12.02.2012 26331

Анализ развития профессионального образование в России и за рубежом

 

В первое десятилетие XXI века образование во всех странах мира должно ответить на вопрос в социально - экономической сфере по обеспечению безопасности, укреплению государства за счет качественного изменения человеческих ресурсов и создания профессионального общества. В настоящее время идет поиск стратегических путей развития образовательных систем, адекватных потребностям спроса на услуги профессиональной школы в условиях рынка труда; обеспечение уровня образования и квалификации выпускников профессиональных школ.

Образование - это социально направленная и контролируемая часть социализации; в буквальном смысле «образование» означает формирование образа хорошо обученного, воспитанного, интеллегентного человека.

Согласно Закону РФ «Об образовании» (13.01.1996): «Образование - это целенаправленный процесс и результат воспитания и обучения в интересах личности, сопровождающийся констатацией достижения человеком определенных государством образовательных уровней».

Система образования, включая профессиональное образование и обучение, в широком ее значении является важнейшей составляющей жизни общества.

Профессиональное образование определяется как процесс и (или) результат профессионального становления и развития личности, сопровождаюшийся овладением заранее установленными знаниями, умениями и компетенциями по конкретным профессиям и специальностям.

В настоящее время профессиональное образование понимается как система средств по активизации профессионального самоопределения личности, отношение к человеку как субъекту выбора и построения собственной профессиональной деятельности. Профессиональное самоопределение рассматривается как процесс формирования отношения личности к себе как субъекту профессиональной деятельности, владеющему комплексом знаний, умений и навыков, а также личностных качеств, обеспечивающих возможность профессионального роста, перемены профессии/специальности, адаптации к меняющимся социально - экономическим условиям. Оно должно быть направлено на активизацию внутренних психологических ресурсов личности, развитие ее профессиональных возможностей, формирование профессиональной личностной мобильности с тем, чтобы при включении в ту или иную профессиональную деятельность индивидуум мог бы в полной мере реализовать себя в профессии, а, в случае необходимости, гибко реагировать на возможность ее перемены.

В настоящее время во всех странах Европейского Союза, а также в России, профессиональное образование выполняет тройную функцию:

- первая - обеспечивает различные секторы экономики квалифицированными кадровыми ресурсами;

- вторая - гарантирует индивидуумам необходимые квалификации или необходимый уровень сформированности компетенций;

- третья - для целевых групп, рискующих оказаться вне рынка труда (выпускники школ, женщины, этнические меньшинства или люди с ограниченными возможностями здоровья) является основой для реинтеграции их в рынок труда.

Целью профессионального образования является подготовка квалифицированного рабочего и специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией/специальностью и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования.

В XX веке профессиональное образование превратилось в массовую государственную систему, сыграло огромную роль в развитии научно-технического и индустриального потенциала общества, но XXI век ставит перед профессиональным образованием принципиально новые тенденции развития:

- ускорение темпов развития общества и как следствие -необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях;

- переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительному расширению масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;

- возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках мирового сообщества, что требует формирования современного мышления;

- демократизация общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;

- динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;

- рост значения человеческого капитала (в развитых странах составляет 70-80% национального богатства) обуславливает интенсивное, опережающее развитие образования как молодого, так и взрослого населения.

А также соответствие стандартам международного уровня; направленность содержания образовательных программ на развитие ключевых компетенций учащихся, позволяющая быстро реагировать на изменения рынка труда; непрерывность профессионального образования в течение жизни человека; переход от предметного обучения к межпредметному, модульному, обеспечивающему гибкость профессионального образования.

Тенденции профессионального образования и обучения направлены главным образом на повышение способности индивидуума к адаптации в условиях быстрых изменений, происходящих в различных сферах экономики и организации современного общества.

Образование не свободно в выборе путей своего развития в связи с тем, что много задано внешними факторами развития общества, техники, экономики, геополитическими обстоятельствами, социокультурными традициями и другими тенденциями, влияющими на развитие образования:

- глобализация образования - она определяется, прежде всего, тем, что образование и общество неотделимы друг от друга. Сфера образования призвана корректировать свои приоритеты и ценности с учетом не только актуальных, но и перспективных, долговременных запросов личности и общества;

- гуманизация как ведущая тенденция развития общества определяется ценностью человека с его способностями, материальными и духовными потребностями. Гуманизация - это ориентация образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, на развитие личностного потенциала; именно такое образование гарантирует учащимся право выбора индивидуального пути развития.

Гуманизация в реальной жизни учащихся не может происходить без интенсификации учебно-познавательной и учебно-производственной деятельности. Проблема гуманизации образования как процесс переориентации образования на личность и средство социальной защиты личности в рыночных условиях может быть решена посредством: введения модульного и интегрированного принципа построения содержания программ обучения, организации социально-ориентированного обучения личностно-деятельностного характера, индивидуализации обучения. Принцип гуманизации прежде всего нашел проявление в новом содержании образования;

- интеграция, так же как и гуманизация, пронизывает все категории и сферы образовательного процесса. Интеграция - процесс достижения целостности образовательного процесса, а также его результат. Интеграция подразделяется на два вида:

- целостность по горизонтали - прочные межпредметные связи, взаимообогащение знаний из различных областей, единство знаний и умений;

целостность по вертикали - преемственность между уровнями образования, слияние этих уровней в единый восходящий ряд, охватывающий все стадии жизненного цикла человека;

