15.02.2012 11847

Особенности самостоятельной работы студентов по физической культуре в вузе

 

В науке и практике существуют самые различные представления на содержание самостоятельной работы. Например, Б.И. Есипов считает, что самостоятельная работа непременно предполагает соединение самостоятельной мысли учащихся с самостоятельным выполнением ими умственных или физических действий. Поэтому самостоятельная работа организуется как выполнение определенных заданий, над которыми обучающиеся работают без непосредственного участия преподавателя. Им предлагается следующее определение самостоятельной работы учащихся: «самостоятельная работа учащихся - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом обучающиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных или физических действий».

Дидактический смысл самостоятельной работы состоит в том, что обучающийся, выполняя ее, сам думает, сравнивает, анализирует, делает выводы, находит практическое применение своим знаниям. Самостоятельная учебная работа учащихся характеризуется степенью их умственного напряжения, качеством культуры труда, необходимого для выполнения задания.

И.Е. Шварц считает, что самостоятельная учебная работа - это такой вид деятельности, в процессе которого учащиеся должны в специально отведенное время, проявляя собственную инициативу или творческую активность, решить поставленную перед ними задачу. Результаты самостоятельной работы выражаются учащимися в устной или письменной речи, в графических изображениях или в других продуктах труда. В этом случае акценты расставлены на руководстве самостоятельной работы: выполняется она при участии преподавателя или без него.

Самостоятельная работа рассматривается и как средство формирования активности обучающихся. С этих позиций Р.Б. Срода под самостоятельной работой понимает такую деятельность, которую обучающиеся выполняют, проявляя максимум активности, творчества, самостоятельного суждения, инициативы. Это определение может быть отнесено лишь к работам, в которых студенты проявляют высшую степень самостоятельности (максимум активности). Оно суживает круг разнообразных видов самостоятельной работы.

А.С. Лында, И.П. Подласый, Т.А. Хмель также связывают самостоятельную работу с творчеством, с активностью и считают, что это такая работа, которая требует от обучающихся активной мыслительной деятельности, инициативы, применения ранее полученных знаний на практике. Это определение, с одной стороны, широко, так как его можно отнести и к работе, выполняемой обучающимися вместе с преподавателем, при его непосредственном участии. А с другой стороны, оно узко, так как указывает лишь на одно из звеньев процесса обучения (применение знаний).

На самом же деле, самостоятельные работы имеют место во всех звеньях процесса обучения. При этом, один и тот же вид работы может требовать от обучающихся меньшей или большей степени самостоятельности при разном характере заданий. В настоящее время самостоятельная работа студентов рассматривается как равноправная (наряду с лекциями и семинарами) форма учебных занятий, обеспечивающая качественную подготовку специалистов.

В педагогике высшей школы самостоятельная работа связывается с исследовательской и определяется как направленная учебная и научно-исследовательская деятельность студентов, которая осуществляется под воздействием как планирования и управления со стороны администрации вуза и преподавателей, так и внутренних побуждений личности, ее ценностных установок и ориентиров.

Понятие «самостоятельная работа» употребляется в двух значениях. В широком - как составная часть любого вида учебного процесса, как мера элементов творчества, инициативности в процессе усвоения теории на лекциях, семинарах и т.д. В узком - как один из видов учебного процесса, форма деятельности по овладению знаниями за пределами аудиторных учебных занятий. Иначе, самостоятельная работа студентов - это такая деятельность, в ходе которой студентами осуществляется активная, напряженная работа по овладению сущности того или иного научного предмета как под руководством преподавателя, так и самостоятельно, без посторонней помощи.

Подобное определение самостоятельной работы требует обращения к анализу причин, от которых зависит успех обучения и самостоятельной работы. Как показало наблюдение, личный пример преподавателя, его активность в научной работе, привлечение студентов к работе в физкультурно-оздоровительных и спортивных секциях - все это приводит к формированию положительных эмоций и мотивов самостоятельной деятельности студентов.

