14.02.2012 8370

Сотрудничество государственной власти и СМИ в современной России

 

Взаимодействии государственной власти и средств массовой информации в современном политическом процессе России можно выделить две составляющие. Это: сотрудничество и конфронтация, которые и представляют особенность взаимодействия власти и СМИ в современный период.

В условиях формирующегося демократического строя и свободы слова в России наметилась тенденция к налаживанию конструктивного диалога между властями самых разных уровней и отдельными представителями средств массовой информации. Главной причиной этого диалога стала взаимная выгода от сотрудничества: власти крайне заинтересованы в оперативном освещении своей деятельности через основные каналы информации; СМИ, в свою очередь, преследуют интересы беспрепятственного получения информации, имеющей государственную значимость.

Современная российская государственная власть отчётливо понимает необходимость расширения сотрудничества со средствами массовой информации, как одного из основных условий достижения социальной стабильности общества. Наиболее ярко такое положение отразил Президент Российской Федерации в своём ежегодном послании Федеральному собранию Российской Федерации. Он подчеркнул: «мы, прежде всего, должны обеспечить право граждан на объективную информацию. Это - важнейший политический вопрос, и он прямо связан с действием в нашей государственной политике принципов свободы и справедливости. В этой связи определенные надежды возлагаю на обсуждающийся сейчас законопроект об информационной открытости государственных органов. Важно, чтобы он был принят как можно быстрее. Его реализация позволит гражданам получать больше объективной информации о деятельности государственного аппарата, поможет им защитить свои интересы. Хотел бы сегодня поговорить и о другой, вполне конкретной теме. А именно: что надо сделать, чтобы на национальном телевидении были в полной мере учтены самые актуальные потребности российского гражданского общества и обеспечены его интересы. Мы должны создать гарантии, при которых государственное телерадиовещание будет максимально объективным, свободным от влияния каких-либо отдельных групп и отражать весь спектр общественно-политических сил в стране».

В качестве конкретного решения данной проблемы он предлагает: «усилить полномочия Общественной палаты в части обеспечения гражданского контроля, за соблюдением телеканалами принципов свободы слова. Для этого в составе Палаты может быть создана Комиссия из числа уважаемых профессиональным сообществом людей, которые будут обеспечивать независимость вещательной политики, привлекать для работы квалифицированные кадры. С этой целью планирую внести в Государственную Думу соответствующие поправки в законодательство. Кроме того, доступ к СМИ необходимо обеспечить и всем парламентским фракциям. Уверен, что предлагаемые меры повысят качество и объективность информации, которую сегодня получает наше общество, интенсифицирует культурную жизнь, позволят любому гражданину, проживающему даже в самом отдаленном уголке нашей страны, иметь доступ к тем достижениям, которыми так богат современный мир».

Подобная очевидная взаимная заинтересованность друг в друге предопределила своеобразные «правила игры», регламентирующие самые разные стороны сотрудничества государственной власти и средств массовой информации.

В последнее время сложился определённый порядок предоставления информации прессе. Традиционно, редакция получает информацию о важных политических событиях через пресс-службы официальных органов. Именно туда стекается вся информация, требующая немедленного распространения. Кроме того власти, как центральные, так и региональные регулярно проводят пресс-конференции, брифинги, круглые столы и т. д. Помимо этого, чиновники обязаны по первому запросу журналиста предоставить ему всю необходимую информацию, касающуюся деятельности того или иного официального органа и последние данные о его деятельности. Также журналист вправе сам присутствовать на официальных мероприятиях (разного рода заседаниях, собраниях, депутатских слушаниях и т.д.), проводить на них аудио- и видеозапись (исключение составляют закрытые мероприятия, куда вход прессы запрещён. О таких мероприятиях позже сообщают официальные представители, или специалисты по работе с общественностью).

Для участия во всех этих мероприятиях представитель редакции должен получить аккредитацию, т.е. разрешение на присутствие. «Институт аккредитации призван регламентировать взаимоотношения СМИ с органами власти, являющимися источниками информации, создавая более благоприятные условия для осуществления профессиональной деятельности журналистов. Соответствующие правила должны определять порядок аккредитации представителей средств массовой информации, основные формы работы с аккредитованными работниками СМИ в целях создания необходимых условий для обеспечения их информацией о деятельности аккредитующей организации».

