05.02.2012 7054

Исследование этнической идентичности современных башкир

 

 

Объект исследования - представители башкирского этноса, проживающие в Республике Башкортостан.

Предметом исследования является этническая идентичность современных башкир.

Цель исследования - раскрытие особенностей этнической идентичности современных башкир, изучение ее динамики.

Исследование ставит перед собой следующие задачи, предполагая выявить:

- Значимость этничности в идентификационной системе башкир;

- Иерархию этноконсолидирующих и этнодифференцирующих признаков, играющих наиболее значимую роль в осознании своей этнической принадлежности;

- Содержание, степень благоприятности авто- и гетеростереотипов башкир;

- Уровень этнической толерантности и тип этнической идентичности башкир;

- Степень распространенности и сфера функционирования элементов национальной культуры;

- Характер и направленность изменений этнической идентичности башкир.

- Эмпирическую базу исследования составили следующие данные:

1. Анализ данных полуструктирированных экспертных интервью с представителями элиты Республики Башкортостан (50 представителей элиты Республики Башкортостан). Интервью проведены автором в октябре-ноябре 2004 г. в г.Уфе, столице Республики Башкортостан.

2. Контент-анализ периодических печатных изданий, выходящих в Республике Башкортостан - газеты «Республика Башкортостан» (русскоязычная), «Йэшлек» (с башкирского «Молодость») за 2004 г. (башкироязычная) и журнала «Ватандаш»/»Соотечественник>>/ «Compatriot>> (русско-, башкиро-, англоязычный) за 2002 -2004 гг.

3. Результаты социологического исследования (анкетного опроса) по социально-политической ситуации в Башкортостане, проводившиеся в 2003 г. Институтом социально-политических исследований Российской академии наук (ИСПИ РАН) с выборкой 4000 респондентов и экспертный опрос элиты РБ по социально-политической ситуации в РБ, проводившийся в 2001 г. Институтом социально-политических исследований Российской академии наук (ИСПИ РАН).

Анализ экспертных интервью с представителями элиты Республики Башкортостан проводился в соответствии с названными задачами. В нашей работе в ходе экспертных интервью дополнительно мы использовали тестирование, направленное на:

- определение места и статуса категории «этничность» в структуре социальной идентичности (через идентификационные матрицы по тесту Куна-Макпартленда (M.Kuhn- T.McPartland));

- изучение эмоционально-ценностного отношения;

- определение элементов, образующих систему оснований, по которым происходит процесс самоидентификации (по методике, примененной в общероссийских исследованиях этничности известными российскими этносоциологами, социологами, психологами Л.М.Дробижевой, Г.У.Солдатовой, С.В.Рыжовой и др.);

- изучение содержания направленности, степени согласованности и благоприятности авто- и гетеростереотипов;

- исследование ценностных ориентации народа;

- исследование стратегий межэтнического взаимодействия, анализ тенденций трансформации этнического самосознания, выявление типов этнической идентичности (на основе методической разработки Г.У.Солдатовой в соавторстве с С.В.Рыжовой «Типы этнической идентичности»);

- изучение этнообъединяющих признаков, этноаффилиативных тенденций (Г.Триандиса (H.Triandis), методика «идеологемы» СВ. Рыжовой, когда респондента просят выбрать суждения, с которыми он согласен: «Я редко задумываюсь о том, кто я по национальности» или «Я никогда не забываю о своей национальности». Она позволяет судить об уровне идентичности. Выбор суждения «Каждому человеку важно чувствовать себя членом своей национальности» или «Человеку не обязательно чувствовать себя членом какой-либо национальности» является индикатором аффилиативных установок);

- выявление уровня знаний фольклора, истории, традиционных обрядов, ритуалов своего народа и их соблюдение;

- выявление особенностей религиозного сознания башкир;

- особенности языкового поведения;

- приверженность традиционному бытовому укладу.

В нашем исследовании мы применили системный анализ объекта исследования. Главными элементами анализа явились аффективные (эмоционально-оценочные), когнитивные и конативные (поведенческие) компоненты этнической идентичности.

Аффективный компонент включает:

- значимость членства в этнической группе;

- оценка факта принадлежности к общности;

- ее эмоциональная окрашенность;

Когнитивный компонент:

- знание о своей принадлежности к этносу;

- знание о своей и других общностях; Конативный компонент:

- языковое поведение;

- стратегии межэтнических отношений;

- культурные ориентации;

- религиозное поведение.

