12.02.2012 2651

Личностная изменчивость подростков в условиях социально-информационного стрессирования

 

Структура нашей психики порождена необходимостью сохранения индивидуальной и социальной жизни и определяется функциями психики. Лурия А.Р. отмечал, что каждая из психических функций реализуется определенной нейрофизиологической системой в структуре мозга. Целостные поведенческие акты, по данным П.К. Анохина, реализуются физиологическими функциональными системами. Таким образом, можно утверждать, что свойство человеческого мозга, реализующего мышление, - разлагать и соединять с целью обнаружения или создания полезных для жизни вещей, является природным.

Ум включен во все психические процессы. Психика возникла как регулятор отношений организма и среды. Субъективной формой существования психического является сознание, то есть отражением психического в себе. Это рефлексия, интроспекция, самосознание. (Шадриков В.Д., 1999 г.) Именно сознание лежит в основе возникновения всех личностных изменений и преобразований.

Человек - существо социальное. Будучи частью социума, человек приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью личности, формирует ее. Разные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций различный социальный опыт. На этом положении основывается процесс индивидуализации и личностной изменчивости.

Можно выделить ряд причин объективного и субъективного характера, влияющих на процесс социальной адаптации. К объективным мы относим: нестабильность социально - экономической, социально - политической и экологической обстановки в стране в целом и в нашем регионе в частности.

Современная социально - экономическая ситуация в обществе может быть охарактеризована рядом моментов:

- переоценкой ценностей, изменением приоритетов в структуре социально -значимых и личностно престижных профессий, специальностей;

- противоречивостью отношения к образованию в условиях рынка труда и образовательных услуг;

- формированием во многом чуждой российскому менталитету молодежной субкультуры, подрывающей фундамент воспитательной системы общества;

- отсутствием четкой, адекватной современным условиям молодежной политики;

- ослаблением (или утратой) непреходящих педагогических ценностей, традиций, достижений опыта воспитания исторического прошлого;

- актуализацией проблемы обеспечения социальной, психофизиологической, духовно - нравственной безопасности молодежи, преодоление аморальных средств ее социализации (Шаповалов В.А., 2000).

Их влияние на личность заключается в том, что образуется, так называемый, «вакуум духовности» (Д.И. Фельдштейн, В. А. Пономаренко, 1994), то есть происходит процесс «замыкания» сознания, деформация мотивационно - потребностной сферы, понижается уровень продуктивности воображения, что не способствует расширению информационной емкости сознания индивидуума.(Фельдштейн Д.И., 1994).

Проявление духовности характеризуется высокой избирательностью мышления, определяемой духовными ценностями личности. Так как духовность способствует расширению информационной базы, подключает информационные ресурсы подсознания, то тем самым это способствует продуктивности мышления, характеризуется чувством внутренней активности, единением духовных способностей и свойств, чувств и эмоций, единением умственных, нравственных, духовных качеств, стремлением к духовному прогрессу. К стремлениям следует отнести: интеллект, мораль, а также добросовестность. Важную роль играет чувство нравственного и умственного превосходства, чистоты или чувство вины.

Духовность определяет отбор информации, характер ее обработки, установление отношений и характера обобщений; повышает направленную проницательность ума индивида, выделяет те свойства объектов, которые позволяют разрешить проблему, раскрыть истину. Духовность воздействует на интеллект, способность судить, размышлять и отвлекать, которая называется в практической жизни благоразумием, здравым смыслом, тактом, хитростью, умом, проницательностью, в искусстве - творчеством и вкусом, в науке - способностью открывать, обобщать и схватывать отношения».

В настоящее время социальная ситуация такова, что общество потеряло возможность удовлетворить потребность человека в реализации своих духовных качеств. Очевидно, что именно поэтому и обнаруживается психологическая склонность индивидуумов к разным вариантам девиантного поведения, что и объясняет процесс личностной изменчивости в негативную сторону.

Личностно - характерологические, личностно - психологические свойства базируются на биологической основе индивида (типологические свойства нервной системы, темперамент) и определяют процесс становления психологических типов. А личность формируется посредством глубинного влияния на них социально - экономических и социально - политических факторов.

