05.02.2012 5158

Социально-экономические основы формирования гражданского общества в Республике Дагестан

 

В данной статье предпринята попытка осмыслить вопросы трансформации экономических отношений, развития экономики как материальной основы формирования гражданского общества, объективно оценить современное состояние и перспективы долгосрочного устойчивого экономического и социального развития Республики Дагестан, создания различных предпосылок для обеспечения конституционных прав и свобод граждан. Рассмотрение проблемы формирования институтов гражданского общества в Республике Дагестан не случайно начато с экономической сферы.

Если обратимся к истокам гражданского общества, то увидим, что его элементы проявились, в первую очередь в экономике в виде независимых рыночных образований.

По мнению Б.Чичерина, «материальный обмен совершается главным образом путем договоров, имеющих юридическую обязательную силу. Вследствие этого происходит довольно понятное смешение гражданского общества с экономическим обществом, между тем как последнее составляет только часть первого». Отсюда следует, что становление гражданского общества имеет весьма четко обозначенные экономические основания. «Именно эволюция рыночных отношений на определенном этапе приводит к зарождению гражданского общества как некой ассоциации экономически свободных и независимых граждан союза автономных, суверенных, свободных личностей, равных друг другу и обладающих частной собственностью на условиях своей жизнедеятельности...».

Сущностную связь между частной собственностью и личной независимостью человека, а также возникновением основ гражданского общества и правовой государственности наиболее наглядно раскрывает формула П.А. Столыпина, извлеченная из архивов и впервые озвученная Солженицыным еще накануне наших реформ.

Однако реализовать в современном обществе эту идеальную схему непросто. Хотя уже с середины 1980-х гг. в связи с изменениями в политической и экономической жизни в нашей стране по-новому взглянули на характер экономического строя, принципы и методы хозяйствования, стали создаваться условия для равноправного сосуществования различных форм собственности как индивидуального, так и коллективного характера.

Поскольку Дагестан является российским субъектом, то и рассматривать проблемы формирования и функционирования гражданского общества в республике следует в рамках общественного устройства Российской Федерации, во взаимосвязи с общероссийскими процессами, но с учетом региональной специфики.

Вот почему многие на научно-практической конференции, прошедшей в начале 2003 года в Народном Собрании РД, задавались вопросом: «В какой степени западная модель гражданского общества пригодна для Дагестана, если неоспоримым фактом является несовпадение хозяйственно-экономического и культурного уровней Дагестана с другими регионами России, что в конечном счете обуславливает различия и отклонения Дагестана от «эталона» гражданского общества. Проблемы становления гражданского общества в Дагестане.

Вопрос этот не только экономический, но и политический. Ведь «становление зрелого гражданского общества в стране с аномальными различиями социально-экономического развития сталкивается с множеством проблем. В условиях отсутствия государственного регулирования неравномерное вступление регионов России в полосу стабилизации и подъема производства может стать еще одним рычагом усиления факторов межрегиональной дифференциации и усиления центробежных тенденций в самой федерации». Решить задачу выравнивания уровня развития Дагестана с другими субъектами Российской Федерации должна была реализация обнародованной в начале 1994 года Концепции рыночных реформ республики.

Идея состояла не в государственном вмешательстве как таковом, а в сочетании государственного и рыночного регулирования. В этом была особенность Концепции. Но при этом социальный фактор должен был сыграть основополагающую роль в строительстве социального государства, в котором забота о человеке выдвигается на первый план.

Первый этап реализации Концепции (1994-1995г.) предусматривал выход экономики республики из кризиса и стабилизацию. И действительно, в 1996 году начался подъем экономики, а в 1997 год, когда уже включились рыночные механизмы, были достигнуты положительные результаты. Самое главное - началось освоение психологии рынка. Дагестанцы - стали адаптироваться к этим новым условиям.

«В экономике республики впервые за последние годы появились устойчивые положительные тенденции. Увеличились объемы валового регионального продукта и промышленной продукции...». После дефолта 1998 года наблюдался некоторый спад, но вот следующий 1999 год стал началом выхода из кризиса, роста экономических показателей и развития институциональных преобразований в инфраструктуре рынка.

Вместе с тем наряду с положительными тенденциями были и отрицательные, связанные с отклонениями в развитии цивилизованных рыночных отношений. В результате чего развился теневой сектор экономики, не были отработаны цивилизованные налоговые отношения, не хватало правовой базы рыночных реформ, прошедшая приватизация обернулась «прихватизацией».

Ученый - экономист М.А.Багомедов считает, что «региональные особенности механизма первоначального накопления капитала за счет приватизации и неэффективности использования государственной собственности вытекают из региональных особенностей менталитета населения... Снижение порога акционирования предприятий по сравнению с предусмотренными по России была льготой директорам небольших предприятий с тем, чтобы они могли получить эти предприятия за ваучеры всего коллектива вместо угрозы значительных затрат на денежном аукционе». М.А.Багомедов пишет, что «особенностью залогового и доверительного кредитования, применяемого в регионе, является кредитование под принадлежность к богатому клану, под словесные гарантии родственников, под неоформленные залоговым договором машины, недвижимость, драгоценности... В этом случае механизм оформления залога строится на неэкономическом принуждении страхом, а не на законе». И другие исследователи также отмечают, что наряду с развитием положительных тенденций совершенствования экономических отношений, экономика стала приобретать все более безнравственный, криминальный характер. В связи с этим, заявляют они, разразился, глубочайший системный кризис, результатом которого стало полное и необратимое разрушение действовавшей социалистической системы хозяйствования и создания гибридной системы, воплотившей в себе худшие черты нецивилизованных рыночных отношений и административного стиля хозяйствования.