К причинам стимулирования у студентов формирования положительных мотивов к самостоятельной работе относят: осознание студентами ближайших (непосредственных) и конечных (перспективных) целей обучения; осознание теоретической и практической значимости усвоенных знаний; эмоциональную форму изложения научной информации; наращивание содержания и новизну учебного материала; профессиональную направленность учебной деятельности; выбор адекватных задач, создающих информационные познавательные противоречия в самой структуре учебной деятельности; поддержание любознательности (диалоговая форма обучения) и «познавательного психологического климата» в учебной группе.

Как показал опрос, для обеспечения приоритета самостоятельной работы требуются существенные изменения самого процесса преподавания. Это сложный процесс, для чего, во-первых, требуется необходимая материально-техническая база. Решение этой задачи выходит за рамки компетенции кафедры, хотя и здесь имеется определенный резерв возможностей: оптимизация режима работы кафедры, разработка методических рекомендаций по организации и проведению конкретных форм самостоятельной работы для студентов, наращивание методического фонда и др. Во-вторых, необходимо обеспечить перелом в настроениях определенной части студентов, привыкших к школярским формам обучения и порою негативно относящихся к особенностям вузовского обучения.

В этом плане, вклад высшей школы в решение ведущих социально-педагогических задач зависит от того, по какому пути пойдет и до каких высот поднимется профессиональное образование будущего специалиста. Современный выпускник высшего учебного заведения должен обладать не только профессиональными знаниями и навыками, но и богатой общей культурой, высокими нравственно-этическими качествами, потребностью и способностью к самостоятельному творчеству. Чтобы каждый выпускник высшей школы мог успешно выполнять свои профессиональные функции, образование должно быть направлено не только на формирование знаний, умений и навыков, но и на профессиональное развитие будущего специалиста.

С изменением социального заказа к целевым установкам высшей профессиональной школы во главу угла ставится задача подготовки истинных профессионалов, деловых людей, способных реализовать себя в условиях конкуренции, сильных, выносливых, работоспособных, обладающих психофизическим и духовно-нравственным здоровьем.

Укрепление здоровья студенческой молодежи, повышение ее работоспособности, расширение устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды остаются актуальными задачами физического воспитания в вузе.

Физкультурно-спортивная деятельность при целенаправленном педагогическом воздействии обеспечивает гармоническое духовное и физическое развитие, способствует укреплению работоспособности, здоровья и воспитанию важных социальных качеств личности.

Сегодня возникла необходимость кардинального изменения мышления людей относительно многофункциональной социальной сущности физической культуры, ориентирующей систему физкультурного образования на формирование и воспроизводство целостности человека как биосоциального феномена, отражающего единство телесного и духовного (В.К. Бальсевич, 2000; И.М. Быховская, 1993; Н.Н. Визитей, 1989; М.Я. Виленский, 1985, 2000, 2004; А.С. Запесоцкий, 2002; Л.И. Лубышева, 1992; В.П. Лукьяненко, 2001; А.П. Матвеев, 1997; Ю.М. Николаев, 2002; В.А. Петьков, 1999; А.Ц. Пуни, 1985; Г.М. Соловьев, 1998; И.Р. Тарасенко, 2005 и др.). При этом, только взгляд на физическую культуру с позиций качественно нового знания -приоритета духовности, одухотворения физического, рассмотрения физического как личностного (А.Н. Андреев, 1988; И. М. Быховская, 1993; М.Я.Виленский, 1985, 1989, 2003; Д.Д. Донской, 1997; Л.К. Круглова, 1995; Л.И. Лубышева, 1992; Ю.М. Николаев, 1998; В.А.Петьков, 1999; Г.М.Соловьев, 1988, 1999, 2003, 2005 и др.) - может способствовать всемерному содействию формирования человека с гармоническим развитием его сущностных (духовных и физических) сил, реальному приобщению его к освоению многообразных ценностей, полноправному включению физической культуры личности в спектр общей» культуры человека и общества.

