14.02.2012 3510

Взаимодействие государственной власти и СМИ в дореволюционный и советский периоды

 

Тесная взаимосвязь государственной власти и СМИ в самых разных аспектах деятельности очевидна. Подобная тенденция во взаимоотношениях вызвана целым рядом факторов. Многое в этом противоречивом процессе обусловлено историческими предпосылками, которые оказали серьёзное влияние на его становление и непрерывную трансформацию.

Каждый новый этап формирования политической системы России напрямую был связан с процессом коммуникации. Лишь появление тесной связи сначала с частью, а позже с массовой аудиторией сделало возможным для государственной власти распространение своей политики, на всю территорию страны и проведение необходимых преобразований при поддержке общественного мнения.

Само возникновение печати в России исходит от инициативы государственной власти. Именно для удовлетворения её нужд Петром I в 1703 году была создана первая в стране газета «Ведомости». Таким образом, уже в XVIII веке было положено начало системе взаимоотношений отечественной власти и прессы. С этих пор государственная политика и способы выражения интересов власти определялись, в первую очередь, её способностью и возможностью воздействовать и формировать в нужном ключе общественное мнение.

Если XVIII век был этапом становления, то уже, начиная с XIX века система взаимоотношений СМИ и государства приобретает чёткий структурированный характер. Власти стали понимать, что пресса это сила, которую можно эффективно использовать в собственных интересах. Для этого было достаточно создать жёсткие рамки для печати. Подобными рамками, начиная с 1804 года стали цензурные уставы, которые вплоть до 1917 года регулировали деятельность прессы, создавая для неё разного рода идеологические преграды. Уставы постоянно урезались или дополнялись новыми главами. Но во всех уставах нерушимым был один постулат: «печатная продукция не должна содержать в себе ничего против закона божия, правления, нравственности и личной чести какого-нибудь гражданина».

Первый цензурный устав появился в 1804 г. при Александре I. Он был разработан Главным правлением училищ, являвшимся в то время высшей цензурной инстанцией. По уставу строго запрещалось печатать, распространять и продавать печатную продукцию не прошедшую цензурную проверку, которая вверялась цензурным комитетам, состоявшим из профессоров и магистров при университетах во главе с Главным управлением училищ Министерства народного просвещения.

Новый цензурный устав был принят 10 июня 1826 г. при Николае I и был в несколько раз объёмнее предыдущего. Традиционно цензура вверялась Министерству народного просвещения и вновь созданному Главному управлению цензуры.

Но из-за своей ёмкости устав просуществовал всего два года. И уже в 1828 г. появился новый более компактный и усовершенствованный устав. Поначалу он был довольно прогрессивным и позволял некоторые вольности частной периодике, но постепенно с помощью самого императора стал обрастать дополнительными поправками, новыми положениями, соответствующими духу того времени. «Устав стали приспосабливать к текущим потребностям власти и власть имущих».

«Рядом повелений императора Николая I в 30-е-40-е годы разным ведомством и учреждениям: Министерствам Двора, Финансов, Военному, Внутренних дел, II и III отделениям Императорского Величества Канцелярии, Военно-топографическому депо, шефу жандармов, Почтовому департаменту, Вольно-Экономическому обществу, Комиссии построения Исаакиевского собора, Кавказскому комитету, Главному попечительству детских приютов, Управлению государственного книгоиздательства и т. д. - было предоставлено право просматривать и одобрять к печати книги, журнальные и газетные статьи, которые касались их интересов». Николай I сам активно вмешивался в цензурную деятельность. Так была налажена система контроля за информацией, которая, постепенно видоизменяясь и совершенствуясь, просуществовала не один десяток лет.

Одним из наиболее сложных периодов в истории русской журналистики считается период с 1848 по 1855 гг., который исследователи называют «эпохой цензурного террора». Произошедшие в Европе события в конце 1840-х годов негативно сказались на внутренней политике Николая I, что привело к ужесточению цензурного режима.

Тем не менее, именно в этот период происходит бурное развитие общественно-политической мысли. В это время зарождаются западничество и славянофильство, внёсшие в общество новые идеи. Такие журналы как «Современник» и «Отечественные записки», несомненно, формировали крайне «вредное» для власти общественное мнение, позволяя, в том числе, и резкие выпады (хотя и не безнаказанно) в адрес власть имущих.

Некоторым спадом напряжённости в области цензуры был ознаменован приход на престол императора Александра П. Частным изданиям нередко стало разрешаться вводить у себя политический отдел и затрагивать в нём некоторые вопросы политики. Но наиболее оппозиционным изданиям, таким как «Современник», политический отдел вводить не позволялось, дабы не спровоцировать «брожения умов».

Важной вехой в развитии цензуры стал приход в 1860-х годах на пост министра внутренних дел П.А. Валуева, получившего возможность опекать журналистику. Его главной идеей было сориентировать прессу не на политических проблемах, а на освещении общественной и хозяйственной деятельности. В апреле 1865 г. он отстоял проведение нового закона, носившего символическое название «Временные правила о цензуре» и просуществовавшего вплоть до 1905 г.

В это же время была расширена сфера экономического давления на частную журналистику, что ещё более ухудшило её положение. При этом МВД сосредоточило в своих руках субсидирование журналистики, создав секретный фонд, выросший к 1916 г. до 1 млн. 700 тыс. рублей. Этот фонд расходовался в основном на поддержку лояльных изданий. «Правительственное покровительство» включало разнообразные формы экономических льгот: кредитование лояльных издателей, обязательная рассылка газет и журналов, обязательная подписка на них, распределение их по библиотекам, учебным заведениям, сельским и городским учреждениям и т.д.».