- интенсификация реализуется на основе комплексного подхода к совершенствованию профессионального образования. Под интенсификацией понимается система, базирующаяся на сочетании социальных, экономических, педагогических, психологических закономерностей и принципов и, обеспечивающая достижение максимальной эффективности в подготовке будущих квалифицированных рабочих и специалистов к общественной и профессиональной деятельности. Создание такой системы обусловлено Законом «Об образовании», целями и задачами развития профессионального образования, общественными запросами науки, техники и производства к подготовке будущих квалифицированных рабочих и специалистов. Интенсификация характеризуется активными социальными взаимодействиями педагогической науки и практики, познавательной и профессиональной деятельности учащихся и представляет собой совершенствование профессионального образования на основе комплексного подхода: теоретический, организационно - управленческий, личностно -деятельностный;

- реализация тенденции кооперации образования, рынка труда, социальных структур определяется стратегией социально - экономического развития, изменениями взаимоотношений учебных заведений и рынка труда, спросом и предложениями на услуги профессиональной школы; кооперация проводится как внутри учебного заведения, так и во взаимодействии с внешними сферами;

- демократизация. Расширение доступа к образованию в связи с расширением дифференцированных образовательных услуг реализуется постепенно в связи с основной целью образования: предоставить всем членам общества, независимо от социального, профессионального положения, макси-мальные возможности для образования и развития. Демократизация образования - процесс образования, который должен опираться на семь основных принципов: равные возможности, сотрудничество, многообразие, открытость, рационализация, общественно государственное управление, самоорганизации.

- технологизация образовательного процесса предполагает внедрение в образование современного эффективного и продуктивного инструментария, высокоэффективных информационных технологий, компьютеризацию;

- стандартизация - это беспрерывный целостный процесс разработки и обновления образовательной системы в условиях рынка труда. Результатом этого процесса является стандарт, представляющий комплекс требований, правил к уровню, содержанию, процессу обучения, формированию личности и к качеству профессионального образования, отраженных в соответствующих государственных, ведомственных нормативных документах. Стандартизация вызывает существенные изменения в структуре профессий/специальностей, в содержании образования, в организации системы управления профессиональным образованием.

В настоящее время в мире выделяют три типа регионов по признаку взаимного сближения и взаимодействию образовательных систем.

Первый тип составляют регионы, которые выступают генераторами интеграционных процессов. К ним относится, прежде всего, двадцать семь стран Европейского Союза (ЕС), таких как Франция, Великобритания, Федеративная Республика Германия (ФРГ), Испания, Италия, Нидерланды и др.

Первый шаг в сторону интеграции европейских стран (создания современного Евросоюза) был сделан в 1951г.: ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия создали европейское объединение угля и стали (ЕОУС), целью которого стало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля.

С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в 1957г. учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, Общий рынок) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Самым важным и широким по сфере компетенции из этих трех европейских сообществ являлось ЕЭС, так что позднее (в 1990-е годы) оно стало именоваться просто Европейским Сообществом (ЕС - European Community). Европейские Сообщества прошли несколько этапов - от установления общих принципов до совместной деятельности: создание Европейского инвестиционного банка, общей расчетной валюты, Фонда европейского регионального развития и т. п.. Процесс развития и превращения Европейских Сообществ в современный Европейский Союз происходил путем, во - первых, передачи все большего числа функций управления на наднациональный уровень и, во - вторых, увеличения числа участников интеграции. Важным этапом было принятие Единого европейского акта (1986г.)5 основная идея которого - создание Европейского Союза.

Европейский Союз (ЕС) образован в 1993г. в соответствие с Маастрихтским Договором 1992г. на базе Европейских Сообществ. Договор в развитие идеи единой Европы предусматривает создание политического, экономического и валютного союза («Европа без границ»).

Европейский Союз (ЕС) - это экономическая ассоциация стран Европы, где создан единый внутренний рынок, сняты ограничения на свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, людей между странами, образована единая валютная система с единым руководящим денежно - кредитным учреждением. Это уникальное международное образование: он сочетает признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Союз не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них немалую роль.

В настоящее время в Евросоюз входят 27 стран: Франция, Великобритания, ФРГ, Испания, Ирландия, Финляндия, Нидерланды и др.; население стран ЕС превышает 490 млн. человек; официальных языков -23; местонахождение Еврокомиссии - Брюссель; государство -председатель Евросоюза - Чехия; в 2002г. - введена единая европейская валюта (евро), в 2004г. - подписана Конституция ЕС, пока не вступившая в силу.

13 декабря 2007г. 27 странами - членами ЕС был подписи «Договор о реформах», который официально получил название Лиссабонский. Ожидается, что этот договор вступит в силу в начале 2009 года после его ратификации всеми государствами Евросоюза, за исключением Ирландии, которая намерена провести референдум, все члены ЕС ограничатся ратификацией договора национальными парламентами. Новый базовый договор ЕС заменит проект принятия европейской Конституции.

Лиссабонский договор одновременно вобрал в себя дополненные и переработанные положения ранее заключенных соглашений о принципах жизнедеятельности объединенной Европы - «Римского договора» (1957г.), «Маастрихтского» (1992г.), «Амстердамского» (1996г.) и «Договора Ниццы» (2000г.), на котором в период институционального кризиса основывалось функционирование институтов ЕС. В отличие от проекта Конституции ЕС, «Договор о реформах» не содержит упоминания о конституционных символах Евросоюза - флаге, гимне и единой валюте, вместе с тем, он предусматривает введение поста президента Европейского Совета, который будет избираться на два с половиной года, и представлять организацию на международном уровне. Так же этот договор повышает роль Европарламента. Согласно документу, депутаты, наряду со странами Евросоюза, будут иметь право одобрения законодательных актов в ряде «чувствительных областей», таких как юстиция, безопасность и иммиграционная политика.