Анализ противоречий развивающихся внутри системы экономических отношений, дает основание утверждать, что экономика Дагестана, по прежнему относится к социально дезориентированной экономике криминального типа времени дикого капитализма. В начале своих преобразований Дагестан, стал «копировать» ситуацию, сложившуюся в России, где «в социальном плане новая власть сделала ставку на людей, которые, накопив первоначальный капитал любыми средствами, могли бы стать ее опорой в построении доморощенного «капитализма». Дефицит защищенности гражданских прав в условиях все еще господствования патерналистских форм отношений приводит к тому, что «универсальные социальные связи превращаются в нелегальные, «теневые», образуется уникальный разрыв между официально декларируемым всеобщим порядком... и неформально существующими обычаями - парадоксальный феномен нелегального обычного права». У людей возникает чувство бесперспективности своих социальных ожиданий, ощущение того, что честным трудом ничего не добьешься, не улучшишь своего благосостояния. Но самым печальным итогом подобной экономической политики, приведшей к резкой поляризации общества, является недоверие к закону. У людей стало складываться превратное мнение, что нет более «эффективного» способа разбогатеть, как только нарушить закон.

Это с одной стороны. А с другой, у россиян и дагестанцев в том числе, долгие годы, подвергшимся советскому воспитанию, еще не выработалась чувство уважения к богатым и богатству (даже честно нажитому).

Как сказал Адам Смит, «когда в кругу человеческих интересов оказывается собственность, появляются поводы для алчности и зависти». Поэтому появление ценной и крупной собственности неизбежно требует установления гражданского правления...».Правовое государство предполагает не только создание законов, но и механизмы их применения, контроля за исполнением законов, который должно осуществлять и гражданское общество. Механическая замена государственной собственности на частную далеко не достаточное условие для эффективного рыночного регулирования воспроизводственных процессов.

Сегодня назрела необходимость в радикальных социально-экономических и политических преобразованиях, которые заключаются в искоренении дикого, воровского капитализма. Чтобы на этом этапе не допустить просчетов, важна взаимосвязь в решении социально-экономических проблем с политическими, национальными, этническими, духовными определяющими это развитие, как в общероссийском масштабе, так и на региональном уровне.

Анализ ментальности дагестанских народов, их традиций, обычаев, влияния национально-родовых отношений показывает, что у нас наиболее приемлема модель социально-ориентированной рыночной экономики смешанного типа, основанная на равноправии форм собственности, добросовестной конкуренции. Так уж сложилось, что в Дагестане национальные стереотипы почти всегда срабатывали там, где идут процессы накопления капитала, перераспределения и удержания собственности, занятия доходных мест управления экономикой. Именно вследствие указанных причин возрастает роль государства в защите интересов всего многонационального сообщества Дагестана.

Национальная специфика в какой-то степени учтена в республиканских законах о земле, о собственности, о приватизации.

Согласно ст.6 закона Республики Дагестан «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Республике Дагестан», «приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Республики Дагестан или муниципальной собственности, на территории Республики Дагестан осуществляется через 49 лет с момента вступления в силу настоящего закона». Несмотря на эти особенности, республика идет к плюрализму всех форм собственности, социальной ориентации хозяйственной жизни, демократической государственности и развитым формам гражданского общества. Но реалии таковы, и статистика это подтверждает, что по основным социально-экономическим показателям, характеризующим потенциал региона, Дагестан занимает с 60 по 85 места в Российской Федерации и одно из последних мест в Южном Федеральном округе.

П.Юнусова обосновывает тезис о том, что реализация конституционного принципа построения социального государства, следовательно, обеспечение достойной жизни людей, невозможно без достижения более высокого уровня жизни населения и приводит следующие показатели снижения качества жизни республики: «В 2000 году в структуре потребительских расходов в Республике Дагестан 74 проц. составили расходы на покупку продуктов питания... В 1990 г. эта статья расходов составляла около 50%...

Калорийность суточного рациона питания на селе ниже медицинской нормы на 22 проц., в городе - на 16 проц. среднемесячная зарплата с 1990 по 2000гг. сократилась в 18,6 раза, тогда как потребительские цены на продовольственные товары выросли в 216,6 раза..., доля населения, имеющая доходы ниже прожиточного минимума составила 43,7% (в России -30,2%), что свидетельствует о крайне низком уровне доходов населения...

За 1990-2000 гг. численность трудоспособного населения не занятого в экономике республики, выросла в 2,4 раза. Интегральным индикатором уровня благосостояния населения является ИРЧП (индикатор развития человеческого потенциала), который рассчитывается с учетом трех параметров: средней продолжительности жизни, уровня грамотности и дохода на душу населения. Уровень благосостояния населения республики в 2000г. составил 0,542. По данному показателю Дагестан относится к категории регионов с кризисным уровнем развития человеческого сообщества. (Для сравнения - в 90-е годы значение ИРЧП в РФ уменьшилось с 0,85 до 0,77)».

И в настоящее время ситуация не улучшается. Республика Дагестан находится в списке регионов-аутсайдеров, где численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума (38,3% на первое полугодие 2005 года). Рассмотрение проблемы создания социально-экономических предпосылок формирования гражданского общества в Дагестане немыслимо без учета таких важных показателей как валовой региональный продукт на душу населения, инвестиционный риск. По ВРП на душу населения и в общем рейтинге среди общероссийских регионов Республика Дагестан на 78 месте, а по инвестиционному риску на 81 месте.

