12.02.2012 5932

Содержание профессионального образования в Европейском Союзе и России

 

Содержание профессионального образования имеет исторический характер, поскольку оно определяется его целями и задачами на том или ином этапе развития общества.

Содержание профессионального образования отражает содержание и характер профессиональной деятельности, поэтому характеризующие различные его стороны и аспекты системы понятий определяют не только наличие, но и процесс его формирования.

Содержание образования - «педагогическая модель социального заказа, обращенного к обучению; социальная принадлежность содержания образования обуславливает его определяющую роль по отношению к процессу обучения».

Под содержанием образования понимается система знаний, умений, навыков, черт творческой личности, мировоззренческих и поведенческих качеств личности, которые обусловлены требованиями общества к кадрам соответствующей квалификации и профиля, причем в данной трактовке содержание образования выступает как цель функционирования системы профессионального образования.

В работах отечественных ученых и практиков (А.П. Беляева, B.C. Безрукова, Л.Д. Федотова) содержание образования представляется как система теоретических и эмпирических норм, ценностей, знаний об основах наук, о закономерностях организации, техники и технологии производства, практических умениях и навыках, обеспечивающих формирование и развитие личности, а в работах ученых (Б.М. Бим-Бада, B.C. Леднева, А.В. Петровского) содержание образования понимается следующим образом:

B.C. Леднев считает, что содержание образования - это содержание процесса прогрессивных изменений свойств и качеств личности, необходимым условием чего является особым образом организованная деятельность, это содержание триединого целостного процесса образования личности - усвоение опыта, воспитания и развития.

По мнению Б.М. Бим - Бада и А.В. Петровского, подлежащее усвоению учащимися содержание образования, определяя развитие личности, является частью социально - культурного опыта, отобранного в соответствии с целями и процессуальными аспектами обучения.

Особую актуальность приобретает ориентация на обеспечение компетентностного подхода в профессиональном образовании, т.е. на формирование способности и готовности учащихся использовать профессиональные и личностные качества в реальной жизни для решения практических задач в связи с превращением этого подхода в одну из ведущих тенденций мировой образовательной практики и в меру оценки качества и эффективности профессионального образования.

Личностная ориентация профессионального образования, востребованность его результатов в жизни, обеспечение вариативности и свободы выбора в образовании органически взаимосвязаны. Профессиональное образование не может быть личностно значимо, если его результаты не востребованы в жизни, если человек не выбрал интересующее его профессиональное образование, равно как и пути, способы получения этого образования.

Содержание образования определяется образовательными стандартами, реализация которых является одним из важнейших аспектов современного развития профессионального образования, которые применяются к широкому кругу трудовых функций во всех отраслях экономики и представляют собой меру того, в какой степени индивидуум способен удовлетворить требованиям в отношении показателей своей профессиональной деятельности.

В странах Евросоюза и России содержание образования регламентируется документами государственного образца, которые имеют различную форму и название, например: «стандарт», «рамочный план» и др.

Нормирование (стандартизация) в образовании с учетом национальных традиций существовало всегда и в настоящий момент остается актуальным, оно связано с представлениями об идеалах, общих целях, содержании и формах обучения в виде законодательных актов, нормативных документов, учебных планов, программ, учебников и учебных пособий.

В историческом плане стандарт (норма) по своему существу являет собой качественно новый этап в эволюции способов проектирования и нормирования содержания образования. Если все предшествующие способы этого нормирования («единый учебник», «единые программы» и др.) жестко фиксировали состав и объем предлагаемого материала, то стандарт принципиально меняет сам объект нормирования. Стандарт выдвигает требования к результатам образования, тем самым, предлагая следующие теоретические и технологические инновации:

- стандарт делает акцент не на том, что надо учить, а на том, что надо знать учащимся, т.е. внешнее для него содержание обучения трансформируется в личностно усвоенное содержание образования;

- поскольку личностное развитие возможно только в процессе самостоятельной деятельности учащегося, стандарт выстраивает сами требования к образованию в деятельностном ключе, т.е. придает образованию личностно - деятельностный характер;

- акцентируя результаты, которые должны быть достигнуты в ходе обучения, стандарт оставляет учащимся свободу в выборе путей, средств, способов их достижения. Это тем более значимо, что главной задачей образования на современном этапе развития человеческой цивилизации должно стать, как отмечается в Докладе международной комиссии ЮНЕСКО по образованию в XXI веке: «Создание условий для самостоятельного выбора человека, формирования готовности и способности действовать на основе постоянного выбора и умение выходить из ситуации без стрессов».

