10.02.2012 16863

Средства формирования толерантности личности в полиэтнической среде

 

В современных условиях обострения политических, экономических и социальных проблем значительно возросла социальная направленность в формировании личности.

Первые приемы воспитания, элементы народной педагогики дошли до нашего времени с древнейших времен. Каждое поколение, каждый народ создавали свою систему воспитания. В России имеется богатейший опыт педагогики среды, включающей народные и национальные традиции, которые всегда отличались самобытностью и оригинальностью, гуманизмом и милосердием.

Вопросами формирования личности занимается социальная педагогика. По современным представлениям социальная педагогика - это «отрасль педагогики, рассматривающая социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей в организациях, специально для этого созданных». (Н.М.Лебедева).

Социальная педагогика - это самостоятельный раздел педагогики со своими особыми методами социальной воспитательной деятельности. Методы социальной педагогики направлены на социализацию личности, ее самосовершенствование, самовоспитание, самоорганизацию, самоутверждение.

Как показал анализ литературы и наши исследования, формирование толерантности личности - сложный многофакторный процесс, и это необходимо учитывать при организации работы с личностью. Формирование толерантности личности проходит во взаимодействии детей, подростков с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. Четкое разделение основных факторов, влияющих на формирование толерантности личности, на три группы и их характеристики в научно-педагогической литературе даны А.В.Мудриком.

Первая группа - макрофакторы, включающие космос, планеты, страну, общество, государство. Именно они определяют то, что ребенок растет и развивается по некоторым общим законам.

Вторая группа факторов - мезофакторы, включающие тип поселения, исторические и этнокультурные условия.

Третья группа факторов - микрофакторы, к ним относится все то, что влияет на конкретных людей, с ними взаимодействующих, - семья, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные организации, микросоциум.

Из мезофакторов необходимо отметить роль места проживания личности как фактора формирования толерантности. Так, город по своей структуре более многосоциален и профессионален по сравнению с селом. Для регионов Северного Кавказа необходимо подчеркнуть значимость национальной психологии, национальной культуры как важных составляющих консерватизма. У тюркоязычных народов (в отличие от славянских) жизнь всегда характеризовалась крайней закрытостью, «законсервированностью», более сильной подверженностью традициям. Такое положение во многом сохранилось и в наши дни.

Проблема формирования личности ребенка в различных этнокультурных условиях исследуется уже давно, наиболее известны на эту тему работы М.Мида, И.С.Кона.

Особенности психики и поведения, связанные с этнической принадлежностью людей, складываются из двух составляющих: биологической и социально-культурной.

Биологическая составляющая в психологии отдельных людей и целых народов складывалась под влиянием ряда обстоятельств. На протяжении тысячелетий все нации формировались на своей этнической территории. Наличие такой территории - обязательное условие формирования этноса, но необязательное условие его сохранения, поскольку сейчас многие народы живут в рассеянии.

В современных модернизированных странах национальная принадлежность человека в большей мере, с одной стороны, определяется культурой, с другой - она осознается самим человеком в связи с тем, что его семья относит себя к определенной нации и соответственно ближайшее окружение считает его принадлежащим к ней. То есть этнос, нация - явления историко-социально-культурные.

Роль этноса как фактора формирования толерантности личности человека на протяжении его жизненного пути нельзя игнорировать, но в то же время нельзя абсолютизировать.

Процесс формирования толерантности личности и ее включения в социум в том или ином этносе имеет особенности, которые можно объединить в две группы:

- витальные (жизненные, в данном случае биологические);

- ментальные (духовные свойства).

Влияние этнокультурных условий на формирование толерантности личности человека наиболее существенно определяется тем, что принято называть менталитетом, что означает глубинный духовный склад, совокупность коллективных представлений на неосознанном уровне, присущих этносу как большой группе людей, сформировавшейся в определенных природно-климатических и историко-культурных условиях. Понятие менталитета было введено в начале XX века французским ученым Л.Леви-Брюлем.