В настоящее время в странах Евросоюза сосредоточены огромные производственные мощности, крупные научные силы, высококвалифицированные кадры в разных сферах народного хозяйства и культуры; созданы и эффективно функционируют политические наднациональные органы (Европарламент, Совет Министров, Европейский Суд, Комиссия европейских сообществ). Страны ЕС обязуются проводить совместный курс в сфере внешней политики и безопасности, основных направлений внутренней экономической политики, координировать политику в вопросах охраны окружающей среды, борьбы с преступностью, развития единого образовательного пространства и др.

До недавнего времени основная активность в странах Европейского Союза была направлена на развитие экономики. Однако постепенно пришло понимание, что одними инвестициями в менее развитые регионы нельзя добиться их экономического роста. Поэтому Комиссия Европейского Союза обратила внимание на так называемые «человеческие ресурсы»: пригодность человека (личности) применительно к потребностям рынка труда, рынка рабочей силы, постоянно развивающегося, причем не только в количественном, но и в структурном отношении.

Тенденции политического, социального и экономического развития Европы в последнее десятилетие требуют создания единого европейского пространства в области образования и профессионального обучения. Кроме того, переход к основанной на экономических знаниях экономике, обладающей потенциалом к устойчивому экономическому росту, увеличению числа и качества рабочих мест, а также укреплению социальных связей поставил новые задачи перед системой развития человеческих ресурсов.

Расширение Европейского Союза открыло новые перспективы и возможности, но в то же время поставило целый ряд новых задач и требований к системе профессионального образования и обучения. Особое значение здесь имеет привлечение стран, вступающих в Европейский Союз, к сотрудничеству в сфере профессионального образования и обучения в качестве равноправных партнеров на европейском уровне.

Согласованная политика стран Евросоюза в области профессионального образования направлена одновременно на реализацию общих ценностей и целей, главной из которых является создание механизмов реализации стратегии обучения в течение всей жизни, и на сохранение уникальности и ценностей национальных систем профессионального образования.

В области профессионального образования и обучения в странах Евросоюза решается триединая задача развития: личности, способной полностью реализовать свой потенциал в профессиональном и личностном плане; общества, за счет уменьшения различий и неравенства между гражданами и группами граждан; экономики, что обеспечивает соответствие профессиональных компетенций и квалификаций на рынке труда потребностям различных секторов экономики.

В ряде стран - членов европейского Союза (ФРГ, Великобритания, Франция, Финляндия) существуют значительные различия в организации профессионального образования и обучения, связанные с историей и культурными традициями государств. В настоящее время каждая из европейских стран выбрала свою, чаще всего одну, в масштабе всего государства модель организации профессионального образования и обучения.

Основными процессами в области профессионального образования и обучения, происходящими в странах Евросоюза, являются: «Копенгагенский (начальное и среднее профессиональное образование) и Болонский (высшее профессиональное образование).

Копенгагенский и Болонский процессы

Копенгагенский процесс. В настоящее время профессиональное образо-вание и обучение (ПОО) получили новый виток развития, оформленный в рамках Копенгагенского процесса, который, в свою очередь, явился следствием развития политики Европейского Союза в области профессионального образования и обучения в последние десятилетия. Начало этому процессу было положено на заседании Европейского Совета в Лиссабоне в марте 2000г. На этом заседании участники официально подтвердили статус образования в качестве неотъемлемой части экономической и социальной политики и фактора повышения конкурентоспособности Европы, сближения ее народов и обеспечения полноценного развития граждан.

Европейский Совет обозначил стратегическую цель превратить Европейский Союз в наиболее динамически развивающуюся экономику, основанную на знаниях. Развитие системы высококачественного профессионального образования и обучения является основной частью этой стратегии, прежде всего с точки зрения укрепления социальных связей, повышения социальной активности, мобильности, возможностей трудоустройства и конкурентоспособности.

План мероприятий по развитию и повышению уровня квалификации, принятый на заседании Европейского Союза в Ницце в декабре 2000г, предусматривал ряд мер по обеспечению: сравнимости систем профессионального образования, официального признания компетенций и квалификаций.

Этот документ содержит план действий европейских социальных партнеров (организаций - членов социального партнерства), которым отводится центральная роль в реализации принятых решений.

Решения, принятые в Лиссабоне, получили дальнейшее развитие в докладе «Конкретные задачи для систем образования и профессионального обучения будущего», принятом на заседании Европейского Совета в марте 2001г. в Стокгольме. В докладе определены три стратегические цели, которые легли в основу совместной деятельности стран-членов ЕС:

- повышение качества и эффективности систем профессионального образования и обучения в Европейском Союзе;

- облегчение доступа к профессиональному образованию и обучению для всех граждан;

- открытие систем профессионального образования и обучения для внешнего мира.

На конференции в Брюгге в октябре 2001г. руководители профессионального образования и обучения стран ЕС еще раз подтвердили свою волю к сотрудничеству в области профессионального образования и обучения. На этой Конференции был инициирован процесс сотрудничества в области признания дипломов (свидетельств) профессионального образования и обучения и квалификаций и определены основы этого сотрудничества (прозрачность, взаимное доверие, использование имеющегося практического опыта, взаимодействие с социальными партнерами).

На заседании в Барселоне в марте 2002г. ЕС принял Рабочую программу, направленную на создание в Европе к 2010г. системы профессионального образования и обучения, которая станет мировым стандартом качества. Кроме этого, программа предусматривает дополнительные мероприятия по внедрению механизмов обеспечения прозрачности и взаимного признания дипломов и квалификаций, включая мероприятия по образцу реализуемых в рамках Болонского процесса (высшее образование), скорректированные с учетом особенностей профессионального образования и обучения в различных странах.

