11.02.2012 2600

Условия деятельности учебно-производственного комбината по формированию экологической культуры

 

В современном мировом сообществе пришли к пониманию того, что от качества образования зависят перспективы развития общества. Категория «качество» - в равной степени категория и организационная, и технологическая, и психологическая, и нравственная. Постановленные перед современным образованием задачи могут быть решены в процессе дальнейшего совершенствования содержания, методов и форм организации учебной деятельности, в процессе которой школьник должен овладеть определённой суммой знаний и приобрести умения самостоятельного учебного труда, проявляя при этом познавательный интерес и активность.

Деятельность учебно-производственного комбината, которая носит творческий преобразовательный характер, опирается на следующие стратегии деятельности: технологическую культуру, технологическую этику и технологическое мышление. Под технологическим мышлением нами подразумевается способность индивида разумно создавать и использовать различные технологические системы. Технологическая этика - это способность к адекватной оценке различных объектов, явлений и процессов с точки зрения морали, и нравственности. Под технологической культурой мы понимаем совокупность норм и правил, которые должны быть усвоены учащимися в процессе освоения образовательной области «Технология».

Исследования психологов и педагогов показывают, что отсутствие успехов в учёбе во многом обусловлено применением непродуктивных способов учебной работы. Умение учиться - это результат большой совместной работы учителя и учащихся, в котором далеко не последнюю роль играют содержание изучаемого материала, его объём, уровень сложности, методы и формы его изучения.

Стремление научить человека учиться, возникшее ещё у К. Д. Ушинского, максимально развивать свои способности - это именно то, что является не поднятой целиной в системе образования. Формула «знать всё о немногом и немного обо всём», получившая своё распространение в 60-80-х годах прошлого столетия, сменилось новой формулой «знать о сущности всего, чтобы познать новую сущность». Познать сущность при нынешнем разнообразии дисциплин и информации - вот цель современного школьника.

А. Я.Савельев отмечает, что основное противоречие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидуумом. Он считает, что это противоречие заставляет педагогическую теорию отказаться от абсолютного образовательного идеала (всесторонне развитой личности) и перейти к новому идеалу - максимальному развитию способностей человека к саморегуляции.

Преподаватели находятся в вечном поиске, потому что, с одной стороны, меняются ученики и их подготовка, а с другой - преподавателям свойственно стремление дать больше знаний, чтобы лучше выполнить свою задачу - воспитание и развитие школьников. Организация воспитательно-образовательного процесса прежде всего зависит от умения преподавателя наладить взаимоотношения с классным коллективом. Если качество психологического климата будет низким, то усвоение учебного материала будет проходить с трудом, при этом неприятностей и стрессов вряд ли удастся избежать. Н.В.Басова отмечает, что добиться оптимального процесса можно только при выполнении таких принципов, как:

- Системность, предполагающая всестороннее, взаимосвязанное развитие всех частей, компонентов процесса;

- Конкретность, предусматривающая максимальность в достижении поставленных целей не вообще, а для реальных условий;

- Мера, не допускающая гипертрофированного развития одного компонента в ущерб другим.

Мы считаем, что формирование экологической культуры в условиях учебно-производственного комбината должно протекать с учетом всех трех принципов. Для большинства исследований, проводимых в учреждениях образовательной сферы, характерно выделение в содержании и организации процесса воспитания доминанты. Е. Степанов считает что доминанта - это направление совместной деятельности детей и взрослых, на основе которой формируется индивидуальность образовательного учреждения.

Такой доминантой в учебно-производственном комбинате является трудовая деятельность учащихся, связанная с овладением специальными знаниями, умениями и навыкам, свойственными конкретным профессиям. Это не значит, что данному учреждению присущ монодеятельный характер, потому что для каждого отдельного ученика создаются условия для выбора и пробы сил в различных видах профессиональной деятельности, развитие его склонностей, способностей, реализации его творческих идей в жизни. Выделение доминирующего начала позволяет создать благоприятный климат для формирования экологической культуры.

Эффективность приобщения к экологической культуре в процессе трудовой деятельности и общения школьников имеет прямую зависимость от постановки структуры, содержания и организации воспитательно-образовательного процесса. Сложность заключается в том, что формирование экологической культуры - процесс двух плановый. С одной стороны общество определяет цели, содержания, формы и его формирования. С другой стороны, родители, преподаватели, взрослые как индивидуальности. Здесь можно наблюдать противоречивые явления, которые могут оказать как позитивный, так и негативный эффект. Очень часто рождение чего-то нового сопровождается значительной долей консерватизма во взглядах на цели, задачи, методы формирования экологической культуры.

