30.01.2012 19860

Современная ситуация в сфере досуга молодежи

 

Многоплановость и противоречивость современных социокультурных процессов усилили потребность в диагностике быстро меняющейся ситуации. В этой связи весьма важным представляется изучение социокультурной ситуации в сфере молодежного досуга, усилившего свое влияние на процессы формирования личности молодого человека.

Прежде всего, необходимо развернуть представление об основных понятиях, исходя из которых, мы будем осуществлять анализ социокультурной ситуации в сфере молодежного досуга. Ключевыми в данном случае являются термины «социокультурное» и «социокультурная ситуация».

Подробный анализ понятия «социокультурное» представлен в монографии Н.Г. Денисова. На основании разработанной исследователем терминологии, под социокультурным мы будем понимать особую реальность, рождаемую взаимосвязью социального (что указывает на субъект деятельности) и культурного (указывает на качество и сферу его активности), опосредованной деятельностью различных субъектов (отдельных личностей, социальных групп или общностей, регионов, общества или человечества в целом).

С целью раскрытия понятия «социокультурная ситуация» мы обращаемся к формулировке, предлагаемой В.И. и О.В. Курбатовыми: социокультурная ситуация - это многомерное социокультурное пространство обитания человека, которое отражает всю совокупность условий его жизнедеятельности и включает:

а) социально-культурную среду, включающую предметно-пространственное окружение человека (памятники истории и культуры, архитектура поселений, производственные, бытовые и общественные интерьеры и т.д.), информационную (художественная, правовая, политическая, эстетическая, этическая информация) и ценностно-ориентационную составляющую (смысловая и ценностная нагрузка элементов среды);

б) соответствующие сферы жизнедеятельности, где формируются и реализуются основные составляющие образа жизни различных социокультурных субъектов (ценности, мотивы и цели деятельности, человеческий потенциал и др.).

На этом основании рассмотрение социокультурной ситуации в сфере молодежного досуга включает, прежде всего, анализ условий реализации досуговых потребностей, то есть инфраструктуры досуга, под которой мы понимаем совокупность учреждений и организаций, обеспечивающих условия досуговой деятельности молодежи. При этом важно отметить, что характеристика инфраструктуры досуга подразумевает в данном случае не только и не столько количественную, сколько содержательную сторону, то есть характер, качество ее социокультурной деятельности, которая, как подчеркивают Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников, направлена на создание, сохранение, трансляцию, развитие ценностей и норм культуры.

Социокультурная среда, таким образом, оказывает воздействие на развитие и формирование личности, поскольку не только создает условия для удовлетворения досуговых потребностей, но и через ценностно-ориентационную составляющую влияет на их формирование. При этом она изменяется и сама - преобразуется под влиянием творческой активности человека. В этой связи необходимо также рассмотреть появление новых и изменение существовавших ранее видов досуговой деятельности молодежи, что и позволит проанализировать взаимовлияние социокультурной среды и деятельности молодежи на досуге.

Итак, для раскрытия собственно социокультурной ситуации в сфере молодежного досуга необходимо, с одной стороны, обратиться к его содержанию, к тем видам деятельности, которым молодые люди отдают предпочтение в часы досуга, с другой - описать состояние и характер деятельности культурно-досуговых учреждений и организаций.

То, что в сфере молодежного досуга произошли значительные перемены, не вызывает сомнения. Появляются новые формы досуговой деятельности, меняется характер и содержание форм, существовавших ранее. Сегодня становится все более очевидным, что современные виды молодежной досуговой деятельности обладают особенностями, заметно отличающими их от традиционных видов.

В целом, обращение к понятию «традиция» обусловлено рассмотрением инновационных процессов в сфере молодежного досуга. При этом под досуговыми инновациями мы понимаем такие явления этой сферы жизнедеятельности, которых не было на предыдущей стадии развития общества, но которые появились на данной стадии и нашли свое проявление либо в абсолютно новых формах досуговой деятельности, либо в трансформациях существовавших ранее форм, а также в условиях и последствиях этих изменений.

Как отмечает И.В. Носова, несмотря на консервативность традиций при их передаче от поколения к поколению всегда имеются неограниченные возможности для маневрирования их содержанием. Это проявляется в изъятии некоторой части устаревших элементов или пополнении указанного наследия новыми материалами, более соответствующими сложившимся условиям.

Таким образом, невозможно отрицать естественности изменений в досуговом пространстве молодежи, обусловленных закономерными процессами. Вместе с тем имеющие место трансформации не всегда носят, во-первых, позитивный характер, а во-вторых, не всегда ясна их глубина и значимость, как для самой молодежи, так и для общества в целом.

Чтобы получить общее представление об этих нововведениях, мы предприняли попытку проанализировать те изменения, которые произошли в существовавших ранее в молодежной среде видах досуговой деятельности, а также рассмотреть те из них, которые появляются и получают распространение в последнее время. При этом общая логика анализа существовавших ранее видов досуговой деятельности будет проходить по линии «старая форма - новое содержание». Кроме того, мы рассмотрим такие виды досуговых практик, которые еще 10-15 лет назад не входили в структуру досуга молодежи. Это поможет увидеть масштабы происходящих в этой сфере изменений.

Прежде чем перейти к рассмотрению различных видов досуговой деятельности, необходимо сказать об общих тенденциях в структуре и содержании молодежного досуга. Анализ досуговой занятости молодежи позволяет сделать вывод о том, что в структуре ее культурных потребностей происходят значительные изменения, при которых к центру перемещаются многие ценности, бывшие ранее на периферии. Так, наряду с обеднением культурных потребностей прослеживается тенденция к прагматизму, приоритет же нравственных ценностей, познания, творческой деятельности утрачен. Исследования, изучающие ценностные ориентации молодежи, говорят о том, что творчество как ценность у молодых респондентов относится к числу «аутсайдерских».