Эти решения были еще раз подтверждены на конференции «Укрепление сотрудничества в области ПОО» в Брюсселе в июне 2002г., где участвовали представители стран - членов ЕС, Европейской Комиссии, стран-кандидатов, стран-членов Европейской экономической зоны и социальных партнеров. В резолюции конференции была особо подчеркнута необходимость укрепления и развития европейского сотрудничества в области профессионального образования и обучения, направленного на содействие свободной смене работы и межгосударственной, межотраслевой и межрегиональной мобильности; повышения качества профессионального образования и обучения.

В ноябре 2002г. в Копенгагене была принята «Декларация Европейской Комиссии и министров профессионального образования европейских стран по развитию сотрудничества в области профессионального образования и обучения в Европе», содержащая восемь основных положений:

европейское пространство профессионального образования и обучения - развитие единого европейского пространства в области профессионального образования и обучения в целях укрепления сотрудничества, повышения мобильности и развития взаимодействия и партнерских отношений между учебными заведениями;

- прозрачность квалификаций - повышение прозрачности в системе профессионального образования и обучения;

- система переноса зачетных единиц;

- общие критерии качества - содействие к сотрудничеству в области обеспечения качества, обмен моделями и методиками, выработка единых принципов и критериев качества в сфере профессионального образования и обучения; учет образовательных потребностей преподавательского состава во всех видах профессионального образования и обучения;

- профессиональная ориентация и консультирование;

- отраслевые компетенции и квалификаций в целях поддержки профессиональной и географической мобильности граждан ЕС; содействие в разработке компетенций и квалификаций на отраслевом уровне за счет укрепления сотрудничества и координации, прежде всего с участием социальных партнеров; разработка единых принципов признания неформального и спонтанного обучения с целью обеспечить большую совместимость между различными подходами к этой проблеме в разных странах и на разных уровнях;

- признание неформального и спонтанного обучения;

- повышение квалификации преподавателей.

Весной 2004г. был опубликован промежуточный Доклад «Образование и обучение 2010», в котором были обобщены первые конкретные результаты Копенгагенского процесса и определены его роли в развитии: реформ, стратегии обучения в течение всей жизни и формирование взаимного доверия между основными заинтересованными сторонами и странами.

Копенгагенский процесс предполагает постоянное уточнение политических приоритетов в целях достижения задач, поставленных в Лиссабонской Декларации в области профессионального образования и обучения, в рамках рабочей программы «Образование и обучение 2010г.». Развитие профессионального образования и обучения на общеевропейском и национальном уровне через добровольное сотрудничество и инициативы на местах является важнейшим элементов формирования дееспособного европейского рынка труда и конкурентоспособной экономики, а также нормативно - правовых рамок для признания профессиональных квалификаций и европейской стратегии занятости.

Для координации образовательных систем в Европейском Союзе проводятся регулярные совещания министров образования европейских стран; постоянно действующий Комитет образования государств - членов Евросоюза разрабатывает стратегии сотрудничества с целью «гармонизации» национальных систем образования.

Координационные органы Европейского Союза в сотрудничестве с соответствующими организациями ЮНЕСКО проводят работу по унификации педагогической терминологии и параметров национальных статистик образования; создается европейская система документации и информации в области профессионального образования и обучения.

В декабре 2004г. в Маастрихте министры, ответственные за профессиональное образование и обучение, 32 стран Европы, европейские социальные партнеры и Европейская Комиссия договорились об усилении сотрудничества с целью:

- модернизации систем профессионального образования и обучения для превращения Европы в наиболее конкурентоспособную экономику;

- предоставления всем гражданам Европы (молодежь, работники старших возрастных групп, безработные или социально уязвимые группы граждан) возможности получения квалификаций, необходимых для интеграции в формирующееся общество, основанное на знаниях;

- создания новых и качественных рабочих мест.

Болонский процесс. Принятие в июне 1999г. «Болонской Декларации», подписанной 29 государствами, в том числе и не входивших в тот момент в Европейский Союз, положило начало новому уровню европейского сотрудничества в области высшего профессионального образования.

В 2001г. в Праге на встрече министров образования государств - участников Болонской декларации было объявлено, что присоединение к ней открыто только для членов Европейского Союза. Такой подход неоправданно сужал европейское образовательное пространство, поэтому в сентябре 2003г. на встрече министров образования - участников Болонского процесса условия приема были изменены. Подписывать Болонскую декларацию получили право государства, поставившие свою подпись под Европейской культурной рамочной конвенцией. В результате в качестве полноправных членов Болонскую декларацию подписали ряд новых государств, в том числе и Российская Федерация.

Присоединение Российской Федерации к Болонской Декларации позволяет нашей стране осуществлять образовательную реформу высшей профессиональной школы в соответствии с общеевропейскими нормами.

Болонской Декларацией предусматривается:

- обеспечение трудоустройства выпускников и усиление конкурентоспособности системы высшего профессионального образования;

- введение системы двухэтапного высшего профессионального образования: базового и постдипломного, доступ ко второму этапу требует завершения первого. Степень, получаемая после окончания первого этапа, признается на европейском рынке труда как достаточный уровень квалификации;

- принятие системы кредитов, как средства повышения мобильности студентов. Кредиты могут действовать на всех уровнях высшего профессионального образования, включая непрерывное, при условии их признания принимающими учебными заведениями;

- стимулирование мобильности и создание условий для свободного перемещения студентов, преподавателей, менеджеров образования, исследователей;

- развитие европейского сотрудничества в области контроля качества с целью выработки сопоставимых критериев и методологий;

- усиление европейского измерения высшего профессионального образования, прежде всего в таких областях, как проектирование образовательных программ, научные исследования и т.д.

