30.01.2012 11392

Перспективы развития туризма в регионе КавМинВод

 

Весь необходимый потенциал для удовлетворения потребностей населения в туристских услугах имеется у региона Кавказских Минеральных Вод. При помощи средств бальнеологии, целебного климата с разнообразными его особенностями и разнообразных рекреационных ландшафтов в регионе восстанавливается здоровье и работоспособность населения.

Анализу состояния и перспектив развития туризма на КМВ посвящены социологические исследования разного характера. Это изучение рынка туристских услуг, рекреационной деятельности населения, географии образа жизни. Однако комплексные исследования социокультурного потенциала туристско-рекреационного комплекса КМВ еще не проводились. Работы, посвященные рассмотрению туризма на Северном Кавказе, как правило, нацелены на анализ ситуации только на Черноморских курортах. Так, диссертация Голубчиковой Л.А. базируется на изучении санаторно-курортного комплекса г. Сочи.

С целью определения социокультурного потенциала региона КМВ нами было проведено пилотажное социологическое исследование. Для реализации поставленной цели потребовалось осуществление следующих задач:

- выявить основные факторы, влияющие на выбор туристом места отдыха;

- определить уровень развития услуг и востребованность курортов КМВ в современном обществе;

- найти зависимость выбора места отдыха от социального положения;

- выявить производственные и социальные проблемы курорта.

Объектом исследования являлись отдыхающие в городах региона КМВ разных возрастных категорий.

Предметом исследования являлось выявление общей социокультурной ситуации на курорте, а также удовлетворенность отдыхающих деятельностью курорта.

Опрос проводился среди представителей отдыхающих в городах-курортах рекреационного комплекса КМВ - Кисловодске, Пятигорске, Железноводске и Ессентуках, в которых хорошо представлена туристская отрасль. Всего было опрошено 400 отдыхающих, по 100 человек в каждом городе.

В качестве опросного метода нами было выбрано анкетирование, как самый информативный, объективный и распространенный способ социального измерения. Анкетирование проводилось анонимно в целях получения наиболее достоверной информации. Анкеты включала закрытые и полузакрытые вопросы. Закрытые вопросы позволили более точно разделить мнения респондентов. Полузакрытые варианты ответов дали возможность разделить мнения опрашиваемых, но с учетом индивидуальных особенностей респондентов.

В результате исследования нами были получены следующие данные. Основными целями, которые преследуют отдыхающие, являются забота о своем здоровье (своих родных, близких) - 53,3%, развлечения - 33,3% и знакомство с туристическими маршрутами - 26,7%.

Это говорит о том, что, что важнейшей специализацией курорта здесь продолжает оставаться санаторно-курортное лечение, которое является привычной частью национальной культуры.

Исследование показывает, что велика доля отдыхающих, которые приезжают в регион КМВ с целью развлечения. Это не только жители сельской местности и малых городов, в которых объекты развлечений отсутствуют или плохо обустроены, но и туристы из больших городов.

Интенсивное развитие индустрии развлечений в регионе не говорит о ее высоком уровне. Данные нашего исследования показывают, что города-курорты имеют в целом средний уровень качества предлагаемых услуг. Среди существующих типов развлекательных предприятий наиболее развитыми отдыхающие считают бары, рестораны, кафе, а также танцевально-развлекательные и спортивно-оздоровительные центры.

Несмотря на то, что исследование Щитовой Н.А., посвященное географии образа жизни населения Ставропольского края, показывает повсеместное снижение интереса к танцевально-развлекательным предприятиям, в городах-курортах они продолжают быть максимально востребованы. Только, по мнению отдыхающих, данный вид развлечений имеет недостаточно высокий уровень развития.

В последнее время, учитывая стремление населения к здоровому образу жизни, регион КМВ большое внимание уделяет развитию спортивно-оздоровительных предприятий: спортзалов, бассейнов, саун, аквапарков, которые в настоящее время имеют немного ниже уровень развития, чем танцевально-развлекательные предприятия.

- Бары, рестораны, кафе

- Спортивно-оздоровительные

- Коммуникативные

Азартно-игровые (казино, боулинг, компьютерные игры) и коммуникативные типы развлекательных предприятий к которым относится клубная деятельность (любители музыки, поэзии, владельцы животных, коллекционеры), являются новой формой досуга. Данные типы развлекательных предприятий привлекает наиболее обеспеченные слои населения, и в курортных городах развиваются достаточно интенсивно. Во многих других районах эти виды развлечений остаются пока перспективными, так как не имеет достаточно оснований для их развития.