Об этом свидетельствуют и проводимые на протяжении многих лет А.Л. Маршаком и другими учеными социологические исследования, эмпирическим путем установившие наиболее частые виды досуговой деятельности молодежи, дающие основания для определения динамики происходящих изменений. Как показывают результаты, в системе досуговой деятельности молодежи превалируют формы, которые направлены не на творческое и духовное развитие, а на отдых, развлечения, рекреацию, причем не требующие больших материальных затрат (пассивный отдых, просмотр телепередач, слушание радио и т.п.).

Именно поиск удовольствия и развлечения считают Т.Г Киселева и Ю.Д Красильников одной из фундаментальных характеристик досуга в современном обществе. Эти выводы подтверждаются результатами и других исследований.

Такие же данные о досуге приводят Е.А. Скриптунова и А.А. Морозов, подтверждающие, что основная масса современной молодежи предпочитает развлечения, чаще пассивные, реже активные, и только незначительная часть опрошенных посвящает свободное время образованию, познанию и саморазвитию.

Аналогичные результаты получают ученые и на других объектах исследования, что позволяет представить в более общем плане картину изменений в структуре досуга. Изучению этой проблемы было посвящено исследование свободного времени горожан, проведенное ИС РАН в г. Пскове в 1986 и 1995-м гг. Полученные результаты, по мнению руководителя проекта В.Д. Патрушева, характеризуют общие тенденции и имеют общероссийский характер.

Приведенные данные свидетельствуют о сокращении посещений учреждений культуры и отдыха (кинотеатры, театры, музеи, библиотеки, клубы, дома культуры), причем, в отношении большинства из них (кинотеатры, музеи, клубы) - более чем в два раза. Говоря о причинах такой динамики, исследователи отмечают ограничение деятельности или прекращение существования ряда учреждений культуры, а также ухудшение материальных возможностей большинства населения. Подобные выводы вполне оправданны. К тому же они подтверждаются аналогичными результатами других исследований.

Как уже говорилось, упрощение видов молодежной досуговой деятельности и примитивизацию их содержания, невозможность организованно проводить досуг, можно объяснять неразвитостью инфраструктуры досуга, а также отсутствием у большинства молодых людей достаточных материальных средств. Подтверждением этому могут служить результаты исследования Ю.Р. Вишневского и Л.Я Рубиной, которые свидетельствуют, что, например, уровень расходов студентов на сферу досуга достаточно тесно коррелирует со степенью удовлетворенности проведением свободного времени. Более того, исследователи фиксируют наличие прямой связи между количеством денег, расходуемых на досуговую деятельность и удовлетворенностью ею.

Такие явления - следствие проникновения и распространения в разнообразные сферы общественной жизни, в том числе и в досуг, коммерческих отношений, в результате чего становятся платными, а потому недоступными для многих категорий молодежи, клубы, спортивные секции и пр.

Но обеднение видов досуга было бы неверно сводить только к причинам экономического характера, которые, безусловно, детерминируют эти процессы. Главная причина состоит в том, что разрушены привычные для большинства условия культурного потребления и культурных занятий. Налицо развал учреждений культуры, их переориентация на нетрадиционные для российского менталитета формы работы (ночные клубы, дискотеки, казино и пр.).

Бесспорно, что причиной инновационных процессов в области молодежного досуга послужили изменения в жизни нашего общества, которые начинают происходить со второй половины 1980-х гг. До начала 1990-х гг. государственные функции, направленные на регулирование жизнедеятельности молодежи, выполнял комсомол. Учитывая, что его членами состояло более 90% молодых людей, это была структура тотального влияния на молодежь.

В начале 1990-х годов, с развалом старой системы государственного управления, рухнули и функционирующие ранее общественные организации, в том числе и молодежные. Была утрачена и главная миссия комсомола -воспитание молодежи. В то же время разрушается существовавшая ранее система работы с молодежью по всем направлениям: идеологическая система, утраченная с уходом партии и комсомола; система работы по месту жительства; системы трудового и физического воспитания; система временной занятости учащейся молодежи; система трудоустройства. Одновременно была разрушена и система организации досуга молодежи, в которую стали проникать различные коммерческие структуры, зачастую лишенные нравственных ориентиров и преследующие только интересы наживы. Это послужило фундаментом для дальнейших изменений в жизни российского общества.

Исследования, проводимые уже в начале прошлого десятилетия, ставившие своей целью описание портрета поколения 90-х годов, в целом свидетельствуют об отличии их жизненных идеалов от идеалов российской молодежи конца 80-х годов, что говорит о быстром изменении всей мотивационной сферы личности у молодого поколения.

Это происходит под влиянием ряда объективных факторов, оказывающих на сознание человека, и в особенности молодого, серьезное воздействие. Говоря о причинах происходящего в сфере молодежного досуга, необходимо, прежде всего, сказать о средствах массовой информации.

Как отмечают исследователи, одной из предпосылок изменения социокультурной ситуации в сфере молодежного досуга, являются процессы глобализации - все возрастающего влияния различных факторов международного значения, в том числе культурного и информационного обмена. К этим процессам относится и формирование сети Интернет. Нас, прежде всего, появление и развитие новых информационных систем интересует в связи с их ролью в изменениях повседневной досуговой практики части российской молодежи.

Исследования показывают, что пользователям в возрасте от 18 до 29-ти лет Интернет необходим для организации приятного времяпрепровождения, что позволяет нам отнести Интернет к досуговым видам деятельности для большинства молодежи и рассматривать его в качестве одного из факторов, определяющих трансформации пространства досуга подрастающего поколения.

История Интернета в России охватывает незначительный период. Несмотря на то, что формально наша страна стала частью глобальной сети уже в 1990 году, эпоху стремительного развития российского Интернета исследователи отсчитывают с середины 90-х годов. В то время ученые стали говорить о том, что виртуальная реальность окажет самое большое воздействие на психический мир, культуру и духовность, образ мысли и образ жизни последующих поколений. А спустя всего десять лет, мы уже можем подтвердить достоверность этих прогнозов.