В данной работе мы используем сочетание количественных и качественных методов. Обращение к феноменологическому подходу, а не только к традиционно позитивистской парадигме, представляет новизну в исследовании этнической идентичности в башкортостанском обществе. Качественная феноменологическая парадигма дает возможность изучить поставленную проблему с точки зрения действующего индивида, описать реальную целостность социального объекта, выявить латентный уровень (уровень скрытых мотиваций, чувств, ценностей, отношений и восприятий), изучить «жизненный мир» (в терминологии Э.Гуссерля) человека, познать «действующего субъекта», его «повседневный жизненный мир (в терминологии А-Шюца). В применяемом методе - экспертном интервью - процедура построена таким образом, что становится возможным определить весь спектр оценок, смыслов, обстоятельств, связанных у респондента с изучаемым явлением. В ходе интервью задаются открытые вопросы, в том числе дополнительные, уточняющие, ориентированные в целом на глубокое проникновение во внутренний мир информанта. Компонентами идентичности являются: самоидентификация (отнесение себя к этнической группе, государственной общности), представления о своей группе - «образ мы» и интересы, которые связывают эмоционально окрашенное отношение к таким образам с поведением людей и групп (регулятивная составляющая идентичности).

Особенности и объем выборки.

Специфика формирования выборочной совокупности заключается в том, что признаком отбора респондентов является, прежде всего, их этническая принадлежность. Поскольку определение этого фактора происходит субъективно, т.е. на основе самоидентификации респондента, то в выборку могут попасть опрашиваемые, которые фактически не принадлежат к исследуемой совокупности и наоборот. По этим же причинам выборка не может быть сформирована с помощью математических расчетов, поэтому мы использовали метод «фильтра», который в числе других (метод «снежного кома», метод отбора по косвенным признакам) применяют в этносоциологии. Для нашего исследования использование метода «фильтра» оказался наиболее адекватным. Суть данного метода состоит в том, что по стандартной методике опрашивается более широкий массив респондентов, чем требуется для решения основной задачи исследования, однако часть вопросов экспертного интервью задается лишь представителям этноса, выступающего объектом в данном исследовании. В качестве «фильтра» при этом служит вопрос о национальной принадлежности респондента. Окончательно выборка формируется не до, как в классической схеме, а после проведения интервью. При этом общий массив опрошенных распадается на две подвыборки: основную, включающую только представителей «объектного» этноса, и дополнительную, в которую входит вся совокупность данного исследования, т.е. те лица, которые попали в предварительную выборку, но не относятся к изучаемому этносу.

Общий объем выборки составил 65 респондентов, в том числе 15 -для ремонта выборки. Отбраковано 5% анкет. Принятый и подготовленный к аналитической обработке массив данных составил 50 анкет.

Время и место проведения.

Полуструктурированные экспертные интервью с представителями элиты РБ проведены в октябре-ноябре 2004 г. в г.Уфе, столице Республики Башкортостан.

Эксперты.

В качестве экспертов выступили руководители и представители национальных общественных организаций, государственных структур (исполнительной ветви власти); представители науки, культуры, образования; представители средств массовой информации (телевидение, газеты, журналы) и бизнес-элита. Количество экспертов - 50 человек. Эксперты идентифицировали себя как башкиры. В экспертную группу были включены представители элиты, которые входят в число политической и интеллектуальной элиты, деятельность которых является определяющей в формировании развития этноса на современном этапе.

В качестве экспертов выступили представители элиты РБ:

1. Руководители Башкирского народного центра «Урал»;

2. Руководители Общества башкирской культуры «Ак тирмэ» («Белая юрта»);

3. Представители министерств, управлений, комитетов Республики Башкортостан:

- Министерства культуры и национальной политики Республики Башкортостан;

- Министерства образования Республики Башкортостан;

- Министерства внешних связей и торговли Республики Башкортостан;

- Башкортостанского таможенного управления;

- Территориального органа Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политике РФ в РБ;

- Государственного комитета Республики Башкортостан по молодежной политике;

- Руководители Исполнительного комитета Всемирного Курултая (Конгресса) башкир;

- Преподаватели вузов (Башкирский государственный педагогический университет (БГГГУ), Башкирский государственный университет (БГУ), Башкирский государственный медицинский университет (БГМУ));

- Представители Академии наук РБ, Уфимского научного центра РАН;

- Представители Башкирского книжного издательства «Китап»;

- Журналисты, редакторы, заместители редакторов (газет «Йэшлек», «Республика Башкортостан», «Башкортостан», журнала «Ватандаш»);

- Деятели искусства (работники Башкирской государственной филармонии, Башкирского государственного академического театра драмы им.МГафури);

- Известные ученые, писатели;

- Бизнес-элита.

Конструирование этнической идентичности (как и других идентичностей) проходит в тесной связи с социальным миром, окружающим индивида. Наша работа направлена на изучение и выявление этнической идентичности современных башкир.

