05.02.2012 6761

Политические Интернет-технологии в системе политической коммуникации

 

На рубеже веков Россия столкнулась с рядом серьезных вызовов, которые предъявляют современность и опыт мирового развития. Один их них - технологический вызов в социально-политической сфере. В ответ на технологический вызов политология активно ведет поиск технологически-деятельностной, прикладной проблематики, намечает сферы приложения практически ориентированных современных технологий, которые призваны встроить политологию в систему современных наук и обеспечить внедрение добытого ею знания в социально-политическую практику. Например, одним из наиболее характерных для развития в научном отношении стран являются тенденции технологизации политологических исследований. Технологическая ориентация политологии, на наш взгляд, проявляется не столько в ее непосредственном взаимодействии с техническими науками, сколько в использовании присущих им алгоритмически четких стандартов практически ориентированного прикладного знания. При этом важно иметь ввиду, что, с одной стороны, взаимосвязь политики и политологии с техническими дисциплинами осуществляется не сама по себе. Она опосредована, в частности кибернетикой, системотехникой, теорией информации и т.п., которые обеспечивают разворот их проблематики на оптимизацию политической деятельности. С другой стороны, необходимо также учесть влияние на политологию современной праксиологии в виде двустороннего процесса как технологизации гуманитарного знания, например, в форме сценариотехники, игротехники, инноватики, так и гуманизации технических наук (возникновение бионики, соционики, синергетики и т.п.). По мнению политолога Ф.М. Бурлацкого, целевые установки современной политической науки и ученых-политологов радикально изменились. Раньше ее пафос составляла критика тоталитарного и авторитарного режима, продвижение демократических идей, просвещение элиты и народа в этом духе. Теперь господствующим течением стало научное обеспечение функционирования сложившейся политической системы. По меньшей мере, три направления заняли ведущее место на этом поприще. Это: политологические технологии, опросы общественного мнения, этика политического успеха. Если два первых направления носят в основном прагматический характер, тесно связаный с процедурой выборов, формированием корпуса политической элиты, то третье акцентирует внимание на личности. Несомненно, развитие любых технологий, в том числе и политических, происходило и происходит отчасти в рамках технократического мышления, суть которого имеет эмпирико-прагматический характер.

Термин «технология» (от греческих слов - techne, что означает искусство, мастерство и logos - наука, знание) - заимствован общественными дисциплинами из производственной сферы, где под технологией понимается совокупность знаний о способах и средствах проведения, прежде всего, производственных процессов, а также сами процессы, при которых происходит качественное изменение объекта. Одно из широких смысловых определений «технологии» мы встречаем в работах английского исследователя Д.Н. Вига. Технология, по его мнению, это новая дисциплина, базирующаяся на философии техники, которая возникла только в последние десятилетия. Ее базовой предпосылкой является то, что технология стала играть центральную роль для нашего существования и образа жизни, и поэтому должна исследоваться ее фундаментальная человеческая характеристика. «Технология» может относиться к любой из следующих вещей:

- совокупности технического знания, правил и понятий;

- практике инженерии и других технологических профессий, включая определенные профессиональные позиции, нормы и предпосылки, касающиеся применения технического знания;

- физическим средствам, инструментам или артефактам, проистекающие из этой практики;

- организация и интеграция технического персонала и процессов в крупномасштабные системы и институты (индустриальные, военные, медицинские, коммуникационные, транспортные и т.д.);

- «технологическим условиям», или характеру и качеству социальной жизни как результату накопления технологической деятельности.

Итак, под технологией мы понимаем, с одной стороны, сложную реальность, которая в функциональном отношении обеспечивает те или иные цивилизационные завоевания (то есть является механизмом новаций и развития), а по сути представляет собой сферу целенаправленных усилий (политики, управления, модернизации, интеллектуального и ресурсного обеспечения и т.д.) существенно детерминируемых, однако, рядом социокультурных факторов.

