14.02.2012 5486

Функции государственной информационной политики в области миграции

 

При рассмотрении данного аспекта обозначенной темы к числу значимых дефиниций понятийного аппарата исследования следует отнести определение «миграции». В первоначальном значении термин миграция связан с англ. migrate - путешествовать пешком, странствовать. В России в активное развитие теории миграции началось в конце 50-х - начале 60-х годов, тогда впервые в послевоенной литературе были сформулированы все возможные варианты определения миграции. До этого миграция в истинном понимании выпадала из справочной литературы. Ее не было и во втором издании Большой советской энциклопедии, осуществленном уже в 1954 году. Лишь в третьем издании МСЭ (1959г.) и Краткой географической энциклопедии (1961г.) термин «миграция» был восстановлен в интерпретации В.В. Покшишевского.

В опубликованной в 60-е годы работе, Я. Щепаньский определяет миграцию как любое перемещение независимо от изменения места в географическом пространстве. В начале 70-х годов М.В. Курман в ряде работ попытался определить миграцию как любую форму социального движения. Им, например, текучесть кадров была представлена как вид миграции. Позже он заметил, что территориальная миграция не исчерпывает всего многообразия видов миграции населения. К ней относится межотраслевая и внутриотраслевая миграция, которые можно назвать, производственной миграцией. Вполне правомерно говорить об образовательной и профессиональной миграции. Далее он замечает, что «к миграциям населения в широком смысле слова следует относить все виды движения населения, имеющие общественную значимость».

Собственно точка зрения М.В. Курмана является повторением того, о чем говорили Э.Ф. Баранов и Б.Д. Бреев еще во второй половине 60-х годов. По их мнению, миграция может рассматриваться с точки зрения трех различных аспектов - как территориальная, отраслевая и профессиональная миграция. Этот подход обусловлен был тем, что авторы подменили термин мобильность термином миграция (лат. migratio, т.е. переселение). Как только они подвели различные виды перемещений под единое родовое понятие «мобильность», все стало на свои места.

Терминологическая путаница потребовала наведения порядка в научном аппарате. В обосновании терминологии и классификации определений участвовали Б.С. Хорев, В.И. Староверов и многие другие исследователи миграции населения.

В современной науке насчитывается более сорока определений миграции. Разные исследователи подразделяют дефиниции, классификации и типологии миграции на разные группы по определенным основаниям.

По мнению СВ. Рязанцева существует четыре группы определений миграции. Первая группа смешивает два таких различных явления как миграционный процесс и миграционный результат. К ней он относит Н.Н. Филипова и В.А. Сукова, которые определяют миграцию как любой вид территориального перераспределения населения. Ко второй группе - подходы В.Н. Чапека, В.И. Моисеенко, О.В. Лармина, В.И. Переведенцева, Т.И. Заславской и т.д. Они не разделяют понятия мобильности и перемещения либо считают миграцию формой миграционной мобильности. Л.Л. Рыбаковский, относящийся к этой группе исследователей, под миграцией населения понимает территориальное перемещение, а под миграционной мобильностью (подвижностью) - способность к миграции, т.е. потенциальную миграционную активность. Третья группа смешивает различные виды движения населения, в том числе миграционного: М.В. Курман, Я. Щепаньский, С. Эйзенштад. И, наконец, четвертая группа, объединяет только территориальные перемещения населения. В рамках этой группы сложились широкий и узкий подходы к определению миграции населения. В.И. Переведенцев считал, что миграцию населения в широком смысле следует рассматривать как совокупность любых перемещений людей в пространстве. В узком, специальном значении слова, миграция есть совокупность переселения людей, связанных со сменой места жительства на относительно продолжительный срок.

Л.Л. Рыбаковский считает, что если не касаться различных нюансов, то все определения миграции населения можно распределить на четыре группы, приняв в качестве классификационного признака сущностный момент. К первой группе, относятся определения, смешивающие различные виды движения населения, в частности, миграционное и социальное, т.е. происходит смешение территориального и социального движения. Ко второй группе, наиболее распространенной и признаваемой ныне большинством, относят те определения миграции, которые включают только территориальные перемещения населения. К третьей - не разделяющие такие разные понятия как перемещение и мобильность.

И все-таки, современные исследователи склоняются к мысли, что миграцию следует определять как любое территориальное перемещение, совершающееся между различными населенными пунктами одной или нескольких административно-территориальных единиц, независимо от продолжительности, регулярности и целевой направленности.

В Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации выделены официальные понятия и термины: миграция - перемещение по различным причинам через границы тех или иных территориальных образований в целях постоянного или временного изменения места жительства; вынужденная миграция - перемещения людей с целью поиска убежища (субъектами вынужденной миграции являются - вынужденные переселенцы - граждане Российской Федерации, получившие статус вынужденного переселенца на основании Закона РФ «О вынужденных переселенцах» и внутренние перемещенные лица - граждане РФ, постоянно проживающие на ее территории, вынужденно покинувшие места своего постоянного проживания в результате межнациональных конфликтов, не имеющие статус вынужденного переселенца, но попадающие под действие постановления Правительства Российской Федерации, связанных с урегулированием этих конфликтов); незаконная миграции - въезд в Российскую Федерацию, пребывание и выезд с ее территории иностранных граждан, лиц без гражданства с нарушением законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок въезда, пребывания транзитного проезда и выезда иностранных граждан, а также произвольное изменение ими своего правового положения в период нахождения на территории РФ.

Главной целью государственной информационной политики (том числе и в сфере миграции) является налаживание диалога в треугольнике власть - средства массовой информации - общество. Для этого должны быть решены задачи формирования единого информационного пространства России, ее вхождения в мировое информационное пространство, обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства, формирование демократически ориентированного массового сознания, становление отрасли информационных услуг. Также расширение правового поля регулирования общественных отношений, в том числе связанных с получением, распространением и использованием информации. Активно внедряясь в область политики, «новые информационно-коммуникационные технологии не только качественно видоизменили старые представления, установки, стереотипы, но и сломали многие формы поведения, модели взаимоотношений между политическими институтами и индивидами». В соответствии с этими задачами определяются специфические функции государственной информационной политики.

Вообще в современной науке существует множество подходов и определений функций. Так, функцией (лат. - круг деятельности) называют сторону, элемент, этап любой социальной деятельности или обязанность, назначение, характер деятельности, исполнение обязанностей. Мы, рассматриваем функции информационной политики с точки зрения политической цели государства и целями общества, которые в общем можно обозначить как сохранение целостности и стабильности своего существования.

В «Концепции государственной информационной политики Российской Федерации» прямо обозначены три функции: регулирующая, контролирующая, формирования и развития информационного пространства, в том числе выделение организационных структур во всех ветвях власти для выполнения последней функции.

В новейшей отечественной теории журналистики проявляются существенные различия в определении и характеристике функций журналистики. С.Г. Корконосенко в начале девяностых годов XX века выделял следующие функции производственно-экономическую, информационно-коммуникативную, регулирующую и духовно-идеологическую. А через несколько лет в связи с объективными изменениями всей системы журналистики и активным введением в теорию журналистики системного подхода изменил свое мнение и предложил функции журналистики рассматривать через субъектный подход с системообразующим критерием. С их помощью можно отразить все аспекты функционирование средств массовой информации и сопоставлять эти аспекты по их достоверности, Для журналистики как специфической деятельности, таким генеральным субъектом выведена социальная система, или общество. Сами же функции он обозначил как:

1. интеграции - она нацелена на достижение в обществе духовного единства и согласия, в особенности по ощутимым вопросам собственности на средства производства, личной безопасности граждан, межконфессиональных отношений и т.п.;

2. познания (самопознания) - нацеленную на потребность общества в развитии.

Функции прессы на уровне отдельных групп и социальных институтов (к таковым, в том числе относятся и группы, формирующиеся в сфере миграции), складывающиеся внутри общественной системы и являющиеся ее элементами, он выделяет:

1. пропаганда, как распространение политических, философских, экономических и иных знаний и идей, а также эстетических и морально-нравственных ценностей;

2. агитация, как воздействие на аудиторию путем создания примера для подражания, а также с помощью призыва и морального стимула, и побуждение к практическому действию;

3. организационную функцию, как достижение определенных сдвигов в социальной практике, в поведении социальных групп, организаций, людских масс;

4. группу функций ориентации, как способствующие социализации индивида;

5. группу функций психологической разрядки, как единство развлекательной релаксационной и гедонистической функций. Сюда же отнесены функции психогигиены, направленные на сохранение и укрепление нервно-психического здоровья читателя, зрителя и слушателя.