Это делается в первую очередь для того, чтобы каждая редакция закрепляла за тем или иным ведомством определённого журналиста, специализирующегося на конкретных проблемах и разбирающегося в вопросах аккредитовавшего его официального органа. Подобная практика упрощает процесс налаживания конструктивного диалога между властью и СМИ и устраняет возникновение разного рода недоразумений.

В последнее время получение официальной информации приобрело ещё более упрощённый характер. Редакции не обязательно отправлять своего представителя на каждое мероприятие. Всю последнюю и подробную информацию о нём она может получить на официальном сайте государственного органа. Возникновение информационных сайтов представителей власти - новое явление для России. Они позволяют властям информировать о своей деятельности не только журналистов, но и широкую общественность, тем самым делая свою работу максимально открытой.

Основным источником официальной информации о любом официальном органе является сервер органов государственной власти РФ Сервер имеет обширную структуру и возможность выхода на любой официальный сайт как федеральных, так и региональных властей. А именно:

- Сайт Президента РФ;

- Общий сайт федеральных органов исполнительной власти;

- Сайт Совета Федерации Федерального Собрания РФ;

- Сайт Государственной Думы Федерального Собрания РФ;

- Сайт Верховного суда РФ;

- Сайт Высшего арбитражного суда РФ;

- Сайты региональных органов государственной власти и т.д.

Кроме того, сервер позволяет получить всю необходимую информацию о государственных символах России, о законодательных актах РФ, а также особо ценных объектах национального наследия РФ.

Официальные сайты федеральных органов власти имеют схожую друг с другом структуру и задачи, а именно: информирование СМИ и широкой общественности о процессе собственной работы. Они имеют такие рубрики, как:

- Выступления - тексты выступлений, заявлений, обращений официальных лиц (президента, главы правительства, министерств и ведомств и иных официальных лиц) на разного рода мероприятиях;

- Документы - все принятые данным органом за последний период нормативные акты;

- Состав и структура данного органа власти - подробная информация о всех сотрудниках аппарата и функциях каждого из них;

- Официальная хроника - самая последняя информация о деятельности органов власти;

- Аналитические материалы - подробная характеристика наиболее важных законопроектов, недавно принятых решений и т.д.

Также сайты могут содержать такие рубрики, как: история государственного органа, информация о приёме граждан, полезные ссылки, карта сайта и т.д. Последняя информация поступает на сайты максимально оперативно, что позволяет журналистам своевременно получать и распространять интересующие общественность факты.

Официальные сайты региональных органов государственной власти работают примерно по такой же схеме, выполняя сходные функции. На данном этапе стремительного развития информатизации в России информационные сайты региональных органов власти становятся устоявшейся традицией. Однако, на данный момент не все регионы власти имеют свои официальные сайты. Их нет у республики Адыгея, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Калмыкия, Чеченской Республики, Приморского края, Белгородской области, Камчатской области, Кировской области, Костромской области, Курганской области, Липецкой области, Магаданской области, Омской области, Орловской области, Рязанской области, Тульской области, Читинской области и половины автономных округов. Таким образом, примерно четверть региональных органов власти не имеет своих информационных сайтов, что значительно усложняет процесс получения информации журналистами, делая обязательным их присутствие на всех официальных мероприятиях и добавляя забот с получением аккредитации. Это в свою очередь серьёзным образом затрудняет налаживание конструктивного диалога между сторонами.

Наибольшее количество официальных сайтов органов власти имеют Пермская область и Ставропольский край - по 4. Причина большого количества информационных сайтов государственных органов на территории Ставропольского края очевидна. В нём на протяжении нескольких последних лет активно развиваются информационные технологии. По информатизации он занимает ведущие места в стране, уступая лишь г. Москве и г. Санкт-Петербургу. Краевые власти придают огромное значение сотрудничеству со СМИ и, как следствие, полноценным отношениям с общественностью региона.

