29.01.2012 13707

Академическая культура: понятие, сущность структура

 

В процессе учебно-познавательной деятельности у субъектов образовательного процесса формируются не только специфические умения и навыки поиска информации, ее отбора, оценки, хранения и использования, но и особые личностные качества и свойства, индивидуальный стиль деятельности, система ценностных ориентаций, отношений к объектам познания, его результатам.

Если применительно к учебно-познавательной деятельности в общеобразовательной школе используется понятие «культура учебного труда», то применительно к высшей профессиональной школе целесообразно использовать понятие «академическая культура». Такая целесообразность мотивирована, прежде всего, особенностями учебной деятельности в вузе: ее профессиональной (практической) направленностью, наличием не только учебно-познавательной, но и учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности, спецификой организации и управления педагогическим процессом, а также особенностями (возрастными, социально-психологическими) студентов как субъектов учебной деятельности.

Академическая культура - это овладение различными видами и способами учебно-познавательной и учебно-исследовательской деятельности, готовность к переходу от теоретического к практическому обучению, умения рационального чтения, подготовка к занятиям, различным формам аттестации, к достижению успеха в профессиональных конкурсах, соревнованиях.

Тесно связаны с академической культура мышления и культура умственного труда.

Культура мышления - это способность индивидуального мышления к саморазвитию и его умение выходить за пределы сложившихся форм и навыков мышления. Культура мышления также зависит от степени овладения интеллектуальными приемами: анализ и синтез, обобщение, абстрагирование, сравнение, аналогия, систематизация, моделирование и т.д. Культура умственного труда характеризует качество умственной деятельности, степень овладения интеллектуальными умениями и навыками, умения организации, планирования, соблюдение правил гигиены, распределения труда и отдыха, рациональной работы с источниками знаний, самоконтроль, своевременную коррекцию своих действий. Иными словами, культура умственного труда предполагает овладение умениями и навыками научной организации труда, навыками самопроектирования, самоорганизации, саморегуляции и самоконтроля.

Академическая культура как сложное личностное образование включает в себя: комплексы практических умений, навыков, обеспечивающих успешность учебного труда; интеллектуальных способностей; личностных свойств и качеств; готовность (опыт) к учебной деятельности, к достижению высоких результатов.

Указанные комплексы умений, навыков, способностей, свойств и качеств направлены на усвоение знаний (перевод информации в знания), на овладение обобщенными способами действий, их программами и алгоритмами. В ряду таких способов деятельности состоят интеллектуальные, мыслительные действия, владение языковыми средствами, в форме которых усваиваются знания.

Способы учебной деятельности могут классифицироваться на репродуктивные, проблемно-творческие, исследовательско-познавательные. В результате овладения этими способами формируется способность к переходу от внешних предметных действий к внутренним умственным действиям.

Еще более высоким уровнем обобщения умений и навыков учебной деятельности являются: способность структурировать знания, умения решать задачи. В результате овладения умениями учебной деятельности формируются теоретическое мышление; когнитивные структуры, опыт учебно-познавательной деятельности.

На микроуровне познания и описания сущности умений учебной деятельности исследователи выделяют следующие: действия целеполагания, программирования, планирования, а также исполнительские действия: вербальные, материально-практические, материально-логические, перцептивные, мнемические, репродуктивные, продуктивные, преобразующие, исследовательские, контролирующие, действия оценки (самооценки).

Развитие личности субъекта образовательной деятельности предполагает высокую степень сформированности интеллектуально-эвристических способностей: воображения; умения генерировать идеи; ассоциативность мышления; видения противоречий, проблем; способности к переносу знаний, умений в новые ситуации; умения преодолевать инертность мышления, отказываться от ошибочных идей; критичности мышления, независимости суждений.

Важнейшую роль в формировании академической культуры студентов играет мотивационная готовность к учебно-познавательной деятельности.

Структура понятия «готовность» состоит из двух главных (но не единственных) компонентов: необходимых умений и навыков, опыта деятельности и психологического компонента (желания, интереса, мотивационной готовности), волевой устремленности, то есть психологическая мобилизация к учебно-познавательной деятельности.

Мотивация, отмечают психологии, - это «сложный механизм соотнесения личностных внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности».

Учебная мотивация включает потребность в овладении знаниями, мотив учения, видение смысла учения, отношение к процессу учения и его результату, интерес.

Мотивация учения зависит и от общего развития личности, и от образовательной среды, организации учебно-познавательного процесса.

