05.02.2012 6956

Интернет-технологии как фактор укрепления российской государственности

 

Глобализация открыла перед странами и народами новые возможности экономического и политического взаимодействия, а также культурного взаимообогащения. Достижения научно-технического прогресса распространяются по всему миру. Быстрыми темпами происходит «информатизация» и компьютеризация мира. В российском обществе на сегодняшний день сформировалось достаточно полное представление об открывающихся, посредством использования новых информационно-коммуникационных технологий, возможностях в решении различных задач во всех областях, созданы определенные заделы в формировании телекоммуникационной инфрастуктуры, в том числе на уровне ряда регионов, достигнут некоторый минимальный уровень оснащенности российских экономических структур и социальных институтов компьютерным и сетевым оборудованием. В нашей стране традиционно сложился и продолжает поддерживаться высокий уровень образования, на наших специалистов в области новых информационных технологий существует постоянно растущий спрос. Однако этот вывод, хотя и опирается на ряд позитивных моментов и факторов, не означает, что решены основные проблемы и устранены главные препятствия на этом пути. К сожалению, приходится констатировать, что в целом положение России в данной области по сравнению с ведущими игроками на информационном поле весьма плачевно. Государства, плохо подготовленные к включению в процесс глобализации, не получают ожидаемого выигрыша и все больше страдают от ее негативных последствий.

Известно, что государство является одним из ключевых институтов общества. Поэтому естественно, что движение к информационному обществу как к новому культурному состоянию, как некий социокультурный сдвиг, признается масштабной проблемой, измеряемой в категориях истории со всеми вытекающими отсюда последствиями. То есть, это масштабный общенациональный проект в глобальном контексте. Государство в этом проекте позиционируется как организатор создания инфраструктуры «электронного правительства», т.е. инфраструктуры «электронных взаимодействий» между властью и гражданами. Как отмечает начальник отдела Департамента правительственной информации Аппарата Правительства РФ А.Н. Кошкин, это понятие включает не только исполнительную власть, но в целом всю систему государства, государственной власти и государственного управления, государственных органов и органов местного самоуправления, то есть все то, что обычные люди называют государством или властью. Существуют многочисленные определения электронного правительства, которые различаются из-за критериев, лежащих в их основе. Как правило, это: экономические, берущие за основу эффективность управления государством и снижение трансакций, описательные - за основу берутся изменения в обществе, прикладные - перечисление основных инструментов новых технологий и способов их применений, сугубо технические и т.д.

Существуют и комплексные определения электронного правительства. Так украинские политологи Голобуцкий А.П., Шевчук О.Б. дают следующее развернутое определение: «электронное правительство - концепция осуществления государственного управления, присущая информационному обществу. Основывается на возможностях информационно-телекоммуникационных технологий и ценностях открытого гражданского общества. Характеризуется направленностью на потребности граждан, экономической эффективностью, открытостью для общественного контроля и инициативы. Состоит из трех основных модулей: G2G, government to government, правительство правительству; G2B, government to business, правительство бизнесу; G2C, government to citizens, правительство гражданам. Включает он-лайновые сервисы для граждан и бизнесов на едином портале, электронный документооборот в правительственных и парламентских структурах, общую для разных правительственных структур базу данных для предотвращения дублирования информации и повторных затрат, часто - закрытую специализированную информационную сеть (интранет) для внутриправительственных трансакций (напр. Govnet), разветвленную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру, системы криптографии и прочие способы защиты информации, в том числе и персональных данных, цифровую подпись, электронный ключ, смарт-карты, другие средства санкционирования доступа к информации и операций с ней». При всей своей развернутости данное определение отличается, на наш взгляд, одним недостатком - претензией на универсальность и некоторой идеализированностью. Поскольку, как уже отмечалось, процесс становления информационного общества в разных странах идет по-разному, хотя и имеются схожие черты. Следовательно, и электронное правительство, даже в большей степени, будет иметь различия в разных регионах.