Менталитет этноса, проявляясь в стабильных особенностях его культуры, определяет главным образом глубинные основания восприятия и отношения его представителей к жизни. Большую роль менталитет играет и в формировании межэтнических установок, которые зарождаются в детстве, будучи весьма устойчивыми, нередко превращаются в стереотипы. Менталитет этноса влияет на воспитание подрастающих поколений как относительно социально контролируемый процесс формирования личности, в связи с тем, что включает в себя имплицитные концепции личности и воспитания.

Исследования этнической толерантности Дж. Берри и М. Плизента содержат доказательство того, что только уверенность в своей собственной групповой идентичности может дать основание для уважения других групп, выражения готовности обмена идеями или участия в совместной деятельности. Этническая идентичность - составная часть социальной идентичности личности, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности. Позитивная групповая идентичность приводит к толерантности. Последние исследования этого вопроса позволили вывести социально-психологический закон связи между позитивной этнической идентичностью и этнической толерантностью: в норме для группового (этнического) сознания характерна тесная внутренняя связь между позитивной групповой (этнической) идентичностью и аутгрупповой (межэтнической) толерантностью.

В иерархии социальных идентичностей индивида очень часто намного более значимое, чем этническая идентичность, место может занять и идентичность с малой группой, например, с членами междисциплинарного объединения учащихся. Личность оказывается включенной в различные малые группы, которые пересекаются между собой. Таким образом формируются множественные (перекрестные) идентичности. Исследования показывают, что напоминание людям о пересекающихся групповых принадлежностях уменьшает предубеждения (Hewstone, Islam, Judd, 1993). Индивиды также могут взаимодействовать с членами аутгрупп, находя области общих интересов и сходства (Brewer, Miller, 1984). Хотя индивиды могут отделяться от других в одних социальных категориях (например, раса или этничность), они могут и объединяться сними в других значимых для личности категориях (сходство интересов, способностей, чувств, общее дело), которые раскрываются через межличностное взаимодействие.

Процесс формирования толерантности личности связан с социальным воспитанием, что предполагает создание педагогически ориентированной системы помощи общества в самореализации личности с учетом специфики социальной ситуации и особенностей ее развития.

В исследованиях психологов и педагогов разработаны основные принципы социального воспитания: принцип природосообразности - изучение задатков и способностей ребенка и содействие в их развитии; принцип народности, предполагающий учет национальной культуры, традиций и родного языка; принцип гуманности, основанный на признании индивидуальности каждого ребенка, его физического, духовного, эмоционального, социального и нравственного развития, милосердия и поддержки в критической ситуации, что проявляется в поддержке личности в стремлении к самоопределению, помощи ребенку в самореализации в семье, в школе, в оздоровительных, культурных, правовых, социальных, государственных и общественных учреждениях; принцип социальной ответственности общества за реализацию человека в творчестве, приобретение знаний, удовлетворение в общении. Они выражаются в создании условий для развития одаренных детей, детей физически слабых, умственно отсталых, с отклонениями в поведении, детей-сирот, детей-инвалидов, детей-мигрантов.

Анализируя процесс социального воспитания, можно выделить следующие условия формирования толерантности личности:

- природа и родной язык;

- общение в семье, в школе, окружающая среда;

- деятельность личности;

- средства массовой информации, искусство, литература;

- образ жизни ребенка, его стремления, планы, роль, которую он выполняет в микросреде.

Социально-педагогическая работа, направленная на формирование толерантности личности, представляет собой системную деятельность, предполагающую помощь ребенку в организации себя, установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе. Такая деятельность может быть успешной при выполнении определенных условий: всесторонней педагогической диагностики, изучении и широком использовании социума, в первую очередь семьи, гуманности и открытости образовательного учреждения, наличии подготовленных кадров для этой работы - социальных педагогов.

