29.01.2012 38199

Самостоятельная работа студентов как средство формирования академических компетенций

 

Среди сложившихся форм и методов обучения студентов в вузе все большее значение приобретает самостоятельная работа. Вузовская практика подтверждает, что только знания, добытые самостоятельным трудом, делают выпускника продуктивно мыслящим специалистом, способным творчески решать профессиональные задачи, уверенно отстаивать свои позиции.

Сущность самостоятельного обучения определяется в дидактике как способность человека без посторонней помощи приобретать информацию из разных источников. Ни один образ не формируется у человека без самостоятельных познавательных действий. Наибольший успех в учении достигается тогда, когда обучающийся ориентируется на самостоятельное выполнение предварительно отобранных интеллектуальных операций.

Самостоятельная работа студентов (СРС) является одним из эффективных средств развития и активизации творческой деятельности студентов. Ее можно рассматривать как главный резерв повышения качества подготовки специалистов.

СРС завершает задачи всех других видов учебного процесса и может осуществляться на лекциях, семинарах, практикумах, лабораторных занятиях, консультациях. В данном случае она выступает как метод обучения.

Как форма организации учебного процесса самостоятельная работа студентов представляет собой целенаправленную систематическую деятельность по приобретению знаний, осуществляемую вне аудитории.

При выполнении самостоятельных заданий большое значение имеют такие два фактора, как наличие у слушателей элементарных навыков самостоятельной учебной деятельности и создание обстановки «вынужденной самостоятельности». Такие навыки формируются в ходе лекций, практических занятий, внеаудиторной работы, когда преподаватель дает специальные задания (это и предварительное планирование своего ответа, определение главного в лекции, сопоставление тех или иных явлений, доказательство определенной точки зрения и т.д.).

Самостоятельная работа предполагает выполнение различного рода заданий, предлагаемых преподавателем. Выполнение данных заданий должно раскрывать объем программного материала, не нашедшего освещения (или малоосвещенного) на лекционных и семинарских занятиях. Подготовка осуществляется при непосредственном консультировании преподавателя, что не исключает элементов творчества со стороны студентов.

Внутренними, сущностными признаками самостоятельной работы являются: ярко выраженное сознательное стремление к поставленной цели, выполнение ее, достижение результата собственными силами, без непосредственного участия посторонних лиц.

Содержание самостоятельной работы студентов составляют разнообразные типы учебных, производственных и исследовательских заданий, выполняемых ими под руководством преподавателя (или компьютерной обучающей программы). Традиционная цель самостоятельной работы - усвоение знаний, приобретение умений и навыков, опыта творческой и научно-информационной деятельности, выработка индивидуального стиля деятельности.

Анализ литературы, практического опыта позволил выделить различные подходы к методике организации самостоятельной работы студентов. Эффективность самостоятельной работы зависит, прежде всего, от понимания ее сущности и определения места среди других форм учебной работы в вузе. К сожалению, и в этом вопросе нет единого подхода. Одни специалисты рассматривают самостоятельную работу как восприятие и самостоятельное осмысление студентами сообщаемой преподавателями информации. Другие пытаются раскрыть сущность феномена только по внешним признакам. Третьи - выделяют такие признаки самостоятельной работы, как самостоятельное приобретение и глубокое осмысление новых знаний, установление самими студентами ритма работы и дозировки времени на изучение поставленных вопросов.

Самостоятельную работу, можно считать формой обучения, но поскольку она позволяет формировать необходимые студенту учебные умения и навыки, ее можно рассматривать и как средство обучения.

Под самостоятельной работой студентов мы понимаем такую деятельность, которая направлена на решение познавательных задач по овладению базовыми и специальными компетенциями посредством выполнения конкретных учебных заданий под руководством преподавателя. Данное определение позволяет утверждать, что уровень усвоения учебного материала, формирование компетенций во многом зависят от того, как построить процесс обучения, с помощью каких методов вовлекать студентов в самостоятельную работу.

Сущность самостоятельной работы заключается в наличии специально организованной деятельности студентов; наличии результата деятельности; наличии технологии процесса учения. Эти параметры позволяют определять самостоятельную работу как специально организованную систематическую учебную деятельность, основанную на определенной технологии процесса учения и направленную на развитие познавательной и творческой активности личности.

В качестве признаков самостоятельной работы студентов выделим следующие: наличие познавательной или практической задачи, проблемного вопроса, особого времени на их выполнение; проявление умственного напряжения для правильного и наилучшего выполнения того или иного действия; проявление сознательности, самостоятельности и активности студентов в процессе решения поставленных задач; осуществление управления и самоуправления самостоятельной, познавательной и практической деятельностью студента. Таким образом, ядром самостоятельной работы является познавательная или проблемная задача, которая обуславливает весь ее процесс.