В аналитический материал вошли данные 50 полуструктурированных экспертных интервью представителей элиты РБ, идентифицирующих себя как башкиры. Для подтверждения ряда положений и в целях получения дополнительной качественно-количественной информации нами был также проведен контент-анализ республиканской прессы. В исследовательское поле вошли: газета «Республика Башкортостан» (выходит на русском языке), «Иэшлек» (с башкирского «Молодость») (выходит на башкирском языке) и русско-, башкиро-, англоязычный журнал «Ватандаш»/ «Соотечественник»/ «Compatriot». Период исследовательской базы: газеты «Республика Башкортостан», «Йэшлек» («Молодость») за 2004 год и журнал «Ватандаш»/ «Соотечественник» за 2002-2004 гг.

Процесс подготовки, проведения, анализа экспертных интервью представителей элиты РБ, контент-анализ республиканской прессы проходил по принятой в эмпирической социологии технике.

Таким образом, изучение этнической идентичности проводился на двух уровнях: на индивидуальном (через интервью) и на групповом уровне (контент-анализ прессы, документов, массовый опрос).

Интерпретация основных понятий. В нашем исследовании под этнической идентичностью, этничностью, этнической общностью, этнической культурой, этническим стереотипом мы понимаем:

Этническая идентичность - вид социальной идентичности, сложный психосоциальный феномен, результат осознания своей тождественности с этносом, возникающий вследствие осмысления особенностей своего этноса и проявляющийся в поведении людей.

Этничность (в широком значении) - это все, что отличает один народ от другого, его историко-культурное своеобразие, условно говоря, «портрет» этноса. В узком смысле это синоним этнической идентичности.

Этническая общность - устойчивая совокупность людей, основанная на осознании своей целостности, обладающая общностью территории, традиции, языка и т.д., т.е. историко-культурным единством.

Этническая культура - система определенных материальных и духовных ценностей, совокупность форм деятельности, характерных для конкретного народа, этноса.

Этнический стереотип - разновидность социального стереотипа, упрощенный, схематизированный, эмоционально-окрашенный и относительно устойчивый образ какой-либо этнической общности, легко распространяемый на всех ее представителей.

Этнические символы - это комплекс тех явлений и элементов материальной и духовной культуры в рамках этнической части культуры этноса, которые помимо своей прямой функциональной роли - удовлетворения тех или иных нужд своих носителей - выполняют также этноразличительную функцию и служат определенными маркерами, обозначающими этническую принадлежность своих носителей, отличающими их от членов других этнических общностей.

Рассмотрим полученные результаты.

Этническая идентичность личности, как и любой другой вид социальной идентичности, формируется в процессе осмысления оснований собственной принадлежности к группе, в данном случае -осознания особенностей своей этнической общности.

Признаки, по которым человек отождествляет себя с той или иной группой, этносом, индивидуален. Но также можно говорить и о существовании общего для всех основного ядра характеристик этнической группы, выполняющих этноконсолидирующие функции.

На разных этапах исторического развития народа на первый план выдвигаются различные признаки, объединяющие народ. По Д.Смоличу, каждая группа стремится подчеркнуть определенные аспекты своей культурной традиции, которые признаются в данный момент как имеющие первостепенную важность. Эти элементы различны для разных групп. В некоторых из них главным дифференцирующим фактором признается религия (например: ирландцы, поляки, арабы, малайцы), в других этнических группах в качестве такого дифференцирующего элемента выступает семья и семейные связи (итальянцы, неверующие евреи), либо этнодифференцирующим элементом признается антропологический тип (китайцы), территория (аборигены Австралии) и т.д.Категоризация этнической идентичности. Для измерения повседневного восприятия этнической идентичности мы применили в нашем исследовании метод категоризации этнической идентичности на уровне повседневного восприятия, разработанный и апробированный в ходе социологических исследований по российской и этнической идентичности под руководством Дробижевой Л.М.Повседневное восприятие этнической идентичности в нашем исследовании измерялось через анализ ответов экспертов на вопрос «Что роднит Вас с людьми Вашей национальности?». В качестве наиболее значимых описаний нами были включены следующие категории: «внешний облик», «культура, обычаи, обряды», «родная земля, природа», «черты характера, психология», «язык», «религия», «историческое прошлое», «общая государственность» и вариант «ничего не объединяет».