В сентябре 2003г. в Берлине министры образования государств - участников Болонского процесса подписали коммюнике, в котором в качестве промежуточных приоритетов были намечены задачи на 2004 -2005гг. К их числу отнесены: развитие систем обеспечения качества высшего профессионального образования, продвижение структуры двух ступеней и усовершенствование системы признания степеней и сроков обучения.

Качество высшего профессионального образования лежит в основе развития европейского образовательного пространства, и поэтому на этой встрече было принято обязательство продолжать дальнейшее развитие системы обеспечения качества образования на национальном и общеевропейском уровнях.

На встрече министров образования государств - участников Болонского процесса, которая проходила в Бергене в мае 2005г., обсуждались текущие проблемы и определялись приоритеты и задачи на период до 2010г.. В состав Болонского процесса вошли такие страны как: Армения, Азербайджан, Грузия, Молдова, Украина. На этой встрече обсуждались вопросы: партнерства (бизнес организаций и социальных партнеров, международных институтов и организаций, которые являются партнерами в рамках процесса); системы степеней (принятие общих рамок квалификаций, включающих три цикла, а в контексте отдельных стран - возможность промежуточных квалификаций), и принципа общего описания каждого цикла, включающего результаты); обеспечение качества (принятие стандартов и общих принципов обеспечения качества европейского пространства высшего образования, предложенных Европейской сетью обеспечения качества); признание степеней и сроков обучения (ратификация Лиссабонской конвенции о признании).

Берлинское коммюнике определило необходимость внедрения ступеней бакалавра и магистра в странах, подписавших декларацию, до 2005г. При этом степени первой ступени (бакалавр) должны предоставлять доступ к программам второй ступени (магистр), открывающей возможность для дальнейших исследований и получения докторской степени. Важно отметить, что в Берлине было признано необходимым добавить докторский уровень, как третью ступень, дополняющую две основные ступени высшего образования.

На берлинской встрече важным направлением развития европейского образовательного пространства ВУЗов была признана мобильность студентов, преподавателей и административного персонала.

Большое значение для повышения мобильности выпускников имеет Лиссабонская конвенция по признанию образовательных документов. Министры стран - участниц Болонского процесса считают, что все государства, подписавшие декларацию, обязаны ратифицировать эту конвенцию. В соответствии с ней, начиная с 2005г., каждый выпускник учреждения высшего профессионального образования любой европейской страны должен в обязательном порядке бесплатно получать приложение к диплому на одном из широко распространенных европейских языков. Приложение призвано улучшить ситуацию с трудоустройством и дальнейшей учебой практически на всем Европейском континенте.

2010г. определен в Болонской Декларацией как срок завершения формирования европейского вузовского образовательного пространства.

В целом, Болонский процесс существенно расширяет возможности человека и, таким образом, содействует реализации основной социальной функции высшего образования.

Кроме того, участие в Болонском процессе позволяет активно влиять на формирование европейского образовательного пространства с учетом собственных достижений, а также накопленного позитивного опыта в области высшего образования на Евроазиатском континенте и результатов образовательной реформы в рамках Азиатско - Тихоокеанского форума и возлагает на нее новые обязательства в отношениях со странами СНГ.

Евразийский статус России, ее место и роль на образовательном пространстве СНГ обуславливают большой интерес страны и ее ВУЗов как к Болонскому процессу, так и к образовательной реформе стран - членов форума Азиатско - Тихоокеанского экономического сотрудничества. С учетом данного обстоятельства представляется целесообразным активизировать участие России в этих интеграционных процессах, чтобы содействовать выпускникам российских ВУЗов в трудоустройстве в странах СНГ, Европы и Азиатско - Тихоокеанского региона.

Также к первому типу относятся США, Канада, Япония, в которых интеграционные процессы в сфере образования реализуются по-другому.

Сложившаяся в этих странах система профессионального образования отличается широчайшим разнообразием в содержании, сроках, целевых установках, источниках финансирования, методике и организации обучения.

Усилия государственных органов США, Японии и других экономически развитых стран в конце XX в. в области профессионального образования в первую очередь были связаны с тем, чтобы преодолеть узкий практицизм профессиональной школы, поднять ее до способности готовить специалистов широкого профиля, совмещающих профессиональное мастерство с техническими и гуманитарными знаниями на уровне средней школы.

В развитых странах прогресс образования непосредственно связан с потребностями современного этапа научно - технической революции, которая требует от специалистов сочетания широкого общего образования с узкой специализацией. Широкое использование микроэлектроники, робототехники, биотехнологии, появление более усовершенствованных компьютеров меняют характер труда и место человека в производственном процессе, модифицируют структуру современных обществ, образ жизни и психологию людей; быстро меняется экономика; некоторые промышленные изделия устаревают, не успев сойти с конвейера. Глубокие технологические изменения происходят в жизни одного поколения; меняется профессионально - квалифицированный состав самодеятельного населения; растет численность: инженерного персонала, работников, занятых в науке, культуре, просвещении, здравоохранении, административном аппарате; высококвалифицированных специалистов, занятых в научных исследованиях и экспериментальных разработках. В развитых странах высокий образовательный уровень рассматривается и как гарантия безработицы: увеличение занятости идет главным образом за счет лиц с относительно высоким образованием; именно для них прежде всего предназначаются новые рабочие места.

В настоящее время можно выделить для стран первого типа региона, в т.ч. и некоторых стран Европейского Союза (ФРГ, Великобритания, Франции, Финляндии) общую тенденцию, характерную для всех современных зарубежных профессиональных школ: учебный процесс, строится в соответствии с новой философией образования. Она характерна для новой ступени развития общества и получила название «информационная» по сравнению со старой «индустриальной».

