05.02.2012 4538

Влияние элементов геополитической культуры на политическое развитие общества

 

Для анализа геополитической культуры российского общества необходима некоторая система показателей, индикаторов и критериев подобной оценки. Геополитическая культура представляется нам в виде совокупности некоторых элементов или составляющих, сопоставляя которые можно определять уровни этой самой культуры. Подобная структуризация необходима по причине сложности рассматриваемого нами понятия геополитической культуры, никогда до этого исследования, не встречающегося в геополитической теории, да и в практике геополитики.

Первая и основная составляющая геополитической культуры - знание, включает в себя определённое количество сведений и суждений о геополитике, некоторую степень осведомлённости о различных геополитических теориях, об истории развития и становления геополитики как науки. Знание, являясь основной составляющей геополитической культуры, включает в себя наличие сведений об основных теоретиках геополитической мысли: Фридрихе Ратцеле, который в конце XIX в. создал предмет, призванный постигать взаимоотношения между географией и политикой; об авторе термина «геополитика» - шведском профессоре и парламентарии Рудольфе Челлене, о А. Т. Мэхэне, X. Д. Макиндере, Ник. Дж. Спайкмене и других теоретиках геополитической науки. То есть знания - это своего рода запас сведений о развитии теории геополитической мысли, о выдающихся геополитиках прошлого и настоящего, об их геополитических теориях и изысканиях.

Наряду с этим, знание, как составляющая геополитической культуры, подразумевает определённый уровень ориентированности в самой теории геополитики. А это включает в себя умение пользоваться категориальным аппаратом геополитики, познание основных геополитических терминов и определений, осмысление основополагающих законов геополитического развития того или иного региона. Ведь, действительно, не владея категориями той или иной науки трудно ориентироваться в её многообразных областях.

Поэтому так необходимо постижение основных понятий геополитики, таких как: геополитические интересы государства, геостратегическое партнёрство, баланс сил, геостратегия, национальная безопасность, способ реализации государственных интересов, мотивация поведения государства, мощь и могущество государства, экспансия, и т. п.

Итак, геополитическое знание или знания в области геополитики предполагают наличие запаса сведений по вопросам теории и практики геополитики, знание теории геополитики прошлого и современности, владение категориальным аппаратом геополитики, знание структуры геополитики, проблем геометодологии.

Следующей структурной составляющей геополитической культуры мы обозначили понимание - как осмысление, осознание, постижение геополитических процессов современности, как точка зрения по поводу перспектив геополитического развития того или иного региона, как уяснение основных принципов развития геополитики. Понимание геополитических изменений и принятие геополитических решений - взаимодополняющие моменты в геостратегии любого государства. Понимание геополитической ситуации - это, в данном случае, объективность восприятия геополитической действительности с учётом причинно-следственных связей, то есть не анализ геополитической ситуации, как рассмотрение уже совершившегося факта, а осознание первопричины, и возможных последствий того или иного геополитического события и изменения. Высокий уровень понимания предполагает и высокий уровень геополитического знания, иначе понимание попросту затруднено.

Следующая структурная составляющая геополитической культуры -оценка угроз безопасности государства. Данная составляющая является качественной характеристикой геополитической культуры, отображая как уровень знания, так и уровень понимания геополитики в способности к оценке тех или иных угроз безопасности государства. Оценка угроз безопасности как структурообразующая геополитической культуры, на наш взгляд, включает в себя:

- умение определять ранги и характер угроз;

- способность выявлять вероятность и степень реализации угроз;

- способность выделять ключевые угрозы, затрагивающие основы выживания общества;

- способность раскрытия причин возникновения рисков, опасностей, вызовов, угроз безопасности;

- способность разработки способов предотвращения рисков, опасностей, вызовов, угроз безопасности;

В настоящее время основными угрозами безопасности России, по мнению К.С. Гаджиева, являются: возможность попыток военно-силового давления в условиях тех или иных международных кризисов; любые действия, направленные на подрыв государственной и территориальной целостности Федерации; глобальное экономическое и информационное отставание от индустриально развитых стран, спад производства, сокращение продовольственной базы и связанные с ними ослабление экономической самостоятельности страны; региональный сепаратизм, межнациональные трения и конфликты внутри страны и ближнезарубежной периферии; неурегулированность статуса русскоязычного населения, проживающего на территории независимых государств; организованная преступность, терроризм, наркомафия; вооружённые конфликты в непосредственной близости от российских границ; распространение оружия массового поражения и средств его доставки; геополитическая и военно-политическая неопределённость, как в масштабах мирового сообщества, так и по периферии ближнего зарубежья; неопределённость режима государственной границы Российской Федерации; ухудшение экологической ситуации.