Понятие «стандарт» было заимствовано педагогической наукой из производственной сферы. Первый опыт стандартизации образования был предпринят за рубежом в 80-е годы XX века.

Большой вклад в изучение процесса развития стандартов образования внесли и российские ученые и практики В.П. Беспалько, В.И. Гинецинский, Н.М. Казакевич, А.Н. Лейбович, Г.А. Федотова и др..

Существуют разные подходы к толкованию понятия «стандарт».

Стандарт (от англ. standart) - норма, мерило, в широком смысле слова - образец, эталон, модель, принимаемая за исходные для сопоставления с ними других объектов; нормативно - технический документ по стандартизации, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом».

В Толковом словаре русского языка стандарт трактуется, во-первых, как «образец, которому должно соответствовать, удовлетворять что-нибудь, по своим признакам, свойствам, качествам» и, во-вторых, как «нечто шаблонное, трафаретное, не заключающее в себе ничего оригинального, творческого».

В.П. Беспалько под стандартом образования понимает диагностическое описание минимальных обязательных требований к отдельным сторонам образования или образования в целом.

В.И. Гинецинский определяет стандарт как санкционированный органами управления вариант наиболее обобщенного описания содержания учебной дисциплины, определяющий ее специфику и место в ряду других дисциплин, составляющих содержание общего и профессионального образования.

Сам термин «стандарт» употребляется не всегда, и не во всех странах. Иногда заменой ему служат такие термины, как «ядро содержания» или «общенациональная программа», или «базисное содержание» и т.п., но практически все они синонимичны.

Стандарт определяет результат процесса обучения; он (стандарт) означает то, что человек должен знать и уметь использовать в практике трудовой деятельности.

В исследовании под стандартом будет пониматься совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ общего и профессионального образования, которые будут предъявляться к результатам освоения программ, к их структуре, условиям реализации.

В международных источниках обнаруживаются определенные расхождения в трактовке понятия «стандарт» и порядке его применения.

В опубликованных Европейским фондом обучения материалах содержится следующее итоговое определение: «Стандарты профессионального образования и подготовки - это общее описание рабочих функций, которые должны практиковаться в рамках определенной специальности, а также представление соответствующих знаний и навыков».

Учитывая большое разнообразие национальных систем профессионального образования и обучения в странах Европейского Союза, разработка общей классификации европейских стандартов оказалось невозможной. Тем не менее, Европейскому центру по развитию профессионального образования (CEDEFOP) удалось, вместе с представителями всех государств - членов ЕС, сопоставить большую часть различных профессиональных классификаций и профилей этих стран. Это явилось важным шагом в развитии профессионального образования и подготовки в Европе, так как, благодаря этому, появилась гораздо большая гласность и понимание в отношении стандартов и профессиональных классификаций.

Анализ европейского опыта показывает, что проблема стандартов профессионального образования и обучения является актуальной для большинства развитых стран, поскольку качество профессионального образования и обучения является определяющим фактором в развитии научно - технического прогресса.

Роль стандартов высоко оценена на втором международном конгрессе ЮНЕСКО по техническому и профессиональному образованию «Образование и подготовка в течение всей жизни - мост в будущее».

Ядро стандарта профессионального образования составляет квалификация, уровень которой определяется мастерством в рамках профессиональной деятельности.

При определении требований к стандарту можно выделить основные три функции:

- первая функция - обеспечение связи между профессиональной подготовкой и отраслями экономики, в которых обучающиеся получат работу после завершения обучения;

- вторая функция - обеспечение сопоставимости дипломов/аттестатов в пределах страны;

- третьей функцией стандартных требований может быть обеспечение уровня квалификации, который бы признавался в других странах.

В настоящее время в мире существует три модели стандартов профессионального образования, причем в ряде стран данные модели действуют параллельно:

- модель, в основе которой лежит конечный результат (используемая в Великобритании);

- профессиональная модель (используемая в большинстве европейских стран);

- модульная модель (используемая Международной организацией труда).

Модель, основанная на результатах (экзаменационная) - это модель, в основе которой лежит конечный результат, содержит описание навыков, которые должны быть освоены, критерии оценки качества. Выполнение экзаменационных требований является официальным доказательством достижения квалификационного стандарта; стандарт не регулирует процесс обучения.

