29.01.2012 3771

Повышение эффективности формирования профессиональных навыков специалиста на основе комплексных деловых игр

 

Ориентация современной образовательной практики в области подготовки специалистов на принцип диверсификации дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой из существующих дидактических моделей, включая авторские. В соответствии с этим разрабатываются различные варианты содержания образования, используются возможности современной дидактики в целях повышения эффективности образовательных структур; научно обосновываются новые идеи и образовательные технологии.

В соответствии с этим к основным средствам реализации данной идеи А.П. Беляева относит следующие:

– создание интенсивных, гибких, дифференцированных систем обучения, обеспечивающих высокое качество образовательной и профессиональной деятельности;

– непрерывное развитие личности на основе гуманизации, интеграции, демократизации и дифференциации образования;

– создание системы непрерывного профобразования (допрофессиональное - начальное - среднее - высшее - дополнительное - научной подготовки);

– кооперация учебных заведений и производства;

– многоуровневость и многопрофильность профобразования;

– переход от технократического подхода в развитии системы профобразования к социально-педагогическому, гуманитарному и др. (Беляева, 2001).

Комплексная деловая игра как форма организации образовательного процесса в области подготовки специалистов способна воплотить на практике большинство из указанных выше средств и принципов, а также подходов. Вместе с тем, являясь специфической формой имитации человеческой активности и социального взаимодействия, она также требует особого методического оснащения и обеспечения. Наибольший интерес в контексте избранной проблемы, по нашему мнению, представляют педагогические средства повышения эффективности формирования профессиональных навыков и функций специалиста на основе комплексных деловых игр.

Проведенная опытно-экспериментальная работа позволила выделить в качестве основных и наиболее важных следующие педагогические средства:

– создание специального игрового (коммуникативного) поля;

– формирование позитивной игровой мотивации обучающихся;

– налаживание системы; обратной связи между участниками деловой игры;

– повышение компетентности педагогов в области игрового моделирования.

Остановимся на них подробнее.

Создание специального игрового (коммуникативного) поля

позволяет осуществлять обучение увлекательно для обучающихся и удобно для преподавателя, поскольку на его основе игровые технологии достаточно хорошо вписываются в учебную программу, не мешая традиционному способу обучения (лекции, семинары, практические, контрольные работы.

Само игровое поле как педагогическое явление замечательно характеризует в своих работах А.П. Панфилова, рассматривающая игровое поле (коммуникативное пространство) как специально подготовленное и организованное пространство, оборудованное для удобств игрового интерактивного взаимодействия, коммуникативной работы в командах, совместных дискуссий и пленумов (Панфилова, 2006).

Как подтвердила наша практика, место проведения игрового занятия оказывает существенное влияние на его эффективность и удовлетворенность участников. Оно должно быть не только оснащено всеми необходимыми материально-техническими средствами, но и иметь располагающую к общению атмосферу. Другими словами, преподаватель должен позаботиться об организации игрового поля (пространства) для того, чтобы создать насколько возможно подходящую обстановку для себя и учебной группы. Некомфортные условия (слабое освещение, духота, нехватка мест, прикрепленная к полу мебель и т.п.) могут ухудшить работу преподавателя и снизить способность обучающихся слушать и запоминать; это особенно важно учитывать при проведении деловых игр.

Для создания располагающей обстановки мы использовали в своей работе плакаты с надписью «Добро пожаловать», предваряли деловую игру небольшим домашним заданием.

Например, деловая игра на тему «Не допустить банкротства» проходила в несколько этапов, одним из которых был подготовительный, предполагавший выполнение обучающимися заданий для самостоятельной работы, необходимых непосредственно при проведении игры:

«Задание по введению внешнего управления имуществом юридического лица.

1. Подготовить документы по введению внешнего управления имуществом юридического лица:

а) Директору Территориального агентства Федерального Управления по делам о несостоятельности:

– извещение о необходимости погашения задолженности;

– исковое заявление в арбитражный суд.

б) Председателю арбитражного суда:

– определение арбитражного суда.

в) Директору организации:

– выписку из протокола общего собрания коллектива о ликвидации организации.

г) Бухгалтеру предприятия:

– списки дебиторской задолженности и расшифровку основных средств, анализ структуры баланса.

Арбитражному управляющему:

– протокол собрания кредиторов об информированности кредиторов о финансово-экономическом положении предприятия, об определении размера вознаграждения арбитражному управляющему, о выборе комитета кредиторов.

2. Подготовить заседание арбитражного суда о введении внешнего управления».

Также наша опытно-экспериментальная работа показала, что до начала игры преподаватель должен проанализировать следующие моменты:

1) соответствие размера аудитории размеру группы обучающихся;

2) предоставляет ли данное помещение возможность осуществлять интерактивное межгрупповое взаимодействие;

3) наличие в аудитории условий для размещения визуальных пособий:

– на диаграммах,

– на экране с помощью проектора,

– на видеомониторе и т.п.;

4) наличие в аудитории подходящего (требуемого, соответствующего) листа для игровых команд, преподавателя, ведущего игру, наблюдателей (экспертов) и т.п.

Наша педагогическая практика свидетельствует о том, что один из самых главных моментов эффективной подготовки и проведения деловой игры, поскольку, если аудитория по размеру больше, чем требуется, то она может «подавить» обучающихся, создавать сложности в организации дискуссии, мешать обучающимся в установлении взаимопонимания, обусловливать возникновение формального характера обстановки и чувства отдаленности участников игрового взаимодействия друг от друга.

Напротив, слишком маленькая аудитория может вызвать у участников чувство клаустрофобии, нарушение границ личного поля (индивидуального психологического пространства), вынужденное сближение преподавателя с группой обучающихся, размер которой будет сильно ограничен.

Однако материально-технические условия конкретного образовательного учреждения, на базе которого проводилась наша опытно-экспериментальная работа, не всегда позволяли нам выдерживать обозначенные выше требования. Это существенным образом (преимущественно, негативным) сказывалось на эффективности проводимых занятий. Поэтому хотелось бы еще раз подчеркнуть важность и приоритетность соблюдения, в первую очередь, территориальных требований проведения деловой игры.