В условиях постоянного ужесточения цензурного гнёта частная периодика с трудом боролась за своё существование. На этом фоне активное развитие получила официальная печать, чему способствовала государственная власть. Главной особенностью таких печатных органов было то, что все они, вплоть до 1917 года издавались при наиболее важных в правительстве министерствах. В первую очередь, таковыми являлись министерство народного просвещения, в подчинение которому было передано Главное управление цензуры и министерство внутренних дел, всегда имевшее большой вес в государстве. Их издания традиционно касались не только деятельности своего ведомства, но и дел общегосударственных. Именно их власти использовали в качестве рупора своей политики.

Как известно, официальные издания появляются в начале XIX века. Так, в 1803 году в Петербурге выходил справочник «Периодическое сочинение об успехах народного просвещения», издаваемый Главным правлением училищ. В нём печатались правительственные указы, касающиеся вопросов просвещения, постановления Главного правления училищ о создании новых учебных заведений, сведения о назначении профессоров, уставы университетов и гимназий, отчёты о расходах на содержание учебных заведений в России и т. д.

В 1804 году появилось ещё одно ведомственное издание - «Санкт-Петербургский журнал». Издавался он министерством внутренних дел и состоял из двух отделов. В первом отделе систематически печатались высочайшие указы и доклады министерства внутренних дел. Во втором - «Сочинения и переводы до управления касающиеся» (переводы из трудов иностранных авторов по вопросам законодательства.

Таким образом, в начале XIX века сложился тип ведомственных изданий, ограничивающихся узковедомственными рамками и сугубо официальной информацией.

Журналы департамента народного просвещения, а позже министерства народного просвещения постоянно претерпевали изменения. Следующее после 1803 года издание появилось в 1821 году. Оно называлось «Журнал департамента народного просвещения» и состояло из четырёх отделов. Как и прежде, публиковались высочайшие повеления, действия министерства по части народного просвещения и сведения об учёных и учебных заведениях. Но в отличие от предшественника, в журнале появились и отделы неофициальной направленности: науки и художества, библиография, изящная словесность и смесь. С 1824 по 1829 годы выходил журнал «Записки, издаваемые от департамента народного просвещения». В нём публиковались отчёты о заседаниях, уставы гимназий и училищ, новый цензурный устав и т. п., но печатались также статьи на различные темы.

Очевидно, что именно такие издания оказались востребованы новым министром народного просвещения С.С. Уваровым, пришедшим на этот пост в 1833 году. С. Уваров считал, что на фоне активных идеологических преобразований в Европе и противоречий в русском обществе существует потребность в интенсивном поиске новой идеологической опоры российского монархизма. С его подачи возникла теория официальной народности с её легко запоминающейся формулой «Православие, самодержавие, народность», в которой в концентрированном виде была представлена новая национальная государственная идея.

«Уваров сформулировал базовые ценности, «твёрдые начала», на коих должно быть «основано не только будущее благосостояние Отечества». «Православие, самодержавие, народность, по мысли автора, составляли «последний якорь нашего спасения и вернейший залог силы и величия нашего общества.

Один из путей создания новой идеологической опоры С. Уваров видел в подчинении печати, сформулированной им идее. Именно этим можно объяснить качественную трансформацию прессы в этот период.

Министр считал, что необходимо создание как можно большего количества «умственных плотин» на пути развития вольнодумства, и одной из таковых должен был стать «Журнал министерства народного просвещения». В журнале также как и в его предшественниках печатались указы и постановления, но доминировал второй отдел, в котором публиковались статьи многих крупных русских учёных по всем отраслям науки и искусства. Журнал в разные годы то завоевывал популярность, то утрачивал ее, но по сравнению со своими предшественниками оказался долгожителем и просуществовал до 1917 года. Главной причиной его долгожительства был особый договор с властью об отсутствии на страницах журнала информационных и аналитических публикаций общественно-политической направленности.

Как и при министерстве народного просвещения, печатные органы выходили при министерстве внутренних дел. Издания последнего также касались не только деятельности своего ведомства, но и дел общегосударственных.

В 1809 году, через пять лет после выхода первого издания МВД, «Санкт-Петербургский журнал», появилась газета «Северная почта, или новая Санкт-Петербургская газета». Перед правительством, учреждавшим эту газету, долго стояла проблема, как преподнести читателю это издание: как официальный орган или как официозный, т. е. «полуофициальный, открыто не связанный с правительством, но на деле проводящий его точку зрения». В одном из проектов говорилось: «дабы успешнее предполагаемые газеты могли в публике приобрести и достигнуть своей цели, то должно издание таким образом устроить, чтобы сколь можно менее приметно было, что сии газеты издаются от правительства». Тем не менее, газета становилась официальной и издавалась при почтовом департаменте министерства внутренних дел. Её организатор О.П. Козодавлев (с 1810 года - министр внутренних дел) писал, что «мирно-гражданская деятельность министерства внутренних дел» навела его на мысль «основать периодическое издание, которое ознакомило бы со сведениями, относившимся к предметам его ведения, касаясь земледельческого, фабричного и иного государственного хозяйства», т. е. издание должно было освещать не только и не столько внутриведомственные процессы.

«Северная почта» выходила до 1819 года. Современные исследователи, характеризуют эту газету следующим образом: «Столбцы её заполнялись правительственными распоряжениями, казённой хроникой, сообщавшей о перемещении и назначении высших чиновников министерства внутренних дел, статистическими сведениями по России и компилятивными сводками зарубежных известий из французских, немецких и английских журналов. По сути, это был информационный бюллетень министерства, который за ненадобностью был закрыт». По всей видимости, газета не оправдала себя в массах, а властям не удалось скрыть своих целей.