Подготовка самого экзамена не описывается в стандарте. В нем не указывается ни требований к учебной программе, ни вступительных испытаний, ни места и времени проведения курсов или подготовки. Эта модель не распространяется на процесс обучения. Для проведения самих экзаменов существуют специальные экзаменационные органы: палаты, комиссии и т.д.

Основное преимущество данной модели - это то, что ее наиболее легко разработать. В некоторой мере можно абстрагироваться от содержания, учебно-методического обеспечения, дидактических методов обучения или же необходимости достижения консенсуса по этим вопросам. Данная модель дает больше возможностей и расширяет поле деятельности для получения соответствующего квалификационного удостоверения. Оценка результатов является «целью», как правило, обязательной, и проводится под контролем официально признаваемых государством (аккредитованных) учреждений.

Основной недостаток экзаменационной модели - отсутствие очевидности тестируемых знаний. Невозможно получить представление о том, чему на деле научился экзаменуемый, какими знаниями он обладает или каким образом должно строится его дальнейшее обучение на основе продемонстрированных на экзаменах результатов. В такой модели нет заданности учебной программы, продолжительности обучения и т.д. Все зависит, в большей степени, от качества экзаменационных вопросов и компетентности организации, выдающей удостоверение.

Для большинства стран - членов Евросоюза модель, ориентированная на выход, не является основной, но это вовсе не означает, что для них не важен конечный результат.

Профессиональная модель - модель ориентирована на процесс с контролем результата; основной акцент делается на обучение профессии и формирование целостной профессиональной компетенции, позволяющей работать по целому ряду профессий; содержит указания относительно содержания, организации и продолжительности учебного процесса, требования к экзаменам и формам их проведения; в ряде стран содержит требования к преподавательскому составу и учебным заведениям; может содержать указания на вступительные требования; предусмотрены стандарты «ключевых профессий», каждая из которых относится к группе связанных с ней специализированных профессий и предполагает разные уровни освоения; стандарт содержит «ключевой учебный план» плюс специализированные «обязательные» модули и дополнительные модули, используемые в большинстве европейских стран.

Имеются отличия в том, как проходит практическая профессиональная специализация, т.е. включена ли она в рамки учебных программ и является заключительной частью обучения в самом учебном заведении, или же она проводится официально в виде стажировки на предприятиях.

Например, в стандартных моделях профессионального обучения в Дании, ФРГ или Австрии, разрабатываемых совместно с социальными партнерами, заложены основные виды трудовых операций, видов деятельности по профессии и дается описание профессиональных компетенций, более детальное описание которых по указанной профессии содержится в учебных планах и программах учебных заведений с учетом изучаемых предметов и расписания; имеются также четкие указания об экзаменационных требованиях.

Основным преимуществом профессиональной модели является целостный подход и достаточно высокий уровень полученных компетенций. Эта модель включает обычные знания, а также специализированные технические знания, личностные компетенции, например: способность к сотрудничеству, информационные и коммуникационные навыки, готовность к восприятию нового, умение «широко» мыслить. Помимо приобретения профессиональных навыков, поощряется и поддерживается развитие личности. У выпускников учебных заведений, обученных в рамках реализации профессиональной модели стандартов, формируются более полный набор компетенций. Кроме того, гарантируется открытость, что является прочной основой для дальнейшего профессионального образования и обучения и профессионального роста.

Недостатком этой модели является то, что разработка новых стандартов требует значительных затрат времени и квалифицированных специалистов.

Профессиональная модель стандартов используется в системах профессионального образования и обучения в странах Европейского Союза в связи с давней традицией, существующей в этих странах.

Модульная модель - представляет тип стандартов, которые не проектируют курсы обучения в течение двух или более лет, как это делается в профессиональной модели, а устанавливают поддающиеся оценке квалификационные требования для некоторых видов профессиональной деятельности. Они могут быть также частью профессионального стандарта, но для аттестации имеются отдельные характеристики.

Модульная модель состоит из различных модулей, которые составляют характеристику профессии, определенного профессионального стандарта, используемая Международной организацией труда. Модули могут использоваться как дополнительные требования на входе или как экзаменационные, относящиеся только к выходу. Они могут быть точно определены и быть узко специализированными, или же могут быть достаточно широкими и включать несколько видов деятельности; здесь отмечается высокая степень разнообразия.

