07.02.2012 5526

Пути развития политического сознания сотрудников ОВД

 

Коренные социально-экономические преобразования в России ставят перед органами внутренних дел новые сложные и ответственные задачи, вызывают необходимость более результативной работы. Сегодня деятельность органов внутренних дел не соответствует в полной мере новым условиям и требованиям социального развития. Им еще не удалось существенным образом повлиять на снижение уровня преступности и укрепление общественного порядка, тем более стать подлинным проводником демократического внутриполитического курса российского государства. В настоящее время не только сформировалось, но и обострилось противоречие между требованиями, объективно предъявляемыми обществом и государством к работе правоохранительных органов по обеспечению высокого уровня безопасности и способностями этих органов обеспечить такой уровень безопасности личности, общества и государства. В этой связи проявилась необходимость реформирования органов внутренних дел с целью существенного повышения эффективности их работы по всем функциональным направлениям. Одной из центральных задач в механизме реформирования органов внутренних дел страны стало формирование их кадрового потенциала, способного эффективно работать в новых социальных условиях. Однако меры, предполагающие коренные изменения содержания и структуры процесса формирования и развития требуемого кадрового потенциала системы МВД России, реализуются не всегда последовательно и целеустремленно и поэтому не дают желаемых результатов. В этой связи в содержании процесса формирования и развития кадрового потенциала органов внутренних дел не только сохранились имеющиеся негативные тенденции и противоречия, но на фоне их обострения проявились новые, к которым, в частности, относятся низкий социальный престиж профессии защитника правопорядка, невысокий авторитет органов внутренних дел как правовой и социальной организации в обществе. Данное обстоятельство актуализирует проблему кадрового обеспечения деятельности органов внутренних дел, делает необходимым поиск путей совершенствования процесса формирования и развития их кадрового потенциала, одним из которых является повышение уровня его политического сознания. Распространенный взгляд на кадровый потенциал только с позиций узкого функционального подхода приводит к тому, что специалисты оцениваются по небольшому набору профессиональных критериев. Но не только специфические профессиональные качества сотрудников органов внутренних дел служат инструментом реализации внутриполитического государственного курса. Нравственные, общечеловеческие черты и гражданские качества личности сотрудника органов внутренних дел, наряду с сугубо профессиональными, являются составляющими его профессиональной культуры, поэтому вопросы интенсификации гражданского и духовно-нравственного потенциала кадров МВД не менее важны, чем проблемы финансирования и материально-технического обеспечения общественной безопасности. Представляется, что в настоящее время процесс формирования и развития кадрового потенциала органов внутренних дел должен реализоваться по двум основным направлениям. Первое предполагает специальную профессиональную подготовку, что делает сотрудников высококвалифицированными специалистами, способными эффективно решать поставленные оперативно-служебные задачи. Второе направление предполагает гражданско-деонтологическую подготовку сотрудников, которая обеспечивает не только гуманистический характер служебных отношений, но и реализацию идеалов правового государства и гражданского общества в процессе осуществления сотрудниками своей профессиональной деятельности. И если цели и задачи первого направления в целом представляются на данный момент определенными, то в рамках осуществления второго направления цельность понимания его функционального значения на данный момент отсутствует. Разрешению этой важной проблемы способствует оценка перспектив развития политического сознания сотрудников органов внутренних дел.