Спустя десятилетие после закрытия «Северной почты» появилось новое издание этого ведомства - «Журнал министерства внутренних дел». В нём публиковалась не только официальная информация, но и неофициальная. В журнале помещались литературные материалы, статьи по экономике и т. д. Таким образом, можно говорить о том, что и в этом издании министерство стремилось не ограничиваться рамками сугубо официального издания. В дальнейшем все издания МВД имели неофициальный отдел.

Новый министр внутренних дел П.А. Валуев, назначенный на этот пост в 1861 г., с первых же дней своей работы старался внедрить такой печатный орган, «через который бы правительство могло официально и открыто выражать своё воззрение на окружающее общество». Валуев считал, что такая газета будет наиболее эффективно воздействовать на общественное мнение и между тем показывать, что правительство не дремлет и регулярно проводит новые преобразования.

Благодаря активным стараниям Валуева, с января 1862 года возродилась газета «Северная почта». Газета состояла из официальной и неофициальной частей. В официальной части помещалась информация о новых законодательных актах, реформировании правительственных учреждений, о судебных расследованиях и политических процессах. Неофициальная часть была довольно невзрачной и по всем параметрам проигрывала частным изданиям. С помощью «Северной почты», несмотря на многочисленные старания редакторов, не удавалось формировать общественное мнение. Газета, в первую очередь, оставалась информационным бюллетенем министерства.

В этом же качестве - информационного бюллетеня - с 1869 года появилась ведомственная газета «Правительственный вестник». Она издавалась при главном управлении по делам печати министерства внутренних дел. В отличие от предшественников, газета уделяла мало внимания проблемам своего ведомства. «Правительственный вестник» являлся в большей мере не изданием МВД, а изданием правительства, выпускавшемся при МВД. Возможно, это и объясняло характер помещаемой на страницах газеты информации, которая затрагивала более широкий круг проблем.

В основном в газете помещались «правительственные распоряжения, отчёты о заседаниях Государственного совета и Совета министров». Но в то же время здесь были и внутренние известия, административные известия, телеграммы из-за границы, а также сведения о деятельности земских, городских благотворительных учреждений и учёных обществ, списки избирателей, таблицы тиражей, биржевой указатель, метеосводки и т. п., что могло представлять интерес для достаточно широкого круга читателей.

Исходя из структуры и характера публикуемой информации «Правительственного вестника», можно сделать вывод, что газета была официальным информационным изданием, выражавшим точку зрения правительства. Но в то же время, очевидно, что эта газета имела несколько иное функциональное назначение, поскольку она должна была и представлять официальную информацию, и формировать общественное мнение в нужном для правительства направлении.

В XIX веке аналогичные издания выходили и при других ведомствах. По инициативе или при содействии правительства издавались «Сенатские ведомости» - орган правительствующего сената, «Церковные ведомости» - орган святейшего Синода, «Journal de St-Petersburg» - орган министерства иностранных дел, «Вестник финансов, промышленности и торговли» и «Торгово-промышленная газета» - органы министерства финансов, «Русский инвалид» - орган военного министерства, «Журнал министерства путей сообщения» и т. д.

Таким образом, очевидно, что бурный рост количества официальных ведомственных изданий начался ещё в первой половине XIX века, и был связан с принятием ряда строгих законов, направленных против издателей частной прессы. В результате возникло множество новых ведомственных журналов и газет. Такие образцы печати были выгодны правительству, так как, в отличие от частных, они были далеки от политики или же выражали только официальную точку зрения.

Важной особенностью развития официальных изданий в 30-е годы было расширение их географии: помимо столичных официальных изданий появились и региональные. Социальные факторы того времени - самодержавие, существование крепостного права, стагнация феодальной экономики и развитие экономики буржуазной, николаевская реакция, борьба с европейскими революциями, очередной виток НТР, отсутствие частной провинциальной периодической печати, - все их можно рассматривать как предпосылки появления провинциальной официальной прессы: уже существовали экономические условия для осуществления этого проекта и осознанная правительством необходимость более обстоятельного влияния на провинциального читателя.

В 1830 году вышло положение об учреждении «Губернских ведомостей» в шести губерниях - Астраханской, Казанской, Киевской, Нижегородской, Слободо-Украинской и Ярославской. «Однако, ни в этом году, ни в последующих, до 1837 года включительно, мы не видим выхода здесь ожидаемых газет, и только 1838 год дарит провинции губернские и областные «Ведомости» сразу в 42 губерниях, - так констатировал в своей известной работе «Очерк развития периодической печати на Северном Кавказе» кавказовед, журналист, историк Б.М. Городецкий. - С этого времени и вплоть до конца царствования Николая I наблюдается усиленное стремление правительства обзавестись во всех наиболее крупных провинциальных центрах официальными органами периодической прессы. Но наряду с этим замечается и печальное явление: частная инициатива в деле создания поместной печати обращается в далёкое предание, и в течение всего периода, с начала 1830 до 1865 года, в провинции не возникает ни одного частного периодического издания».

Прогрессивные умы того времени с большим скептицизмом относились к внедрению официальной газеты в провинции. С самого начала было ясно, что подобные издания появляются для контролирования масс и для «воздействия на умы и чувства провинциальных обывателей». Вот как были охарактеризованы «Губернские ведомости» в 9-м номере «Современника» за 1865 год в статье В. Слепцова «Губернская пресса»: «Много говорить нечего об этих мертворождённых детищах разных губернских правлений, тем более, что они, уступая духу времени, с каждым днём заменяются новыми живыми органами и в настоящую минуту представляют безмолвный ряд гробов, перед которыми умолкает всякая полемика, потому что они на все вопросы могут издавать только запах тления - и никакие трубные гласы не пробудят их от вековечного сна».