Таким образом, необходимо отметить изменения молодежного досуга, которые базируются на новой форме реальности, новом информационном поле, пространстве компьютерного общения и коммуникации. Такая необходимость подтверждается тем фактом, что компьютеры сегодня затрагивают самую суть культуры, поскольку связанная с ними революция в средствах массовой информации меняет образ мыслей и взглядов, определяет социально-культурную жизнь человека.

Прежде всего развитие всемирной сети означает появление новой коммуникационной среды для межличностного и внутригруппового общения. Можно говорить о том, что Интернет, выступая особым социальным пространством, является той сферой, где трансформируются традиционные формы социальных отношений, а общение как вид досуговой занятости становится возможным не в традиционном виде непосредственной коммуникации, а приобретает черты, определяемые новым средством - Интернетом.

Отмечая отличие традиционного общения от сетевого, Ю.С. Колесников характеризует последнее «бестелесностью и анонимностью партнеров в процессе коммуникации». По результатам собственных исследований Е.В. Якушина формулирует выводы о привлекательности анонимного общения для молодежи. Автор говорит о том, что определенную часть подростков в пользовании Интернетом привлекает возможность общаться от имени разных лиц, регистрируя в Сети вымышленные фамилии и адреса.

Однако для абсолютного большинства общение в виртуальном пространстве не заменяет отношений в физическом пространстве, что подтверждают данные исследований, фиксирующие не снижающуюся потребность в непосредственном общении с друзьями, несмотря на увеличение числа увлекающихся компьютером и Интернетом. То есть непосредственное общение не вытесняется виртуальным, а скорее увеличивает пространство для него, привлекая теми самыми особенностями, о которых мы говорили выше (анонимность, широта охвата и пр.).

В Сети человек может быть таким, каким он хочет казаться, но не является на самом деле. Нельзя отрицать, что в определенной степени такие возможности содержат позитивную составляющую, но есть и очень важная негативная сторона, сильно влияющая на молодого человека: уход от реальности - удовлетворение своих потребностей в «другой» реальности, поиск себя в другом мире, не там, где приходится жить на самом деле. Как справедливо отмечает Е. Викентьева, «компьютер съедает реальную жизнь, подменяя ее виртуальной».

Н. Климонтович в качестве причины популярности Интернета в молодежной среде рассматривает полную свободу, которая, как отмечает автор, иногда даже простых хулиганов может превратить в террористов, поскольку поведение в Сети обратимо и безответственно. Е.В. Якушина в числе таких причин отмечает многообразие информационных ресурсов: от развлечений до бизнеса.

Не вызывает сомнения, что обе точки зрения верны, поэтому являются взаимодополняющими для объяснения, почему молодежь увлекается Интернетом.

Наряду с общением в сети Интернет, одним из распространенных увлечений молодежи, связанных с компьютером, являются игры. Если в начале 80-х гг. массовое распространение получили видеоигры, то в настоящее время чрезвычайно широкое распространение получили компьютерные игры (именно они занимают верхнюю строку рейтинговой таблицы частоты посещения сайтов в нашей стране), ставшие, как и в целом Интернет, отмечают ученые, одним из элементов образа жизни, прежде всего, детей и молодежи.

Однако психологи говорят о пагубном влиянии на психику человека чрезмерного увлечения «киберпространством». Согласно опросу, проведенному под руководством профессора Д. Гринфилда, было обнаружено, что почти 6% пользователей сети, то есть более 11 млн. человек, страдают «наркотической» Интернет-зависимостью.

Что касается собственно игр, то их негативное влияние, скорее всего, относится к тем из них, которые отрицательно воздействуют на психику и сознание увлеченного их содержанием молодого человека (игры, цель которых заключается в постоянном преследовании жертвы, уничтожении виртуальных противников с помощью всевозможных средств и методов и т.п.).

Вместе с тем, основываясь на их возможностях в моделировании реальных явлений, можно говорить и о воспитательном потенциале игр. Будет неверным не отметить их роль в расширении кругозора, стимулировании интереса. Как отмечают исследователи, философия зрелища электронной игры состоит в развитии целого ряда способностей, в том числе творческих и познавательных.

Новые возможности создает компьютеризация и в сфере производства культуры, формирующая новые увлечения, находящие свое место в досуге молодежи: компьютерная мультипликация (в качестве примера может послужить Масяня - героиня компьютерной мультипликации школьницы из Санкт-Петербурга), компьютерная живопись (в частности - «фракталы» -составление узоров, получаемых по определенным правилам с использованием компьютерных программ), компьютерная графика (в июле этого года в г. Омске был открыт первый в России детский Центр компьютерной графики), web-дизайн (подобные молодежные увлечения начинают включать в различные соревнования, примером чему могут быть Национальные Дельфийские игры, в которых традиционно принимают участие танцоры, музыканты и художники).

Особый интерес представляет компьютерная живопись. В настоящее время реальностью становятся даже выставки таких картин, первая из которых в этом году была проведена в г. Томске. Увлекающаяся подобным изобразительным искусством молодежь вполне допускает, что через 10-15 лет появится школа компьютерной живописи, и ее ученики будут развивать складывающиеся в настоящее время традиции компьютерной живописи, привносить свое.

Интернет как вид досуговой деятельности организуется не только дома, но и в различных компьютерных клубах, Интернет-кафе. Вместе с тем функционирование подобных предприятий в сфере досуга молодежи связано с рядом проблем. Так, в ходе экспертного опроса ведущего специалиста отдела организации воспитательной работы департамента образования и науки Краснодарского края были обсуждены результаты рейдов по компьютерным клубам г. Краснодара в сентябре и ноябре 2002 года. Во время интервью экспертом были высказаны опасения по поводу «губительного влияния чрезмерного увлечения компьютерными играми сомнительного содержания на психику молодого человека». В целом результаты исследования подтверждают мнение Е. Викентьевой о том, что зачастую «сотрудников игровых клубов, кроме прибыли, ничего не касается», поскольку не ведется контроль над продолжительностью и временем пребывания в клубе, над самими занятиями молодежи, отсутствуют необходимые санитарные условия и пр.