В отличие от большинства известных классификаций, построенных по одному основанию (например, по дидактическим целям, источнику знаний, методам обучения), в нашем исследовании самостоятельные действия систематизированы по 9 основаниям: по направленности содержания, по дидактическим задачам, по методам обучения, по особенностям познавательной деятельности, по особенностям умственных действий, по особенностям организации и управления, по форме проведения, по месту проведения, по форме выражения конечного результата.

В педагогической литературе выделяют четыре уровня самостоятельной деятельности обучающихся: 1) копирующие действия; 2) репродуктивная деятельность; 3) продуктивная деятельность; 4) самостоятельная деятельность.

В соответствии с уровнями самостоятельной деятельности студентов обычно выделяются и четыре типа самостоятельной работы: 1) воспроизводящие по образцу; 2) реконструктивные самостоятельные работы (учат анализировать события, явления, факты, способствуют развитию внутренних мотивов к познанию); 3) вариативные - формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца; 4) творческие, являющиеся венцом системы самостоятельной деятельности студента.

Переориентация образовательной парадигмы на развитие личностных качеств специалиста-профессионала требует изменения цели самостоятельной работы как формы организации учебно-воспитательного процесса. Такой целью должно стать развитие творческого мышления будущего специалиста, его внутренней и внешней самоорганизации, активно- преобразующего отношения к получаемой информации.

Самостоятельную работу следует рассматривать как процесс решения творческой задачи, который включает несколько этапов.

1. На первом этапе решения любой творческой задачи - ее осознании - происходит понимание недостаточности старого имеющегося опыта, необходимость выхода за его пределы. Определяется неизвестное новое, которое должно быть найдено в результате.

2. Информационный поиск. Определяя методы нахождения «неизвестного нового», мы опираемся на знания, полученные в процессе обучения и предшествующей деятельности (актуализируем прошлый опыт). Определяем направление поиска необходимой, но пока отсутствующей информации, виды ее источников.

3. Аналитико-синтетическая переработка информации; постановка эксперимента. Содержанием данного этапа является восприятие, понимание, осмысление полученной информации, ее оценка, установление связей между разрозненными фактами и явлениями, обобщение их и представление в логической (знаковой) форме. Именно в результате аналитико-синтетической переработки информация переходит в знание.

4. Заключительный этап решения творческой задачи - распространение. Полученный отдельным субъектом результат в виде его «экспортной модели» становится достоянием других, поступает в общественное обращение. Поэтому письменное оформление результатов - необходимый завершающий этап решения творческой задачи.

В зависимости от конкретных учебных задач, которые должны быть решены в процессе самостоятельной работы, содержательная наполняемость, продолжительность отдельных этапов изменяются. Однако присутствие их в структуре процесса обязательно. Это помогает будущему специалисту осознать себя не только потребителем готового знания, но и его интерпретатором, распространителем нового знания.

Основным элементом самостоятельной работы является познавательная задача (задание).

Учебная задача представляет собой сформированное задание, направленное на поиск новых знаний, требующее решения в ходе наблюдения, опытов, изучения литературы и других видов познавательной деятельности. Как дидактическая единица, учебная задача обладает рядом функциональных признаков:

– является предметом познавательной деятельности;

– содержит в себе движущее противоречие между данным и искомым;

– включает все звенья познавательной деятельности: постановку цели, мотивацию, выбор рациональных путей решения, подбор способов действий и средств их выполнения, получение результата, его анализ;

– выступает средством логической и психологической организации учебного материала;

– интегрирует процессы усвоения знаний и формирования опыта деятельности, что необходимо для овладения компетенциями.

СРС в процессе научно-информационной деятельности направлена на развитие интеллектуально-логических способностей (формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, объяснять, доказывать, обосновывать, излагать, систематизировать, классифицировать, моделировать); интеллектуально-эвристических способностей (умений генерировать идеи, воображения, ассоциативности мышления, видение противоречий; умений ставить задачу, выдвигать гипотезу) и способности письменно выражать свои мысли, лаконизировать их, описывать, оформлять результаты научного исследования.

Немаловажную роль в подготовке будущего специалиста играет научная деятельность, которая не только упорядочивает и углубляет знания, полученные в процессе выполнения учебной работы, но и помогает актироваться ко многим формам учебной деятельности. Научные исследования в большинстве случаев носят самостоятельный характер, поэтому особенно важна правильная организация научной деятельности студента вуза.