По замыслу устроителей, «Ведомости» должны были служить для облегчения сношений между властями внутри губернии. Они были в некоторой мере калькой с главных официальных изданий страны, но предназначались к применению в локальном масштабе.

Поскольку одной из главных задач газеты была координация отношений действий различных ветвей административного аппарата, то основной массой читательской аудитории газеты выступали чиновники, а также зажиточные крестьяне и купцы, привлекаемые официальной экономической информацией. Все они представители классов и сословий, традиционно поддерживающие самодержавие.

Вместе с тем официальный характер «Ведомостей» был закреплен законодательно: «Статьи официальной части Губернских ведомостей и прибавлений к ним имеют для всех присутственных мест и должностных лиц своей губернии, к коей они касаются, а также для всех прочих Губернских и Областных правлений, равную силу с указами и сообщениями Губернского правления, посему, в случае упущений никакое из сих мест и лиц не может отговариваться неведением того, что объявлено официально чрез Губернские

Ведомости». Это делало «Ведомости» не просто нужными, но необходимыми - для губернской администрации всех уровней.

После 1838 года в течение небольшого отрезка времени «Губернские ведомости» появились практически во всех регионах страны. Во многих регионах это было единственное издание, доходившее до массового читателя.

«Губернские ведомости» выпускались при губернских правлениях и создавались по единому образцу. Как и центральные ведомственные органы, «Ведомости» состояли из официальной и неофициальной частей. В официальной части печатались постановления губернского правления, касающиеся данной губернии, распоряжения служебного порядка (награждения, чинопроизводства, перемещения по должности и т. д.), разного рода казённые объявления, в том числе о розыске беглых крестьян. Освещение вопросов внешней и внутренней политики не допускалось. В неофициальной части помещались разного рода частные объявления (о купле, продаже и т. д.), печатались краеведческие материалы - статьи по истории, географии и этнографии данной губернии, литературные произведения местных авторов.

Возможно, из-за отсутствия материалов затрагивающих вопросы политики в 1881 году для «Губернских ведомостей» была отменена предварительная цензура. Власти так объясняли свой поступок: «В 1864 году при планировании штатов установлений по делам печати, по отсутствию частных политико-литературных периодических изданий в большинстве губерний и областей, признавалось возможным поручить цензирование неофициальной части «Губернских ведомостей» чиновникам, состоящим в распоряжении губернаторов с вознаграждением Впоследствии на этих же чиновников возложено цензирование и вновь возникавших частных периодических изданий. Этот порядок существовал до 1881 года. В этом же году, при значительном уже развитии частной периодической печати в губерниях, принявшей, несмотря на предварительный просмотр губернаторских чиновников, оппозиционный оттенок, Государь Император, по всеподданнейшему докладу Министра внутренних дел, в 30 день 1881 года, высочайше повелеть соизволил: освободить губернские и областные ведомости, как издания правительственные, от просмотра предварительной цензуры, с тем, чтобы они издавались под ответственностью Губернского начальства».

Но, несмотря на отсутствие предварительной цензуры во все регионы из центра регулярно приходили распоряжения с запретами на публикацию той или иной информации. В одном из них говорилось: «Не дозволять никаких сведений, статей и заметок о неразрешенных правительством всякого рода съездах, союзах и собраниях» (от 30 мая 1905г.). Кроме того, в «Губернских ведомостях» не должны были иметь места статьи, «заключающие в себе неуместно резкие заявления и суждения о рассматриваемых фактах и вопросах, статьи полемические, юмористические, перепечатки из частных изданий известий и слухов о предполагаемых мерах и распоряжениях правительства, а равно анекдоты и вообще статьи лёгкого или так называемого фельетонного содержания».

Показателем «разрешенности» должны были служить публикации в «Правительственном вестнике». «Слова Его Императорского Величества должны быть приводимы только в той точной редакции, которая опубликована в «Правительственном вестнике» без всяких изменений или сокращений» (от 9 июня 1905 г.), «Не допускать печатания всеподданнейших адресов, независимо от формы, в которой они представлены Его Императорскому Величеству, без надлежащего разрешения, или прежде опубликования их «Правительственным вестником».

Типичным образцом губернских «Ведомостей» были «Ставропольские губернские ведомости». История их развития представлена в работах Городецкого Б.М. «Очерк развития русской периодической печати на Северном

Кавказе», Станько А.И. «Пресса южного региона России» и др. «Ставропольские губернские ведомости» были образованы в 1850 году. Непосредственным издателем газеты являлось Ставропольское губернское правление, являвшееся подразделением министерства внутренних дел. Подобную административную субординацию можно показать с помощью следующей схемы:

Император - Государственный Совет - Министерство Внутренних Дел - Ставропольский губернатор - Ставропольское губернское правление - (Ставропольская губернская типография) («Ставропольские губернские ведомости»)

Как и все ей подобные, газета делилась на две части - официальную и неофициальную. Официальная часть состояла из двух отделов - общего и местного. Общий отдел, как правило, помещал материалы общегосударственного характера, но здесь же помещались материалы локального значения, имеющие отношение лишь к внутренним делам Ставропольской губернии. Местный отдел затрагивал, в основном, проблемы губернского города Ставрополя. Здесь же постоянно публиковалась информация о высочайших наградах, производстве в чины и т. д.

Предварительную цензуру издания осуществлял губернатор. В каждом выпуске после официального отдела, составляемого главным редактором, стояли подписи губернатора (или вице-губернатора) и секретаря, осуществлявшего цензуру всего номера.