Для журналистов, как специфического вида социальных субъектов, С.Г Корконосенко выделил служебно-профессиональную (как реализацию знаний навыков, исполнение должностных обязанностей и общественного долга, обеспечение средствами к существованию) и творческую (как самопознание, личностную самореализацию и саморазвитие в процессе создания журналистских произведений).

Достоинством такой системы функций является ее направленность на различные сферы журналистики.

Некоторые авторы не разделяют функции журналистики и функции средств массовой информации. Но и при анализе функций СМИ наблюдаются существенные расхождения. К примеру, Л.Н. Федотова выделяет такие функции СМИ, как информирование, воспитание, организация поведения, снятие напряжения, коммуникация, И.Д. Фомичева относит к ним коммуникативную, познавательную, ценностно-ориентирующую и социально-организаторскую функции.

Если обратиться к функционированию средств массовой информации в процессе политической коммуникации, то мы можем выделить некоторое изменение во взглядах, например, Г. Лассуэлл и ряд американских коммуникативистов рассматривали политическую коммуникацию с точки зрения получившего известность в сороковые и пятидесятые годы структурного функционализма, а сама политическая коммуникация рассматривается как специфический вид политических отношений и ее цель заключается в формировании общественного мнения и массового сознания. Непосредственно Г. Лассуэлл выделял три функции коммуникации: обозрение окружающего мира (информационная функция); корреляция с социальными структурами общества (воздействие на общество через обратную связь); передача культурного начала (познавательно культурологическая). В 1960 г. американский исследователь Чарльз Райт к названным добавил развлекательную функцию. Специалист по массовой коммуникации Амстердамского университета Мак-Квейл включал в число функций еще одну - мобилизирующую.

В зависимости от социально-политических условий на средства массовой коммуникации могут возлагаться различные функции, имеющие политически релевантный характер. Д. Макквейл выделял следующие функции: информационная, корреляционная, континуитивная, развлекательная, мобилизационная. Более усложенным можно обозначить выделение функций распространения идей (политических ценностей, знаний о политике, политическое информирование); интеграции и регулирования политических отношений; формирования общественно-политического мнения; распространения политической культуры, ее развития у индивидов; политико-культурного обмена; подготовки к участию в политике.

Однако нам более близок подход Е.П. Прохорова так, как он рассматривает функции через социальную ориентацию, управлением сознанием и поведением адресата массовой информации, формирования адекватной картины действительности. Он различает следующие шесть функций журналистики как полифункциональной системы: исходную функцию - коммуникативную - функцию общения, налаживания контакта; непосредственно-организаторскую; идеологическую, социально ориентирующую, культурно-образовательную; рекламно справочную; рекреативную.

Несмотря на явные различия в работах теоретиков журналистики, в низ прослеживаются совпадающие элементы и близость в позициях по некоторьы функциям. Следовательно, именно такие функции можно охарактеризовать универсальные, базовые и свойственные журналистике вне зависимости от ориентации и контекста проводимых исследований.

Выделение функций государственной информационной политики необходимо соотносить с современным общественным развитием, его потребностями и тенденциями. Как мы уже отмечали, одной из основных целей в государственном управлении является поддержание гомеостаза системы. Соответственно и система функций должна быть ориентирована на это же.

Современные исследователи придерживаются мнения, что миграция - это многомотивное общественное явление потребностного характера реализующееся как в физическом, так и в виртуальном пространстве. Главная специфика миграции - намерение индивида переменить местожительство, обустроиться на новом месте. Ключевой категорией здесь является именно окончательность перемены места жительства и невозвращение на старое место. С учетом этого, миграцию определяют как «пространственную активность (перемещение) индивида, направленную на овладение ресурсами новых территорий и связанную с переменой места жительства». Таким образом, у миграции как у общественного явления выделяется три параметра:

1. перемена индивидом координат своего пребывания (т.е. перемещение) - это фактор мобильности;

2. намерение индивида улучшить свое материальное и (или) социальное положение - фактор потребностей;

3. стремление индивида обжиться на новом месте и считать его своей «второй родиной» - фактор стабильности.

Особенности миграции в современных условиях требуют новых подходов, с тем, чтобы миграционные процессы в Российской Федерации стали фактором, способствующим позитивному развитию российского общества, исходили из потребностей экономики, интересов национальной безопасности, охраны общественного порядка и здоровья населения при строгом соблюдении международных обязательств России. В «Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации» заложены функции государства в сфере миграции: регулирующая, управляющая, взаимодействия, экономическая, информационная, научная.