С другой - под технологией мы понимаем, объединенный в общую систему и обеспечивающий наибольшую эффективность той или иной деятельности комплекс разнородных компонентов: знаний, методов, операций и правил, и, как правило, наличие информационных, энергетических, сырьевых, технико-технологических, кадровых, организационных и прочих ресурсов.

Технологический подход, как производная от технологии, предполагает ориентацию на постижение роли принципов стандартизации рецептуры, обеспечивающих воспроизводимость результатов. В общем виде, технологическое познание связано с анализом конкретных повседневных ситуаций для определения и организации сил и средств достижения результата. Система технологических знаний обеспечивает воспроизводимость получаемых результатов при условии выполнения определенной последовательности действий и использования необходимых средств деятельности. При этом пространственно-временная последовательность технологических операций определяется поставленной целью.К. Маркс одним из первых спроецировал понятие технологии на общественную сферу. Он отмечал, что «технология вскрывает активное отношение человека к природе, непосредственный процесс производства его жизни, а вместе с тем и его общественных условий жизни и проистекающих из них духовных представлений», трактовал технологичность как структурную расчлененность, упорядоченность, целесообразную организованность любого процесса социальной деятельности в противовес стихийным процессам. В расширительной трактовке технологии К. Маркса интегрируются ее различные аспекты: как науки, как средства достижения поставленной цели, как опыта и навыков, как процесса преобразования любой деятельности, как процесса социального потребления. Технология выступает как рационально организованный способ деятельности. Центральное место здесь занимает понимание ее как процесса преобразования, качественного изменения, творческой переработки. Болгарские ученые Н. Стефанов и М. Марков, ссылаясь на К. Маркса, трактуют понятие «технология» еще шире, распространяя его границы и на социальные отношения, применяя термин «социальная технология». Такое понимание технологии, в широком смысле, стало активно применяться исследователями, в том числе и в политологии.

Политические технологии - составная часть политики как таковой. Социально значимыми функциями политики являются: выражение и защита политически важных интересов государства, социальных групп и слоев общества, индивидов; структурирование функционирующих и вновь возникающих политических субъектов; управление и воздействие на политический процесс в интересах конкретных политических субъектов и всего общества; формирование политических отношений, интеграция различных слоев населения, гармонизация их интересов и рационализация возникающих противоречий; формирование политического сознания граждан, социализация личности; обеспечение преемственности и прогрессивного социально-политического развития общества и его политических субъектов. Данные функции можно определить на наш взгляд и как политические технологии, обеспечивающие жизнеспособность и стабильность политической системы.

Сущность политических технологий можно раскрыть также через понятие «политика». Мы разделяем точку зрения М. Вебера, связывавшего сущность политики с властью. Он считал, что понятие «политика» означает стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти между государствами или внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает. «Кто занимается политикой, - писал М. Вебер, - тот стремится к власти: либо к власти как средству, подчиненному другим целям, идеальным или эгоистическим, либо к власти ради нее самой, чтобы наслаждаться чувством престижа, которое оно дает». В этом плане политика предстает не только как специализированная управленческая деятельность, но и как любая деятельность, связанная с руководством и регулированием.

Политика - это сознательная деятельность в политической сфере общества, направленная главным образом на достижение, удержание, укрепление и реализацию власти: отношения между социальными группами и их лидерами по поводу государства, использования его институтов в своих интересах; деятельность в сфере отношений между государствами и их союзами объединениями). Политическая деятельность структурно заключает в себе цель, средства, процесс деятельности, прогнозируемый и реальный результат. Основополагающими в политической деятельности выступает сознательно принятая цель. Все это и позволяет определить политику как совокупность технологий по поводу власти.

В политологии используется несколько десятков часто употребляемых определений политических технологий. Дадим лишь несколько из них.

