывания ролей и т.п.).

3. Важно избежать крайности редуцирования деловой игры, с одной стороны, к тренажу, с другой стороны, к азартной игре.

4. Преподаватель наиболее активен на этапе разработки, подготовки игры и на этапе ее рефлексивной оценки. Чем меньше вмешивается преподаватель в процесс игры, тем больше в ней признаков саморегуляции, тем выше обучающая ценность игры.

5. Деловая игра требует изменения отношения к традиционному представлению о поведении студентов. Главным становится соблюдение правил игры. Дисциплинарные нарушения, с привычной точки зрения, (например, самовольный выход из аудитории) в деловой игре утрачивают таковой свой статус.

6. Оптимальная продолжительность деловой учебной игры примерно 4 часа. Такое рамочное время позволяет компромиссно вписываться в существующую образовательную систему.

Предмет игры - предмет деятельности участников игры, в специфической форме замещающий предмет реальной профессиональной деятельности. Он представляет собой перечень процессов или явлений, воссоздаваемых (имитируемых в деловой игре и требующих выполнения профессионально компетентных действий).

Сценарием игры называется описание в словесной или графической форме предметного содержания выраженного в характере и последовательности действий игроков, а также преподавателей, ведущих игру.

В сценарии должны быть отражены основные этапы, операции и шаги игры. Сценарий должен включать описание содержания противоречия или конфликта, что является реализацией принципа проблемности. Реальное противоречие реализуется в описании имитационной модели, например, противоречия возникающего из-за многообразия альтернатив выбора, из-за новых практических условий использования имеющихся знаний, из-за теоретической возможности решения задачи и практической неосуществимости этого. Игровой конфликт - противоречие, которое обусловлено разностью позиций игроков по поводу одного и того же содержания, факта, проблемы, различием интересов участников, личностных вкусов и предпочтений, индивидуальных стилей деятельности (авторитарный, демократический, конформистский), индивидуальных особенностей личности (сангвиник, меланхолик и др.).

Игровой конфликт не должен превращаться в конфликтные отношения игроков, в ссору, перебранку, аффективные реакции. Как отмечалось выше, в условиях проведения деловой игры в виртуальной группе вероятность превращения игрового конфликта в личный конфликт значительно снижается.

Следующий элемент сценария - способ генерирования событий, определяющий степень заданности игры. Различают три способа - детерминированный, спонтанный и смешанный. При первом игра вырождается в тренажер, при втором вообще перестает быть деловой игрой. Деловой игре присущ смешанный способ генерирования событий. События могут возникать как следствие саморазвития содержания игры или вводиться преподавателем.

Что касается комплекта ролей и функций игроков, то различают роли социальные, обусловленные местом индивида в системе общественных отношений (профессиональные, социально-демографические и др.), межличностные (лидер, ведомый, отверженный и др.), роли официальные и стихийные. Роли в игре заимствуются из реальности, иногда задаются искусственно (скептик, «внутренний голос»). Должно быть указано оптимальное, минимальное и максимальное количество участников игры.

Правила игры содержат ограничения, касающиеся ряда аспектов игры:

1) технология игры, связанная с ее содержанием;

2) регламент игровой процедуры и ее отдельных элементов;

3) роль и функции преподавателей, ведущих игру;

4) система оценивания;

5) способы взаимодействия игроков;

6) возможности введения неожиданных ситуаций.

Например, при проведении игры в сетевом варианте правила могут быть следующими:

1. Деловая игра на тему «...» проводится в течение...дней с момента данного сообщения (в период с... по...).

2. Сообщения должны отсылаться в телеконференцию по адресу...

3. Участники имеют право обращаться к преподавателю, ведущему игру, с вопросами, касающимися регламента. Вопросы по содержанию игры не принимаются.

4. Участники игры имеют право пользоваться всеми доступными им источниками информации, а также консультироваться со сторонними лицами (экспертами). Следует сообщать, какими источниками Вы пользовались и к кому обращались.

5. Преподаватель оставляет за собой право введения неожиданных ситуаций (не более... за одну игру).

6. Каждый игрок имеет право предложить собственные дополнения к правилам в течение... дней с момента получения данного сообщения.

Проведению деловых игр предшествует разработка единых требований к отдельным этапам:

– целевая установка проведения игры;

– сценарий всех этапов деловой игры;

– структура конкретных ситуаций, отражающих моделируемый процесс или явление;

– критерии оценки, полученных в ходе игры результатов;

– рекомендации по дальнейшему совершенствованию профессиональных умений и навыков.

При определении основных этапов проведения и подготовки деловой игры должна быть разработана такая линия ее развертывания, которая обеспечивает быстрое вхождение студентов в роль и освобождение от условностей традиционного учебного процесса.

Естественно, что в сетевом варианте вхождение в роль будет происходить быстрее, поскольку сама по себе эта форма обучения нетрадиционна.