Эффективное формирование экологической культуры предполагает тщательный подход к выбору образовательно-организационной модели. В.С.Лазарев выделяет пять образовательно-организационных моделей, которые определяют границы пространства, внутри которого могут быть размещены различные варианты образовательно-организационного развития:

- поточно-отборочно-сегментная;

- постановочно-линейная с горизонтальной консультационной структурой;

- коллегиальная «смешанных способностей»;

- интегративно-матричная;

- инновационно-модульная.

Формирование экологической культуры школьников наиболее эффективно может осуществляться на наш взгляд с использованием интегративно-матричной и инновационно-модульной модели. В интегративно-матричной модели основу составляет усиленное внимание к управлению школьниками в сочетании с индивидуальным подходом к их развитию, осознанию своей позиции в обществе и самостоятельности. Содержание учебных курсов и их организация зависят от стадии развития школьников в конкретный момент. Инновационно-модульная модель предполагает работу в постоянных небольших группах школьников (до 10 человек), где социальные процессы, протекающие в них, становятся частью учебной работы, а объем и содержание учебного материала строго не определены и могут корректироваться как по усмотрению педагогов, так и самих школьников.

Однако работа в подобных моделях сопряжена с некоторыми трудностями, потому что наша образовательная система не адаптирована к данным моделям. Ей свойственна постановочно-линейная с горизонтальной консультационной структурой, где директор и его заместители осуществляют координацию работы всей школы, несут ответственность за образовательную политику, а учителя дополнительно осуществляют ведение внеклассной работы и принимают участие в работе методических объединений. Школьники объединяются в группы с разными способностями и изучают определенный набор предметов в строгом соответствии с учебной программой. Здесь формирование экологической культуры интегрируется в уже имеющуюся организацию воспитательно-образовательного процесса в строго ограниченных учебной программой рамках.

В настоящее время сфера образования насыщена различными новообразованиями. Активно разрабатывается целый ряд подходов к обучению и воспитанию, где значительное место уделяется моделированию и проведению учебных занятий на основе интеграционного подхода. Интегрированные уроки, по мнению многих преподавателей, приносят дух творчества, надолго остаются в памяти учащихся. Интеграция экологической культуры в воспитательно-образовательный процесс учебно-производственного комбината предполагает выработку единой «стратегии» педагогической деятельности, согласованности учебных планов и программ, моделирования уроков с учетом этой «стратегии». Цель процесса формирования экологической культуры заключается в формировании у школьников сознания своей ответственности за состояние окружающей среды. Они должны проявлять инициативу, участвовать в природоохранной деятельности на местном, региональном и глобальном уровнях. Бережное отношение к природе необходимо воспитывать как черту нравственную. Оно должно строится на понимании того, что в основе существования жизни на Земле лежат сложные процессы, где ведущая роль отводится совокупной деятельности всех живых организмов. Общее состояние биосферы зависит от жизнедеятельности человека как одного из элементов глобальной экосистемы.

Интеграцию экологической культуры в воспитательно-образовательный процесс в условиях учебно-производственного комбината по нашему мнению необходимо осуществлять следующим образом. Центральное место занимает экологическая культура. Она тесно соприкасается с тремя блоками (обучение, развитие, воспитание), вплетаясь в их сущность, занимает главенствующее место. Основа в форме трудовой деятельности учащихся позволяет осуществлять решение поставленных нами задач.

Первый блок (обучение) предполагает организацию учебной деятельности в оптимальном для продуктивной умственной деятельности режиме, усвоение готовых знаний, умений и навыков, а так же стимуляцию познавательной деятельности школьников. Второй блок (воспитание) имеет цель - гармоничное развитие личности ученика, его самоактуализация и самореализация, оказание помощи и психологической поддержки в выборе будущей профессии.

Третий блок (развитие) - направлен на развитие психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление, речь), которые являются компонентами человеческой деятельности в любой сфере, в том числе и природоохранной.

Экологическая культура - это часть общей культуры человека, относящаяся к числу наиболее важных задач, лежащих в сфере трудового обучения школьников. Еще П.П.Блонский развивал мысль о том, что в отличие от других живых существ человек имеет дело с орудиями труда, техникой. Он считает, что человек овладевший новым, более совершенным орудием труда, по своему, уже иной, более развитый человек.