Психологические характеристики личности, механизмы позитивных и негативных изменении зависят, согласно полевой теории личности К. Левина от взаимодействия и взаимозависимости жизненного пространства, психологического поля личности с событиями внешнего мира, которые, действуя извне, могут изменять жизненное пространство, психологическое поле и сущность личности. К. Левин впервые обозначил проблему «психологической экологии», подчеркивая значение проницаемости границ между жизненным пространством и внешним миром, когда любое воздействие, прежде чем оказать влияние на человека, должно трансформироваться в факт его психологической среды.

Все объективное так или иначе трансформируется в субъективное, психическое, и только через этот уровень может оказывать непосредственное регулирующее влияние на внешне развернутое поведение человека как личности и субъекта профессиональной деятельности. Все внешние влияния, помимо физического или биологического воздействия, приобретают еще и психологическую составляющую в виде информации об этом влиянии, в виде ожидания того или иного эффекта и соответствующих состояний типа надежды, тревоги, страха и т.д. Через психосоматические механизмы эти факторы оказывают вторичное влияние на организм, а изменения в соматике в свою очередь проецируются в центральной нервной системе, и в энергоинформационной системе (ЭИС) человека, проекцией которой являются биологически активные точки (EAT). Именно это последнее, наряду с другими видами взаимодействий системы «среда - организм - личность», легло в основу данных исследований характера влияний стрессогенных факторов самого различного происхождения на личность и организм подростка и решение важных задач совершенствования диагностики состояний человека, сформировавшихся под воздействием этих факторов.

Доминирование негативных функциональных состояний осложняет деловое взаимодействие и профессиональные взаимоотношения, что приводит к ухудшению морально-психологического климата в коллективах и конфликтам, повышает вероятность возникновения психогенных расстройств. Психогения (от греч, psyche - душа, genea - происхождение, возникновение) - группа психических заболеваний, возникающих как реакция на тяжелую жизненную ситуацию.

За последние голы заметно возрос интерес специалистов к роли психической травмы, т.е. тяжелых индивидуальных психических переживаний, в происхождении и течении некоторых болезней. Круг заболеваний, так или иначе связанных с психогениями, ширится. К психогенным заболеваниям в настоящее время относят группу болезненных состояний, причинно связанных с действием психотравмирующих факторов, т.е. таких, при которых психическая травма определяет не только возникновение, но также течение и симптоматику заболевания.

Учение о психогенных заболеваниях стало ареной борьбы теоретических взглядов, которые являются выражением противоположных концепций человека: материалистического понимания сущности как единства социального и биологического при ведущей роли социального начала, с одной стороны и дуалистической трактовки человека, в которой доминирующее биологическое (инстинктивное) начало находится в противоречии с социальным, с другой. Второй подход в понимании сущности человека в наиболее завершенном виде содержится в концепции психоанализа, которая оказала особое влияние на разработку проблемы психогенных заболеваний в западных странах. Игнорирование роли социальных факторов и индивидуального сознания явилось источником пересмотра теории Фрейда и появления ее различных модификаций, объединяемых термином «неофрейдизм».

Другим выражением психологизма в подходе к человеческой личности в норме и патологии, в частности, в трактовке психогенных заболеваний является так называемое феноменологическое направление. Сам термин «феноменология» использовался впервые Гегелем дня обозначения совокупности проявлений духа в сознании истории и мышления. Феноменология изучает субъективные переживания больных и решает следующие задачи: в наглядной, образной форме представить психические состояния, реально переживаемые больными, рассмотреть взаимосвязи между психическими состояниями, по возможности, четко очерчивая и дифференцируя их.

Реакцией на односторонний психологизм в понимании поведения человека с нормой патологии явилось возникновение в США так называемой науки о доведении (behavior science) или, бихевиоризма. Отдельные поступки и действия человека бихевиористами рассматривались как прямой условно-рефлекторный ответ ЦНС на внешнее воздействие по принципу стимул-реакция. При этом не учитывалась роль такого важнейшего промежуточного звена, как личность с ее социальным опытом.

