07.02.2012 3529

Опыт формирования предприимчивости в педагогической практике

 

В процессе перехода государства от тоталитарно-административного к демократически-рыночному состоянию ведения экономики, перед обществом стоит задача воспитания нового типа личности, способной активно участвовать во всех преобразованиях. Многие современные исследователи рассматривают проблему формирования деловых качеств (а предприимчивость таковым является), в реальной трудовой деятельности. Но не только сегодня проблема воспитания деловых качеств вызывает интерес у общества. Первые практические шаги в приближении производительного труда и обучения детей были сделаны еще социалистами-утопистами в начале XIX века-Р.Оуэном, А.Сен-Симоном, Ш.Фурье. К примеру, Р.Оуэн, одним из первых заговорил о большом воспитательном значении соединения производительного труда учащихся с обучением, обосновал положение о всестороннем развитии личности, связывая его с достигнутыми успехами в развитии науки.

Вопросы, связанные с научным обоснованием трудовой и социально-экономической ролью воспитания, были разрешены К.Марксом Ф.Энгельсом, которые подняли научное знание о воспитании на качественно новый уровень. В своих работах К.Маркс и Ф.Энгельс убедительно доказали, что «главный стимул развития человечества-не сознание людей, а способ материального производства, их бытие».

Целесообразным считается развитие деловых качеств именно посредством практического опыта. Яркими выразителями этой идеи являются сторонники прагматизма. Ещё Д.Дьюи отстаивал ценность практической деятельности и личного опыта, рассматривая проблему формирования деловых качеств с позиций, основывающихся на решении тех задач и вопросов, которые возникают в ходе конкретной работы. Таким образом, обучение и воспитание осуществляется посредством практической деятельности. Многие исследователи формирования предприимчивости стоят именно на этих позициях, и отмечают, что именно реальная предпринимательская деятельность является ведущим средством формирования предприимчивости.

Обратимся к истории становления школьного предпринимательства в нашей стране, которая была изучена исследователем Н.В.Новожиловой.

Становление школьного предпринимательства своими корнями уходит ещё в дореволюционную Россию начала XX века, когда возникают и начинают развиваться первые кооперативы школьников. Особое развитие они получают на Украине и Сибири 1910-13 гг. Характерными особенностями кооперативов школьников в предреволюционный период было то, что они создавались по инициативе учителей. Главой кооператива был учитель, членами дети крестьян, малообеспеченных слоев населения. Единственной формой всех школьных кооперативов того периода были школьные потребительские общества.

Потребительское общество школьников представляло собой самостоятельное хозяйственное предприятие добровольно объединившихся школьников, которое основывалось в своей деятельности на кооперативных принципах - самодеятельности, добровольности, равным голосованием по всем вопросам жизнедеятельности кооператива.

На страницах журналов «Вестник кооперации», «Народная школа» развернулся обмен опытом работы школьных кооперативов и обсуждение их воспитательных возможностей. По мнению учителей, работа в кооперативе способствовала повышению грамотности школьников. Чтобы экономически выгодно работал школьный кооператив, ребята должны уметь просчитывать различные хозяйственные ситуации, используя при этом математический аппарат. Кроме того, ребята видят в практике применение своим знаниям, убеждаясь в необходимости получения элементарного образования.

В 1917 году закончился первый - дореволюционный, достаточно непродолжительный период развития школьного предпринимательства в форме школьных кооперативов. Своё развитие кооперативное школьное кооперативное движение получило в советский период.

В 1918 году, накануне съезда Кооперативных Съездов по просветительской деятельности кооперативов, была проведена дискуссия об их месте в школе и воспитательном значении. В дискуссии приняли участие видные педагоги (П.П.Блонский, Н.К. Крупская, С.Т.Шацкий и др.), выступавшие за распространение кооперативных организаций школьников.

В 20-е годы в основу воспитания школьников в кооперативах была положена идея воспитания коллективиста, который бы ставил интересы коллектива выше личных. Такая постановка воспитательной работы противоречила главному принципу кооперативов - диалектическому единству личных интересов каждого члена кооператива с интересами всего предприятия.