Наиболее важными мотивами, которые побуждают туристов к совершению путешествия в данный регион, являются природно-климатические (66,6%) и культурные (36,6%). Природно-климатические ресурсы благодаря своей универсальности позволяют привлекать туристов круглогодично.

Сеть культурных предприятий, по мнению отдыхающих, имеет невысокий уровень развития. Хотя организационные структуры курорта стремятся создать своеобразную специфическую среду для отдыхающих. Музеи, выставки, кинотеатры, организация концертных мероприятий, библиотеки, по мнению отдыхающих, развиты лучше, чем театры и дома культуры.

Наименьшее влияние при выборе места отдыха оказывает психологическая потребность. Это связано с тем, что в последнее время в СМИ очень мало информации о регионе КМВ. Для того чтобы выяснить достаточной ли информацией о курорте КМВ располагает население России и насколько она способствует привлечению туристов, мы провели контент-анализ прессы.

Для контент-анализа было выбрано три газеты «Аргументы и факты», «Комсомольская правда» и «Московский комсомолец», так как они распространяются большим тиражом и имеют большой охват аудитории.

Были проанализированы номера с января 2002 г. по июнь 2006 г. За данный период во всех трех газетах было выделено всего 18 статей с упоминанием о регионе Кавказских Минеральных Вод. Позитивные высказывания превалируют и составляют - 66,7%, негативные составляют 33,3%.

В газете «Московский комсомолец», наоборот, доминируют статьи с негативными высказываниями о курорте. Из 5 статей 4 посвящено политической ситуации в городах региона КМВ и имеют отрицательный характер. Недостаточно статей с упоминанием о городах-курортах КМВ в газете «Комсомольская правда». За охваченный для контент-анализа период оказалось всего 3 статьи, 2 из которых на положительную тематику о регионе.

Лидирующей по количеству статей с позитивными высказываниями о регионе КМВ, оказались «Аргументы и факты», где из 10 статей 9 имеют положительную тематику.

Что касается упоминаний о городах-курортах то, в газетах, преобладает культурная тематика - 44,5% упоминаний, политическая тематика - 33,3% и 22,2% - экономическая.

Наиболее разнообразно освещают культурную, политическую жизнь, а также экономическую обстановку, в данном регионе «Аргументы и факты». В «Московском комсомольце» тематика статей имеет в основном политическое направление, а в «Комсомольской правде» - культурное.

Преобладающая культурная тематика в прессе будет способствовать привлечению внимания россиян в регион КМВ.

Она сейчас необходима курортам, так как политический кризис в регионе привел к тому, что у большинства населения России произошел своеобразный «сбой» в сознании - большинство из них не считают возможным в настоящее время лечиться в ранее известных им здравницах и утратили к ним всякий интерес.

Таким образом, в настоящее время, когда возможность лечения на традиционных курортах России вновь появляется, у людей срабатывает стереотип недоверия, преувеличенной боязни и укоренившаяся за последние годы привычка перебивает бывшую традицию. Поэтому главной целью прессы в будущем должна быть рекламная компания направленная, прежде всего, на искоренение этого негативного стереотипа - людей нужно убеждать в том, что на курортах региона КМВ в настоящее время можно недорого, а главное, безопасно пройти традиционный лечебный курс.

На потребность к различным видам отдыха влияет также возраст отды­хающих. По мере старения населения посещаемость всех развлекательных центров снижается. Это видно и из результатов нашего исследования. Если основной целью туристов среди молодежи и молодого трудоспособного возраста помимо лечения являются различного рода развлечения, то у категорий населения старшего трудоспособного и пенсионеров основной целью приезда является лишь забота о своем здоровье.

Богатая ресурсная база, рекреационная специализация, и хорошая транспортная доступность выступают локализующими факторами курорта. Вместе с тем, удовлетворенность отдыхом в этих районах низка, что показывает исследование Н.А. Щитовой. Причинами служат невысокий уровень обслуживания, бедность рекреационной инфраструктуры. «Сказывается многолетняя рекреационная эксплуатация этой территории, вследствие чего возникает некая «усталость восприятия», а людям необходимы новые впечатления». Наше исследование показывает противоположные результаты. 83,3% отдыхающих полностью, либо частично реализуют свои ожидания от отдыха на курорте КМВ, и их в основном устраивает качество услуг по благоустройству региона, (см. Гистограмму 2) Причиной таких данных, по нашему мнению, может служить низкая требовательность отдыхающих к качеству услуг.