Как известно, в основе открытого гражданского общества лежит демократия участия. В основе демократии участия лежит представление об открытом, прозрачном и ответственном перед обществом государстве, гражданской вовлеченности в политический процесс и полной реализации прав граждан. Однако, если в основании информационного общества все же находится капитализм, то это означает, следуя неолиберальной традиции, повышение индивидуализма граждан. Кроме того, применение информационных технологий в демократических процессах - например при электронном голосовании «не выходя из дома», способствует не просто индивидуализации, а, как отмечает известный американский политолог, специалист по политическим партиям и выборам Кеннет Джэнд, превращает участие из публичного акта в частный, ослабляя, тем самым, его гражданский характер. Выборы утрачивают способность социализации индивидов. Более того, как отмечает Ф. Фукуяма, расширяющиеся возможности коммуникации сочетаются в современном мире с все более растущим индивидуализмом, переходящим в замкнутый эгоизм, «для которого целью становится максимизация персональной свободы без оглядки на ответственность перед другими людьми». С другой стороны, если мы посмотрим на этот феномен с финансовой точки зрения, то увидим, что проекты по повышению политической активности граждан, развитию институтов гражданского общества не могут содержаться на средства граждан - налогоплательщиков, что подтверждает мировая практика. Следовательно, возникает необходимость привлечения средств бизнеса, но бизнес по своей природе не альтруистичен и, вкладывая куда - либо средства, рассчитывает достичь своих определенных целей. Цели эти могут и совпадать с объективными нуждами общества, но могут быть диаметрально противоположными. Крупные проекты - например, электронного правительства, требуют значительных средств, а значит, привлекаются уже бизнес - элиты. То есть, фактически речь идет о финансовой, а, следовательно, и политической зависимости от элит, делегирования, таким образом, им политического контроля, что уже совсем не состыкуется с понятием гражданского общества. А если элиты еще и контрнациональны, то это может привести к катастрофе.

При рассмотрении информационного общества в первую очередь указывается на возрастающие потоки информации, ее роль, на процессы глобализации, на изменения в обществе, культуре, порожденные новыми информационно-коммуникативными технологиями. Безусловно, это оказывает влияние и на институт государства. И именно это заставляет государство меняться. Возросший объем информации вынуждает государство выстраивать комплекс автоматизированных информационных систем, вводить в систему управления новые информационно-коммуникативные технологии. Например, объем документов, предоставляемых юридическими лицами в налоговые органы за год превышает 800 миллионов экземпляров. А если учесть еще объем документов физических лиц? Таможенная служба также является одной из самых технически оснащенных служб в России в плане информационно-коммуникативных технологий. И наиболее интенсивно компьютеризируются сейчас структуры, связанные с учетом недвижимости, земель, пенсионные, миграционные. Если суммировать это, то молено сказать, что оснащаются в первую очередь государственные структуры, связанные с контролем и сбором финансов. Компьютеризация внутри государственных органов также связана с огромным внутренним объемом документов.

Следовательно, одну из главных причин создание е-правительств можно обозначить как «внутреннюю» - не способность государства справляться со все возрастающими объемами информации традиционными способами без применения новых информационно-коммуникативных технологий. Так, по словам заместителя министра по налогам и сборам РФ Михаила Мишустина, в проводимой в правительстве работе используется метафора государства как «сервисной компании», где конституция - своего рода соглашение об услугах (образование, медицина, пенсионное обеспечение, физическая защита и т. п.). Также государство как предприятие позиционируется и в других странах, например в США. Здесь налицо проявление того, что, по выражению М. Кастельса, власть вынуждена вписываться в новые культурные коды, чтобы не прекратить своего существования.

В подавляющем большинстве программ развития е-правительств в качестве одной из главных целей их создания указывается развитие электронного правления как фундаментального института демократии, отвечающего новым ожиданиям информационного общества, усиления взаимодействия между гражданами и государством. В то же самое время обращает на себя внимание то, что в Китае, султанате Бруней, при развитии программ электронного правительства одной из главных целей также стоит усиления взаимодействий между государством и обществом, прозрачность бюрократического аппарата, однако, при этом речь о построении демократического государства не ведется.

На наш взгляд, речь в данном случае идет о попытке легитимации электронных государств. Демократические государства добиваются легитимности в сети под лозунгом развития демократических институтов, авторитарные - под лозунгами заботы о гражданах. И далее можно предположить, что электронное правительство - это не обязательно институт «открытого гражданского общества». Это скорее политический институт сетевого общества, основывающегося на современных информационных технологиях. И действительно, если государства нет в Сети, значит для Сети оно отсутствует. Таким образом, это - внешняя причина создания е-правительств.