На основе междисциплинарного подхода к функциям политики вообще миграционной политики, в частности, теории управления, журналистики, мы можем вывести группы функций государственной информационной политики в сфере миграции. Общее для всех этих групп - сфера их направленности (социальная среда) и цель (гомеостаз системы). Обозначим их:

Первая группа - информационные. Функции этой группы говорят о содержании государственной информационной политики в сфере миграции и обеспечивают создание «информационной базы» - совокупности фактов, отражающих событийную картину. Их основной целью является создание в обществе знаний, оценок, норм для использования в повседневной жизни, взаимодействия между государством и гражданским обществом, согласования государственных интересов России и интересов субъектов Федерации. И оттого, насколько адекватны «картины жизни» действительности, реально происходящему, зависит точность и полнота «повестки дня». Если «повестка дня» не включает информацию общезначимого интереса, то побуждение к диалогу отсутствует.

Именно группа информационных функций дает возможность политике выступать мощным катализатором диалога культур благодаря чему происходит обмен культурной информацией в историко-философском и историко-литературном контексте и тем самым интенсифицируя социальный процесс.

Одной из центральных задач этой группы следует обозначить направленность на формирование общественного мнения с помощью средств массовой информации позитивного отношения к легальным мигрантам, их максимальной адаптации (как проявление адаптивной функции) и недопустимости нелегальной миграции. Отбор и полнота представляемой аудитории информации определяет качество информированности граждан. Однако оценочность должна проходить не в стихийной форме, а только под влиянием этики, знаний и в осознанном направлении, в котором приоритет стоит на минимализации вредоносных последствий стихийной миграции и нормализации общественной жизни. Тогда информационная функция и, следовательно, информированность «как важнейший когнитивный компонент сознания в значительной степени рационализирует отношение граждан к социально-политическим процессам, повлияет на уровень компетентности общественного мнения и стимулирует социальную активность».

В группу информационных функций входит и пропагандистско-агитационная функция, которая понимается как единство деятельности по распространению фундаментальных, закладываемых в основу массового сознания идей и конкретных, активно формирующих отдельные позиции аудитории. Эта функция включает в себя культурно-образовательную составляющую.

Нормативная (идеологическая) группа функций проявляется в том, что государственная информационная политика отражает ответственность за процесс социализации личности, усвоение ею социального опыта, знаний, норм, идеалов, соответствующих данному обществу, данной социальной группе. Сюда же относятся обычаи и традиции, этикет и нравы, законы и конституционные акты - все то, что в совокупности образует более сложные комплексы, такие как право, мораль, идеология. Все это ценностные ориентации, без которых невозможен процесс социализации личности, который обеспечивает сохранение общества, его структуры и сложившийся (складывающихся) в нем форм жизни. Морально-правовые компоненты функции связаны с выработкой и принятием моральных, правовых и других норм для решения назревшей социальной проблемы и составляют отображение порядка проведения политики и управление ею. Комплексность этой функции осложняется разнообразием сфер включенных в данную проблему, - это проблемы информационного и миграционного законодательства, и вопросы правотворчества, и этики.

Группа организационных функций нацелена на управление политикой, как совокупности материальных отношений и придания действенности информационным функциям. Основа этой группы заложена в принципах «Концепции государственной информационной политики». Она включает в себя функции воздействия на объекты политики и по своему значению для социального пространства может относиться к макроуровневым, т.к. включает в себя систему формирования и использования информационных ресурсов; информационно-телекоммуникационная инфраструктура; научно-технический и производственный потенциал, необходимый для формирования информационно-телекоммуникационного пространства; рынок информационных и телекоммуникационных средств, информационных продуктов и услуг и т.д.

Группа посреднических (медиальных) функций. Это основная группа. Роль государственной информационной политики в сфере миграции проявляется именно в установлении связи между структурами общества. Она дает возможность разным социальным группам общаться друг с другом, устанавливать контакты. Посредничество средств массовой информации позволит минимизировать негативные последствия миграции и для мигрантов, и для коренного населения. Особое значение в этой связи приобретает политика как инструмент управления обществом.