В учебных модулях дается описание учебных целей, содержания и, в некоторых случаях, вступительные требования. Кроме того, содержатся рекомендации о их сочетании и дидактической последовательности учебных блоков.

Преимуществами модульной модели является то, что обучение по модульной структуре по сравнению с профессиональной моделью, короче; модули лучше подогнаны к различным уровням личной успеваемости, к желанию показать высокие результаты со стороны учащихся профессиональных школ, быстрее адаптированы к требованиям рынка труда, их легче обновлять и заменять; очевидна их наибольшая гибкость.

Среди недостатков модульной модели можно отметить «изолированность» каждого модуля и отсутствие связи между различными видами компетенциями. Без общерегулирующей комплексной учебной цели модули остаются несвязанными друг с другом, поэтому трудно достичь единства разных видов профессиональных компетенций. Легкость, с которой можно сочетать модули друг с другом, может вызывать дальнейшие проблемы, так как практически невозможно сказать с какой-либо степенью уверенности, какие именно сочетания модулей потребуются для промышленности не в данный момент, а через два-три года. Модульная модель дает меньше ясности о полученном профессиональном образовании и системе обучения.

Обобщение зарубежного опыта позволяет утверждать, что в европейской образовательной практике более широкое применение находят сочетание профессиональной и модульной моделей, направленных на формирование ключевых компетенции, а не просто обучения отдельным видам деятельности. При этом исходным является описание профессии, т.е. подробное описание профиля выполняемых трудовых операций, включая необходимые знания, навыки и «ключевые квалификации». Следовательно, прослеживается перспектива обучения профессиям широкого спектра применения и специальностям, а не просто узкоспециализированным профессиям, что приемлемо лишь в некоторых ограниченных случаях.

В практике профессионального образования, как в странах Европейского Союза, так и России, применяются квалификационные, профессиональные и национальные образовательные стандарты.

Квалификационный стандарт. Система квалификационных стандартов базируется на трех основаниях: квалификационных стандартах, профессиональных компетенциях, стандартных требованиях к оценке профессиональной компетентности.

Согласно международной энциклопедии образования: «Квалификационный стандарт - это стандарт качества обучения, общепринятые представителями образовательных органов, а также различными отраслями экономики и культуры нормы требований, описывающие необходимые умения и знания профессиональной деятельности, а также условия и методы оценки профессиональной пригодности».

Опыт стран Европейского Союза свидетельствует, что при первоначальной разработке квалификационных стандартов инициатива, координация, методическая и финансовая поддержка остаются за государством. Государство обеспечивает законодательную и нормативную базу; возникает необходимость в создании организационных структур, на которые возлагаются функции создания, поддержания и совершенствования общегосударственной системы квалификационных стандартов.

В Великобритании квалификационный стандарт рассматривают как блок, состоящий из соответствующего набора модулей функциональных компетенций. Положительная оценка по всем модулям функциональных компетенций, входящим в квалификационный стандарт, предполагает получение государственного сертификата определённого уровня или диплома государственного образца.

В Великобритании существует квалификационное и учебно - программное Управление (Qualifications and Curriculum Authority). Управление является национальным агентством под эгидой Министерства образования; Управление регулирует в государственном масштабе все вопросы, связанные с квалификационными требованиями, оценкой знаний и трудовых навыков, присвоением квалификаций. Его функциями являются:

- ответственность за учебные программы системы среднего образования (школьники от 5 до 18 лет);

- утверждение квалификационных требований (стандартов) для послешкольного обучения (для учащихся старше 16 лет);

- аккредитация и контроль за деятельностью аттестационных организаций;

- аккредитация квалификационных стандартов и придание им статуса национальных;

- общая ответственность за развитие единого национального «квалификационного пространства», которое включает все виды образования и профессиональной подготовки.

В европейской практике наблюдаются разные подходы к масштабам применения квалификационных стандартов:

- обязательный характер стандартов на общенациональном уровне (характерно для Франции);

- обязательный характер стандартов на уровне региона (в странах с большой протяженностью территории и наличием регионов с различной структурой, таких как Польша).