Рассматривая причины создания е-правительства, следует выделить и экономическую. В рамках существующих сегодня институциональных теорий, охватывающих как экономическую, так и политическую сферы, основной причиной существования любой организации является снижение стоимости (в широком смысле) трансакций. В работах американских исследователях Д. Бьюкенена и Г. Таллока этот принцип был применен к государству как разновидности организации. В схеме сторонников теории рационального выбора существование власти и государственных институтов обусловлено более низкими издержками делегирования полномочий по сравнению с достижением консенсуса в ходе переговоров всех со всеми. Интернет кардинальным образом снижает эти издержки.

Сегодня выделяется пять следующих основных стадий развития е-правительства:

- начальное появление - развернуто онлайновое присутствие официальных правительственных учреждений;

- расширение присутствия - число правительственных сайтов постоянно увеличивается, а информация на них делается все более динамичной;

- интерактивное взаимодействие - пользователям предоставляется возможности по загрузке формы различных официальных документов, по получению официальной электронной почты и по организации взаимодействия через web-сайт;

- проведение транзакций - пользователи реально могут осуществлять проведение различных сделок (транзакций) в онлайновом режиме;

- бесшовное взаимодействие - полная интеграция электронных услуг в пределах административных границ.

Существуют определенные барьеры для формирования е-правительства: институциональные/оперативные; управленческие; политические/планирующие.

О значимости рассматриваемых вопросов для современного российского общества говорит разработка и принятие целого ряда законодательных актов. Наиболее значимой из них для нашего исследования является, утвержденная в январе 2002 года постановлением Правительства Российской Федерации Федеральная целевая программа (ФЦП) «Электронная Россия (2002-2010 годы)», заказчиками которой выступили семь министерств и ведомств. Главная роль в ее реализации отводится Министерству экономического развития и торговли РФ и Министерству РФ по связи и информатизации. Основной целью программы является повышение эффективности функционирования экономики и государственного управления за счет внедрения и массового распространения новых информационных и телекоммуникационных технологий; обеспечения прав на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; расширения подготовки специалистов в области новых информационных технологий и квалифицированных пользователей (в год - не менее 25 тыс. специалистов с высшим образованием и не менее 60 тыс. со средним специальным образованием). В рамках реализации данной программы планируется к 2005 году достигнуть 100 % уровень компьютеризации в высших учебных заведениях, а к 2010 году -всех средних учебных заведений. Общий объем выделяемых на программу средств до 2010 года должен составить более 76 млрд. рублей. Предполагается, что финансироваться она будет в основном за счет госбюджета, инвестиций со стороны российского бизнеса и зарубежных инвестиций.

Уточненный вариант программы «Электронная Россия» планировалось представить в правительство уже в первом квартале 2005 года. Однако сроки были перенесены на конец года. Новая редакция этой федеральной целевой программы будет отличаться особым акцентом на создание в стране элементов электронного правительства, т.е. интерактивных сервисов для граждан, бизнеса и других ведомств. Об этих планах модернизации «Электронной России» заявили представители Мининформсвязи и Минэкономразвития, в чьих ведомствах уже согласована структура новой редакции программы.

В качестве основных проектов, которые предполагается утвердить в рамках новой редакции ФЦП «Электронная Россия» называются:

- создание единого центра хранения данных для всех федеральных ведомств;

- создание единой сети передачи данных для государственных ведомств, причем, в тех регионах, где это возможно - на основе аренды существующих каналов связи;

- создание единого телефонного справочного центра для приема обращений граждан в государственные органы;

- создание объединенных межведомственных информационных ресурсов;

- создание системы учета госзакупок для федеральных органов власти;

- создание системы защищенного документооборота для пересылки конфиденциальных документов в электронном виде;

- разработка типовых электронных систем управления государственными организациями различного профиля (ЖКХ, правоохранительными, медицинскими, социальными и т.д.).

Директор Института проблем либерального развития Ю.А. Нисневич обратил внимание на то, что развитие информационного общества, которое по своей природе имеет разветвленную горизонтальную сетевую структуру, не может быть сведено только лишь к административной реформе, представляющей собой преобразование вертикальной структуры власти. По мнению ученого, необходимым условием эффективности административной реформы должно стать распространение принципиально новой философии открытого и доступного для граждан «электронного правительства». К сожалению, эта философия пока еще недостаточно воспринята в нашей стране и поэтому не находит своего практического применения. Нередко новые принципы открытого взаимодействия «электронного правительства» с гражданами подменяются вопросами технического оснащения государственных структур информационно-коммуникационными средствами. Важнейшим отличием нынешней административной реформы от идеалов «электронного правительства» ученый назвал рост бюрократии, увеличение числа государственных органов и чиновников, в то время как при движении к e-government (электронному правительству) в традиционном понимании обычно наблюдаются противоположные тенденции.