Функция артикуляции, входящая в эту группу, в организации диалога имеет очень важное значение, поскольку ориентирована на публичное представление разных взглядов, подходов к решению общегосударственных задач, выдвижению критических и конструктивных предложений. Функция артикулирования интересов связана с функцией интеграции, которая сохраняет культурное наследие, национальные традиции, укрепляет социальные связи и препятствует разрушительным последствиям конфликтов.

Теоретически средства массовой информации в совокупности должны представлять весь многосоставный спектр общественных интересов, взглядов, настроений, служить общественным форумом. Однако на практике различные отдельные группы и силы со своими представлениями и требованиями замещают общий спектр.

Необходимо, чтобы каждая группа функций получала надлежащую реализацию с помощью функций государственных органов, то есть «имела четкую и быструю вертикальную проходимость управляющих воздействий. Причем такую «проходимость», при которой бы управленческие воздействия, рожденные центральными, федеральными государственными органами, не деформировались при движении вниз, а надлежаще дифференцировались и конкретизировались».

Подводя итоги статьи можно сделать выводы:

На основе междисциплинарного подхода к функциям политики вообще и миграционной политики в частности определены функции государственной информационной политики в сфере миграции. Общее для всех этих функций - сфера их направленности (социальная среда) и цель (гомеостаз системы). Первая группа функций (информационная) связана с содержанием государственной информационной политики в сфере миграции и обеспечивает создание «информационной базы» - совокупности фактов, отражающих событийную картину. Их основной целью является создание в обществе знаний, оценок, норм для использования в повседневной жизни, для взаимодействия между государством и гражданским обществом, согласования государственных интересов России и интересов субъектов Федерации.

В группу информационных функций входит и пропагандистско-агитационная функция, которая понимается как единство деятельности по распространению фундаментальных, закладываемых в основу массового сознания идей, и конкретных, активно формирующих отдельные позиции, аудитории. Эта функция включает в себя культурно-образовательную составляющую.

Нормативная (идеологическая) группа функций определяет ответственность государственной информационной политики за процесс социализации мигрантов, усвоения ими социального опыта, знаний, норм, идеалов, соответствующих (или не противоречащих) обществу и социальной группе, принявших их.

Группа организационных функций нацелена на управление политикой как совокупность материальных отношений и придание действенности информационным функциям. Она включает в себя функции воздействия на объекты политики и по своему значению для социального пространства может относиться к макроуровневым, т.к. включает в себя систему формирования и использования информационных ресурсов; информационно-телекоммуникационную инфраструктуру; научно-технический и производственный потенциал, необходимый для формирования информационно-телекоммуникационного пространства; рынок информационных и телекоммуникационных средств, информационных продуктов и услуг и т.д.

Группа посреднических (медиальных) функций - основная. Роль государственной информационной политики в сфере миграции проявляется именно в установлении связи между структурами общества. Она дает возможность разным социальным группам общаться друг с другом, устанавливать контакты. Посредничество средств массовой информации позволит минимизировать негативные последствия миграции и для мигрантов, и для коренного населения. Особое значение в этой связи приобретает политика как инструмент управления обществом. Функция артикуляции, входящая в эту группу, имеет очень важное значение в организации диалога, поскольку ориентирована на публичное представление разных взглядов, подходов к решению общегосударственных задач, выдвижению критических замечаний и конструктивных предложений. Функция артикулирования интересов связана с функцией интеграции, которая обеспечивает сохранение культурного наследия, национальных традиций, укрепляет социальные связи и препятствует разрушительным последствиям конфликтов.

Необходимо, чтобы каждая функция получала надлежащую реализацию с помощью государственных органов, то есть имела четкую и быструю вертикальную проходимость управляющих воздействий. Причем такую «проходимость», при которой управленческие воздействия, рожденные федеральными государственными органами, не деформировались бы при движении вниз, а надлежаще дифференцировались и конкретизировались.

Под понятием «информационная политика» в теориях социальной информациологии и журналистики подразумевается способ обращения с имеющимися информационными потоками и ресурсами со стороны различных институциональных субъектов (например, государственных органов) либо отдельных организаций и учреждений. Базовым в категории «информационная политика», безусловно, является понятие «политика». Среди множества существующих сегодня его определений приемлемо обращение к следующему: политика - деятельность классов и других социальных групп, ядром которой является завоевание, удержание и использование государственной власти; участие в делах государства, определение его целей, задач, функций, содержания и направленности его деятельности, а также отношения с другими государствами.