Несмотря на обширную неофициальную часть, приоритетным для газеты было доведение до читателя информации о новых постановлениях, принимаемых правительством. Подобную цель преследовало большинство «Губернских ведомостей».

Можно утверждать, что «Губернские ведомости» положили начало массовому развитию официальной печати в регионах. Причём, в отличие от своих прообразов в центре, «Губернским ведомостям», по всей видимости, удавалось успешно влиять на общественное мнение и привлекать к чтению своего издания большое количество людей, что в полной мере соответствовало информационной политике государства. Подобный успех объяснялся тем, что «Ведомости» были единственным источником информации во множестве губерний.

В период с 1905 по 1906 гг., когда в России происходили бурные политические преобразования, система печати претерпела некоторые изменения, связанные, прежде всего со становлением многопартийности и желанием каждой партии иметь своё издание. Государство на время потеряло контроль над общественным мнением, что сделало возможным появление различных оппозиционных взглядов и привело к повышению уровня политического самосознания масс.

Политическая активность населения и, прежде всего, городской интеллигенции, явилась одной из предпосылок возникновения массовых оппозиционных изданий и в Ставропольской губернии. В этот период в г. Ставрополе выходило около 30-40 газет.

Исследователи, касавшиеся данного вопроса, связывают этот факт с в ведением. Высочайше утверждённых 24 ноября 1905г. временных правил о повременной печати. Действительно, новые правила во многом упрощали процедуру регистрации нового издания. Раньше учреждение газеты было возможно с разрешения министра внутренних дел, учитывавшего заключения Главного управления по делам печати и департамента полиции, отзывы местных властей о политической благонадёжности, имущественном и образовательном цензах. Теперь же свидетельство выдавалось губернатором на основании заявления. Либерализация закона позволила заниматься редакторско-издательской деятельностью любому правоспособному гражданину не моложе 25 лет, уплатившему гербовый сбор, что способствовало увеличению количества газет. Пик издательской активности в 1906г. на Ставрополье обусловливался и другими причинами. Многие газеты возникали накануне выборов в Государственную Думу: «Народная свобода», «Избиратель», «Голос избирателя», «Простые речи», «Народный голос», «Северо-Кавказский край» и др.

Многочисленность газет данного периода можно объяснить такими их особенностями, как кратковременность и преемственность. Продолжительность существования газет 1906г. в среднем не превышала одного месяца: одни прекращались на первых номерах, иным удавалось продержаться до двадцатых номеров. Из крайне революционно настроенных дольше всех выходил «Голос» - два месяца. Некоторым более либеральным изданиям удавалось продержаться полгода («Народная свобода», «Северный Кавказ»). Основной причиной столь короткого существования газет были резкие оппозиционные выводы в адрес государственной власти, на что власть реагировала отказом в регистрации.

Преемственность заключалась в том, что газета после закрытия возобновлялась под другим названием. Так газета «Северный Кавказ», возникшая в 1906 г. сохраняла подобную преемственность вплоть до 1916 г., продолжаясь в газетах «Северокавказский край», «Ставропольский вестник», «Новый Северный Кавказ», «Народная речь», «Северокавказская жизнь», «Северокавказская газета» и снова «Северокавказский край».

Очевидно, что газета была наиболее удобным и оптимально эффективным видом агитации и пропаганды. Воздействие на массы велось фактически с одной стороны - со стороны активных оппозиционно настроенных членов общества, имеющих возможность издавать газету и публиковаться в ней. Направление было одно - противоправительственное, и партийная дифференциация не играла роли. Все городские частные газеты рассматриваемого периода, так или иначе, проводили политику смены существующего общественного строя. Ни местные, ни центральные власти в то время не имели подобного прямого выхода на народ. Противовеса в виде проправительственных изданий не существовало. Единственная официальная газета «Ставропольские губернские ведомости» качественно отличалась от частных. Она изначально не была рассчитана на широкий круг читателей.

После 1907 года властям удаётся снова изменить ситуацию в свою пользу, закрыв большую часть оппозиционных изданий и укрепив газеты подконтрольную правительству прессу, тем самым, завершив период свободомыслия и зарождавшегося плюрализма мнений. Причиной такого скорого исчезновения, настроенных против правительства изданий, возможно, стала слабость, неорганизованность оппозиции и её неготовность к более радикальным действиям.

Таким образом, следует, что на протяжении всего XIX века и вплоть до 1917 г., за исключением небольшого периода 1905-1907 гг., развитие прессы в России находилось под постоянным жёстким контролем властей, строивших преграды на пути развития частной периодики, с одной стороны, и активно развивавших официальные печатные органы с другой. Подобная политика дала возможность государству создавать информационное пространство страны по своему усмотрению, доводя до общества только полезную ей информацию и пресекая любые попытки критики в свой адрес.

В то же время, очевидно, что сложившаяся в начале XX века система средств информации в России во многом предопределила её дальнейшее развитие и особенности взаимоотношений с государственной властью. В дальнейшем государство преследовало именно эти задачи, используя при этом схожие методы воздействия и схожую информационную политику с очевидным уклоном в сторону децентрализации и огосударствления основных источников распространения массовой информации.

Советская власть продолжила традицию издания официальной прессы как в центре, так и в регионах. Но если в дооктябрьский период она выходила наряду с частной периодикой, то теперь формируется исключительно государственная журналистика. Таким образом, только государство оставило за собой право издавать газеты и журналы, информируя и воспитывая читателя, ставя во главу угла собственную точку зрения, как единственно правильную. В течение всех 70 лет в России существовала и успешно функционировала «журналистика особого типа, которая использовалась властью в качестве инструмента социально-политического управления обществом и средством формирования авторитарно-тоталитарного мышления».

