12.02.2012 3027

Педагогическая технология и ее взаимосвязь с понятием образовательной услуги

 

Педагогическая технология трактуется как система, системный объект, характеристики которого, как известно, выражаются в результатах исследования. Отсюда следует зафиксировать некоторые характерные особенности системного подхода. С общепринятой же философской точки зрения принципы системного подхода можно определить следующим образом: соблюдение целостности изучаемой системы; наличие связей между составляющими системы; упорядоченность системы (наличие структуры). Понятие системы можно определить через ряд ее признаков: а) система представляет собой комплекс взаимосвязанных компонентов; б) образует особое единство со средой; в) любая система может выступать как подсистема или компонент системы более высокого порядка; г) компоненты исследуемой системы выступают как системы более низкого порядка.

Из требования целостности вытекает, что расчленение ее приводит к понятию отдельного компонента, свойства и функции которого определяются в рамках целого. Свойства целого не могут быть поняты без учета основных свойств компонентов и наоборот. Компонент является таковым только тогда, когда речь идет о данной системе, причем даже в рамках системы он сам может быть рассмотрен как система более низкого порядка, т.е. как подсистема. С другой стороны, сама система как целое может быть рассмотрена как подсистема системы более высокого порядка.

Поскольку наличие связей не является специфическим признаком, характеризующим только системы, то дополнительным условием для понятия связи как специфически системного признака является необходимость наличия в системе не менее двух связей.

Структура, являясь одной из существенных характеристик любой системы, представляет собой упорядочение входящих в нее составных частей (компонентов).

Проанализируем, по каким основаниям педагогическая технология является системным объектом и отвечает основным признакам системы.

1. Педагогическая технология представляет собой комплекс следующих основных взаимосвязанных компонентов:

- образовательная услуга - процесс передачи образовательной информации от обучающего к обучающемуся в прямом контакте с ним (анализ и доказательство этой позиции будут приведены далее);

- субъекты технологического взаимодействия - участники образовательного процесса (преподаватели и обучающиеся);

- последовательность технологических действий (создает условия для закономерного прохождения пути от исходного качественного состояния обучающегося субъекта технологии до заданного педагогического результата);

- цель взаимодействия - модель результата педагогического процесса, достижение которого обеспечивает технология;

- формы и методы организации и контроля учебного процесса.

2. Педагогическая технология образует особое единство со средой. Среда технологического взаимодействия представляет совокупность необходимых условий, обеспечивающих целенаправленное течение педагогических процессов в образовании. Взаимодействие преподавателя и обучающихся подразумевает динамику закономерного положительного изменения качеств обучающегося в учебной деятельности, протекающей в социальной, информационной, материальной и организационной средах, каждая из которых имеет свое специфическое влияние на характер протекающих при названном взаимодействии процессов.

3. Педагогическая технология выступает как подсистема системы более высокого порядка - например, педагогического процесса как такового.

4. Компоненты исследуемой системы выступают как системы более низкого порядка. Например, формы и методы обучения могут рассматриваться как системы более низкого порядка.

При анализе системного объекта существенное значение имеет определение его входа и выхода. В данном случае входом является наличие у обучающихся среднего (полного) общего образования или основного общего образования (т.е. то, с чем они пришли на обучение), выходом - наличие сформированных компетенций (т.е. результат подготовки).

Структура педагогической технологии имеет два соподчиненных уровня организации. Ее базовый, общепедагогический уровень является инвариантным: обучающиеся и преподаватели - субъекты технологического взаимодействия; цель взаимодействия; среда; последовательность технологических действий. Частно-педагогический уровень структуры вариативен. Каждая педагогическая технология имеет свой специфический состав и порядок частных элементов, согласованных с базовыми и обеспечивающих достижение педагогической цели.

Далее рассмотрим педагогическую технологию как системный объект с позиций ее взаимосвязи с одним из существенных компонентов - образовательной услугой, которая, по нашему мнению, является неотъемлемой частью реализации этой технологии.