Технологии политические - методы решения политических проблем, выработки политики, ее реализации, осуществления деятельности. Драматические страницы нашей истории ставят много сложных вопросов в области разработки и внедрения политических технологий. Особенно актуальное значение приобретают глобальные технологии политического выбора, которого российские граждане были лишены многие десятилетия. Механизм выработки политики и ее реализации также был закрытой зоной, из которой массы были выключены, что привело общество к политической пассивности и обусловило низкий уровень политической культуры населения. Рутинные технологии политического и идеологического манипулирования, их приоритет над экономикой, социальной, культурной жизнью значительно ослабили темпы социального прогресса, во многом обусловили кризисное состояние экономики, кризис самой политической системы. Технологии политические - методы, приемы, формы политической деятельности, обеспечивающие ее эффективность. В этом смысле они практически проводят, реализуют интересы и цели, влияют на жизнестроительство, ускоряя или сдерживая его темпы. Политическим технологиям противопоказан радикализм «быстрее, дальше, больше»; не насилующая революция, а щадящая эволюция способствует их отправлению. Рациональность их обеспечивается: постепенностью социальных изменений, демпфированием возмущения, слаженностью властей через разделение функций, предотвращением автократии, саморегуляцией, минимальностью централизованных вмешательств в автохтонные ритмы жизни: искоренением крупномасштабных всеобъемлющих реконструкций социума. Технологии политические - представляют собой не что иное, как политический процесс в режиме функционирования. Здесь под ними следует понимать как совокупность приемов, методов, способов, процедур, которые использует субъект политической деятельности, сущностное выражение политики в целом. Политические технологии являются связующим звеном между теоретико-политическим научным знанием и предметно-практической деятельностью людей, являясь своеобразной теорией среднего уровня, позволяющей направить фундаментальные политологические знания в сторону процессуальной политики. Технологии политические - 1) методы, приемы, формы политической деятельности, обеспечивающие ее эффективность; 2) совокупность знаний о средствах политической деятельности. Политические технологии - это технологии реализации власти. Борьба за власть, ее удержание и использование порождает множественность политических технологий, направленных на завоевание и удержание политической, духовной власти, власти над умами и сердцами людей, над общественным мнением. Политические технологии представляют собой совокупность последовательно применяемых процедур, приемов и способов деятельности, направленных на наиболее оптимальную и эффективную реализацию целей и задач конкретного субъекта в определенное время и в определенном месте.

Таким образом, несмотря на различия, общим в этих определениях является то, что политическая технология - это алгоритмизированные действия (которые можно производить неоднократно), как акторов политики, так и всей политической системы, направленные на их выживание, достижение ими своих строго определенных целей. Например, разделение властей в демократическом государстве - это политическая технология, без которой оно не может существовать, и жесткий контроль за СМИ в авторитарном государстве - также является политической технологией, направленной на достижение своих целей и безусловно необходимая для существования.

То есть, по справедливому замечанию российской исследовательницы политических технологий О.Н. Гундарь, политические технологии защищают политическую систему и способствуют ее стабильности. В этом плане они наиболее значимы в период реформ, поскольку дают новации в политическом управлении и модернизации, позволяют решить многие проблемы, ускоряют события и способствуют эффективности политической системы в целом.

И если говорить о наступающем информационном обществе, то для его существования необходимыми будут свои политические технологии, следуя его природе - обязательно на основе Интернета. Но политические Интернет -технологии явление совершенно новое, развивающиеся в геометрической прогрессии. Попытки перенести существующие политические технологии в

Сеть приносят как ошеломляющие успехи, так и не менее ошеломляющее разочарование. Применение же новых политических технологий, характерных только для Интернет, также не приводят к однозначному результату. На наш взгляд, в современном обществе только конвергенция традиционных политических технологий и политических Интернет -технологий может привести к необходимому результату. Например, в избирательных кампаниях на заре становления Сети как средства массовой коммуникации, успех приносили агитационные рассылки по электронной почте буквально «всем кому получится», сейчас получение «нежданного» письма вызывает в основном раздражение. Таким образом, политические Интернет - технологии в чистом виде могут отличаться крайне низкой продолжительностью жизни. С другой стороны, связь партий со своими сторонниками с помощью Сети - это очень успешная, бурно развивающаяся и отнюдь не собирающаяся «умирать» политическая Интернет - технология, в основе своей имеющая связь с традиционными технологиями.