Сразу «после Октября 1917 года, был поставлен вопрос о введении идеологической цензуры. Информированность читателя по многим вопросам общественной жизни была существенно ограничена».

Большевики придавали огромное значение уничтожению буржуазной прессы. В ленинском «Декрете о печати», принятом 27 октября 1917 г. на заседании Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета говорилось: «Буржуазная пресса, есть одно из могущественнейших оружий буржуазии. Особенно в критический момент. Когда новая власть, власть рабочих и крестьян, только упрочивается, невозможно было целиком оставить это оружие в руках врага, в то время, как оно не менее опасно в такие минуты, чем бомбы и пулемёты». За несколько месяцев на основании Декрета о печати закрываются все частные издания. С октября 1917 г. по июнь 1918 г. были закрыты более 470 газет.

В историко-журналистской литературе оценка деятельности журналистики конца 20-х и в 30-е годы (время становления новой советской модели прессы), а также её взаимосвязи с государственной властью далеко не однозначна. Но при всей её противоречивости всё позитивное, как и всё негативное, явилось отражением времени, результатом проявления тех условий, в которых она функционировала и развивалась. Объективные условия деятельности журналистики в тот период, период стремительных политических преобразований и возникновения совершенно новой для мировой истории политической системы, требовали серьёзного структурного обогащения всей системы советской периодики.

В связи с этим, новая власть уже в первые годы своего существования чётко расставила все акценты в области журналистики. За короткий период вышло большое количество Постановлений, Положений, Указов и Инструкций, определяющих характер, направленность и иные характеристики советской печати на долгие годы вперёд.

21 мая 1919 г. было обнародовано Положение ВЦИК о Государственном издательстве. По нему «вместе с обычными издательскими функциями Госиздату предоставлялись совершенно беспрецедентные права контроля и цензуры над всем издательским процессом». Уже к середине 1919 г. Совет народных комиссаров принимает постановление об отделах печати местных Советов, по которому отделы печати Москвы, Петрограда и других Советов становятся органами Госиздата. Они получают возможность ведать цензурой. Особенно это касалось периодики.

В.И. Ленин, намечая некоторые конкретные задачи газет и журналов, писал: «журнал должен служить преимущественно пропаганде, газета преимущественно агитации».

Как известно, пропаганда - это «политическое или идеологическое воздействие на массы, а также органы и средства, с помощью которых осуществляется это воздействие». Агитация - это «устная и печатная деятельность, имеющая целью политическое воздействие на широкие народные массы».

На пропагандистские задачи печати того времени указывали также многочисленные указы и постановления о воздействии на массы через печать, такие как: постановление ЦК РКП (б) от 6 февраля 1924 «Главнейшие очередные задачи партии в области печати».

Самое серьёзное внимание советская власть уделяла развитию периодической печати в регионах. В резолюции Восьмого съезда РКП(б) от 1823 марта 1919 г. «О партийной и советской печати» говорилось: «Съезд считает, что местные организации должны немедленно принять меры для возрождения партийной и советской печати. Съезд напоминает товарищам, что пресса является могучим орудием пропаганды, агитации и организации, незаменимым средством воздействия на самые широкие массы». Спустя полтора года в письме ЦК РКП (б) констатировалось, что «в подавляющем большинстве случаев местные парткомы не обращают серьёзного внимания на периодическую печать. В результате многие уездные и губернские, нередко и областные, издания стоят ниже всякой критики. Центральный комитет считает совершенно необходимым, чтобы местные парткомы решительно переменили свое отношение к печати».

Итогом выраженного неудовлетворения развитием печати на местах стала резолюция совещания секретарей обкомов, оббюро и губкомов РКП 27-29 декабря 1921 г., определившая развитие местной прессы на долгие годы вперёд. По резолюции провинциальные периодические издания должны были выглядеть следующим образом:

- в губерниях основным типом газеты должна была стать массовая рабоче-крестьянская политическая и производственная газета. «Она должна быть органом массовой пропаганды и агитации, должна выявлять и мобилизовывать общественное мнение трудящихся, воздействуя на их сознание, психику и волю». Помимо этого в губерниях должны были выходить партийный еженедельник или двухнедельник, «имеющий своей основной задачей руководство текущей агитацией и пропагандой» и «Известия губисполкома», которые должны «выходить при незначительном тираже не чаще одного раза в неделю и печатать официальный материал - приказы, инструкции, циркуляры, отчёты о деятельности различных советских органов и т.д.».

Основным типом уездной газеты была предписана популярная политическая газета, рассчитанная главным образом на читателя-крестьянина и выходящая 1-2 раза в неделю.

За деятельностью всех изданий следил особый подотдел печати, существовавший при агитационно-пропагандистских отелах губернских комитетов.

Таким образом, к середине 30-х годов в стране под постоянным контролем партии сложилась разветвленная дифференцированная система печати. Характеристика её по горизонтали может быть представлена таким образом: а) центральные, республиканские, краевые, областные партийные газеты; б) центральные, республиканские издания для крестьян; в) центральные, республиканские молодёжные издания; г) центральные, республиканские отраслевые издания. Характеристика системы по вертикали выглядела так: республиканские, краевые, областные, городские, районные (с августа 1930 г.) многотиражные газеты.

Вся выстроенная система средств массовой информации эффективно обеспечивала выполнение задач пропаганды и агитации и поддавалась тотальному контролю со стороны властей. Эти же задачи преследовала массовая книга, начавшая издаваться в 30-е годы стотысячными тиражами. «Так в издательстве «Московский рабочий» начинает выходить «Роман-газета». Целью, которой стала пропаганда лучших произведений современных писателей (прошедших серьёзный идеологический отбор) среди широких масс. Тогда же Госиздат выпускает «Дешёвую библиотеку классиков», состоящую из важнейших произведений классической и современной художественной литературы».