Однако, на наш взгляд, рост числа государственных органов и чиновников закономерен на данной стадии развития е-правительства в России, поскольку власти приходится не только развивать будущие технологии, но и действовать во времени настоящем. С развитием электронно-коммуникативных технологий и переноса на них основной нагрузки будет естественным образом снижаться и число традиционных ведомств и чиновников, а снижение трансакций с помощью новых технологий приведет и к сокращению расходов.

В числе других преимуществ внедрения Интернет - технологий в государственное управление и во взаимодействие между государством и обществом, следует назвать упрощение бюрократических процедур и значительное сокращение сроков при оформлении необходимых документов, обеспечение более строгой налоговой подотчетности юридических и физических лиц посредством введения унифицированной системы электронного учета, повышение уровня бюджетных поступлений, сокращение масштабов коррупции и, соответственно, рост доверия граждан к институтам власти. Помимо этого, как отмечает Д.Н. Песков со ссылкой на данные департамента правительственной информации аппарата Правительства Российской Федерации: «...Как только Интернет начнет предоставлять услуги, которые заинтересуют большинство населения, его аудитория резко возрастет. Один из примеров прямой зависимости числа пользователей от количества и качества услуг - опыт Новосибирска, где после внедрения автоматизированной системы коммунальных платежей «Город» резко увеличилась доля подключенных к Интернету компьютеров. На начало 2001 г. этот показатель был самым высоким в России - 35% от общего числа компьютеров». Необходимо так же отметить, что при создании электронного правительства в России информационное и PR обеспечение это проекта явно недостаточное, если не сказать отсутствующее. В апреле 2005 года прошло центральное мероприятие российского Интернет-сообщества - Российский Интернет-форум (РИФ). В этом году РИФ, проводящийся ежегодно, проходит в девятый раз. Его соорганизаторами стали компании «Демос», Mail.ru, «Корпорация ОСС», «Рамблер», Региональный общественный центр интернет-технологий (РОЦИТ), российское подразделение TeliaSonera, компания «Яндекс». Казалось бы, те, кто находится на «передовом фронте» отечественного Интернета, должны быть хорошо осведомлены об инициативах государства в сети, однако, в ходе работы форума, сотрудники государственных организаций пришли к выводу, что Интернет-сообщество недостаточно информировано о деятельности госструктур в Интернете. Многие пользователи, заинтересованные в вопросе, зачастую не знают о том, что в настоящее время аппарат правительства, министерства и ведомства поддерживают свои сайты, на которых публикуют отчеты о проделанной работе». Что же говорить о рядовых гражданах!

Еще одной серьезной проблемой является то, что не учитывается мнение Интернет - пользователей и рядовых граждан при разработке программ электронного правительства. А для жизнеспособности проекта это является критичным в условиях Интернета.