По расчетам профессора Дагестанского научного центра РАН С.Дохоляна, «интегральный риск складывается из семи видов риска... относительно благополучная ситуация наблюдается по экологическим - 8 место, экономическим - 44 место и законодательным - 58 место. Однако наибольшее влияние на величину инвестиционного риска оказали мало изменившиеся за последние годы политические - 87 место, финансовые - 83 место, криминальные - 76 место - риски». На сегодняшний день «самые низкие бюджетные доходы на душу населения (от 2,8 - 3,1 тыс.руб.) отмечены в Республике Дагестан, Кабардино-Балкарской Республике, Ульяновской и Волгоградской областях, Ставропольском крае».

В расчете на душу населения Дагестан по сравнению со среднероссийским уровнем производит меньше валового регионального продукта в 3,4 раза, продукции промышленности - в 18 раз, сельского хозяйства - в 1,1 раза, инвестиций в основной капитал - в 3,1 раза. В республике в расчете на душу населения основные фонды в 2,4 раза, месячная заработная плата в 2,2 раза меньше, чем в среднем по России, а безработица в 2,3 раза выше. За последние восемь лет по большинству из этих показателей отставание Дагестана от среднего уровня России имеет тенденцию к возрастанию.

Дотационность республиканского бюджета Республики Дагестан за последние 13 лет (1992-2004 гг.) составляет свыше 70 проц., что характеризует степень финансовой зависимости состояния экономики и социальной сферы республики от федерального бюджета.

Отставание развития экономики и экономического потенциала от роста численности населения республики обостряет социальные проблемы, приводит к ослаблению социальной сферы и социальных гарантий, порождает хроническую безработицу, бедность и, в целом низкий уровень жизни населения становится тормозом на пути формирования гражданского общества. Но главная причина сегодняшнего отставания Дагестана в экономическом плане кроется в прошлом. Развитие Дагестана в СССР осуществлялось по остаточному принципу. Входя в качестве субъекта в состав Российской Федерации, уровень жизни населения республики нивелировался тем, что Республика Дагестан пользовалась благами других регионов. Когда стали переходить к рынку, эти экономические перекосы стали очевидны. Таким образом, можно заключить, что в настоящее время требуется сбалансированность региональной политики, проводимой федеральным центром и его субъектами. Особую значимость результативность такой политики приобретает для проблемных, с депрессивной экономикой регионов, которые не могут самостоятельно и в относительно сжатые сроки преодолеть кризисную ситуацию. Республика Дагестан как раз является таким регионом...

Соответственно, главной целью социально-экономической политики органов власти Республики Дагестан, как впрочем, любого другого субъекта федерации, независимо от уровня его развития, является последовательное повсеместное повышение качества жизни населения на основе самореализации каждого гражданина, снижении социального неравенства, достижения межнационального согласия и сохранения культурных ценностей народов Дагестана. Реализовать эту целевую установку можно, воспрепятствовав внутренним угрозам в социальной сфере, которые отмечены в Послании по национальной безопасности Президента Российской Федерации еще в 1996 году и остающимися актуальными для России и Дагестана и поныне.

Таковыми угрозами являются: разрыв между наиболее богатыми и бедными, широкое распространение коррупции и преступности и, как следствие, ощущение незащищенности граждан; сращивание криминальных структур с чиновниками государственных органов и работниками «белого» бизнеса, захват криминальными структурами определенной части производства. Их проникновение в различные ветви власти, рост безработицы.

Перечисленные факторы говорят о низкой эффективности социальной защиты личности в условиях реформирования и обновления всех сторон нашей жизни. С учетом негативного опыта первоначального накопления капитала в Дагестане следует продолжать реформирование и развитие отношений собственности.

По мнению А.Ахмедуева, «стратегическим ориентиром и для России, и для Дагестана должна быть такая социальная структура общества, где, как и в развитых гражданских обществах, средний класс составляет 60-80% населения, а верхний и нижний слои занимают небольшой удельный вес». К сведению, в малом секторе экономики РД занято около 121 тыс.человек, что составляет 16,3% от общей численности занятого населения. Конституциями Российской Федерации 1993 г. и Республики Дагестан 1994г. провозглашены права каждого на свободу экономической деятельности. В Дагестане проводится целенаправленная работа по укреплению всех форм собственности и рынка труда. Согласно Конституции 2003 года также «признаются и защищаются равным образом частная, государственная и муниципальная формы собственности». Достаточно действенным шагом на пути укрепления частной собственности и развития трудовой инициативы населения является принятие республиканского закона «О личном подсобном хозяйстве» (2004г.). Ахмедуев А. Общетеоретические проблемы создания социально-экономических основ гражданского общества в Республике Дагестан.

Таким образом, в постсоветской России, в том числе и Дагестане были конституционно закреплены гарантии развития среднего класса - класса средних и мелких собственников, которые, по мнению В.С.Черномырдина, «кровно заинтересованы в сохранении и приумножении своей собственности, процветании своего дела..., в четких и понятных правилах игры с государством, во взаимоотношениях между собой. Они (представители среднего класса. - Э.Э.) против потрясений, шараханий, кавалеристских наскоков в решении повседневных проблем. Они против того, что несет угрозу или опасность их делу - преступности, правового беспорядка... Именно поэтому они имеют свою политическую позицию, поэтому они политически активны...