Фактически кооперативное движение школьников к началу 30-х годов было уничтожено. Была подорвана экономическая основа кооперативов школьников. Их пытались превратить в общины из детей и педагогов, которые бы вместе трудились для общего блага. В результате такой политики, школьное кооперативное движение к началу 30-х годов перестало существовать и смогло возродиться только в середине 80-х годов.

Огромный вклад в разработку проблем воспитания деловых качеств у подрастающего поколения внёс А.С. Макаренко. Им были детально разработаны вопросы, связанные с воспитанием у учащихся в ходе общественно полезного и производительного труда чувства хозяина своей страны. «У нас каждому человеку предстоит в жизни обязательно участвовать в общем, государственном хозяйстве. И чем лучше он будет подготовлен к этому делу, тем больше он принесёт пользы и всему советскому обществу, и самому себе». Большое внимание А.С. Макаренко уделял отношениям, возникающим в процессе коллективного и общественно-полезного производительного труда. А.С. Макаренко - великий педагог-практик. Убедительным тому примером служит постановка обучения и воспитания в коммуне Ф.Э. Дзержинского. Здесь он впервые выявил взаимосвязь педагогических и экономических проблем производительного труда детей и подростков. А.С. Макаренко отмечал, что правильно поставленный в воспитательных учреждениях труд должен быть нацелен на воспитание у подростков бережливости, экономности, экономической расчётливости, социалистической предприимчивости, деловитости, практицизма, умения сочетать личные интересы с интересами коллектива, государства. Особое внимание придавал А.С Макаренко формированию у воспитанников разумных потребностей. Данный процесс он рассматривал с социально-экономической точки зрения.

В работе П.П. Блонского «Трудовая школа» отмечается, что в индустриальном воспитании самый важный момент - его организация, когда подростки «сами приобретают строительный материал, сами строят, обзаводятся инвентарём, составляют сметы, организуют бюджет, сами проводят земледельческие работы. Ведут уход за птицами и скотом, делают ремонт, производят куплю и сбыт продуктов... значение всего этого для воспитания подростков очевидно».

С.Т. Шацкий в своих трудах осветил вопросы строительства советской трудовой школы. Он выступал инициатором процесса соединения обучения с социально-значимым трудом, так как этот труд придаёт всему обучению жизненный характер, делает его более осмысленным, а знания - сознательными и действенными.

В 60-егоды получает свое развитие идея обеспечения на практике существа обучения и воспитания, подчеркивается значимость не только формирования системы экономических знаний, но и развития практических навыков, умений, стимулов, мотивов экономической деятельности, социально-психологических качеств личности, вытекающих из требований объективных экономических законов социализма.

Перестройка затронула и экономическую жизнь общества. Демократизация общества создала предпосылки для подъёма социальной активности молодёжи, которая нашла своё отражение в возрождении школьного предпринимательства. А.С. Нисимчук в своём исследовании школьных кооперативов этого периода отмечает, что «ученические кооперативы призваны формировать нового человека, воспитывать у него современное экономическое мышление, хозяйскую сметку, определённую предприимчивость». В этот период по стране действовало около 400 кооперативных объединений школьников. А.С. Нисимчук в своей работе описывает более двадцати примеров деятельности кооперативов школьников в разных уголках страны. Вот некоторые из них.

Подмосковный кооператив «Отцы и дети». С кооперативом на договорной основе сотрудничает около 4 тыс. детей из 50 школ Москвы. Учащиеся самостоятельно определяют, что именно они будут производить. Заработная плата зависит от трудового вклада учащихся. За год кооператив поставил в торговую сеть продукции на сумму 200 тыс. руб. Из этой суммы 15 тыс. руб. было направлено на реализацию социально-значимых для детей и подростков программ, на помощь школам, детским домам, на организацию культурно-массовой и спортивной работы.