Существует несколько групп критериев успешного формирования толерантности личности и ее социализации, позволяющих оценить эффективность социально-педагогической деятельности образовательного учреждения. Это классификация разработана Л.Е.Никитиной. Основные критерии, имеющие отношение к участию школы в процессе социализации детей, следующие:

- здоровье;

- психологический комфорт;

- обучение;

- развитие;

- воспитание;

- социальная устойчивость.

Формирование толерантности личности будет проходить эффективно, если оно базируется на объективных научных знаниях. Решению этой проблемы поможет психолого-педагогическая диагностика, которая для психолога или педагога не является самоцелью. Она починена главной задаче - разработке рекомендаций или программ коррекции. Основным назначением диагностической работы является познание ребенка, его семьи, социума, изучение общения и взаимоотношений в значимых для его развития системах отношений в детском обществе, в семье, в отношениях «ребенок-педагог». Такая деятельность очень важна, поскольку процессы социального развития личности, включение человека в социум, преобразование самого социума, формирования толерантности личности происходят под влиянием разнообразных социально-педагогических институтов.

Современная социальная педагогика трактует социум как совокупность условий жизнедеятельности, характеристик среды обитания, в которой происходит производство социальных групп и отдельных индивидов.

Формирование гуманных толерантных отношений в социуме - одна из основных целей и духовно-нравственных основ социально-педагогической деятельности. Важным условием эффективности деятельности для достижения этих целей является глубокое знание социума, что в свою очередь позволит правильно использовать его. Для этого образовательные учреждения составляют паспорт микрорайона. Сюда могут быть внесены данные о расположении микрорайона, его типе, о предприятиях, учреждениях образования, культуры, спорта, досуга, расположенных на этой территории. Большое значение имеет изучение и включение в паспорт данных об общей численности жителей, их возрасте, национальном и образовательном составе. Важное место при этом занимает изучение семей, в том числе тех, в которых воспитываются учащиеся. Наряду с изучением инфраструктуры микрорайона следует изучать социально-экономические и социально-педагогические нужды и потребности семей, детей, молодежи, что окажет помощь в организации труда, учебы и досуга школьников и молодежи.

Одно из важных социально-педагогических условий формирования толерантности личности в полиэтнической среде - образовательное учреждение «открытого» типа. Как отмечает В.Н.Гуров, «открытая» школа должна иметь многофункциональный характер: она открывается для различных убеждений учащихся, диалога, межличностного и межгруппового общения.

В качестве главной цели концепция «открытой школы» предусматривает воспитание в духе широкой социальной коммуникабельности, интеллигентного и ответственного отношения каждого к самому себе, окружающим людям и природе, формирование развитой, свободной, толерантной и позитивно настроенной личности.

Конкретные образовательные задачи школы «открытого типа» включают в себя: 1) наиболее полное развитие субъекта познания, любви к истине, гибкости мышления; 2) вооружение знаниями, умениями и навыками с позиций принципа целостности, отраженной в мышлении, чувствах и действиях; 3) заботу об укреплении духовного и физического здоровья человека; 4) гармоническое развитие личности, т. Е. равноценное развитие спортивных, ремесленных, социальных, художественных, интеллектуальных и этических способностей; 5) формирование жизнеутверждающей социальной открытости, ответственности и готовности к участию в создании свободного демократического строя; 6) подготовку к жизни в гармонии с природой; 7) развитие активности, самодеятельности в проведении разумного досуга и т. д.

Залогом успеха при реализации указанных задач является культивирование в школе духа творчества, стабильности, порядка, внутреннего покоя для учащихся. В качестве важнейшего компонента формирования толерантной личности рассматривается стремление самого учащегося к росту и развитию. Школе надлежит помочь довести эту тенденцию до оптимального ее выражения.

Открытая школа ориентирована на работу с учащимися, которые имеют различные убеждения, на развитие межличностного и межгруппового общения.

