29.01.2012 4103

Основные подходы к организации жизнедеятельности ребенка

 

Ребенок, родившись на свет, тысячами нитей связан с природным миром, он часть этого мира и находится внутри его. Ему необходимо освоить все богатство социокультурного наследия человечества, стать личностью. Он появился и существует как объект, которому только предстоит стать субъектом культурно-исторического развития. Он должен стать индивидуальностью, выйти за пределы индивидуального контура, состояться как Человек.

Педагог - и в этом его отличие от представителя любой другой профессии, в этом сущность профессиональной педагогической культуры - в момент соприкосновения с внутренним миром личности ребенка постоянно старается возвысить его до уровня ценностей, наработанных человечеством. Мера постижения Добра, Истины, Красоты у каждого ребенка, как и у каждого педагога, будет различной. Процесс приобщения к нетленным ценностям человеческой культуры, точнее, его непрерывность, отражает вечность процесса воспитания.

Воспитание не обладает магической силой, чтобы делать человека счастливым независимо от обстоятельств, в которых он живет, но воспитание обязано беречь огромное духовное богатство маленького сердца - радость, счастье. Если ребенок видит мир жизнерадостными глазами, если каждое явление окружающей жизни озарено красотой, тонкостью, хрупкостью, нежностью, он легче поддается воспитанию.

Воспитуемым ребенок становится при условии, что среда, в которой он общается с природой и с людьми, делает его сердце беспокойным, тревожным, хрупким, тонким, нежным, отзывчивым - речь идет о культуре чувств, о способности видеть человека, находящегося рядом, принимать близко к сердцу его радости, огорчения, тревоги, смятения.

Среда, окружающая детей в детских садах должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них, она должна стать жизненным пространством для ребенка, где он как свободный субъект своей деятельности должен иметь свободу выбора средств для саморазвития, обучаясь планировать свою деятельность и передавать свое активное, деятельное, преобразующее отношение к действительности. В ней каждый ребенок без особых усилий должен найти применение своим творческим способностям, удовлетворить свои интересы и любознательность, найти импонирующую ему среду общения.

Исследования М.И. Лисиной, Н.М. Щеглованова, Н.М. Аксариной, Э. Пиклера и др. убедительно доказывают, что поиск оптимальных условий развития личности ребенка нужно в первую очередь проводить в сфере педагогического общения. Общение реализует четыре функции: актуализации типичных и индивидуальных качеств, свойств личности; эмоциональную; информационную; нормативно-регулирующую.

Основным показателем и одновременно условием полноценного развития ребенка является отношение к другому человеку как к самоценности, а не как к средству. Способом реализации такого отношения может быть только любовь и децентрация педагога в рамках высокого профессионализма, уважение к ребенку, признание возможностей его развития; совместная с ним деятельность на основе максимальной активности ребенка.

Основным условием полноценного развития активности ребенка является предоставление ему позитивной свободы в проявлении моторной, коммуникативной и познавательной потребности. Стремление к свободному волепроявлению - один из основных показателей нормального развития личности.

Прежде чем воспитывать ребенка, надо установить с ним контакт. В противном случае процесс воспитания в нашем понимании неосуществим, поскольку мы будем иметь дело либо с моделью «невмешательства» взрослого в жизнь ребенка, либо с учебно-дисциплинарной моделью взаимодействия воспитателей с детьми.

Альтернативу этим моделям составляет личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого и ребенка.

Если педагог в своем общении придерживается личностно-ориентированной модели, то, очевидно, преобладающей дистанцией в его взаимоотношениях с детьми будет такая, которая позволит каждому ребенку в группе чувствовать контакт с окружающими и одновременно личную свободу.

Поэтому, непременным условием построения развивающей среды в дошкольных учреждениях любого типа является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия. Это предполагает решение следующих задач: обеспечение чувства психологической защищенности -доверие ребенка к миру, радости существования (психологическое здоровье); формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности ребенка - не «запрограммированность», а содействие развитию личности; знания, умения, навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности.