Трудовая деятельность учащихся - это явление как психическое, относящееся к воспитательно-образовательному процессу, так и продукт мыслительной деятельности учащихся, связанный с решением учебно-познавательных задач, направленных на преобразование окружающей действительности. Актуализированный в процессе этой деятельности знания и умения раскрывают новые свойства предметов и явлений, их взаимосвязи, в результате чего процесс познания переходит на иной, более высокий уровень. Таким образом, учение превращается в процесс развития и углубления собственного опыта ученика.

Трудовая деятельность школьников, совершаемая ими в соответствии с имеющимся багажом знаний и умений, способностями, понимается нами как индивидуальный подлежащий только управлению и организации со стороны педагога процесс учебно-познавательной деятельности. Как отмечает А.В.Купавцев, многочисленные попытки унифицировать живой процесс учебно-познавательной деятельности учащихся, предпринимавшиеся в разное время не получили общего признания, так как выхолащивали индивидуальность деятельности учения. Он считает, что деятельность относится к тем явлениям педагогической действительности, которые привлекают к себе всеобщее внимание, перспективны, но сложны и нелегко поддаются теоретическому анализу.

В процессе интеграции экологической культуры в воспитательно-образовательный процесс в условиях учебно-производственного комбината мы старались преодолеть разрыв между реальными производственными и учебными задачами. А.Н.Леонтьев рассматривает задачу как ситуацию, требующую от субъекта некоторого действия. В.В.Лихолетов обращает внимание на тот факт, что, не смотря на их глобальную общность, между ними «зияет» пропасть, созданная как словесным оформлением, так и методиками, и технологиями решения. Мы полностью согласны с его мнением о том, что традиционные учебные задачи абстрактны и не обеспечивают благоприятного эмоционального фона и положительной мотивации обучающихся в процессе их решения.

Формирование экологической культуры в условиях учебно-производственного комбината должно протекать в два этапа. Цель первого этапа состоит в формировании позитивного эмоционально-ценностного отношения к природе. Он соответствует общетрудовому и профильному уровням обучения (7-9 класс). На данном этапе мы считаем необходимым применение методик, сходных с методиками В.Вланка, М.Липмана, Т.Сайзера. Центральное место, согласно данным нашего исследования, отводится таким методам и формам, как беседа, игра, доклад и реферат, экскурсии, просмотр фильмов соответствующего содержания. Они, по нашему мнению, позволяют наиболее успешно реализовать поставленную перед учебно-производственным комбинатом задачу первого этапа формирования экологической культуры.

Особое внимание уделяется работе со сборником, состоящим из небольших рассказов на экологическую тему, с последующим обсуждением по предложенным нами вопросам, в ходе которого школьники выявляют причинно-следственные связи между состоянием природы и характером деятельности человека, учатся применять различные способы рассуждения. Это побуждает их находить источники новой информации, самостоятельно изучать их и на этой основе получать достоверные знания о состоянии окружающей среды, формировать положительный эмоциональный настрой по отношению к природе. Главная цель этих рассказов - еще раз обратить внимание учащихся на состояние, в котором она находится, на ее ценность как источника жизни и красоты.

Второй этап имеет своей целью формирование потребности в деятельности по преобразованию, сохранению и восстановлению окружающей среды. Он соответствует профессиональному этапу обучения школьников в учебно-производственном комбинате (10 - 11 классы). На данном этапе основное внимание уделяется личностно-деятельностному подходу. Забота о безопасности и процветании окружающей среды для учащихся приобретает глубоко личный характер. Индивидуальный и социальный элементы педагогического процесса, являясь по своей сути различными, здесь дополняют друг друга, создавая одно гармоничное целое.

Ценность того или иного работника определяется не только профессиональными значениями и умениями, но и рядом других качеств, среди которых культура труда и экологическая культура играют далеко не последнюю роль. Подготовка учащихся к труду в определённой сфере производства должна быть пронизана экологической этикой. И если на первом этапе процесса формирования экологической культуры заключается в выработке позитивного отношения к природе, то второй - это становление активной позиции каждого школьника и ее выражения в действиях согласно будущей профессиональной деятельности, формирование экологической морали современного человека. Завершается формирование экологической культуры в учебно-производственном комбинате изучением спецкурса «Производство и окружающая среда». При этом обучение определенному виду профессиональной деятельности неразрывно связано с формированием экологической культуры. Ученье, упражнения и труд должны привести не только к определенному набору знаний и умений, но и к созданию истиной гармонии человека с природой на его рабочем месте.