Сам же термин «психогенные заболевания», предложенный Зоммером в 1894г., вначале соответствовал понятию истерических реакций.

По Кереру психогенная реакция есть результат взаимодействия между предрасположением и специфической травмой, приводящей к психическому расстройству. Предрасположение врожденно (конституция) или в редких случаях приобретено (алкоголь, инфекции, беременность). Кроме того, предрасположение создают: длительная бессонница, бесплодная борьба с неприятностями, т. е. по существу те же факторы психической травмы. Вместе с тем, Керер, Рейхардт предполагали, что в каждом случае психогении конституция имела патогенетическое значение. Но основное значение врожденной конституции, дающей «психореактивную лабильность», по Брауну, значительно сложнее, чем простая комбинация переживания и предрасположения. Патогенетические и провоцирующие факторы переплетаются. Каждый человек обладает специфической, присущей лишь ему индивидуальной реактивной способностью. Конституция - не причина психогенной реакции, она лишь сообщает ей специфическую окраску. На взаимодействии переживания и конституции растут симптомы в зависимости от пола, возраста, образования, социального положения и т. д.

Интересна эволюция взглядов Э. Кречмера на конституцию и психогению. Конституция по Кречмеру - это сумма всех свойств индивида, генотипически закрепленная в его задатках. Выступив вначале в качестве последовательного конституционалиста, он позднее придает психогенным факторам все большее значение, подчеркивая, что личность меняется под влиянием психогенных факторов,

В.Н. Мясищев говорит о том, что переживание является производным от личности переживающего. Патогенность ситуации заключается в неумении ее рационально преодолеть или отказаться от неосуществимых стремлений. При психогенном заболевания происходит нарушение нормальной связи личности с внешними условиями в силу особенностей характера. В соотношении качества психики и условий жизни лежат патогенные источники психогений и, следовательно, отдаленные причины коренятся в условиях развития личности. В этом сущность генетического понимания психогений Мясищевым.

Как известно, в этиологии заболеваний причинные факторы всегда в той или иной степени взаимодействуют с факторами внешних и внутренних условий. В этиологии психогенных заболеваний особенно велика роль факторов внутренних условий, главным образом индивидуальных особенностей личности. При этом следует иметь в виду не только конституциональные свойства темперамента и характера, но также, как указывает В.Н. Мясищев, индивидуальную историю развития личности.

Именно поэтому отечественные специалисты вслед за В.Н. Мясищевым понимают психогенное заболевание прежде всего как «болезнь развития личности.

Важным условием возникновения наиболее распространенных психогенных заболеваний является наличие особых черт личности и развивающихся вследствие нарушений процесса ее формирования. Именно выраженность вариационной личностной, конституционально детерминированной, ответственна за особенности преломления внешних факторов условий, через внутреннее (конституциональное) содержание личности. Социально-психологическая адаптивность, толерантность, устойчивость индивидуального барьера психической адаптации, компенсаторные возможности личности в отношении биологических, психологических, информационных и иных патогенных стрессоров, в значительной мере зависят от взаимодействия, взаимоотношения конституционально-типологических личностных основ и внешних информационных воздействий.

Однако, несмотря на важное значение внешних и внутренних условий, не меньшая роль все же отводится ведущему причинному фактору психотравмирующему воздействию.

Таким образом, этиология психогенных заболеваний носит сложный многомерный характер.

В современной литературе в психологическом контексте экстремальными называют, с одной стороны, условия жизни человека, характеризующиеся высокой энтропией будущего при несформированности, неясности для субъекта способов достижения насущных целей.

С другой стороны, под экстремальными понимают условия, ставящие человека на грань переносимости. До недавнего времени к числу таковых в основном относили климатические условия циркумполярных областей, высокогорья, космического пространства. В настоящее время к этой группе относят также факторы промышленных аварий, стихийных и экологических бедствий, информационные воздействия.