В марте 1990 г. приступил к работе ученический кооператив «Юность», созданный на базе Тарасовской средней школы Ростовской области. В его составе 19 девушек 9-10 классов, учитель труда, технолог столовой, родители. В свободное от учёбы время школьники наладили производство кондитерских изделий печенья, рогаликов, пирожков. Продавали они их тоже сами - в больнице, в поликлинике, в универмаге, в кинотеатре. Вспоминает руководитель кооператива-ученица 10 класса Лариса Мамедова: « всё началось с того, что мы задумались, где и как заработать деньги на туристические поездки. Пришла идея организовать кооператив. Почему именно по выпечке кондитерских изделий? Потому что их ассортимент в сельских районах беден. Работа в кооперативе приучает нас не транжирить время попусту, мы чувствуем себя полезными школе, посёлку». Юные кооператоры полностью самостоятельны и поэтому тщательно продумывают каждый свой шаг. Уже в первый месяц работы они решили взять ссуду в банке на приобретение корзин, термосов им погасили её за три недели.

Кооперативы 80-х значительно отличались от кооперативов начала века большим разнообразием организационных форм, широким спектром видов хозяйственной деятельности школьных предприятий, формами организации труда, системой управления, связями с партнёрами.

Р.И.Файнберг в своей статье «Плюсы и минусы школьных кооперативов» анализирует работу школьных кооперативов конца 80-х годов XX века. На тот момент в стране существовало около 5 тыс. кооперативов учащихся. Они быстро росли, и многими этот факт трактовался как жизненность кооперации, органичное включение в учебно-воспитательную работу. Однако отмечает Р. И. Файнберг, попытки разобраться в воспитательном значении кооперативов, осмысления их преимуществ с другими формами однозначно положительного результата не дали. Давая собственную оценку воспитательному аспекту работы учебно-производственных объединений учащихся, автор отмечает, что воспитательный эффект от кооперативов бывает тогда, когда эта деятельность входит в воспитательную систему школы, а деятельность детей педагогически целесообразна. В таких кооперативах существует самоуправление, школьники сами делают расчёты, распределяют обязанности. Такого рода кооперативы существовали в школах №22 г. Куйбышева, №24 г. Ленинграда, №10 г. Сокола Вологодской области. Во всех этих случаях, школа была готова к оплачиваемому производительному труду. В то же время, Файнберг, указывает на другого рода кооперативы. Одни выступают в качестве посредников и просто организуют детский труд на дому, естественно, здесь нет увязки с обучением и воспитанием. Другие откровенно используют детский труд, так как руководство кооператива составляют взрослые.

А.Ф.Аменд и И.А.Сасова в своих работах подробно описывают опыт организации производительного труда школьников на хозрасчётной основе. Одним из элементов хозрасчёта, по их мнению, является воспитание бережливости, экономности, расчётливости и других качеств личности хозяина. Главное, что при хозрасчётном подходе, предусматривается не только возмещение расходов после реализации продукции, но и получение прибыли. А именно стремление получить наибольшую прибыль и является тем фактором, который способствует проявлению предприимчивости и других предпринимательских навыков. Авторы приводят примеры ученических хозрасчётных предприятий на базе школы № 600 г. Москвы и школ № 118 и 70 г. Челябинска. Так как деятельность хозрасчётных мастерских определяется в основном их рентабельностью, учащиеся постоянно привлекаются к выполнению различных экономических расчётов. Они определяют себестоимость изделий, ищут пути повышения производительности труда, снижения затрат. Однако экономический эффект - не главное мерило значимости таких ученических предприятий, считают А.Ф.Аменд и И.А.Сасова. Основной показатель - это выбор учащимися будущей профессии.