Сайт Губернатора Ставропольского края, один из наиболее объёмных и разносторонних сайтов, даёт подробную информацию о всех сферах деятельности Губернатора Ставропольского края А.Л. Черногорова. В Постановлении Губернатора СК от 10 февраля 2004 года № 46 «Об официальном сайте Губернатора Ставропольского края в сети Интренет» говорится о главных функциях сайта: Сайт создаётся «в целях создания условий для реализации конституционного права граждан на информацию, повышения уровня информированности общества, обеспечения общественного контроля за деятельностью Губернатора Ставропольского края, интеграции с мировым информационным пространством, а также для осуществления международного информационного обмена».

Сайт включает в себя такие рубрики как «Все новости» (все последние материалы, касающиеся работы Губернатора и обширный архив, в котором можно узнать о наиболее важных прошедших ранее событиях); «Публикации» (все публикации, интервью, комментарии Губернатора в СМИ); документы и отчёты - официальная информация (законы, постановления, распоряжения). Кроме перечисленных отделов на сайте присутствуют отделы: биография (Губернатора), закон (о Губернаторе), статус (Губернатора), награды (подробная информация о наградах Ставропольского края), объявления (об официальных мероприятиях в министерствах и ведомствах края), вопросы и ответы (предоставляет возможность задать любой интересующий журналиста, либо обычного гражданина вопрос). Информация на сайт поступает оперативно, что позволяет журналистам вовремя получать все нужные факты, доводя их в последствии до реципиентов.

Сайт Государственной Думы СК, также максимально оперативен и удобен для пользователей. Он включает в себя общие сведения о сайте, структуре Госдумы, особенностях работы разных комитетов, информацию о депутатах, общественных органах при ГДСК.

Сайт имеет рубрики: Общественная приёмная - в нём содержится информация о порядке приёма избирателей, возможности задать вопрос и получить на него ответ депутата.

Законодательная деятельность - содержит тексты и комментарии Законов, Постановлений и обращений, принятых ГДСК в рабочем порядке.

Планы и мероприятия ГДСК - включает в себя перспективные планы и отчёты об их выполнении, проекты и повестки очередных заданий.

Информационные и справочные материалы - каждодневная информация о деятельности ГДСК.

Кроме того, сайт имеет богатый архив новостей за два последних года, что позволяет журналистам при необходимости проследить динамику развития законодательного процесса в регионе.

Также в Ставропольском крае свои официальные сайты имеют министерство экономического развития и торговли и министерство промышленности, транспорта и связи.

Таким образом, можно утверждать, что официальные информационные сайты государственных органов власти неотъемлемая составляющая сотрудничества средств массовой информации и государственной власти, а также крайне важный признак демократизации российского общества.

В субъектах Российской Федерации ситуация в сфере сотрудничества со средствами массовой информации несколько схожа с центральной, но при этом имеет свою специфику. Так региональная законодательная база, за исключением обязательных нормативных документов, может иметь свои дополнения. В Ставропольском крае, власти которого, крайне заинтересованы в налаживании конструктивного диалога с прессой регулярно принимаются нормативные акты в этом направлении.

Одним из первых шагов в сфере сотрудничества стало вышедшее в 1997 году постановление Губернатора Ставропольского края «О мерах по реализации конституционных прав граждан на получение информации о принимаемых мерах по критическим выступлениям средств массовой информации», которое гласило:

Придавая особое значение созданию условий для реализации конституционных прав граждан на получение информации о принимаемых мерах по критическим выступлениям средств массовой информации, в целях более действенной реакции органов государственной власти и местного самоуправления Ставропольского края на критические выступления средств массовой информации постановляю:

1. Руководителям краевых органов исполнительной власти, главам районных государственных администраций, администраций городов Ставропольского края в двухнедельный срок со дня выхода в свет критических выступлений средств массовой информации о деятельности соответствующих должностных лиц сообщать редакциям газет, телевидения и радио о принятых по ним мерах. Копии таких материалов направлять в контрольное управление Правительства Ставропольского края.