Кроме того, в рамках существующих программ мало внимания уделяется обучению сотрудников государственных служб работе с новыми технологиями. На данную проблему, как на одну из самых серьезных, указывает и Дмитрий Милованцев, заместитель министра информационных технологий и связи РФ. Кроме того, М.Н. Грачев справедливо замечает, что не менее существенной проблемой представляется задача освоения потенциала новейших технологий не только кадрами специалистов, но и населением в целом. В связи с этим, необходимо отметить, что образование - это важнейший институт формирования политической культуры и укрепления государства, развития его кадрового потенциала, а также политической социализации граждан. Развитие образования в России связано с преодолением закрытости и приданием процессу обучения открытого творческого характера. Возникновение всемирной компьютерной сети открыло возможность использования информационных ресурсов и интеллектуального потенциала практически любого учебного заведения мира. Акценты в современных методиках, медиатехнологиях образования, включая технологии Интернет, делаются на формирование информационной культуры учащихся, необходимости выработки навыков самообразования, которые разными средствами могут способствовать развитию личности и самовоспитанию. В педагогической науке создаются все предпосылки для перехода обучения в иное качество: от репродуктивного к рефлексивному. Образование в информационном обществе предполагает взаимодействие не только в рамках отдельной страны, но и со всем миром. Создаются модули курсов, которые могут изучаться одним и тем же потребителем знаний в странах с различными культурными традициями. Этому способствует в первую очередь сеть Интернет. Важнейшей особенностью современных коммуникационных процессов в сфере образования является стимуляция и поддержка активности учащегося. Новые технологии играют важную роль в становлении личности в процессе обучения, повышают ее интеллектуальный, творческий потенциал, развивают аналитическое мышление, самостоятельность в приобретении знаний и принятии решений, а в целом приводят к возникновению совершенно нового уровня мышления. Так закладываются основы политической культуры, характерной для информационного общества. И здесь особенно важной является роль государства. Определенный опыт в данном направлении уже накоплен в зарубежных странах. В Австралии разработан проект Профессиональная экспертиза электронных средств учебного заведения, в США аналогичные функции выполняет портал Министерства образования, создаются базы данных сертифицированных средств обучения. Первые шаги в этом направлении сделаны и в России. Принята Федеральная целевая программа РФ «Развитие единой образовательной информационной среды» (2001-2005гг.), одним из ключевых направлений которой является развитие дистанционного образования и сертификация имеющихся образовательных ресурсов в Интернете. В то же время обращает на себя внимание то, что с концептуальной и содержательной точки зрения данную систему следует рассматривать как один из элементов развития «электронного правительства» на стадиях «публичности» и «участия», поскольку речь идет об использовании федеральными органами исполнительной власти новейших коммуникационных технологий для предоставления научно-педагогическому сообществу и всем заинтересованным гражданам широкого спектра информационных услуг, связанных в данном случае с вопросами образования. Таким образом, важнейшим фактором укрепления российской государственности является создание адекватной информационному обществу единой образовательной информационной среды.

Говоря о развитии информационных технологий, необходимо указывать и на те факторы, которые вызывают серьезные опасения. Так, информатизация государственных органов осуществляются в основном с применением импортного оборудования (и сколько раз в данном оборудовании были так называемые «закладки» с помощью которых легко воровать информацию!) и программного обеспечения, которое, как правило, представляет собой стандартные программы, распространенные по всему миру и легко доступные. Против этого программного обеспечения постоянно трудятся сотни тысяч крекеров (от анг. crack - ломать), вырабатывая стандартные приемы его взлома и выведения из строя, которые может использовать даже не очень «продвинутый» пользователь. «Технологии вненациональны, осуществлять выбор имеет смысл только по критерию эффективности», - считает Игорь Агамирзян, представитель корпорации Microsoft в России. В действительности же все по - другому. Так, специалистами Французского института стратегических исследований по заказу Министерства обороны Франции, была проведена экспертиза программных продуктов американской компании Microsoft. В опубликованном по итогам этой работы докладе «Безопасность информационных систем: зависимости и слабые места», французские ученые прямо обвинили Microsoft в том, что, по согласованию с Агентством национальной безопасности США, она встраивает в свое программное обеспечение недокументированные программы, позволяющие американским спецслужбам при необходимости получать несанкционированный доступ к компьютерам пользователей во время их работы в Интернете. Именно технологии компании Microsoft (американской компании!) на сегодняшний день применяются в государственных органах России, кроме разве что уж самых засекреченных. И нельзя забывать, что Интернет все же - изобретение Разведывательного управления Министерства обороны США.

В отношении того, какие силы в будущем станут определять мировой политический процесс, мнения экспертов расходятся. Одни, как, например, директор Института проблем глобализации М. Делягин, считают, что мировая политика скоро перестанет существовать на уровне отдельных государств, переместившись, с одной стороны, на наднациональный уровень глобальных групп капиталов и технологий, а с другой на внутренний уровень политической жизни одной страны, контролирующей основную часть этих капиталов и технологий. В защиту своей точки зрения автор приводит результаты анализа деятельности ТНК на территории США, где концентрация различных ТНК максимальна. США используют ТНК для эффективной реализации своих национальных интересов за пределами своей территории. Но, с другой стороны, сами эти интересы вырабатываются государством под сильнейшим воздействием ТНК и выражают в первую очередь их собственные интересы. Таким образом, важнейшая часть функций государства, такая как выработка национальных целей и приоритетов в международной экономической и политической деятельности, находится под сильнейшим влиянием транснационального капитала. Но существует и другая точка зрения. Например, Мартин Волф, заместитель главного редактора и руководитель экономического отдела «Financial Times», видит будущее государства не в столь печальном свете. По его убеждению, глобализация это не судьба, а сознательный выбор: правительство каждого государства принимает решение о степени его международной экономической интеграции, используя различные законодательные, таможенные и налоговые инструменты давления. Это решение накладывает некоторые ограничения на способность правительства собирать налоги, перераспределять доходы, а также оказывать влияние на макроэкономические условия. Однако эти ограничения не следует преувеличивать. В дальнейшем, как считает М. Волф, национальные государства не утратят своей роли и влияния, сохранив свое значение в изменяющемся мире.