Правильная идентификация и классификация угроз национальным интересам страны выступает важным элементом системы национальной безопасности. Таковых, к сожалению, более чем достаточно  

В сфере экономики к таковым следует отнести:

- отсутствие стратегии динамичного развития РФ;

- существенное сокращение внутреннего валового продукта, снижение инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнация аграрного сектора, разбалансирование банковской системы, рост внешнего и внутреннего государственного долга, тенденция к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления;

- ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности, утрата передовых позиций в мире, деградация наукоемких производств, усиление внешней технологической зависимости и подрыв обороноспособности России;

- ослабление единого экономического пространства России и его важнейших составляющих - производственно-технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем.

Само понятие «экономическая безопасность», по мнению Р. Яновского -это материально-вещественная и финансовая характеристика производства, определяющая для констатации состояния экономики в аспекте её геополитического положения и устойчивости .

Понятие «социальная безопасность» на сегодняшний день трактуется как система мер, предпринимаемых государством, обществом и гражданами по предупреждению, отражению и устранению опасностей и угроз, способных разрушить или вызвать деградацию социальной сферы общества

Угрозами в социально-политической сфере российского общества являются: усиление напряженности во взаимоотношениях регионов и Центра, угроза федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации; этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, неконтролируемая миграция, усиление национализма, политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма; размывание единого правового пространства страны, несоблюдение принципа приоритета норм Конституции Российской Федерации над иными правовыми нормами, федеральных правовых норм над нормами субъектов Российской Федерации, недостаточная отлаженность государственного управления на различных уровнях; криминализация общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества, тотальная коррупция властных и коммерческих структур; увеличение масштабов терроризма и организованной преступности, обострение борьбы за власть на основе групповых и этнонационалистических интересов;

- глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы;

- кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ, резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни в стране, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства, ослабление фундаментальной ячейки общества - семьи, снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения.

В международной сфере угрозами безопасности Росси являются:

- стремление отдельных государств и межгосударственных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ;

- постепенное ослабление политического, экономического и военного влияния России в мире;

- укрепление противостоящих военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на восток;

- появление в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов;

- распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки;

- ослабление интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств;

- возникновение и эскалация конфликтов вблизи государственной границы Российской Федерации и государств - участников Содружества Независимых Государств;

- притязания на территорию Российской Федерации. Информационная безопасность определяется как состояние страны, в котором гражданам, объединениями общественным группам граждан, обществу и государству не может быть нанесён существенный ущерб путём оказания воздействия на информационную сферу страны .

В информационной сфере угрозы безопасности имеют вид:

- стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка;

- разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира;

- нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.

В военной сфере угрозы безопасности России:

- возведенный в ранг стратегической доктрины переход НАТО к практике силовых (военных) действий вне зоны ответственности блока и без санкции Совета Безопасности ООН;

- увеличивающийся технологический отрыв ряда ведущих держав и наращивание их возможностей по созданию вооружений и военной техники нового поколения;

- активизация деятельности на территории РФ иностранных специальных служб и используемых ими организаций;

- неопределенность взглядов политического руководства на облик и задачи Вооруженных сил на ближайшую и среднесрочную перспективу;

- отсутствие научно-обоснованного прогноза развития военно-политической ситуации в мире;

- затянувшийся процесс реформирования военной организации и оборонного промышленного комплекса Российской Федерации, недостаточное финансирование национальной обороны и несовершенство нормативной правовой базы;

- критически низкий уровень оперативной и боевой подготовки Вооруженных сил, других войск, воинских формирований и органов, недопустимое снижение укомплектованности войск (сил) современным вооружением, военной и специальной техникой, крайняя острота социальных проблем.

В экологической сфере угрозы безопасности России:

- преимущественное развитие топливно-энергетических отраслей промышленности, отсутствие или ограниченное использование природосберегающих технологий, низкая экологическая культура;

- тенденция к использованию территории России в качестве места переработки и захоронения опасных для окружающей среды материалов и веществ.