В этой связи актуальны замечания профессора В. Дуликова о негативном влиянии на социокультурную ситуацию в сфере молодежного досуга политики «двойного стандарта», проявляющейся в поддержании того или иного явления или его последствий в связи с личной выгодой независимо от того, каковы будут последствия для окружающих или общества в целом.

Последнее является важным, поскольку информационное окружение выступает средством воздействия на культуру, то есть на ее духовно-ценностную составляющую (на основании этого и появляется возможность говорить об Интернет-культуре виртуального пространства).

Нам представляются вполне справедливыми размышления Л.В. Скворцова об информационной культуре. В качестве фундаментальной проблемы информационного общества исследователь рассматривает возникновение в массовых масштабах упрощенных форм самоидентификации, ведущих к «упрощению» личности, эрозии ее духовного измерения, вследствие чего, по мнению ученого, происходит эрозия индивидуальности. Сравнивая традиционные и современные, свойственные информационной культуре, формы самоидентификации, Л.В. Скворцов точно, на наш взгляд, определяет причину их несоответствия - исчезновение ее духовного основания.

Интернет, таким образом, оказывая влияние на формирование социокультурной ситуации в сфере молодежного досуга, в определенной мере формирует личность человека. Это значит, что необходимо развивать позитивный потенциал виртуального пространства и противодействовать возможным негативным последствиям пребывания в нем.

Говоря о характере потребностей, реализуемых через Интернет, И.И. Засурский отмечает: «Сеть, в отличие от масс-медиа, никоим образом не связана рамками приличия и хорошего вкуса, поэтому в Интернете картина пристрастий, вкусов и потребностей пользователей получает адекватное отражение. Аналогичную точку зрения высказывает и Х.М. Энценсбергер: «Интернет не является ни проклятием, не благословением; он просто отражает состояние сознания своих пользователей».

Как мы смогли убедиться, современные исследователи по-разному оценивают значение Интернета и представляют социокультурные последствия его внедрения и распространения. Многие не разделяют точку зрения, что глобальную информационную систему можно оценивать только как значительный прогресс в социокультурном развитии человечества. Обоснована и тенденция в исследованиях социокультурных представлений о системе Интернет описывать совокупность позитива, раскрывающего возможности познания, развития, самосовершенствования. Сам компьютер, Интернет - техническое достижение качественно нового уровня, средство, раскрывающее самые широкие возможности человека в отношении культурно-научных изменений. Другой вопрос - для достижения каких целей это средство используется, чем наполняется его содержание.

Если попытаться рассмотреть Интернет как форму, замещающую другие формы досуга, например того же чтения, то, скорее всего, мы зайдем в тупик, поскольку не сможем найти достаточных оснований для того, чтобы это доказать. Вместе с тем, нельзя не согласиться с мнением, что компьютер по своему воздействию на человека ближе к книге, чем к телевизору. Кроме того, возможно расширение или замещение Интернетом живого общения, других видов досуговой деятельности, например таких, как посещение концертов, кино, театров.

Интересны результаты социологического исследования во Франции, изучившего 24 тысячи французских семей, использующих персональные компьютеры в домашних условиях. Результаты показали, что в семьях, имеющих доступ к системе Интернет, уровень вовлеченности людей в культурно-досуговую практику превышает средний (по показателям посещений культурно-досуговых мероприятий, занятиями различными видами творческой деятельности.

Вполне возможно, что подобные исследования в нашей стране могут не показать аналогичных результатов, однако мы смогли убедиться, что использование Интернета, даже в домашних условиях, не исключает разнообразных видов культурно-досуговой активности.

Рассмотренные выше формы применения компьютера в сфере досуга молодежи, хотя и не исчерпывают всего их многообразия, однако в определенной степени иллюстрируют те инновации, обусловленные техническими достижениями, которые характеризуют современные увлечения молодежи в сфере досуга.

Учитывая весь спектр последствий распространения Сети, крайне важно поставить под социальный и нравственный контроль ее прогресс, предотвратив тем самым хотя бы частично некоторые негативные последствия, связанные с новым видом досуговой практики молодежи - Интернетом.

В нашей стране повсеместное развитие подобных сетей - дело будущего, пока они существуют локально, главным образом в крупных городах. Поэтому основным средством воздействия среди других электронных средств массовой информации еще долгое время будет оставаться телевидение. Это объясняется, прежде всего, его доступностью и, как следствие, распространенностью. Сегодня общий объем отвлекаемого телевидением времени составляет 1000 ч/год или 3-4 ч/день.

На молодежное сознание телевидение оказывает особое влияние. Тем не менее, адекватного замещения старого официального идеологизированного центрального ТВ новым, способным воспитывать молодежную аудиторию с учетом произошедших изменений в нашей стране за последние 10-15 лет, не состоялось.

Рассмотрим запросы и потребности молодежной аудитории, которые были выявлены в исследованиях. Лидирующее место по популярности (на 1998 год) занимали художественные фильмы, следом - молодежные музыкальные программы, далее - игры, программы для широкого круга зрителей (различные ток-шоу, информационные и пр. передачи). Просветительских молодежных программ практически не существует, а рейтинг того небольшого количества просветительских и общеобразовательных передач, рассчитанных на широкую аудиторию и популярных среди молодежи, ничтожно мал, по сравнению с кино-, видео- и музыкальной продукцией. Снижение интереса к программам для молодежи подтверждается и результатами исследований В.Д. Патрушева.

Целый ряд ученых разделяет точку зрения о негативном влиянии массовой культуры на сознание человека. Данной проблеме посвящено множество публикаций, как в научных, так и в научно-популярных периодических изданиях. Об актуальности этого вопроса в настоящее время говорит цикл передач, подготовленный и проведенный министром культура РФ М. Швыдким на телеканале «Культура» в конце 2002 - начале 2003 гг.