О роли и важности физического воспитания в вузе высказывались в различные годы многие авторы. Традиционно исследователи, указывая на важность физического воспитания, опирались на фундаментальный принцип оздоровительной направленности: правильное формирование организма, сохранение и улучшение здоровья, развитие физических качеств, организация здорового образа жизни студенческой и учащейся молодежи. При этом, рядом исследователей особо подчеркивалась и социальная функция физического воспитания.

Общеобразовательная функция физического воспитания была еще одним направлением, в котором проводились научные исследования. Важность физического воспитания виделась авторами в повышении образовательного потенциала, в интегративной сущности физического воспитания в процессе формирования личности, ее физической культуры как части общей культуры, а также в воспитании потребности в занятиях физической культурой, физического самовоспитания и самосовершенствования.

Значительное место занимает идейно-нравственное воспитание студентов, осуществляемое с помощью средств физического воспитания.

В качестве еще одного направления, определяющего важную роль физического воспитания в вузе, следует выделить связь целостного развития личности будущего специалиста с его профессией.

Приобщение студенческой молодежи к физической культуре - важное слагаемое в формировании здорового образа жизни. Наряду с широким развитием и дальнейшим совершенствованием организованных форм занятий физической культурой решающее значение имеют самостоятельные занятия физическими упражнениями.

Теоретико-практическое назначение физической культуры как учебной дисциплины определяется интегральной целью, предполагающей решение как образовательных задач, так и задач физического воспитания, развития и оздоровления студентов.

Разработанные на сегодняшний день основные составляющие физической культуры личности студента определяют направленность и содержание основных задач самостоятельной работы студентов по дисциплине физическая культура: 1) формирование знаний и интеллектуальных способностей, характеризующих эрудицию студента и его способности к созидательной преобразующей творческой деятельности; 2) формирование мотивационно-ценностных ориентации, положительного отношения к физической культуре, установок на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование, потребностей в регулярных занятиях физическими упражнениями, спортом; 3) физическое совершенство - как жизнеспособность студента в целом, определяющая состояние его общей работоспособности, активности в учебной и внеучебной деятельности и обеспечивающая профессионально-прикладную физическую подготовленность; 4) формирование социально-духовных ценностей, характеризующих общекультурный духовно-нравственный и мировоззренческий уровень человека; 5) приобщение к физкультурно-спортивной деятельности, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, самоопределение в физической культуре и приобретение опыта творческого использования средств физической культуры для достижения жизненных и профессиональных успехов.

Известно, что в основном учебном отделении занимается подавляющее большинство студентов. Однако поступающая на первый курс молодежь, в целом, имеет недостаточный уровень разносторонней физической подготовленности. Вместе с тем существует мнение преподавателей, что для решения комплекса задач физического воспитания в вузе объема учебного времени, отведенного программой, недостаточно. Преподаватели объясняют это тем, что в условиях двух занятий в неделю нельзя обеспечить планомерное совершенствование физической подготовленности студентов. Основу такого суждения составляет опора на теоретические представления о механизмах повышения физических возможностей организма человека, при котором последующее учебно-тренировочное занятие должно совпадать с фазой суперкомпенсации после предыдущего. Поэтому для успешного усвоения учебного материала студентами необходимы дополнительные самостоятельные занятия. Это очень важно, ибо организованные занятия по расписанию длятся не более семи месяцев в году. Если студент не занимается самостоятельно, длительные перерывы в академических занятиях (зимняя сессия, каникулы, весенняя сессия, каникулы, сельскохозяйственные работы) приводят к тому, что каждый семестр он начинает с пониженного функционального состояния и физической подготовленности. По этой причине многие исследователи рекомендуют использование разнообразных форм повышения эффективности процесса физического воспитания студентов. А.П. Внуков, М.Я. Виленский (1981) считают, что субъективная готовность студентов к физическому самосовершенствованию должна направляться внешними факторами, ведущими из которых являются: личность преподавателя, содержание обучения и методика преподавания. При этом, обеспечение долгосрочного результата в учебно-воспитательном процессе возможно в случае, если занимающиеся осознают меру полезности и результативности своего учебного труда, которая выражается как объективными показателями, связанными с физической подготовленность, уровнем и качеством специальных знаний, навыков и умений, так и субъективными - интересами, эмоциональностью, пониманием соответствия своих действий социальным нормам и требованиям, удовлетворением степенью собственного обогащения и развития личности.