Термин «образовательная услуга» определен в исследованиях В.М. Зуева, В.В. Вертиля, Г.Е. Гермаидзе и ряда других ученых, на которые мы будем опираться при исследовании данного понятия.

Проанализируем этот вопрос с позиций образовательных услуг, предоставляемых системой среднего профессионального образования.

Но прежде отметим, что услуга как таковая не присутствует в фазе обмена сама по себе, но дана в своих характеристиках, в виде свойств. Выделяются следующие основные, общие свойства услуги, вытекающие из ее характеристик:

- в процессе производства услуги новый материально-вещественный продукт не создается, но изменяется качество уже имеющегося, созданного (основное, существенное свойство);

- само производство услуг может быть, а может и не быть связано с материальным продуктом;

- услуги неосязаемы, неотделимы от источника и несохраняемы, следовательно, ненакопляемы (речь здесь идет о производстве услуг, а не о результате);

- услуга имеет характер потребительской стоимости в форме полезной деятельности, которая именно на рынке является товаром.

С позиций рассмотрения образовательной услуги можно добавить, что «услуга реализует полезное действие живого труда, направленное не на внешнее, по отношению к человеку, а на самого человека. Этой особенностью уже преимущественно определяется и производство, и потребление услуг».

Очевидно, что образовательные услуги могут и должны в целом отвечать общим свойствам услуги, вообще, но при этом имеют свои специфические особенности.

В словаре профессионального образования под образовательными услугами понимаются «виды деятельности, работ, в процессе выполнения которых не создается новый, ранее не существовавший материальный продукт, но изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта; это блага, предоставляемые не в виде вещей, а в форме деятельности. Таким образом, само оказание услуг создает желаемый результат. К услугам относят бытовое, коммунальное, транспортное обслуживание, обучение, лечение, культурно-воспитательную работу, уход за детьми и престарелыми».

Исследователи отмечают, что ОУ выступает как специфическая форма деятельности образовательного учреждения, в нашем случае - ССУЗа, имеющая конечной целью создание определенного, признаваемого обществом или отдельным лицом полезного эффекта в виде развития личности и ее профессиональных качеств с последующей реализацией их в трудовой деятельности. Персонификация этой деятельности, направленной непосредственно на человека, осуществляется педагогическим персоналом. Таким образом, исходя из приведенных ранее подходов и определений, можно сказать, что согласно теории услуг (в том числе образовательных) они, во-первых, характеризуются такими свойствами, как неосязаемость, несохраняемость, неотрывность от производителя (в нашем случае -преподавателя), непостоянство качества, и, во-вторых, что наиболее существенно, не создают нового продукта (в нашем случае - студента), а лишь изменяют его свойства, характеристики, качества (Е.Н. Жильцов, В.М. Зуев, Г.Е. Гермаидзе, В.В. Вертиль и др.). Поэтому, отделяя образовательную услугу как таковую от ее инфраструктуры, мы считаем, что педагогическая технология реализуется в процессе оказания учебным заведением (в данном случае учреждением СПО) образовательной услуги, то есть при передаче образовательной информации от обучающего к обучающемуся. В таком контексте образовательная услуга является системообразующим компонентом педагогической технологии и являет собой целенаправленную деятельность педагога, тогда как педагогическая технология шире: она включает в себя все компоненты педагогического процесса и представляет собой взаимодействие педагога и обучаемых. Как и педагогическая технология, ОУ имеет конечную цель, ее результат -формирование или развитие интеллектуального, профессионального или когнитивного потенциала ее потребителя, то есть обучаемых, включая, добавим мы, формирование профессиональных и надпрофессиональных компетенций. При оказании и пользовании ОУ должно происходить овладение знаниями, выработка навыков, умений и других качеств, необходимых студенту как в контексте выбранного им профессионального направления, так и для его развития как личности в целом. ОУ - не результат процесса обучения, но действие, процесс. Основным результатом, «продуктом» системы среднего профессионального образования служит формирование личности, включая ее профессиональную составляющую, что происходит на основе знаний, предоставляемых в процессе оказания ОУ.