На основании анализа его содержания можно сделать вывод о том, что однозначного мнения о роли массовой культуры в жизни общества не сложилось. Как сторонники, так и противники развития массовой культуры приводят значимые аргументы в поддержку своей точки зрения.

Особенно опасно в отношении молодежи, считает Ю.В. Куприянова, навязывание СМИ непрофессиональных гипотез будущего, которые ведут к формированию социальных установок, оценок, не содержащих трезвого анализа. Это, по мнению И.Ю. Кузнецовой, приводит к формированию недифференцированного отношения к основным символам достойной жизни.

Сюда можно отнести и представления о возможных средствах достижения жизненного успеха. В настоящее время, как отмечает С.Ю. Куняев - главный редактор журнала «Наш современник», «телевидение, пропагандируя и всячески рекламируя особый тип преуспевающего человека нового времени - человека, рассчитывающего исключительно на успех, играет в опасную игру, поскольку пытается изменить менталитет российского человека, так как им воспитывается тип человека-игрока, понимающего, что можно жить «на халяву», надеясь только лишь на успех и удачу, чего никогда не было в российской истории». С этим высказыванием нельзя не согласиться, в особенности, если учитывать широкое распространение на российском телевидении таких игр, как «Алчность», «Ставка», «Русская рулетка», «О, счастливчик!», «Слабое звено», «Народ против», в которых залог успеха - не знания, труд, а удача и везение.

Особое место на телевидении занимает реклама. Как мы уже отмечали, телевидение посредством передач, фильмов вырабатывает стереотипы, формирует социальные установки, пропагандирует определенный образ жизни. В этом значительную роль играет реклама. В настоящее время особая роль в пропаганде образа жизни отводится рекламе пива, которая превращает его в непременный атрибут повседневного быта молодежи. Такой результат стал возможным благодаря способности «рекламных роликов... формировать новые потребности и ожидания».

Чтобы это продемонстрировать, проанализируем содержание слоганов рекламных роликов пивных кампаний на центральных каналах российского телевидения (в исследование вовлечена реклама пива на 1 -ом канале и РТР в январе 2003г.). К наиболее часто рекламируемым видам пива можно отнести: «Клинское» - «продвинутое пиво» (рекламная ориентация исключительно на молодежь как на целевую группу); «3 богатыря» - «вместе - мы - сила»; «Балтика» - «знаменитое пиво России»; «Столичное» - «город ждет»; «Бочкарев» - «правильное пиво»; «Белый медведь» - «для отрыва - море пива»; «жить - хорошо»; «3 медведя» - «встреча с удовольствием»; «Ярпиво» - «больше позитива», «все на своих местах»; «Тинькофф» - «он не такой, как все», «он такой один»; «Очаково» - «традиция, которая нас объединяет»; «Красный Восток» - «с ним забываешь обо всем».

Анализ слоганов приводит к выводу, что реклама пива пропагандирует образ жизни, которой немыслим без алкоголя, поскольку атрибутируется такими понятиями, как сила, хорошая жизнь, удовольствие и пр. Не без помощи рекламы пива, на которую тратится по 4-5 млн. долларов в год, потребление этого алкогольного напитка в России за последние десять лет выросло в десять раз.

Участники рубрики «Точка зрения» журнала «Клуб», на наш взгляд, вполне обоснованно возражают против безудержной рекламы пива в молодежной среде, против попытки внедрения в эту среду нового вида досуга - пивного, призывают не скрывать информацию о вреде, который приносит чрезмерное употребление пива организму молодого человека.

По данным социологических исследований среди школьников, проведенных в городах и сельской местности Кубани в 2003 г., 82,8% мальчиков и 86,9% девочек потребляют алкогольные напитки. Это наиболее высокий уровень алкоголизации по России (в среднем 71,8% у мальчиков и 76,7% девочек). Половина опрошенных подростков и 60,7% студентов не видят серьезной социальной опасности в распространении пьянства.

Остается только надеяться, что массированная реклама пива на телевидении, влияющая на формирование негативных сторон образа жизни молодого поколения, будет запрещена.

Безусловно, сказанное выше имеет место в действительности и, к сожалению, далеко не положительно характеризует российское телевидение.

Вместе с тем нельзя не учитывать того потенциала позитивного влияния на молодежь, который может быть реализован СМИ. Приведем высказывание В.В. Познера, президента Российской Академии телевидения: «телевидение - инструмент, который можно рассматривать с разных сторон, и нельзя упрощать мнения о нем». Данная позиция во многом оправдывается и теми возможностями (образовательно-познавательными, воспитательными и пр.), которые заложены в этом средстве массовой коммуникации.

Еще одним видом досуговой деятельности молодежи является чтение. Чтобы составить общую картину того, насколько современную молодежь можно считать читающей, необходимо отметить, что если еще недавно интерес к художественной литературе преобладал над интересом к другим видам искусства, то сегодня он уступает просмотру телепередач. В свое время недоступность широкой молодежной публике критического печатного слова вызвала появление «самиздата», сокращение тиражей привело к распространению книг на «черном рынке».

В настоящее время наблюдается обратная зависимость между многообразием и обилием книг, подписных изданий, периодической печати и количеством подписчиков и читателей. Большинство людей не могут позволить себе подписаться на ставшие дорогими газеты и журналы.

Кроме того, падение интереса к периодическим изданиям можно объяснить и другим фактором: газеты и журналы стали малоинтересными и узконаправленными по своему содержанию. В погоне за прибыльностью периодические издания стремятся к сенсационным материалам и, как показывает практика, часто непроверенным и малодостоверным. Сплетни и скандальная хроника «желтой» прессы приходит на смену информационно-аналитическим статьям и рубрикам.