2. Расценивая средства массовой информации как действенный инструмент формирования общественного мнения, гласности и контроля за решаемыми Правительством Ставропольского края задачами, заместителям председателя Правительства Ставропольского края оказывать средствам массовой информации всяческое содействие в работе по повышению эффективности критических выступлений, публикаций писем читателей, телезрителей, радиослушателей.

3. Предложить руководителям средств массовой информации один раз в квартал информировать комитет по печати и информации Правительства Ставропольского края о фактах игнорирования органами власти критических выступлений.

4. Рекомендовать руководителям средств массовой информации повысить ответственность журналистов за достоверность используемых в их выступлениях фактов. Комитету по печати и информации Правительства Ставропольского края обобщать и анализировать полученную информацию для внесения соответствующих предложений в Правительство Ставропольского края. Предупредить работников средств массовой информации, что лица, допускающие нарушения закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», злоупотребления правами журналиста, сокрытие или фальсификацию общественно значимых сведений, будут привлекаться к ответственности согласно действующему законодательству Российской Федерации.

Данное постановление вызвало некоторый резонанс в крае и стало своего рода заявлением властей о намерении открыто сотрудничать с прессой.

Но в условиях жёсткой рыночной экономики и коммерциализации средств массовой информации отечественная пресса в первую очередь вынуждена преследовать материальный интерес, и становится по многим показателям коммерческим предприятием. При необходимости самовыживания СМИ вынуждены переходить на коммерческие рельсы. Путей подобного перехода несколько.

Во-первых, можно построить свою информационную политику таким образом, что вся выдаваемая информация будет востребоваться обществом, и как следствие, будет приносить желаемые прибыли. Но в данном случае большая часть информации будет выдаваться на потребу публики и иметь сенсационный, скандальный характер, а само СМИ тяготеть к жёлтой прессе, далёкой от объективности и серьёзного подхода к проблемам. К подобным представителям СМИ можно отнести такие газеты, как «Жизнь», «Спид-Инфо», «Жёлтая газета» и т.д.

Во вторых, для получения прибыли можно создать СМИ исключительно развлекательного характера. Подобные представители практически всегда пользуются успехом у потенциального покупателя.

Но самый простой и наиболее надёжный вариант - найти обеспеченного спонсора и создавать СМИ под его покровительством. Спонсором, или, иначе говоря, учредителем выступает то лицо, организация или ведомство, которые заинтересованы в прямой связи с общественностью, либо преследующие задачи по созданию собственного позитивного имиджа.

В последние годы учредителем СМИ всё чаще становится государство, отдающее себе отчёт в ценности своего приобретения. Собственниками или совладельцами масс-медиа становятся как центральные власти, так и региональные. Финансовая подпитка прессы государством делает СМИ более лояльными и, как следствие, менее критически настроенными. СМИ же в свою очередь становятся финансово состоятельными, но при этом во многом зависимыми от власти. Этот замкнутый круг является ещё одной крайне важной чертой сотрудничества в условиях формирующегося политического процесса.

Можно привести массу примеров огосударствления центральных СМИ. Это и ставший государственным телевизионный канал «ОРТ», и фактически перешедший в руки властей телевизионный канал «НТВ» (принадлежащий государственной компании Газпром), и принадлежащий московским властям телевизионный канал «ТВ-Центр» и многие другие наиболее влиятельные представители отечественных средств массовой информации. Всё это результат целенаправленной, выверенной информационной политики государственной власти, заботящейся о собственном имидже и о возможности осуществлять необходимые политические реформы, проведение которых невозможно без общественной поддержки.

В российских регионах ситуация с огосударствлением или созданием изначально государственных СМИ схожа с центральной. Региональные власти законодательно закрепляют свою возможность учреждать, либо финансово поддерживать местную прессу.