Кроме того важнейшей проблемой является информационная безопасность государства в сети Интернет. Визуальное искусство и визуальный фон среды, эффективно формируемый с помощью новых информационно-телекоммуникационных технологий, значительно увеличивает возможности влияния на сознание человека и манипулирования им в соответствии с поставленными целями. Сегодня, благодаря новым технологиям, последствия информационного воздействия могут оказаться сопоставимыми с результатами боевых действий в рамках традиционного военного противоборства.

Американские СМИ сообщают о готовящемся создании в Пентагоне специального подразделения, в задачу которого должно входить обеспечение «позитивного восприятия» во всем мире внешней политики, военных планов и действий США, в том числе и распространение дезинформации. Основа такой пропагандистской службы, собственно говоря, уже заложена. В Министерстве обороны создано так называемое Бюро стратегического влияния, во главе которого стоит генерал ВВС Саймон Уорден. В настоящее время речь идет о придании деятельности этого органа большей изощренности и размаха, включая ее расширение на дружественные США страны. Предпочтительными объектами «стратегического влияния» станут СМИ как в союзных, так и враждебных Америке странах. По сведениям «Нью-Йорк тайме», ссылающейся на чиновников Пентагона, имеется в виду подбрасывать в зарубежную прессу как «черную» дезинформирующую пропаганду, так и «белую», основанную на фактических обстоятельствах. Судя по всему, планируемый пропагандистский центр Пентагона будет широко использовать методы секретных служб и психологической войны, в частности анонимное распространение необходимой информации по Интернет и адресную высылку известным журналистам, публицистам, общественным деятелям электронных посланий, якобы исходящих из респектабельных и независимых источников.

Существенным моментом в укреплении государственности России является готовность ее к так называемым «информационным войнам», которые в качестве своей цели имеют введение определенных элементов внутренней неуправляемости социальными системами, а так же могут вести к созданию условий для управляемости системой извне. Перевод на новые модели поведения сам по себе достаточно опасен, и особо разрушительным для социальной системы он становится тогда, когда в управлении включается мощный внешний источник воздействия.

Информационные войны - дело отнюдь не далекого бушующего. Они идут уже довольно давно и практически не прекращались со времени Второй мировой войны. Правда, ныне они приобрели более законченные, самостоятельные очертания, а значение их возрастает с увеличением вероятности возникновения «ассиметричных» угроз, под которыми, прежде всего понимается использование фактора неожиданности во всех его оперативных и стратегических измерениях, а также применения оружия такими способами, которые не планируются национальными оборонными ведомствами.

Согласно принятым в США доктринальным подходам в области безопасности, «информационно-психологическое оружие» относится к разновидности «нелетального оружия массового поражения (ОМП), способного обеспечить решающее стратегическое преимущество над потенциальным противником». Его отличительная особенность от остальных видов ОМП и главное преимущество заключается в том, что оно «не подпадает под принятое в международных нормах понятие агрессии».

Директор информационных сил Министерства обороны США определяет информационную войну следующим образом: «Информационная война состоит из действий, предпринимаемых для достижения информационного превосходства в обеспечении национальной военной стратегии путем воздействия на информацию и информационные системы противника с одновременным укреплением и защитой нашей собственной информации и информационных систем. Информационная война представляет собой всеобъемлющую, целостную стратегию, призванную отдать должное значимости и ценности информации в вопросах командования, управления и выполнения приказов вооруженными силами и реализации национальной политики. Информационная война использует все возможности и нацелена на факторы уязвимости, неизбежно возникающие в условиях возрастающей зависимости от информации. Объектом внимания становятся информационные системы (включая соответствующие линии передач, обрабатывающие центры и человеческий фактор этих систем), а также информационные технологии, используемые в системах вооружений. Информационная война имеет наступательные и оборонительные составляющие, но начинается с целевого проектирования и разработки своей «...архитектуры командования, управления, коммуникаций, компьютеров и разведки, обеспечивающей лицам, принимающим решения, ощутимое информационное превосходство во всевозможных конфликтах». Как видим, это определение практически не затрагивает содержа» тельных аспектов и касается технического обеспечения информационной составляющей армии.