Сильными сторонами современной европейской системы профессионального образования и обучения, которые могут быть перенесены на российскую почву, являются:

- согласованность ступеней образования, плавный переход от одной к другой ступени, преемственность содержания образования как в рамках всего образовательного процессе, так и внутри отдельных предметов;

- приведение содержания подготовки квалифицированных рабочих и специалистов по определенным направлениям в разных странах к единым европейским образовательным стандартам и квалификациям, что расширяет пространство рынка труда, облегчает процесс трудоустройства и организацию практического обучения, т.к. работодатели различных государств представляют, где и на каких должностях может быть востребован на рынке труда обладатель того или иного диплома;

- свободный и осознанный выбор профессии/специальности и направления специализации учащихся профессиональных школ, когда они сами выбирают продолжительность, и уровень своего образования. Учащиеся, в зависимости от своих способностей, склонностей и устремлений, могут на каком - то этапе уйти из учреждения профессионального образования, но непременно получают документ, удостоверяющий достигнутый образовательный и профессиональный уровень;

- возможность непрерывной подготовки и переподготовки по избранной профессии/специальности в течение всей профессиональной карьеры;

- практическая направленность профессионального образования, большое количество часов практического обучения, разнообразие видов практики, тесная связь с теоретическим обучением;

- проблемное обучение по предметам (дисциплинам) или по комплексу предметов: любой предмет (дисциплина) решает практические задачи, связанные с конкретными проблемами отрасли.

Ко второму типу относятся регионы, позитивно реагирующие на интефационные процессы. В первую очередь, это страны Латинской Америки (страны Латинской Америки находится в зоне действия интеграционных процессов со стороны США и Западной Европы) и Карибского бассейна.

В настоящее время страны Латинской Америки и Карибского бассейна интенсивно сокращают разрыв с развитыми странами в технико - экономии-ческом отношении; быстрыми темпами растет добыча полезных ископаемых, развиваются новые отрасли обрабатывающей промышленности; рост наукоемкого производства становится главным условием, при котором эти страны могут включиться в процесс глобализации не как пассивный объект, а как активный субъект международных экономических отношений. Современному производству не подходит дешевая, но текучая малограмотная, неквалифицированная рабочая сила, требуются обученные работники, умеющие обращаться со сложным и дорогостоящим оборудованием, оно требует значительного развития профессионального образования и целенаправленной подготовки квалифицированных кадров.

В этих странах (Мексика, Аргентина, Бразилия, Чили, Уругвай) приняты прогрессивные законы об образовании, в которых сформулированы цели образования, принципы его организации, обязанности государства, порядок финансирования. Они первые среди развивающихся стран встали на путь образовательной интеграции, создания эффективных систем образования.

Социальные контрасты, характерные для латиноамериканских стран, не минуют и область профессионального образования. Сохраняется колоссальный разрыв между относительно высоким уровнем элитарного образования в отдельных странах и низким качеством массового школьного образования. Приоритетное финансирование высшего профессионального образования идет в ущерб массовой школы. К тому же латиноамериканские университеты вплоть до самого последнего времени ориентировались преимущественно на подготовку специалистов гуманитарного профиля, мало связанных с актуальными потребностями национального производства.

Третий тип составляют регионы, которые инертны к интеграции образовательных процессов. В эту группу входят большая часть стран Африки к югу от Сахары (кроме ЮАР), ряд государств Южной, Юго - Восточной Азии, небольшие островные государства бассейна тихого и Атлантического океанов.

Попытки форсировано преодолеть фундаментальные различия исторически сложившихся цивилизаций, совершить гигантский прыжок через века: от родоплеменного строя к становлению современного общества, в большинстве случаев кончаются неудачей. По всем аспектам состояния и развития образования африканские государства наряду с некоторыми странами Южной Азии (Афганистан, Бангладеш, Мадагаскар и др.) обнаруживают самые низкие показатели в мире и остаются пока маргинальными зонами мирового образовательного пространства. В целом для большинства этих стран экономика характеризуется либо застоем, либо преимущественно экстентивными факторами роста, сохраняются в широких масштабах доиндустриальное производство, низкая производительность труда, замедленная трансинформация социальных структур. Обретя политическую независимость, многие из этих стран продолжают оставаться аграрно - сырьевыми придатками промышленно развитых государств. Одновременно наблюдаются массовая неграмотность, большой процент детей, не охваченных элементарным образованием, крайне бедственное финансовое положение школ, нехватка преподавателей. Связь с социально - экономическими факторами здесь очевидна: дети из многочисленных бедных семей вынуждены бросать школу и идти на неквалифицированные низкооплачиваемые работы. В результате возникает порочный круг: бедность становится причиной неграмотности, а неграмотность в свою очередь расширяет зону бедности.

В мире формируется новый, Азиатско - Тихоокеанский регион (АТР) -генератор интеграционных процессов. В него входят следующие страны: Республика Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг, а также Малайзия, Таиланд, Филиппины и Индонезия. Для всех этих стран характерна стратегия повышенных требований к качеству обучения и подготовке кадров.

Огромная экономическая и социальная роль образования наглядно выявляется на примере Южной Кореи. В 60-х гг. XX века Южная Корея была слаборазвитой аграрной страной: в 1960г. годовой ВНП на душу населения составил 80 долларов США, что примерно соответствовало аналогичному показателю Японии середины XIX века. Но в последние десятилетия небогатая природными ресурсами, долгое время являвшаяся японской колонией, а затем сильно пострадавшая от войны 1950-1983 гг. Южная Корея превратилась в развитое индустриальное государство; согласно прогнозным оценкам, в 2010г. она поднимается по своему экономическому потенциалу до уровня стран «большой восьмерки».