Исследование феномена политического сознания и особенностей его динамики в современном российском обществе, специфики формирования политического сознания в условиях осуществления государственной правоохранительной деятельности, личного состава органов внутренних дел как субъекта формирования демократических институтов современного общества, а также массовых процессов в политическом сознании сотрудников органов внутренних дел дает основание полагать, что данная социально-профессиональная общность занимает определенное место в политической системе современного российского общества и как электоральная общность, и как проводник внутренней политики государства. При этом, в силу ряда объективных и субъективных причин, статус социально-профессиональной общности сотрудников органов внутренних дел в системе политических интеракций до последнего времени научно не оценивался. Это, как показало исследование, перестало удовлетворять актуальные потребности демократического развития России, которые требуют системного подхода к оценке состояния и перспектив участия социально-профессиональных общностей в оптимизации функционирования институтов правового государства и гражданского общества. Сотрудники органов внутренних дел, как показывают материалы исследования, занимают не только определенное, но и особое положение в системе политических отношений, отличающее их от остальных групп граждан. Последние участвуют в демократическом строительстве добровольно, сотрудники органов внутренних дел, кроме того, в процессе демократического строительства выполняют свой служебный долг. В целом, в обществе существует лишь незначительное число других социально-профессиональных групп, служебный долг представителей которых связан с обязанностью поддержания функционирования институтов современной демократии. Но именно от того, как они будут исполнять свои обязанности, во многом зависит судьба России. Исследование показало, что в настоящее время одной из важнейших внутриполитических проблем России является кризис государственной службы, характеристики которого всецело распространяются на государственную службу в органах внутренних дел. Одна из важнейших причин этого кризиса в том, что требования, предъявляемые к государственным служащим, перестали соответствовать новому этапу демократических преобразований, для которого характерны стабилизационные черты. Современные требования к государственной службе не вышли за рамки традиционных для российского чиновничества, и это уже создает существенное социальное напряжение. Рост негативных тенденций развития государственной службы в настоящее время становится одной из наиболее актуальных угроз безопасности России, преодоление которой связано не только с улучшением материального обеспечения и защитой прав чиновников, повышением контроля за их деятельностью, но и с тем, что отсутствует адекватная концепция государственной службы, а также отсутствует четкая идеология демократических преобразований, в которой концепция государственной службы должна быть отражена. До тех пор, пока не решены эти вопросы, бюрократический аппарат выступает не просто как тормоз общественного развития, но и как условие возможного его развития по регрессивному пути. Административная реформа, проводимая в настоящее время, развивается безотносительно учета этих важнейших факторов, как и без видимого учета научной оценки этой проблемы. Представляется, что возврат к необходимости системной оценки и выработке системных мер по пересмотру реальной роли и реального места государственной службы в жизни российского общества носит объективный характер. Следовательно, к тому моменту, когда реформа государственной службы действительно приобретет системный характер, наука должна будет располагать достоверными данными о различных сторонах социального функционирования управленческих структур. Его материалы показывают, что сотрудники органов внутренних дел в настоящее время используются как проводник воли государства не в полную силу. И речь не идет только о слабой результативности деятельности органов внутренних дел, которая действительно имеет место. Задачи демократического строительства требуют того, чтобы использовать возможности личного состава в этом процессе максимально. Представляется, что в исследовании осознан ранее не использовавшийся резерв личного состава сотрудников органов внутренних дел как субъектов формирования демократических институтов современного общества. До настоящего в времени в России такие задачи перед персоналом правоохранительных органов ставились редко, в основном определяя наиболее общие цели правоохранительных учреждений. Но переход системы органов внутренних дел на задачи социального обслуживания, осуществляемый в настоящее время, кардинально меняет ситуацию. Сотрудники органов внутренних дел, в соответствии с концепцией социального обслуживания, должны будут концентрировать свои усилия более на помощи гражданам в реализации их прав, чем на любых других задачах. И эта ситуация в ближайшее время предъявит личному составу совершенно иные требования к осуществлению служебной деятельности. Исследование показало, что государство не может не использовать тот значительный потенциал формирования институтов правового государства и гражданского общества, который заложен самим характером социально-профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Сотрудники органов внутренних дел, выступая от имени государства в конфликтной социальной ситуации, не только могут, но и должны развивать институты демократии, это должно стать их служебной обязанностью, долгом и одной из первостепенных задач. Но выполнение таких задач сотрудниками органов внутренних дел не представляется возможным в случае, если уровень их политического сознания не соответствует новым задачам социального регулирования. Другими словами, чтобы защитить и совершенствовать демократию, сотрудник органов внутренних дел должен обладать высоким уровнем политического сознания. В настоящее время, как показывают материалы исследования, задача защиты и совершенствования демократии перед личным составом по-прежнему не ставится, требования к политическому и правовому сознанию сотрудника являются минимальными. Отсюда и низкий общий уровень гражданского сознания сотрудников милиции. Но в ближайшее время, безусловно, такие задачи будут сформулированы, поэтому действующим сотрудникам придется перестраивать свою деятельность, резервы которой, как показывают материалы исследования, имеются. Однако при этом исследование выявило существенное противоречие между значительным управленческим потенциалом политического сознания сотрудников органов внутренних дел и его наличным уровнем. Это противоречие в интересах совершенствования социального управления должно быть преодолено. Таким образом, в настоящее время интересы общества требуют того, чтобы перспективы развития политического сознания сотрудников органов внутренних дел были не просто научно оценены, но и осмыслены с точки зрения их управленческого значения.