Главными действующими лицами политических технологий являются политическая элита, лидеры, партии, общественные организации. В сети Интернет количество акторов технологий изменяется. Так, например, 24-летний студент юридического факультета Питтсбургского университета Крис Лилак, работая в одиночку, уже несколько лет осуществляет в виртуальном пространстве планомерные пропагандистские операции, нацеленные на продвижение «идейно близких» ему политических фигур вверх по лестнице государственного управления. Так, в 2004 году его основным «клиентом» являлся баллотирующийся в Сенат республиканец Патрик Туми. И вот результат: «Мы сами практически ничего не сделали для того, чтобы обеспечить себе такую широкомасштабную пропаганду в Сети, - говорит пресс-секретарь Патрика Туми Джо Стерне. - И за то, что наш интернет-рейтинг растет не по дням, а по часам и многие вчерашние наши противники стали либо союзниками, либо заняли нейтральную позицию, мы должны быть в высшей степени благодарны этому парню из Питтсбурга - будущему адвокату». Налицо факт - главное действующее лицо при проведении данной политической Интернет-технологии - агитации, создания имиджа в сети политику - индивид, что не характерно для традиционных политических технологий. Но, тем не менее, основные атрибуты политической технологии четко прослеживаются: мотивация - цель - действия - результат.

Объект воздействия политических технологий - политическое сознание и поведение людей. Основными инструментами реализации политических технологий выступают средства массовой информации и различные центры политологических (политических) исследований. Политические Интернет -технологии в большей степени, чем традиционные политтехнологии позволяют осуществлять такое воздействие. Например, важнейшая технология обеспечения существования демократического государства -выборы, одной из основных задач имеет привлечение как можно большей массы населения к голосованию, и Интернет - технологии позволяют это сделать. Так, в американских штатах Пенсильвания и Миннесота и в австралийском Новом Южном Уэльсе было официально зарегистрировано значительное увеличение количества пришедших на участки избирателей за счет web-пользователей, предварительно вовлеченных в онлайновые предвыборные акции. Это достигается благодаря только специфическим свойствам и возможностям политических Интернет - технологий, а именно -присутствия в сети в интегрированном виде всех инструментов реализации политтехнологии - СМИ и центров политического консультирования, обладающие значительно большими возможностями чем традиционные, а, главное, более доступными для простых граждан, которые могут сами их сделать. Это возможно только в Сети. Так, на выборах президента США в 2004 году «Массовое участие пользователей Сети в создании и распространении материалов политического характера становится в канун выборов поистине феноменальным, - констатирует сооснователь и генеральный директор web-технологической фирмы Meetup Inc. Скотт Хейферман, - а влияние этих материалов на общество возрастает в геометрической прогрессии. Степень этого влияния зачастую оказывается неожиданной даже для самих их распространителей. Наша компания изначально и не предполагала заниматься политическими интернет-технологиями, но происходящие вокруг нас события просто заставляют нас все глубже и глубже погружаться в политику». Причем гораздо большую изобретательность в предвыборной агитации и пропаганде проявляют как раз многочисленные независимые и добровольные сторонники обоих кандидатов, оперирующие в Интернете по своим планам и в соответствии со своими понятиями об эффективности политических акций. Это - специфика политических Интернет - технологий. И основой ее являются, опять же, только Сети присущие свойства: симуляция - когда, например один человек или небольшая группа могут быть представлены в виртуальном пространстве целым СМИ, низкая стоимость этого процесса, сетевая логика построения виртуальных сообществ, когда расстояние вообще, а время частично не имеют значения. Это дает как раз таки ту самую независимость и возможность творчества. По нашему мнению, именно возрастание роли творческих аспектов являются специфическими свойствами политических Интернет-технологий.