Другим важным условием создания игрового (коммуникативного) поля является оснащение удобной мебелью, позволяющей трансформировать внешний вид аудитории.

Размещение участников должно происходить таким образом, чтобы все могли видеть преподавателя, друг друга, экран и другие наглядные пособия. В нашей работе наилучшим образом зарекомендовало себя размещение по кругу или в виде буквы «U» (полукругом). Но при любом размещении очень важно, чтобы преподаватель имел возможность передвигаться от стола к столу, а команды не мешали друг другу при выполнении групповых заданий.

Например, состав участников деловой игры на тему «Гарантии законности и правопорядка: принципы и реальность» включал в себя следующие группы:

1. Инициативная депутатская группа, внесшая предложение о принятии Закона «О гарантиях прав и свобод граждан».

2. Комиссия по законодательству и правам человека.

3. Комиссия по духовному развитию.

4. Комиссия по социальной политике.

5. Комиссия по законности и правопорядку.

6. Группа специалистов-консультантов по правоприменительной деятельности.

В ходе деловой игры они были размещены следующим образом. На данном рисунке номер стола соответствует порядковому номеру группы в списке, под номером «7» обозначен стол, занимаемый преподавателем.

Наибольшие трудности в реализации данного аспекта создания игрового (коммуникативного) поля возникали у нас при размещении свободной мебели, создающей так называемую «мертвую» зону. Наилучшим вариантом для нас явилось размещение свободных столов и стульев вдоль стен аудитории, желательно, на стороне, наиболее удаленной от участников деловой игры.

Третьим важным условием создания игрового (коммуникативного) поля мы считаем придание интерактивного характера раздаточному материалу. С этой целью мы разрабатывали раздаточные материалы таким образом, чтобы они включали индивидуальные или групповые задания, выполняемые во время презентации команд. При этом раздаточный материал обучающиеся - участники игры получали заранее, что позволяло нам экономить рабочее время.

Например, деловая игра на тему «Из практики работы кадровой службы» основана на том, что в процессе производственной деятельности на предприятиях возникает ряд производственных ситуаций, по поводу которых работники кадровой службы и администрация принимает меры по их разрешению.

Представители юридических лиц должны провести (по жребию) аттестацию работников, заседания профсоюзного комитета, заседания КТС, выполнить функции инспектора отдела кадров, предварительно выполнив предложенный объем заданий

Одновременно игровой ситуацией предусмотрено: в данный период на предприятиях проходит плановая проверка органами прокуратуры вопросов правомерности исполнения администрацией предприятия законодательных и нормативных актов, а также правомерность издаваемых приказов по производственной деятельности предприятия. Работа ведется по заданиям, предварительно выданным преподавателем.

Как показала наша практика, большое значение для эффективного проведения деловой игры имеет так же освещение. Если оно в аудитории слабое, то это мешает визуальному контакту участников игры, ухудшает возможность вести записи. При слишком ярком освещении у участников деловой игры может возникнуть психологический дискомфорт, что негативно отразится и на самом ходе деловой игры, и на ее результатах.

В целом, результатами практической части нашего исследования в этой области стали следующие выводы.

Предварительная работа преподавателя по подготовке и созданию игрового (коммуникативного) поля должна включать в себя:

1) подготовку такого количества столов и стульев, которое соответствует количеству участников игры и игровых команд;

2) подготовку часов (ручных или настенных);

3) подготовку всех необходимых письменных материалов для участников игры;

4) подготовку напитков или кофейного перерыва, а также места для его проведения (если игра идет 4-6 часов);

5) подготовку резюме, плакатов, тезисов, графиков, проспектов и других пособий для вербальной презентации.

Что касается последнего пункта, то необходимо, чтобы они отвечали требованиям современности, несли в себе достоверные сведения, имели эстетически привлекательный вид.

Наиболее необходимыми предметами, чаще всего востребованными в ходе нашей работы, оказались:

1) бумага формата А4 или А5;

2) блок цветных листов с клейкой полосой для осуществления обратной связи;

3) ручки, карандаши, маркеры различных цветов;

4) скотч или магнитные прищепки;

5) степлер, скрепки, ножницы, линейки, ластики;

6) калькуляторы по количеству игровых групп;

7) доска;

8) технические средства (аудио - и видеотехника, мультимедийный проектор).

По поводу последнего пункта хотелось бы отметить, что технические средства были необходимы и давали ожидаемый положительный эффект в том случае, когда нужно было продемонстрировать графические объекты (рисунки, чертежи). При использовании их в качестве средства передачи вербальной информации, их эффективность и востребованность сводилась практически к нулю.

В целом, необходимо отметить, что все перечисленные выше моменты весьма существенно влияют на результативность деловой игры и удовлетворенность участников ее проведением при условии их комплексного обеспечения. В противном случае, как подтверждает практика, нельзя вести речь об эффективном создании игрового (коммуникативного) поля.

Формирование позитивной игровой мотивации также теснейшим образом связано с эффективностью формирования профессиональных навыков и функций специалиста на основе комплексных деловых игр.

Для развития коммуникативной, творческой, познавательной деятельности обучающихся преподавателю необходимо искать способы создания особой, побуждающей к творчеству, раскрепощающей обстановки учебного процесса. Такие возможности в наибольшей степени представляют технологии игрового моделирования, поскольку:

1. Цели игровых технологий в большей степени согласуются с практическими потребностями обучающихся. Данная форма организации учебного процесса снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности, системным характером используемых знаний и их принадлежности к различным дисциплинам.

2. Данные технологии позволяют сочетать широкий охват проблем, глубину и многоаспектность их осмысления.

3. Игровая форма соответствует логике деятельности, включает момент социального взаимодействия, готовит к конструктивному профессиональному общению.

4. Игровые технологии способствуют большей вовлеченности участников взаимодействия в процесс обучения, побуждают их к непроизвольной активности.

5. Игровые технологии основываются на использовании обратной связи «здесь и сейчас», причем более содержательной и многогранной по сравнению с применяемой в традиционных технологиях.

6. В играх формируются ценностные ориентации и установки профессиональной деятельности, легче преодолеваются стереотипы, корректируется самооценка.

7. Игровые технологии создают условия для проявления всей личности, ее позитивных и негативных особенностей, стиля делового партнерства.