Экономические сдвиги в Южной Корее в значительной мере обусловлены интенсивным развитием образования. Вопросы развития просвещения нашли отражение в Конституции 1948г., в 1949г. был принят основной закон «Об образовании», в 1952г. - закон «Об обязательном бесплатном образовании», в 1958г. - закон «О развитии профессионального обучения», в 1980г. - закон «О реформе образования». В 1994г. была создана президентская Комиссия для разработки путей дальнейшего развития образования. Постоянное внимание правительства к этим проблемам, подкрепленное крупными финансовыми вложениями, дало большие результаты. В относительно короткие сроки массовая неграмотность была ликвидирована и, напротив, массовым стало среднее образование; существенно расширились контингенты после средних учебных заведений. Значительное повышение образовательного уровня населения, наличие квалифицироваш1ых кадров способствовали развитию экспортно-ориентированного производства. Стали создаваться научно - промышленные парки, где осуществляется сотрудничество производственных компаний, исследовательских институтов, университетов и колледжей.

Еще одной важной тенденцией в развитии мирового образования является значительное распространение нововведений при сохранении сложившихся национальных традиций и национальной идентичности стран и регионов. Поэтому мировое образовательное пространство становится поликультурным и ориентированным на развитие человека и цивилизации в целом.

Организацией, осуществляющей регулирование процесса развития мирового образовательного пространства, является ЮНЕСКО.

Наряду с вышеозначенными моментами в европейском образовании прослеживается стремление к «демократической системе образования», т.е. доступность образования всему населению страны и преемственность его ступеней и уровней; предоставление автономности и самостоятельности учебным заведениям; обеспечение права на образование всем желающим (возможность и равные шансы для каждого человека получить образование в учебном заведении любого типа, независимо от национальной и расовой принадлежности); повышенный интерес к одаренным детям и молодым людям, к особенностям развития их способностей в процессе и средствами образования; поиск дополнительных ресурсов для образования детей с отклонениями в развитии, детей - инвалидов.

Анализ международного опыта профессионального образования позволяет выделить в настоящее время следующие основные образовательные модели, сложившиеся к. настоящему времени:

- финляндская модель: общеобразовательная, профессиональное образование - высшее техническое заведение, университет, далее магистратура, аспирантура;

- немецкая модель: общая школа - реальное училище, гимназия, основная школа - институт, университет, аспирантура;

- английская модель: объединенная школа - грамматическая и современная школа - колледж - университет, магистратура, аспирантура;

- российская модель: основная школа - полная средняя школа - учреждения начального профессионального образования (лицей), учреждения среднего профессионального образования (колледж) - институт, университет, академия (бакалавриат) - магистратура - аспирантура, докторантура.

Система профессионального образования стран Евросоюза представляет собой исключительно противоречивое и многогранное явление. Она не может рассматривается в отрыве от социальных, экономических, политических проблем общества, от конкретных условий каждой страны, моделей образования, включающей цели и задачи, структуру, системы учреждений, содержание, специфики данной страны, ее национальных особенностей. Поэтому даже в однотипных по социально-экономическому и политическому строю общества системы образования не являются тождественными.

В основе политики Европейского Союза в области профессионального образования и обучения лежат совершенно разные условия и традиции отдельных стран - членов Евросоюза; отличаются друг от друга и системы образования отдельных государств, а также место и роль, отводимые в них профессиональному образованию. Все это создает существенные сложности, препятствующие развитию единообразной системы «Европейского профессионального образования».

Профессиональное образование и обучение в странах Евросоюза основано на следующих инвариантных принципах:

- ответственность государства за профессиональное образование и, особенно, за доступ к профессиональному обучению;

- наличие производственного обучения в качестве обязательного компонента программ профессионального образования;

- централизованный контроль качества посредством национальных стандартов профессионального обучения;

- интеграция общего и профессионального образования.

Эти принципы являются как выражением единой политики в области профессионального образования и обучения, так и теоретической основой для построения и апробирования многообразных моделей образования.

Во многих европейских странах роль системы профессионального образования приобретает новые черты: значительно расширяются ее функции за счет включения социальных и политических процессов; она более широко используется государством в качестве института социального регулирования.

Являясь динамической, открытой и вероятностной, система профессионального образования подвержена влиянию различных факторов, которые неоднозначно воздействуют на составляющие ее элементы и подсистемы, имеющие в свою очередь смежную структуру.

Нынешнее состояние начального и среднего профессионального образования в России может быть охарактеризовано как кризисное, но, при реализации целевой программы структурной перестройки, имеющее перспективу развития, для чего необходимо следующее:

- новые принципы построения системы начального и среднего профессионального образования как территориальной, так и непрерывной, с включением дополнительного профессионального образования;

- децентрализация управления и финансирования системы начального и среднего профессионального образования, кардинальное изменение системы управления профессионального образованием;

- развитие новых функций: лицензирование, аккредитация, стандартизация, и новых образовательных институтов.

Система начального профессионального образования в России. Система начального профессионального образования в России сложилась в период существования Советского Союза в условиях централизованной плановой экономики при ориентации политики на социальную защищенность учащихся профессиональных школ со стороны государства, что обуславливало как сильные, так и слабые стороны системы.