Уровень благосостояния отдыхающих в регионе КМВ достаточно высок. Велика доля (63,3%) приезжающих, доход которых превышает средний прожиточный минимум по России, либо почти соответствует ему. Данная категория туристов приезжает по санаторным путевкам, продолжительность которых их отдыха составляет месяц и более. Это жители следующих экономических районов России: Северо-Западного, Европейского Севера, Поволжья, Западной Сибири и Дальнего Востока. Доля туристов с низким доходом на курортах мала. К этой категории относятся жители Ставропольского края, где отмечен низкий уровень благосостояния населения. Многие годы количество краевых отдыхающих на КМВ составляло меньшинство. Затем по инициативе губернатора Ставропольского края в краевую программу по охране здоровья населения вошли вопросы взаимодействия городского, сельского, муниципального и краевого здравоохранения со всеми санаторно-курортными учреждениями КМВ. В результате санаторные путевки стали доступны менее обеспеченным слоям населения, и количество отдыхающих из Ставропольского края значительно возрос. Но это не повлияло на продолжительность отдыха. Проведенный опрос показывает, что все же половина туристов Ставропольского края предпочитают отдыхать на КМВ не более 2-х недель. По нашему мнению, выбор такого кратковременного отдыха определяется, скорее, близким расстоянием. Из-за низкой цены они останавливаются в гостиницах, пансионатах, несмотря на то, что материальная база здесь заметно отстает от европейских стандартов. Итак, на основе полученных результатов попытаемся составить среднестатистический портрет отдыхающего. Это мужчина в возрасте 40 - 45 лет, житель Ставропольского края. Он знаком с целебными свойствами минеральных источников региона. Основная цель его поездки - забота о своем здоровье. Попутно он пользуется развлекательными услугами, и знакомится с туристическими маршрутами региона. На выбор места отдыха оказали влияние культурные и природно-климатические условия. О существовании КМВ и качестве услуг в регионе он узнал от друзей и знакомых.

Отдыхающий считает себя обеспеченным человеком. Его доходы выше прожиточного минимума, что позволяет приобрести санаторную путевку. Продолжительность его отдыха составляет 14 дней. Здесь отдыхал уже несколько раз и, считает, что условия в регионе заметно меняются в лучшую сторону и курорт имеет высокий уровень востребованности в современных российских условиях.

Качество предлагаемых услуг в целом в регионе он оценивает высоко, отмечает хороший уровень познавательного, лечебного и экологического видов туризма. По его мнению, средний уровень развития имеют деловой и религиозный. Низкое качество туристских услуг характерно для транзитного и спортивного туризма.

Отдыхающий невысоко оценивает культурную инфраструктуру региона. По его мнению, высокое развитие, имеют лишь музеи, выставки и концерты, меньший уровень развития характерен для кинотеатров, домов культуры, а самый низкий у театров и библиотек.

Индустрия развлечений также, по его мнению, имеет среднее развитие. На первом месте выделяет бары, рестораны, спортивно-оздоровительные предприятия. На втором - танцевально-развлекательные, азартно-игровые, на третьем уровне развития оказались азартно-зрелищные предприятия.

Отдыхающий удовлетворен качеством услуг по благоустройству региона. Он высоко оценил озеленение территории, эстетическое оформление фасадов зданий, уличное освещение, услуги телефонизации и состояние пешеходных дорожек.

Он реализовал свои ожидания от отдыха и обязательно хочет приехать на курорт еще не один раз.

Собранная в ходе исследования информация и ее анализ позволяют попытаться спрогнозировать социально-экономическое развитие городов-курортов КМВ, определить основные его перспективы.

В условиях перехода рыночной экономики и социальных отношений в новое рыночное состояние необходимо попытаться организовать отдых и лечение на курортах таким образом, чтобы они были доступны большинству россиян.