8. Игровое моделирование провоцирует у обучающихся включение рефлексивных процессов, представляет возможность всестороннего анализа, интерпретации, осмысливания полученных результатов.

Другими словами, для обучающихся образовательный процесс оценивается, прежде всего, с точки зрения возможности решения профессиональных проблем: постоянные изменения в социальной и профессиональной жизни требуют от будущих специалистов такого уровня профессиональной, управленческой и коммуникативной компетентности, которая соответствует новым требованиям и позволяет адекватно решать поставленные задачи.

Нужны прежде всего умения и навыки работать с информацией на основе ее сбора, систематизации и анализа, способность осуществлять диагностику ситуации, вычленять проблемы, ранжировать их по приоритетности решений и прогнозировать тенденции, а также умения и навыки практически и мобильно организовывать эффективное взаимодействие людей. Кроме того, современному специалисту необходимо владеть разнообразными техниками организации сотрудничества персонала, коллективного принятия управленческих и профессиональных решений и методами генерирования новых идей и направлений, разработки инновационных технологий и стратегий.

Вместе с тем мотивация к обучению (являющаяся, фактически, мотивацией к изменению) может быть разделена на три основные группы:

1) желание всеми доступными средствами с целью сохранения власти контролировать ситуацию, себя, деловых партнеров;

2) потребность постоянно приспосабливать личные взаимоотношения с преподавателем, сокурсниками и прочими обучающимися к меняющимся обстоятельствам;

3) вызов, который бросают интеллекту, интуиции, работоспособности и активности специалиста профессиональные проблемы по мере их возникновения (изучения).

Численность наших респондентов, избравших тот или иной мотив в качестве доминирующего, распределилась следующим образом.

На первое место по численности вышла группа респондентов, выбравшая в качестве преобладающего мотива потребность в приспособлении личных взаимоотношений к изменяющимся обстоятельствам (54 выбора, что составило 40,9% от общего числа респондентов).

Второе место занял мотив - вызов интеллекту, интуиции, работоспособности и активности специалиста (42 опрошенных, что составило 31,8%).

На третьем месте оказалось желание контролировать ситуацию. Его выбрали 36 респондентов или 27,3% опрошенных.

Показательным, на наш взгляд, является тот факт, что ни один из опрашиваемых не принимал участие в деловой игре в результате осознанного желания познавать действительность с помощью игрой модели.

Другими словами, можно говорить о специфических игровых интересах, зачастую не связанных с профессиональным или познавательным интересом.

Однако, когда обучающиеся имеют достаточно ясное представление о том, для чего им нужны приобретаемые знания, умения, навыки они охотно прикладывают силы к участию в деловой игре. Поэтому преподавателю необходимо помочь обучающимся определить, каким образом им поможет данный курс обучения и данная деловая игра в дальнейшей практической профессиональной деятельности.

Кроме того, независимо от дисциплины, в рамках которой организуется и проводится деловая игра, существуют универсальные показатели, способствующие эффективному формированию позитивной игровой мотивации обучающихся.

Деловая игра как форма реализации игровых технологий компенсирует у участников пробелы в коммуникативных знаниях и умениях, поскольку строится, чаще всего, на коммуникативном материале.

Также опыт, полученный в игровом взаимодействии, может оказаться более продуктивным, чем опыт, приобретаемый практической профессиональной деятельностью, поскольку игровое моделирование позволяет охватить более широкую зону действительности, наглядно представляет последствия принятых решений, дает возможность проверить альтернативные решения.

Наряду с этим информация, которой пользуется обучающийся в реальности, в большинстве случаев неполная, искаженная. В игре же предоставляется хотя и неполная, но точная информация, что повышает доверие к полученным результатам и стимулирует процесс принятия ответственности.

Проведенная опытно-экспериментальная работа также продемонстрировала, что формирование позитивной игровой мотивации может опираться на такую причину привлекательности деловой игры, как решение проблем, связанных с профессиональной деятельностью, карьерой, человеческими взаимоотношениями и личными трудностями. В деловой игре, проводимой в образовательном учреждении при подготовке специалиста, эти решения, как правило, связаны с победой одних и поражением других.

Например, в деловой игре на тему «Трудовые споры» сталкиваются интересы различных групп обучающихся в ходе выполнения ими игровых ролей: 1) представителей рабочих, служащих, заинтересованных лиц, администрации ОАО «Спектр»; 2) представителей органов, рассматривающих индивидуальные трудовые споры; 3) представителей органов прокуратуры; 4) юрисконсультов. Суть данной деловой игры заключается в разрешении конфликтов, возникших из трудовых правоотношений. Безусловно, при столкновении интересов стольких групп лишь одна из них окажется победительницей в каждой конкретной ситуации.

Однако, как показала наша практика, мотивация, связанная с необходимостью «выиграть игру», у каждого конкретного обучающегося проявляется по-разному. Одни участники центр в игре общение, другие -соревнование и возможность не только реализовать, но и продемонстрировать свой интеллектуальный или профессиональный потенциал. Одни развивают свой аналитический потенциал и логическое мышление и поэтому предпочитают игровое проектирование или деловые игры; другие больше внимания уделяют развитию креативности, интуиции и поэтому выбирают методы генерирования идей и имитационные игры; третьи большое значение придают конкретным психологическим умениям и навыкам и поэтому предпочитают тренинг и ролевые игры.

Вместе с тем преимущество деловых игр в том и заключается, что они пробуждают у обучающегося весь спектр разнообразных чувств и ощущений, связанных с конкуренцией, властью (лидерством), уверенности в себе, взаимоотношениями с людьми и решением профессиональных и личностных проблем. А поскольку именно эмоциональная или чувственная составляющая игр позволяет обучающимся не только включаться в игровой процесс, но и переживать все, что происходить в ходе игры, она является наилучшим (наиболее эффективным) фактором формирования позитивной игровой мотивации обучающихся.

Говоря о формировании позитивной игровой мотивации нельзя оставить в стороне такой вопрос, как соотношение мотивации интересов. Последние всегда составляли первооснову потребностей любого человека. Они же во многом определяют и мотивацию.