Политические технологии по своему содержанию отличаются наличием алгоритмизированных, стандартизованных средств и процедурных приемов формирования и реализации социальных программ, социотехнических проектов. Посредством их реализуется функция выявления, раскрытия, использования потенциала политической системы в условиях оптимального ее функционирования через управление политическими событиями, введения в действие данной политической технологии, следствий ее воздействий.

Исследователи говорят о важности различий понятий «технологии в политике» и «политические технологии». Технологии в политике - это обширный набор различного рода знаний, умений, навыков, а также средств и методов и, как правило, ресурсов, применяемых в политической деятельности с целью достижения желаемого результата. Технологии в политике, понятие, которое может включать не только преимущественно политические компоненты, но и широкий спектр организационных, дипломатических, военных, финансовых, информационных, психологических, манипуляционных, компьютерных, технико-технологических и иных форм и методов деятельности, направленных на достижение политических целей. Также и политические Интернет -технологии следует отличать от Интернет - технологий в политике. Хотя, на практике порой весьма сложно провести четкую грань между этими понятиями, учитывая, что они образуют взаимозависимый и взаимообусловленный континуум, часто реализуются комплексно, одновременно пронизывая и дополняя друг друга.

Технологии нельзя смешивать с отдельными механизмами, техниками или приемами взаимодействия. Технологии - это и процесс применения техник, направленных на достижение конкретной цели реально действующим субъектом, и результат этой деятельности. А если еще точнее, то технология есть итог определенного взаимодействия этих приемов деятельности, появляющаяся тогда, когда неоднократные действия по достижению поставленной цели продемонстрировали более оптимальные и экономичные способы решения вопроса. На наш взгляд, политические Интернет - технологии это на сегодняшний день часть современных политтехнологии. Но, тем не менее, их нельзя рассматривать лишь как определенные техники или механизмы более «обширных» технологий.

Например, создание образа политика, приобщенного к высоким технологиям, Интернету, активно использовалось в выборах в России в 1999 - 2000 гг.Здесь Интернет - технологии использовались с одной стороны, как механизм, определенная техника в формировании имиджа политика в офф-лайне, а с другой стороны самим действия в Интернете, - это уже технология формирования имиджа в Сети. Таким образом, на наш взгляд, еще одна особенность Интернет технологий на сегодняшний день это двойственность, когда они, с одной стороны, выступают как часть, механизм какой-либо политической технологии, а с другой стороны, представляют собой самостоятельное явление.

Технологии как определенные алгоритмы действий представляют собой форму политической инженерии, обусловленную как свойствами действующего человека (его знаниями, опытом, настроем на реализацию и т.д.), так и используемыми в его деятельности материальными (духовными) ресурсами и техническими компонентами. По этой причине формирование и применение технологий, ритм (темп) их осуществления жестко связаны с квалификацией и компетентностью субъекта, его практическими знаниями и умениями использования определенных технических ресурсов. Как правило, низкая обеспеченность техническими или кадровыми ресурсами снижает эффективность применения технологий. Поэтому не столько эффективность применения, сколько само существование политических технологий непосредственным образом зависит от состояния действующего субъекта, от его умения использовать накопленный опыт, реализовывать имеющиеся возможности в конкретной ситуации. В плане политических Интернет -технологий данное требование к профессионализму еще более повышается, тем более, если речь идет об индивидуальных проектах. Причем профессионализм не столько в плане технических знаний (современные программы позволяют практически любому создать свой веб-сайт), сколько в плане именно политологических знаний, причем смежных с различными областями психологии, философии, логики, статистики, математики и т.п. Все эти знания должны преломляться в сознании специалиста с учетом особенностей Интернета как феномена современного мира. При этом для успешности все действия должны носить огромный заряд творчества. На наш взгляд, таким образом, еще одной особенностью политических Интернет -технологий является возрастание требований не только к профессионализму специалистов, но и к их психологическим особенностям.