Формулировка и развитие принципов и положений государственной информационной политики в России начались в конце 1980-х - начале 1990-х годов. Основные направления этой политики сводились в большей мере к обеспечению научно-технических, производственно-технологических и организационно-экономических условий создания и применения информационных технологий, информационной инфраструктуры и системы формирования информационных ресурсов. При этом политика информатизации практически была отделена от политики, проводимой государством в области СМИ, связи и коммуникаций.

Сегодня, несмотря на научное обоснование государственной информационной политики, на принятие закона «О средствах массовой информации», Концепции государственной информационной политики, Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, сохраняется неэффективность информационного обеспечения государственной политики вследствие дефицита кадров, отсутствия системы формирования и реализации информационной политики. Проблема заключается и в том, что информационная политика не воспринимается как явление комплексное, с множеством взаимоувязанных компонентов и субъектов, которые должны составлять единую систему.

Основополагающим при разработке концепции государственной информационной политики является нормативно-правовое регулирование, суть которого заключается в создании национального информационного законодательства, структурированного по уровням законодательства, методам нормативного регулирования отношений и степени охвата предмета регулирования, включающего специальные акты, целиком посвященные вопросам правового регулирования в информационной сфере, и отдельные нормы по данному предмету в других правовых актах. Следует подчеркнуть, что акты информационного законодательства, которые должны в принципе быть актами прямого действия, не только составляют законодательную базу, но и сами являются определенными управленческими решениями, направленными на проведение информационной политики.

Государственная информационная политика - это особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с воспроизводством, распространением и потреблением информации, удовлетворяющая интересы государства и гражданского общества и направленная на обеспечение творческого, конструктивного диалога между ними. Именно этот подход к рассмотрению информационной политики максимально конкретизирует субъекты и объекты, участвующие в проведении информационной политики. Диалог является интегрирующей целью участников государственной информационной политики во имя достижения политической стабильности в обществе и социального прогресса.

Для того, чтобы наладить диалог, необходимо установить информационно-политические отношения между властью - СМИ - народом. В этом треугольнике в идеале СМИ являются не только средством связи между властью и народом, но и инициирующим субъектом, формирующим «повестку дня», артикулирующим интересы разных участников политического процесса, анализирующим ситуацию, организующим обсуждение актуальных проблем, экспертирующим деятельность органов власти. Ориентация СМИ на непрерывный диалог обеспечит реализацию принципа «демократического контакта» - соглашения между обществом и властью, предполагающего, что власть устанавливается, распределяется и контролируется обществом в публичном пространстве.

Урегулирование миграционных процессов, имеющее информационное сопровождение, проводилось в нашей стране, начиная с первых официально зафиксированных массовых перемещений и активного роста прессы. I период, пришедшийся на XIX век, характеризуется активным использованием устной коммуникации («наклик на земли», «кличи от правительства» о «привольном житье новых мест») и писем родственникам, в которых рекомендовалось описывать все яркими красками.

В 1920-е годы (II период) с общим изменением всей системы государственного и политического устройства России и созданием национальной идеологии на основе градостроительной концепции печатные СМИ оказались вовлечены в решение вопросов миграции: коммунистическая партия, уже начавшая управлять содержанием газет, издавала постановления об обязательности агитационных публикаций по вопросам переселения в различные населенные пункты и депортации народов.

В 1930-е годы (III период) СССР был сделан первый шаг в области урегулирования миграционных процессов - ограничение численности населения Москвы и Ленинграда. Одновременно использовались недемократические формы принудительных запретов переселений - «ограничения в прописке». Вторая половина 30-х гг. стала исторически значимой для формирования государственной информационной политики в области миграции: исследователи обратились к анализу миграционных процессов, одновременно в прессе развернулась пропаганда разностороннего насилия, оправдываемого служением «делу создания новой жизни».

Время Великой Отечественной войны выделено в отдельный (IV) период, так как в те годы печатные и аудиальные СМИ были включены с небывалой силой в пропаганду мобилизационного переселения и депортаций, что позволяло поддержать дух населения и создавать максимально негативный образ врагов и предателей, требующих немедленной изоляции.

Во второй половине 50-х - первой половине 60-х годов (V период) появились новые активные миграционные процессы - комсомольские стройки, освоение целинных и залежных земель, организация совнархозов, что привело к повышению интереса к миграции. Для усиления эффективности пропаганды перемещения в средствах массовой информации стали использоваться не только публицистические тексты, но и другие виды коммуникации (песни).