Научное исследование - это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде понятий, законов и теорий. Характеризуя научное исследование, обычно указывают на следующие его отличительные признаки:

– это обязательно целенаправленный процесс, достижение осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач;

– данный процесс направлен на поиск нового, на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов;

– научное исследование характеризуется систематичностью: здесь упорядочены, приведены в систему и сам процесс исследования, и его результаты;

– ему присуща строгая доказательность, последовательное обоснование сделанных обобщений и выводов.

Цель научно-теоретического исследования состоит в том, чтобы найти общее у ряда единичных явлении, вскрыть законы, по которым возникают, функционируют и развиваются такого рода явления, т.е. проникнуть в их глубинную сущность. Результаты научных исследований воплощаются в научных трудах (статьях, монографиях, учебниках, диссертациях и т.д.) и лишь затем, после их всесторонней оценки используются в процессе практического познания.

Таким образом, научная работа в отличие от учебной, заключающейся в основном усвоении знаний, относительно которых выработано относительное единство мнений, связана с разработкой проблем научного характера. Под проблемой понимается сложный теоретический или практический вопрос, противоречивая ситуация, которые требуют изучения и разрешения. Чаще всего научно-исследовательская работа студента (НИРС) складывается из следующих направлений:

– участие в научных проблемных группах (научных кружках, обществах);

– публикация научных статей;

– участие в научных конференциях;

– участие в научных конкурсах.

Нелишне помнить, что активность, проявленная при выполнении научной (впрочем, как и любой другой социально полезной) работы, всегда поощряется как преподавательским коллективом, так и администрацией высшего учебного заведения, не говоря уже об особом удовольствии, получаемом творческой личностью в процессе научной деятельности.

Рассмотренные приемы, способы, правила учебной и научной познавательной деятельности позволяют студентам существенно повышать, качество самостоятельной работы, успешно осваивать программу обучения в университете. Но эффективность используемой техники и методики самостоятельной работы в решающей степени зависит от определенных личностных качеств студента.

Организация самостоятельной работы студентов - сложный и многомерный процесс, который включает в себя и формирование мотивации, профессиональной позиции будущего специалиста, и органичное включение самостоятельной работы в процесс освоения содержания учебных дисциплин, и интеграцию самостоятельной работы студентов с опытом использования современных педагогических технологий, и выбор форм контроля за результатами самостоятельной работы.

Успех в ведении СРС во многом зависит от ее организации.

Правильная организация, умелое планирование позволяют существенно повысить качество и эффективность самостоятельной учебной деятельности студентов, выполнить значительно больший объем работы.

Сущность организации самостоятельного труда коротко можно выразить следующими словами: максимум эффективности при минимальных затратах времени, сил и средств.

Реализация требований организации труда студентов направляется на достижение трех целей:

1) максимальная экономия и эффективное распределение времени, отводимого на СРС;

2) создание и умелое использование благоприятных условий труда и отдыха;

3) всемерная забота о здоровье и всестороннем развитии личности. Обсуждение проблем организации самостоятельной работы - это поиск

взаимопонимания разных поколений, это установление связей между свободой и ответственностью, это согласование стремлений преподавателей и интересов студентов, это построение «образовательной встречи», в которой формируется самостоятельность как главная цель образования, как особое качество профессионального сознания будущего специалиста.

Важнейшей составляющей в процессе модернизации высшей профессиональной школы является актуализация самостоятельной работы студентов. СРС осуществляется в учебно-познавательной, научно-исследовательской и научно-информационной деятельности.

В организационно-педагогическом отношении эффективность управления качеством СРС определяется рядом условий:

– увеличение доли самостоятельной работы за счет уменьшения аудиторных занятий;

– разработка достаточного учебно-методического обеспечения, повышение роли так называемого задачного подхода;

– целенаправленная работа по реализации метода проектов;

– введение системы зачетных единиц;

– вооружение студентов умениями и навыками самостоятельной работы (формирование учебных, исследовательских и информационных компетенций);

– последовательное применение средств мотивации к активной самостоятельной работе;

– организация СРС в контексте будущей профессиональной деятельности.

В процессуально-содержательном отношении СРС можно рассматривать как процесс решения творческой задачи, что в свою очередь позволяет выделить ряд этапов.

1. На первом этапе в результате сложной аналитико-синтетической работы происходит выявление противоречия, формируется проблема, определяются исходные данные.

2. На втором этапе осуществляется информационный поиск необходимой информации, определяются предполагаемые пути, способы решения задачи.

3. Отбор, оценка полученной информации, перевод информации в знания. Опытно-экспериментальная работа.

4. Перевод личного знания в «экспортную модель», т.е. создание нового информационного продукта (например, письменное оформление полученного знания для его распространения среди потребителей).