Успешность учения будет более высокой, если мотивация ориентирована на процесс и результат, а не на оценку преподавания или избегание неудач. В студенческом возрасте особенно важно учитывать потребность в достижении, стремление к улучшению результатов деятельности, т. е. в вузе важны мотивы интеллектуально-познавательного плана.

«Наибольшее влияние на академические успехи, - отмечают исследователи, - оказывает познавательная потребность в соответствии с высокой потребностью в достижениях».

Таким образом, наличие достаточного исходного уровня развития личности служит условием для повышения мотивации к учению, в свою очередь повышение уровня мотивации служит условием для последующего развития личности, повышения, в частности, уровня ее академической культуры.

Показателем наличия основ академической культуры, ее начального уровня сформированности служит успешность обучения в вузе. Однако сегодня предъявляются новые требования к оценке качества образования. Известно, что академическая успешность далеко не всегда гарантирует практическую успешность, успешность в будущей профессиональной деятельности.

Практическое мышление по своей ценности, социальной значимости не уступает теоретическому, академическому. Практическое мышление характеризуется способностью «целостно схватывать ситуацию, вычленять в ней задачу, быстро анализировать воздействующие факторы, находить решения в условиях конкретной ситуации».

Данное положение подтверждает идею А.А. Вербицкого о необходимости строить образовательный процесс не только в контексте академического, но и, главное, в контексте профессионального образования, ориентированного не на передачу готовых знаний, а на практическое решение задач, имитирующих реальные, профессиональные. Вот почему понятий «знания, умения, навыки» сегодня явно недостаточно: можно быть хорошо информированным, но не подготовленным к решению профессиональных задач. Это обусловило потребность появления понятий «компетентность», «компетентностный подход». Под профессиональной компетентностью понимается интегральная характеристика, определяющая способность решать профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей, наклонностей.

Уметь учиться (в контексте компетентностного подхода) - значит уметь переводить информацию в знания. Информация тогда превращается в знания, когда студент применяет ее на практике, т. е. информация превращается в компетенции, т. к. знания нашли практическое применение. Компетентность, таким образом, проявляется в деятельности. Нельзя не увидеть компетентность вне дела, вне решения реальной ситуации. Профессиональная компетентность, отмечают исследователи, - это совокупность ключевых, базовых и специальных компетентностей. Ключевые компетентности необходимы для любой профессиональной деятельности.

Базовые компетентности - это отражение специфики определенной профессии.

Специальные компетентности отражают специфику конкретной специальности. Отличительной особенностью компетентностно-ориентированного профессионального образования является ориентация процесса профессиональной подготовки на получение конкретных результатов решения задач, имеющих личностный смысл проблем. Таким образом, академическая культура - это высокий уровень овладения технологиями нахождения необходимой информации, ее превращения в знания, т. е. овладение способностью применять знания для решения практических задач. В ином случае процесс учения сводится к бессмысленному накоплению информации, которая не превращается в знание, создавая у студента представления о бессмысленности механического запоминания, накопления информации, которую студент не может применять в решении практических задач.

Введение понятия «компетентность», «компетентности» позволяет представить модель академической культуры как комплекс образовательных компетентностей.

Современное понимание сущности процесса познания ориентирует на изменение отношения к субъекту познания. Субъект познания - это часть процесса познания, обучения развития.

В этой связи необходимо выделить те исходные положения, которые помогают понять особенности (возрастные, социально-психологические) студента как объекта и субъекта развития, чтобы создать необходимые условия для повышения эффективности процесса формирования академической культуры.

Студенческий возраст характеризуется не только «наивысшим уровнем таких показателей, как мышечная сила, быстрота реакций, моторная ловкость, скоростная выносливость», но и психологические свойства: мышление, память, восприятие, речь, эмоции, чувства.

Одной из отличительных особенностей студента как субъекта учебной деятельности является то, что он, как правило, уже выбрал будущую профессиональную деятельность, имеет представления о ней, готовится к выполнению профессиональных функций, т.е. обладает профессиональной направленностью, устойчивым отношением к будущей профессии.

Известно, что чем явственнее выражена профессиональная направленность, тем выше уровень его мотивации к учебно-познавательной деятельности.

Студенческий возраст - это время наивысшей потребности к академическим достижениям, готовности к самоорганизации, к занятиям информационной и исследовательской деятельностью.

По свидетельству психологов, в этом возрасте идет активный процесс формирования когнитивных структур. Это означает, что организация учебного процесса должна предусматривать отбор, применение таких учебных заданий, которые одновременно направлены как на понимание, осмысление, так и на запоминание, структурирование в памяти студента усваиваемого материала, его сохранение и целенаправленную актуализацию.