С позиций нормативного социального прогнозирования выход из этой проблемы видится в создании стимулов для ускоренного развития туристской сферы, с тем, чтобы предложение здесь, как и в других странах мира опережало спрос. Именно тогда будет возможно прогрессивное развитие городов-курортов и основных его отраслей. Сроки и полнота решения задач развития региона КМВ будут зависеть от общей экономической и политической ситуации в России, продолжительности переходного периода, различных способов и методов проведения экономической реформы на разных этапах ее осуществления. Следует отметить, что основным условием выхода из кризиса является осуществление мероприятий на федеральном уровне по достижению финансовой (снижение уровня инфляции), социально-экономической и политической стабилизации, что стало бы основой мотивации капиталообразующих инвестиций. Кроме этого необходимы и другие меры по активизации инвестиционной деятельности в городах КМВ: упорядочение нормативных актов, обеспечение баланса интересов региона, края и федеральных органов, предоставление гарантии инвесторам, стимулирование частных вложений (включая иностранные) в реальные инвестиционные проекты.

В качестве основных стратегических направлений развития городов-курортов выделяют следующие: создание экономических, организационно-правовых и экологических условий для восстановления до кризисного уровня численности отдыхающих и обеспечение его роста на основе осуществления необходимых рыночных преобразований:

- создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения в регион российского и зарубежного капитала;

- повышение конкурентоспособности курорта путем увеличения уровня комфортности проживания и разнообразия предоставляемых услуг;

- обеспечение соответствующего местным условиям и экономически оправданного уровня комплексности социально-экономического развития региона с использованием прогрессивных форм территориальной организации курортно-рекреационного хозяйства;

- совершенствание региона как круглогодичной зоны отдыха на основе реализации государственных социальных программ оздоровления и реабилитации населения и развития территории как всероссийской базы для развития зимних видов спорта и туризма;

- формирование эффективного регионального, общефедерального и межгосударственного рынка курортно-туристских услуг;

- обеспечение условий для развития социальной и производственной инфраструктуры курорта.

В качестве опорных направлений функционирования и возможного развития экономики курорта могут выступать несколько стратегических вариантов, имеющих достаточно высокую вероятность быть реализованными до 2010 года с учетом предполагаемой экономической ситуации в России.

Первый вариант - инерционный (бездеятельный) - наименее желателен с точки зрения его социально-экономических последствий. Он предусматривает тенденцию к сокращению численности отдыхающих в связи с дальнейшим снижением реальных доходов и ухудшением жизненного уровня населения.

Данный вариант вызывает крупные экономические и социально- негативные последствия для городов-курортов. Сеть санаториев, пансионатов и других объектов лечения и отдыха будут сокращены. Затормозятся процессы рыночных преобразований, возрастет безработица. Курортно-рекреационные объекты будут доступны только группе населения с высокими доходами, а также иностранным гражданам, для которых отдых в регионе КМВ будет относительно выгоден.

Второй вариант предлагает ускоренное преобразование экономики России, резкое повышение инвестиционной активности, увеличение доходов населения, повышение его жизненного уровня, позволяющего шире использовать курортно-рекреационный потенциал Кавказских Минеральных Вод. Осуществлению комплексных мероприятий по коренной реконструкции хозяйства городов будет способствовать привлечение средств государственных и общественных организаций, банковских структур, частных инвесторов и иностранных фирм. В результате принятых на федеральном уровне законодательных актов будет обеспечен благоприятный режим курортно-рекреационного хозяйства КМВ, предусматривающий налоговые и таможенные льготы, поступление федеральных налогов в бюджет города, льготное кредитование и прочее.

Новая кредитно-финансовая политика позволит привлекать в экономику региона средства от отечественных и зарубежных инвесторов. Инвестиции из федерального бюджета будут направляться на развитие приоритетных направлений комплексов городов (здравоохранение, социальную поддержку, инфраструктуру).

Реализация данного варианта видится весьма перспективной, так как позволит удовлетворить основные жизненные потребности значительной части населения, в том числе в отдыхе и лечении, расширить сферу малого и среднего бизнеса, активизировать предпринимательскую деятельность, создать условия для привлечения инвестиций, позволяющих осуществить частичную реконструкцию курортного комплекса.

В этом варианте развитие курортно-рекреационной деятельности в регионе КМВ будет осуществляться в новых экономических условиях, предопределяющих расширение диапазона курортных услуг и их дифференциации по стоимости, создание сети малых гостиниц, пансионатов, домов отдыха.