Учебная задача, направленная на поиск нового знания, формирует опыт познавательной деятельности, готовность к применению знаний на практике.

Самостоятельная работа студентов реализуется в учебное и внеучебное время. Отличительная особенность СРС заключается не в том, что студент работает без помощи преподавателя, а в том, что он самостоятельно управляет собственной деятельностью.

СРС в учебной деятельности связана с усвоением знаний, накоплением индивидуального опыта применения знаний на практике. Как показывает опыт, чаще всего студентам для самостоятельной деятельности предлагаются работа с учебной литературой, ответы на вопросы, выполнение заданий к аудиторным занятиям. Однако сами студенты испытывают желание проявить себя в подготовке дидактических средств: раздаточных материалов, таблиц, рисунков, аудио-видео материалов, компьютерных программ.

В новых условиях для развития опыта самостоятельной работы следует предлагать студентам такие задания, как подготовка программного обеспечения, привлечение к работе по созданию банка данных, базы знаний.

Высшей формой СРС является научно-исследовательская работа студентов (НИРС).

Значение НИРС еще более возрастает, когда она имеет прикладную направленность, т. е. результаты этой работы имеют практическое значение.

Мотивация к самостоятельной научно-исследовательской деятельности у студентов будет значительно выше, если эта работа организована в контексте будущей профессиональной деятельности, если результаты этой работы могут быть востребованы потребителем (то есть теми, для кого она предназначалась), если проделанная работа получает своевременную и положительную оценку. Необходимо помнить, что главным движущим мотивом к исследовательской работе у студента является потребность в достижении значительного успеха. Вот почему очень важно своевременно и адекватно оценить этот успех.

Важным средством повышения качества НИРС является привлечение студентов к научным исследованиям, проводимым в рамках деятельности научных школ, научных центров, лабораторий, что создает условия для индивидуализации научной деятельности студентов, преподавателей.

Интеграция учебной и научно-исследовательской деятельности заключается в развитии когнитивных структур, в формировании умений и навыков мыслительной деятельности, т.е. развитии таких приемов, как анализ и синтез, обобщение, абстрагирование, систематизация, моделирование и др. Приобщение к научной деятельности формирует устойчивые навыки, готовность к работе с монографиями, авторефератами, статьями, справочной литературой.

Особенно актуальной является задача подготовки студентов к работе в научно-информационной среде. Это связано с формированием компьютерной компетентности - готовности работать с базовыми программами. Самостоятельная работа в информационной среде - это еще и работа по созданию оригинального вторичного документа: классификатора, таблицы, реферата, обзора, дайджеста, аналитической справки, аннотации и т.д.

Все это требует сформированности интеллектуальных компетенций: понимание и знание путей, способов развертывания логических моделей, конструкций; наличие словарного запаса (достаточное владение понятиями), умение ставить тезис, находить аргументацию, делать логически правильные и адекватные выводы, владение грамматической структурой и стилем научной речи.

Таким образом, главным смыслом и результатом СРС является развитие интеллектуально-логических способностей и способности с помощью текста выражать свои мысли, описывать и оформлять результаты учебной и исследовательской работы.

Стимулирование работы студента - это особый, сложный вопрос, связанный с развитием мотивов учения. Психологами доказано, что соотношение мотива и цели образует смысл учения. Если цели самостоятельной работы соотнесены с мотивами студентов, то она приобретает для них личностный смысл. Знание и учет основных мотивов -одно из основных условий обеспечения успешности самостоятельной работы студентов.

Мотивы учения тесно связаны с целями, которые ставит перед собой студент. Чтобы развивать положительное отношение к самостоятельной работе в избранной профессии, следует разъяснять цели на каждом этапе и по каждому предмету, в каждом виде самостоятельной работы указывать конкретные пути их достижения, следить за принятием этих целей студентами, при этом стремиться к совместному с ними целеполаганию.

Без интереса к изучаемой дисциплине студент самостоятельно работать не будет. Уровень самостоятельности и уровень интереса к предмету чаще всего совпадают. Источников развития интереса много. Прежде всего, они находятся в том материале, на котором строится занятие со студентами. Материал значительной новизны, вбирающий последние научные достижения, связанный с практикой, с будущей профессией, содержащий исторические сведения, построенный на проблемности, на противоречиях и противоположностях, вызывает интерес обучаемых. Если же самостоятельная работа построена на старом, давно усвоенном материале, она не только не вызовет интереса, но может явиться причиной негативной реакции студентов.