В основе познавательной деятельности, как правило, лежат два основных мотива - мотив достижений и познавательный мотив. При этом мотив достижения подчиняется познавательной и профессиональной мотивации. «Усвоенные в обучении знания, умения, навыки, - указывают А.А. Вербицкий, Т.А. Платонова, - выступают уже не в качестве предмета учебной деятельности, а в качестве средства деятельности профессиональной».

Формирование академической культуры - процесс длительный и сложный. Как показывает опыт, на младших курсах студенты испытывают значительные затруднения в слушании и записывании лекций, в овладении навыками рационального чтения, в поиске и оценке степени важности информации, в подготовке вторичных документов (аннотация, рецензия, реферирование, обзор литературы, написание статьи, курсовой работы и т.д.). Испытывают затруднения и в публичном выступлении, защите своего мнения, осознании своего мнения, оппонировании, умении вести дискуссию.

Зачастую студенты не могут рационально организовать свою самостоятельную работу: планирование, смену видов деятельности, оформление результатов, редактирование, структурирование и т.д. Вот почему необходимы иные подходы к организации учебно-познавательной деятельности.

Например, усиление в вузе роли личностно-ориентированной системы обучения, которая предполагает адаптацию среды к личности студента, что позволит сделать образовательный процесс неформальным.

Усилению личностного смысла учения будут способствовать меры по развитию рефлексивных способностей студентов - умений самоанализа движения собственной мысли, чувства, знания. Постоянно необходим самоанализ студентом своего пути познания, успеха и неудачи на каждом этапе.

В этом отношении весьма продуктивен метод проектов, составляющий ядро проективного образования, т.к. играет роль системообразующего фактора. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить», - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Сущность метода проектов заключается в способности эффективно развивать познавательные умения учащихся, в умении самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление. Метод проектов как способ достижения дидактических целей через конкретную технологию позволяет решать реальные проблемы, получать при этом практические результаты. Эти результаты можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Критическое мышление связано со способностью иметь собственный взгляд на мир, на вещи, явления. Наличие такого мышления предполагает умение сочетать личные интересы с общественными, принимать оптимальные решения, находить выходы из ситуаций, видеть скрытые мотивы поведения окружающих, умение получать важную информацию самого разного свойства для дальнейшего продуктивного использования. «Для студента такое качество личности необходимо, прежде всего, для того, чтобы не превратиться в «сосуд», накопляемый потоком информации, которую надо вызубрить и забыть».

Метод проектов как средство развития практического мышления всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся: индивидуальную, парную, групповую.

Решение проблем посредством метода проектов предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой - необходимость интегрирования знаний и умений из разных областей. Такие интегрированные комплексы знаний, умений, личностных свойств - все, что участвует в получении практических результатов, получат названия компетенций.

Важно также положение о том, что «Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решать ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Если же говорить о методе проектов, о педагогической технологии, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути».

Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Эти технологии относятся к технологиям XXI века.

Ряд качеств имеет более широкое, чем академическое, социальное значение. Например, академическая мобильность, толерантность, критическое мышление.

Академическая мобильность как сложное интегральное образование означает способность оперативно менять профиль, виды учебной деятельности, род занятий.

Академическая мобильность может быть рассмотрена на макро-, мезо- и микроуровнях. На макроуровне академическая мобильность -это способность рационального перехода от учебной деятельности к научно-информационной, от рутинной к творческой, от теоретической деятельности к практической.

На мезоуровне - это способность перехода от изучения содержания одной дисциплины к другой, от индивидуальной работы к коллективной, от аудиторной к внеаудиторной, от учебной - к внеучебной, от управляемой преподавателем - к самостоятельной работе.

На микроуровне академическая мобильность связана с оптимальным переходом от одних интеллектуальных операций к другим, например, от анализа к синтезу, от абстрагирования к конкретизации, от информационного поиска к обобщению информации, ее оценке, от письменной речи к устной, от слушания к говорению и т. д.

Академическая мобильность - залог формирования базисных квалификаций. Это владение сквозными умениями: работа с информационными системами (базовыми, универсальными), экологические компетенции, конфликтологические компетенции и другие.

Академическая мобильность - это база для формирования профессиональной мобильности. Например, готовности к смене профессии: студент должен получить в вузе комплекс компетенций в качестве залога для будущего, для смены профиля деятельности, т.е. запас знаний и способов деятельности. В этой связи актуальной становится проблема разработки технологии формирования у студентов комплекса рефлексивных умений и способов деятельности.

