12.02.2012 40029

Компетенции бухгалтера как результат профессионального развития личности

 

В определении педагогической технологии говорится о намеченных измеряемых результатах в виде заданных параметров профессионально-образовательного развития личности. В качестве указанных параметров мы рассматриваем профессиональные и надпрофессиональные компетенции, формирование которых даст выпускникам возможность адаптироваться на рабочем месте и определит направления их саморазвития в будущей профессиональной деятельности.

И.П. Смирнов в работе «Человек-образование-профессия-личность» отмечает, что в современной ситуации, когда довольно сложно со всей определенностью предусмотреть условия профессионального труда или конкретные требования к будущему специалисту, необходимо формирование квалификаций, способных стать устойчивой основой будущих потребностей. Подчеркивается, что в условиях неопределенности нужно «...выбирать в качестве приоритетных такие учебные элементы, которые играли бы ключевую и транслирующую роль в профессиональном образовании. Такие поливалентные учебные элементы пригодны в профессиональной деятельности в течение длительного времени и обычно называются ключевыми квалификациями (навыками, умениями)».

Понятия «компетенция», «компетентность», «компетентностный подход» получили широкое распространение в российской педагогике в связи с дискуссиями о проблемах модернизации российского образования, обусловленных социально-экономическими переменами, происходящими в обществе, необходимостью интеграции в европейское и мировое образовательное сообщество, обязательствами о присоединении к базовым принципам организации единого европейского образовательного пространства, взятые нашей страной в рамках Болонского и Копенгагенского процессов.

В настоящее время понятие «компетентность» относится к числу ключевых понятий, детерминирующих содержание и технологию процесса обучения и определяющих показатели качества подготовки выпускников образовательных учреждений НПО и СПО.

Компетентностный подход в образовании можно определить как совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. Компетентностный подход реализован в действующих государственных образовательных стандартах НПО второго поколения, в которые, помимо квалификационных требований, характеризующих профессию и регламентирующих сроки и формы обучения, а также направленность и содержательные параметры профессиональной деятельности работника, включены надпрофессиональные (ключевые) и профессиональные компетенции, которыми должен обладать выпускник. Этот подход лежит также в основе проектирования ГОС НПО и ГОС СПО нового поколения, но в несколько иной терминологии и структуре.

Уточним значение терминов «компетентность» и «компетенции», опираясь на различные точки зрения, приведенные в многочисленных публикациях и исследованиях по этой проблеме.

Прежде всего, приведем значение компетентности, данное в словаре иностранных слов, - обладание знаниями, позволяющее судить о чем-либо, высказывать веское, авторитетное мнение; обладание компетенцией. Соответственно, компетентный - знающий, сведущий в определенной области, имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо; обладающий компетенцией. Заметим, что в словаре синонимов русского языка термины компетентность, компетентный приравниваются соответственно к словам осведомленность, осведомленный, а последнее, в свою очередь, соотносится со сведущий, знающий, грамотный.

С позиции психологической науки профессиональная компетентность понимается как способность и готовность специалиста к реализации приобретенных знаний, умений, навыков, опыта в реальной профессиональной деятельности.

Компетентность понимается не только как некий внешний уровень умений и знаний специалиста, но и как система знаний, умений, навыков, способностей, обеспечивающих продуктивную реализацию алгоритма деятельности, как сложная интегральная характеристика, имеющая наряду с внешними параметрами (качество полученного продукта деятельности специалиста), систему внутренних, психологических параметров профессиональной деятельности.

Понятие «компетентность» соотносится с понятием «профессионализм», определяемым как степень и мера совершенства, которых достигает человек в своей деятельности, поднимаясь на высшую ступеньку мастерства и делясь им, причем компетентность по смыслу считается более узким понятием, чем профессионализм. Компетентность как деятельностная характеристика раскрывает степень проявления профессионализма и выступает одновременно не только как условие эффективной трудовой деятельности, но и как личностно-нравственная категория, корректирующая профессиональный рост. Мы разделяем точку зрения, что «профессионализм - форма самоопределения индивида через трудовую деятельность, когда он освобождается от чувства несвободы в труде».