Выполнение самостоятельных заданий по физическому воспитанию в режиме дня позволяет, по мнению В.В. Крючкова (1983), увеличить объем двигательной активности студентов до 6-7 часов в неделю, а также способствует развитию основных физических качеств, что положительно сказывается на результатах выполнения учебных нормативов программы. У студентов появляется устойчивая привычка заниматься физическими упражнениями, вырабатываются навыки организации проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий со школьниками, необходимые в будущей работе учителя-воспитателя. В ряде других исследований установлено, что средняя величина затрат времени на физическую культуру в структуре свободного времени студентов за неделю составляет от пяти до девяти процентов. При этом, как правило, более высокие показатели наблюдаются на первом и втором курсах; на старших курсах удельный вес использования средств физической культуры и спорта существенно снижается: первый курс - 6,2 процента, второй курс - 5,4 процента, третий курс - 2,6 процента, четвертый курс - 1,8 процента, пятый курс - 1,3 процента. У женщин затраты времени, как правило, на 18-33 процента ниже, чем у мужчин. Выявлено также, что студенты, имеющие более высокий режим физической активности, в большой степени проявляют ее во внеурочное время, очевидно, в силу сформированной потребности. Студенты, режим физической активности которых незначителен, имеют и более низкие потребности в этой сфере. В силу этого, формирование потребности есть одна из важных психолого-педагогических проблем в физическом самосовершенствовании студентов. Двигательная активность студентов в гуманитарных и технических вузах в большинстве своем является недостаточной. В режиме дня студентов преобладают статические компоненты деятельности, соответствующие в среднем 83 процентам суточного времени. Следовательно, на динамическую деятельность приходится до 17 процентов времени. Двигательный режим студентов является составной частью их общего распорядка жизни, включающего в себя режим сна, учебы, питания, распределение времени на различные виды деятельности и отдыха. В литературе имеется много работ, посвященных изучению режима дня и бюджета времени студентов в связи с их двигательной активностью. Затрагиваются в них и вопросы о влиянии особенностей режима и распределения времени на различные стороны жизнедеятельности, на академическую успеваемость студентов.

Таким образом, процесс познавательной деятельности согласуется с естественными, общественными и интеллектуальными особенностями студентов, с их внутренними запросами.

Именно поэтому в процессуальном, организованном и функциональном компонентах обучения и реализуются основные возможности активности студентов как субъектов обучения. Однако, как показывают многочисленные исследования, между осознанностью значимости активизации познавательной деятельности на занятиях по общественным дисциплинам у студентов и их реализацией существует большой разрыв.

Отношение студентов к физической культуре и спорту - одна из актуальных социально-педагогических проблем. Реализация этой задачи каждым студентом должна рассматриваться с двуединой позиции - как личностно значимая и как общественно необходимая.

Многочисленные данные науки и практики свидетельствуют о том, что физкультурно-спортивная деятельность еще не стала для студентов насущной потребностью, не превратилась в интерес личности. Реальное внедрение среди студентов самостоятельных занятий физическими упражнениями недостаточно.

Существуют объективные и субъективные факторы, определяющие потребности, интересы и мотивы включения студентов в активную физкультурно-спортивную деятельность.

К объективным факторам относятся: состояние материальной спортивной базы, направленность учебного процесса по физической культуре и содержание занятий, уровень требований учебной программы, личность преподавателя, состояние здоровья занимающихся, частота проведения занятий, их продолжительность и эмоциональная окраска.

По данным опроса студентов разных годов обучения (М.Я. Виленский, 1994), можно судить о влиянии субъективных факторов на формирование мотивов, побуждающих их к самостоятельным занятиям и к активной физкультурно-спортивной деятельности.