Квалификационный стандарт является основой программирования учебного процесса и оценки качества обучения: процесс обучения и оценки переходит на модульную основу, базирующуюся на модулях функциональных компетенций; совокупность компетенций, входящих в модуль, составляет минимальную величину требований к профессиональной деятельности, которая может быть подвержена оценке и сертификации в рамках общегосударственной системы квалификационных стандартов.

Квалификационные стандарты распространяются на профессии и виды деятельности.

Задача разработки разноуровневых квалификационных стандартов, обеспечивающих преемственность требований к профессиональным компетенциям выпускников различных видов образовательных учреждений, является чрезвычайно актуальной для профессионального образования.

Структуру квалификационного стандарта можно изобразить в форме пирамиды, в широком основании которой лежат элементы профессиональных компетенций, в ее середине - модули функциональных компетенций. Реализация содержания нормативных модулей и стандарта в целом в процессе обучения подтверждается документами государственного образца.

Построение пирамиды квалификационного стандарта является для отрасли профессионального образования, базирующейся на компетенциях, основой для последующей разработки учебных планов и программ, а также оценки соответствия достигнутого уровня знаний и умений обучаемых требованиям соответствующего квалификационного стандарта.

Квалификационные стандарты повышают качество профессионального образования за счет решения ряда проблем:

- осуществляется переход к системно - деятельному обучению;

- обеспечиваются интегральные знания и умения выпускника профессиональных школ, соответствующие квалификационным требованиям;

- создается основа для поэтапного обучения и отбора наиболее подготовленных учащихся к продолжению обучения на более высокой ступени профессионального образования;

- создаются условия для индивидуализации обучения и использования других прогрессивных методов обучения;

- обеспечивается объективная основа для поэтапной оценки знаний и навыков учащихся;

- обеспечивается объективная основа проведения итоговой аттестации выпускника профессиональной школы.

Профессиональные стандарты. Профессиональные стандарты являются требованием к должностным обязанностям, а также уровню профессиональной подготовки будущего специалиста с учетом обеспечения производительности и качества выполняемых работ в определенной отрасли экономики. Они включают в себя, наряду с другими данными, наименование должностей и соответствующие им квалификационные и образовательные уровни, перечень конкретных должностных обязанностей (рассматриваемых с точки зрения профессиональных компетенций), выполнение которых позволит работнику реализовать трудовые функции в границах его компетенции.

Профессиональный стандарт - это многофункциональный нормативный документ, определяющий в рамках конкретного вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) требования к содержанию и условиям труда, квалификациям и компетенциям специалистов по различным квалификационным уровням.

Профессиональные стандарты служат основанием для формирования системы профессионального образования и обучения. Они являются основанием для разработки образовательных стандартов всех уровней с учетом требований к квалифицированным работникам, предъявляемым рынком труда, работодателем. Профессиональный стандарт также является основанием для формирования профессиональных компетенций и их сертификации; требования этого стандарта используются при составлении учебных программ и методических материалов, выборе форм и методов обучения в системе профессионального образования.

На основе профессиональных стандартов в экономически развитых странах созданы системы сертификации, что позволяет идентифицировать и обеспечивать качество трудовых ресурсов, необходимых для осуществления и достижения стратегий и целей организаций в рамках международной системы качество ISO 9000.

Работодателю профессиональный стандарт помогает:

- подбирать квалифицированный персонал на рынке труда, поскольку стандарт служит основой для определения критериев подбора персонала;

- обеспечить требуемое качество труда персонала;

- обеспечить профессиональный рост персонала;

- поддерживать и улучшать стандарты качества на предприятии через контроль и повышение уровня профессионализма персонала;

- повышать мотивацию персонала на предприятии;

- повышать эффективность, обеспечить стабильность и высокое качество труда, а, следовательно, добиваться высоких экономических результатов.

Работнику профессиональный стандарт помогает:

- определить собственный профессиональный уровень и задачи профессионального обучения и совершенствования;

- качественно выполнять свои должностные обязанности на предприятии;

- обеспечить собственную востребованность на рынке, труда, сократить сроки поиска подходящей работы;

- добиться карьерного роста и увеличения доходов.

Для органов управления образованием профессиональные стандарты дают возможность:

- сформулировать реальные и измеримые цели профессиональные образования;

- планировать объемы и профили обучения;

- определять траектории обучения в течение всей жизни.