В широком аспекте компетентность рассматривается учеными как готовность (подготовленность) человека к выполнению социальных ролей: работника (технологическая компетентность); члена общества (социальная компетентность); учащегося (самообразовательная компетентность); гражданина (гражданская компетентность).

Компетентность может быть реализована специалистом в том случае, если он имеет возможность и способность рефлексивно использовать свой инновационный потенциал, вариативно изменять или адаптировать сформированные ранее умения и навыки под новое содержание или способы профессиональной деятельности. Например, выпускник среднего профессионального учебного заведения, получивший квалификацию бухгалтер, владеющий навыками составления бухгалтерских записей, может легко адаптироваться к новой, появившейся в связи развитием науки и техники, автоматизированной форме ведения бухгалтерского учета, то есть сформированные ранее умения составления бухгалтерских проводок могут быть адаптированы под новые способы профессиональной деятельности. То же самое можно сказать о содержании профессиональной деятельности. Компетентность специалистов по бухгалтерскому учету может быть реализована, например, при переходе предприятий от одного плана счетов к другому или при переходе специалиста из одной области деятельности (ведение бухгалтерского учета в коммерческих предприятиях) к другому (ведению учета в бюджетных учреждениях).

Е.А. Царькова рассматривает компетентность работника как «трехкомпонентную индивидуальную характеристику человека, в которой присутствуют:

- деятельностный компонент, обусловленный наличием определенных реализующих факторов и представляющий собой устойчивую способность к продуктивной деятельности со знанием дела с точки зрения конкретных жизненных ситуаций;

- образовательный компонент, определяющий постоянное развитие, гибкость и динамичность знаний, умений и навыков, составляющих основу компетентности;

- личностный компонент, обеспечиваемый за счет ряда свойств, имеющих в основном непрофессиональный характер».

Виды компетентности человека приведены в систематизации А.К. Марковой:

- специальная профессиональная компетентность;

- социальная компетентность;

- личностная компетентность;

- индивидуальная компетентность.

Нас интересует, прежде всего, профессиональная компетентность, которую можно определить как владение личности определенным набором профессиональных компетенций, включающее ценностное отношение к своей профессии.

Профессиональная компетентность понимается как: совокупность профессиональных умений человека как субъекта деятельности, его способность практического использования этих умений в профессиональной деятельности;

- форма исполнения профессиональной деятельности, обусловленная глубоким знанием свойств, преобразуемых предметов, свободным владением содержанием своего труда;

- уровень мастерства, которого достигает человек на пути профессионального становления;

- сочетание психических качеств, психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, обладание человеком способностью и умением выполнять трудовые функции.

Г.В. Безюлева определяет структуру профессиональной компетентности как состоящую из трех блоков: видов профессиональной деятельности; социально значимых качеств и профессионально важных качеств; профессиональной направленности личности.

Компетентность следует отличать от компетенции. В названном выше словаре иностранных слов компетенция трактуется как круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом; круг полномочий какого-либо органа или должностного лица. Заметим, что этот термин происходит от латинского слова competentia, что означает принадлежность по праву. (Вопрос в том, по какому праву - только должностному или еще и моральному, которое определяет сам человек по поводу возможности выносить свое мнение, судить о чем-либо, исходя не только из данных ему полномочий, но, прежде всего, из уровня своих знаний и опыта.) Компетенция раскрывается через способность человека реализовывать на практике свою компетентность; такая реализация компетентности происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности для решения теоретических и практических задач. То есть, компетенции представляют собой способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональных задач. - Кроме того, компетенции определяется как совокупность полномочий - прав и обязанностей.

Анализ исследований, посвященных рассматриваемой проблеме, позволяет выделить разные подходы к определению компетенций и их классификации.

Совет Европы называет ключевые (основные) компетенции, которые должны быть у нынешнего поколения выпускников в объединяющейся Европе:

- политические и социальные компетенции, такие как способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов;

- межкультурные компетенции, необходимые для того, чтобы контролировать и препятствовать проявлению расизма и развития нетолерантности: принятие различий, уважение других, способность жить с людьми других культур, языков и религий;

- компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией, которые особенно важны для работы и социальной жизни, с акцентом на то, что тем людям, которые не владеют ими, угрожает социальная изоляция;

- компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества. Владение ими, понимание их применения, слабых и сильных сторон, способность критической оценки информации, распространяемой рекламными и масс-медийными средствами относится к способности учиться на протяжении жизни как основе непрерывного обучения.

Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов и др. трактуют компетенцию как область деятельности, значимую для эффективной работы организации в целом, в которой индивидуум должен проявить определенные знания, умения, навыки, гибкие способности и профессионально важные качества личности. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Г.В. Безюлева выделяет функциональные (специальные) и ключевые компетенции. Функциональные компетенции представляют собой совокупность характеристик определенной профессиональной деятельности и отражают набор функций конкретного рабочего места (профессиональные компетенции). Под ключевыми (надпрофессиональными) указанный автор понимает компетенции, необходимые для жизни и успешной профессиональной деятельности. Ключевыми компетенциями должен обладать каждый работоспособный член общества, они могут применяться в различных жизненных ситуациях. Сам термин «ключевые компетенции» указывает на то, что они являются «ключом», основанием для других, более конкретных и предметно ориентированных. Предполагается, что ключевые компетенции носят надпрофессиональный характер и необходимы в любой области деятельности. Поэтому ключевые компетенции становятся универсальными.

И.В. Чаплыгина приводит следующее определение термина «компетенции»: «Компетенции - знания, умения, навыки и опыт, объективно помогающие выпускнику профессионального образовательного учреждения в решении какой-либо задачи, а также совокупность личностных качеств и способностей, необходимых для успешного овладения определенной деятельностью».

И.В. Чаплыгина относит к ключевым компетенциям не только надпрофессиональные, но и общепрофессиональные компетенции, исходя из особенностей общепрофессионального цикла обучения в среднем специальном учебном заведении.

По мнению В.И. Байденко, ключевые компетенции - «базовые навыки - это личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах в многообразных ситуациях работы и социальной жизни. Для индивида в условиях развитой рыночной экономики существует прямое соответствие между уровнем имеющихся базовых навыков и возможностью получения занятости».

С.А. Ефимова в своем исследовании оперирует понятием «профессиональные компетенции», которому дает следующее определение: «Под профессиональной компетенцией понимается интегрированные результат процесса обучения, выражающийся в готовности субъекта эффективно использовать внутренние и внешние ресурсы для выполнения профессиональной деятельности в соответствии с установленными требованиями». Профессиональные компетенции имеют сложную структуру, поскольку профессиональные задачи разбиваются на подзадачи, так же как деятельность на действия, и характеризуются определенным набором умений, овладение которыми позволяет освоить этот вид деятельности.

Несколько по-иному подходит к этой проблеме В.П. Косырев, который подчеркивает, что компетенция может рассматриваться в качестве области реализации определенной квалификации.

Под «профессиональной компетентностью» он понимает профессионально значимые качества личности, необходимые для осуществления профессиональной деятельности в рамках определенной компетенции на уровне данной квалификации, способность решать определенную профессионально значимую задачу. А под «ключевыми профессиональными компетентностями» - типичные действия, интегрирующие знания и умения, а также профессионально значимые качества личности. Важно, что В.П. Косырев с рассмотренными выше понятиями связывает понятие «квалификация», включающее, с одной стороны, уровень подготовленности к профессиональной деятельности, а с другой - уровень абстракции при решении профессиональных задач, представляющих собой пересечение компетенции (то есть области применения данного специалиста) и квалификации.

В действующих стандартах НПО профессиональные компетенции выделены особо и определяют степень подготовленности работника к самостоятельному выполнению профессиональной деятельности, оценке результатов своего труда. Они представлены требованиями к профессионально важным качествам: познавательным, деятельностным, саморазвитию, и требованиями к основным умениям и навыкам, необходимым для осуществления профессиональной деятельности. Ключевые же - надпрофессиональные - компетенции, которые, в свою очередь, делятся на личностные и социальные, представляют собой универсальные знания, умения и навыки, свойства и способности выпускника, обеспечивающие его профессиональную мобильность, конкурентоспособность и социальную защищенность в условиях рыночной экономики.

Следует отметить, что в проектах новых ГОС СПО используются следующие понятия. Компетенция - способность человека к использованию знаний, умений и опыта в стандартных и нестандартных ситуациях. Общая компетенция - компетенция, необходимая для успешной деятельности как в профессиональной, так и во внепрофессиональной сферах. Профессиональная компетенция - компетенция, необходимая для реализации профессиональной деятельности специалиста.