Сами учреждения и система обслуживания будут формироваться как динамичные архитектурно-пространственные системы, имеющие на каждом этапе реализации законченный градостроительный облик, не требующие больших капиталовложений и дающие поэтапно гарантированный экономический и социальный эффект.

Третий вариант предусматривает умеренный рост экономики региона, предполагающий увеличение численности отдыхающих.

В сложившихся экономических условиях для городов-курортов наиболее вероятен комбинированный сценарий социально-экономического развития, сочетающий третий вариант с элементами второго. С помощью механизмов активного государственного регулирования рыночной экономики при реализации федеральной целевой программы наиболее вероятный (комбинированный) вариант, являющийся базовым может обеспечить в ограниченные и не слишком продолжительные сроки выход курортно-рекреационного комплекса и всей экономики региона на новые социально-экономические рубежи.

Комбинированный сценарий экономического и социального развития городов-курортов предполагает достижение к 2010 году в туристском комплексе КМВ среднего уровня обслуживания и комфорта ведущих стран Западной Европы при ежегодно увеличивающемся потоке отдыхающих.

Решение проблем городов-курортов зависит от повышения уровня круглогодичного функционирования курортно-рекреационных учреждений. Для этого предполагается усовершенствовать медицинское обслуживание, повысить уровень комфортности спальных корпусов, интенсивно развивать индустрию развлечений.

Реализация перспектив нуждается в разработке адекватной концепции. Ее основу, по нашему мнению должны составлять следующие положения.

Совершенствование правовой базы деятельности санаторно-курортных комплексов, прежде всего, в плане правового закрепления компетенций и ответственности субъектов управления санаторно-курортной сферой трех уровней; комплекса взаимоотношений (финансовых и иных) между государственными органами, ведомствами, коммерческими и общественными организациями.

Привлечение инвестиций на льготных для инвестора условиях. Прежде всего, здесь имеется ввиду, что нужно создать благоприятный инвестиционный климат для российских и иностранных инвесторов. В вопросах создания благоприятного инвестиционного климата необходимо участие, прежде всего, федеральных органов власти, поскольку в их исключительной компетенции находятся вопросы регулирования таможенных платежей, создание свободных экономических зон рекреационного типа, установление льготных условий для инвесторов. И, конечно же, гарантии экономической и политической стабильности в любом регионе, в том числе в курортном, могут быть приемлемы только на федеральном уровне. Благоприятный инвестиционный климат для иностранных инвесторов также подразумевает необходимость определения условий доступа иностранных компаний в курортные регионы России, которые бы обеспечивали необходимую защиту российских поставщиков услуг и уравняли бы конкурентные возможности (например, передача крупных санаторно-курортных комплексов в управление межнациональным гостиничным компаниям ведет к потере части доходов страны, но при этом позволяет обеспечить профессиональное управление, международный маркетинг и бронирование). Решение о доступе транснационального менеджмента следует принимать исходя из конкретных условий страны и непосредственно курортных регионов.

Стимулирование национального, регионального и местного владения туристскими объектами и услугами. Это можно осуществить разными способами - предоставляя инвестиционные стимулы; организуя акционерные компании с продажей акций населению; и обязывая местные и иностранные компании создавать совместные предприятия. Можно оказывать поддержку определенным формам туристских услуг, которые дадут возможности проявиться малым местным предприятиям и фирмам. Если местный капитал очень ограничен, можно проводить политику допуска иностранного владения на начальном этапе с условием последующего выкупа предприятий местными предпринимателями по мере появления капитала.

Развитие инфраструктуры туристского региона. В этой области, прежде всего, следует развивать такие ключевые элементы инфраструктуры, как транспорт (например, транспортную доступность для большого количества рекреан-тов с возможностью выбора видов транспорта в широком диапазоне цен), связь (теле-, радио- и прочие коммуникации), мощную сеть инженерных коммуникаций, устойчивых систем жизеобеспечения (электроэнергия, газ, тепло, вода, очистка сточных вод), современную комфортную базу приема и высокоразвитую индустрию лечения, отдыха, развлечений, торговли, общественного питания, строительную отрасль, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления. Создание развитой индустрии имеет важное значение в качестве одного из эффективных направлений развития структурной перестройки как экономики в целом, так и туристской отрасли в частности.