Исключительное значение в воспитательном процессе придается игре, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Игра основывается на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, становится основной формой детской жизни. Организация пространства должна предоставить возможность для многовариантных игр. Нужно создавать сложное и безопасное пространство, где может быть реализована склонность ребенка что-то для себя открывать, применять свою фантазию, становиться героем придуманных им сюжетов.

Эти положения личностно-ориентированной модели обнаруживают себя в следующих принципах построения развивающей среды в дошкольных учреждениях: принцип дистанции, позиции при взаимодействии; принцип активности, самостоятельности, творчества; принцип стабильности - динамичности; принцип комплексирования и гибкого зонирования; принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; принцип открытости - закрытости; принцип учета половых и возрастных различий детей.

Рассмотрим каждый из этих принципов подробнее.

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Первоочередным условием осуществления личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослых и детей является установление контакта между ними. Отсутствие контакта не позволяет решать какие бы то ни было образовательные задачи, которые ставит перед собой воспитатель.

Одно из условий среды, которое делает такое общение легко осуществимым, - это разновысокая мебель. Ее высота должна быть такой, чтобы не только воспитатель без затруднений мог «спуститься», приблизиться к позиции ребенка, но и ребенок мог «подняться» до позиции воспитателя, а когда и посмотреть на него сверху.

Не менее важно взрослому для осуществления контакта найти верную дистанцию, общее психологическое пространство общения и с каждым ребенком, и с группой детей в целом. Сложность здесь в том, что у каждого человека - и у ребенка, и у взрослого - свои особые представления о комфортной дистанции взаимодействия: одни лучше чувствуют себя на более близкой, «короткой» дистанции, другие - на более «длинной». Кроме того, эти представления меняются в зависимости от разных причин: состояния человека, вида деятельности, которой он занимается, и т.д.

Принцип активности. В проекте дошкольного учреждения должна быть заложена возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослыми.

По сравнению с обычной семейной обстановкой, среда в дошкольном учреждении должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств.

Комнаты, в которых дети проводят много времени, должны быть уютными, все оборудование в них комфортно и многовариантно, продумана игровая среда. Стены могут быть использованы для размещения на них различных крупномасштабных пособий, ориентированных на познавательное и эмоциональное развитие. Регулятором и индикатором настроения детей, их эмоционального состояния может служить изменение освещения.

В качестве звукового дизайна желательны, например, записи шелеста листвы, плеска воды, шума моря, пения птиц и т.п. и всего того, что может выполнять функции домашней психотерапии, успокаивать детей (перед сном, например), создавать особый уют в зимние вечера, нести познавательную и эстетическую нагрузку.

В детском саду должны быть созданы реальные условия для воссоздания ребенком «взрослых» форм деятельности. Взрослый обучает детей бытовым операциям в процессе «настоящей» и результативной деятельности.

Принцип стабильности - динамичности развивающей среды. При проектировании развивающей детской среды необходимо учитывать тот факт, что определить для ребенка его жизненную среду невозможно.

Ребенок не «пребывает» в среде, а преодолевает ее, «перерастает» ее, постоянно меняется, становится другим в каждую следующую минуту. Следовательно, меняется для него и его окружение. Для того, чтобы оно все же осталось приемлемым для ребенка, удобным, надо дать ему возможность менять окружающую среду, вновь и вновь созидать ее в соответствии со своими вкусами и настроениями.

Возможность трансформации пространства, в том числе, выполняемой детьми (что особенно важно), может быть реализована с помощью применения раздвижных (и раскручивающихся рулонных) перегородок, разворачивающихся поролоновых матов, динамичного подвесного потолка.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования. При рассмотрении этого принципа следует учитывать, что он не только вплотную примыкает к «принципу стабильности - динамичности», но и в какой-то степени перекрывает его, особенно в той его части, где представлена динамичность развивающей среды.