На основе анализа существующих исследований можно уточнить надпрофессиональные и профессиональные компетенции для бухгалтеров.

В современных условиях хозяйствования в России роль бухгалтера на предприятиях и в целом организациях неизмеримо возрастает. Рыночная экономика вызывает значительное изменение функций бухгалтера и расширение задач, стоящих перед ним. Из счетного работника, занимающегося констатацией фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета с целью составления достоверной отчетности, он постепенно становится помощником руководителя практически по всем вопросам деятельности предприятия. Ни одно управленческое решение не обходится без согласования с бухгалтером с целью определения как его эффективности, так и налоговых последствий. Поэтому особое значение приобретает формирование и профессиональных и надпрофессиональных компетенций студентов, обучающихся по специальности «Экономика и бухгалтерский учет».

Надпрофессиональные компетенции необходимы бухгалтеру в любой области его деятельности. В ГОС НПО такие компетенции выделены особо, в действующих ГОС СПО их можно выявить в общих требованиях к образованности выпускника. Проведенное сравнение ГОС НПО и ГОС СПО с точки зрения надпрофессиональных компетенций, позволяет сделать вывод о том, что почти все названные в ГОС НПО надпрофессиональые компетенции содержатся в требованиях к уровню подготовленности выпускников ГОС СПО, в которых при этом упор сделан на будущую профессиональную деятельность выпускника.

Как отмечалось выше, проект стандартов нового поколения для СПО также предусматривает выделение общих (надпрофессиональных) и профессиональных компетенций в требованиях к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности.

Профессиональные компетенции выпускников складываются из требований к профессионально важным качествам и требований к основным умениям и навыкам, необходимым для осуществления профессиональной деятельности.

Сравнительный анализ требований к профессионально важным качествам в ГОС НПО и требований к уровню подготовленности выпускника в ГОС СПО показал, что профессиональные компетенции в части требований к профессионально важным качествам не представлены в действующем ГОС СПО в полном объеме, в то же время прописанные в ГОС НПО профессиональные компетенции, связанные с профессионально важными качествами, носят по сути универсальный характер. Профессиональные компетенции бухгалтеров в части требований к основным умениям и навыкам, необходимым для осуществления профессиональной деятельности, находим в квалификационной характеристике выпускника УСПО.

При выявлении профессиональных и надпрофессиональных компетенций бухгалтеров нельзя не рассмотреть требования Кодекса этики профессиональных бухгалтеров, утвержденного Институтом профессиональных бухгалтеров России (ИПБ России) в 1999 году и разработанного на основе международного Кодекса этики бухгалтеров Международной федерации бухгалтеров в 1996 году.

ИПБ России - некоммерческое партнерство, было создано в 1997 году. Основные цели деятельности и задачи ИПБ России следующие:

- объединение в единую профессиональную организацию и координация деятельности квалифицированных специалистов в области бухгалтерского учета, аудита, финансового менеджмента и т.д.;

- организация и проведение аттестации специалистов в области бухгалтерского учета, финансового менеджмента в целях повышения их профессионального статуса и значимости на профессиональном рынке труда и услуг;

- разработка методологии и методики бухгалтерского учета и аудита;

- формирование у специалистов экономического мышления, соответствующего рыночным отношениям и др.

Естественно, что выпускник ССУЗа не может сразу стать «профессиональным бухгалтером». Для этого ему необходимо получить высшее профессиональное образование и иметь стаж работы в должности главного бухгалтера или заместителя главного бухгалтера в течение нескольких лет. Однако бухгалтер со средним профессиональным образованием безусловно должен ориентироваться на общие для всех бухгалтеров международные требования этики профессионального поведения и повышать в дальнейшем свою квалификацию.

Профессиональные бухгалтеры во всем мире выполняют в обществе важную роль, оправдывая общественное доверие, они должны предоставлять обществу свои услуги на высоком уровне, так как пользователи финансовой информации полагаются на объективность данных и порядочность профессиональных бухгалтеров в коммерческой деятельности. Поэтому представители бухгалтерских профессий всего мира заинтересованы, как и работодатели, в соблюдении не только высокого уровня работы, но и этических требований, призванных обеспечить такой уровень. Сама профессиональная деятельность бухгалтера по сути технологична, чем роднится с целеполаганием в педагогической технологии.