Когда в комплекс окружающих условий, помимо природных и производственных факторов, входит раздражение второй сигнальной системы, к разряду экстремальных рекомендуется относить факторы, вызывающие развитие состояний динамического рассогласования, критерием которого является нарушение адекватности физиологических, психологических и поведенческих реакций человека по отношению к условиям и характеру деятельности (В.И. Медведев, 1993). Данное определение предполагает, что любое воздействие, доза которого превышает определенную критическую величину, может выступать в качестве экстремального (B.C. Новиков, B.C. Смирнов 1995). Указанные авторы представляют одну из возможных классификаций экстремальных факторов, вызывающих стрессовые состояния у человека, предложив выделить 5 классов факторов, которые при определенных условиях могут быть отнесены к разряду экстремальных; физико-химические (микроклиматические, радиационные, барические, механические, изменение естественного газового состава среды)., необычные информационные (недостаточность; избыточность или ложность информации, двойная деятельность), семитические (угрожающие биологическим и социальным мотивам) и внутренние (биологические и психологические) (Б.И.Медведев 1979). Авторы (Алешинков М.С., Родионов Б.Н.. Татов В.Б., Ярочкин В.И.) предлагают классификацию методов знергоинформационного воздействия, вызывающего стрессовые состояния у человека: специальные технические устройства, средства массовой информация, вода и продукты питания, биополе человека, аномальные энергетические зоны: космическое энергоинформационное оружие.

В наиболее общем виде все экстремальные факторы внешней среды можно разделить на физико-химические и информационно-семантические. Для первых экстремальность определяется дозой воздействия, для вторых - новизной или когнитивной оценкой реального или прогнозируемого воздействия как представляющего угрозу для человека. Границы, отличающие обычные условия от экстремальных, в значительной мере условны. Экстремальность выявляется только из конкретного фактора с конкретным индивидом.

Тот или иной экстремальный фактор может оказывать на организм специфическое и неспецифическое воздействие. Примером неспецифического действия, наблюдаемого при любой катастрофе, является стресс, под которым принято понимать многоуровневый процесс функциональной системы срочной или долговременной адаптации. Вариантами исхода взаимодействия организма со стрессором могут быть предельное напряжение функциональных механизмов срочной адаптации с угрозой их декомпенсации; вовлечение в реакцию основных метаболических процессов, обеспечивающих стабильную жизнедеятельность на клеточно-молекулярном уровне.

Современные психологи утверждают, что две трети населения промышленно развитых урбанизированных стран умирает от стресса. Так что же такое стресс?

Длительные физические и душевные нагрузки, превышающие нормальные, ведут к нарушению функционирования органов, болезни и смерти, хотя другие органы и системы организма вполне жизнеспособны.

Изучая факторы, сопровождающие болезни разной физиологической природы, Селье уже в 1935 году ввел понятие «эмоциональный стресс» - психофизическое состояние организма, вызванное длительным повышением уровня процессов возбуждения. К раздражителям, сопровождающим разные заболевания или предшествующие им, ученый относил не только собственно эмоциональные состояния, такие как гнев, злость, страх, растерянность, неудовлетворенность собой и другие отрицательные эмоции, но и внешние агрессоры: освещение, уровень шума, никотин и т. п. Если негативные эмоции накладываются друг на друга и переходят в форму, то за фазой адаптации организма наступает следующая стадия стресса: истощение защитных сил, нарушение механизмов возбуждения, торможения и саморегуляции, что ведет к изменению физиологических процессов.

Сегодня мало кто сомневается, что такие «болезни века», как инфаркт, гипертоническая болезнь или мозговой инсульт - только конечные печальные результаты постстрессовых нарушений в нервной деятельности. Физиологические реакции здесь те же, что у лабораторных животных: повышение давления, сужение сосудов, повышение содержания глюкозы в крови, усиленное выделение желудочного сока, изменения в деятельности органов внутренней секреции - словом, все признаки первой стадии стресса. К наиболее опасным стрессорам относятся не внешние раздражители, а внутренние эмоциональные состояния, такие как гнев, страх, неудовлетворенность

Как отмечает X. Линдеман, в сходной ситуации оказывается нередко и человек. Нередко у подчиненного при встрече с начальником возникает ощущение, что он - как мышь, которая не может сопротивляться кошке и не может убежать от опасности. В этой ситуации природа знает только один выход для слабого - болезнь. Для сильного человека существуют еще два: отключение от стрессовой ситуации, например, с помощью очень интенсивного постороннего увлечения и переключение личности в другой план взаимоотношений с помощью занятий СПС.