Тезис о том, что характер и уровень политического сознания социально-профессиональной общности имеет важное управленческое значение, не требует дополнительных доказательств. Факт этой связи был теоретически обоснован и эмпирически подтвержден лидерами социал-демократии в начале 20-го в. Однако управленческая наука продвинулась далеко вперед, что требует уточнения управленческого значения политического сознания сотрудников органов внутренних дел современной России. Сознательное регулирование отношений между людьми, в том числе - в сфере регулирования политических и правовых отношений, всегда было необходимым и важнейшим условием функционирования общества. В рамках социальных структур постоянно возрастало значение организаторской, управленческой деятельности. Регулирование и управление характеризуют всякую сознательную деятельность, отличающуюся целенаправленностью, согласованием действий человека, группы или общества с действиями других субъектов, выработкой соответствующих навыков, технологий решения социальных проблем. С позиций современного системного анализа, управление - это наука и искусство принятия решений, с позиции кибернетики - это процесс организации такого целенаправленного воздействия на объект, в результате которого он переходит в требуемое (целевое) состояние. Ф. Тейлор определял управление как «искусство знать точно, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом». Поэтому использование возможностей качественного роста политического сознания сотрудников органов внутренних дел, которое требует, с нашей точки зрения, сравнительно небольших материальных и организационных затрат, имеет непосредственное управленческое значение в деле совершенствования функционирования государственного аппарата. Необходимость его совершенствования вызвана последовательным продвижением России по пути демократических преобразований.

Фундаментом понимания управленческой деятельности, в том числе - специфики социально-управленческой деятельности, осуществляемой сотрудниками органов внутренних дел, выступают общие постулаты теории управления, которые впервые были разработаны А. Файолем:

- любая социальная система носит искусственный характер, поэтому неспособна к актам саморегуляции как живой организм;

- социальная система всегда стремится к усложнению своей структуры и технологии, выступая как диссипативная, то есть неравновесная.

Это значит, что система органов внутренних дел, её кадровый потенциал требует постоянного совершенствования в соответствии с вновь открывающимися задачами социального развития. Такой задачей в настоящее время становится необходимость объединения усилий общественных формирований и государственной службы в деле обеспечения стабильности внутриполитического курса государства, которое должно осуществляться, в том числе, и на основе единства приоритетов политического сознания. Единство приоритетов политического сознания граждан и представителей государственного аппарата формируется только в процессе их социально-политического взаимодействия. Кроме того, постоянное усложнение социальной структуры, более тесное взаимодействие политики, права, других видов социальных отношений требуют от сознания сотрудников органов внутренних дел наличия более сложных мысленных конструктов, отражающих системный процесс социального взаимодействия. Таким образом, политическое сознание сотрудников органов внутренних дел оказывается неразрывно вплетенным в социально-управленческий процесс, отказ от необходимости его совершенствования негативно влияет на процесс государственного управления в целом.

Принципиальная схема социального управления базируется на кибернетическом понимании социального процесса, который, с этой точки зрения, состоит из «входа» (поступление сырья, информации, инструментов, рабочей силы), «процессора», в котором происходит переработка ресурсов, поступающих на «вход», и «выхода», откуда ресурсы поступают в новом качестве. Управление -это обратная связь, которая начинается с измерения ресурсов, имеющихся на «выходе». После измерения информации о параметрах «выхода», она поступает в блок управления, в котором параметры «выхода» сравниваются с имеющимся эталоном и на основе этого вырабатывается управленческое решение, которое изменяет входные параметры или режим деятельности процессора. Способность обратной связи - наиболее важное требование к системе управления, сущность обратной связи заключена в циркулировании интерсубъектной информации. Даже в современных условиях, не говоря уже о дальнейших перспективах, управление, осуществляемое системой органов внутренних дел может быть состоятельно только в том случае, если происходит процесс адекватной обработки информации, поступающей от объекта управленческого воздействия. Обработка информации от населения, предприятий, общественных организаций и других социальных формирований, необходимая для дальнейшего совершенствования управленческого воздействия на них, не может носить одномерный характер. В ней, наряду с другими компонентами, необходимо учитывать политический компонент, оценка которого невозможна без соответствующего уровня политического сознания сотрудников, анализирующих и использующих информацию в управленческих целях.