Жизненное пространство в детском саду должно давать возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволит детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу: физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций и диапозитивов, математическими играми, наблюдениями и т.д.

В детском саду для детей старшего возраста рекомендовано иметь следующие функциональные помещения: физкультурные; музыкальные; театральные; лаборатории; «кабинеты» (с книгами, играми, головоломками, диафильмами, слайдами и т.д.); творческие мастерские, конструкторские; кухни; прачечные; «производственные» мастерские и др.

Эти помещения должны быть устроены так, чтобы они могли создавать разный эмоциональный настрой, т.е. становиться «таинственными», «страшными», «магическими», «смешными», «сказочными, волшебными», «загадочными», «фантастическими» и т.д.

Организация данных пространств должна позволять детям использовать их для освоения не только ценностей, но и всей палитры значимых отношении в мире - от ценностей до антиценностей. Иными словами, «пространство» позволяет ребенку не только искать и осваивать истину, но и «уходить» от нее в фантазию, в грезы, не только творчески строить, но и разбирать построенное, видеть не только прекрасное, но и безобразное.

Среда должна представлять единый комплекс цветовой, звуковой, кинестетической (движение, осязание, обоняние и др.) модальностей. Каждая из этих модальностей вносит свой вклад в построение среды, гармонически сочетаясь друг с другом.

Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого. Одна из задач организации среды может быть сформулирована следующим образом: для того, чтобы определить структуру оптимальной окружающей среды, в которой может развиваться и комфортно себя чувствовать здоровый и гармонический человек, необходимо провести оптимальный отбор стимулов по количеству и качеству. Недостаток импульсов обедняет и ограничивает развитие ребенка по всем сферам, а перенасыщенная среда с хаотической организацией стимулов дезориентирует его.

Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребенка. Среда должна пробуждать у детей двигательную активность, давать им возможность осуществлять разнообразные движения, испытывая радость от них. В то же время окружающая обстановка должна иметь свойство «гасить», тормозить двигательную активность детей, когда это необходимо.

Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представлений об окружающем (природе, рукотворном мире, других существах и своем внутреннем мире), экологических представлений, знакомству с разными языками (музыки, движений, графики, красок, пантомимы, поэзии, компьютера, символов и т.д.).

Каждому ребенку в детском саду должно быть обеспечено личное пространство: это могут быть кроватка со стульчиком и ковриком, письменный стол, тахта и полка для школьника, собственный «уголок». В эту систему включаются и структурные емкости для личных вещей, игрушек, книг, пластинок и т.п., принадлежащих только ребенку.

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. Постижение детьми категории эстетического начинается с «элементарных кирпичиков», своеобразного языка искусства: красоты звуков, цветовых пятен, абстрактных линий, остроумной трактовки образа лаконичными графическими средствами. Поэтому важно разместить в интерьере не громоздкие классические произведения живописи (Айвазовского, Шишкина, Сурикова и др. авторов), а простые, но талантливые этюды, эстампы, абстрактные или полуреальные скульптуры, дающие ребенку представление об основах графического языка и о различных культурах - восточной, европейской, африканской.

Целесообразно в разных стилях представить детям одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых: реалистическом, абстрактном, комическом и т.п. Тогда дети (при помощи взрослого) смогут обратить внимание не только на то, что изображено, но и на то, как это сделано, осваивая начала специфики разных жанров.

Выбор места для картин, скульптур, воспроизводящей музыкальной аппаратуры должен быть определен заранее в помещениях основного пребывания детей, наряду с выделенным местом для более масштабных экспозиций - временных выставок.

Принцип открытости ~ закрытости. Новый проект среды должен иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и, самое главное, к развитию. Принцип открытости - закрытости может быть представлен в нескольких аспектах.

Во-первых, открытость природе, проектирование, способствующее единству Человека и Природы. Эта тенденция может проявиться во взаимопроникновении с природным окружением; организации «зеленых комнат» в помещениях - маленьких остекленных по периметру внутренних двориков с растущими в них растениями: деревьями, кустарником, травой. Это включение во внутреннюю среду здания атриумов - остекленных сверху пассажей, оранжерей, открытых веранд, террас.