В русле нашего исследования такими интересами, определяющими игровую мотивацию, стали:

– раскрепощение и приобретение уверенности в себе, т.е. освоение техники быстрого установления делового контакта;

– ведение конструктивных переговоров, т.е. повышение своей конкурентоспособности;

– овладение приемами и техниками влияния на других людей в процессе взаимодействия с ними;

– владение техниками улучшения процесса вербального и экспрессивного взаимопонимания с деловыми партнерами;

– освоение навыков позиционирования, презентации информации, формирования имиджа;

– осознание преимуществ различных стратегий взаимодействия для создания команды и овладение умением их гибко использовать;

– овладение умением мотивировать других людей и развивать у них корпоративный дух;

– овладение техниками репутационного менеджмента, т.е. технологиями управления своей репутацией и т.п.

Как показала наша практика, знание и умелое использование интересов обучающихся в области профессиональной деятельности существенно повышает эффективность формирования позитивной игровой мотивации у них.

В своем исследовании мы воспользовались приемами формирования позитивной игровой мотивации обучающихся, предложенными А.П. Панфиловой, адаптируя их к специфике образовательного учреждения, являющегося опытно-экспериментальной базой исследования, а также контингента обучающихся (Панфилова, 2006).

1. Устранение внутренних препятствий творческим проявлениям.

Оно выражалось в создании обстановки, помогающей обрести уверенность в своих взаимоотношениях с преподавателем и другими членами группы, избавиться от страха перед ошибками.

2. Отказ от оценивания (в особенности, вербального) совершаемых действий.

Фразы типа «Я ожидала от вас большего», «Ближе к делу» и т.п., употребляемые преподавателем, могут свести на нет атмосферу творчества.

3. Демонстрация неоднозначности рассматриваемого явления.

Чаще всего осуществлялась посредством высказываний преподавателя: «А что если...», «Представьте, что...» и т.п.

4. Обеспечение психологической готовности к игре.

Поскольку практически все деловые игры основаны на взаимодействии, необходимо создать соответствующий психологический климат. Как показала практика, значительная часть обучающихся отмечает непривычность обстановки коллективного поиска решений, что вызывает у них состояние растерянности. Поэтому преподаватель должен помочь участникам игры адаптироваться и освоиться в новой для них учебной ситуации.

1. Ссылка на авторитет.

Выражалась в попытке представить, как решил бы рассматриваемую проблему известный юрист, правовед, работник прокуратуры и т.д.

2. Создание возможности проявления фантазии, свободного воображения в учебной обстановке, подчиненных, тем не менее, поиску решения поставленной проблемы.

3. Развитие наблюдательности, восприимчивости обучающихся.

4. Создание и поддержание связей взаимообусловленности и взаимозависимости между объемом имеющихся знаний и возникающими, созданными новыми идеями.

5. Расширение и демонстрация возможности применения вновь приобретенных знаний, умений, навыков, функций специалиста.

6. Создание условий для участия каждого обучающегося в обсуждении проблемы.

Как показала наша опытно-экспериментальная работа, одна из основных опасностей, возникающих при проведении деловой игры - превращение общей дискуссии в диалог или монолог (преподавателя, лучше осведомленного обучающегося или группы обучающихся). Необходимо добиваться, чтобы все участники выразили свое отношение к обсуждаемым темам (проблемам).

7. Демонстрация перспектив.

Этот прием помогал продемонстрировать смысл, общую направленность деятельности обучающихся, а также наглядно доказать, что развивая творческие и интеллектуальные способности, обучающиеся смогут в дальнейшем более эффективно творчески решать профессиональные задачи.

8. Соблюдение принципа равноправия мнений. Использование этого приема означало отказ каждого участника от оценки своего мнения как единственно правильного или окончательного и предопределяло восприятие его лишь как рядовой точки зрения. Это позволяло участникам раскрепощаться и не бояться высказывать собственные версии и предлагать разработанные проекты.

В целом, необходимо отметить, что эффективное формирование позитивной игровой мотивации обучающихся возможно только при условии партнерского общения, свободного обмена мнениями, идеями, в обстановке живого обсуждения, творческой дискуссии, что, в свою очередь, требует высокой коммуникативной компетентности преподавателя.

В качестве третьего педагогического средства повышения эффективности формирования профессиональных навыков и функций специалиста на основе комплексных деловых игр нами было выделено налаживание системы обратной связи между участниками деловой игры.

Это средство, по нашему мнению, является, не менее, а в ряде случаев, более важным, чем остальные. Это объясняется тем, что, как показала наша опытно-экспериментальная работа, подготовка к деловой игре, ее программирование и проведение представляют для большинства педагогов меньше трудностей, чем завершение занятия и подведение его итогов посредством установления обратной связи с обучающимися по принципу «здесь и сейчас». Однако именно этот этап, как показала практика, чаще всего оказывается за рамками внимания для педагогов.

Чаще всего такое положение дел было обусловлено следующими обстоятельствами:

– нарушение регламента деловой игры, приводящие к нехватке времени на должное завершение занятия;

– недооценка обратной связи, рассматривание ее как «лишнего» этапа игры вследствие удовлетворения реакцией участников игрового взаимодействия, их эмоциональным откликом (как правило, положительным);

– непонимание значимости обратной связи для закрепления достигнутых результатов;

– невладение технологиями обратной связи;

– неготовность преподавателя быть экспертом-аналитиком.

Вместе с тем практика показала, что преподаватель, умеющий фиксировать сигналы обратной связи, особенно невербальные, может не только контролировать игровую ситуацию, правильно оценивать причины ее возникновения, но и своевременно скорректировать речь, изменить стратегии взаимодействия, выбрать иную модель преподнесения информации, иной сценарий разговора и, таким образом, избежать негативной оценки, неадекватной реакции и т.п.

Таким образом, в контексте нашего исследования мы рассматривали обратную связь между участниками игрового взаимодействия как фиксирование внешних (вербальных и невербальных) проявлений со стороны обучающихся в ответ на излагаемую или обсуждаемую информацию, определение их причин и корректировка в соответствии с ними проводимой деловой игры.