Деятельность школы как открытой социально-педагогической системы строится на основе целенаправленной воспитательной работы с учетом народной педагогики, национальных традиций воспитания и обучения детей. Модель-система социального воспитания в школе открытого типа складывается с учетом национально-региональных и микросоциальных условий; на основе развития совместной деятельности взрослых и детей в социуме, включения взрослого населения в активное общественное воспитание. «Открытая школа» призвана обеспечить в процессе формирования толерантности личности конструктивное взаимодействие системообразующих начал со стихийно-разрозненным народным педагогическим опытом.

В структуру воспитательной работы открытой школы входят также общенародные и общекультурные праздники и традиции, в которых участвуют все педагоги, учащиеся, родители, друзья школы. В таком разновозрастном общении укрепляются связи школы с семьей и социумом.

Своеобразие современных условий Ставропольского края обязывает все социальные институты перестроить свою деятельность, изменить содержание социально-педагогической работы по формированию личности в духе взаимопонимания, толерантности, взаимоуважения, с широким использованием полиэтнической среды.

Вопрос формирования толерантности личности тесно связан с овладением навыками бесконфликтного решения возникающих проблем, воспитания терпимого отношения людей разных национальностей к культуре, языку, традициям друг друга. Правительство РФ в 2001 году приняло федеральную целевую программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 гг.)». Реализуется комплексная программа гармонизации межэтнических отношений в Ставропольском крае на 200-2005 гг. В комплексную программу включены мероприятия по сохранению самобытных этносов Ставропольского края, формированию культуры межэтнического общения средствами образования.

Именно сфера образования имеет самое непосредственное отношение к таким мировоззренческим категориям, как менталитет и толерантность. Более того, именно сфера образования способна активно и целенаправленно формировать соответствующие ментальные качества человека. Воспитание толерантности в человеческих отношениях является важнейшей стратегической задачей образования в XXI веке, что обуславливает необходимость разработки особых подходов к организации учебного процесса, воспитательной работе, выбору конкретных форм и методов развития духовного потенциала учащихся, формированию толерантного отношения к людям разных национальностей и религиозных убеждений.

Большое место в постижении этнической культуры занимает внеурочная деятельность ребенка. Формирование ценностей, отношений и способов поведения, поддерживающих этнический плюрализм, может успешно осуществляться в образовательном учреждении через организованную социально-педагогическую работу в окружающем социуме.

Теория личности и теория социальных установок помогают понять механизмы действия факторов, влияющих на межэтнические отношения. Совершенно очевидно, что формирование толерантности личности, ее установок и ориентации происходит, начиная с детского воспитания в семье. Затем продолжается в процессе включения в социум под влиянием самого широкого спектра факторов: этнической и социальной среды, политической системы, этнической политики государства, микросреды, т.е. обстановки в городах и селах, и, наконец, микросреды коллективов и неформального общения.

Важным социально-педагогическим условием формирования толерантности личности в полиэтнической среде является воспитание детей на народно-педагогических, национально-культурных традициях. Этот аспект рассматривается в научно-исследовательских работах Н.М.Лебедевой, В.Н. Павленко, Г.У Солдатовой, Т.Г. Стефаненко.

Понятие «народные и национальные традиции» трактуется как сложившиеся под влиянием исторических, естественно-географических и социально-экономических факторов и усвоенные многими поколениями общепринятые идеи и ценности, нормы и правила поведения, которые действуют как регламентирующая сила.

Важное место в формировании толерантности личности занимает приобщение школьников к прогрессивным национальным традициям и обычаям других народов. Работая с детьми, педагог правомерно обращается к народным традициям, что способствует взаимопознанию культур, обычаев и традиций, влияет на развитие личности, формируя уважительное отношение к другим национальностям.

В качестве приоритетных направлений отмечаются следующие:

- приобретение и усвоение знаний в системе ценностей этносоциума через родной язык и культуру;

- приобщение к национальным обычаям и обрядам, верованиям, национально-прикладному искусству народа;

- приобщение к национальной культуре других народов с целью формирования уважения к их языку, обычаям, верованиям, гуманистической культуре межнационального общения;

- создание условий для самореализации личности ученика в социуме посредством формирования, развития способности адаптироваться к условиям жизни общества.