Без среднего класса у нас не может быть гражданского общества, а гражданское общество у нас формируется тогда, когда появится достаточно многочисленный средний класс». В.Черномырдин несколько идеализирует средний класс. В результате проведенного анализа деятельности представителей этого слоя общества в Республике Дагестан, нам представляется более верным вывод доктора экономических наук В.Радаева, который считает, что «многие функции, традиционно приписываемые среднему классу - гарант социальной стабильности, активный потребитель, успешный предприниматель, разумный инвестор, только начинают формироваться».         Черномырдин B.C. Средний класс. - Основа гражданского общества в России.

И все-таки нельзя назвать мифом способность этих людей ориентироваться на самостоятельную деятельность, направленную на получение прибыли, личного дохода, нести имущественную ответственность за результаты своей деятельности. «В Республике Дагестан в 2003 году зарегистрировано 9,2 тысяч малых предприятий». При этом производством занято лишь 22%. Но следует сказать и другое. Анализ, проведенный профсоюзом работников мелкого и среднего бизнеса Республики Дагестан, показывают, что местное чиновничество не только «давит» бизнес, сдерживает деловую активность предпринимателей, но и, по сути, оказывает интенсивное сопротивление всем реформам, нацеленным на переход к предпринимательскому стилю управления, реструктуризацию промышленности и сельского хозяйства, потому что это противоречит интересам самих чиновников, а между тем именно «в обществе собственников подрываются экономические и политические основы казнокрадства и коррупции». По словам председателя рескома профсоюза малого и среднего бизнеса РД Р.Магомедова, «в республике более 30 организаций имеют право контроля предприятий малого и среднего бизнеса. Причем осуществляются эти проверки, не один в два года, как положено, а намного чаще и с грубыми нарушениями». Необходимым условием рыночной экономики должно быть равенство, прав и возможностей участников экономических отношений.

Дагестанские предприниматели от государства ждут одного -подлинных гарантий экономической свободы, в свою очередь они готовы обеспечить занятость в своей трудоизбыточной республике, создавать механизмы реальной ответственности перед потребителями, преодолевать механизм, создавая конкурентную среду во всех отраслях деятельности. Для этого они объединились в Ассоциацию коммерческих организаций республики, которая намерена решать проблемы во взаимодействии треугольника «общество - бизнес - власть»,

Еще в 1996 году в Послании Президента РФ Федеральному Собранию ставилась задача «лишить экономическую преступность питательной среды, образованной пробелами и недостатками в законодательстве отказаться от разрушительного принципа при регистрации коммерческих структур и самое главное - от громоздкой и противоречивой системы налогообложения». Более детально эту тему развил Президент В.Путин через пять лет в своем Послании Федеральному Собранию:

«Нужно энергично наводить порядок в сферах, где есть избыточное государственное вмешательство. Хочу подчеркнуть - избыточное. Речь идет именно об этом. Прежде всего, о чрезмерной на сегодняшний день обязательной сертификации продукции, о разного рода разрешениях, регистрациях, аккредитациях, иных нормах и правилах, не предусмотренных в законах, но настойчиво вводимых всякого рода инструкциями. У нас не должно быть иллюзий: только прозрачные, закрепленные в законах прямого действия отношения между государством и предпринимателями, могут дать новый импульс развитию российской экономики». Председатель Госсовета РД М.Магомедов, характеризуя сложившуюся в малом и среднем бизнесе ситуацию в республике на 1 съезде предпринимателей Дагестана, продолжил мысль Президента страны: «...Следует убрать с дороги честного, здорового предпринимательства все излишние формальности, бюрократические препоны. Эти препятствия, к сожалению, имеют место. Многие руководители регионов, городов, правоохранительных органов и других контролирующих органов вместо того, чтобы содействовать развитию малого предпринимательства мешают, создают дополнительные препятствия для его развития, считая, что защищают интересы государства, они наносят непоправимый удар по интересам государства и общества. Если предприниматель начал свое дело, стал сам себя обеспечивать, создавать условия для работы другим, создавать блага для общества, то ему надо оказывать всяческое содействие...». В другом месте, а именно в своем Послании Народному Собранию РД, Председатель Госсовета Республики Дагестан М.Магомедов говорит, что «особое внимание следует уделить созданию благоприятного правового пространства для функционирования малого бизнеса, упрощению процедуры регистрации порядка и форм отчетности малых предприятий...».Несомненно, государство не должно осуществлять тотального контроля над экономикой, речь должна идти о государственной поддержке, государственном регулировании экономических процессов, в том числе в сфере малого и среднего предпринимательства.

Сегодня агропромышленный комплекс РД насчитывает более 900 сельхозпредприятий всех форм собственности, среди них около 38 тысяч фермерских хозяйств (1 место среди субъектов РФ. - Э.Э.), более 390 тысяч личных подсобных хозяйств. Цифры впечатляющие, однако в отчете АФКОД о выполнении постановления Правительства РД от 3 июля 1997 г. № 116 «О республиканской целевой программе развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1997-2000 годы» говорится, что «... при полном отсутствии финансовых ресурсов и техники, трудно ожидать, что только при помощи самоотверженного ручного труда всех членов хозяйств, фермеры смогут добиться успехов. В результате, основная масса хозяйств практически ничем не отличается от личных подсобных хозяйств граждан, несмотря на то, что средняя урожайность сельхозкультур и продуктивность скота у фермерских хозяйств выше, чем в коллективных хозяйствах.