Именно с этой целью в Ставропольском крае в 2003 году был принят Закон Ставропольского края «О государственной поддержке средств массовой информации в Ставропольском крае». Он гласит:

Государственная поддержка средств массовой информации осуществляется в форме предоставления субсидий редакциям краевых, районных, городских газет, теле-, радиопрограмм, внесенным в краевой реестр (перечень краевых, районных, городских газет, теле-, радиопрограмм, зарегистрированных как средства массовой информации на территории Ставропольского края, формируемый Правительством Ставропольского края и утверждаемый Государственной Думой Ставропольского края), на развитие и содержание материально-технической базы редакций и частичное покрытие расходов, связанных с производством, выпуском краевых, районных, городских газет и выходом в эфир краевых, районных, городских теле-, радиопрограмм в порядке, определяемом Правительством Ставропольского края. Государственная поддержка средств массовой информации оказывается в пределах средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных законом Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год.

Распределение средств между отдельными представителями СМИ в крае согласно Закону осуществляется следующим образом:

- для краевых, городских газет, теле-, радиопрограмм - не более 50 процентов от фактических затрат на их производство, выпуск, вещание;

- для районных газет, теле-, радиопрограмм, в том числе выходящих в свет на территории административных центров районов Ставропольского края, являющихся городами, - не более 70 процентов от фактических затрат на их производство, выпуск, вещание;

- для районных газет, теле-, радиопрограмм, в том числе выходящих в свет на территории административных центров районов Ставропольского края, являющихся сельскими поселениями, - не более 90 процентов от фактических затрат на их производство, выпуск, вещание. Последний вариант реестра государственных (полностью или частично) краевых СМИ был опубликован в Приложении к распоряжению Правительства Ставропольского края от 16 августа 2004 года.

Как результат данного закона, СМИ финансируемые из краевого бюджета, переходят в подчинение властям и становятся фактически государственными, существующими в основном за счёт государства. Власти при этом получают необходимые объёмы эфира в электронных и площади в печатных СМИ. Именно с такой прессой выгодно сотрудничать региональным властям, проводя через них собственные взгляды на положение вещей.

На Ставрополье по данным комитета Ставропольского края по печати, информации и информатизации (комитет был переименован и наделён дополнительными функциями в 2004 году в связи с реформой государственных органов власти) зарегистрировано 397 средств массовой информации разных форм собственности. Из них 304 - негосударственные, 49 - с государственным участием, 30 муниципальных, 13 - ведомственных, одно федеральное государственное унитарное предприятие (СГТРК). Наиболее финансово состоятельными, и как следствие влиятельными являются СМИ с государственным участием. Среди них:

- краевые газеты «Ставропольская правда» и «Кавказская здравница» (средства на их поддержку выделяются отдельной строкой в краевом бюджете);

- городские и районные газеты (каждый город и каждый район имеет газету, учредителем которой является городская или районная администрация);

- электронные средства массовой информации, являющиеся подразделениями Ставропольской государственной телерадиовещательной компании. К их числу относятся:

- «Ставропольская краевая студия телевидения», «Пятигорская краевая студия телевидения», эфирное телевидение «Ставропольский меридиан» (вещает в г. Пятигорске), «Ставропольское краевое радио», краевая радиостанция «Русь», радиостанция «Пятая вершина» (зона вещания города Кавказских минеральных вод);

- городские и районные электронные СМИ, учреждённые муниципальными и районными администрациями и включающие исключительно отдельные небольшие теле- и радиопрограммы в сетке вещания одного из краевых СМИ.

В период с 2001 по 2003 годы комитет Ставропольского края по печати и информации при поддержке Губернатора и правительства смог оказать наиболее существенную материальную помощь районным редакциям. Результаты этой помощи в значительной степени позитивно сказались на показателях экономической деятельности этого класса СМИ.

В 2003 году произошло перераспределение финансирования через комитет. В отдельную строку были выведены средства на поддержку НОУ «Ставропольская правда» и ООО «Кавказская здравница». С учётом этого, общий объём средств, выделенных из краевого бюджета на поддержку периодической печати, увеличился по сравнению с 2002 годом почти в 2 раза. Это в очередной раз доказывает заинтересованность власти в огосударствлении наиболее важных информационных каналов.

Так же активно возрастают средства, выделяемые из краевого бюджета на поддержку СМИ. Кроме того, в последние годы для укрепления материально-технической базы газет привлекались средства из Федерального бюджета. Только на ремонт помещений в 2002-2003 годах было выделено 2 миллиона 720 тыс. рублей. Всё это вкупе с активной коммерческой деятельностью самих редакций заметно улучшило положение дел в отрасли, тем самым, позволив властям доносить свою информацию до гораздо большей аудитории.