Применение указанной схемы управления в обобщенном виде также показывает, что в настоящее время ресурсы на «выходе» из системы управления, осуществляемой органами внутренних дел, не обладают качествами, соответствующими требованиям демократического развития России. В частности, для выполнения управленческих задач требуется наличие такого субъективного фактора, как готовность социальной системы к осуществлению специфической деятельности. В новых условиях, когда перспективным является переход органов внутренних дел на принципы социального обслуживания населения, одной из важнейших составных частей субъективной готовности к выполнению служебных задач является уровень политического сознания сотрудников органов внутренних дел. В настоящее время этот компонент готовности личного состава к новым задачам является менее развитым, что требует ряда мероприятий по его оптимизации.

Использование политического сознания сотрудников органов внутренних дел в качестве инструмента управленческого воздействия должно строиться в соответствии со следующими важнейшими законами управления:

1. Закон необходимого разнообразия, в соответствии с которым разнообразие управляющей системы должно быть не меньше разнообразия управляемого объекта. Следовательно, управленческая деятельность органов внутренних дел должна строиться на широком использовании вновь открывающихся ресурсов управления, к которым, безусловно, относится политическое сознание их персонала.

2. Закон специализации управления, который предполагает, что управление тяготеет к расчленению своих функций, к специфическому их проявлению в конкретных условиях, на разных уровнях управления. Специализация управленческой деятельности сотрудников органов внутренних дел в новых условиях требует дифференциации уровня их политического сознания. Он должен быть существенно выше тогда, когда специфика выполнения служебных обязанностей связана с непосредственным и длительным взаимодействием с гражданами. Именно в этих условиях политическое сознание сотрудника может стать реальным, а не потенциальным условием реализации и развития демократических институтов.

3. Закон интеграции управления, который означает объединение в управлении различных специализированных действий на разных уровнях и направлениях управления в единый управленческий процесс. В соответствии с этим законом, оптимизация социально-политических отношений в обществе, которая будет осуществляется посредством высокого уровня политического сознания сотрудников органов внутренних дел, выступит составной частью управленческого процесса, осуществляемого в демократическом обществе государственными структурами.

4. Управленческий закон экономии ресурсов представляется нам в качестве главного обоснования необходимости совершенствования институтов демократии средствами политического сознания сотрудников органов внутренних дел. Статья показала, что имеется возможность экономить социальные ресурсы процесса совершенствования демократических институтов за счет того, он может осуществляться посредством служебного взаимодействия сотрудников органов внутренних дел с гражданами и организациями.

В процессе управленческого воздействия сотрудники органов внутренних дел используют по отношению к гражданам как социальные, так и социально-психологические методы управления. Социальные методы управления включают в себя способы и приемы воздействия на процесс развития общностей, на субпроцессы, протекающие внутри них. Данные методы основаны на использовании социально-психологических механизмов, действующих в социальной группе, в состав которой входят личности с их ролями и статусами, связанные системой взаимоотношений и социальных потребностей. В условиях развития правового государства и гражданского общества, господства общечеловеческих ценностей и приоритета ценности человека, социальные методы управления, все же, становятся менее актуальными, чем психологические.

Психологические методы управления отличаются своей мотивационной характеристикой, определяющей направление управленческого воздействия на конкретную личность. Среди способов формирования мотивации выделяют внушение, убеждение, подражание, вовлечение, принуждение и понуждение, побуждение и др. В целях совершенствования институтов демократии в процессе взаимодействия сотрудников органов внутренних дел с гражданами могут быть задействованы те другие, однако их эффективное использование невозможно без наличия соответствующего уровня политического и правового сознания. Способы формирования мотивации в социально-политической сфере, которые должны активно использоваться сотрудниками органов внутренних дел, основаны на использовании разнообразных стимулирующих средств для создания заинтересованности, побуждающей людей соответствовать тем требованиям, которые предъявляет к ним общество в сфере политически-значимого поведения. Следовательно, сотрудники органов внутренних дел, которым в ближайшем будущем придется целенаправленно совершенствовать институты правового государства и гражданского общества в процессе взаимодействия с различными социальными субъектами, должны обладать знаниями не только в области политической идеологии, но и политической психологии.