Без помощи государства, процесс повышения эффективности фермерских хозяйств будет идти медленно». Программа предусматривала выделение всего 25 тысяч рублей пособий на главу семьи и 5 тысяч на члена семьи.

По мнению специалистов, реальное решение вопроса будет тогда, когда человек, занимающийся бизнесом, может получить деньги в том количестве, в котором он нуждается - в ссудных, крестьянских банках. А на 30 млн.руб., выделенных на 2002-2003 годы бюджетом Республики Дагестан на поддержку малого и среднего предпринимательства серьезные проекты не реализуешь.

«Чтобы деньги работали,.., нужно создавать структурообразующие организации, которые будут отслеживать оборот этих денег и контролировать их возврат в экономику. „ Любые средства которые направлены в определенной сектор должны распределяться на конкурсной основе... Сформировать реестр невостребованных производственных и нежилых помещений, пригодных для эксплуатации субъектами малого предпринимательства, обеспечить условия для развития микрокредитования, включая стимулирование сельскохозяйственной кредитной кооперации...».Необходимо обеспечить благоприятные условия для перехода малого предпринимательства от оказания чисто торгово-посреднических услуг к концентрации его в наиболее необходимых потребителю сферах, а таковыми сегодня, по мнению специалистов, являются: производство продуктов питания, товаров народного потребления, стройматериалов, бытовое обслуживание, строительство жилья. «То есть там, где создается материальный продукт, который обеспечил бы приток в Дагестан дополнительных денежных средств». Среди проблем, которые препятствуют развитию малого и среднего предпринимательства, А.Гаджиев называет «незавершенность законодательной базы, недостаточность начального капитала, трудности с получением коммерческих средств, жесткий налоговый пресс...».По свидетельству руководителя Управления Министерства РФ по налогам и сборам по РД Н.Апаева, «... в первом квартале 2002 года поступление в бюджетную систему около 200 млн.руб. обеспечено мерами принудительного характера. Это является свидетельством того, что конфликт «налогоплательщик - налоговый орган» далеко не исчерпан... И тут же главный налоговый инспектор республики признается, что на федеральном уровне был принят важных законов, где предусматривалось выделение до 5 процентов средств доходной части бюджетов субъектов на поддержку малого предпринимательства.

Но затем они были приостановлены, а «содержание только одного федерального закона «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» менялось 12 раз». Все это не способствует развитию предпринимательства. К примеру, по данным официальной статистики, каждое второе предприятие республики у нас убыточное. Причем большинство из них принадлежит частным лицам. Здесь налицо факты прямого ухода от уплаты налогов. Если проанализировать структуру налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Дагестан, то видно, что наибольший удельный вес (около 50%) приходится на налог на доходы физических лиц. В основном это налог поступает от официальной части заработной платы населения. Из всего объема доходов населения налогами облагается всего 15%, происхождение и использование более 100 млрд. рублей, что составляет не менее 70% от общего объема доходов населения, официальная статистика объяснить не может.

Более того, возврат денежных средств в кассы банков республики один из самых низких по Российской Федерации, и внебанковский наличный оборот в республике постоянно растет, что приводит в конечном итоге к росту теневой экономики.

Хотелось бы отметить важную роль банковского сектора в становлении цивилизованного рынка, развитии современной экономики. В настоящее время в Республике Дагестан действует 36 региональных кредитных организаций, 63 филиала и 13 филиалов иногородних банков.

Однако банковский сектор республики пока не занимает достойное место в процессе развития экономики республики. Доля банковских кредитов в инвестициях в экономику республики незначительна. Зато заметна роль отдельных банков в осуществлении различных «серых» схем, обналичивании денег сомнительного происхождения.

В РД не сформирован рынок ценных бумаг, слабо развито страховое дело. Из-за пробелов в законодательстве сложилась нездоровая обстановка в сфере земельных отношений в республике. В большинстве муниципальных образований не решены проблемы, связанные с использованием и распределением земель. Коррупция при решении земельных вопросов достигла недопустимо высоких размеров. Здесь также необходимо срочно навести порядок.

Многие проблемы возникают из-за отсутствия реальной, объективной картины происходящих в обществе процессов. Нужна максимально достоверная информация. Для этого в республике начата работа по наведению порядка в статистике, приведению статистических показателей к более объективным данным.

Проводятся мероприятия по выявлению и пресечению «серых» схем выдачи заработной платы. Создана соответствующая комиссия, и уже есть определенные результаты.

Вместе с тем принимаемые меры пока еще не привели к кардинальным сдвигам.

Однако анализ расходов населения показывает, что доходы граждан гораздо выше официально учтенных. Об этом свидетельствуют и результаты социологических опросов.

По оценке экспертов, масштабы теневого сектора экономики в Дагестане составляют более 50 % при среднероссийских 20-25%. Около 40% занятого населения в республике приходится на неформальный сектор экономики.

Понятно, что такой высокий уровень теневой экономики порождает широкомасштабные; процессы легализации этих доходов, в том числе полученных преступным путем.

В республике фактически не ведется работа по отслеживанию процессов легализации теневых доходов. Люди строят дома, покупают квартиры, дорогие автомобили, и никого не интересует, откуда у них эти доходы, получены ли они законным путем, уплачены ли налоги?  См.: Дагестанская правда. - 2006. -14 июля. - С.1

По этим и другим примерам представители среднего класса пока не стали «локомотивом» движения вперед. И «в количественном отношении он не является ведущей силой общества (российского и дагестанского - Э.Э.), а, следовательно, еще не может служить гарантией экономической и политической стабильности». Это с одной стороны. А с другой, в условиях экономического и политического кризиса мелкий бизнес полностью разрушается.