Политические технологии обязательным элементом включают в себя определенные алгоритмы действий. Найденные алгоритмы действий могут выступать и в качестве средства инициации, источника побуждения внутренних механизмов регуляции как политической системы, так и ее отдельных элементов. Иными словами, став элементом деятельности того или иного индивида (группы лиц), постоянно занятого принятием решений, урегулированием конфликтов или выполнением иных определенных функций, технологии становятся одним из механизмов самонастройки и самоорганизации этой области деятельности человека. В данном смысле технологии могут быть не просто перечнем оптимальных и эффективных действий, но и выступать способом усиления контроля за процессом достижения целей, формой управления этой деятельностью. И в любом случае высшим критерием эффективности применения технологий является реальное достижение намеченною результата. Применительно к Интернет -технологиям также необходимо учесть их важнейшую особенность, основывающуюся на самой сути Сети (синергетичной природе, большая доля неконтролируемости происходящих в нем процессов), - достаточную непредсказуемость результатов их применения. Неуправляемость нарастающих информационных потоков Сети в сочетании с их постоянно увеличивающимся воздействием на общественное сознание создает реальную опасность для самих политиков, являющихся объектами онлайновой пропаганды. «Независимо от умения обращаться с Интернетом как с оружием в политической схватке, это оружие для кого угодно и в любой момент может оказаться обоюдоострым и способным нанести ущерб», - предупреждает нью-йоркский аналитик Иона Сейгер.

Как известно, структура политической технологии характеризуется наличием:

- заданного алгоритма;

- стандарта деятельности;

- последовательности операций;

- содержания и логики решения конкретной политической задачи. Предложенная структура также характерна и для политических

Интернет - технологий, хотя и имеет свои особенности. Важнейшей из которых является короткое время жизни стандарта деятельности, поскольку стандартизированнось в Сети снижает эффективность технологии.

Политическая технология создается для решения задач определенного класса (типа) и предполагает определенный тип деятельности, ту или иную совокупность и качество действий. Для решения однотипных задач политическая технология может быть перенесена с одного объекта на подобный другой, но с учетом нужных корректив, идущих от характера конкретных условий, места, времени, других факторов существования данного социального объекта. Это же соотносимо и с политическими Интернет - технологиями.

Следует заметить, что технологии ограничены по месту и времени их применения. У конкретного сочетания техник, способов и приемов деятельности как определенной системы этой деятельности существует свое «внутреннее время». Применительно к Интернет - технологиям необходимо отметить, что время их существования может быть существенно сокращено или увеличено из-за особых свойств сети - отсутствия значимости фактора времени, изменчивости и непредсказуемости.

В Интернет - среде по новому поднимается проблема технологического. Технологическое знание рассматривает любое событие как некий фрагмент действительности, обладающий собственной логикой движения, источниками развития, пределами роста и т.д. и предполагающий выдвижение некой требующей решения проблемы. Таким образом, содержание технологического знания формируется на основе позиций того, кто отражает событие (технолог, аналитик); того, кто задает конкретные цели решения связанной с данной ситуацией проблемы (заказчик), а также того, кто действует на стадии решения задачи (исполнитель). Следовательно, каждый из них способен изменить содержание и форму технологической информации. Такое утроение субъекта технологического знания свидетельствует о том, что вся его познавательная стратегия строится на сведении объективных условий к субъективно интерпретируемой ситуации как на стадии диагностики, так и на стадии актуализации знаний. Включение представлений этих субъектов в оценку ситуации показывает, что целевых ориентации в рамках технологического знания об одной и той же проблеме может быть сколько угодно. Поэтому конкретные проблемы технологически могут быть интерпретированы и «встроены» в самые разнообразные политические процессы. В условиях Сети такое утроение субъекта технологического знания совсем не обязательно, один человек может выступать и заказчиком, и аналитиком, и исполнителем. Таким образом, на наш взгляд, еще одна особенность политических Интернет - технологий - это возможность значительной индивидуализации.