Другими источниками развития интереса являются сам процесс самостоятельной работы и методически грамотная организация познавательной деятельности. Причиной снижения интереса к дисциплине может явиться даже преобладание в лекциях элемента информативности, в ущерб проблемности. Повествовательно-положительная форма постановки вопросов в планах семинарских занятий, в других заданиях не развивает активной мысли. Преобладание монолога над диалогом, обсуждением, дискуссией ведет к подавлению желания думать, спорить, задавать вопросы.

Самостоятельная работа, особенно творческая, сама по себе считается эффективным источником развития познавательного интереса. Студент с высоким уровнем познавательного интереса способен самостоятельно осуществить все этапы решения задачи - от постановки цели до распространенного полученного знания.

Наличие умений целеполагания является показателем зрелости мотивационной сферы. Все, что связано с целеобразованием, - оценка условий, анализ своих возможностей, сравнение разных целей, сопоставление целей и достигнутых результатов - способствует развитию как самостоятельности, так и интереса студента. Важно создать в студенте ''критическую массу» знаний и навыков, способную к саморазвитию в процессе дальнейшего образования и самообразования. Соответственно можно выделить критический уровень интереса к предмету - тот интерес, который способствует саморазвитию.

Стратегия развития интересов студентов разрабатывается с учетом следующих положений:

1. Воспитание познавательного интереса в учебно-воспитательном процессе должно содействовать развитию стержневых качеств личности, воспитанию личности студента в целом.

2. Процесс формирования познавательных интересов должен включать многообразие видов, форм деятельности, адекватных системе отношений к миру.

3. В учебном процессе следует интенсифицировать те виды деятельности, которые более соответствуют склонностям, способностям студентов.

4. Необходимо учитывать поступательный характер развития интереса, прогнозировать уровни, этапы развития.

5. Требуется постоянно расширять сферы познавательного интереса, развивать ситуации его проявления, создавать личностно-ориентированные ситуации.

6. Необходимо обеспечить успех в познавательной деятельности. Итак, во многоуровневой системе профессионального высшего образования методически осмысленное руководство самостоятельной учебной деятельностью студентов направлено на стимулирование свободного выбора студентами предметного содержания и уровня самостоятельной деятельности, определение ее смысла, на развитие творческого потенциала студента, на обеспечение условий для личностной самореализации.

Исследование показало, что для значительной части студентов одним из основных побуждающих мотивов в учебе является стремление оправдать надежды и доверие родителей. Другой мотив - личная требовательность к себе. Немалая часть студентов (27% опрошенных) считает, что в основе недостаточно высоких результатов в учебе лежит их незнание, как организовать свою учебную деятельность. Помочь студенту овладеть умениями самостоятельно добывать знания - важнейшая задача преподавательского коллектива.

Современный студент проявляет больший интерес к интерактивным технологиям обучения. Отказ от директивного обучения и директивности в отношениях со студентами предполагает предоставление им большей самостоятельности, возможностей большего выбора курсов и спецкурсов, форм контроля (значительная часть студентов отдает предпочтение рейтинговой форме контроля). Учитывать эти потребности студентов -значит, заботиться о привлекательности формы подачи знаний, ее обновлении, налаживать отношения сотрудничества.

Мотивация студента к исследовательской и научно-информационной деятельности осуществляется путем разъяснения возможностей для успешной профессиональной карьеры преподавателя, ученого, раскрытия особенностей творческого труда и его значения для профессиональной самореализации человека, обретения смысла жизни, сохранения нравственного здоровья личности.

Сильным побуждающим средством к информационной деятельности является разъяснение студентам содержания различных видов профессиональных занятий в соответствии с избранной специальностью, например, с деятельностью центров, отделов научно-технической информации, музея, культурно-досугового учреждения.

Активная СРС во всех ее видах возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации; в противном случае будет имитация активности, уход от самостоятельности действий. Наиболее, эффективна дальняя мотивация, обусловленная перспективами послевузовской деятельности.

При отсутствии мощной дальней мотивации надо искать ближнюю. Она может быть обусловлена:

– интересной подачей учебного материала, мастерством преподавателя, его личностными качествами;

– участием студентов в творческой деятельности, (научной и методической работе), игровыми формами занятий (в том числе с использованием ЭВМ), организацией предметных олимпиад и т.п.;

– индивидуализацией всех форм занятий и контроля знаний;

– мотивирующими формами контроля знаний: кумулятивные оценки и рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры;

– поощрением успехов в учебе и творческой деятельности: стипендии и особые формы диплома, премирование, зарубежная практика, стажировка, учеба, аспирантура и др.;

В сегодняшней обстановке не обойтись без санкций за плохую учебу (мотивация от противного).