После окончания «холодной» войны, краха социализма и распада СССР (VI период) предпринимались попытки разработать новую концепцию безопасности, которая была бы адекватной произошедшим в стране переменам. В новой России, с рыночными преобразованиями и демократизацией общественной жизни, организованные формы миграции утратили свои позиции, государственная информационная политика практически отсутствовала и СМИ демонстрировали собственную редакционную-издательскую позицию.

VII период, начавшийся с первой чеченской кампании, характеризуется резким ростом миграции, однако значение информационного воздействия на миграционные процессы, его роль в снижении негативных последствий начали развиваться только в последние годы.

Таким образом, формирование государственной информационной политики на протяжении последнего столетия заложило определенные основы, которые можно и нужно использовать.

На основе междисциплинарного подхода к функциям политики вообще и миграционной политики в частности определены функции государственной информационной политики в сфере миграции. Общее для всех этих функций - сфера их направленности (социальная среда) и цель (гомеостаз системы). Первая группа функций (информационная) связана с содержанием государственной информационной политики в сфере миграции и обеспечивает создание «информационной базы» - совокупности фактов, отражающих событийную картину. Их основной целью является создание в обществе знаний, оценок, норм для использования в повседневной жизни, для взаимодействия между государством и гражданским обществом, согласования государственных интересов России и интересов субъектов Федерации. Если «повестка дня» не включает информацию общезначимого интереса, то побуждение к диалогу отсутствует. Именно эта группа функций дает возможность государственной информационной политике выступать мощным катализатором диалога культур и формировать общественное мнение с помощью СМИ: позитивное - по отношению к легальным мигрантам, их максимальной адаптации (как проявление адаптивной функции) и отрицательное - к нелегальной миграции.

В группу информационных функций входит и пропагандистско-агитационная функция, которая понимается как единство деятельности по распространению фундаментальных, закладываемых в основу массового сознания идей, и конкретных, активно формирующих отдельные позиции аудитории. Эта функция включает в себя культурно-образовательную составляющую.

Нормативная (идеологическая) группа функций определяет ответственность государственной информационной политики за процесс социализации мигрантов, усвоения ими социального опыта, знаний, норм, идеалов, соответствующих (или не противоречащих) обществу и социальной группе, принявших их. Морально-правовые компоненты функции связаны с выработкой и принятием моральных, правовых и других норм для решения назревшей социальной проблемы и составляют отображение порядка проведения политики и управление ею.

Организационная функция нацелена на управление политикой как совокупность материальных отношений и придание действенности информационным функциям. Основа этой функции заложена в принципах «Концепции государственной информационной политики». Она включает в себя функции воздействие на объекты политики и по своему значению для социального пространства может относиться к макроуровневым, т.к. включает в себя систему формирования и использования информационных ресурсов; информационно-телекоммуникационную инфраструктуру; научно-технический и производственный потенциал, необходимый для формирования информационно-телекоммуникационного пространства; рынок информационных и телекоммуникационных средств, информационных продуктов и услуг и т.д.

Группа посреднических (медиальных) функций - основная. Роль государственной информационной политики в сфере миграции проявляется именно в установлении связи между структурами общества. Она дает возможность разным социальным группам общаться друг с другом, устанавливать контакты. Посредничество средств массовой информации позволит минимизировать негативные последствия миграции и для мигрантов, и для коренного населения. Особое значение в этой связи приобретает политика как инструмент управления обществом. Функция артикуляции, входящая в эту группу, имеет очень важное значение в организации диалога, поскольку ориентирована на публичное представление разных взглядов, подходов к решению общегосударственных задач, выдвижению критических замечаний и конструктивных предложений. Функция артикулирования интересов связана с функцией интеграции, которая обеспечивает сохранение культурного наследия, национальных традиций, укрепляет социальные связи и препятствует разрушительным последствиям конфликтов.

Необходимо, чтобы каждая функция получала надлежащую реализацию с помощью государственных органов, то есть имела четкую и быструю вертикальную проходимость управляющих воздействий. Причем такую «проходимость», при которой управленческие воздействия, рожденные федеральными государственными органами, не деформировались бы при движении вниз, а надлежаще дифференцировались и конкретизировались.

 

Автор: Умнова Е.Ю.