При этом, по нашему мнению, особое значение обратная связь приобретает именно в ходе деловой игры, поскольку в процессе взаимодействия одновременно участвуют несколько человек. Фактически, речь идет об обратной связи в условиях интерактивного взаимодействия, когда группа обучающихся вырабатывает или принимает коллективное решение.

Вместе с тем необходимо отметить, что большую роль обратная связь играет, прежде всего, в речевом взаимодействии участников деловой игры, поскольку и подготовка, и реализация игры происходит, главным образом, в сфере и средствами коммуникации.

Обеспечение обратной связи в этой области требует соблюдения ряда условий:

1) концентрированное внимание к говорящему собеседнику, позволяющее понять не только его слова, но и невербальное выражение чувств и информации (мимика, взгляд, жесты, интонация);

2) установка на взаимодействие и взаимопонимание;

3) эффективное рефлексивное слушание;

4) самоконтроль, отвечающий за понимание собеседником реакции на излагаемую им информацию.

В нашей реальной практике проведения комплексных деловых игр смысл получаемой обучающимися информации часто искажался вследствие особенностей и разного уровня интеллектуального развития участников взаимодействия, несовпадающие ценности, цели, установки и жизненный опыт участников игрового взаимодействия и т.п.

Наша опытно-экспериментальная работа показала, что одним из вариантов налаживания системы обратной связи может быть постановка вопросов об удачах и неудачах проведенной деловой игры в целом и ее отдельных моментов, постановка косвенных вопросов об истинных чувствах и мнениях обучающихся. Однако подобный способ не всегда предоставляет достоверную информацию.

Большей эффективностью, на наш взгляд, отличается способ анонимной обратной связи. В нашем варианте - это «калейдоскоп ощущений», создаваемый путем описывания, своих чувств и ощущений, вызванных (вызываемых) деловой игрой, мыслей и возникших вопросов. Эта информация заносится на цветные листы с клейкой полосой, которые затем крепятся в удобное для обучающихся время на доску или флип-чарт. При возможности можно использовать листы разного цвета. Преобладание определенного цвета в обратной связи позволит сделать вывод об эмоциональном состоянии обучающихся, вызванном игровым взаимодействием.

В своем исследовании мы столкнулись с проблемой неразработанности собственно технологий обратной связи, отсутствия системы оценивания образовательной результативности игрового взаимодействия. В частности, поскольку суждения обучающихся носят преимущественно вероятное!лый характер, обратная связь направлена, главным образом, на анализ причинно-следственных связей тех или иных явлений и событий, на определение неправомерных шагов и действий, типичных заблуждений, на анализ отношения обучающихся к материалу обсуждения. В свете этого важнейшей задачей обратной связи при послеигровом обсуждении становится анализ цепочки умозаключений.

Таким образом, специфика обратной связи состоит в том, что она должна соответствовать следующим требованиям:

– обратная связь не должна осуществляться в форме самооценки или самооценок «постоянных» экспертов, т.е. экспертов, не принимавших участия в игровом взаимодействии;

– в обратной связи не должны рассматриваться неопределенные оценки, необходимо оценивать конкретные, наблюдаемые и значимые типы поведения, действий, решений;

– обратная связь должна касаться тех вопросов, в которых обучающиеся и преподаватель испытывают глубокую заинтересованность.

Вместе с тем полученные результаты убедительно свидетельствуют о том, что обратная связь косвенным образом может помочь в диагностике эффективности проведенной деловой игры.

С этой целью преподаватель должен поставить перед игрой соответствующие обучающие и развивающие цели, а затем, после проведения игры, проанализировать изменения в уровне компетентности и развития обучающихся.

Проведенный анализ соответствующей литературы позволил определить 4 основные сферы проявления изменений:

1) изменения в знаниях (например, освоение новых понятий курса, их определение, ведущих характеристик);

2) изменения установок (например, осознание важности положительного вербального имиджа в деле, построения успешной карьеры юриста);

3) изменения в умениях, проявляющиеся в конкретных действиях и поступках (например, предварение совершаемых действий анализом ситуации или проблемы, формирование навыков выслушивания собеседника, работы с документацией и т.п.);

4) развитие чувства уверенности в себе, которое проявляется в психологической готовности к самопрезентации в профессиональной деятельности.

Так, деловая игра на тему «Трудовой договор» преследовала следующие цели:

– закрепление, углубление, обобщение и систематизация полученных профессиональных знаний и умений по вопросам возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений и их документального оформления;

– опережающее изучение учебного материала по вопросам надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и ответственности за его нарушение;

– дополнительное изучение учебного материала по вопросам учета кадров;

– овладение навыками юридического мышления, формирование правосознания, развитие самостоятельности, коммуникабельности, ответственности, способствующих успешности работы юриста.

По итогам проведенной деловой игры преподаватель отметил проявившиеся изменения в знаниях, поскольку знакомство с учебным материалом носило опережающий характер (знание нормативно-правовых актов трудового законодательства, регулирующих прием на работу, перевод на другую работу и увольнение работников; знания видов юридической применительно к каждому конкретному обучающемуся, освоение знаний и развитие умений происходит «внутри» каждого участника игры, т.е. скрыто.

Использование обратной связи на третьей стадии позволяет оптимально оценить уровень усвоения теоретических и практических знаний.

Здесь заключена своего рода уникальная возможность получения в рамках одного занятия (одной деловой игры) информации об усвоении теории и развитии умений и навыков. Эту возможность представляет именно интерактивное обучение, в частности, деловая игра, как его форма. Получение ответа «здесь и сейчас», демонстрация конкретного результата, полученного всей командой, позволяет сравнить итоги коллективной деятельности с установленным стандартом или экспертной оценкой преподавателя.

Как показала наша опытно-экспериментальная работа, анализ полученных результатов позволяет преподавателю, с одной стороны, оценить уровень достижения желаемого (планируемого) результата, а с другой - выявить недостатки и упущения деловой игры и начать коррекционную деятельность.

Хотелось бы особо подчеркнуть значимость всех трех стадий, рассмотренных выше, для получения достоверной информации в ходе обратной связи. Выпадение какой-либо стадии может привести к искажению обратной информации и, в целом, снижению эффективности деловой игры.