Определённая в то время типология региональных печатных изданий просуществовала несколько десятков лет, периодически претерпевая незначительные изменения.

Помимо Постановлений, касающихся типологии региональных изданий, выходило множество постановлений, затрагивающих их структуру идеологическую направленность. На одиннадцатом съезде РКП (б) в 1922 г. была принята резолюция «О печати и пропаганде», в которой говорилось: «Центральные и местные комитеты партии вопросу о печати должны уделять впредь неизмеримо больше внимания, чем это было до сих пор. Партийно-политическое руководство всей печатью должно быть усилено. Каждый партийный комитет должен выделить специальные кадры работников печати. Во главе партийных изданий обязательно должны стоять руководящие элементы данного партийного комитета. Газетную работу для журналиста-коммуниста съезд рассматривает как основную партийную работу».

Кроме того, выходили такие Постановления, как: «Постановка периодической печати в связи с борьбой за режим экономики» (1926 г.), «О постановке устной и печатной агитации за рационализацию производства и о вовлечении широких рабочих масс в проведение кампании по рационализации производства» (1927 г.), «О проверке массовой работы партии и улучшении устной и печатной агитации в связи с проведением кампании за режим экономики» (1927 г.), «Об освещении в печати вопросов, связанных с укреплением районов и о районных газетах» (1930 г.), «О фабрично-заводской печати» (1932 г.) и т.д.

Регулярно выходили Постановления, указывающие на введение конкретных отделов в центральных и районных газетах и журналах. Так в письме ЦК РКП (б) от 7 июня 1922 г. «О плане местных газет» был предложен жёсткий план, придерживаться которого были обязаны все указанные газеты страны.

По нему: Губернская газета должна была иметь отделы: статьи, деловая статья по вопросам местного строительства, жизнь советских республик, иностранная жизнь, партийная жизнь, рабочая и профессиональная жизнь, промышленность, сельское хозяйство, кооперация, жизнь Красной Армии, корреспонденция из уездов, справочный отдел. На каждый отдел должно было отводиться определённое количество строк. Материалы в отделе должны были содержать только указанную в письме информацию. Например, в отделе «иностранная жизнь» должны были освещаться только выдающиеся события. «Борьба труда с капиталом. Революционное движение. Все события и факты, имеющие непосредственное отношение к Советской республике».

На Северном Кавказе в 1920-е годы самыми яркими представителями официальной региональной печати были журналы «Известия Северо-Кавказского краевого комитета ВКП(б)» и «Известия Северо-Кавказского краевого исполнительного комитета». Первый из названных журналов являлся партийным и носил узковедомственный характер, в основном инструктируя читателя о деятельности партии. Выходил он с 1926 года в Ростове-на-Дону. До 1927 года журнал был ежемесячным, а после стал двухнедельным. Структура издания была обычной для партийных изданий, подгонявшихся под единый образец. Вначале помещались материалы без указания отдела. Все материалы имели стандартные заголовки советского официального издания: «К осенне-зимней партучёбе», «К итогам 3-го краевого агитпропсовещания», «Итоги краевого информстатсовещания», «О режиме экономики» и т. д. После самостоятельных материалов помещались следующие отделы: «В крайкоме ВКП (б)», «Партийная жизнь в крае», «В отделах крайкома», «В краевой контрольной комиссии», «В крайкоме ВЛКСМ» и т. д. Все номера заканчивались отделом «Хроника». Иногда в журнале публиковался количественный состав парторганизации Северо-Кавказского края. Тематика отделов видна из их названий. Основными жанрами являлись информационные жанры. Одной из особенностей издания была неизменность его структуры и внешнего вида на протяжении нескольких лет его существования.

Журнал «Известия Северо-Кавказского краевого исполнительного комитета» был самым крупным представителем официальной региональной печати 1920-х годов в Северо-Кавказском крае. Журнал был более солидным и рассчитанным на все слои населения. Задачи издания были изложены в первом номере за 1925 год в редакционном материале «Наши задачи». В нём говорилось:

«Законы и распоряжения советской власти должны быть известны и понятны всему населению Северо-Кавказского края. В этом одно из важнейших условий приобщения населения края к советской гражданственности, одна из важнейших предпосылок развития культурно-хозяйственной жизни края, один из факторов теснейшей связи и взаимодействия власти и населения.

«Известия КИКа» будут издаваться по следующей программе:

1. Действия и распоряжения центрального правительства и краевой власти, касающиеся советского и хозяйственного строительства и административного управления.

2. Постановления Президиума крайисполкома по вопросам советского и экономического строительства и административного управления.

3. Постановления президиума Сев. Кавплана по вопросам планового строительства Северного Кавказа.

4. Мероприятия Краевого Земельного Управления в области землеустройства, восстановления сельского хозяйства, агропропаганды и проч.

5. Ответы и разъяснения Юридического Подотдела КИКа по запросам отдельных учреждений и организаций, а также отдельных граждан, в связи с применением и толкованием законов и распоряжений центральной и краевой власти».

Исходя из программы, несложно представить структуру издания. Весь журнал состоял из постановлений, указов, распоряжений, резолюций и инструкций, таких как: «Инструкция о продаже строений вне городских поселений», «Постановление центрального исполкома и совета народных комиссаров союза ССР «О порядке производства добровольных сборов и пожертвований» и др.