Для учреждений профессионального образования стандарты создают основу для разработки:

образовательных программ, курсов обучения, учебных планов и учебно-методических материалов для различных целевых групп: (учащиеся системы профессионального образования, взрослое население, безработные граждане, желающие трудоустроиться и т.д.).

В странах Европейского Союза профессиональные стандарты обычно используются для определения того, что требуется от людей на рабочих местах.

В Великобритании «Национальный и профессиональный стандарт» содержит описание трех элементов:

- то, что должно быть достигнуто;

- ряд формулировок, которые описывают, как этот стандарт должен быть достигнут - критерии профессиональной деятельности;

- перечень различных условий и обстоятельств, в которых этот стандарт должен быть достигнут. Диапазон применения стандарта лежит в основе так называемых национальных профессиональных квалификаций, где под квалификацией подразумевается совокупность стандартов, отражающих различные виды профессиональной деятельности.

В Федеративной Республике Германии (ФРГ) часть учебной программы, (часть стандарта) относящаяся к практическому обучению на предприятиях, создается в Федеральном институте профессионального образования, а часть, относящаяся к профессионально - техническим училищам, определяется Конференцией министров образования.

В Австрии разработка учебных программ (стандартов) находится в ведении Министерства экономики или других компетентных министерств. Здесь, помимо Министерства образования, за учебные программы отвечает также Министерство экономики.

В Дании имеется специальная структура, состоящая из торгово-промышленных комиссий на национальном и отраслевом уровнях, в которых полностью определяются стандарты.

В профессиональных стандартах должны быть представлены единые требования к профессиональным компетенциям учащихся по каждой профессии и учебной специальности, направлению. Они должны быть обязательно признаны государством и являются важным показателем качества подготовки квалифицированных рабочих и специалистов.

Профессиональные стандарты позволяют контролировать профессионализм работников, поддерживать и улучшать стандарты качества для определенной области деятельности. При использовании профессиональных стандартов работники, работодатели, образовательные учреждения и органы управления образованием получают очевидные преимущества.

Профессиональные стандарты и их применение носят обязательный характер, и должны быть сопоставимыми с требованиями международных стандартов.

Различие между двумя типами стандартов, профессиональными и образовательными, все больше размывается, так как стандарты разрабатываются для того, чтобы привести результаты образования и подготовки в соответствие с требованиями трудовой сферы. Любой из них может использоваться как квалификационный стандарт.

По мнению Российского Союза промышленников и предпринимателей (РСПП) и других объединений работодателей, профессиональные стандарты представляют собой качественный запрос работодателей на подготовку кадров. Разработка профессиональных стандартов включена в приоритетные направления деятельности объединений работодателей. В России идет работа по созданию профессиональных стандартов, первый из них по профессиям ресторанного бизнеса утвержден в 2007г. Поскольку государственные образовательные стандарты профессионального образования нового поколения должны основываться на требованиях работодателей, особое значение приобретает разработка ассоциациями работодателей профессиональных стандартов, которые позволят определить уровни квалификации, требуемые на рынке труда и соотнести их с необходимым уровнем образования и обучения, а также систематизировать требования к выполнению трудовых функций в терминах компетенций. В свою очередь, эти требования позволяют объективно оценить компетенции выпускников системы профессионального образования и действующих работников и присваивать им квалификации. Для проведения оценки и официального признания квалификаций необходима национальная система квалификаций, частью которой является рамка квалификаций и система обеспечения качества. Рамка квалификаций позволяет установить связи между результатами обучения, требованиями рынка труда, профессиональными квалификациями и дипломами; общим и профессиональным образованием.

Государственные образовательные стандарты. Образовательные стандарты стали во всем мире откликом сферы образования на происходящие фундаментальные изменения в развитии общества.

В странах Европейского Союза и России образовательными стандартами являются педагогические категории, предполагающие определенный уровень образовательных достижений в конкретной области.

Европейский фонд образования придерживается понимания образовательных стандартов как «описание задач трудовой деятельности в общем виде, исполнение которых осуществляется в рамках соответствующих профессий и специальностей, а также демонстрацию соответствующих знаний, навыков и умений».

Образовательный стандарт - эталонный уровень образования, необходимый для данного общества в определенный отрезок времени.