Информационные операции направлены на поддержку военных действий, хотя и могут отличаться по результативности от их успешности/неуспешности. «Комбинация разрушительной силы и деятельности из области психологической войны может уменьшить желание противника сражаться, следовательно, способствовать достижению военных целей».

Дальнейшее развитие концептуальные подходы информационной войны и информационного превосходства получили в документе «Joint Vision 2020», рассматривающем более отдаленную перспективу. Новый взгляд на угрозы XXI столетия заключается в том, что в будущем основная угроза будет исходить не столько от регулярных армий разных стран, сколько от всевозможных террористических, криминальных и других организаций, участники которых объединены в некие сетевые структуры. Но концепция таких войн применима не только к разрозненным группам комбатантов. По мнению американцев, сетевой подход - лучший ответ на угрозу так называемых народных войн (по типу проигранных США во Вьетнаме и Сомали, Советским Союзом - в Афганистане и той, которую в настоящее время Россия ведет в Чечне). Для этих целей в США разрабатывается информационная сеть GRID, вычислительная мощность которой будет превосходить сегодняшний Интернет при наличии такого же ресурса интеллектуального поиска.

Новым этапом развития концепции информационных войн стало появление принципиально иной оперативной концепции ведения противоборства, известной как «сетевая война» (network-centric warfare - NCW). Американцы определяют сетевую войну как оперативную концепцию, базирующуюся на информационном превосходстве и позволяющую достичь роста боевой мощи войск путем ориентации на сеть датчиков, штабов и исполнительных подразделений. Это дает возможность достичь более широкой осведомленности, увеличения скорости доведения приказов, более высокого темпа проведения операции, большего поражающего действия, большей живучести и степени самосинхронизации. В сущности, сетевая война переводит информационное превосходство в боевую мощь, эффективно связывая интеллектуальные объекты в единое информационное пространство театра военных действий. Происходит трансформация понятия «поле боя» в понятие «боевое пространство». В него помимо традиционных целей для поражения обычными видами вооружений включены также и цели, лежащие в виртуальной сфере: эмоции, восприятие и психика противника. Воздействие на новые классы целей достигается за счет тесной интеграции сетевых структур Министерства обороны (МО) и гражданского общества (как совокупности общественных объединений, отвечающих за выработку «общественного мнения»). Россия не может себе позволить оставаться в стороне от коренных стратегических подвижек, так как значение информационных, психологических и коммуникативных элементов будет взрастать. И поэтому, чтобы наверстать упущенное за последние десятилетия, достичь паритета в этой ключевой области, обеспечения национальной безопасности, необходимо использование современных коммуникативных технологий, в первую очередь Интернет.

Другой важной стороной применения Интернета для укрепления государственности России является создание информационно-коммуникационной базы «новой экономики», к которой относится вся предпринимательская деятельность, в той или иной степени использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии, в первую очередь на основе Интернета. Как отмечают исследователи, в процессе становления «новой экономики» решающую роль должно играть государство. Здесь проявилась также весьма важная и примечательная тенденция, характеризующая исторические перспективы роли государства в рыночной экономике и демократическом обществе. Чем масштабнее и глубже прорывы в науке и технике, в технологии и информационном обеспечении, тем больше бизнес и общество возлагают надежду на государство, его ресурсы и институты. Это ведет к тому, что объективно роль государства повышается, и все дискуссии о минимизации роли государства в современной экономике имеют практический смысл лишь при условии, что «минимизация» понимается как «оптимизация» государственного фактора среди других факторов прогресса.

Как показывает опыт развития российского общества, его культурная самоидентификация возможна на пути преодоления раскола и обеспечения органического синтеза цивилизационного своеобразия развития страны и мировых тенденций к демократизации обществ и расширению инокультурных контактов между ними. Трансформировать в этом направлении политико-культурные качества российского общества можно, прежде всего, путем развития Интернет-технологий с учетом реального изменения гражданского статуса личности, создания властных механизмов, передающих властные полномочия при принятии решений законно избранным и надежно контролируемым представителям народа. В России доминирующим является транзитарный тип политической культуры, отражающий затянувшийся процесс перехода от одной системы ценностей к другой. Формирование обновленной политической культуры должно поддерживаться государством, осуществляться при участии гражданского общества через систему образовательных, информационных, научных, творческих, досуговых, иных легитимных институтов, а также ассоциаций граждан. На наш взгляд, было бы целесообразно создание федеральной структуры, занимающейся вопросами политической культуры, политического образования и политического воспитания в Интернет и с его помощью.