Социально-экономическая обстановка в обществе определила появление новых, современных форм объединения школьников в предпринимательском труде: ученических производственных бригад, школьных хозрасчётных объединений, детских акционерных обществ. Появляются учреждения дополнительного образования, комплексно решающие задачи экономической подготовки школьников. Таким примером может служить Центр экономического образования и юношеского предпринимательства (Щелково, Московская обл.). Это добровольное учебно-производственное внешкольное объединение детей от 14 до 18 лет и взрослых с целью реализации интересов ребят в области экономики и предпринимательства. Ребята здесь постигают и азы экономической теории и овладевают умениями в процессе трудовой деятельности в различных мини-предприятиях при Центре (швейный, деревообрабатывающий цеха).

Так же интересен опыт Российской очно-заочной школы юных менеджеров и предпринимателей базирующийся в Москве и имеющий 23 филиала в городах России. Практическое обучение проводится в банках, рекламных агентствах, ученических кооперативах и других учреждениях. Слушатели школы участвуют в реальных предпринимательских проектах: подготовка и издание журнала «Мы и безопасность», организация мини-буфетов и магазинов.

На сегодняшний день самым крупным проектом в мире направленным на экономическую подготовку школьников в рамках реально создаваемого бизнеса, считается американская программа «Достижения молодых». Она реализуется в 80-и странах мира, в том числе с 1991 года в России. Эта программа учит бизнесу, предприимчивости и предпринимательству, деловой этике, основам честного бизнеса, как в теории, так и на практике. В рамках программы «Достижения молодых» создаются школьные компании, где дети всё делают сами: сами организуют фирму, выбирают её руководство, сами выпускают акции и создают первоначальный капитал, выбирают продукт, производят его, реализуют, т.е. проходят, весь цикл от начала до конца. Преподаватель только наблюдает за процессом и помогает советами. Это отличает школьные компании от кооперативов, где в руководстве всё-таки находятся взрослые.

Многие исследователи, рассматривая современное состояние и развитие кооперативов школьников, отмечает, что детскому предпринимательству присущи те же компоненты деятельности, что и реальному социальному предпринимательству. Более того, необходимо отметить, что, становясь участниками того или иного школьного предприятия, ребята вступают в такие экономико-хозяйственные отношения, которые присуще реальному бизнесу.

Для того чтобы наиболее ясно представить некоторые особенности и возможности школьного предпринимательства обратимся к зарубежному опыту.

Опыт экономического образования США, который описан в работах Н.Е.Воробьёва, Е.Б. Саянова, Н.Г.Шатова, Р.А. Шуруповой имеет свои особенности. Соединённые Штаты являются лидером по количеству школ бизнеса. Школа видит свою задачу в том, чтобы развивать у учащихся навыки культуры труда, умение организовывать и планировать работу, рационально распределять своё время, самостоятельно принимать решения. Причём в школьных программах ручной труд не выделяется в качестве необходимого вида подготовки. Главным считается самостоятельное исследование проблем, умение работать по специальным проектам. В начале 70-х годов в США были введены первые программы «подготовки к карьере», разработанные Национальным институтом школьного образования. Характерной особенностью этих программ является то, что они предполагают не просто передачу определённой суммы знаний учащимся, но и включение этих знаний в конкретные и многообразные виды деятельности на уроках и во внеклассной работе. В США приветствуется и пропагандируется детский бизнес, навыки которого прививаются всеми доступными средствами.

Опыт Германии, представленный в работах Е.Кузнецовой, И.А.Сасовой свидетельствует о том, что экономическая подготовка немецких школьников неразрывно связана с трудовой. В старших классах основной школы эта подготовка осуществляется в рамках предмета «Трудоведение». Техника, экономика, ведение домашнего хозяйства-вот основные элементы содержания данного предмета во всех федеральных землях. Обучение «Трудоведению» осуществляется по ступеням. На первой ступени школьники учатся работать на «себя», на второй ступени изготавливают продукцию по «поручению заказчика». Третья ступень обучения посвящена анализу рынка в стране, особенностям рыночной ситуации в той или иной сфере. Ученики знакомятся с конкретными предприятиями-их структурой, организацией производства. В этом им помогает производственная практика.