Общие концептуальные требования к образовательным стандартам, как правило, предполагают, что стандарты должны:

- содержать уровни «достижений» и иметь градации (различные уровни) в рамках каждой компетенции;

- не быть привязаными к возрасту или временному аспекту; часть стандартов может быть единой для всех, другие же стандарты, которые учащиеся реализуют в рамках удовлетворения собственных интересов и развития собственных способностей, должны оставаться открытыми;

- предоставлять определенный, хотя и ограниченный выбор; преподавателя, учащиеся и родители должны иметь возможность выбора стандартов сверх тех, которые государство устанавливает как обязательные;

- иметь такое сопровождение в плане образовательного процесса, которое бы позволяло учащиеся тратить на их освоение столько времени, сколько им нужно;

- обеспечить «успешность учащимся», а не быть инструментом разделения их на успешных и неуспешных;

- быть достаточно конкретными с тем, чтобы их можно было измерить.

Процесс разработки и внедрения образовательных стандартов с учетом профессиональных стандартов необходимо рассматривать как системный, многоуровневый процесс, требующий совместных усилий различных Министерств и ведомств, заинтересованных организаций.

История государственного образовательного стандарта в России непродолжительна - впервые о них широко заговорили в конце 1980-х гг.; система профессионального образования в советский период строилась по единому государственному стандарту; на начальном этапе перестройки проходил интенсивный процесс приспособления учебных заведений к новым социально - экономическим условиям, рынку труда и конкуренции в сфере образовательных услуг.

В условиях реформирования образования, перехода к вариативным программам, передачи ряда функций по управлению образованием в регионы введение государственных образовательных стандартов является средством его регулирования.

В проекте «Реформа образования в РФ: концепция и основные задачи очередного этапа» отмечается, что разработка государственных образовательных стандартов имеет первостепенное значение для реформы содержания образования. Государственные образовательные стандарты призваны «... расширить возможности для непрерывного образования и академической мобильности, они должны соответствовать запросам личности, общества, государства... иметь инструментально - педагогическую организацию, опирающуюся на строго определенные для каждой ступени обучения нормы».

Государственный (национальный) образовательный стандарт составляет сумму четко обозначенных нормативных требований к содержанию учебных программ, которым должны овладеть все учащиеся системы профессионального образования.

В настоящее время в России термин «государственный образовательный стандарт» является термином правового уровня, уровня российского законодательства, на что указывает ст. 7 Закона РФ «Об образовании» и ст. 43 п.5 Конституции РФ. В России действуют государственные образовательные стандарты, федеральные компоненты которых определяют в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки учащихся, требования к уровню подготовки выпускников; государственные образовательные стандарты являются основной объективной оценкой уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

Основным компонентом государственного образовательного стандарта являются квалификационные требования, определяющие систему показателей, характеризующих профессию/специальность и регламентирующих сроки и формы обучения, направленность и содержательные параметры профессиональной деятельности работника, которыми должен обладать выпускник учреждений начального и среднего профессионального образования.

Как и квалификационные стандарты, государственные образовательные стандарты базируются на трех основаниях: требования к минимуму содержания образовательных программ, требования к максимуму объёма учебной нагрузки, требования к уровню подготовки выпускников.

В настоящее время в России действуют государственные образовательные стандарты начального профессионального образования по 290 интегрированным профессиям, включенным в Перечень профессий начального профессионального образования, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации 8 декабря 1999г. №1362 и государственные образовательные стандарты по 256 специальностям.

Разработка государственных образовательных стандартов является требованием времени.

Принципы разработки государственных образовательных стандартов:

- первый принцип - приоритет качества подготовки квалифицированных рабочих и специалистов, его соответствие квалификационным характеристикам выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования и его уровню образования;

- второй принцип - усиление профессиональной направленности содержания образования за счет широкого участия социальных партнеров (заказчиков кадров, работодателей и их ассоциаций) в обновлении содержания профессиональных образовательных программ в соответствии с потребностями рынка труда, отраслей экономики и социальной сферы, перспективами их развития;

- третий принцип - практическая подготовка учащихся: профессиональная практика, лабораторные работы, практические занятия, курсовые работы);

- четвертый принцип - возможность проверки, измерения и оценки качества подготовленности выпускников учреждений профессионального образования (начальное, среднее), а также создание системы контроля основных показателей качества образования, которые отражают готовность выпускника к профессиональной деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой;

- пятый принцип - непрерывность образования - сопряженность государственных образовательных стандартов различных уровней образования, преемственность профессиональных образовательных программ и обеспечение условий для получения личностью квалификаций на более высоких уровнях образования.