Эти данные свидетельствуют о закономерном снижении влияния всех факторов-побудителей в мотивационной сфере студентов от младших курсов к старшим. Значимой причиной психологической переориентации студентов является повышение требовательности к физкультурно-спортивной деятельности. Студенты старших курсов более критично, нежели на младших курсах, оценивают содержательный и функциональный аспекты занятий, их связь с профессиональной подготовкой.

Тревожным выводом является недооценка студентами таких субъективных факторов, воздействующих на ценностно-мотивационные установки личности, как духовное обогащение и развитие познавательных возможностей. В определенной степени это связано со снижением образовательно-воспитательного потенциала занятий и мероприятий, со смещением акцента внимания на нормативные показатели физкультурно-спортивной деятельности, с ограниченностью диапазона педагогических воздействий.

В вузах задачу формирования мотивов, переходящих в потребность в физических упражнениях, призваны решать лекции по физической культуре, практические занятия, массовые оздоровительно-спортивные мероприятия.

Если мотивы сформировались, то определяется цель занятий, ею может быть: активный отдых, укрепление здоровья, повышение уровня физического развития и физической подготовленности, выполнение различных тестов, достижение спортивных результатов.

После определения цели подбираются направления использования средств физической культуры, а также формы самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Конкретные направления и организационные формы использования самостоятельных занятий зависят от пола, возраста, состояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности занимающихся. Можно выделить гигиеническое, оздоровительно-рекреативное (рекреация - восстановление), общеподготовительное, спортивное, профессионально-прикладное и лечебное направление.

Реализуя психологические закономерности обучения, следует иметь в виду необходимость формирования у учащихся навыков личностной самоорганизации. В связи с этим необходимо уделять особое внимание системе самостоятельных работ. При этом имеет смысл ориентироваться на современные представления дидактов о сущности понятий «самостоятельная познавательная деятельность» и «самостоятельная работа учащихся».

Под самостоятельностью (как важным личностным качеством) понимают систему навыков сознательной самоорганизации.

В качестве самостоятельной познавательной деятельности рассматривают учебную деятельность учащегося, которую он совершает индивидуально, без помощи и указаний преподавателя, руководствуясь только сформированными ранее представлениями о порядке и правильности выполнения операций и действий, составляющих основу познавательной деятельности.

Под самостоятельной работой учащихся понимают вид учебного труда, способствующий, наряду с усвоением учебной информации и способов осуществления познавательной деятельности, формированию у обучаемых самостоятельности, учебного труда, готовящего обучаемого к самостоятельной познавательной деятельности.

Для того, чтобы быть востребованным, специалист должен быть профессионально компетентным и в сфере физической культуры и спорта, а не просто быть «наполненным» различной информацией, оторванной от практики.

По Б.С. Гершунскому (1998), «профессиональная компетентность» определяется, главным образом, уровнем собственного профессионального образования, опытом и индивидуальными способностями человека, его мотивированным стремлением к • непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, творческим и ответственным отношением к делу.

Общеизвестно, что все специалисты готовятся как предметники, например, учитель математики, учитель физики. Мы считаем, что становление личности профессионала должно начинаться в процессе обучения в вузе и продолжаться самостоятельно в ходе практической деятельности. А. Маслоу (1999) утверждает, что каждый человек имеет импульс к самосовершенствованию, к более полной актуализации (полному использованию своих талантов, способностей, возможностей).

Мы согласны с И.Д. Свищевым и СВ. Ерегиной (2001), что необходимо из всего контингента студентов, обучающихся в педагогическом вузе, выявлять наиболее интересующихся профессиональной деятельностью (уже работающих или планирующих работать по специальности) при помощи анкет и психологических тестов.

Для повышения качества их подготовленности следует применять профессионально ориентированный подход, фундамент которого составляет философская основа - гуманистическая (предполагает, что человек - активное, устремленное в будущее творческое существо, выбирающее себя, стремящееся стать собой) и антропософская (направленная на исследование духовных ценностей, характеризующая смысл и цели жизни).