Согласно информационной теории эмоций П.Б. Симонова (1981), эмоциональная реакция человека на действие экстремального фактора подчиняется универсальному правилу зависимости от актуальной потребности (ее качества и силы) и вероятности удовлетворения этой потребности на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта. Следовательно, один и тот же экстремальный фактор может вызывать разные эмоции, порожденные качеством доминирующей потребности, биологической (инстинкт самосохранения и др.): социальной (следование определенному эталону поведения, велениям долга) и даже идеальной (потребность в познании, любознательность первооткрывателя). Эмоции включены в архитектонику любого целенаправленного поведенческого акта и при действии экстремальных факторов являются первичными реакциями организма.

Важным внутренним детерминирующим фактором стрессовых реакций, определяющим и их неоднозначную зависимость от характера внешних воздействий, является фактор типологического склада личности. В зависимости от типологического склада личность оказывается предрасположенной к одним или другим видам стрессовых реакций или проявлять значительную устойчивость к тем или иным влияниям.

Особым видом стрессогенных факторов являются информационные воздействия, в частности воздействия манипулятивного типа. В связи с этим в последнее время большое внимание в научных и практических разработках уделяется проблеме информационной безопасности государства, общества и личности (Г.В, Грачев 1998: КН. Панприн, 1998 и др.). В частности, Г.В. Грачев пишет, что выдвижение манипуляций в последнее время на ведущее место в системе угроз информационно-психологической безопасности личности определяется следующими факторами; массовым распространением и включенностью психологических манипуляций в информационно-коммуникативные процессы, эффект действия которых многократно усиливается широкомасштабным и стихийным распространением новейших информационных технологий, средств коммуникации, резким увеличением количества субъектов манипулятивного воздействия (политические, религиозные, мистические организации, рекламные агентств), имеющих доступ к современным манипулятивным технологиям и средствам распространения информации; отсутствием действенной системы социально-психологической защиты личности в масштабах общества в целом, так как традиционные защитные механизмы разрушены или просто неадекватны современным условиям, не сформированы в достаточной степени; (например, НЛП -нейролингвистическое программирование и др.).

Итак, стресс - это многоуровневый процесс формирования новой функциональной системы срочной или долговременной адаптации. Вариантами исхода взаимодействия организма со стрессором может быть предельное напряжение функциональных механизмов срочной адаптации с угрозой их декомпенсации; вовлечение в реакцию основных метаболических процессов, обеспечивающих стабильную жизнедеятельность на клеточно-молекулярном уровне; допустимость благоприятного исхода.

Особенности стрессовых воздействии и своеобразие возникающих под их влиянием психических расстройств при относительно медленном развитии экстремальной ситуации, так же как и при внезапном ее возникновении, обычно позволяют условно выделять три периода.

В первый период экстремальное воздействие хотя и развивается в течение нескольких дней, однако затрагивает витальные основы, и в качестве ответа формируются относительно однотипные реакции, определяющиеся разной степенью выраженности тревогой и страхом. Проявления стрессовых реакций у большинства лиц аналогичны таковым при первой стадии реакции на стресс и выражаются в виде снижения двигательной активности или гипердинамии. В отличие от первого, во втором периоде формирования психической дезадаптации значительно большее значение имеют преморбидные особенности личности. Наряду с уже относительно компенсированными переживаниями жизненной ситуации актуальными становятся сообщения об утрате дома,- имущества, разобщение с близкими и т, д. Указанные психогенные воздействия обычно растянуты во времени и имеют две качественные характеристики, существенные со стороны психологических механизмов психической адаптации и дезадаптации. С одной стороны, - это неопределенность в разрешении ситуации во времени, с другой - понимание обязательного ее завершения. Вторая из названных особенностей обусловливает мобилизацию механизм адаптации в какой-то мере способствует приостановке развития психогенных расстройств на уровне неглубоких, клинически неструктурированных реакций. В то же время остальные психогенные воздействия становятся менее интенсивными. Сохраняющиеся длительное время неблагоприятные факторы последствий как бы входят в структуру существования людей, в связи с чем у них появляется возможность переработки ситуации, собственный переживаний и ощущений. Хронический характер, стресса недостаток информации о длительности экстремального воздействия, реальном влиянии на здоровье, возможных мерах устранения - вес это определяет перенапряжение и демобилизацию механизмов адаптации. Наряду с сохраняющимися специфическими, психогенными расстройствами в этот период начинают преобладать личностные, характерологические формы дезадаптации, наблюдаемые в первом и втором периодах.