«Если для рабочего прочность национальной валюты - это вопрос чисто потребительский (уровень цен), то для торговца - это вопрос самого его существования как состоявшейся в жизни личности...».В экономике конкуренция, наряду с частной собственностью и свободой предпринимательской деятельности, является одним из главных двигателей хозяйственного развития и научно-технического процесса.

Согласно ст.8. Конституции РФ в нашей стране гарантируется поддержка конкуренции (в Конституции Дагестана эту норму регламентирует ст.13. - Э.Э.), но государство не только обязано провозгласить эти права, но и обеспечить условия для практической реализации свободы экономической деятельности... Поскольку в отношении предпринимательства действует общедозволительный правовой режим регулирования, то и пределы устанавливаются в виде ограничений, обязанностей и запретов. Выход за определенные правовые рамки предусмотрен действующим законодательством и может повлечь юридическую ответственность. Особое место среди проявлений незаконной экономической деятельности занимает деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Ответственность за нее наступает в соответствии с Конституцией (ч.2. ст.34) и законом РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках (в настоящее время действует в редакции Федерального закона от 21 апреля 1995т).Для Республики Дагестан весьма актуально формирование конкурентного рынка, проведение эффективной антимонопольной политики. В Дагестане, как и в России, полностью монополизированы важнейшие базовые отрасли - электроэнергетика, нефтяная и газовая промышленность, железнодорожный транспорт, связь. Монопольное положение занимают многие предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья, оказанию коммунальных и других услуг. Эти монопольные структуры, доминируя на рынке, деформируют рыночные отношения, диктуют цены на продукцию и тарифы на услуги, негативно влияют на деятельность остальных отраслей, генерируют инфляцию, тормозят развитие экономики и ее социальную ориентацию, которая является важнейшей предпосылкой гражданского общества на современном этапе. Это - одна крайность. Другую крайность отметил доктор экономических наук А.Ахмедуев, который считает, что «либеральная экономическая модель тем более неолиберальная американская модель или, как ее еще называют, рыночный фундаментализм, для Дагестана неприемлемы.

Для полной либерализации экономики нет объективных условий, развитых рыночных отношений, свободной конкуренции, накопленного капитала, достаточного предпринимательского слоя». Этот... тезис подтверждают и участники прошедшей в ноябре 2004 года дискуссии в Комитете Правительства РД по поддержке и развитию малого предпринимательства и потребительского рынка. Был сделан вывод, что «малый бизнес в нашей республике еще не нашел свою нишу в рыночной экономике и «заблудился» в дебрях «единого базара»... Если судить по отчетам малых предприятий, то в среднем в год они производят продукции и оказывают услуг на 4 млрд.рублей..., что составляет около 8 процентов от общего выпуска продукции....Малое и среднее предпринимательство является приоритетным направлением в программе экономического и социального развития Республики Дагестан на период до 2010 года. Но его эффективность зависит во многом от государственной поддержки. Эта проблема должна решаться в рамках реализации федеральной целевой программы «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)». Для Дагестана как региона с крайне низким уровнем развития важна такая запись в программе, что «главным инструментом региональной политики является государственная помощь предпринимательских структур,         участвующих в программах территориального развития. Преобладание мер экономического стимулирования и жесткие ограничения в использовании административных рычагов прямого воздействия на хозяйственные процессы придают региональной политике индикативный характер и определенную гибкость в выборе путей ее реализации». Одной из важнейших предпосылок формирования гражданского общества является социальная ориентация экономики. Она представляет собой многоплановый и широкомасштабный процесс социализации экономики, переориентации общественного производства на удовлетворение потребности человека, радикального изменения структуры народного хозяйства, гуманизации труда и жизни людей, сведения до минимума имущественной дифференциации граждан и т.д.

Приведем такой пример. В 1992 г. в США из общего числа работающих в производстве товаров было занято 21%, а в сфере услуг 70%. В 2005 году это соотношение составило 18 и 73% соответственно. В России это соотношение в 2002 г. составляло 34,4 и 53,5%, а в Республике Дагестан -53,3 и 45,2% соответственно. Несмотря на рост (с 1998 года) объема платных услуг населению, республика занимает одно из последних мест в РФ по объему оказания услуг на душу населения.

Плотность телефонных аппаратов в республике составляет 7,1 телефонных аппарата на человека, что в 3,7 раза ниже среднероссийского показателя. Но следует отметить и такую региональную особенность, как резкая дифференциация в уровне потребления платных услуг между сельскими и городскими жителями.

Социальная ориентация экономики, развитие социальной сферы - это требование времени. Ведь человеческий потенциал - это не только основной фактор экономического роста, но и условие формирования современного цивилизованного гражданского общества. Такое общество предполагает новое качество человеческого потенциала, включающего в себя общее и профессиональное образование, научные знания, накопленный опыт, творческий потенциал и трудолюбие, физическое здоровье, высокую культуру, нравственную чистоту и духовную устойчивость, социальную заинтересованность и ответственность, социальную и гражданскую активность людей. А формируются такие качества, в том числе в такой микросоциальной среде, как семья.