Второй аспект - это открытость культуре в ее прогрессивных проявлениях. Элементы культуры - настоящей «взрослой» живописи, литературы, музыки - должны носить не чисто оформительский характер украшения помещений, а органически входить в дизайн интерьера.

Третий аспект - это открытость обществу. Здесь открытость - закрытость должна соответствовать сути понятия «МОЙ ДОМ». Представители, проявляющие желание принять участие в организации и функционировании среды, должны иметь такую возможность (в рамках правовых документов). Особым правом участия в жизни детского учреждения пользуются родители.

Четвертый аспект - открытость своего «Я», собственного внутреннего мира. Среда организуется таким образом, чтобы способствовать формированию и развитию образа «Я». Возможны проекты с использованием разновеликих зеркал - отдельных и целых комплексов, желательна также и система подвижных зеркал (в комнате смеха могут быть и «кривые» зеркала).

Принцип учета половых и возрастных различий детей. Дети уже в дошкольном возрасте обращают внимание на свой внешний вид. Они наблюдают за изменением своего тела и колебаниями в своих переживаниях со смешанным чувством любопытства, интереса, а порою, и страха. Пытаясь интегрировать эти новые образы и чувства в нарождающуюся половую роль, они ищут для себя ролевые модели среди членов семьи, друзей, людей, героев мультипликационных фильмов.

Половое воспитание - система медико-психологических, гражданских и педагогических мер, направленных на воспитание у детей, подростков и молодежи правильного отношения к вопросам пола. Задача полового воспитания способствует гармоничному развитию подрастающего поколения и нравственным межполовым отношениям, содействует укреплению брака и семьи. Поэтому половое воспитание не может рассматриваться обособленно от общих вопросов воспитания, готовящего молодое поколение не только к труду и общественной деятельности, но и к личной жизни. Вместе с тем, «половой вопрос» - это и социально-гигиеническая проблема, связанная со здоровьем, работоспособностью, настроением людей, оздоровлением их семейного быта. Ответы на одни вопросы из сферы межполовых отношений человек должен уяснить в дошкольном учреждении, школе, другие - из бесед с родителями, третьи - наедине с самим собой и хорошей книгой. Семейные, супружеские, интимные отношения, - как бы их ни называть и какие бы аспекты их не рассматривать, - все это различные уровни и формы духовного и физического единения. Человек, с детства проявляющий склонность и способность к взаимопониманию, будет более постоянным и в данной специфической сфере взаимоотношений. Поэтому формирование таких способностей - как черты личности - необходимо рассматривать в качестве базисной задачи полоролевого воспитания детей. Вопросы межполовых отношений должны рассматриваться в тесной связи с вопросами здоровья.

Решающую роль в процессе формирования половой идентификации детей играют взрослые. Важно не упустить дошкольный возраст как наиболее благоприятный для развития у детей нормативных представлений о психических свойствах и поведенческих проявлениях, характерных для представителей своего и другого пола. Дети пытаются вместе со взрослыми отобрать наиболее типичные образы женщины и мужчины. Так, по их мнению, для образа женщины характерна мягкость, терпимость, заботливость, нежность, эмоциональность, охранительность, для образа мужчины - выносливость, смелость, честность, сдержанность. Мы используем следующие темы для накопления ребенком позитивного опыта полоролевого поведения: «Мужской и женский этикет», «Поведение мальчиков», «Поведение девочек», «Здравствуйте, пожалуйста!», «Утреннее приветствие»; предлагаем детям решение проблемных педагогических ситуаций в игровой деятельности и жизненных ситуациях.

Важной характеристикой воспитательной деятельности педагога-гуманиста, по мнению ряда ученых, являются эмпатия, принятие, креативность, способность к рефлексии.