В связи с тем, что объём господдержки районных СМИ вырос на 19% общий средний разовый тираж местных газет с государственным и муниципальным участием по состоянию на 1 января 2004 года составил 195,6 тыс. экз. и вырос на 3,9 тысячи экземпляров по сравнению с 2003-м годом. По районным газетам рост составил 7,3 тысячи экземпляров. Наибольший прирост по тиражу отмечен в газетах «Благодарненские вести» - 981 экз., «Наша жизнь» Шпаковского района - 900 экз., «Степные зори» Ипатовского - 861 экз., «Петровские вести» - 909 экз., «Наше время» Изобильненского района - 649 экз. и ряд других редакций. Таким образом, благодаря росту госдотаций повсеместно отмечается солидное увеличение тиражей, а, следовательно, и читательской аудитории.

Несмотря на общую позитивную динамку развития государственного сектора печатных СМИ, присутствует определённая неравномерность тиражей районных газет в расчёте на 1 тысячу населения. В некоторых районах отмечено падение тиражей. Среди отстающих - «Ессентукская панорама», «Степной маяк» (Курский район), «Искра» (Предгорный район), «Степновские вести» и ряд других изданий.

Ответственность за подобные явления, обычно несут не только творческие коллективы, но и их учредители - райгосадминистрации. Основная причина в том, что газета в этих районах рассматривается как «карманное издание», а её основная цель понимается как обслуживание личных интересов или идеологических пристрастий глав админисраций, а не выполнение социальных функций. Именно, на этой почве в период кампании по выборам депутатов Государственной Думы РФ возникла ситуация, когда редакция газеты «Степновские вести» была вынуждена опубликовать предложенный главой администрации материал, имевший характер предвыборной агитации за одну из политических партий, и не оплаченный из фонда этой организации, что является нарушением федерального законодательства о выборах, за что и было получено порицание из представительства ЮФО.

Тем не менее, краевые власти придерживаются принципа, гласящего, что основная функция госпрессы - обслуживание интересов населения и информационная поддержка деятельности государственной власти. Это универсальный принцип, относящийся ко всем уровням власти - и государственной, и муниципальной. И при его несоблюдении может произойти утрата доверия к местной прессе и потеря властными структурами имеющегося на местах эффективного канала связи с гражданами. В связи с этим власти стараются не оказывать давления на редакторов районных газет и помещать материалы, имеющие общественную значимость.

Особую важность этот вопрос приобрёл в связи с разворачивающейся в крае реформой местного самоуправления. И если органы государственной власти имеют опыт социальной ответственности, то муниципалитетам только предстоит его приобрести, в том числе, и во взаимодействии со СМИ. На уровне краевой власти открытые, демократичные, уважительные отношения с прессой стали естественной нормой. Но есть и совершенно противоположные примеры, которые обычно возникают на муниципальном и районном уровне. Это подтверждается опытом работы с органами местного самоуправления ряда муниципальных изданий, в том числе и одной из крупнейших в крае городских газет «Вечерний Ставрополь». В данном случае явно прослеживается стремление использовать местную прессу, по большей части, как инструмент для повышения собственной популярности.

Одним из приоритетных направлений деятельности государственных или полугосударственных СМИ является регулярная работа по оказанию содействия информационному обеспечению деятельности Губернатора края, краевого Правительства и Государственной Думы. Во взаимодействии с подразделениями Правительства в СМИ регулярно публикуются материалы по актуальным и оперативным проблемам общественно-политической и социально-экономической сферы. В печати, на телевидении и радио как государственных так и негосударственных электронных СМИ обеспечиваются выступления членов Правительства и руководителей краевых министерств, комитетов и ведомств. Власть уделяет огромное значение проведению через СМИ разъяснительных публикаций о самых различных направлениях своей деятельности.