Поэтому моделирование каждого отдельного урока должно проходить с учетом следующих факторов:

- Духовно-нравственная направленность;

- Создание атмосферы сотрудничества;

- Использование содержания обучения в целях формирования экологической культуры.

В учебно-производственном комбинате действует многопредметная система формирования экологической культуры, которая осуществляется параллельно с изучением ряда дисциплин. Ее формирование основано на интеграции разных учебных дисциплин - биологии, экологии, медицины, технологии, физики, химии, информатики и ряда других предметов. Следует обратить внимание на тот факт, что в процессе формирования экологической культуры нет оценки знаний и умений, учащихся в традиционном для российской школы понимании. Она выступает как показатель степени и тенденции развития, как условная мера экологической культуры.

Исходя из этого, можно выделить ряд особенностей деятельности учебно-производственного комбината по формированию экологической культуры:

- В процессе работы рассматриваются разные аспекты проблемы охраны и рационального использования ресурсов окружающей среды в комплексе;

- Большое внимание уделяется формированию моральной ответственности человека по отношению к окружающему миру;

- Обеспечивается оптимальный уровень взаимоотношений в системе «ученик - учитель», что является важным моментом воспитательно-образовательного процесса;

- Выявляются идеи оптимизации окружающей среды. Неоднозначность изучаемой проблемы побуждает нас обратиться к исследованию содержательного компонента воспитательной деятельности, проводимой в учебно-производственном комбинате, потому что организация деятельности по формированию экологической культуры школьников в своей основе опирается именно на содержание изучаемого в учебно-производственном комбинате материала.

Результаты теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы позволили нам дать структурно-содержательную характеристику деятельности по формированию экологической культуры как педагогически организованного явления, придерживаясь ряда подходов:

- Аксилогический подход рассматривает человека как высшую ценность общества - это одна из основных задач экологического воспитания;

- Культурологический подход способствует развитию личности в гармонии с общечеловеческой культурой и сориентирован на повышение экологической культуры, формирование у школьников личностного отношения к миру и природе;

- Информационно-познавательный подход подчиняет экологическое образование развитию как высшей цели, дает представление о единой картине мира природы;

- Личностно-ориентированный подход основан на сотрудничестве и взаимопомощи, для экологического восприятия важен такой аспект, как познание через ощущение и переживания, он направлен на становление активной позиции личности в отношении экологических проблем;

- Деятельностный подход позволяет реализовать через разработку и выполнение творческих проектов интегрированные знания и умения.

При определении содержания процесса формирования экологической культуры в условиях учебно-производственного комбината мы ориентировались на общественные ценности.

Мы считаем, что курс «Производство и окружающая среда», изучаемый школьниками в условиях учебно-производственного комбината, необходимо начинать с обсуждения глобальных проблем человечества, постепенно переходя на конкретные отрасли промышленности и сельского хозяйства, больше времени уделять природоохранной деятельности своего региона. Предложенный нами вариант данного спецкурса должен изучаться учащимися 11 класса учебно-производственного комбината в течение 17 часов, то есть на освоение этого предмета должно отводиться не менее полугодия. Изучению этого курса предшествует активная работа с школьниками 7-10 классах по формированию положительного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде в процессе изучения таких дисциплин, как технология ручной и машинной обработки конструкционных материалов, элементы машиноведения, технология обработки ткани и пищевых продуктов, культура дома, творческий проект.

Цель проектирования - способствовать формированию системы обще трудовых, интеллектуальных знаний и умений, которые должны реализоваться в конечном продукте с учётом его технических возможностей, а именно экологической и социальной целесообразности. Учащиеся при выполнении проекта самостоятельно пытаются решить проблему утилизации отходов, экологической безопасности изделия при его эксплуатации, выявить пути дальнейшей модернизации с учетом экологических требований, предъявляемых к данному виду продукции.

Не менее интересен в этом плане «Технология обработки конструкционных материалов» уделяет немало внимания вопросам изучения свойств древесины, металла, пластмассы и их безопасности для жизни человека, а так же проблемам экологической безопасности их изготовления, утилизации отходов, вторичному использованию сырья, безотходным технологиям. Основная цель изучения а «Элементы машиноведения» -дать школьникам знания об устройстве и функционировании машин и механизмов бытового назначения. Здесь освещаются вопросы по эксплуатации, чистки и смазки, химического и физического загрязнения окружающей среды. Содержательный компонент таких разделов, как «Культура дома», «Технология обработки пищевых продуктов» традиционно предполагает изучение широкого круга вопросов использования экологически чистых продуктов, наличия в них консервантов и канцерогенов, безопасных материалов и инструментов для дома.