Наилучшим образом в нашей опытно-экспериментальной работе себя проявила такая технология обратной связи, как рефлексия. Она предполагает осознание того, как участники игрового взаимодействия воспринимают и принимают друг друга, осуществление взаимоотображения внутреннего мира партнера по взаимодействию, попытку объяснить его и свои мотивы поведения. С этой целью нами по окончании игры организовывалось публичное размышление по поводу оконченной совместной деятельности, анализ ее эффективности либо неэффективности.

Также были отмечены изменения в умениях (умение разрабатывать и оформлять различные виды организационных и распорядительных документов, умение документировать процессы движения кадров и т.д.). И, конечно же, практикоориентированный характер деловой игры позволил существенно повлиять положительным образом на чувство уверенности в себе обучающихся. Опрос показал, что более свободная ориентация, как в теоретических, так и в практических аспектах рассматриваемой области способствовали уменьшению страха студентов перед будущей реальной профессиональной деятельностью, увеличению степени самостоятельности в совершении профессиональных действий, усилению ответственности за свои действия как специалиста.

Вместе с тем, чтобы оценить эффективность проведенной деловой игры при помощи обратной связи, обучающимся необходимо пройти три следующие стадии.

1 стадия. Получение входной информации (теоретических сведений по изучаемому вопросу, комментарии, необходимые умения).

2 стадия. Обработка полученной информации (анализ, переработка, закрепление и запоминание, присоединение новой информации к уже имеющейся).

3 стадия. Представление выходной информации или обучающего результата (демонстрация освоенных знаний через публичную презентацию, демонстрация умений и навыков).

На первой стадии обратная связь необходима для получения преподавателем информации о правильности восприятия и понимания знаний обучающимися.

На второй стадии обратная связь практически отсутствует, поскольку в рамках внутригрупповой работы невозможно проследить усвоение материала

Преимущественно использование именно рефлексии как способа обратной связи для нас также заключалась в том, что, несмотря на определение стандартов, в соответствии с которыми будет оцениваться эффективность и целесообразность совместных действий, рефлексивные высказывания и суждения не могут оцениваться как верные или неверные. Это позволяло достигать корректного обсуждения результатов, избегать непринятия данной технологии обратной связи вследствие создания эмоционально напряженной обстановки.

Другими словами, при использовании рефлексии основное внимание уделялось чувствам участника игрового взаимодействия, эмоциональной составляющей его высказываний. А поскольку эмоциональная сфера, как уже указывалось выше, тесным образом связана с мотивацией, уделяя большое внимание созданию положительного эмоционального фона деловых игр, мы косвенным образом способствовали формированию позитивной игровой мотивации обучающихся.

В рамках нашей практической деятельности рефлексивный анализ реализовывался путем выполнения следующей последовательности действий, представленной в обобщенном виде.

1. Рефлексия на основе текущей и базовой информации.

При этом в категорию текущей информации мы включали объективную информацию, выражающуюся в результатах игрового взаимодействия (характеристика объектов, явлений или процессов изучения), и субъективную, имеющую коммуникативную направленность (вербальные и невербальные сигналы).

В понятие базовой информации мы включали комплекс позиций, мнений, суждений участников игрового взаимодействия.

2. Формирование в процессе обсуждения норм и правил взаимодействия.

3. Создание проекта интеллектуальной системы, отражающей уровень взаимодействия обучающихся друг с другом, а также комплексом средств и норм будущей деятельности.

Динамический характер взаимодействия участников игры обусловливает изменение условий, в которых решаются конкретные задачи обучающей деятельности. Это вызывает объективную необходимость подбора такой технологии деятельности, которая обеспечивала бы самоорганизацию коллектива обучающихся, т.е. способность перестройки форм и методов деятельности при изменении условий. Возможность такой перестройки предоставляет именно рефлексивный анализ, т.е. сравнение способов деятельности и замещение на этой основе одних элементов другими. Причем, и сравнение, и замещение имеют в своей основе сознательное обсуждение изменений участниками игрового взаимодействия.

Обобщая, хотелось бы подчеркнуть, что установление обратной связи (в том числе путем рефлексии) с целью выявления образовательной результативности использования деловых игр дает возможность участникам игрового взаимодействия понять новые возможности применения полученных знаний, умений, навыков в дальнейшей профессиональной деятельности (причем, возможности, отсутствовавшие на прошлых игровых занятиях), а также дает возможность создать на основе рефлексии обобщенный образ преподавателя или будущего специалиста, успешно реализующегося в профессиональной деятельности.

Повышение компетентности педагогов в области игрового моделирования как педагогическое средство повышения эффективности формирования профессиональных навыков и функций специалиста рассматривается нами последним, но занимает далеко не последнее по значимости место.

Существует определенный набор знаний, умений и навыков, не владея которыми невозможно успешно внедрять технологии игрового моделирования, в частности, деловые игры. Признаками некомпетентности в этой области преподавателей, как показывает практический опыт, являются неразвитые умения и навыки по следующим показателям.

Игротехническая некомпетентность связана, в основном, с отсутствием профессиональных знаний по игровому моделированию, непониманием их предназначения, специфики и принципов разработки и проведения.

Коммуникативная некомпетентность преподавателя - недостаточные навыки вербализации, незнание значения и содержания невербальных сигналов общения и неправильное их использование в ходе преподавания, слабое владение техникой постановки вопросов и ответов на них.

Интерактивная некомпетентность преподавателя - неумение организовать командную работу; невладение стратегиями взаимодействия с обучающимися; неумение управлять межличностными и деловыми конфликтами, возникающими на занятиях; слабые навыки руководства дискуссией.

Перцептивная некомпетентность преподавателя - слабое знание коммуникативных типов обучающихся, неумение использовать сенсорные каналы в учебном процессе; низкий уровень эмоциональной культуры и слабая психологическая защищенность в напряженных ситуациях.

Другими словами, преподавателю необходимо повышать свою компетенцию: с одной стороны, осваивать инновационные технологии, с другой - развивать самого себя, свой профессиональный и личностный потенциал.

В своем исследовании мы исходили из того, что на результат проведения комплексной деловой игры будет влиять как общепрофессиональная, так и специфическая игротехническая подготовленность преподавателя.

В общепрофессиональной мы выделяли две большие группы: 1) теоретическую готовность и 2) практическую готовность.