Вместе с тем, форсированное внедрение западных неолиберальных ценностей в российскую социально-политическую действительность не может заменить селекции отечественных ценностей, создание их новой иерархии при участии государства, политических партий, религиозных конфессий, политических элит, СМИ. Утверждение политических ценностей, ядро которых составляет свободная личность, демократическая власть, избирательное право, свобода слова, политический плюрализм, многопартийность, местное самоуправление, во многом детерминируется социально-экономическими факторами, социальной стратификацией общества.

Отличительными особенностями современной эпохи, являются конкуренция образов, пришедшая на смену идеологиям. В этом плане разработка технологий подачи образа России и ее регионов очень сильно отстает от развитых стран.

Над вопросами формирования благоприятного имиджа страны задумываются сейчас многие. Проводятся научные семинары и социологические исследования, затрагивающие те или иные стороны имиджа России. Однако комплексной оценки состояния и работ по системному продвижению имиджа нашего государства не существует. Тем более не разработана технология продвижения имиджа российских регионов, хотя есть труды, в которых употребляется понятие «имидж», или «образ» региона. Поэтому, на наш взгляд, проблему имиджа территории (страны и региона) следует рассматривать в рамках более разработанной на сегодняшний день технологии «территориального маркетинга».

Образ посткоммунистической России формируется стихийно, поэтому нередко является непривлекательным. Так, во внешнем имидже России сегодня преобладают негативные стереотипы: зависимость от Запада, коррупция, криминал и т.д. Этому способствует и пресса, которая с завидным постоянством публикует отрицательные материалы о России. Информационное продвижение имиджа России способствует росту уважения к стране, делает ее привлекательной для иностранных туристов, зарубежных инвесторов (внешний имидж) и формирует положительный внутренний имидж.

Сегодня тот, кто умело управляет потоками информации, владеет ситуацией. В условиях стихийного распространения негативной информации о стране и ее регионах мы теряем доверие со стороны инвесторов, а значит и вложения в развитие территории. Целенаправленное создание и распространение информационных продуктов о регионе, взаимодействие со СМИ, использование информационных поводов, проведение рекламных кампаний, информационных миссий, участие в конференциях, презентациях и т.д., - все это, напротив, повышает интерес к территории, а значит и инвестиционные вливания в ее развитие. Следовательно, характер имиджевой информации о территории влияет на ее экономический рост и политическую стабильность. Более того, одна из возможностей повышения престижа нашей страны связана с тем, что образ России можно улучшить с помощью положительных имиджей ее регионов.

Таким образом, укрепление российской государственности в условиях формирования информационного общества решающее значение имеет широкое применение Интернет - технологий во всех сферах политической деятельности. Это связано с их влиянием на укрепление экономики страны, политической системы; демократизацию российского общества, повышение культурно-образовательного уровня населения, обороноспособность государства; формирование позитивного имиджа России в мировом сообществе.

Государство в сети Интернет представлено в основном как организатор создания инфраструктуры «электронного правительства», которое представляет собой систему электронных взаимодействий между гражданами и властью. В целом, действия государственной власти по созданию е-правительства и внедрению Интернет - технологий, можно оценить положительно, развитие идет в правильном направлении, хотя существует и ряд серьезных недостатков, среди которых наиболее значимыми являются низкая компьютерная грамотность чиновников высшего уровня, их недоверие, непонимание необходимости применения Интернета в государственной деятельности и отсутствие согласованности в действиях различных ведомств.

Внедрение Интернет-технологий во взаимодействие государства и гражданского общества ведет к трансформации самого принципа этого взаимодействия: гражданин в сети Интернет, - это не объект властно-управленческого воздействия, а полноправный субъект политического процесса, который может на него активно воздействовать. А это одно из важнейших условий развития демократии и гражданского общества, и это, таким образом, является главным условием укрепления российской государственности с помощью Интернет-технологий.

 

АВТОР: Шевченко И.А.