В 10-11 классах, в процессе профессиональной подготовки, идёт формирование экологической культуры в контексте выбранной специальности, где школьники овладевают умениями и навыками экологически культурного поведения непосредственно на рабочем месте, сравнивая полученные раннее теоретические знания с реальным применением на практике.

Процесс формирования экологической культуры в условиях учебно-производственного комбината складывается из двух взаимосвязанных элементов: деятельности педагога и деятельности школьников. При этом должно обеспечиваться единство обучения и воспитания, в ходе которого школьники должны усвоить необходимый объем знаний, приобрести определенные умения и навыки, усвоить нормы и правила поведение по отношению к изучаемой технике, трудовым процессам, объектам труда, людям и окружающей среде.

Формирование экологической культуры школьников необходимо осуществлять с помощью различных методов и организационных форм. Вопросы методики трудового обучения подробно рассматриваются в работах П.Р.Атутова, А.Г.Дубова, Ю.А.Лобейко, А.С.Лында, Л.В.Мельниковой, Л.В.Осиповой, А.Пашкова, Н.С.Пряжникова, А.М.Саховского, Т.Б.Фридмана и других исследователей. Под методами обучения мы понимаем способы работы преподавателя и руководимых им школьников, направленных на усвоение знаний, умений и навыков, развитие познавательных способностей и творческой активности, формирование их мировоззрения и моральных качеств.

Учебно-производственный комбинат имеет некоторые особенности в организации процесса обучения и воспитания школьников, которые предполагают:

- Решение задач (технических, технологических, экономических, экологических и т. п.);

- Выполнение лабораторно-практических и производственных работ, характерных для освоения общетрудовых и специальных профессиональных умений и навыков;

- Проведение экспериментов (сельскохозяйственные опыты и др.);

- Работу с технической документацией (чтение, составление и применение схем, чертежей, технологических карт и др.);

- Работу с научно-технической литературой (справочники, специальная литература по технике и т. п.);

- Профессиональные пробы;

- Производственную практику на предприятиях и в учреждениях.

В процессе обучения и воспитания школьников в учебно-производственном комбинате в основном используются следующие методы:

- устное изложение учебного материала (лекция, рассказ);

- беседа (для актуализации уже имеющихся знаний и сообщения новых);

- учебная демонстрация (показ образцов материалов, механизмов, машин, технической документации, диафильмов, видеофильмов и так далее);

- методы контроля знаний и умений школьников (устный опрос, письменная работа, тест и другие);

- самостоятельное освоение учебного материала;

- нетрадиционные методы (дискуссия, игра и другие).

Формы организации учебной работы в условиях учебно-производственного комбината определяются составом школьников, местом и временем занятий, видом их деятельности и способом руководства ими со стороны преподавателя или мастера производственного обучения. В трудовом и профессиональном обучении основными являются следующие организационные формы:

- урок (в мастерской, кабинете, лаборатории или на производстве);

- практикум (лабораторно-практические и производственные работы);

- экскурсия (на предприятие, в учреждение и т. д.);

- производственная практика;

- зачет;

- экзамен.

Формирование экологической культуры в условиях учебно-производственного комбината находится в прямой зависимости от выбора преподавателями и мастерами производственного обучения методов, форм и средств обучения школьников. Эффективность формирования экологической культуры можно наглядно изобразить, построив своеобразную «пирамиду». Здесь явно прослеживается тенденция преобладания нетрадиционных методов и форм обучения над традиционным. Наибольший эффект дает использование таких демонстрационных средств, как просмотр видеофильмов и телепередач, в сочетании с проведением экскурсий, экспериментов, нетрадиционных форм проведения уроков с элементами проблемного обучения. По данным исследований, ученики помнят только 20% услышанного, 30% увиденного, 50% услышанного и уведенного, 70% того, в чем они сами принимали активное участие.

В зависимость от целей, задач и характера выполняемых учебных работ в трудовом и профессиональном обучении принято различать фронтальную, звеньевую (бригадную) и индивидуальную форму работы. Фронтальная форма предполагает выполнение школьниками одинаковой по содержанию работы теоретического или практического характера.