Теоретическая готовность преподавателя предполагает наличие у педагога следующих умений:

1) аналитических, проявляющихся в обобщенном умении педагогически мыслить, в умении производить теоретический анализ фактов и явлений;

2) прогностических, тесно связанных с анализом педагогической ситуации и проявляющихся в выдвижении педагогических целей, отборе способов их достижения, предвидении результата, возможных отклонений и нежелательных явлений, определении этапов педагогического процесса, распределении времени, планировании совместно с обучающимися жизнедеятельности.

3) проективных, проявляющихся в воплощении результатов педагогического прогнозирования в конкретных планах обучения и воспитания;

4) рефлексивных, востребованных при осуществлении преподавателем контрольно - оценочной деятельности, направленной на себя. Эти умения использовались, как правило, при подведении итогов образовательной деятельности, позволяя преподавателям разумно и объективно анализировать свои суждения, поступки и, в конечном итоге, деятельность с точки зрения их соответствия замыслу и условиям.

Практическая готовность преподавателя проявляется в:

1) организаторских умениях,

2) коммуникативных умениях.

Специфическая игротехническая подготовленность должна, по нашему мнению, включать:

– знания и умения по всем видам игротехнических технологий;

– умение разрабатывать и готовить игровую программу;

– умение ставить обучающие, игровые и развивающие цели и добиваться их достижений;

– знания и умение осуществлять обратную связь, проводить рефлексию, послеигровую дискуссию;

– умение исполнять разнообразные роли;

– владение креативными технологиями и умение создать творческую атмосферу в рамках игрового поля;

– владение техниками снятия напряжения и оказания психологической поддержки обучающимся;

– знание техники психогигиены и способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы;

– владение техниками эвристического оптимизма, т. е. развития уверенности в себе, формирования направленности на успех, программируя с этой целью свое подсознание и т.д.

Кроме того, как показала наша опытно-экспериментальная работа, на компетентность большое влияние оказывает профессиональная ментальность преподавателя, рассматриваемая нами как умственное состояние, объединяющее социальное и профессиональное самосознание личности, а также ее образ мышления.

Как показала наша практика, профессиональная ментальность проявляется, прежде всего, в выборе стиля руководства, которым пользуется тот или иной конкретный преподаватель. Отрицательно сказывается на эффективности деловых игр авторитарный стиль руководства, поскольку снижает активность и мотивацию обучающихся, строится на проявлении степени превосходства преподавателя над обучающимся, проявляется в практически монологической речи педагога в ходе проведения деловой игры.

К сожалению, по данным практической части нашего исследования, у 27 опрошенных педагогов (что составило 62,8% от общего числа респондентов) был выявлен именно авторитарный стиль управления или преобладание его черт в общем стиле руководства деятельностью обучающихся. У 8 педагогов (18,6% соответственно) было выявлено преобладание характеристик либерального стиля управления, у 8 преподавателей - преобладание демократического стиля обучения (в частности, деловой игрой) или его характеристик, что также составило 18,6% от общего числа опрошенных.

Кроме того, проведенное исследование позволило выявить, что одним из наиболее значимых проявлений компетентности преподавателя является умение устанавливать эмоциональный, когнитивный контакт между обучаемым и обучающимися, что проявляется, главным образом, в складывающемся между ними уровне доверия и в наличии либо отсутствии потребности в общении друг с другом. Для организации эффективного проведения деловой игры это имеет принципиальное значение, поскольку в ряде случаев большую трудность в практике использования технологий игрового моделирования представляет именно момент начала игрового взаимодействия. Самым важным здесь является наличие либо отсутствие у преподавателя стремления к тому, чтобы словесное воздействие не вызывало дискомфорта у слушателей (обучающихся). Другими словами, речь идет о позитивном либо негативном вербальном воздействии отправителя информации (преподавателя) на ее получателя (обучающегося).

Для обеспечения позитивного воздействия вербального характера, по нашему мнению, преподавателю необходимо особое внимание уделять:

– гармонизации своих высказываний;

– усилению собственной экспрессивности, способствующей лучшему усвоению материала;

– «считыванию» истинной реакции слушателей (обучающихся) и коррекции своего и их поведения;

– создание позитивного имиджа.

Проведенная опытно-экспериментальная работа позволила нам также прийти к заключению, что компетентность преподавателей в области игрового моделирования проявляется и в том, какие функции успешно либо успешно выполняет преподаватель в ходе организации и проведения деловой игры. Ранее мы ограничивались лишь их перечислением, сейчас целесообразно остановиться на них подробно.

Такую функцию, как разработчик игры (игротехник) мы подробно рассматривали выше, поэтому обратим свое внимание на другие функции.

1. Инструктор и консультант.

В рамках данной функции преподаватель должен уметь не только объяснить, в чем смысл игры, каковы ее цели, но и сформулировать правила и нормы, дать инструкции по ролям, описать процедуру или последовательность шагов.

Например, в ходе подготовки и проведения деловой игры на тему «На пути к правовому государству» данная функция выразилась в инструктаже преподавателем обучающимся, который включал в себя:

– изложение сущности игровой ситуации;

– формирование рабочих групп по направлениям, с учетом интересов и уровня подготовки;

– распределение заданий;

– методические рекомендации по использованию нормативно-правовых актов, публицистических материалов, по методике интервьюирования.

В целом, одна из важнейших задач преподавателя-инструктора - это закрепление знаний, умений и навыков обучения, оказание консультационной помощи по применению полученных знаний и умений в будущей практической профессиональной деятельности.

2. Организатор игры.

Эта функция требует от преподавателя владения разными видами деятельности: координацией работы всех игровых групп (внутрикомандной и межгрупповой), руководством межгрупповой дискуссией, умением сделать комментарии, оказать помощь и эмоциональную поддержку играющим, провести экспертизу содержания работы, осуществить контроль выполнения норм и правил. Кроме того, организатор должен позаботиться о создании комфортного «игрового поля», а после проведения игры - об обеспечении обратной связи.

Как показала наша практика, эта функция требует незаурядных организаторских способностей, способностей к анализу и прогнозу, решительности, быстроты реакции, мобильности, умения оказывать на людей позитивное влияние.