Известно, что эмпатия - это чувствование другого человека без оценки и принятие любого его переживания независимо от способа выражения. Эмпатийный педагог не станет стыдить ребенка, сравнивать его с другим. Он не будет запрещать ребенку свободно выражать свои чувства, потому что хорошо понимает, что энергия эмоций, будучи неотреагированной, превратится в разрушительную для здоровья ребенка силу, источник невротизации.

Важнейшей характеристикой воспитательной деятельности педагога является принятие. Чрезвычайно важна для понимания принятия идея К. Роджерса о том, что принятие другого человека не есть любовь к нему и даже не есть уважение к нему. Принятие - это иное. Это твердая уверенность, в том. что другой человек, независимо от расы, национальности, политических убеждений, привычек поведения, имеет право жить на земле, и никто не имеет права его уничтожить. К. Роджерс подчеркивал и доказал это собственным примером, что абсолютному принятию другого человека надо учиться, что оно - удел гениев, что обычный человек может лишь стремиться расширить свое принятие.

Психологи заметили и еще одну важную для педагогики здоровья особенность педагогической деятельности: безусловно принимает другого человека тот, кто сам был в детстве принят безусловно. Безусловное принятие, подчеркивается в психологической литературе, рождает чудо самопринятия. Последнее же чрезвычайно важно, ибо именно с этого момента начинается личностный рост ребенка.

Важнейшей характеристикой воспитательной деятельности является креативность - способность педагога к творчеству. В личностно-ориентированной концепции воспитания творчество трактуется как способность проникнуть в мир каждого ребенка, максимально высоко оценить его возможности и способности. Креативность педагога проявляется, прежде всего, в эмпатии и принятии ребенка. Творческий педагог стремится воспитать творческого ребенка. В психологической литературе подчеркивается, что решение этой задачи возможно при условии психологической свободы и психологической безопасности ребенка, а такое состояние, в свою очередь, достигается при условии, что педагог отказывается от постоянного внешнего оценивания ребенка.

Еще одной важной характерной чертой воспитательной деятельности педагога является его способность к рефлексии и помощь детям в осмыслении того, что происходит с ними в процессе их жизнедеятельности. Опыт показывает, что даже старшеклассники не всегда могут самостоятельно адекватно оценить те события, в которых они принимают участие, не осознают того нового, что происходит с ними в процессе жизнедеятельности.

Характеристики отношений подобного рода, способствующие успешному развитию и оздоровлению ребенка, таковы: открытость, т.е. практически полное отсутствие манипуляций при ясной цели действий обеих сторон; взаимозависимость каждого участника образовательного процесса, в отличие от полной зависимости ребенка от педагога; право на аутентичность (признание равного права) каждого ребенка, включая педагога; возможность удовлетворить основные межличностные потребности.

Таким образом, педагог создает условия для персонализации и индивидуализации детей в образовательном пространстве с целью сохранения и развития физического, психического, социального здоровья, обеспечивая тем самым комфорт (уют) - двигательный, психологический, социальный.

Необходимым условием обеспечения такого комфорта является самоценная активность ребенка, понимая как осуществление деятельности по причине осознания ее собственной ценности; при этом сама активность выступает как фактор ускоренного развития личности и источник ее преобразования во взаимосвязи с окружающим миром (В.А. Петровский).

Так, формирование волевой активности ребенка осуществляется во взаимодействии с воспитателем, который строит его на следующих принципах: не спеши, помогай, не вмешивайся, поддерживай, принимай и т.д.

Воспитатель-фасилитатор реализует свое взаимодействие с ребенком через здоровьеразвивающую среду, построенную на следующих теоретико-методологических подходах: антропологическом, системном, аксиологическом, культурологическом, деятельностном.

Таким образом, среда есть универсальный механизм социализации ребенка, который, выполняя защитную (адаптивную), регулятивную и самоактуализирующую функции, формирует гражданина своего Отечества и Планеты на основе аксиологических основ научных знаний, всеобщих законов развития природы, общества, общечеловеческих ценностей и общегуманистической морали.

 

АВТОР: Ахвердова И.А.