С целью выяснения сферы интересов молодежи, читающей периодические издания, нами был проведен анализ содержания международного молодежного иллюстрированного ежемесячника «Ровесник» и еженедельного информационного молодежного приложения «Я-молодой» газеты «Аргументы и факты».

На основании анализа мы получили следующие данные. Тематическая направленность молодежного журнала «Ровесник» представляет собой следующее: на первом месте (45-50% (здесь и далее будет указываться средний показатель от общего объема содержания журнала)) - музыкальные новости и новости шоу-бизнеса (из них от 70% до 90% - зарубежные); далее следуют (15-20%) - новости кино- и видеорынка (из них до 90% - зарубежные). В сумме они составляют от 60% до 70% от общего объема содержания журнала. Далее следуют новости спорта - около 5%; рассказы зарубежных фантастов - около 4,5-6%; любовь и секс - около 7%; новости моды - 3-5%; путешествия - около 3%; конкурсы, объявления, реклама и др. в среднем не превышают 1% каждый. Таким образом, на основании полученных данных можно сделать вывод о том, что основная содержательная направленность молодежного периодического издания «Ровесник» - отдых и развлечения. В наибольшем количестве публикуется информация именно такого характера.

Что касается молодежной газеты «Я - молодой», то первое место по объему содержания занимают новости музыки и шоу-бизнеса (в среднем около 50%) - преимущественно зарубежной (до 70%); далее, на втором месте, - любовь и секс - в среднем около 17%; новости кино (в основном зарубежного производства - до 90%) - около 11%, спорт занимает в среднем около 7%; зарубежная фантастика (в том числе информация о книгах) - около 5%; игры, конкурсы, гороскопы и пр. в общем объеме содержания газеты составляют в среднем около 3% каждый.

Таким образом, мы видим схожую общую картину: постоянные рубрики посвящены кино- и музыкальным новостям, а также любви и сексу. Рубрики периодики, посвященные литературным произведениям, довольно скромны по своим объемам и содержат в основном рассказы зарубежных фантастов.

Полученные результаты анализа позволяют говорить о том, что в погоне за прибыльностью издательства превращают молодежную периодику в источник «бескультурья» и «невежества», ими не предпринимаются какие-либо попытки привить молодому поколению ценностей истинной культуры.

Как могут у молодежи сформироваться иные ценностные ориентации и потребности, кроме как «получить от жизни побольше удовольствий», если насаждаемая средствами массовой информации «современная культура» пропагандирует только лишь отдых и развлечение, причем самого примитивного характера. На страницах молодежных журналов и газет отсутствует информация о театре, классической музыке, мировой литературе и искусстве. Даже новости об отечественной музыке и российском кинематографе встречаются гораздо реже, чем о зарубежных исполнителях и кинофильмах.

Вместе с тем нельзя объяснить сложившуюся ситуацию только лишь как ответ предложения на спрос. Безусловно, молодежь, уходя в сферу досуга, одной из своих целей ставит отдых. Однако задачами регулирования досуговой сферы жизнедеятельности молодежи является то, чтобы, развлекая и давая возможность отдохнуть и расслабиться, обеспечить эффективность воспитательного процесса. Именно поэтому средства массовой информации играют в становлении личности молодого человека одну из определяющих ролей.

Но само чтение утрачивает свой исключительный статус, теряя былую самоценность в качестве интеллектуального занятия. Теперь чтение оказывается в совершенно ином эмоциональном и содержательном окружении - решения проблемы заработков, повышения квалификации или переобучения. Все более активно в круге чтения населения утверждается литература для отдыха и развлечений, на втором месте оказывается то, что удовлетворяет «деловые» мотивы - учебная, научная, справочная литература. Интерес к «серьезной» литературе проявляет незначительная часть населения, и она все уменьшается.

Еще одним средством, оказывающим большое влияние на формирование духовной культуры общества и воспитание молодого поколения, является кино. Здесь так же, как и в средствах массовой информации, в художественной форме создается идеальный образ-модель, который используется молодежью как образец для подражания и воплощения в реальной жизни. Кино также является одним из наиболее действенных средств формирования духовного мира молодежи, приобщения ее к той или иной культуре, к тем ценностям, которые пропагандируются с экрана.

В настоящее время отечественная кинематография переживает кризис. Поворот к свободному предпринимательству, реформирование киноиндустрии вызвали разрушительные тенденции, угрожающие самому существованию российского кинематографа.

После того, как российский кинематограф оказался в стихии рынка, репертуар российских кинотеатров стал формироваться в основном за счет зарубежной кинопродукции, и, прежде всего, - американской. В условиях кинематографического кризиса российское киноискусство оказалось беззащитным перед лицом конкуренции со стороны зарубежной кино- и видеопродукции.

Американские и западноевропейские фильмы стали каналами широкого проникновения в российское общество, его социокультурную среду «инородных» культурных ценностей. Это явилось одной из причин изменения привычного ценностного содержания, вытеснения прежних ценностей идеологизированной советской культуры ценностями западной (американской) культуры. К тому же преобладающее большинство фильмов - зарубежные киноленты (эротические, полицейские, боевики), преследующие прежде всего развлекательную цель и воспринимаемые молодыми зрителями как возможность отдыха и рекреации. Поэтому кинематограф не может выполнять свои важнейшие воспитательные задачи, в особенности, когда в погоне за прибыльностью, репертуар проката заполняется кинематографическим «ширпотребом».

Суть кинематографического кризиса выразилась в том, что система российских кинотеатров, насчитывающая более двух тысяч, превратилась в вольницу «арендных площадей», которые сегодня используются для чего угодно, но только не по назначению: для торговли мебелью и автомобилями, служат залами казино и игральных автоматов. Так, в г. Краснодаре на арендуемых площадях кинотеатров размещаются: в кинотеатре (к/т) «Горизонт» - ТВ «Акцент», кафе, дискотека «Капитал», компьютерные курсы и курсы продавцов; в к/т «Аврора» - дискотека, кафе-пиццерия, зал игровых автоматов; в к/т «Северный» - фотоцентр, офис эмиграционной службы, торговля мебелью; в к/т «Болгария» - кафе, зал игровых автоматов, выставка экзотических животных. И подобных примеров можно привести немало. Подавляющее большинство собственно кинозалов находится в крайне убогом состоянии с точки зрения технического оборудования и социального комфорта. Это является еще одной причиной, по которой резко снизилась посещаемость кинотеатров.