Задача школы заключается в усилении воздействия положительных сторон народной национальной культуры, в частности этноса, на поведение и развитие личности, формирование в ней любви к Родине, уважительного отношения к обычаям и традициям своего народа, к людям других национальностей, таких духовно-нравственных качеств, как интернационализм, милосердие, отзывчивость, толерантность, взаимопонимание.

Правовой основой формирования толерантности личности в полиэтнической среде лицея являются Конституция Российской Федерации и Закон «Об образовании». Закон и Конституция устанавливают обязательные стандарты, включающие федеральные и национально-региональные компоненты. Это дает возможность субъектам РФ обогащать содержание образования за счет включения в него материала, отражающего культурное достояние народа, региональные особенности развития культуры.

Анализ нормативных документов, теории и практики образования позволяет выделить пять моделей введения национально-регионального компонента в содержание общего образования: межпредметную, модульную, монопредметную, комплексную и дополняющую.

Межпредметная модель включает в содержание образования национально-региональный компонент путем равномерного распределения соответствующего материала по всем учебным предметам общеобразовательной школы. Вопросы национального и регионального своеобразия культуры, социально-экономические проблемы региона рассматриваются здесь в русле общего содержания и рассредоточены по разным темам.

Модульная модель национально-регионального компонента общего образования реализуется посредством включения в дисциплины гуманитарного цикла специальных тем (модулей), которые отражают этнокультурное своеобразие региона.

Монопредметная модель предполагает углубленное изучение школьниками этнической культуры, родного языка, истории, географии республики (региона) на занятиях по специально выделенным для этой цели учебным предметам.

Комплексная модель реализуется в виде интегративных курсов, в которых отдельные аспекты национальной культуры могут быть представлены во взаимосвязи истории и краеведения, русской и родной литературы, биологии, экологии и т.д.

Дополняющая модель представляет реализацию национально-регионального компонента в ходе внеклассных и внешкольных мероприятий.

Основу этнокультурного образования, формирующего толерантность личности в полиэтнической среде, составляют гуманитарные дисциплины. Они представлены систематическими учебными курсами отечественной истории, этнической литературы, географии (например, «История Ставропольского края от древнейших времен до 1917 года»: Региональный учебник для общеобразоват. шк./ А.В.Найденко, И.М.Назарова, В.А.Колесников и др. - Ставрополь. СКИПКРО, 1996; «Частица Родины моей. Родина, война, человек»: Хрестоматия по литературе Ставрополья. - Выпуск2. - Ставрополь, Изд-во СГУ, 1999; Физическая география Ставропольского края: Учебник для 6-8 кл. общеобразоват. учреждений/Под ред. В.В.Савельевой, Н.С.Румыниной, Б.Л.Годзевича, В.А.Шальнева. - Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2003). Это реализация монопредметной модели введения национально-регионального компонента в содержание общего образования.

В образовательном процессе также находит применение модульная модель национально-регионального компонента. Отдельные темы, отражающие этнокультурное своеобразие, могут быть интегрированы в учебные дисциплины. Например: «Музыка» - «Народные песни славян и народов Кавказа»; «Русский язык» - «История и духовная культура казачества через призму языка. Фольклор жителей Ставропольского края»; «Литература» - «У.Х.Берсей - писатель-баснописец. Роль Ставропольской гимназии в развитии просветительской мысли северокавказских народов»; «Технология» - «Украшение костюма, резьба по дереву».

Формирование толерантности личности в полиэтнической среде реализуется в ходе изучения лицеистами специализированных курсов на выбор по темам: «Традиции и культура родного края», «История родного народа», «Национальное искусство», «Этнопедагогика», «Народные промыслы», «Художественно-прикладной труд», «Экология родного края» и др., а также интегрированных курсов: «Культура народов Северного

Кавказа», «Религиозная культура народов России», «История мировых религий».