Анализ данных показал, что первые пять позиций заняли культура, язык, родная земля/природа, черты характера, историческое прошлое. Таким образом, этнообъединяющими символами башкир, по мнению представителей элиты РБ, являются: культура, язык, земля, черты характера и историческое прошлое. Наименее значимыми на современном этапе развития нации, с точки зрения экспертов, оказались следующие два признака - религия и внешний вид. Отнесение экспертами к малозначащим этнокатегориям признака «религия» имеет свое подтверждение в целом по ситуации в республике. Башкиры - мусульмане (сунниты), однако религиозная составляющая не играет решающей роли, в сравнении, скажем, с другими признаками в этнической категоризации у других народов РФ. Так, исследования Дробижевой Л.М. и ряда других исследователей выявляют от наивысшей до наименьшей степени выраженности религиозной составляющей в этнокатегоризации в других республиках Российской Федерации («в Татарстане число определяющих себя по религиозности , чем в других республиках, - 30% у татар, 28% у русских в республике, при 7% у якутов и 10% русских в Саха (Якутии)»).Признак внешний вид также был выявлен как наименее значимый и может быть объяснен следующим фактом. Антропологический тип башкир имеет неоднородный тип антропологического состава и смешанное происхождение расового типа башкир. Физический тип башкир различается по территориальному расположению. Так, в антропологическом плане различаются башкиры юго-западных, северозападных, восточных районов Башкортостана. Ряд ученых выделяют уральский, южносибирский, понтийский, памиро-ферганский, светлый европеоидный типы (типология по Я.Я.Рогинскому и М.Г.Левину), другие (М.С.Акимова) - субуральский, южносибирский, светлый европеиодный и понтийский, имеющие четкую территориальную привязку. Таким образом, внешний вид башкир имеет разные антропологические типы и невозможно выделить один доминирующий физический тип, характерный для всех башкир.

Три первых этнообъединяющих символа: культура, язык, земля передают ситуацию в целом. Эти символы также были зафиксированы нами в качестве одних из основных в ходе контент-анализа республиканской прессы. Этническая идентичность как форма внутриэтнического и межэтнического взаимодействия имеет свои особенности. Дж. Де Вое отмечал ориентацию на прошлое, присущее этнической идентичности. Это форма идентификации, обращенная в прошлое и воплощенная в культурной традиции индивида или группы.

Как показали данные экспертных интервью с представителями элиты РБ, проведение национальных праздников оценивается ими как значимые события в жизни народа. За прошедшие годы в РБ широкомасштабно проходят празднования знаменательных дат для башкирского народа - дни рождения известных исторических личностей.

Экспертами среди значимых для башкирского народа личностей были названы как исторические личности, так и современные выдающиеся личности, которые рассматриваются в неразрывном единстве. Мы классифицировали их по темпоральному признаку (разбив на прошлый, настоящий периоды), хотя, как было уже сказано , обе категории идут в единой целостности, что говорит о тесной связи прошлого, настоящего, будущего народа, присутствие трех ориентации Л-образа (в терминологии Дж.Де Boca). Таким образом, по данным экспертных интервью, в классификацию выдающихся личностей для башкирского народа вошли:

- исторические личности:

- предводители, идеологи башкирских восстаний XVII-XVIII вв.;

- поэты, писатели, просветители;

- религиозные деятели;

- герои войн (Крестьянской войны 1773-1775 гг., Отечественной войны 1812 г.)

- политические деятели;

- современные выдающиеся личности:

- писатели, поэты, драматурги;

- ученые;

- политические деятели;

- композиторы, музыканты, певцы, танцоры, актеры, режиссеры;

- герои войн (Гражданской войны, Великой отечественной войны).

Итак, среди исторических личностей, сыгравших важную роль для башкирского народа экспертами были названы: Кул Гали (башкирский поэт), Алдар Исянгильдин (предводитель башкирских восстаний 17041711 гг.), Батырша Алиев (идеолог восстания башкир 1755 г.), Кахым-тура (герой Отечественной войны 1812 г.), Салават Юлаев (башкирский полководец в Крестьянской войне 1773-1775 гг., поэт, певец), Кинзя Арсланов (один из предводителей башкир в Крестьянской войне 17731775 гг.), Мифтахетдин Акмулла (поэт- просветитель XIX века), Зайнулла Расулев (религиозный деятель второй половины XIX-начала XX вв.), Риза Фахретдинов (писатель-просветитель, религиозный деятель конца XIX-первой половины XX вв.), Ахметзаки Валиди Тоган (политический деятель, тюрколог с мировым именем XX в.), Муса Муртазин (полководец, герой Гражданской войны), Шаймуратов-генерал (генерал-майор, герой Великой Отечественной войны), Мухаметша Бурангулов (народный сэсэн Башкортостана), Абдулкадыр Инан (участник борьбы за автономию Башкортостана в 1917-1919 гг., тюрколог) и др.