В связи с этим Международная федерация бухгалтеров приняла Кодекс этики профессиональных бухгалтеров в 1996 году. Кодекс представляет собой свод этических требований, предъявляемых к бухгалтерам во всем мире, и является образцом для национальных этических рекомендаций. На базе международного Кодекса ИПБ России разработал в 1999 году Кодекс этики члена ИПБ России (Кодекс).

Кодекс признает, что цели бухгалтерской профессии состоят в выполнении работы в соответствии с самыми высокими стандартами профессионализма, в обеспечении самых лучших результатов работы и в целом в выполнении требования о соблюдении общественных интересов. Эти цели обусловлены соблюдением четырех основных требований, прописанных в Кодексе:

- достоверность - в обществе в целом существует потребность в достоверной информации и надежных информационных системах;

- профессионализм - существует потребность в специалистах в сфере бухгалтерского учета. В статье 12 Кодекса, пункт 12.1. сказано: «Член ИПБ обязан обеспечить высокое качество оказываемых им услуг. Для этого необходимо обладать высоким уровнем профессиональной компетентности», и в статье 13, пункт 13.3.: «Член ИПБ должен стремиться постоянно повышать свою профессиональную компетентность»;

- качество услуг - необходима уверенность в том, что все услуги, предоставленные профессиональным бухгалтером, соответствуют высшим стандартам качества;

- доверие - потребители услуг профессиональных бухгалтеров должны быть уверены в существовании основ профессиональной этики, регулирующих предоставление таких услуг.

Кодекс разработан на базе фундаментальных принципов, которыми являются:

1. Порядочность. Профессиональный бухгалтер должен быть откровенен и честен при предоставлении им профессиональных услуг.

2. Объективность. Профессиональный бухгалтер должен быть справедливым и должен избегать предвзятости и небеспристратсности, конфликта интересов или влияния других лиц, которые бы мешали его объективности.

3. Профессиональная компетентность и должная тщательность. Профессиональный бухгалтер должен предоставлять профессиональные услуги с должной тщательностью, компетентностью и старательностью.

4. Конфиденциальность. Профессиональный бухгалтер должен соблюдать конфиденциальность информации, полученной в ходе предоставления услуг, и не должен использовать или разглашать такую информацию без соответствующих надлежащих полномочий, за исключением случаев, когда раскрытие такой информации продиктовано его профессиональными или юридическими правами обязанностями.

5. Профессиональное поведение. Профессиональный бухгалтер должен действовать таким образом, чтобы это соответствовало хорошей репутации профессии, и должен воздерживаться от какого-либо поведения, которое бы могло нанести ущерб этой репутации.

6. Технические стандарты. Профессиональный бухгалтер должен предоставлять профессиональные услуги в соответствии с применяемыми техническими и профессиональными стандартами.

Согласно Каталогу стандартов перспективных работ на российском рынке труда требованиями к кандидату на должность бухгалтера, соотносящимися с требованиями квалификационной характеристики выпускника из ГОС СПО и требованиями Кодекса этики члена института профессиональных бухгалтеров России и в отдельных элементах дополняющими эти требования, являются:

- с точки зрения личных качеств: аналитические способности, логическое мышление, трудолюбие, терпеливость, аккуратность, бережливость, неприятие коррупции, сочувствие людям и др.

- с точки зрения общепрофессиональных умений и навыков: наличие профессионального чутья, самомотивация, умение убеждать, умение экономить средства организации, клиента, умение работать в команде и др.  

Проанализировав интересующие нас параметры действующего ГОС СПО и ГОС НПО, учитывая подходы к ГОС СПО нового поколения, современные требования Кодекса этики профессиональных бухгалтеров, а также стандарты перспективных работ на российском рынке труда, уточним основные профессиональные и надпрофессиональные компетенции бухгалтера.

Основные профессиональные компетенции бухгалтера:

I. Профессионально важные качества:

1. Познавательные: профессиональная память, профессиональное мышление.

