29.01.2012 2500

Педагогический континуум в жизнедеятельности ребенка

 

Исходя из значимости формирования профессиональных навыков специалистов дошкольных образовательных учреждений в области жизнедеятельности старших дошкольников в соответствии с их биологическими ритмами, мы обратились к изучению у педагогов знаний в области жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста.

Подготовка к исследованию включала: формулирование вопросов, позволяющих выявить уровень соответствующих знаний и умений; моделирование проблемных ситуаций, в ходе которого определяется уровень сформированности профессиональных навыков в организации жизнедеятельности старших дошкольников в соответствии с их биологическими ритмами; определение критериев уровня сформированности навыков педагогов в указанной области.

В исследовании в качестве респондентов приняли участие 680 педагогов. Экспериментальное исследование проходило в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

Цель констатирующего этапа: определить наличие знаний и уровень сформированности профессиональных навыков у педагогов дошкольных образовательных учреждений в организации жизнедеятельности старших дошкольников в соответствии с их биоритмами.

В соответствии с целью были определены критерии и показатели сформированности уровней знаний и навыков практикующих педагогов в области жизнедеятельности старших дошкольников и ее организации в соответствии с их биологическими ритмами, а также разрабатывались тесты и вопросники для определения уровней.

В качестве основных критериев сформированности компетенций практикующих педагогов в континууме жизнедеятельности старших дошкольников в соответствии с их биологическими ритмами рассматривались: ясность и четкость в понимании категории, которыми оперирует проблема организации жизнедеятельности старших дошкольников с учетом их биологического ритма (деятельность, активность, биоритм, работоспособность, функциональное состояние организма и др.); системность и фундаментальность знаний в области: общей теории деятельности, личностно-ориентированного подхода в образовании; субъект-субъектности педагогических отношений; физиологии детей, общей биоритмологии и проблемы биологических ритмов детей; осознание межпредметных связей, связей между деятельностной сферой дошкольников и их индивидуальными биологическими ритмами; владение профессиональными навыками выявления индивидуальных биоритмов детей и способами организации различных видов деятельности в соответствии с ними.

70 - 100% правильно выполненных заданий теста соответствовали высокому уровню, 40 - 69% - среднему, 100 - 39% - низкому.

Результаты констатирующего этапа исследования показали, что 75% педагогов (680 человек) имеют средний уровень знаний в области жизнедеятельности дошкольников и организации ее в соответствии с их биоритмами; 21% (320 человек) - низкий уровень и лишь 4% (180 педагогов) - высокий.

Изучение состояния сформированности профессиональных компетенций у педагогов в континууме жизнедеятельности старших дошкольников и учета их биоритмов позволяет сделать вывод, что данный аспект профессиональной подготовки осуществляется не в полной мере и недостаточно эффективно: большинство педагогов, имея общее представление о жизнедеятельности дошкольников, не владеют знаниями, и, тем более, навыками организации деятельности старших дошкольников в соответствии с их биологическими ритмами.

Наряду с формированием профессиональных навыков, у педагогов необходимо развивать гуманитарную культуру, которая определяет гуманистическую направленность на личность ребенка. Признание в качестве основополагающего принципа современного развития общества приоритета общегуманистических ценностей и прав человека объективно обусловливает необходимость кардинальных преобразований в подготовке специалистов - гуманизации, персонификации профессионального образования.

Концепция гуманизации образования (Р.Бернс, А.Комбс, А.Маслоу, Г.Олпорт, К.Роджерс, В.А.Сластенин, Е.Н.Шиянов, Б.М.Неменский, В.Е.Шукшунов, В.Ф.Взятышев и др.) по-новому рассматривает, прежде всего, цель образования как самоактуализацию и самореализацию личности. Самоактуализация предполагает осознание человеком самого себя в окружающем мире и свободный жизненный выбор собственного жизненного пути, нахождение пути к себе и от себя, достижение внутренней гармонии, реализацию всех способностей и талантов. Только через внутреннее понимание своего «Я» педагог придет к пониманию другого человека, своих отношений с другими и миром и, в конечном итоге, к конструированию «Я».

Если исходить из указанной концепции, то гуманизация профессиональной подготовки предполагает, прежде всего, двухаспектное целеполагание: во-первых, личностное развитие, профессиональное воспитание индивидуальных личностных качеств. Основу реализации этих целей составляют глубокое изучение личности педагога.

Педагог в силу ярко выраженной гуманистической направленности его профессиональной деятельности является носителем и выразителем общечеловеческих духовных ценностей и культуры. В то же время именно педагогу принадлежит ведущая роль в развитии культуры и гуманизации общества.