Отдельной категорией мы выделили выдающиеся личности башкирского народа современного периода - Президент РБ Рахимов Муртаза Губайдуллович (первый и ныне действующий президент РБ), Газиз Альмухаметов (певец, композитор), Загир Исмагилов (композитор), Хусаин Ахметов (композитор), Муса Гареев (участник ВОВ, дважды Герой Советского Союза), Тагир Кусимов (участник ВОВ, Герой Советского Союза), Файзи Гаскаров (балетмейстер, создатель Государственного ансамбля народного танца РБ), Рудольф Нуреев (балетмейстер, артист балета с мировым именем), Шаура Муртазина (режиссер), Арслан Мубаряков (актер, режиссер, драматург, народный артист СССР), Магафур Хисматуллин (певец, народный артист России), Гулли Мубарякова (актриса, режиссер, народная артистка СССР), Фидан Гафаров (певец, актер, народный артист России), Ахтям Абушахманов (актер, режиссер, заслуженный артист России), Олег Ханов (актер, режиссер, заслуженный артист России), Хурмат Утяшев (актер, режиссер), Аскар Абдразаков (оперный певец), Ильдар Абдразаков (оперный певец), Абдулла Султанов (народный певец), Сулейман Абдуллин (народный певец), Мухаметьян Казакбаев (народный певец), Флюра Кильдиярова (певица, народная артистка России), Азат Аиткулов (кураист'), Юлай Гайнетдинов (кураист), Р.Гайзуллин (кураист, создатель и руководитель ансамбля народных инструментов РБ), Ахмат Лутфуллин (художник), Шайхзада Бабич (поэт), Даут Юлтый (поэт, писатель, общественный деятель), Хадия Давлетшина (писатель), Зайнаб Биишева (писатель), Рами Гарипов (поэт), Мустай Карим (поэт, драматург), Рашит Назаров (поэт), Рашит Шакуров (Рашит Шакур) (поэт, писатель, ученый, общественный деятель), Б ил ал Юлдашбаев (ученый-историк), Джалиль Киекбаев (ученый-тюрколог), Альберт Валеев (ученый-физик, академик РАН), Дамир Валеев (ученый-философ), Гайса Хусаинов (ученый-литературовед, писатель), Марат Кулыпарипов (ученый-историк, общественный деятель), Нияз Мажитов (ученый-археолог, общественный деятель), Ахмет Сулейманов (ученый-фольклорист, общественный деятель), Газим Шафиков (поэт, прозаик, драматург), Азат Абдуллин (драматург), Фаниль Файзуллин (ученый-социолог, философ, политолог), Александр Матросов (Шакирьян Мухаметьянов, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза), Земфира Рамазанова (7емфира, современная популярная певица) и др.

В ходе экспертного интервью представителям элиты было предложено назвать мега-личности, ограничившись четырью-пятью основными значимыми персонами. Таким образом, мега-персонами стали: Салават Юлаев, Мифтахетдин Акмулла, Ахметзаки Валиди Тоган, президент РБ Рахимов Муртаза Губайдуллович. Таким образом, при определении мега-персон также была характерна направленность на прошлое, настоящее и будущее, связывающееся с историческими и современными деятелями башкирского народа.

В числе значимых событий для башкирского народа эксперты выделили как события прошлых столетий (башкирские восстания XVII-XVIII вв.), так и современные события. При этом все отмеченные события были представлены в тесной связи друг с другом, что было характерно и при выделении значимых личностей. По данным экспертных интервью, в числе событий, сыгравших значительную роль в истории башкирского народа, назывались в исторической последовательности следующие события:

- присоединение Башкирии к Русскому государству в 1557 г.;

- национально-освободительные движения башкирского народа - башкирские восстания XVTI-XVIII вв., в том числе Крестьянская война 1773-1775 гг. под предводительством Емельяна Пугачева и Салавата Юлаева;

- провозглашение Башкирской автономной республики в ноябре 1917 г. и двухлетняя борьба как с Красной армией, так и с белогвардейцами до подписания «Соглашения Центральной Советской власти с Башкирским правительством о Советской Автономии Башкирии»;

- принятие Декларации о государственном суверенитете Башкортостана от 11 октября 1990 г.;

- принятие Федеративного договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами властей республики в составе РФ и Приложение к Федеративного договору от РБ от 31 марта 1992 г.;

- принятие Закона РБ «О языках народов Республики Башкортостан» в феврале 1999 г.;

- выборы Президента Республики Башкортостан в 1993, 1998, 2003 гг.

Присоединение Башкирии к Русскому государству в 1557 г. воспринимается экспертами неоднозначно: одними характеризуется как «добровольное присоединение», другими как «захват» и «насильственное присоединение к России». В данном случае имеет место различная трактовка этого события историками, в том числе и в связи с нашумевшей работой американского ученого, профессора Алтона Доннелли «Завоевание Башкирии Россией: 1552-1740. Страницы истории империализма». Между тем Президент республики Муртаза Рахимов подписал Указ о праздновании в 2007 г. 450-летнего юбилея добровольного присоединения Башкирии к России. Ожидается, что эта дата будет отмечаться на федеральном уровне. Соответствующее распоряжение сделал и Президент России Владимир Путин.

Башкирские восстания XYII-XYIII вв. как значимые события для башкирского народа были названы всеми экспертами («это борьба за освобождение своих земель»). Восстания были обусловлены тем, что с середины XVII в. началась активная фаза захвата башкирских земель, на которых строились заводы, крепости; царская власть раздавала землю дворянам, монастырям, купцам, мелким служилым, отчасти крестьянам.