Суть производства и потребления ОУ заключается в следующем: образовательная услуга - это действие, процесс передачи образовательной информации от обучающего к обучающемуся в прямом контакте с ним, осуществляемое живым трудом преподавателя в системе дидактических принципов и установок.

Несколько формализуя эти положения можно сказать, что образовательная услуга среднего профессионального образования - это деятельность (процесс), при реализации требований ГОС СПО с целью формирования у обучающегося личностных качеств, компетенций, профессиональных знаний, умений, навыков для предполагаемого вида деятельности с учетом регламентирующих требований соответствующего профессионального стандарта.

Добавим, в аспекте нашего исследования, что образовательная услуга является в известной мере и содержательной техникой реализации педагогической технологии в рамках учебного процесса.

Следует обратить внимание на то, что производство ОУ может происходить с использованием технических средств, но от этого не меняется сущность услуги, то есть технические (и прочие применяющиеся в учебном процессе) средства лишь участвуют в процессе оказания услуг, способствуют ему, но услугу сами по себе не оказывают. Исходя из понимания услуги, и ОУ в частности, как процесса, создание мультимедийных средств обучения, носителей информации, имеющих материально-вещественную форму (дискета, CD диск, электронный учебник и др.) не является процессом оказания ОУ, но становится процессом самообслуживания, так как студенты используют лишь ранее произведенный продукт.

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что ОУ выражает отношения между ее производителями и потребителями и является процессом передачи, получения и освоения информации, результатом которого становятся заданные параметры образовательного развития личности.

Таким образом, основные общие и специфические свойства ОУ, в отличие от других услуг, в том числе и от традиционных информационных услуг, прежде всего, заключаются в следующем:

- потребление их развивает интеллектуальный, социально-культурный, профессионально-образовательный потенциал потребителя, формируя и во многом преобразуя его личность;

- производство и потребление ОУ - это всегда активный двухсторонний процесс, протекающий от источника информации к его приемнику, при котором целевая установка (мотивация) источника информации направлена на обязательное и осознанное повышение ее приемником уровня знаний, умений, навыков, в целом - компетенций, применения их для собственных нужд;

- наличие более сильной мотивации в социально-экономическом поведении потребителя ОУ по сравнению с мотивацией субъектов на обычном товарном рынке, связанной, во-первых, с утверждением профессиональной престижности субъекта-потребителя ОУ, а во-вторых, с возможностью приобщения к образу жизни определенного, престижного для него слоя общества.

Кроме того, ОУ свойственна относительная длительность исполнения с одновременной дискретностью потребления; отсроченность выявления результативности производства и пользования услугами; сезонная периодичность оказания услуг; постоянное усиление (возвышение) потребности ОУ по мере ее удовлетворения.

Далее, с учетом сущности ОУ, особенностей ее производства и потребления, выделим те из основных общих и специфических свойств а также характеристик образовательных услуг, которые в наибольшей мере связаны со свойствами и характеристиками педагогической технологии. При этом будем опираться на свойства ОУ, названные В.М. Зуевым, В.В. Вертиль и др.

Не вдаваясь более подробно в анализ приведенных свойств и характеристик ОУ, отметим, что они относятся как к содержательной стороне, так и к технологии их оказания.

При этом ряд свойств и характеристик образовательных услуг и педагогических технологий в той или иной мере близки по сути (и даже совпадают), что свидетельствует об объективной взаимосвязи обоих исследуемых понятий.

Таким образом, можно сделать вывод, что образовательная услуга является системообразующим компонентом педагогической технологии, процесса ее реализации. При этом технологичность образовательной услуги была рассмотрена с точки зрения ее органического «вписывания» в педагогическую технологию.

 

АВТОР: Демичева Н.В.