Большинству российских промышленных предприятий было присуще малономенклатурное производство с длительными сроками обновления изделий, «замкнутость» на проблемы производства продукции, а не на запросы потребителей. Повторяющийся характер операций и краткая их продолжительность, невысокий уровень сложности многих видов работ, заданный темп и ритм, однообразие труда резко снижали уровень требований к качеству квалифицированных рабочих и специалистов. Все это делало профессионально - квалификационную структуру российского рынка рабочей силы жесткой и маловосприимчивой к изменениям, а основную массу работников - не заинтересованной в повышении профессиональной квалификации, росте продуктивности своего труда.

В целом, на современном этапе, состояние системы начального профессионального образования характеризуется противоречивыми процессами, ее структура сохраняет в значительной мере ведомственный характер. Подготовка кадров в большинстве учреждений начального профессионального образования осуществляется для нужд конкретного региона, поэтому большинство учреждений данного типа образования и часть учреждений среднего профессионального образования переданы на региональное финансирование.

Прежняя система планирования контрольных цифр контингента учащихся вызвала диспропорции в размещении сети учреждений начального профессионального образования, структуре подготовки кадров. На этом фоне прогресссивным является:

- появление вариативных образовательных программ, многоуровневых и многофункциональных учебных заведений;

- интеграция образовательных учреждений профессионального

- образования различных уровней;

- обновление содержания профессионального образования;

- переориентация образовательных программ с жесткого отраслевого на сбалансированный регионально - отраслевой принцип;

- приближение профильности подготавливаемых квалифицированных рабочих и специалистов к формирующемуся рынку труда;

- развитие автономности и академических свобод субъектов образовательного процесса, активизация общественных форм управления образованием;

- формирование системы многоканального финансирования.

Система среднего профессионального образования России. На современном этапе увеличивается потребность в специалистах среднего звена для обеспечения технологической культуры производства, административно - технической поддержки процессов управления, развития рыночной инфраструктуры, технического, информационного и социального сервиса. Средняя профессиональная школа обеспечивает получение доступного и массового профессионального образования, направленного на подготовку специалистов среднего звена, повышение образовательного и культурного уровня личности, которая направлена на обеспечение потребностей как федерального, так и регионального рынков труда.

Профильная структура среднего профессионального образования, ориентированного на федеральный уровень, должна включать в основном подготовку кадров по целевым федеральным программам для наукоемких и высокотехнологичных производств, для обеспечения инфраструктуры, систем контроля качества продукции, подготовки кадров в области искусства.

Приоритетное развитие среднего профессионального образования во многом зависит от устранения ряда противоречий между:

- ростом потребности в специалистах и отсутствием его объективного прогноза, нерациональным использованием специалистов со средним профессиональным образованием, низкой ценой труда молодого специалиста;

- потребностью рынка труда в специалистах с ориентацией на международные стандарты качества и устаревшим содержанием обучения, отсутствием заинтересованности социальных партнеров принимать участие в совершенствовании содержания образования;

- повышением требований к управлению учебными заведениями, качеству подготовки специалистов и отсутствием статуса директора среднего специального учебного заведения, преподавателя.

Прогнозируя профессиональную школу начала XXI века, отечественные и зарубежные ученые и практики сходятся на том, что она должна:

- удовлетворять потребностям производства и непрерывно расширяющейся сферы обслуживания в специалистах широкого профиля, отличающихся профессиональной компетенцией, мобильностью и способностью учитывать динамичную специфику конкретной формы трудовой деятельности;

- строиться на опережающих в своем развитии материально - технической базе и технологиях;

- соединить профессиональную подготовку с образованием в объеме средней школы, что позволит учащемуся после окончания обучения работать по избранной специальности или продолжить обучение в высшей школе.

Существующие в таких странах как Россия, Франция, Чехия системы обучения квалифицированных рабочих и специалистов, при последовательном их развитии могут реально привести к созданию модели профессиональной школы XXI века. Например, во Франции к началу 90-х гг. XX века создана разветвленная сеть профессиональных учебных заведений, которые наряду со специальностью дают своим выпускникам общее среднее образование, позволяющее продолжить обучение в высших учебных заведениях.

Зарубежная профессиональная школа, при всех ее достижениях в развитии материальной базы, находится в противоречии с объективными социально-культурными процессами, что и заставило принять ряд кардинальных мер по изменению сложившейся ситуации.

Для мирового образовательного пространства сегодня характерны весьма важные тенденции, особенно ярко проявившиеся в конце XX века:

- повсеместная ориентация большинства стран на переход от элитного образования к высококачественному образованию для всех;

- углубление межгосударственного сотрудничества в области образования. Активность развития данного процесса зависит от потенциала национальной системы образования и от равных условий партнерства государств и отдельных участников;

- существенное увеличение в европейском образовании гуманитарной составляющей в целом, а также за счет введения новых научных и учебных дисциплин, ориентированных на человека: политологии, психологии, социологии, культурологии, экологии, экономики.

Есть все основания утверждать, что профессиональная школа начала XXI века соединяет в себе конструктивные достижения сложившихся в разных регионах мира образовательных систем; она строиться на осознании приоритетности образования как основы социального и научно - технического прогресса; на включение школы в единую систему непрерывного образования, которая будет просвещать и духовно обогащать человека всю жизнь, на системе гуманитарных и естественно - научных знаний, которые обеспечат формирование человека, находящегося в гармонии с окружающим миром и самим собой.

Образование неотделимо от конкретного социально - экономического контекста и влияние последнего на образование чрезвычайно трудно, а часто и невозможно выделить или точно измерить. Взаимная сопряженность проблем, связанная с различными областями человеческой деятельности, делает очевидным необходимость комплексного подхода к их изучению. Политика государства в области образования и подготовки кадров является составной частью целостной политики, которая проводится в различных сферах жизни общества.

 

АВТОР: Читаева Ю.А.