Принятие Декларации о государственном суверенитете Башкортостана от 11 октября 1990 г. было названо всеми экспертами как значимое событие для башкирского народа и характеризовалось одними как «провозглашение суверенитета РБ», другими - как «завоевание суверенитета (сувернитетты яулау)». В качестве следующего этапа политического становления республики, значимого для народа, стало, с точки зрения экспертов, принятие Федеративного договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами властей республики в составе РФ и Приложение к Федеративного договору от РБ от 31 марта 1992 г.; а также принятие Закона РБ «О языках народов Республики Башкортостан». Выборы Президента республики оцениваются экспертами как важное историческое событие: «Рахимов - наш первый президент». Анализ интервью показал, что Муртаза Рахимов в большей степени воспринимается как фигура символическая, несущая в себе образ башкирского народа.

Значимым остается празднование народных праздников (байрам), что не теряло своей актуальности и в советский период. В последние десятилетия наблюдается ренессанс обрядовых и семейных обычаев, которые сопровождаются массовыми народными гуляньями и развлечениями. Издревле в условиях кочевого и полукочевого скотоводческого хозяйства праздники играли важную роль в установлении контактов между родоплеменными объединениями, способствовали этнической консолидации народа. В них находили отражение различные виды народного творчества: устно-поэтическое, музыкальное, хореографическое, театральное и пр. Среди наиболее значимых и отмечаемых праздников были названы: кабантуй (с башкирского кабан - плуг, туй - свадьба, праздник, т.е.»праздник плуга», «праздник весеннего сева»), каз вмэке гусиный праздник?), каргатуй (карга с башкирского - ворона, туй с башкирского - свадьба, праздник) и др. Из мусульманских праздников наиболее значимыми и отмечаемыми были названы Ураза-байрам, Курбан-байрам.

Наряду с традиционными народными и мусульманскими праздниками экспертами были названы и праздники, ставшие традиционными для современного российского и башкортостанского общества - празднование Нового года, День Республики Башкортостан (11 октября), День защитника Отечества - 23 февраля, Всемирный женский день 8 Марта, День конституции Республики Башкортостан (24 декабря), День знаний - 1 сентября и семейные праздники (дни рождения членов семьи). Семейные обычаи и обряды также были выделены как значимые и отмечаемые - свадьбы (туй), рождение детей. Свадебный ритуал башкир имел свои локальные особенности и представлял собой многоактное драматическое, музыкально-хореографическое и спортивно-игровое представление. В семейных обычаях башкир строго соблюдалась экзогамия - древний обычай, запрещающий браки внутри рода. И поскольку близлежащие аулы (деревни) были часто основаны представителями одного рода, стало обычаем выбирать невест из других, иногда очень далеких аулов (деревень). С разрастанием поселений и усложнением их структуры стало возможным выбирать девушку из своего аула (деревни), но из другой родственной группы. В редких случаях брак мог заключаться внутри того же подразделения, но с родственниками не ближе седьмого колена. В ритуал башкирской свадьбы вошло обязательное юридическое оформление брака по шариату (по мусульманскому праву) - никах, который предваряет официальную регистрацию брака во Дворце бракосочетания - загсе. Башкиры даже в советский период проводили никах и многие свадебные обряды, однако, не афишируя некоторые из них (никах) в силу сложившейся исторической ситуации. В данном случае необходимо отметить, что в башкирской традиции никах, будучи религиозным обрядом, в большей степени, особенно в советский период, воспринимался как народная традиция. В современный период свадебный обряд башкир модернизировался, сохранив основные традиции и элементы. Обряд бракосочетания - никах -является обязательным и проводится по традиционным правилам. Для современного периода также характерно проведение обряда бракосочетания по шариату - никах, на который приглашается мулла (мусульманский священнослужитель), родственники со стороны жениха и невесты (преимущественно старшего поколения). Проводится никах в доме невесты, с приглашением свидетелей. До конца XIX в. свадебный цикл был растянут во времени, жених должен был приехать к невесте не раньше, чем за месяц до свадьбы, и не позже, чем через три месяца после никаха. В современных практиках свадьба проводится с регистрацией в загсе и проходит в течение от нескольких недель до одного месяца после проведения церемонии никаха. Правила проведения свадебного обряда сохранились как у сельских, так и у городских башкир, внеся свои коррективы. Появилась практика поздравления молодоженов с никахом в СМИ, тем самым оповещается общественность о значимом событии, произошедшем в той или иной семье. Для современной башкирской свадьбы характерно сохранение череды обязательных свадебных обрядов и ритуальных игровых действий. В день свадьбы (туй квнв) устраиваются торжества в доме невесты, куда приезжают жених с родственниками. Гостей встречают родители невесты и родственники, приглашают в дом. При входе необходимо одарить женщин и подружек невесты деньгами или платками (обычай «дверная ручка» - ишек быуыу, ишек бауы). Приезд жениха (кейэу) к невесте (килен) сопровождается ритуальными игровыми действиями. Подруги невесты прячут её в какой-нибудь постройке в деревне или в комнате дома/квартиры невесты. В поисках принимают участие молодые женщины-невестки (енрэлэр), обычно жены старших родных братьев невесты или младших братьев родителей и друзья жениха и сам жених. Торжества продолжаются от одного до трех дней на стороне невесты и затем продолжаются на стороне жениха (калын туй, карты туй) от одного до трех дней. Вся свадебная обрядность называется туй. В сельской местности также сохранился обряд, называемый кыу башлау или Ныу курЪэтеу (обряд показа источника воды), проводящийся в ауле (деревне) жениха. Невеста идет к реке в сопровождении золовок и их подруг. Одна из них, обычно младшая (кэйенкеилё) несет узорное коромысло и ведро невесты. Зачерпнув воду из источника или колодца, она передает коромысло невесте. Невеста бросает маленькую серебряную монету, привязанную к нитке, в воду в виде жертвы водяному духу. На обратном пути к дому жениха коромысло с наполненными ведрами невеста несет сама. По поверьям, от того, донесет ли невеста воду, не расплескав ее по дороге, зависит благополучие молодой семьи. Этот обряд является не только ознакомительным (с деревней, домашними обязанностями), а также получением благосклонности духа воды и своеобразным испытанием. Свадебные торжества сопровождаются гуляньями с танцами и песнями, шутливыми играми. На свадьбу принято готовить традиционные башкирские блюда: мясные - бишбармак, куллама, казы (домашние колбасы из мяса конины) и тултырма; мучные - пироги, бауркак,   блины (коймак), йэймэ, а также мед (бал) и традиционные башкирские напитки кумыс, приготовленный из молока кобылы, и буза (напиток из злаков, в основном из овса). Также сохранился обряд, связанный с угощением гостей привезенными сватьями гостинцами, раздачей подарков родственникам невесты от имени зятя и его родни (курнис, курнеш сэйе, йыуаса, сэк-сэк сэйе).