Интересным выглядит опыт японской школы в экономическом образовании молодежи. По оценкам многих исследователей, Япония имеет достаточно совершенную, эффективную и надёжную систему национального среднего образования. Для японской школы характерно академическое содержание. Школа свободна от явной профессионализации, от ориентации на формирование специфических умений и навыков. Только в старшей средней школе, которая представляет собой необязательный этап обучения, проявляются профессиональные отделения, цель которых состоит в подготовке учащихся к работе какой-либо конкретной области общественного производства. В Японии не так много школ бизнеса, как в США. Предпринимателей и бизнесменов здесь готовят, как правило, после завершения обязательного образования.

Несмотря на то, что решение проблемы социальной адаптации старшеклассников к жизни в условиях рыночной экономики разрабатывается в науке достаточно давно, в теории пока нет ещё единого мнения относительно эффективности школьного предпринимательства как средства разрешения данной проблемы. В зарубежном опыте, описанном некоторыми исследователями, можно встретить четыре основных похода к формированию деловых качеств в процессе школьной предпринимательской деятельности.

При реализации первого упор делается на практическую деятельность учащихся. При этом в конце года школьники в течение одной-двух недель организуют предприятия, проекты которых разрабатывают самостоятельно. Причём этот процесс осуществляется как в учебное время, так и во внеурочное. Предприятия могут финансироваться родителями, спонсорами, учителями и т.д. Учащиеся моделируют основные этапы предпринимательской деятельности: изучение рынка, составление бизнес-плана, презентация своего продукта и т.п. В программе «Малое предприятие на базе школы» ставятся следующие цели обучения:

- формирование вербально-коммуникативных умений;

- личностное и социальное развитие;

- формирование конкретных деловых умений;

- образование в сфере бизнеса.

Таким образом, делается акцент на обеспечение возможности адаптации учащихся к условиям рыночной экономики.

Данный подход эффективен, когда основной целью обучения школьников предпринимательской деятельности является формирование деловых умений и навыков, а также деловых качеств личности и в первую очередь предприимчивости. Но он не может гарантировать глубоких, осмысленных знаний экономической теории, менеджмента, так необходимых для успешной организации и ведения дела.

Второй подход состоит в классическом преподавании предпринимательства как школьного предмета. Он может быть как обязательным, так и факультативным.

Третий подход характеризуется тем, что предпринимательство не выделяется в отдельный предмет, а преподносится в виде элективных курсов, например, «Право и экономика», «Карьера предпринимателя», «Основы бизнеса». Второй и третий подходы способны обеспечить прочную теоретическую основу для ведения бизнеса, вооружить ребят необходимыми знаниями. Однако отсутствие возможности применения знаний на практике не позволяет школьникам осмыслить их важность в перспективе.

Кроме того, существует четвёртый подход, суть которого в том, что цели предпринимательского образования пронизывают весь учебный план школы и все учителя обязаны обеспечивать в рамках своих предметов развитие предпринимательских качеств учащихся, в том числе и предприимчивости. Этот подход является наиболее глобальным и наукоёмким, так как предусматривает детальную переработку учебных программ, использование специально разработанных методических пособий, работу квалифицированных кадров. На наш взгляд такой подход может быть успешно реализован в условиях профильного обучения.

Подводя итог, необходимо отметить, что вопросы, связанные с формированием предприимчивости в педагогической практике рассматриваются в тесном единстве с научным обоснованием роли трудового и экономического воспитания в процессе становления личности. Большинство исследователей прошлого и настоящего пришли к выводу, что формирование деловых качеств личности, а предприимчивость именно такое качество, наиболее эффективно при организации практической деятельности, в частности школьного предпринимательства. Проанализировав основные подходы к формированию деловых качеств, мы пришли к выводу, что профильное обучение имеет все возможности для осуществления процесса формирования предприимчивости. Профильное обучение позволяет повысить конкурентоспособность выпускников школы на формирующемся рынке труда, выявляет наличие интереса к освоению современных форм самостоятельной деятельности и дает стимул для продолжения обучения по избранной специальности.

 

АВТОР: Чарушина Е.И.