3. Коммуникатор.

Она проявляется в умении (либо неумении) устанавливать контакты с любым типом партнеров, эффективно выражать мысли и слушать других, ставить конструктивные вопросы и грамотно отвечать на вопросы обучаемых, устанавливать обратную связь, владеть жанрами делового общения, его средствами, вырабатывать эффективные вербальные сценарии как для разных деловых игр, так и для разного уровня обучаемых, проецировать конструктивное коммуникативное поведение, создающее комфортную и творческую атмосферу для интерактивной деятельности.

4. Фасилитатор.

Реализация этой функции предполагает осуществление преподавателем контроля за ходом интерактивной деловой игры и обеспечение соблюдения ее правил и процедур. Он должен организовать «включение» всех обучающихся в работу и способствовать их активному взаимодействию между собой, создавать во время игры рабочую обстановку, атмосферу, в которой ее участники будут чувствовать себя комфортно и, следовательно, будут способны к научению и организационному развитию. В эту функцию входит также и регулярная работа преподавателя в группах, обучение сотрудничеству.

5. Психолог.

Обусловливает необходимость наличия у преподавателя ценностных установок, ориентированных на человеческий фактор в межличностном и деловом общении, что позволяет обеспечить:

– равноправие партнеров по коммуникации;

– отсутствие обвинений, в том числе взаимных;

– отсутствие «оборонительных позиций»;

– доверительность и близость;

– искренность участников деловой игры.

6. Е - тренер.

Эта функция считается новой, недавно возникшей. Однако в нашей опытно-экспериментальной работе она оказалась одной из наиболее востребованных, поскольку связана с поиском информации, необходимой для подготовки и проведения деловой игры в Интернете.

Вместе с тем, как показывает практика, преподаватель в роли Е - тренера должен, в первую очередь, сам иметь полный набор знаний не только по предмету, но и по представляемым программам Интернета. К сожалению, именно эта функция вызывала наибольшие трудности в ходе нашей практической деятельности, поскольку подготовка педагогов к работе с Интернетом и его программами по большей части не соответствовала потребностям и запросам обучающихся, а также требованиям (и организационным, и содержательным) самой игры.

В целом, проведенная работа показывает, что в силу многочисленности и разнообразия рассмотренных функций, уровень выполнения всех этих функций нельзя признать высоким. Наилучшим образом в ходе нашего эксперимента реализовались такие функции, как: инструктор и консультант, фасилитатор, организатор игры (в большей части своих составляющих). Наибольшие затруднения вызывала реализация таких функций, как: Е -тренер, психолог, разработчик игры (игротехник). Что касается функции коммуникатора, то она занимала промежуточное положение между успешно реализуемыми функциями и функциями, вызывающими серьезное затруднение. Это было обусловлено тем, что часть ее аспектов (умение эффективно выражать мысли и слушать других, ставить конструктивные вопросы и грамотно отвечать на вопросы обучающихся, вести дискуссию и др.) реализовывалось достаточно эффективно, а другая часть (разработка эффективных вербальных сценариев как для разных деловых игр, так и для разного уровня обучаемых, проецирование конструктивного коммуникативного поведения, создающего комфортную и творческую атмосферу) реализовывалась с большими сложностями и недочетами.

Обобщая вышесказанное, следует отметить, что проведенная опытно-экспериментальная работа позволила сформулировать комплекс оптимальных показателей компетентности преподавателя, эффективно формирующего профессиональные навыки и функции специалиста на основе комплексных деловых игр:

– умение слушать других;

– умение ясно и четко формулировать свои мысли, взгляды, позицию;

– аналитичность мышления, облегчающая осуществление объективной экспертизы и выявление причины отклонений, тупиковой или конфликтной ситуации;

– стрессоустойчивость и эмоциональная культура;

– терпимость и лояльность к аудитории;

– знание разнообразных технологий и техник взаимодействия и умение гибко их использовать;

– высокий уровень дискуссионной культуры;

– умение учиться и извлекать уроки;

– обладание качествами творческого импровизатора, стремящегося мобильно перестраиваться в пространстве, регламенте, средствах взаимодействия, формах интерактивного контакта;

– харизматичность личности, вследствие чего ум, обаяние, чувство юмора и энергетический потенциал не только привлекают обучающихся, но и заряжают их оптимизмом, уверенностью в себе, желанием развиваться и совершенствоваться.

Именно эти характеристики, по нашему мнению, дают шанс современному преподавателю быть конкурентоспособным, быстро овладевать не только новейшей теоретической информацией, прогрессивными технологиями, с помощью которых можно довести ее до обучающихся в рамках партнерского, паритетного общения.

Таким образом, педагогическая деятельность по формированию профессиональных навыков и функций специалиста на основе комплексных деловых игр связана с огромным количеством трудностей, преодолеть которые может лишь квалифицированный преподаватель, владеющий игротехнической, коммуникативной, интерактивной и перцептивной компетентностью. Для успешного начала и окончания деловой игры недостаточно только знать тему и содержание предмета обучения, необходимо вызывать доверие в аудитории и побуждать потребность обучающихся идти за педагогом. Создавая равные возможности, внедряя партнерские отношения, опираясь на рациональные и эмоциональные стороны совместной деятельности, предоставляя участникам комплексной деловой игры полную самостоятельность и уважительно относясь к их деятельности и принимаемым решениям, преподаватель может добиться высокой образовательной результативности. Это, в свою очередь, позволит считать педагогическую деятельность успешной, отвечающей требованиям, предъявляемым к ней в условиях современной педагогической практики.

В целом, деление эмпирической части нашего исследования в соответствии с используемыми педагогическими средствами повышения эффективности формирования профессиональных навыков и функций специалиста на основе комплексных деловых игр условия, поскольку только комплекс взаимосвязанных между собой мер и средств формирования профессиональных характеристик специалиста, представляющий собой систему, способен предопределить положительный результат всей деятельности.

Таким образом, разработанная нами организационная модель формирования профессиональных навыков и функций специалиста на основе комплексных деловых игр, в частности, дидактико-технологический ее компонент, является реально действующей, адекватной современным условиям и требованиям общества, динамичной системой.

 

АВТОР: Бочарова Т.И.