Итак, оценка угроз безопасности как компонент геополитической культуры, характеризуется умением определять ранги и характер угроз, вероятность и степень реализации угроз, способностью выделять ключевые угрозы, затрагивающие основы выживания общества, способностью раскрытия причин возникновения рисков, опасностей, вызовов, угроз безопасности, разработкой способов их предотвращения.

Очередная составляющая геополитической культуры - ценностные ориентации индивида, охватывающая:

- нормы, установки, стереотипы в геополитическом мышлении и поведении, влияющие на восприятие существующей действительности;

- предпочтение того или иного геополитического курса, проводимого государством;

- определённые цели, идеалы и интересы личности или общества в области геополитики.

Для осмысления понятия «ценностные ориентации» важно разобраться с категорией «ценности». В.Н. Кузнецов определил «ценности» как актуальные, фундаментальные нормы в структуре национальной культуры, определённого образа жизни человека, которые содействуют ему в осуществлении выбора своего поведения, мотивации значительных поступков в жизненно важных обстоятельствах.

Естественно, что именно ценностные доминанты оказывают влияние на геополитическое сознание и поведение граждан и государств в мировой политике. Это объясняется тем, что в геополитику люди постоянно переносят свои собственные представления о наиболее желаемом или наоборот, нежелаемом, что, собственно, и представляют собой ценности.

Геополитические действия, решения зависят от целого ряда ценностных доминант, как правило, имеющих неполитическое происхождение, а находящихся в более фундаментальных сферах бытия: религии, морали, нравственности, идеологии, экономике.

Система ценностей, формирующая основу мировоззрения людей, по мнению Е.И. Башкировой, может выступать и как фактор, ускоряющий развитие, и как трудно преодолимый барьер на пути такого развития. «Сдвиги в мировоззрении населения служат значительным индикатором реальности общественной трансформации в целом». Политические ценности входят как составная часть в набор социальных ценностей, выражают как их, так и осмысление политического опыта. Это актуальные стереотипы политического сознания, которые позволяют оценивать политическую ситуацию и ориентироваться в ней.

Применительно к нашей теме исследования можно утверждать, что наибольшее влияние на характер геополитической культуры могут оказывать те ценности, которые относятся к категории устоявшихся, получивших определенную эмоционально-чувственную окраску. Также можно говорить о степени развития геополитической культуры на основании устойчивости, действенности и дифференциации ценностей. Целесообразно выделить набор устойчивых, мощных, общепринятых ценностей, которые способствуют укреплению позиций государства. К ним относятся гражданский и политический активизм, легитимность и политическая ответственность. Расхождение между ценностной ориентацией официальной идеологии и реальной политической ситуацией порождает сложную преформацию отношений ментального пространства, резко снижает легитимность власти, способствует развитию кризиса власти.

В настоящее время в России сосуществуют две различные модели ценностных систем. Одна из них тяготеет к постиндустриальной индивидуалистической модели ценностного сознания, а другая связана с носителями традиционалистской российской ментальности и исходит из патриархально-коллективистской модели ценностей. Естественно, восприятие геополитики у людей с разными ценностными моделями будет существенно отличаться.

Ф.К. Мугулов попытался отобразить структуру ценностей в вопросе обеспечения безопасности личности, который является одним из основных вопросов геополитики. Факторы влияния на структуру ценностей определены по 4-балльной системе (максимальная значимость ценности 4 балла).

Социально-политические ценности, имеющие отношение к развитию межгосударственных отношений, а значит, и к геополитике, занимают последнее место в структуре ценностей в вопросе обеспечения безопасности личности. А приоритет, в данном случае, отдается социально-правовым ценностям, в частности, наличию эффективной системы охраны правопорядка. Данное обстоятельство иллюстрирует недостаточную оценку фактора угроз международной безопасности, что свидетельствует о недостаточном уровне понимания геополитических проблем современности.

Таким образом, ценностные ориентации как структурная составляющая геополитической культуры чаще всего зависит от экономической, правовой стабильности и законности в том или ином государстве или регионе.

Категорию «ценность» целесообразно рассмотреть необходимо обратиться к понятию «цели». В.Н.Кузнецов утверждает, что наличие общезначимых, разумных, исторических, национально-государственных целей, выгодных одновременно всем и каждому, - непременное условие выживания и развития как общества, так и каждого человека в рамках рационально организованного общества.