Характерной тенденцией развития профессионально-педагогического образования в современном мире является его гуманизация, направленность на развитие профессиональной культуры, способностей и интересов личности, формирование ее творческой индивидуальности. Педагогическое образовательное учреждение призвано выпустить специалиста, готового к постоянному саморазвитию, самовоспитанию, и чем богаче будет его натура, тем ярче оно проявится в профессиональной деятельности.

Педагогика высших и средних специальных учебных заведений позволяет научно обосновать требования к современному учебному процессу и выявить его закономерности, перевести преподавание с уровня информирования на уровень управления, процессом становления будущих специалистов.

Педагогическое образование - процесс и результат освоения систематизированных педагогических знаний, умений и навыков, необходимое условие для подготовки к педагогической деятельности.

В педагогических исследованиях (отечественных и зарубежных) активно ведется поиск путей рационального соотношения инвариантной и вариативной частей подготовки студентов. В основу базовой педагогической подготовки педагогов должны быть положены такие важные принципы, как взаимосвязь общего, особенного и единичного, единство теории и практики, скоординированность курсов психологии, педагогики и частных методик, индивидуализация обучения педагогов.

Изучение многих педагогических проблем требует междисциплинарного подхода, данных других наук о человеке, что в совокупности обеспечивает наиболее полное знание изучаемого.

В частности, педагогика тесно связана с физиологией. Для понимания механизмов управления физическим и психическим развитием детей особенно важно знать закономерности жизнедеятельности организма в целом и отдельных его частей, функциональных систем. Знание закономерностей функционирования высшей нервной деятельности позволяет педагогике конструировать развивающие, обучающие технологии, инструментарий, способствующий оптимальному развитию личности.

Таким образом, предлагаемую теорию педагогического континуума, на которой строится данная формирующая программа, можно назвать гуманистической, т.к. в центре ее оказывается человек, его духовное и физическое развитие. Кроме того, данная методология, положенная в основу образовательного процесса, основывается на важнейшем направлении гуманизации профессионального образования студентов - личностно-ориентированном содержании курса педагогики. Оно требует и новой технологии преподавания, способствующей развитию личности самого педагога. Основной идеей этой технологии является дифференциация и индивидуализация деятельности студентов. Педагоги приходят в педагогический колледж с разным уровнем общей подготовки, профессиональной ориентации, организационных умений, общения, своеобразием индивидуальных особенностей, учет которых составляет основу персонификации учебно-воспитательного процесса в педагогическом колледже. К средствам дифференциации можно отнести систему альтернативных заданий (познавательных и практических) и вариативную методику организации учебно-познавательной и практической деятельности педагогов.

Для педагогов, работающих с детьми, ведущую роль в удовлетворенности педагогической практикой играют осознание своей ответственности перед детьми, возможность большего общения с детьми, достижение положительных результатов в их воспитании, преодоления трудностей в работе. Неудовлетворение вызывает недостаток профессиональных знаний, умений и навыков. Это и призвана устранить данная формирующая программа. Наличие определенных личностных особенностей (нерешительность, недостаточная требовательность к другим и т.п.) индивидуализируется в систему заданий: используются разные мотивации, методы руководства.

Методика дифференцированных и индивидуальных заданий при определенной их мотивации и организации значительно повышает интерес педагогов к деятельности, включая личностные механизмы, способствует активизации процесса профессионального становления педагога, стимулирует постановку задач саморазвития и самосовершенствования. Адекватность самооценки, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию - необходимые компоненты личности педагога.

Таким образом, гуманизация образования затрагивает всю систему профессиональной переподготовки кадров, ее цели, содержание и технологию. Ориентация будущего педагога на развитие личности, на формирование индивидуальности ребенка в деятельностной сфере является важнейшим аспектом профессиональной педагогической деятельности, т.к. способствует развитию творческих возможностей и способностей человека на начальном, психологически значимом этапе его жизненного пути. Решение такой задачи требует от педагога высоких профессиональных навыков, которые зависят от уровня знаний в области деятельностной сферы дошкольников. Главным условием формирования профессиональных навыков будущих специалистов является осуществление педагогом личностно-ориентированного подхода в работе с детьми дошкольного возраста.

Личностно-ориентированный подход как основа формирования профессиональных навыков педагогов позволяет, по выражению И. Канта, «людям менее совершенным воспитывать людей более совершенных», т.е. добиваться прироста высших совершенств, способностей и достоинств.

По мнению Б.М. Бим-Бада, формирование личности абсолютно невозможно, на самом деле существует только становление личности, личность может только саморазвиваться. «Все, что личность приобретает, присваивая культуру, проходит через фильтры неповторимого своеобразия, и эта работа по присвоению культуры может осуществляться самой только личностью - самостоятельно». Из этого следует, что становление личности педагога, формирование у него профессиональных навыков, готовности к воспитанию более совершенной личности возможно только при условии осуществления к самому педагогу личностно-ориентированного подхода.

 

АВТОР: Ахвердова И.А.