Повышение конкурентоспособности санаторно-курортных и туристских услуг. К этому этапу мер следует подойти комплексно. В Налоговом кодексе и других законодательных актах, касающихся экономической деятельности в сфере санаторно-курортных услуг. Следует учесть такие объективные особенности функционирования отрасли, как ярко выраженный сезонный характер хозяйственной деятельности, необходимость широкомасштабного использования в рекреационных целях природных ресурсов, неизбежность доли высоких затрат на рекламу, и многое другое. Законодательно должен быть решен вопрос о применении компьютерного бронирования и компьютерных платежей за услуги, оказываемые санаторно-курортным компаниям. Дальнейшая задержка с этим может привести к обвальному снижению конкурентоспособности российских санаторно-курортных предприятий, а также конкурентоспособной базы размещения, крупных объектов общекурортной инфраструктуры, развитие внутрикурортных транспортных систем. Требования к подготовке статистических данных по санаторно-курортному комплексу и связанной с этой сферой экономической деятельности и их обработке должны быть нацелены на получение максимально полной и объективной информации о состоянии отрасли. Важнейшей задачей на современном этапе является обеспечение доступности санаторно-курортного обслуживания для широких слоев населения страны, включая низкодоходные группы. С этой целью необходимо сохранить, по возможности, финансирование санаторно-курортного лечения за счет средств социального страхования.

На круглом столе по развитию курортов КМВ М. Фурщук, исполнительный директор компании «Финансовый и организованный консалтинг» предложил разработать менее длительные лечебно-оздоровительные программы, разнообразить их по интенсивности и стоимости, более активно применять сезонные скидки. Необходимо оказывать реальную государственную поддержку частным рекреационным фирмам, туристского и санаторно-курортного комплекса, выбравшим в качестве одного из основных направлений своей деятельности работу над созданием качественного продукта для низкодоходных групп населения. Должны быть изменены подходы к страхованию в сфере санаторно-курортных услуг. Должно быть введено обязательное страхование профессиональной ответственности объектов санаторно-курортного комплекса. Принятие этих мер позволит повысить гарантии качества, стабильности и безопасности предоставляемых услуг.

Создание в российских и зарубежных СМИ имиджа России как страны благоприятной для санаторно-курортного лечения и отдыха. Здесь видится эффективными проведение комплексных социологических и маркетинговых исследований в области рекламы санаторно-курортных услуг, предоставляемых отечественными курортами, а также широкое привлечение к этой деятельности различных средств массовой информации, создание крупных рекламных проектов, выпуск специализированных журналов, телепередач, посвященных рассказам не о зарубежных, а об отечественных курортах, их уникальных природно-рекреационных и лечебных особенностях, культурно-исторических достопримечательностях.

Усиление государственного вмешательства в экономику санаторно-курортного комплекса (законодательное, налоговое, правовое и прочее регулирование). Необходимо продолжение активной законотворческой деятельности в области санаторно-курортных услуг. Правоотношения, возникающие в санаторно-курортной деятельности, попадают под регулирование различных областей права, а экономические процессы, происходящие в санаторно-курортной сфере, опережают развитие законодательства. Необходимо способствовать развитию туристской сферы, разработкой и внесением законодательных актов, соответствующих как нормам международного права и практики, так и потребностям российского рынка.

Создание гибких целевых программ как основы формирования и развития сбалансированного рынка туристских услуг. Особой поддержки требует развитие детского и молодежного санаторно-курортного обслуживания, создание детских и молодежных загородных лагерей, внедрение дисконтных систем организации проезда учащихся. В этой связи должна быть поддержана целевая программа молодежных студенческих удостоверений и введена система скидок на билеты, покупаемые по предъявлении таких удостоверений, как это делается большинством иностранных перевозчиков.

Создание разумной ценовой политики. С целью расширения сети продаж нужна гибкая система ценообразования, предусматривающая расходы на реализацию курортной услуги и учитывающая интересы реализатора и перевозчика. Продажа пакетированной туристской услуги, широко применяется во всем мире.

Стимулирование научных исследований, прежде всего, в плане разработки и внедрения инновационных социальных технологий (управленческих, информационно-аналитических, прогнозных) и прикладных методик (оценочных, исследовательских, сбора, обработки и оперативной передачи информации).