Необходимо отметить, что государственные образовательные стандарты должны ориентироваться не на стандартизацию дидактики обучения, а, прежде всего, на ее результаты. К сожалению, в действующих государственных образовательных стандартах не отражены требования формированию ключевых компетенций учащихся.

В связи с принятием закона Российской Федерации от 1 декабря 2007г. №309-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» в России с 01.09.2009г. устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального и среднего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию и которые являются основной объективной оценкой уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования. Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения начального и среднего профессионального образования являются отражением требований рынка труда к сфере образования.

Федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечить:

- единство образовательного пространства России;

- преемственность основных образовательных программ профессионального образования (начальное, среднее).

Основными характеристиками новых федеральных государственных образовательных стандартов являются:

- ориентация на результаты обучения, выраженные в компетенциях;

- рамочный характер образовательных стандартов;

- разработка образовательных стандартов совместно с работодателями и с учетом профессиональных стандартов для обеспечения их соответствия требованиям рынка труда;

- соразмерность результатов обучения профессиональным функциям;

- результатом реализации профессиональной образовательной программы, разработанной на основе федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования является сформированность ключевых компетенций учащихся, что приведет к готовности выпускников качественно и эффективно выполнять трудовые функции.

Особенностью государственных образовательных стандартов нового поколения является тщательный отбор теоретического содержания и принцип интеграции теории и практики при освоении модулей, т.е. акцент на самостоятельную целенаправленную деятельность обучающихся.

Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

- структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

- условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

- результатам усвоения основных образовательных программ.

Разработка и утверждение федеральных государственных образовательных стандартов осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; федеральные государственные образовательные стандарты утверждаются не реже одного раза в десять лет.

Федеральные государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников учреждений профессионального образования независимо от форм получения образования.

Федеральные государственные образовательные стандарты, отвечающие современным требованиям к качеству образования, возможно разработать при условии решения вопросов о квалификационной структуре, о Перечне профессий профессионального образования и подготовки, о профессиональных стандартах.

Структура нового поколения стандартов профессионального образования предполагает модульный принцип его построения, основанный на компетенциях, что дает возможность учреждениям профессионального образования осуществлять вариативную подготовку учащихся по профессиям и специальностям. Перечень ключевых компетенций вводится в содержание российских федеральных государственных образовательных стандартов.

Особенностями новых образовательных стандартов являются:

- повышение свободы образовательного учреждения в формировании и реализации основной профессиональной образовательной программы: объем времени устанавливается только по циклам обучения; вариативная часть - 20 - 30%, что дает: возможность увеличения объема времени дисциплин и модулей, введение новых дисциплин и модулей для обеспечения соответствия требованиям региональных рынков труда;

- новое содержание практико-ориентированного обучения: производственное обучение и практика (начальное профессиональное образование), учебная практика и практика по профилю специальности (среднее профессиональное образование) входят в состав профессиональных модулей по видам профессиональной деятельности;

- новые методы практико-ориентированного обучения (метод проектов, деловые игры и тренинги, моделирование и имитационные занятия, в т.ч. с представителями рынка труда);

- требования к организации практико-ориентированного обучения: создание новой образовательной среды для освоения модульных программ на предприятии, в организации и в учреждениях профессионального образования (новые требования к практическому обучению);

- оценка качества подготовки: оценка учебных достижений выпускников профессиональных школ в форме оценивания уровня освоения дисциплин; оценка квалификации выпускников профессиональных школ как итоговая оценка освоения профессиональных модулей; портфель достижений выпускника как условие допуска к государственной (итоговой) аттестации - подготовке к защите выпускной квалификационной работы;

- изменение роли преподавателя - от позиции транслятора знаний к позиции консультанта, сопровождающего процесс освоения обучающимися профессиональных модулей, т.е. готовности к реализации основных видов деятельности;

- изменение роли работодателя - оценка квалификации учащихся (освоения профессиональных модулей) должна осуществляться при ведущей роли работодателей.

Проблемы перехода на федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования состоят в:

- отсутствии интеллектуальных механизмов финансирования образовательных программ профессионального образования;

- неразвитости системы оценки и признания образовательных результатов;

- недостаточной методической и профессиональной квалификации работников системы профессионального образования.

 

АВТОР: Читаева Ю.А.