Рефлексивные умения связаны с самопознанием, самоактуализацией. В процессе учебно-познавательной, исследовательской деятельности студент осознает свои действия, анализирует их, дает оценку, вносит коррективы, оценивает степень сформированности того или иного умения.

Рефлексивные умения - наиболее значимый критерий оценки степени сформированности академической культуры, а также необходимый компонент критического мышления.

Наряду с критическим мышлением, необходима толерантность, умение слушать собеседника, ставить себя на его место, чтобы лучше понять. Толерантность, таким образом, - это качество, помогающее извлекать максимум информации из высказываний окружающих, чтобы использовать ее при принятии решений. Формирование толерантного сознания предполагает выстраивание студентом собственной образовательной траектории. В процессе обучения студент усваивает умения и навыки интеллектуального общения, знакомится с типами мышления, учиться уважать свою и чужую точку зрения. Таким образом, мобильность, толерантность и критическое мышление - необходимые условия и признаки академической культуры.

Важнейшим средством формирования академической культуры служит вовлечение студентов в творческую деятельность. Разделение мышления на продуктивное (творческое) и репродуктивное (воспроизводящее) - это условное разделение. В любом мыслительном акте всегда есть творческое начало.

Признаками творческой деятельности (мышления), творческими умениями являются следующие: способность переносить знания, умения из одной области в другую; обнаружение в известном явлении, предмете новых свойств, функций; создание (открытие) совершенно нового. Стимулировать творческую деятельность могут различные приемы, способы. Например, методика мозгового штурма. Смысл ее - «в разделении между разными людьми генеративной части мыслительного акта и части контрольно-исполнительной: одни участники генерируют гипотезы с запретом любой критики, а другие позже оценивают их реальную значимость. Это так называемый метод синектики - соединение разнородного в одном».

На основе синектики действует способ обучения студентов умению генерировать аналогии разного типа и другим приемам, позволяющим увидеть знакомое в незнакомом и незнакомое в знакомом. Мыслительную деятельность, интеллектуальные умения в терминологии В.П. Бепалько можно описать следующим образом: узнавание информации, воспроизведение информации, совершение продуктивной деятельности по усвоенному алгоритму (репродуктивная деятельность), осуществление продуктивной деятельности на основе самостоятельно построенной программе (творческая деятельность).

Для понимания сущности понятия «академическая культура» важно учесть положение, сформулированное Б. Блумом и раскрывающее отличия различных и в то же время взаимосвязанных интеллектуальных свойств. Это: знания (знание конкретного материала, терминологии, фактов, определений и т.д.); понимание (объяснение, интерпретация, экстраполяция); применение (знание способов применения); анализ (видение связей, структуры); синтез (проектирование деятельности); оценка (суждения).

Для проектирования технологии формирования академической культуры важно учесть и классификацию учебных задач по их «когнитивному составу». Двадцать семь разновидностей задач исследователи объединяют в четыре группы: 1) задачи на воспроизведение знаний; 2) задачи, требующие простых мыслительных операций; 3) задачи, требующие сложных мыслительных операций (интерпретация, аргументация); 4) задачи на продуктивное мышление.

Академическая культура - не есть абстрактное, оторванное от ее носителя понятие. В содержании данного понятия его внутренние компоненты можно расположить по определенным уровням.

Первый уровень - комплексы учебно-познавательных умений, навыков и качеств, необходимых всем специалистам. Второй уровень -профессиональные качества, свойственные какому-либо профилю, направлению. Третий уровень - качества, свойства, необходимые специалисту в конкретной области.

Однако, при постановке конкретных целей и задач для формирования академической культуры необходимы адекватные понятия. Те конструкты, которые мы выделили для понимания сущности академической культуры, - компетентности (языковая, информационная, интеллектуальная и т. д.) - слишком широкий, обобщенный характер (макроуровень). Операциональные умения, навыки (анализ, абстрагирование, синтез, моделирование) имеют очень конкретный, частный характер (микроуровень). Необходим мезоуровень - понятия, которые могут стать целью конкретных видов, форм учебно-познавательной и исследовательской деятельности. В этой связи возникает целесообразность введения понятия «компетенции». То есть конкретная компетентность состоит из групп, определенного комплекса компетенций. Таким образом, логика развертывания нашего исследования требует изучения сущности понятий «компетентностный подход», «компетенции», технологии формирования академических компетенций.

 

АВТОР: Горденко Н.В.