Примером такой формы организации учебной работы может служить такой урок, на котором все школьники осваивают выполнение одной и той же трудовой операции, например, выполнение запошивочного шва на швейной машине или приемы обработки картофеля и т.д. Звеньевая или бригадная форма работы предусматривает одновременное выполнение различных по содержанию заданий относящихся к одному и тому же у программы. Она характерна для выполнения лабораторно - практических работ, экскурсий, производственной практики. Индивидуальная форма обучения школьников применяется в основном в процессе производственной практики, при выполнении лабораторно-практических работ повышенной сложности, творческом проектировании. Она отличается тем, что поставленные перед школьниками учебные задания требуют использования различного оборудования и существенно отличаются по содержанию и способам выполнения.

Нередко преподаватели применяют фронтальную, звеньевую и индивидуальную формы работы в сочетании, что позволяет добиваться наиболее высоких результатов. Следует отметить, что формирование экологической культуры возможно на разных уровнях самостоятельности и творчества. Здесь главное - это выбрать оптимальный уровень управления учением, выдержав при этом соотношение: больше мера управления - ниже уровень самостоятельности, меньше мера управления - выше уровень самостоятельности. Следует обратить внимание на тот факт, что под оптимизацией процесса обучения и воспитания школьников мы понимаем совокупность форм и методов работы, которые позволяют педагогу получить высокие результаты работы без перегрузки школьников и самого педагога за определенный срок обучения в соответствии с поставленными целями и задачами. Самостоятельная работа школьников в условиях учебно-производственного комбината имеет первостепенное значение в процессе формирования экологической культуры, поскольку выполнение заданий такого характера преследует несколько целей: усвоение знаний, формирование умений и навыков, развитие мыслительной и двигательной активности. Она должна способствовать усвоению школьниками алгоритма деятельности для достижения определенной цели, который, в самом общем виде, можно отобразить следующим образом:

- получение задания;

- осмысление цели предстоящей деятельности;

- планирование деятельности;

- выполнение задания и его корректировка;

- анализ полученных результатов.

В условиях учебно-производственного комбината самостоятельная работа школьников в основном заключается в решении технических и технологических задач, направленных на развитие конструкторских способностей, творческого отношения к труду, изготовления изделий, приборов и инструментов. Все это имеет необычайно широкие возможности для формирования нравственных качеств школьников, их мировоззрения и экологической культуры в том числе, потому что последствия внедрения продукта труда наблюдаются реально в жизни, а не абстрактно. В организации процесса формирования экологической культуры в условиях учебно-производственного комбината следует особо обратить внимание на следующие моменты:

Необходимо уделять достаточно серьёзное внимание планированию процесса формирования экологической культуры, методическому и материально техническому оснащению;

Эффективность формирования экологической культуры во многом зависит от грамотного анализа результатов с последующей корректировкой плана работы, которая должна проводится ежегодно;

Необходимо сочетать коллективные формы работы с индивидуальными.

Мы придерживаемся точки зрения Л.Кузнецовой о том, что каждое новое умение - это не просто сноровка, богатство физических навыков: это еще и новый шаг в умственном развитии. Она считает, что важно преодолеть антагонизм знания и дела, теоретического и практического разума, разделения людей на теоретиков и практиков, на действующих и мыслящих. Наиболее интенсивно идет развитие, когда работа ума и чувств сопровождает практическую деятельность ребенка опредмечивается в его собственных действиях, рисунках, конструкциях, подделках. В этих действиях слиты воедино мысль, чувство и практическая деятельность.

И все же не следует забывать, что основная цель всего учебного процесса дать не только знания, но и сформировать с их помощью мировоззрение школьников, научить их учиться, пользоваться той многоликой, рассматривающей различные точки зрения информацией. Учебно-производственный комбинат имеет достаточно хороший уровень оснащенности в методическом и материально-техническом плане, обладает инженерно-педагогическими кадрами высокой квалификации, что позволяет эффективно внедрять экологическую культуру в воспитательно-образовательный процесс без ущерба для его основной деятельности. В своем исследовании мы придерживались точки зрения Т.А.Урсул о том, что существующие знания, как и вся человеческая культура в целом, привели к глобально-цивилизационному кризису, то вряд ли будущие поколения нуждаются в таких знаниях и культуре: ведь это не способствует их выживанию. Следовательно, в целях предупреждения подобных негативных тенденций формирование экологической культуры должно проходить в контексте утверждения идеала созидания.

 

АВТОР: Чикильдина Н.А.