Семью, как общественный механизм воспроизводства человека, можно считать важнейшим институтом, играющим ключевую роль в гражданском обществе, создании его социально-экономических основ.

Американский педагог Ф.Адлер называл семью обществом в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общежития. Именно через систему таких институтов, как семья, происходит социализация личности.

Сегодня в нашей стране, в отличие от советских времен, все больше пишут о кризисе института семьи. «Лакированное» представление о советской семье, как бесконфликтной ячейке обществе, сменяется весьма пессимистическим утверждением о трудноразреши мости проблем современной семьи, которая подвержена урбанизации городов, снижению потребительского влияния на детей, особенно в городах.

Одним словом, в России и Дагестане идут непростые процессы формирования новых, партнерских взаимоотношений государства и такого важного структурного элемента гражданского общества как семья. Именно в семье наиболее зримы и ощутимы все изъяны социальной политики государства. Это с одной стороны. А с другой, сама семья выступает фактором социальной стабильности государства, сохранения преемственности поколений, национальных традиций, развития личности и общества, формирования (установления) гражданских позиций каждого члена семьи.

Республика Дагестан относится к регионам Российской Федерации, где кризис семьи («традиционной семьи») отразился в меньшей степени.

Хотя существенную роль здесь продолжают играть специфические региональные ценности - адаты, шариат, кровнородственные связи, что позволяет говорить о сформировавшейся идеологии семьи.

Однако сегодня семья сталкивается с целым рядом острых проблем, которые имеют социальный характер, и могут быть сконструированы по основным функциям семьи: экономическая, репродуктивная, жизнеохранительная, социально-психологическая и социокультурная.

Очень показательна в этом отношении ситуация, в которую попали женщины и дети. Выброшенная на рынок труда, не подготовленная к рыночным отношениям, женщина оказалась самой незащищенной... Чтобы выжить, прокормить детей, она вынуждена была браться за самую низкую, тяжелую, неквалифицированную работу.

Вместе с тем, характеризуя современную дагестанскую семью, нельзя не учитывать такие цивилизованные ценностные ориентации, как возможность получения женщинам равного с мужчинами образования, их экономической независимости и т.д.

По данным, приведенным профессором ДГУ Л.Авшалумовой в 1999г. на долю женщин среди работающих в сфере образования приходилось 80%. В государственных высших учебных заведениях за 1999-2000 учебный год среди студентов женщины составляли 56%, а по отдельным, пользующимся спросом специальностям (например, по экономике и управлению) - 70%. В кадровом составе кафедр вузов доля женщин составляет среди преподавателей и ассистентов 67%, среди старших преподавателей - 64%, среди доцентов - 42%, среди профессоров - 19%...». Приведенные данные говорят о положительных тенденциях, но они и свидетельствуют о трудностях достижения женщинами верхних ступеней служебных лестниц, ввиду медленного изменения существующего в обществе социально-психологического стереотипа в отношении женщины.

В 2003 году введена должность Уполномоченного Государственного Совета Республики Дагестан по правам ребенка. (В настоящее время -Уполномоченный по правам ребенка при Президенте РД).

В 2005 году Уполномоченным по результатам анализа положения детей, защиты их прав и законных интересов, был сделан обстоятельный доклад. В нем говорится, что особую тревогу вызывают нарушения жилищных прав детей, когда жилье не соответствует санитарным и техническим требованиям. Есть факторы игнорирования ст. 55 Семейного Кодекса РФ, когда при расторжении брака родителей, нарушаются права ребенка.

Осуществление радикальных экономических реформ потребовало реализации адекватных социальной политики через обеспечение широкого спектра правовых, социально-экономических, психолого-педагогических и иных видов услуг семьям и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

В Главном управлении Федеральной регистрационной службы по Республике Дагестан зарегистрировано более 20 общественных организаций, призванных осуществлять гражданский контроль за соблюдением прав, свобод и законных интересов матери и ребенка. Но этого оказалось недостаточно. В республике наметилась тенденция роста численности детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По данным органов опеки и попечительства на январь 2005 г. 6491 ребенок воспитывался в опекунских семьях (в 2002- 4046, в 2003 - 4560). В детских домах и школах-интернатах находилось 316 детей. Анализ показал и увеличение детской инвалидности. С 27896 в 2003 году до 28250 в 2004 году. Отмечен рост заболеваний крови и кроветворных органов с 28,8% до 37,1%, преимущественно за счет анемии, что превышает среднероссийский уровень в 3-4 раза. Неудовлетворительное питание матерей в сочетание с неблагоприятными бытовыми и тяжелыми условиями труда способствуют увеличению уровня заболеваемости женского и детского населения. В республике почти не осталось детских молочных кухонь. Весьма острой остается проблема беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, следствием чего является подростковая преступность, рост которой наблюдается в 14 городах и районах республики. Этой категорией лиц совершается каждое третье преступление. Текущий архив Уполномоченного Государственного Совета Республики Дагестан по правам ребенка.

Важнейшим регулятором общественных отношений вообще и семьи, в частности, является право. В п.2. ст.7. Конституции РФ 1993 г. подчеркивается, что в Российской Федерации «обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан».

В ст. 52 дагестанской конституции 2003 г. этот принцип также провозглашается.