Такое же сочетание архаичных и модернизированных форм наблюдается в цикле семейных обрядов, связанных с рождением и воспитанием ребенка, принятием его в семейно-родственный коллектив. Рождение ребенка у башкир сопровождалось праздником колыбели -бишектуй (бишек туйы). Он означает признание ребенка обществом, наделение его своим жилищем - колыбелью, на этом же празднике давалось имя ребенку. Со временем обряд наречения имени стал самостоятельным праздником (исем туйы - с башкирского «праздник наречения») и постепенно заменил праздник колыбели или модернизированным вариантом - бэпес туйы (с башкирского «праздник младенца»). Обряд наречения имени (исем туйы) устраивается на 3-й или на 40-й день после рождения. На церемонию приглашаются мулла (мусульманский священнослужитель), родственники, соседи. Ребенка укладывают перед муллой на подушку головой к кибле (кибла). Мулла, прочитав молитву (азан), трижды произносит в уши ребенка (сначала в правое, затем в левое): «Пусть твое имя будет таким-то». По случаю торжества готовятся угощение. Гостей угощают и подают мясо, суп-лапша, блины (коймак), бауркак, чай, мед, кумыс и др. Во время обряда роженица преподносит подарки (платки, платье, шаль, деньги) повитухе, своей матери, свекрови. Традиция сохранилась и проводится как сельскими, так и городскими башкирами. В последние годы все более популярным становится наречение младенцев древними башкирскими именами (Урал, Салават, Азамат, Буранбай, Гульназира, Шаура и др.) как сельскими, так и городскими башкирами.

Таким образом, по данным экспертных интервью, традиционные семейные обрядовые праздники башкир являются значимыми и отмечаемыми и выделены в особую категорию, что подтверждается и данными, полученными по тесту Куна-Макпартленда, где семья доминировала и вышла на первое место в идентификационных матрицах.

После провозглашения суверенитета в Башкортостане актуальными были и остаются вопросы языка, сохранение культурного наследия и сохранение своей исконной территории, земли. Как отмечает Л.М. Дробижева, «наиболее распространенным ключевым символом в современном мире признается язык. Он составляет основу национальной культуры всех письменных народов».

В когнитивный компонент этнической идентичности входят также авто- и гетеростереотипы - образы своей и других групп. Для измерения данного аспекта мы использовали в своем исследовании модифицированный тест по Ю.А.Сорокину (психолингвистический метод). Данный метод предполагает выявление на психолингвистическом уровне отношения к своей этнической группе и другим этническим группам, с последующим анализом эмоционально-оценочного компонента авто- и гетеростереотипов.