2. Деятельностные: профессиональная мобильность и культура труда, профессиональное поведение, деловой этикет, владение информационными технологиями.

3. Саморазвития: обобщение опыта и стремление к профессиональному

росту.

II. Основные умения и навыки, необходимые для осуществления профессиональной деятельности:

1. Документальное оформление и отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с движением основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств, расчетов и т.д.;

2. Начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения.

3. Начисление заработной платы рабочих и служащих и других выплат.

4. Подготовка данных по соответствующим участкам бухгалтерского учета для составления отчетности.

5. Использование компьютерных технологий в учетно-аналитической деятельности.

Основные надпрофессиональные компетенции бухгалтера:

I. Социальные:

1. Готовность к сотрудничеству и межличностному взаимодействию.

2. Обладание коммуникативной культурой, культурой речи.

II. Личностные:

1. Умение работать с потоком информации, выделяя из него главное и второстепенное.

2. Объективность в суждениях, правовая культура, порядочность, честность.

3. Способность к самостоятельным действиям в условиях неопределенности, способность к адаптации в новых условиях деятельности.

Поскольку содержание профессиональных компетенций очевидно, раскроем кратко сущность основных надпрофессиональных компетенций и поясним их значение для работы бухгалтера.

Готовность к сотрудничеству и межличностному взаимодействию - это как умение работать в команде, так и умение общаться с обширным кругом людей. Например, на крупном промышленном предприятии работает большое количество бухгалтеров. Им необходимо общаться по вопросам ведения учета и составления отчетности. Обычно тот или иной бухгалтер на таком предприятии отвечает за определенный круг профессиональных задач, в частности, ведет учет кассовых операций и операций по расчетному счету организации или занимается калькулированием себестоимости продукции, учитывает затраты на производство, совершаемые предприятием. Для работы отдельного бухгалтера необходимы сведения с других участков работы бухгалтерии. В конце отчетного периода (квартала или года) данные по всем участкам бухгалтерского учета должны быть сведены вместе, подсчитаны итоги по каждому бухгалтерскому счету, обработаны для составления отчетности экономического субъекта. При этом навыки работы в команде приобретают особое значение в условиях необходимости быстрых оперативных согласованных действий по подготовке бухгалтерского баланса и других форм отчетных документов. Умение общаться с обширным кругом людей нужно бухгалтеру при оформлении документов по движению средств на расчетном счете (общение с работниками банка), при выдаче заработной платы (общение с сотрудниками предприятия), при погашении кредиторской и дебиторской задолженности предприятия (общение с представителями контрагентов, менеджерами, бухгалтерами) и т.д.

Обладание коммуникативной культурой предполагает грамотное и логичное в письменной форме и устной речи изложение своей точки зрения, свободное использование профессиональной лексики, терминологии, недопустимость ненормативной лексики, просторечных выражений. В работе бухгалтера особое значение имеет письменная речь, которая должна быть грамотной, аккуратной, графически разборчивой, лишенной ошибок, так как в ряде бухгалтерских документов исправления не допускаются. При общении с руководителем предприятия по вопросам оптимизации налогообложения, целесообразности тех или иных способов отражения операций в бухгалтерском учете и т.д., устная речь бухгалтера должна быть ясной, четкой, понятной, грамотной и доказательной. Кроме того, предстоящее вступление России во Всемирную торговую сеть, увеличение доли мультинациональных корпораций, ориентация многих отечественных предприятий на Международные стандарты ведения учета и отчетности обуславливают необходимость владения бухгалтером умением общаться на иностранном языке.

Умение работать с потоком информации требует широкого кругозора и осмысления жизненных явлений, а также умения выделять частное из общего, различать главное и второстепенное, переносить метод, синтезировать знания под новым углом зрения, устанавливать связи между явлениями, процессами, объектами, классифицировать их по разным признакам. Современная законодательная нормативная база по бухгалтерскому учету и отчетности очень широка и постоянно обновляется, пополняется, корректируется. Бухгалтеру необходимо быть в курсе последних изменений размера налоговых ставок, сроков и порядка уплаты налогов, способов заполнения отчетных документов, отражения операций по введенным в план счетов новым счетам и т.д. Для этого бухгалтеру нужно уметь работать с потоком информации в области нормативного регулирования учета, а также методических рекомендаций по его ведению, выделяя существенное (то, что напрямую затрагивает работу предприятия) и второстепенное (то, что связано с работой данного предприятия косвенно).