В определении содержания общероссийской цели, актуальной и для конкретного человека, целесообразна и интересна формулировка Р.Г. Яновского: «Общенациональная цель - это совокупность общезначимых целей и задач деятельности всего спектра общественных движений, партий, фондов, всех конфессий; развёрнутая во времени программа действий с прогнозируемым движениям (по этапам) к достижению ясного, понятного и привлекательного образа жизни человека и семьи, состояния общества, народа и государства - благополучия и безопасности». Таким образом, цель имеет ценностно-рациональную природу, это своего рода планируемый результат.

Именно цели, ценности, идеалы формируют сознание, геополитическое, в том числе, и проявляются, выражаются в поведении, как индивида, так и целого государства, оказывая влияние на политическое развитие общества.

Это означает, что перспективы благополучного существования в новом тысячелетии во многом зависят от возможности реализации ценностных ориентации, наиболее приемлемых для тех или иных народов. Современная борьба между геополитическими субъектами идет не только за обладание природными ресурсами, необходимыми для процветания, но и за утверждение определенного образа жизни, распространение культурных стереотипов во времени и пространстве. Победа кого-то одного в этой борьбе, по мнению адептов «конфликта цивилизаций», в конечном итоге должна привести к унификации народов мира, установлению единого цивилизационного пространства на Земле.

По нашему мнению, необходима периодическая констатация тех или иных ценностей, преобладающих в тот или иной момент в том или ином уголке планеты, которые оказывают непосредственное влияние на политическое развитие и геополитическое поведение государства в мире.

Следующая структурная составляющая геополитической культуры -геополитическое поведение, выражающееся в реализации основных ценностных ориентации, посредством определённых видов деятельности в области геополитики, например:

- в разработке и принятии государственной геополитической стратегии, внешнеполитического курса страны;

- в разработке и утверждении Концепции национальной безопасности, Концепции внешней политики, Военной доктрины;

- в поддержке или неприятии той или иной геополитической стратегии государства путём проведения акций протеста, демонстраций, участия в выборах и т. п.

Геополитическое поведение включает в себя традиции взаимодействия страны с внешним миром. Геополитическая культура каждой страны включает в себя специфические ценности, ориентации, традиции, нормы, символы, ритуалы. Например, американская геополитическая культура включает такие традиции, как изоляционизм (убеждение в необходимости сосредоточиться прежде всего на внутренних делах) и универсализм (уверенность в мессианском предназначении США и распространении на весь мир сферы их жизненных интересов), российская - западничество и евразийство и т.д. Геополитическую культуру англичан отличают почтительность к правящей элите, дающая ей высокий уровень легитимности, уважение к символам государственности, склонность к минимизации конфликтов и поиску согласия между политическими силами.

Первый и второй вид деятельности, обозначенные, безусловно, связаны с деятельностью Президента, Правительства, МИДа и органов обеспечения безопасности страны. Рассмотрим некоторые основополагающие документы, разработанные в последнее время, касающиеся обеспечения государственной безопасности и внешнеполитических связей, имеющих непосредственное отношение к реализации геополитических интересов России.

Для этого особенно важно законодательство по вопросам геополитического развития, это своего рода теоретический и нормативно-регулятивный стержень геополитической культуры. Концепция национальной безопасности Российской Федерации - фактически геополитическая стратегия государства, разработка которой предполагает высокий уровень геополитической культуры правительства России.

В документе достаточно подробно рассмотрены угрозы национальной безопасности Российской Федерации, что может стать теоретической базой для разработки критериев, показателей, индикаторов, параметров безопасности.

Несомненным достоинством Концепции, как основополагающего документа по обеспечению национальной безопасности и предотвращению угроз безопасности, является доступность и популярный характер изложения. В развитие основных положений Концепции был принят ряд концептуальных документов по отдельным видам безопасности: «Концепция внешней политики Российской Федерации», «Доктрина Информационной безопасности», «Военная доктрина Российской Федерации».

Определённым способом реализации геополитических интересов и проявления геополитического поведения государства является, к примеру, «Концепция внешней политики Российской Федерации», представляющая собой систему взглядов на содержание и основные направления внешнеполитической деятельности России. В Концепции внешней политики рассмотрены приоритеты Российской Федерации в решении глобальных проблем, укрепление международной безопасности, международные экономические отношения, международные отношения и права человека, информационное сопровождение внешнеполитической деятельности .