При подготовке и проведении деловой игры можно пользоваться подробной схемой, приводимой ниже.

1. Предварительный этап (может длиться 2-3 месяца). Здесь проводится диагностика состояния социально-педагогической системы, выявляются кризисные проблемы, определяется общая стратегия игры, формируется ее структура. Далее проводится подбор игрового коллектива, продумываются составы игровых групп. Из числа студентов выбирается руководители групп. Роль руководителя группы состоит, в частности, в создании доброжелательного морально-психологического климата в группе, контроле ее деятельности (при необходимости коррекции), а также информировании остальных участников игры и преподавателя о состоянии проблемы для координации проведения игры.

2. Ввод игроков в игру. Проводится ориентирование игрового коллектива на цели и задачи игры, психологическая подготовка участников (мобилизация их творческого и интеллектуального потенциала). Среди приемов мобилизации участников можно выделить такие, как «вызов огня на себя» - провоцирование студентов на дискуссию с преподавателем. Среди положительных приемов могут быть шуточные конкурсы и другие приемы, вызывающие положительные эмоции. Задача этого этапа в создании из разрозненных участников работоспособного коллектива, способного решать поставленную задачу.

3. Работа в группах. Этот этап на протяжении игры может неоднократно повторяться при решении отдельных аспектов проблемы. Для анализа хода игры здесь могут привлекаться эксперты-специалисты, не участвующие в ходе игры (жюри). Анализ хода игры осуществляется руководством игры без участия игровых команд по выработанным участниками игры решениям, по информации консультантов о деятельности группы. В итоге вырабатывается дальнейшая стратегия проведения игры в следующем цикле. Таким образом, в ходе игры ее содержание может подвергаться коррекции, в то время как общая структура игры сохраняется.

4. Обобщение полученных результатов. По окончании игры руководством разрабатываются основные итоговые документы, содержащие постановку проблемы, ее структурное рассмотрение и предложения по ее решению.

После завершения игры уместно провести обсуждение хода игры совместно с участниками и выслушать их мнения, предложения и пожелания по методике проведения игры, а также о взаимоотношениях руководства игры и участников.

Требования к правилам игры сводятся к следующим положениям:

– правила содержат ограничения, касающиеся технологии игры, регламента игровых процедур или их элементов, ролей и функций преподавателей-ведущих, системы оценивания;

– правил не должно быть слишком много, не более 5-10, они должны быть представлены аудитории на плакатах или с помощью технических средств;

– характер правил должен обеспечивать воспроизведение реального и делового контекстов игры;

– правила должны быть связаны с системой стимулирования и инструкциями игрокам.

В качестве основных правил игры можно привести соблюдение регламента, использование носителей информации, применение активных форм представлений информации, вопросы дискуссионного характера.

Деловую игру можно проводить перед изложением лекционного материала для обнаружения пробелов в знаниях, когда их основой является только личный опыт, либо после лекционного курса для закрепления и актуализации знаний в опыт. Можно также осуществлять организацию всего учебного процесса на основе сквозной деловой игры. В последнем случае динамика интереса обусловливается динамикой смены традиционных и деловых форм проведения занятий, которые целостно воспроизводят процесс будущей профессиональной деятельности.

При проведении игр важна психологическая готовность участников, эмоциональный фон, на котором протекает действие. Необходимо заранее выработать важнейшие правила:

– мы не боимся и пробуем поступать так или иначе;

– мы не смеемся над неудачей других;

– мы вместе ищем лучший выход из сложного положения.

Деловая игра в зависимости от содержания может длиться от одного до 2-3 академических часов, т.е. это могут быть небольшие фрагменты или полноценная деловая игра. Учитывая большую эмоциональную нагрузку на участников игры, целесообразно деловыми играми заканчивать учебный день. Деловую игру можно использовать и как форму проведения зачета. В этом случае преподаватель определяет, какие проблемы выносятся в ее содержание, по каким критериям будет оцениваться: уровень знаний. Содержание, ход игры и участие в ней обговариваются в студенческой аудитории заранее. Можно выбрать группу экспертов (3-4 человека), которая, внимательно наблюдая за ходом игры, выносит решение о получении зачета каждым ее участником. Преподаватель как бы снимает с себя ответственность за принятие или непринятие зачета, но в действительности он создает для обучающихся условие, в котором требуются проявление ответственности за знания, как собственные, так и других слушателей, аргументированность решения, умение критически оценить происходящее, высказать замечание, видеть позитивные начала в действиях и поступках окружающих.

Несомненным достоинством деловых игр является то, что они соединяют теорию и практику, способствуя формированию в том числе и профессиональных знаний, и практических умений. Игры повышают интерес к изучаемому предмету, так как они сопровождаются положительными эмоциями.

 

АВТОР: Бочарова Т.И.