Правовая культура - это знание основных законодательных нормативных документов, касающихся профессиональной деятельности, уровней регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации, а также грамотность в вопросах трудовых отношений, в которые вступают сотрудники предприятия. Основным правонарушением хозяйствующего субъекта, вызванным чаще всего не злым умыслом бухгалтера и руководства предприятия, но недостаточной грамотностью в правовых вопросах ведения учета, является сокрытие налогооблагаемой базы. Это влечет за собой существенные штрафные санкции для предприятия, которых можно избегнуть, повышая правовую культуру экономистов и менеджеров организации. Объективность предполагает непредвзятость и беспристрастность в суждениях. Бухгалтер должен быть тщательным и соблюдать принцип конфиденциальности информации экономического субъекта. Разглашение коммерческой тайны может повлечь крупные убытки для предприятия. Принцип конфиденциальности информации бухгалтеру необходимо соблюдать и при переходе с одного рабочего места на другое (с одного предприятия на другое).

Способность к самостоятельным действиям в условиях неопределенности необходима бухгалтеру в постоянно меняющихся условиях ведения бухгалтерского учета. Изменяется нормативно-законодательная база по ведению учета, совершенствуются формы учета, развивается автоматизированная форма учета, охватывающая большое количество бухгалтерских программ, механизирующих труд бухгалтера по работе с типовыми бухгалтерскими операциями. При этом бухгалтеру требуется умение анализировать, противостоять неуверенности, а также умение быстро адаптироваться к новым условиям.

Обратим внимание на то, что выделенные профессионально важные качества, отнесенные нами к профессиональным компетенциям, можно рассматривать и с точки зрения надпрофессиональных компетенций в виде личностных характеристик обучаемого. Кроме того, мы понимаем, что деление на названные два вида носит условный характер, так как эти компетенции (качества) тесно взаимосвязаны, но в конкретной ситуации одна из них имеет больший удельный вес.

Следует отметить, что в связи с предстоящим введением профессиональных стандартов бухгалтеров вышеизложенные позиции можно будет выделить более четко. Существенным моментом здесь является утверждение двух документов - Положения о профессиональном стандарте и Макета профессионального стандарта (Распоряжение Президента Российского союза промышленников и предпринимателей № РП-46 от 28 июня 2007).

Под профессиональным стандартом понимается многофункциональный нормативный документ, определяющий в области конкретного вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) требования к выполнению работниками трудовых функций и необходимым для этого компетенциям. Мы согласны с утверждением П.Н. Новикова о том, что «выход» профессионального стандарта должен являться «входом» в государственный образовательный стандарт.

Единица профессионального стандарта - структурный элемент профессионального стандарта, содержащий развернутую характеристику конкретной трудовой функции, которая является целостной, завершенной, относительно автономной и значимой для данного вида трудовой деятельности.

Вид трудовой деятельности - составная часть области профессиональной деятельности, образованная целостным набором трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций.

Компетенция определена в Макете профессионального стандарта как способность применять знания, умения и опыт в трудовой деятельности.

Профессиональный стандарт предназначен для:

- проведения оценки квалификации и сертификации работников, а также выпускников учреждений профессионального образования;

- формирования государственных образовательных стандартов и программ всех уровней профессионального образования, в том числе обучения персонала на предприятиях, а также для разработки учебно-методических материалов к этим программам;

- решения широкого круга задач в области управления персоналом (разработки стандартов предприятия, систем мотивации и стимулирования персонала, должностных инструкций; тарификации должностей; отбора, подбора и аттестации персонала, планирования карьеры);

- проведения процедур стандартизации и унификации в рамках вида (видов) экономической деятельности (установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, согласование наименований должностей, упорядочивание видов трудовой деятельности и пр.).

Выявленные основные профессиональные и надпрофессиональные компетенции бухгалтеров, необходимые для жизненных и трудовых успехов выпускников ССУЗа, могут быть сформированы при реализации эффективных педагогических технологий, при изучении основной учебной дисциплины специального цикла обучения «Бухгалтерский учет».

 

АВТОР: Демичева Н.В.