Проблема использования политического сознания сотрудников органов внутренних дел в качестве инструмента государственно-управленческого воздействия тесно связана с проблемой эффективности социального управления. Впервые к ней обратилась экономическая наука. В частности, Д. Риккардо определил эффективность как отношение результата к определенному виду затрат. Показательно, что уже один из первых представителей теории менеджмента Г. Эмерсон считал эффективность основной задачей управления. Он увидел в эффективности то, что было совершенно не выявлено у экономистов - её связь с функциональностью социальной системы. Таким образом, любая социальная, в том числе - управленческая система функциональна только тогда, когда она эффективна, снижение эффективности ведет к дисфункции социальной системы. В свою очередь, дисфункция управленческой социальной системы приводит к тому, что её функции берут на себя иные социальные системы. Такая ситуация во многом реализуется в наше время, когда функция поддержания общественного порядка и режима безопасности жизнедеятельности переходит от органов внутренних дел к другим государственным и негосударственным структурам. В отдельных случаях своеобразный общественный порядок поддерживается преступными структурами, а также общественными формированиями, несущими в себе существенный антисоциальный потенциал. Изменение такой ситуации связано с необходимостью поиска наиболее эффективных форм взаимодействия органов внутренних дел с гражданами и общественными формированиями. Использование этих форм связано с необходимостью перелома в ситуации общественного доверия сотрудникам органов внутренних дел, уровень которого в настоящее время является крайне низким. Преодолеть определенное отчуждение общества от социально-профессиональной общности сотрудников органов внутренних дел можно только на основе существенных изменений в сознании последней.

Таким образом, перспективы развития политического сознания сотрудников органов внутренних дел, рассмотренные нами в управленческом контексте, безусловно существуют. Они обусловлены:

1. Демократическим развитием современного российского общества, которое объективно находится в своей начальной фазе.

2. Усилением тенденций взаимодействия государственных и общественных структур в деле обеспечения общественной безопасности на основе единства политических и правовых приоритетов.

3. Задачами реализации концепции перехода органов внутренних дел на социальное обслуживание населения, которое предполагает содействие гражданам в реализации их прав и свобод, в том числе - политических.

4. Значимым статусом социально-профессиональной общности сотрудников органов внутренних дел в электоральной структуре общества.

5. Объективным увеличением значимости среднего класса в социально-политической жизни страны, к различным стратам которого относятся представители социально-профессиональной общности сотрудников органов внутренних дел.

6. Наличием в социально-профессиональной группе сотрудников органов внутренних дел офицерского корпуса, который по ряду своих характеристик способен выступить в качестве основного звена в процессе целенаправленного развития политического сознания персонала МВД.

7. Политизацией негативных социальных явлений в жизни современного общества, которая наиболее отчетливо проявляется в политической преступности, особенно - в терроризме.

Оценка значительных управленческих перспектив развития политического сознания сотрудников органов внутренних дел, взятая сама по себе, не в состоянии решить задачи важных преобразований, которые в ближайшем будущем ждут систему органов внутренних дел России. Системная реорганизация деятельности МВД Российской Федерации, которая в настоящее время становится реальностью, требует наличия конкретных предложений в области целенаправленного развития политического сознания его сотрудников. Очевидно, что специфика целей и задач исследования ограничивает возможность предложить систему мер совершенствования всей гражданско-деонтологической подготовки личного состава органов внутренних дел. Вместе с тем, исследование дало возможность сформулировать ряд взаимосвязанных предложений в изучаемой области, которые могут стать значимой частью программы совершенствования политического сознания сотрудников органов внутренних дел. Данная программа, с нашей точки зрения, должна включать в себя следующие мероприятия:

В рамках подготовки специалистов с высшим и средним образованием в системе МВД Российской Федерации:

1. Корректировку рабочих учебных планов в сторону увеличения общего числе часов, выделяемых на изучение таких учебных предметов как «Философия», «Социология», «Политология», «Конфликтология». Стандартизированный рабочий учебный план для очной формы обучения по специальности 023100 - «Правоохранительная деятельность» в вузах МВД Российской Федерации выделяет всего 40 аудиторых часов для изучения предмета «Политология» и 50 часов на дисциплину «Социология» в то время, например, как на дисциплину «Уголовное право» отведено 300 часов, а на дисциплину «Уголовный процесс» - 200 часов. При этом необходимо подчеркнуть, что специальность «Правоохранительная деятельность» должна быть в большей степени ориентирована на подготовку специалистов системы МВД, чем специальность «Юриспруденция», в рамках которой такой баланс распределения учебного времени представляется более оправданным.