В Республике Дагестан на государственном уровне вопросам защиты семьи уделяется особое внимание как со стороны законодательной, так и со стороны исполнительной власти. В 1998 году был принят закон «О защите прав ребенка в Республике Дагестан», в п.1 ст.8 принятого в 1999 году Закона «О защите личной и общественной нравственности в Республике Дагестан» говорится, что «запрещается при осуществлении рекламной деятельности в средствах массовой информации «дискредитация авторитета родителей представителей старшего поколения и воспитателей...». В дагестанском парламенте есть Комитет по социальной политике, эти вопросы курируют заместитель Председателя Госсовета РД и первый вице-премьер Правительства республики. Экономическая роль семьи в рыночной экономике чрезвычайно важна. В связи с этим семья решает многообразные проблемы ведения домашнего хозяйства, семейного бизнеса, воспроизводства рабочей силы, обеспечения необходимого уровня потребительского спроса, создания инвестиционного потенциала и другие. Разрешение проблем семьи, ведущей домашнее хозяйство и занимающейся предпринимательской деятельностью в условиях рыночной экономики, следует искать в формировании новых потребностей и возможностей семьи и реализации экономических функций семьи, обеспечение социальной поддержки и нормальных бытовых условий семьи. Закон Республики Дагестан «О защите прав ребенка в Республике Дагестан»,- Махачкала, 1999. - С.8.

Проводимая в республике политика укрепления семейной экономики является своего рода политикой выживания горцев в условиях рыночных отношений. Этому способствует принятие в 2004 году вышеназванного закона «О личном подсобном хозяйстве в Республике Дагестан»; закона РД «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Дагестан». Но чтобы поднять уровень семьи как ячейки общества необходимо развивать не только экономическую функцию, но и репродуктивную и воспитательную.

Репродуктивная функция зависит, в том числе и от качества жизни дагестанцев. Поэтому необходимо разработать новую политику в управлении социальной сферой. В Программе экономического и социального развития Республики Дагестан до 2010 года в области социальной поддержки населения предлагаются такие меры, как: «развитие сети учреждений стационарного и нестационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, семей, женщин и детей..., адресная направленность социальной помощи на основе поддержки наиболее нуждающихся». В реализации воспитательной функции дагестанской семьи неоценимую роль играет культура межнационального общения. Показательными в этом отношении являются межнациональные семьи. В таких семьях, как правило, отсутствует этническая кичливость и заносчивость. Превыше всего стоят общечеловеческие ценности.

По мнению доктора исторических наук С.Мусаевой, «в межнациональных семьях супруги могут отдавать приоритеты ценностям своих народов... Уважение к каждому из них, как к человеку, предполагает и уважение к его вкусам, ценностям... Если в ребенке удается сформировать (в межнациональной семье - Э.Э.) уважение к человеку, то этот ребенок получит как бы иммунитет к любым формам национализма и шовинизма...». Другой специалист в этой области Д.Шахшаев считает, что роль и значение межнациональной семьи в нормализации общественной жизни, в формировании культуры межнационального общения, трудно переоценить... Такие семьи уже в силу своей объективной национальной структуры обеспечивают наиболее тесное взаимодействие между представителями разных народов, формируют терпимость и уважение к национальной специфике, к их культуре, языку очеловечивают внутрисемейные отношения, гуманизируют личность, как взрослых членов семьи, так и в особенности детей.По сути дела сходные взгляды этих двух ученых противоположны тезисам их коллеги К. Булаевой, которая уверена в том, что «... межнациональные браки за редким исключением порождают в обществе заметный слой маргинальных людей, людей лишенных своих корней», «на межнациональные браки идет, в основном, интеллигенция», «дети, рожденные в смешанных браках, уходят в большую нацию», и тем ставят под вопрос будущее наций малых». Статистика же показывает, что межнациональные браки стали обычным явлением и в сельских поселениях. Как отмечает профессор А. Агаев, «дети от смешанных русско-дагестанских браков при получении паспорта отдают предпочтение русской национальности. В дагестанско-русских семьях дети выбирают большей частью дагестанскую национальность...».

Таким образом, тезисы К. Булаевой оказываются несостоятельными. Вместе с тем, нельзя полностью не учитывать, что дополнительным источником дестабилизации может быть противоречивость потребностей супругов, основанная на различиях их национальных культур. К примеру, из расторгнутых в 1989 году в Махачкале смешанных семей было 26,8 проц. к общему числу разводов, что составляет 44,6 проц. по отношению ко всем межнациональным бракам.

Нельзя исключать воздействия на этот процесс и тех негативных событий, развернувшихся в отношениях между народами бывшего Союза, в том числе и в непосредственной близости от границ Дагестана.

Некоторая стабилизация общественно-политической жизни в республике, активизация государственных органов и институтов гражданского общества по осуждению национал-сепаратистских тенденций приводит к интернационализации современной дагестанской семьи.

В целом же семья является не только уникальным социальным институтом, но и малой группой со сложной системой взаимоотношений.

Существенным выводом в пользу развития семьи как важнейшего элемента гражданского общества является то, что семья по сути дела является своеобразным инвестиционным проектом получения отдачи через много лет. Вступая в брак, люди как бы удваивают свои возможности, максимизируют свои полезности, что делает их поведение более рациональным и эффективным по сравнению с холостой жизнью. Есть точка зрения относительно того, что индивид в браке ограничивает свое поведение, теряет независимость. Вряд ли с данным тезисом можно согласиться. Ведь люди никогда не бывают полностью свободны, они должны учитывать влияние своих действий на других. Когда такое поведение становится нормой членов семьи, то оно влияет и на их гражданское поведение в значительно широкой внесемейной социальной среде.

 

АВТОР: Эмиров Э.Д.