Промежуточное положение между национальной и вненациональной образовательными подсистемами занимают география и биология. Эти предметы дают ученику знания о той стране, в которой он родился и живет, о ее климатических условиях и природных богатствах, промышленности и сельском хозяйстве, роли и месте в мировой экономике, проблемах экологии и т.д. география и биология формируют ту естественную мировоззренческую основу, без которой трудно себе представить прочное знание отечественной культуры. Эту цель реализуют курсы «Флора и фауна Северного Кавказа», «География Ставропольского края».

С целью гармонизации межэтнических отношений, создания нормальной социально-этнической и психологической атмосферы в образовательных учреждениях необходимо вовлекать воспитанников в многоплановые учебные и внеучебные виды деятельности.

Во-первых, в содержание предметов гуманитарного и общественного циклов внесены следующие изменения:

- расширение информации о жизни, культуре, традициях, быте народов мира;

- исследовательская деятельность учащихся в аспекте диалога культур;

- исключение материалов, унижающих другие нации и этносоциумы, оскорбляющих их достоинство, формирующих у детей негативное отношение к другому народу.

С этой целью используются следующие средства формирования толерантности личности в полиэтнической среде:

1. Встречи учащихся с иными культурами в специально подготовленной, педагогизированной среде.

Организовать встречи школьников с иными культурами можно двумя разными, относительно самостоятельными, но взаимодополняющими путями:

- использование в педагогической практике ситуаций непосредственных встреч ребенка с представителями иных культур, организуемых во время самодеятельных туристско-краеведческих экспедиций;

- встречи школьников с иными культурами могут быть смоделированы педагогом в специальных игровых ситуациях, где уже сами подростки берут на себя роли представителей различных культур и, стараясь удерживать свою новую культурную позицию (что, конечно, требует от них основательной подготовки к игре), вступают в предусмотренный игровым сценарием «межкультурный» диалог по каким-либо проблемам.

Подобные игровые ситуации можно организовать в рамках обычных школьных занятий. Большим потенциалом здесь обладают уроки истории, обществознания. Литературы, мировой художественной культуры, иностранного языка, географии, а также факультативы и кружки гуманитарной направленности и классные часы.

2. Организация проблематизации отношений воспитанника к представителям иных культур. Проблематизация - это искусственно создаваемая для воспитанников проблемная ситуация, направленная на выявление возможных противоречий в их отношении к иным культурам, позволяющая им обнаружить и преодолеть собственные стереотипы, предрассудки, которые ранее, быть может, и не осознавались ими.

Например, можно выйти на проблему этнических стереотипов в оценке людей или организовать ситуацию, в которой ученики оказываются в позиции этнического меньшинства.

3. Организация проблемных дискуссий. Здесь речь идет о межличностном общении по той или иной проблеме полиэтнического общества. Это общение позволяет подростку соотнести собственное отношение к иным культурам со взглядами и мнениями сверстников, иногда способствует коррекции этих отношений, так как мнение сверстников, очень весомое для детей подросткового возраста, может стать источником изменения их собственных взглядов.

Примерные темы дискуссий, которые так же, как и игровые занятия, могут быть встроены в учебный процесс: «Понятие «национальная принадлежность» - необходимо ли оно в современном мире?»; «Для кого написан учебник истории Отечества?».

Дискуссия по теме «Понятие «национальная принадлежность» - необходимо ли оно в современном мире?» может разворачиваться вокруг таких вопросов: 1) Насколько важно это понятие для современного человека? 2) Как вы ответите на этот вопрос, если мы будем говорить о чувстве национальной принадлежности национальных меньшинств и чувстве национальной принадлежности доминирующей национальности? 3) Для кого из них это чувство будет наиболее значимым и почему? 4) Существует ли граница между национальной гордостью и национализмом и насколько она прочна в реальной жизни? 5) Всегда ли верны национальные стереотипы? 6) Кто должен определять национальную принадлежность и что вы думаете о смешанных семьях?