2. Корректировку стандартизированных рабочих учебных планов обучения по специальности 023100 - «Правоохранительная деятельность» в рамках дисциплины «Политология». В настоящее время они не предусматривают проведения практических занятий, которые могли бы вырабатывать навыки поддержания и развития сотрудниками органов внутренних дел институтов современной демократии.

3. Введение в программы ряда учебных дисциплин («Теория права и государства», «Конституционное право Российской Федерации», «Конституционное право зарубежных стран», «Уголовное право», «Уголовный процесс», «Административное право», «Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность», «Криминология и профилактика преступлений», «Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел», «Государственная служба в органах внутренних дел», «История органов внутренних дел», «Основы управления в органах внутренних дел», «Основы воспитательной работы в органах внутренних дел») тем, раскрывающих тесную взаимосвязь политики и права, политики и практики государственного управления, правоохранительных задач персонала органов внутренних дел и их задач по поддержанию институтов правового государства и гражданского общества.

4. Корректировку содержания учебной практики, которая предусматривало бы ознакомление курсантов с работой избирательных комиссий различного уровня, избирательных участков, предвыборных штабов. Корректировка позволит бы не только накопить опыт социально-политического взаимодействия, но и практику обеспечения реализации гражданами своих политических прав и свобод.

5. Введение за счет резерва учебного времени обязательного спецкурса «Политика и право в деятельности сотрудников органов внутренних дел».

В рамках первоначальной подготовки сотрудников органов внутренних дел:

1. Ориентацию системы первоначальной подготовки как на выполнение непосредственных оперативно-служебных задач, так и на взаимодействие с общественными формированиями и гражданами в деле укрепления и развития институтов демократии, закрепленных в Конституции Российской Федерации.

2. Введение курса «Политика и право в деятельности сотрудников органов внутренних дел», интегрирующего систему политической и юридической науки и ориентированного на реализацию курса социального обслуживания граждан органами внутренних дел.

В рамках общественно-государственной подготовки сотрудников в территориальных и линейных органах внутренних дел:

3. Ориентацию планов служебной подготовки на реализацию курса социального обслуживания органами внутренних дел, на развитие взаимодействия органов внутренних дел с общественными формированиями по поддержанию законности и правопорядка на основе единого подхода к задачам внутренней политики.

4. Увеличение количества учебного времени, отводимого на политико-правовую подготовку личного состава.

5. Введение практики допуска к службе только в случае твердых знаний личным составом положений гл. 2 Конституции Российской Федерации, законов регламентирующих реализацию гражданами России своих прав и свобод, Закона «О милиции», ведомственных актов МВД Российской Федерации, регламентирующих отношение сотрудников органов внутренних дел с гражданами.

Кроме того, в контексте осознания важности развития политического сознания сотрудников органов внутренних дел, необходимо внести существенные коррективы в систему кадровой работы МВД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Это касается, в первую очередь, проведения мероприятий социального отбора. Практика показывает, что учета только психологических качеств кандидатов на службу и требований по линии специальной проверки для качественного кадрового обеспечения в современных условиях недостаточно. В условиях неизбежной реорганизации органов внутренних дел, а также их сокращения аттестованного состава, продиктованного требованиями времени, появится возможность отбирать кандидатов на службу в соответствии с высокими требованиями к их общегражданской подготовке, должный уровень которой автоматически не обеспечивается наличием среднего образования. Все указанные предложения будут иметь смысл только в том случае, если они будут учтены в процессе дальнейшего реформирования системы МВД, которое связывается в настоящее время с подготовкой нового закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации».

Рассмотрение проблем индивидуального и массового политического сознания сотрудников органов внутренних дел в процессе формирования институтов правового государства и гражданского общества позволило сформулировать следующие выводы.

1. Особое положение не выключает социально-профессиональную общность сотрудников органов внутренних дел из социально-политического взаимодействия, определяя особый характер её участия в политической жизни.