В начале 2005 года, в связи с вступлением в силу ряда новых федеральных законов в краевых и центральных СМИ прошло большое количество материалов, разъясняющих особенности данных нововведений. Особенно часто в прессе появлялись материалы, касающиеся реализации, вызвавшего множество споров 122-го закона о монетизации льгот. Разъяснения также требовал Федеральный закон от 6 октября 2004 года № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Регулярно на страницах краевой прессы появлялись материалы, затрагивающие земельную реформу, реформу ЖКХ, новый жилищный кодекс и многое другое.

Иной характер носит сотрудничество государственной власти и средств массовой информации в условиях предвыборных кампаний. При этом преследуемые обеими сторонами цели остаются неизменными. Власть также крайне заинтересована в повышении своего имиджа, а соответственно, и рейтингов (процентов доверия населения), как залога уверенной победы на выборах. СМИ же получают дополнительную финансовую подпитку, а при грамотном построении информационной политики ещё и возможность увеличения численности аудитории.

Ярко это сотрудничество можно проследить в преддверии президентских выборов 1996 года, когда власти прибегли к помощи СМИ для продвижения на очередной срок действующего Президента Б.Н. Ельцина. При этом власти ставили себе следующие задачи «Общество должно перейти на сторону Президента ещё до того, как возникнут соответствующие этому экономические и политические предпосылки. Прежде дня выборов Президент должен победить и в массовом сознании, и в элитах; факт его преимущества, став очевиден каждому, должен оказать подавляющее воздействие на политическую пропаганду противника». Достигнуть поставленные цели можно было лишь при помощи активного использования всех информационных каналов. Центральное телевидение и подавляющая часть центральной прессы в той или иной мере сотрудничали с властью, предоставляя ей возможность саморекламы. «Главным ресурсом партии власти были СМИ, мобилизованные не только политизированным капиталом (роль которого, безусловно, была определяющей), но и идеологически, благодаря умело организованному всплеску публичных проявлений реваншизма и экстремизма в рядах КПРФ, которые явно угрожали свободе слова, институту СМИ и новому статусу журналистов». Ставка на масс-медиа позволила действующему Президенту быть переизбранным на второй срок. Показателен был тот факт, что Бориса Ельцина поддерживали не только государственные СМИ, но и большинство частных. Власти удалось убедить прессу, что Ельцин наиболее подходящий для них кандидат, являющийся гарантом их стабильности и процветания. Именно этот фактор и определил дальнейший исход выборов.

В российских регионах в период предвыборных кампаний государственная власть основную ставку делает на государственные СМИ. Основной причиной этого является уже отлаженный механизм взаимодействия, возможность более эффективно влиять на общественное мнение (так как тиражи и территория распространения государственных СМИ, как правило, превосходит частные) и гораздо меньшая финансовая затратность.

Автор считает, что государственная власть повсеместно демонстрирует своё намерение сотрудничать со средствами массовой информации на взаимовыгодных условиях. Сотрудничество может сводиться как к предоставлению государством оперативной информации прессе и её дальнейшем беспристрастном распространении через СМИ, так и к проведению того или иного представителя власти на высокие государственные посты путём создания действенной политической рекламы. В последнем случае СМИ, транслирующие такую рекламу, преследуют исключительно коммерческие интересы, а также гарантии свободного существования в перспективе.

Крупная медиаимперия, созданная государством, характеризуется устойчивостью и намерением расширяться за счёт частных СМИ, постепенно попадающих под финансовую зависимость от власти. Подобная тенденция повсеместна в России, что не всегда полезно государственной власти, искусственно создающей преграды в своём взаимодействии с обществом, не обладающим разносторонней информацией о происходящем на политической арене. Кроме того, это может негативно отразиться на степени свободы средств массовой информации, теряющих финансовую самостоятельность.

Как представляется, включение задач, поставленных Президентом Российской Федерации в послании Федеральному Собранию России, по созданию открытых органов власти и СМИ, свободных от влияния каких-либо отдельных групп и отражающих весь спектр общественно-политических сил в стране, исправят ситуацию в лучшую сторону, тем самым, обеспечив информационную устойчивость политической системы и социальную стабильность в обществе.

 

Автор: Зимин А.Е.