В ходе полуструктурированных экспертных интервью с представителями элиты им было предложено назвать пять качеств, характерных для башкир, русских, татар. Качества не навязывались, не было подсказок, комментариев со стороны исследователя, что могло бы помешать в последующем выборе.

Анализ результатов. Автостереотипы башкир отличались позитивной направленностью. Выделились этнокультурные характеристики (признаки, связанные с традиционными формами поведения на основе этнических обрядов, обычаев, традиций), где высокая внутригрупповая согласованность, т.е. выделение характеристики более чем половиной членов этнической группы, наблюдалась в выделении характеристик, представляющих целые комплексы обычаев: «гостеприимство», «отношение к старшим», «любящие детей», «верные традициям». Также большую часть позитивных автостереотипов составила группа признаков «Черты характера»: «добрые», «открытые», «простые», «доброжелательные», «добродушные», «сердечные», «искренние». В кластере «Отношение к людям» также наблюдается высокая внутригрупповая согласованность, где наиболее частотными были позитивные характеристики: «толерантные», «терпеливые», «прямолинейные», «доверчивые». Следующий кластер «Оценка поведения и динамических характеристик» представлен как позитивными, так и негативными характеристиками. Позитивный автостереотип данного кластера представлен характеристиками: «свободолюбивые», «патриотичные», «справедливые», «воинственные», «храбрые», «сильные», «смелые», что, вероятно, связано с историческим прошлым народа. Среди негативных автостереотипов были названы характеристики: «непредприимчивые», «немобильные», «пассивные», «нецелеустремленные», «медлительные», «инертные», которые можно отнести к кластеру «Оценка поведения и динамических характеристик». Последний кластер характеризует способность/неспособность данной этнической группы включиться в современные рыночные реалии, способность/неспособность к переменам. В автостереотипных характеристиках башкир доминировали позитивные характеристики.

Гетеростереотипы. Анализ гетеростереотипов проводился через анализ отношения башкирского этноса к другим этническим группам, проживающим в республике и входящим в число наиболее многочисленных этнических групп республики (русские и татары). В гетеростереотипе башкир были равно представлены как позитивные, так и негативные гетеростереотипы. Позитивный гетеростереотип башкир по отношению к русским совпал с автостереотипом башкир в этнокультурных характеристиках («гостеприимные»). В целом наблюдается позитивный образ русских в гетеростереотипе башкир. Кластер «Черты характера» представлен позитивными характеристиками: «добрые», «открытые», «простые», «смелые», «веселые», в кластере «Отношение к людям»: «доброжелательные», «общительные», «дружелюбные». Среди негативных гетеростереотипов башкир по отношению к русским были названы характеристики: «нахальные», «наглые», «агрессивные», «беззаботные», «великодержавные», «высокомерные», «националисты», «нетолерантные», «нетерпимые», «пьющие», «бесшабашные», «беззаботные», «ленивые», «властолюбивые».

В гетеростереотипах башкир по отношению к татарам доминировали негативные характеристики, но также были представлены и позитивные характеристики. Негативные атрибуции представлены характеристиками, которые могут быть отнесены к кластеру «Черты характера» - «наглые», «хитрые», «завистливые», «хвастливые», «двуличные», «лицемерные», «лживые», «жадные», «скупые», так и к другим кластерам: «недружелюбные», «властолюбивые», «шовинистические», «националисты», «нетолерантные», «эгоцентричные», «агрессивные», «ненадежные», «негостеприимные», «корыстные». Позитивные гетеростереотипы башкир по отношению к татарам включали также атрибуции разных кластеров: «коммуникабельные», «мобильные», «активные», «работящие», «трудолюбивые», «гибкие», «предприимчивые», «дружные», «хозяйственные».

Таким образом, во-первых, этнообъединяющими символами башкирского народа в современный период выступают культура, язык, земля, что подтверждается как данными экспертных интервью с представителями элиты, так и результатами контент-анализа республиканской прессы.

Во-вторых, подтвердилась гипотеза о ведущей роли духовной культуры народа в формировании и сохранении этнической идентичности. Традиционные народные праздники и семейные обрядовые праздники доминируют и выступают в качестве значимых. Ориентация на семейную идентичность выявлена также в тестировании по социальной идентичности.

В-третьих, в исследовании авто- и гетеростереотипов - образы своей и других групп (русских, татар) выявилась тенденция к позитивной направленности автостереотипов и различная представленность позитивных и негативных характеристик в гетеростереотипах башкир. Негативные характеристики в гетеростереотипах башкир доминировали по отношению к татарам. В гетеростереотипах башкир по отношению к русским доминировали позитивные характеристики.

 

АВТОР: Шакурова Г.Р.