Важнейшей проблемой политических Интернет - технологий на данном этапе развития общества является их значительное девиантное содержание. Что и говорить, юридический статус и состояние правового регулирования виртуального пространства позволяют организациям и отдельным индивидуумам осуществлять свои электронно-политические акции весьма вольно и интерпретировать факты, связанные с теми или иными деятелями или явлениями, исходя из сугубо субъективных предпосылок. Зачастую это выливается в поток непроверенной, искаженной или откровенно лживой информации, тиражируемой по Сети в виде видеофильмов, аудиосюжетов, текстовых релизов, к которым добавляется огромное количество совершенно некорректного почтового «спама», лавиной обрушиваемого на аудиторию Интернета. Поскольку никакого формального одобрения официальными лицами и инстанциями содержащиеся в web-pecypcax сведения не требуют, партийно-государственные органы считают себя свободными от ответственности за происходящую в онлайне войну без правил, и война эта постепенно приобретает все более уродливые формы. К счастью, в самой Сети как самоорганизующейся системе возникают свои ограничители и регуляторы. Так, во время президентской компании в США в 2004 году отдельные представители противоборствующих сторон вынуждены были пойти на «локальное перемирие» и заключение «пограничных соглашений» по вопросам электронной пропаганды. В частности, два члена Сената - демократ из Орегона Рон Уайден и республиканец из Северной Каролины Линдсей Грэхем - выступили с совместной законодательной инициативой о необходимости распространения на Интернет правил и требований, установленных для агитации в прессе, на телевидении и других средствах массовой информации. «Никаких иных способов урегулировать выходящие из всех рамок процессы электронной политической борьбы мы не видим, - заявил сенатор Уайден. - А ведь Интернет теперь стал местом, где бьют ниже пояса, обливают грязью, а потом разбегаются по своим укрытиям, будучи в твердой уверенности, что за такие действия никто не понесет наказания». В России применение «грязных» политтехнологии в Интернете привело к тому, что Интернет стал восприниматься негативно, как некая среда распространения компромата.

К девиантным политическим Интернет - технологиям следует отнести и манипулятивные технологии, которые в условиях Сети (виртуализация, симуляция, большая степень аудио - визуального воздействия) могут приобрести поистине всеобъемлющий масштаб.

Таким образом, развитие технологий Интернета принесло с собой и новые проблемы, с которыми общество прежде не сталкивалось. Среди них: возможность психологического воздействия на индивидуальное и общественное сознание с целью навязывания своего видения характеристик противника, его образа, используя современные информационно-коммуникационные технологии; распространение непристойных материалов, представляющих угрозу моральным устоям общества, в частности детской порнографии, материалов неонацистского толка, использование Интернета для азартных игр, заключения пари, проведения разного рода лотерей с целью изъятия денег у населения; возможность понизить авторитет средств массовой информации.

Помимо этого, Интернет может служить и средством распространения пропагандистских материалов преступных организаций, рецептов изготовления взрывчатых и ядовитых веществ, оружия, наркотических и психотропных средств, методов вскрытия электронных и других шифров. Информация подобного рода легко может быть замаскирована, к примеру, под научно-техническую.

Для развитых стран создается соблазн использовать имеющиеся у них преимущества в компьютерных технологиях и средствах информационно-психологического воздействия на индивидуальное и общественное сознание для информационной, политической, экономической и культурной экспансии. Таким образом, политические Интернет - технологии на сегодняшний день - это новый и пока неосознанный до конца способ достижения цели во всех сферах политической жизни. При внедрении их общество сталкивается с проблемами, характерными для любого процесса нововведения. В политических Интернет - технологиях заключено единство традиционных, творческих, инновационных действий и важной их особенностью является специализированная направленность на решение практических политических проблем, особенно таких, как низкая политическая активность, низкая политическая культура и др.

Применение этих технологий вызывает трансформацию основных субъектов политики в сети Интернет.

 

АВТОР: Шевченко И.А.