Исходя из представленных описаний, психогенные расстройства можно рассматривать как единый процесс, динамика и структура которого определяются особенностями экстремальной ситуации и реагирующего человека. Социально-стрессовые расстройства (ССР).

Складывающаяся социально-психологическая ситуация приводит к ломке общественного сознания и смене жизненных ориентиров десятков миллионов людей. Развивающиеся вследствие этого массовые проявления состояний психоэмоционального перенапряжения и психической дезадапттации подробно описаны на примере российской действительности Ю.А. Александровским.

Основными причинами и условиями возникновения социально-стрессовых расстройств являются:

- макросоциальные общегрупповые психогении, изменяющие стереотип жизнедеятельности больших контингентов населения;

- социально-стрессовые обстоятельства, носящие хронический, растянутый по времени характер;

- коренное изменение общественных отношений, выходящее за рамки обычного опыта;

- смена культуральных, идеологических, моральных, религиозных представлений, норм и ценностей, остававшихся неизменными на протяжении жизни прежних поколений;

- изменение социальных связей и жизненных планов;

- нестабильность и неопределенность жизненного положения;

- ухудшение соматического здоровья;

- усиление декомпенсации невротических и патохарактерологических нарушений под воздействием «биогенного» воздействия экологических вредностей.

Клинически ССР проявляются невротическими симптомами, такими как: вегетативные дисфункции, нарушения ночного сна, астенические и истерические расстройства, панические расстройства.

Теснейшая, по существу неразрывная связь информационных, физико-химических, биологических, социально-психологических факторов стресса ставят вопрос о возможности восстановления характера первичного источника стрессовых реакции как со стороны психики, так и со стороны организма по структуре либо соматических нарушений, либо личностно-психологических. Как показывают исследования и теоретические обобщения, эти нарушения довольно неспецифичны, но их структурные особенности вполне могут оказаться специфичными для конкретного характера нарушений. Эта гипотеза, среди прочих, и стала для нас отправной в решении ряда задач диагностики и разработки процедуры и аппаратурного обеспечения диагностических исследований при определении типа первичного поражения.

Подобное обстоятельство обусловлено тем, что весьма сложно на настоящем этапе развития науки своевременно зарегистрировать, объективизировать деструктивные изменения психотипологических особенностей, формирование негативных механизмов дезадаптации и предболезненных расстройств, требующих разработки и применения адекватных и оптимальных методов защиты.

Следовательно, взаимосвязь и взаимозависимость человеческого организма и личности с окружающей средой носит не только физический, но и собственно психологический энергоинформационный характер. Психическая энергия в соответствии с принципом сохранения энергии может трансформироваться из психической в физиологическую и наоборот, но не может исчезнуть в рамках «тотальной космической системы». Это положение, высказанное независимо друг от друга 3. Фрейдом, В. Вернадским и Н.Л. Гумилевым, нельзя игнорировать, так как оно подтверждает наличие взаимообмена между энергией тела, энергией личности и энергией ноосферы (внешней среды в широком смысле этого понятия).

Таким образом, теоретический анализ проблемы исследования убедительно доказывает, что в процессе личностной изменчивости подростков помимо индивидуально - типологических (биологически заложенных) особенностей решающую роль играют социально - информационные условия среды.

Учитывая это, психологи должны строить конституционально -ориентированный коррекционный процесс, который бы способствовал адекватной социальной адаптации подростков и стабилизировал бы личностную изменчивость в условиях хронического социально-информационного стрессирования.

 

АВТОР: Шалимов А.В.