Таким образом, в данном документе провозглашается геостратегия, то есть модель поведения государства в мире, определяются стратегические партнёры и возможные стратегические противники.

Все более значимым в последнее время становится именно информационный компонент геополитического противоборства. Эта форма противоборства ведется в мирное и военное время и часто бывает незаметной. Господство в информационном пространстве отдельных геополитических субъектов позволяет им направлять информационные потоки таким образом, что интересы и ценности этих субъектов начинают рассматриваться как общечеловеческие и тем самым геополитическое поведение других субъектов меняется в интересах держав, обладающих более мощными информационными ресурсами.

Особое место в системе информационного противоборства отводится информационному оружию - средствам массовой информации, психотронным (для дистанционного зомбирования), электронным (для воздействия на электронику, компьютерные программы и т.д.), лингвистическим (специальная терминология), психотропным (специальные лекарственные препараты) средствам.

Поведение Президента и Правительства в области геополитики достаточно многогранно, наряду с разработкой геополитической стратегии того или иного государства, именно люди, стоящие у власти являются лицом страны, нации, представителями на международной арене. История знает много случаев, когда от действий одной личности в международной политике зависела судьба целого народа. Именно поэтому так важно грамотно и профессионально, корректно, и в то же время настойчиво проводить выбранный геополитический курс в политике.

Что касается поведения основной части населения того или иного государства, то оно, как правило, выражается в участии в демонстрациях, митингах, забастовках, акциях протеста, то есть в действиях, отвергающих или, наоборот, поддерживающих тот или иной геополитический курс страны. Самым ярким примером за последнее время, пожалуй, можно назвать так называемые «Оранжевую революцию» и «Революцию Роз» в бывших союзных республиках, где в результате активных действий оппозиции и СМИ были проведены переборы Президента страны (Украина).

Геополитическое поведение можно определить как разнообразные действия людей, направленные на реализацию той или иной геополитической цели. Поведение граждан в геополитике можно рассматривать как своего рода составляющую или одну из сторон политического поведения. По нашему мнению, влияние, которое оказывает население на принятие геополитических решений в последнее время, возрастает благодаря развитию коммуникаций и всеобщей информатизации общества. Это происходит из-за того, что эффективность действий в геополитике в некоторой степени зависит от такого элемента геополитической культуры как информированность её носителей, именно она делает геополитическую культуру динамичной, раскрытой, увеличивает уровень влияния на ход геополитических процессов, расширяет арсенал моделей геополитического поведения.

Очередная структурная составляющая геополитической культуры -эмоционально-психологический компонент, влияющий на объективность и адекватность восприятия геополитики; данный компонент способен быть мотивационным ядром в реализации, как позитивных патриотических явлений, так и негативных факторов современной действительности - ксенофобии национализма, экстремизма и терроризма.

Среди предполагаемых нами составляющих эмоционально-психологического компонента геополитической культуры целесообразно выделить: во-первых, национальный характер, во-вторых, самоидентификацию того или иного народа или государства, в-третьих, геополитические настроения в том или ином обществе в тот или иной отрезок времени. Остановимся подробнее на каждой из этих составляющих.

Феномен национального характера проявляется в том, что в аналогичной политической ситуации каждый народ ведёт себя по-разному, у одних народов некоторое политическое событие порождает агрессию и активные действия как реакцию на это событие, а другие именно это явление в политике переносят достаточно спокойно, без каких бы то ни было эксцессов. Общеизвестны яркий темперамент и несдержанность южан и некоторая чинность, прагматичность в решении жизненно важных проблем, в том числе и политических, у жителей, населяющих северные районы земного шара. В национальном характере в концентрированном виде воспроизводится опыт всего исторического развития данной этнической общности, передающийся из поколения в поколение.

Эрих Фромм утверждал, что для каждой нации можно засвидетельствовать типичную «матрицу характера». По мнению В.А. Гуторова, каждый народ в зависимости от различных исторических условий развивает разнообразные черты характера, которые, конечно, не являются вечными, но всё же могут сохраняться на протяжении многих поколений вследствие действия я взаимодействия различных факторов.