Целевые ориентации в таком случае будут заключаться: 1) в изучении знаний, формировании профессионально значимых умений и навыков; 2) в развитии профессиональных способностей; 3) в обучении всех студентов через формирование призвания к профессии; 4) в развитии способностей личности (с акцентом на профессиональные).

Культура личности субъекта - не врожденное ее качество, а приобретенное в процессе разнообразной деятельности, когда молодой человек, воздействуя на природу и общество, изменяет и свою собственную природу. Поэтому элементы духовного и физического совершенствования молодежи, приобретенные ими в процессе физкультурной деятельности, выступают важными сторонами их индивидуального и социально-культурного развития.

Многогранные способности, формирующиеся средствами различных видов физической культуры, а также специфическими средствами и методами, будучи включенными в профессиональную деятельность, социальное общение и научное познание становятся необходимым компонентом, важнейшим условием дальнейшего всестороннего развития будущих специалистов в различных видах их общественной жизнедеятельности (И.С. Игнатьев, ВЛ. Кузнецов, А.В. Лотоненко, 1997).

Уровень физического развития, состояния здоровья, ценностных ориентации, потребностей и мотивов, особенности направленности личности составляют круг внутренних, индивидуальных факторов; характер умственного труда, уровень материальной обеспеченности, свободное время обучающихся, средства массовой информации, условия для практических занятий различными видами физической культуры составляют сферу внешних факторов, оказывающих существенное влияние на физическую культуру студенческой молодежи (В.М. Менщиков, 2001).

Будучи одной из человеческих и социальных ценностей, профессионально-прикладная физическая культура не только является орудием совершенствования природной основы молодого человека, его физической организации, но и выступает как культура образа жизни студенческой молодежи. Поэтому в определенном смысле она становится предпосылкой других уровней общекультурного бытия: культуры мировоззренческой, политической, нравственной и т.п. ППФП выполняет, по существу, те же функции, которые характерны для общечеловеческой культуры в целом, вносит свой вклад в формирование личности молодого специалиста, способного адекватно и продуктивно действовать в многообразном социокультурном мире.

Необходимость стимулирования самостоятельной работы студентов в области физической культуры и формирование готовности студенческой молодежи, ее обеспечивающей, подтверждается следующими причинами.

Из общего объема учебного времени (408 часов), предусмотренного государственной программой по дисциплине «физическая культура», 26 часов отводится на лекционные занятия, которые включают 11 тем по теории и методике физической культуры, здорового образа жизни, спортивной тренировки, физиологических и гигиенических основ физической культуры и пр. При этом на междисциплинарной основе предлагается за столь небольшой объем лекционного времени рассмотреть более 200 довольно сложных дидактических единиц. Многолетний практический и научный опыт кафедры физической культуры Ставропольского государственного университета и других вузов России свидетельствует о том, что глубоко и содержательно сделать это просто невозможно. Отводимого государственной программой времени на теоретический раздел недостаточно даже на формирование у студентов общего, поверхностного представления о физической культуре, не включая даже ее краткую историю и региональный компонент.

Из 408 часов учебного времени, отводимых на физическую культуру, 382 часа приходится на практические и практико-методические занятия, которые распределяются на первом и втором курсах по четыре часа в неделю (два занятия), а на третьем и четвертом - по два часа в неделю (одно занятие), что абсолютно не обеспечивает функционирование системы физического воспитания в рамках физиологических и психолого-педагогических закономерностей и условий научной организации данного учебно-воспитательного процесса. Согласно спортивной физиологии (Зимкин Н.В.) кумулятивный эффект в формировании двигательных умений и навыков, а также в развитии физических качеств возможен, если перерыв между занятиями физическими упражнениями не превышает 48 часов.

Все вышесказанное не обеспечивает в достаточной степени реализацию государственного образовательного стандарта по дисциплине «физическая культура», иначе высшего гуманитарного образования в области физической культуры.

 

АВТОР: Шаталова И.Е.