На протяжении 1925 года и в двух номерах 1926 года программа издания не менялась. С третьего номера за 1926 год журнал кардинально изменился по своим типологическим характеристикам: были преобразованы структура «Известий», их внешний вид, расширилась программа и появился ряд постоянных и временных отделов. Теперь это был не только сборник указов и постановлений, а полноценный журнал со всеми необходимыми элементами.

На второй полосе обложки каждого номера помещалась подробная программа издания, которая теперь звучала иначе.

Известия, являясь официальным органом Северо-Кавказского крайисполкома, имеют в то же время своей целью:

- освещать советскую работу на местах; отмечать достижения и недочёты работы;

- бороться со злоупотреблениями и помогать улучшать низовой советский аппарат;

- содействовать вовлечению в советскую работу широких масс рабочих, крестьян, казаков и горцев;

- держать в курсе работы и всех распоряжений и постановлений центральной и краевой советской власти все низовые органы соввласти, все учреждения и организации, а также членов городских и сельских советов, работников низового советского аппарата и всех хлеборобов края.

Журнал также давал справки и разъяснения по запросам всех учреждений и граждан.

Постановления и распоряжения Северо-Кавказского крайисполкома печатались в официальном отделе журнала». Программа издания в дальнейшем не изменялась. Теперь журнал должен был публиковать не только указы и постановления, но также преследовал иные цели.

Подобные издания выходили во всех регионах Советской России, претерпевая те же самые трансформации, инструкции о которых приходили из центра.

С развитием радио и телевидения именно им советские власти стали уделять самое серьёзное внимание, так как эти электронные СМИ являются «важным средством работы партии по коммунистическому воспитанию народных масс».

В.И. Ленин придавал огромное значение развитию радиовещания, как основного средства пропаганды. На это выделялись огромные средства, не смотря на глубокий экономический кризис в стране. Уже с 1925 г. основным руководителем и цензором радиовещания становятся партийные инстанции. Под их контролем шёл весь процесс цензурирования содержания радио информации и само развитие нового СМИ. «Итогом всех партийно-бюрократических, репрессивных мер по контролю и цензуре за радиовещанием было создание такого фильтра, через который проходили в эфир только разрешённые сверху для массовой аудитории факты и события, художественные, музыкальные произведения».

Подобная ситуация наблюдалась и с телевидением, получившем активное развитие с 1950-х годов. С самого начала своего развития, телевидение находилось под цензурным гнётом партии. Прямые трансляции были сокращены до минимума в пользу видеозаписи. Наиболее массовые передачи «Голубой огонёк», «КВН», «Пресс-центр» и многие другие всегда выходили на экран после тщательной проверки и монтажа, в ходе которого цензоры убирали всё казавшееся им сомнительным с идеологической точки зрения.

Итогом эволюции партийной цензуры стала выработанная ещё в 40-е годы всесторонняя и всеохватная система партийного руководства журналистикой, «включающая в себя высшие и низшие инстанции партии - от Генсека, Политбюро ЦК до низовых парткомов». Все эти структуры партийного аппарата имели неограниченные цензурные полномочия. Так первый секретарь обкома, райкома или горкома был основным руководителем местной газеты. Он был в состоянии запретить любую статью или применить жёсткие санкции к любому журналисту, включая редактора.

В дальнейшем, вплоть до 1980-х годов вся журналистика находилась под партийным гнётом. Цензурные репрессии то ослабевали, то усиливались вновь, в зависимости от самых разных составляющих, в том числе политического и социально-экономического состояния страны, успехов руководства на внутри-и внешнеполитической арене. Как результат, система партийного контроля над СМИ эффективно функционировала более 60 лет.

По мнению автора, система печати, а потом и средств массовой информации в России на протяжении двух столетий при разных политических режимах формировалась и функционировала, преследуя одну главную цель -возможность для государственной власти, путём использования ресурсов прессы проводить необходимые преобразования при массовой поддержке общества. Это очевидно как для дооктябрьского, так и советского периодов.

До Октябрьской революции 1917г. развитие прессы в России находилось под тотальным контролем государства, сроившего преграды на пути развития частной периодики и активно развивавшего официальную печать. Именно такая информационная политика дала возможность государственной власти доводить до общества только полезную ей информацию, делая практически невозможными попытки массовой критики в свой адрес.

Кроме того, очевидно, что система средств информации в России, сложившаяся в этот период во многом предопределила её дальнейшее развитие и особенности взаимоотношений с государственной властью. На протяжении десятилетий государство преследовало схожие задачи, придерживаясь при этом отработанных методов воздействия. Информационная политика России того времени имела уклон в сторону децентрализации и огосударствления основных источников распространения массовой информации.

Советская власть продолжила традицию издания официальной прессы. Но если в дооктябрьский период она существовала наряду с частной периодикой, то теперь формируется исключительно государственная журналистика. Таким образом, только государство оставило за собой право издавать газеты и журналы, информируя и воспитывая читателя, ставя во главу угла собственную точку зрения как единственно правильную. В течение всех 70 лет в России существовала и успешно функционировала «журналистика особого типа, которая использовалась властью в качестве инструмента социально-политического управления обществом и средством формирования авторитарно-тоталитарного мышления

Кроме того, именно традиции прошлого определили специфику взаимодействия государственной власти и СМИ России в политическом процессе современности. Существующий сегодня государственный медиахолдинг, включающий в себя наиболее влиятельные средства массовой информации страны, является ярким подтверждением этому. Несмотря на наличие иных рычагов осуществления контроля за СМИ, очевидно, что власть по сей день претендует на роль главного регулятора общественного мнения, гаранта стабильности государства и эффективности проводимых политических преобразований.

 

Автор: Зимин А.Е.