2. Личный состав органов внутренних дел представляет собой искусственно формируемую, отдельную, но принципиально неотделимую часть социальной общности граждан России. В отношениях с ней социально-профессиональная общность сотрудников органов внутренних дел должна демонстрировать гораздо большую степень подчинения, чем в отношениях с общностями, сформированными на конфессиональной или национальной основе.

3. Постоянное усложнение социальной структуры, более тесное взаимодействие политики, права, других видов социальных отношений требуют от сознания сотрудников органов внутренних дел наличия более сложных мысленных конструктов, отражающих системный процесс социального взаимодействия. Таким образом, политическое сознание сотрудников органов внутренних дел оказывается неразрывно вплетенным в социально-управленческий процесс, отказ от необходимости его планомерного совершенствования негативно влияет на процесс государственного управления в целом.

4. Система органов внутренних дел, её кадровый потенциал требует постоянного совершенствования в соответствии с вновь открывающимися задачами социального развития. Такой задачей в настоящее время становится необходимость объединения усилий общественных формирований и государственной службы в деле обеспечения стабильности внутриполитического курса государства, которое должно осуществляться, в том числе, и на основе единства приоритетов политического сознания.

5. Низкий уровень доверия населения к правоохранительным органам, фиксируемый в значительном количестве исследований, автоматически не обозначает наличие низкого уровня доверия к конкретному сотруднику милиции, отрицание его авторитета и компетентности гражданами. Это создает условия для такого уровня социального взаимодействия представителя власти и гражданина, в ходе которого ими используются и развиваются институты правового государства и гражданского общества.

6. Систематизация и оптимизация гражданско-деонтологической подготовки сотрудников органов внутренних дел должна обеспечить не только гуманистический характер служебных отношений, но и реализацию идеалов правового государства и гражданского общества в процессе осуществления сотрудниками своей профессиональной деятельности.

7. По уровню своей общегражданской и профессиональной подготовки, статусному положению в системе социально-профессиональных групп, степени непосредственного взаимодействия с населением офицерский корпус сотрудников органов внутренних дел в состоянии наиболее активно воздействовать на политическое и правовое сознание гражданина, изменять политическое сознание на уровне малых социальных групп, а также более значимых социальных общностей.

8. Особое место офицерского корпуса органов внутренних дел в процессе совершенствования институтов современной демократии обусловлено его принадлежностью к среднему классу современного российского общества. Она предопределяет приоритет таких ценностей, значимых в процессе формирования и развития правового государства и гражданского общества, как ориентация на социальное рыночное хозяйство, ценности индивидуальной свободы, приоритет частной собственности.

9. Общее в массовом политическом сознании сотрудников органов внутренних дел состоит в крайней противоречивости, зависимости от целого ряда негативных факторов, обусловивших процесс его маргинализации, а также в значительной утрате смысла анализа социально-политической ситуации.

10. Особенное в массовом политическом сознании сотрудников органов внутренних дел состоит в эклектичности его теоретических конструкций, слабой ориентации в вопросах политической аксиологии, недостаточной ориентации в особенностях текущего политического момента, невысоком уровне селективности политической информации, сужении поля политического сознания до секторов непосредственных интересов личности. В политическом сознании сотрудников органов внутренних дел наблюдается прямая зависимость значимости политического события от его актуальности, что свидетельствует о наличии экстенсивной тенденции в его развитии. Степень корпоративной социально-политической консолидации личного состава характеризуется как низкая.

11. Участие сотрудника органов внутренних дел в процессе формирования и развития институтов демократии не может быть измерено в простых количественных и качественных показателях, следовательно - не может эффективно корректироваться его руководством. Именно поэтому важнейшим фактором участия сотрудников в нем становится характер и уровень их политического и правового сознания, определяемый не только уровнем их служебной и общеполитической подготовки, но и социально-политическими императивами, сформированными в рамках социально-профессиональной общности.

12. Сотрудники правоохранительных органов, которые объективно могут и должны выступать проводником государственной политики укрепления основ правового государства и развития институтов гражданского общества не отличается своим политическим сознанием от основных масс населения, во взаимодействии с которым государство, в том числе посредством персонала органов внутренних дел, пытается реализовать демократические идеалы, провозглашенные Конституцией Российской Федерации. Это противоречие в настоящее время существенным образом тормозит процесс демократических преобразований в России.

 

Автор: Папура Т.А.