Кроме того, необходимо воздействовать и на демотивирующие факторы. Высшей школе не под силу релаксировать такой глобальный фактор, как неквалифицированное использование специалистов, низкая оплата их труда, (здесь нам доступно лишь воздействие на общественное мнение, и участие в решении проблемы кадрового заказа). Однако есть и внутривузовские возможности, связанные с:

– психологической поддержкой студента (в частности, при неудачах выбором правильного уровня и способов педагогического общения);

– требовательностью к уровню знаний, поскольку пробелы в предшествующих знаниях - сильнейший демотиватор учебы;

– учетом постепенности формирования настроя на СРС, в частности на работу с книгой: здесь достаточен тесный контакт преподавателя со студентом - непременное условие выработки устойчивого настроя на самостоятельную работу.

Затраты времени студентов на СРС должны оцениваться и планироваться с учетом сложности дисциплин для студентов. Эту характеристику можно установить только на основе мнений студентов; от вуза, к вузу она колеблется, поскольку зависит не только от содержания дисциплины (здесь много общего для разных вузов), но и от постановки ее преподавания (это специфично для вуза);

На интенсивность СРС оказывает влияние и способ комплектования студенческих групп - через учебные взаимодействия студентов. Анализ показывает, что сегрегация (комплектование групп отдельно из слабых, сильных, средних студентов) дает в целом отрицательный эффект в смысле успехов в учебе (в нравственном смысле - тоже). Предпочтительнее, интеграция (включение в каждую группу сильных, средних и слабых студентов) при индивидуализации обучения внутри группы.

Для успешного осуществления самостоятельной работы студентов необходимы:

1) комплексный подход к организации СРС по всем формам аудиторной работы;

2) сочетание всех уровней (типов) СРС;

3) обеспечение контроля за качеством выполнения (требования, консультации).

Остановимся подробнее на таком виде самостоятельной работы студентов, как контролируемая самостоятельная работа.

Как известно, в период перестройки высшей школы были выбраны следующие пути: профессионализация, компьютеризация, гуманитаризация, индивидуализация обучения и увеличение роли СРС.

Педагогическая ценность СРС заключается в обеспечении активной познавательной деятельности каждого студента, ее максимальной индивидуализации с учетом психофизиологических особенностей и академической успеваемости, преследуя при этом (и это главное) цель: максимально содействовать развитию индивидуальности.

Каждый преподаватель ведет личный журнал учета самостоятельной работы студентов. В свою очередь, у студента имеется карточка своей индивидуальной работы.

Разнообразные приемы и методы контроля СРС должны быть объединены в систему, которая ориентируется на начальное звено - целевые установки и систему познавательных заданий. Чтобы быть эффективным, контроль должен быть непрерывным и целенаправленным. Непрерывность контроля означает, что он постоянно направлен на изучение состояния знаний студентов, сформированных умений, характера отношений к изучаемой дисциплине. Целенаправленность контроля требует, чтобы каждое контрольное мероприятие проводилось с ориентацией на главную цель - на проверку усвоения студентом узловых вопросов учебной программы, определения уровня подготовки студента к текущим занятиям, качества усвоения материала, активности участия в работе, готовности решать творческие задачи.

Индивидуальные творческие задания в зависимости от уровней сложности имеют разную «цену» в баллах. Студент постоянно имеет возможность повысить общий рейтинг за счет выбора и выполнения сложных заданий, за счет участия в научно-исследовательской работе.

Развитие новых информационных технологий привлекает внимание к углубленному анализу преимуществ и недостатков их использования в учебном процессе. Вопрос об использовании достижений информатики в социально-гуманитарных исследованиях и преподавании соответствующих дисциплин не нов. Уже несколько десятков лет персональные компьютеры используются в преподавании.

Однако в последнее время данная проблема привлекает особое внимание. На различных конференциях и в специальной литературе ученые, преподаватели, социологи выясняют, какие конкретные цели и задачи можно ставить при использовании информационных технологий в преподавании тех или иных гуманитарных дисциплин, как относятся сами преподаватели к данному уникальному инструменту и как они могут способствовать совершенствованию процесса обучения.

Необходимость использования информационных технологий в преподавании социально-гуманитарных дисциплин диктуется несколькими обстоятельствами.

1. Фундаментальные цивилизационные изменения, начавшиеся в последней трети XX-го века, поставили вопрос о разработке и использовании новых технологий приобретения знаний, навыков, умений, которые соответствовали бы нации, ценностям и отношениям информационного общества.