Несмотря на спад посещаемости, молодежь продолжает ходить в кино. Это объясняется тем, что репертуар кинотеатров направлен прежде всего на молодежь: герои, тематика и жанры фильмов, динамизм сюжетов - все рассчитано на особенности молодежного возраста, его эмоционально-чувственное отношение и стремление к развлекательности. Но нельзя забывать о том, что средствами кино можно не только развлекать молодежь, но и формировать ее культуру.

Процесс сокращения и «омоложения» киноаудитории начался давно, но до середины 80-х годов определялся в основном общесоциальными причинами, среди которых решающее значение имели распространение телевидения и «одомашнивание» досуга. На рубеже 80-90-х годов наряду с данными факторами, влияние которых не только не угасло, но и усилилось в условиях всеобъемлющего кризиса, остро дали себя знать глубокие перемены в самом кино. В их числе: изменение структуры и характера кинорепертуара, рост цен на билеты, ухудшающееся качество обслуживания и криминогенная обстановка в кинотеатрах. Однако, из всех факторов наиболее заметное влияние на поведение зрителей оказала репертуарная политика.

Сегодня, несмотря на все сопротивление Союза кинематографистов, Указом президента РФ (май 2000 г.) кинематограф введен в структуру Министерства культуры РФ, поэтому он вновь может быть успешно «похоронен» под слоем множества других проблем Министерства культуры. В сложившейся ситуации остается все меньше шансов на возрождение отечественного кино, которое в национальных, а не западноевропейских и американских традициях способно воспитать молодое поколение, привить российской молодежи подлинные художественные вкусы и интересы.

Поэтому угасание и в перспективе практическое исчезновение национальной кинематографии в условиях современной России - это не только серьезное экономическое упущение, но и утрата одного из самых мощных рычагов духовно-культурной работы с молодежью.

Ситуация с кинематографом отражает те негативные процессы, которые на почве российской действительности последнего десятилетия грозят превратиться в катастрофу национального масштаба.

Нельзя допустить, чтобы и так уже достигшая немалых высот интенсивная «вестернизация» российского киноэкрана помимо численности и состава, вызывала радикальные изменения в поведении и ценностном сознании зрительской аудитории. Поэтому российский кинематограф нуждается в реформах, которые надо проводить только путем осторожных, тщательно продуманных эволюционных изменений. Тогда широкий экран вновь сможет стать не только средством отдыха и развлечений, но и средством воспитания молодого поколения.

Теперь мы переходим к рассмотрению одной из самых популярных в среде молодежи форм досуга - дискотеке. В словаре С.И. Ожегова мы встречаем следующее определение: «Дискотека - специально оборудованный танцевальный зал, в котором проигрываются диски, прослушиваются музыкальные записи». Но такое простое, пусть и понятное описание одного из видов досуга молодежи, не раскрывает всего спектра составляющих современной дискотеки, поскольку за старым, и ранее существовавшим видом досуговой деятельности молодежи, скрывается содержание иного характера.

Задача танцевально-развлекательной дискотеки, сформулированная еще в монографии 1985-го года «как создание средствами дискотеки условий, способствующих отвлечению человека от обыденных проблем и забот, переключению его внимания на новые, свежие и яркие впечатления, поднятию его настроения», оказывается вполне актуальной и для современности. В связи с этим инновации дискотечного вида досуга мы будем рассматривать в аспекте изменений средств и способов, с помощью которых реализуются задачи современной дискотеки. Вместе с тем необходимо отметить, что в настоящее время вышеназванную задачу нельзя считать основной, то есть только как поднятие настроения, отвлечение от обыденных проблем и забот, поскольку, как уже отмечалось, с ломкой системы организации досуга молодежи, в эту сферу стали проникать различные коммерческие структуры, зачастую лишенные нравственных ориентиров и преследующие только интересы наживы. Отсюда меняются и принципы организационной деятельности, ее ведущие цели и задачи.

В современных российских условиях, когда дискотека наряду с другими ночными клубами, кафе, барами и пр. является одной из сфер предпринимательской деятельности, цели которой - исключительно получение прибыли, то воспитательные, образовательные и прочие гуманистические цели уходят даже не на второй план, а исчезают вообще. В молодежной же среде подобные заведения пользуются растущим спросом, свидетельством чего является рост числа дискотек.

До того времени, как дискотеки стали одной из сфер приложения предпринимательской деятельности, т.е. перешли в частную собственность, организаторами танцевальных вечеров в городе выступали государственные учреждения - Дома культуры производственных предприятий, районных и городских исполнительных комитетов. Деятельность дискотек строго регламентировалась. В настоящее время, будучи предприятиями частного характера, дискотеки только формально находятся под властью муниципальных органов.

Наряду с другими ночными клубами, дискотеки становятся центрами ночной жизни современной городской молодежи. Для многих - не абсолютно спокойной и безопасной, поскольку нарастающая криминализация общества проникает и в область молодежного досуга. Поэтому вполне понятно, почему в условиях, когда наркомания и пьянство в представлении части молодежи уже являются нормой, дискотеки становятся местами распространения и употребления наркотиков.

Чтобы составить общее представление о современной дискотеке, нужно иметь в виду, что все они могут быть классифицированы, как минимум, по двум критериям. Среди них мы предлагаем рассматривать коммерческий критерий (или критерий материальных возможностей) и критерий музыкальных предпочтений (критерий музыкальной направленности дискотеки). Именно эти критерии влияют на формирование контингента молодежи, посещающей ту или иную дискотеку.