4. Организация процесса рефлексии воспитанниками своего отношения к представителям иных культур. Формирующаяся в проблемных дискуссиях со сверстниками, в организуемых педагогом проблемных ситуациях, в межкультурных диалогах позиция ребенка в отношении представителей иных культур должна быть осмыслена им. Рефлексия позволяет подростку оформить свою собственную позиция в сфере межкультурных отношений, открывает перед ним перспективу сделать эту позицию предметом осознанного и целенаправленного преобразования, то есть заняться самовоспитанием.

Активизировать процесс рефлексии можно, во-первых, используя устные формы: инициируемые вопросами педагога свободные высказывания детей по итогам какого-либо занятия, отражающие их впечатления, переживания, мнения (например: «После занятия ваше первоначальное мнение по данной проблеме: утвердилось, немного изменилось, полностью поменялось? Что этому способствовало?»), или выступления по предложенному педагогом образцу (например: завершите начатую фразу: «Люди, не принадлежащие моей культуре, на мой взгляд...»).

Письменные формы рефлексии предполагают большую искренность воспитанников. Это написание небольших сочинений-размышлений, выступающих в качестве подведения итогов тех или иных педагогических событий. Воспитанникам могут быть предложены следующие темы: «Как, на ваш взгляд, нужно преподавать историю в классах, в которых обучаются представители разных национальностей и религий?»; «Должно ли государство придерживаться концепции культурного плюрализма?».

Необходимо также оказание помощи учащимся в овладении ими умения критически мыслить, вести диалог, анализировать свою и чужие точки зрения. Это позволит ребенку научиться оценивать обоснованность и достоверность тех или иных суждений, договариваться и находить компромиссные решения, преодолеть боязнь того, что его точка зрения не совпадет с мнением сверстников или педагога.

Для решения этой задачи можно организовывать специальные тренинги, способствующие развитию указанных умений.

Во-вторых, целесообразно организовывать уроки или недели мира и дружбы, на которых дети приобщаются к идеям добра и взаимной приязни независимо от национальности. К таким мероприятиям можно отнести следующие:

- празднование памятных дат исторического значения, юбилеев выдающихся деятелей культуры, литературы, науки и народных героев;

- проведение фестивалей, олимпиад, выставок по этнической культуре, соревнований по национальным видам спорта и играм;

- проведение фольклорных концертов, вечеров и театрализованных представлений;

- организация конкурсов на лучшее приготовление национальных блюд;

- встречи с историками, этнографами, представителями различных этнических диаспор, участие в дискуссиях;

- выпуск информационных бюллетеней, тематических газет;

- экскурсии этнокультурного содержания;

- налаживание связей с общественными и государственными организациями, занимающимися проблемами межкультурного общения;

проведение народных праздников и т.д.

В-третьих, в учебных планах и программах художественно-эстетического цикла необходимо предусмотреть:

- знакомство детей с народными промыслами, декоративно-прикладными видами искусства, творчеством национальных художников и музыкантов;

- исполнение народных песен и танцев;

- посещение тематических (этнографических) выставок, музеев и др.

В-четвертых, практическое обучение, ориентированное на преодоление трудностей в коммуникативных и иных формах взаимодействия с членами различных этнических общностей, и повышение межкультурной сензитивности призваны обеспечить тренинги, культурный ассимилятор, деловые и ролевые игры, проектная деятельность учащихся.

Таким образом, в содержании образования просматриваются два подхода. Один из них исходит из понимания школы, в которой имеются автономные блоки, включающие сумму этнокультурных знаний о том или ином народе. Подобное образовательное учреждение рассматривается как средство трансляции духовных ценностей родной культуры, формирования национального характера и самосознания. Другой подход предлагает организовать деятельность полиэтнической школы как движение воспитанника - носителя родной культуры - к культуре российской и мировой.

 

АВТОР: Черникова И.С.