Своеобразие национального характера формирует не наличие какого-либо уникального свойства, присущего одной нации и отсутствующего у другой, но особое для каждой нации сочетание сходных элементов, свойств, специфика структуры их соотношения. Обладая многообразием национальных характеров, население Земли далеко не однозначно воспринимает окружающие его геополитические и геостратегические районы, да и мир, вообще. Поэтому феномен национального характера - очень важная составляющая в эмоционально-психологическом компоненте геополитической культуры.

Склонность российского общества к автократии сегодня становится достаточно значимым обстоятельством формирования геополитической культуры страны. Это обусловлено тем, что в условиях так называемой «пограничной» современной ситуации в России, когда распадается ролевая функция социальной среды, происходит активизация мифологического сознания, в котором уважение к власти сопряжено с образом сильной страны. По мнению некоторых социологов, представление о святости и силе власти «от Бога» ставит лидера-вождя России как бы над любыми законами и нормами морали  

Г. Почепцов считает, что сейчас отчетливо просматривается возможность применения ряда мифологических образов, свойственных нашей культуре и языку, которые станут, по нашему мнению, основой геополитической культуры России и ее национальной идеологии:

- временное безмолвие («...придет время, и русский народ наконец-то скажет миру свое веское слово...»);

- простор как черта русского менталитета («...бескрайние просторы Родины»).

- богоизбранность («народ-богоносец», «покровительство Пресвятой Богородицы»);

- промежуточность («Россия - связующее звено между Западом и Востоком»);

- особый статус России в истории человечества (мессианское предназначение, Третий Рим и пр.);

- непостижимость для других («...умом Россию не понять»).

Не следует упускать из внимания феномен влияния на геополитическую культуру страны такого явления, как национальная память народа. Национальная память всех народов избирательна. К примеру, у русских в национальной памяти живут такие эпизоды отечественной истории, как Куликовская битва или Невское побоище, и практически отсутствует память о войнах князей друг с другом.

Национальная память является непременным атрибутом национального самосознания народа и определяющей характеристикой его ментальности, оказывающая непосредственное влияние на формировании представлений об окружающем мире, мировой политике, международных отношений, а значит и на геополитическую культуру населения.

Второй составляющей эмоционально-психологического компонента геополитической культуры, по нашему мнению, является самоидентификация того или иного народа или государства. Под самоидентификацией понимается конституированная субъективная версия о системном потенциале государства и общества, включающем научно-интеллектуальные, духовно-нравственные, этносоциальные, экономические, технико-технологические, политические, военные, географические и другие компоненты  

Как считает В.Н. Митрохин, самоидентификация должна теоретически закрепляться в Конституции и других документах, имеющих долговременное стратегическое значение. Как одна из составляющих эмоционально-психологического компонента геополитической культуры самоидентификация, на наш взгляд, выполняет духовно-мобилизующую функцию и функцию, направленную на по ние патриотических оснований российской идентичности. И от того, насколько объективно воспринимаем мы самих себя как граждан России, зависит адекватность в понимании и в оценке мировой политики и международных отношений.

Третьей составляющей эмоционально-психологического компонента геополитической культуры являются геополитические настроения. Настроения - это общие, ярко выраженные черты психологии, охватывающие на конкретный период времени большие массы людей и определяющие их отношение к тому или иному политическому событию   Действительно, не трудно заметить, что в разные периоды мировой истории в российском обществе преобладают те или иные геополитические предпочтения, то есть стратегические партнеры государства периодически меняются в силу объективных причин. В ответ на это меняются и геополитические настроения.

Таким образом, геополитическая культура - это структурное образование, в составе которого можно выделить следующие элементы: знание, ценности, нормы, установки, стереотипы мышления, эмоционально-психологический компонент, традиции, идеалы, убеждения и поведение, которые, дополняя друг друга, оказывают целостное влияние на политическое развитие российского общества, дают возможность осуществлять политику, которая основываются на знаниях, соответствует ценностным ориентациям и оценкам субъектов политики: государства, политических партий, движений, общественных организаций или отдельной личности. Ведь политическое развитие включает в себя не только развитие политических институтов, но и создание установок и ценностей, формирующих систему политической власти в обществе. Политическое развитие увеличивает способность государства мобилизовывать и распределять ресурсы, а также направлять политические усилия на достижение определенного результата, в том числе, и во внешнеполитической сфере, а также в проведении национальной политики.

 

АВТОР: Шубина Ю.Г.