В основу классификации по критерию музыкальных предпочтений положена музыкальная направленность дискотек г. Краснодара. Например, альтернативная музыка «Желтой подводной лодки»; музыка в стиле «Qadro»; русская и зарубежная поп-музыка «Капитала», «Парадиза», «Адреналина»; разнонаправленная дискотек «Зебра», «Статус», «Рога и копыта», «Орбита» и пр. В зависимости от музыкального направления дискотеки и интересов молодежи формируются предпочтения в плане посещения тех или иных дискотек.

В любом случае дискотека требует определенных материальных затрат, поэтому критерий музыкальных предпочтений в классификации дискотек оказывается не единственным. Совокупность разных факторов в конечном итоге влияет на характер взаимоотношений, форм поведения и, как следствие, атмосферы дискотеки в целом. Так, например, постоянные посетители краснодарской дискотеки «Орбита» - как правило, учащиеся ПТУ и колледжей, часто в своем поведении отличаются пьянками и драками. Атмосферу дискотеки «Qadro» можно характеризовать как вполне доброжелательную и, в большинстве случаев, дружественную.

Более глубокий анализ всех форм взаимоотношений, характеризующих специфику дискотечной формы досугового времяпрепровождения молодежи требует, безусловно, специального исследования, арсеналом которого на базе разных подходов могут стать различные методы социологического исследования. Мы же своей задачей ставили показать те изменения и нововведения, которые в целом характеризуют современную молодежную дискотеку.

Формулируя основные выводы, необходимо отметить следующее. Существует целый спектр причин, обусловливающих близость молодежи нормам и ценностям массовой культуры, где на первом месте - ценности безоглядного гедонизма и беспроблемности. Это - и неуверенность в завтрашнем дне, и ощущение своей ненужности, и отсутствие реальных шансов на достижение жизненного успеха. Так, по данным исследования учащейся молодежи, проведенного в 1997г. Центром социологических и политических исследований, было выявлено, что у студентов чувство тревоги и неуверенности в своем будущем четко оформлены и достаточно устойчивы. Тревожность, неуверенность в будущем периодически испытывают 19,1% опрошенных студентов; уверенность же характерна лишь для 6,3% из них, а ведь студенческая молодежь профессионально ориентирована, у нее выше образовательный уровень, более обширен социальный опыт и т.д.

О схожих настроениях в молодежной среде, вызванных невозможностью удовлетворить потребности за счет хорошей учебы, добросовестного и честного труда, говорят и другие исследователи. Неуверенность и тревожность отражают неопределенность жизненных позиций молодежи, постоянный поиск новых форм идентичности. Но отсюда и обострившаяся проблема одиночества, стрессы, выход из которых все больше и больше молодых людей находят в девиантном поведении, наркотиках. Поэтому весьма опасным становится организованное содействие в использовании молодежью алкоголя в качестве средства расслабления. Молодежь прибегает к наркотикам и алкоголю, пытаясь заполнить хотя бы каким-то содержанием свое свободное время и бессодержательный досуг. Поэтому мы разделяем точку зрения, что не менее опасным является навязывание «наркотической рейв-культуры» в качестве образа жизни молодежи на дискотеках и разного рода музыкальных «тусовках».

Коммерциализация культурного процесса, все более ведет к отходу от норм и ценностей высокой культуры, к усвоению упрощенных образцов массовой культуры, наиболее явственно проявляющейся в электронных средствах массовой информации, что также не может не отразиться на системе установок, ориентации и культурных идеалов молодого человека.

Кризисные явления в сфере культуры - факт неоспоримый. Он выражается в таких социальных явлениях, как разрушение общественных ценностей, утрата культурных традиций, что сопровождается увеличением масштабов деструктивных процессов - ростом преступности, пьянства, наркомании.

Вместе с тем, кризис культуры обнаруживает не только негативные последствия. Проявляются и позитивные тенденции в обществе, зарождаются новые формы социальной интеграции. К таким позитивным тенденциям Н.Г. Денисов предлагает отнести, например, «неформальные» общественные объединения, занимающиеся самоорганизацией досуговой деятельности.

Несомненно, что ни один культурный процесс нельзя оценить однозначно, особенно если речь идет о современной культурной ситуации в нашей стране, поскольку, во-первых, она чрезвычайно сложна и противоречива, во-вторых, еще не до конца ясны глубина и масштабы происходящих перемен.

Не следует забывать, что и сами культурные потребности динамичны и способны восстанавливаться, поэтому негативные тенденции в этой области могут быть преодолены в ходе позитивных социально-экономических изменений.

Итак, в настоящее время имеет место принципиально новая социокультурная ситуация, характеризующая трансформации досуговой деятельности молодежи. Досуг при этом (характер его структуры, содержания, ценностей) может выступать индикатором изменений самой социокультурной ситуации.

Таким образом, анализ социокультурной ситуации в сфере досуга молодежи позволяет рассмотреть основания трансформации досугового пространства молодежи. Это дает возможность учитывать объективные предпосылки его формирования и прогнозировать последствия. Такой подход позволит не только понять причины происходящих в сфере досуга молодежи изменений, но и объяснить обусловленность ими других трансформаций.

Динамика изменений в сфере досуга характеризуется общей социокультурной ситуацией, которая выступает фактором формирования досуговых ориентации современной молодежи.

Проведенный анализ позволил сделать следующий вывод: в настоящее время в сфере досуга молодежи формируется принципиально иная социокультурная среда, обусловливающая формирование новых ценностных ориентации современной молодежи в сфере досуга.

Социокультурная среда, обеспечивая условия для удовлетворения досуговых потребностей, не только оказывает влияние на их формирование, но при этом трансформируется сама - преобразуется в связи с деятельностью человека. Иными словами, появление новых и изменение существовавших ранее видов досуговой деятельности молодежи раскрывает взаимовлияние социокультурной среды и досуговой деятельности.

 

АВТОР: Котельникова Н.В.