2. Чрезвычайная пластичность и динамичность хозяйственной среды на рубеже веков, повышение уровня неопределенности и риска поставили перед участниками образовательного процесса (преподавателями и студентами) новые задачи. Сегодня возникает и увеличивается разрыв между сложностью и новизной задач, с одной стороны, приемами и методами их решения, выработанными в прошлом - с другой. Повышается вероятность стратегических неожиданностей. При этом следует учитывать, что в соответствии с концепцией гиперконкуренции, выдвинутой Р.Д'Авени, нормой является не равновесное состояние, а непрерывная ломка тенденций во всех областях и сферах хозяйственного взаимодействия.

Это предъявляет определенные требования к формированию модели образования, основанной на приобретении, актуализации и использовании знаний.

3. Изменения в технологии образования являются не только технической необходимостью, но и ответом на определенный социальный запрос. Современные студенты чрезвычайно активно используют новейшие носители информации - телевидение, компьютеры, Интернет. Студенты отдают предпочтение электронным носителям информации по сравнению с традиционными - книгам, газетам, бумагам. Более того, при подготовке к занятиям студенты предпочитают не фундаментальные книги, а справочную литературу, конспекты и сжатые хрестоматии.

Иными словами, студенты предпочитают получать информацию в более простой и доступной форме.

4. Преподаватели социально-гуманитарных дисциплин вынуждены постоянно решать дилемму: как «уложить» растущий объем изучаемого материала в небольшое число часов, которое имеет тенденцию к сокращению. В настоящее время в рамках социально-гуманитарного знания наблюдается плюрализм взглядов, подходов, позиций как отдельных ученых, так и целых школ и направлений.

Неоценимую помощь преподавателям могут оказать информационные технологии. В основе современных информационных технологий обучения лежит понятие гипертекста. Термин «гипертекст» означает «информационный массив, на котором заданы и автоматически поддерживаются ассоциативные и смысловые связи между выделенными элементами, понятиями, терминами или разделами».

Информация, при использовании компьютерных средств, представляется в форме ссылок. В тексте подсветкой выделяются определенные слова, которые при желании можно «раскрыть» и получить дополнительную информацию. Отношения и связи понятий друг с другом образуют так называемую семантическую сеть, описывающую структуру и смыл определенного фрагмента знаний. Но это не только текст. Документы могут содержать иллюстрации, анимацию, аудиофрагменты и видеофрагменты.

По сравнению с лекцией или семинаром, информационные технологии более демократичны. Они позволяют охватить большее количество студентов. Преподаватели знают, что часто на лекциях студенты отвлекаются, не все успевают записать. Многие плохо воспринимают на слух. Часто студент боится признаться, что не понял или не знает какого-то материала. Информационные технологии позволяют индивидуализировать обучение и управлять процессом усвоения знаний. Можно подобрать индивидуальный темп с учетом подготовки, специфики восприятия, потребностей каждого студента. Студент имеет возможность вернуться к любому месту текста, проиграть заново ситуацию, просмотреть результаты тестов и проанализировать их. К тому же по воспроизводимым эффектам компьютерные технологии сравнимы с радио и телевидением.

В рамках информационно-технологического обеспечения технология обучения рассматривается не только как процесс или результат его проектирования (описание, модель), но и как специфическое средство, своеобразный «инструмент» в руках педагога, позволяющий ему организовать учебный процесс на технологическом уровне.

Таким образом, в данном случае технология обучения выполняет связующую функцию, т.е. является стержнем, вокруг которого формируется необходимая информационная среда, способствующая активному педагогическому взаимодействию преподавателя и обучающихся.

Все это говорит о том, что компьютерные технологии и, прежде всего, Интернет, - не просто еще одно техническое средство обучения, а качественно новая технология обучения. Компьютерные технологии являются средством, позволяющим существенно расширить творческий потенциал, повысить производительность в самом широком смысле слова и при этом выйти за рамки традиционной модели изучения учебной дисциплины. Приобретается умение учиться самому. Происходит осмысление знаний в новом ракурсе, появляется новое видение известных фактов и явлений. Так, для того чтобы найти необходимый материал в Интернете, необходимо осмыслить понятия и определить предметную область, без чего невозможно грамотно составить запрос на поиск информации.

Во всем мире растет понимание того, что на наших глазах возникает новая информационная культура. Важное место в этом процессе принадлежит и преподавателям социально-гуманитарных дисциплин. Однако для этого требуются новые нестандартные подходы, отказ от старых схем организации учебного процесса, готовность осваивать новые области знания.

Согласно новой образовательной парадигме независимо от специализации и характера работы любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности, иметь свою позицию и уметь рационально организовывать самостоятельную познавательную деятельность.

Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы. Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека. Кроме того, самостоятельная работа имеет воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста высшей квалификации. Поэтому в каждом вузе, на каждом курсе тщательно отбирается материал для самостоятельной работы студентов под руководством преподавателей.

Внедрение в учебный процесс информационных технологий сопровождается увеличением объемов самостоятельной работы студентов. Это, в свою очередь, требует организации постоянной поддержки учебного процесса со стороны преподавателей. Важное место в системе поддержки занимает проведение консультаций, которые теперь усложняются с точки зрения дидактических целей: они сохраняются как самостоятельные формы организации учебного процесса, и, вместе с тем, оказываются включенными в другие формы учебной деятельности (лекции, практики, семинары, лабораторные практикумы и т.д.).

В традиционной педагогике при очном обучении самостоятельная работа студентов включает в себя чаще всего лишь самостоятельную работу с литературой. С использованием информационных технологий возможности организации самостоятельной работы студентов расширяются.

Самостоятельная работа с исследовательской и учебной литературой, изданной на бумажных носителях, сохраняется как важное звено самостоятельной работы студентов в целом, но ее основу теперь составляет самостоятельная работа с обучающими программами, с тестирующими системами, с информационными базами данных. По существу, все известные виды электронных изданий могут служить основой для организации самостоятельной работы студентов, наиболее эффективными из них являются мультимедийные издания.

Эффективность использования средств информационных технологий в учебном процессе во многом зависит от успешности решения задач методического характера, связанных с информационным содержанием и способом использования автоматизированных систем обучения в учебном процессе. В связи с этим целесообразно рассматривать автоматизированные системы обучения, используемые в конкретной учебной программе (определяемой предметным содержанием, целями и задачами обучения), как программно-методические комплексы. В данном случае под программно-методическим комплексом понимается совокупность программно-технических средств и реализованных с их использованием методов (методик) обучения, предназначенных для решения конкретных задач учебного процесса.

Использование информационных технологий в учебном процессе позволяет изменить характер учебно-познавательной деятельности студентов, активизировать самостоятельную работу студентов с различными электронными средствами учебного назначения. Наиболее эффективно применение информационных технологий для отработки навыков и умений, необходимых для профессиональной подготовки.

Применение в учебном процессе информационных технологий приводит к сокращению объемов и одновременному усложнению деятельности преподавателя по сопровождению учебного процесса. Так, например, для усвоения теоретического лекционного материала используются не только аудиторные занятия, но и созданная система педагогической поддержки, включающая консультирование, осуществление текущего контроля, проведение компьютерного тестирования, работу с учебно-методическими материалами. Усложняется структура и таких форм учебной деятельности, как контроль, консультации и самостоятельная работа студентов. При этом изменяются цели консультаций: они теперь более предметно ориентированы на то, чтобы помочь студентам усвоить теоретический материал курса, приобрести практические навыки, осуществить лабораторный практикум и т.д.

Проанализировав всё вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что при использовании в воспитательно-образовательном процессе информационных технологий возрастает объем и расширяются организационные формы самостоятельной работы студентов. Реально именно увеличение доли самостоятельной работы студентов приводит к уменьшению нагрузки преподавателя.

Безусловно, при организации и контроле самостоятельной работы студентов компьютер - эффективный и надежный помощник. Он позволяет сократить время поиска нужной информации, внести в учебу элемент игры, привить вкус к самостоятельным занятиям, развить образное мышление и т.д. В каждом конкретном случае нужно выявить те участки учебного процесса, где применение новых информационных технологий дает новое качество.

В целом, можно сделать следующие выводы:

Овладение технологией педагогического проектирования - важнейшее условие для эффективной организации процесса формирования академических компетенций. При этом важно учитывать, что проектируется не только сам процесс, но и среда, в которой он осуществляется.

Проектировать процесс - значит, в первую очередь проектировать пути, средства реализации заданного подхода, т. к. только решения задач разного уровня сложности способствует формированию компетенций, т.е. готовности применять знания на практике.

Системообразующую роль в процессе формирования компетенций играет содержание.

Важным условием превращения содержания в системообразующий фактор является акцентирование внимания педагогов, студентов на развитии рефлексивных компетенций. Именно на этой основе обеспечивается успешность формирования учебно-познавательных компетенций, готовность к научной организации интеллектуальной деятельности.

Важнейшим средством, обеспечивающим практическую направленность обучения, является самостоятельная работа студентов.

Сущность самостоятельной работы заключается не в том, что студент выполняет задания без помощи преподавателя, а в том, что он самостоятельно управляет собственной академической деятельностью.

Самостоятельная работа проектируется в учебной, информационной и научно-исследовательской деятельности.

 

АВТОР: Горденко Н.В.