При реализации указанных мер необходимо учитывать региональные особенности состояния рынка рекреации с учетом специфики туристского продукта в конкретном курортном регионе. Состояние курортно-туристского комплекса в настоящее время крайне сложное. Для сохранения уникальных курортов необходимо участие федерального центра в плане создания стимулирующей развитие российских курортов нормативно-правовой базы, а также обязательное участие федерального бюджета в природоохранных мероприятиях курортных территорий и содержании, сохранении и развитии федеральных объектов инженерной инфраструктуры. На региональном уровне необходимо создание максимально благоприятного инвестиционного климата для российских и зарубежных инвесторов, сохранение экологической привлекательности курортов, модернизация баз приема и расширение количества и качества курортных услуг на основе внедрения новых финансовых, организационных, оздоровительных технологий.

Таким образом, несмотря на сложившийся в последние годы стереотип недоверия и боязни к традиционному курорту КМВ, уровень востребованости его социокультурного потенциала у отдыхающих продолжает оставаться высоким. В связи с тем, что основной целью приезда на курорт отдыхающих является лечение, можно полагать, что санаторно-курортная специализация в регионе по-прежнему ведущая. Учитывая, ориентацию индустрии региона на отдыхающих, предприятия развлечений и культурных услуг стараются интенсивно развиваться, но, несмотря на это, качество их услуг не достигло европейских стандартов. Поэтому политика региона в сфере туризма должна быть нацелена на составление комплексных взаимоувязанных программ по разрешению вопросов экономического, организационного и правового характера управления и регулирования услуг в туристской сфере.

Итак, на основании всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Ресурсный потенциал курорта КМВ очень высок и разнообразен. Особенности рельефа и климата служат ценными в целебном отношении факторами производства рекреационных услуг. Минеральная вода, лечебные грязи, а также туристско-рекреационные ресурсы региона дополняют друг друга и составляют социокультурный потенциал сферы туризма, который позволяет удовлетворять потребности туриста в лечебном, оздоровительном, экологическом, спортивном и рекреационном туризме. Познавательный туризм развивается благодаря наличию историко-культурного наследия на курорте. Оно сформировалось в результате благодатных природных условий и удобного географического положения, которые издавна привлекали сюда людей из разных районов России, и они, в свою очередь, оставляли свой след в истории данного региона. Следовательно, регион Кавказских Минеральных Вод представляет собой туристско-рекреационный комплекс, который обладает всеми условиями способными сформировать необходимый социокультурный потенциал, для удовлетворения потребностей отдыхающих, не только в лечебно-оздоровительном направлении, но и в туризме.

Следует подчеркнуть, что наращивание в регионе туристско-рекреационной деятельности предполагает комплексный, взаимосвязанный подход к развитию отдельных направлений туризма. Санаторно-курортное лечение целесообразно дополнять познавательными маршрутами. Бизнес-туризм также способен стать катализатором иных сфер рекреации на данной территории. Комплексный подход к развитию максимально возможного спектра направлений досуговой деятельности на данных курортах должен сочетаться с совершенствованием качества туристско-рекреационного обслуживания, что предполагает инвестирование в сферу размещения и соответствующую инфраструктуру. Практическое воплощение в жизнь подобного наращивания туристско-рекреационной составляющей региона немыслимо вне целенаправленной государственной политики, последовательно реализуемой как на общефедеральном, так и на региональном уровнях с целью принятия системы мер по социально-экономическому развитию региона.

На сегодняшний день, несмотря на сложившийся в последние годы стереотип недоверия и боязни к традиционному курорту КМВ, у отдыхающих продолжает оставаться высокий уровень его востребованности, так как он способен реализовывать ожидания туристов, даже при невысоком качестве предлагаемых услуг. Наиболее востребованной специализацией курорта продолжает оставаться санаторно-курортное лечение. Также популярностью у отдыхающих пользуются развлекательные и культурные предприятия. В последнее время растет уровень востребованности азартно-игровых и коммуникативных (клубная деятельность) типов развлечений. Кавказские Минеральные Воды пользуются популярностью не только у жителей Ставропольского края, но и у населения таких экономических районов России как Северо-Западный, Европейский Север, Поволжье, Западная Сибирь, Дальний Восток. Но, несмотря на высокую востребованость социокультурного потенциала туризма на КМВ, недоверие к региону в сознании большинства россиян все же остается. Для преодоления этого необходимо пытаться создавать условия и организовывать отдых таким образом, чтобы он был доступен для большинства россиян.

 

АВТОР: Сущенко Е.Н.