15.02.2012 2470

Содержание учебной деятельности в контексте педагогического стимулирования самостоятельной работы

 

Наметившаяся тенденция в разработке теоретико-методологических основ физкультурного образования в контексте формирования физической культуры личности, отличная от классической дидактики (центрированной на развитии физических качеств, формировании двигательных умений и навыков), создала предпосылку для перехода в плоскость осмысления и рассмотрения проблем физической культуры с психологической, социологической, философско-культурологической точки зрения.

С помощью психологических наук формируется позиция видения и понимания человека как целостной системы, восприятия его в неразрывном единстве биологической природы и духовного состояния, его соматопсихического и социокультурного существа.

Философско-культурологическое понимание сущности физической культуры меняет общий контекст исследований в сфере физического образования, доминируя в методологии целостности человека, выступая объяснением единства ее функционального, ценностного и деятельностного аспектов. То есть разрабатываются основные положения концепции физкультурного образования в вузе, в которых в качестве основополагающего принципа выдвигается единство мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов в формировании физической культуры личности.

Таким образом, уровень физической культуры обучающегося определяется прежде всего степенью его образованности в данной области знаний, осознанной потребностью в использовании физических упражнений и других видов двигательной деятельности. На что, по мнению В.М. Игуменова, и должна быть ориентирована современная система профессиональной подготовки: на индивидуальность обучающегося, его творческие интеллектуальные способности с параллельным совершенствованием содержания образования и развитием учебных технологий в учебно-познавательной деятельности в новых социальных условиях. Главным при этом является требование к обучаемому как к творческой, гармонически развитой личности, способной решать сложные профессиональные задачи в быстро меняющихся социальных условиях. Это влечет за собой планомерные действия по совершенствованию содержания профессионального образования в условиях профессиональной подготовки на основе потребности к самоактуализации.

Самоактуализация (самоопределение) - это рефлексивный процесс выявления обучающимся проблем в своей профессиональной деятельности, личностное отношение к этим проблемам с точки зрения ценностных установок, самостоятельная выработка способов разрешения этих проблем. Для этого им потребуются качества, которые пока просматриваются как тенденции цо отношению к желаемому будущему. При этом, в содержание образования необходимо вкладывать уровни и критерии оценки качеств развития личности, а не только оценку усвоения учебного материала и не стремиться к простому приросту знаний, умений, навыков.

Л.И. Лубышева отмечает, что изменение целевой направленности физического воспитания, суть которого сводится к формированию физической культуры личности, требует от учебного процесса отказа от командно-строевых методов воспитания и обращение к личности учащегося, к его интересам и потребностям в сфере духовного совершенствования.

Между тем по-прежнему многие педагоги до сих пор понимают физкультурные занятия как занятия на развитие силы, быстроты, выносливости, подготовку к сдаче контрольных и зачетных нормативов. В этом отношении, не умаляя пользы развития физических качеств, нельзя предавать забвению общемировоззренческие, общекультурные ценности физической культуры. Ситуация, сложившаяся в процессе физического воспитания, выдвигает на первый план противоречия между интеллектуализацией, гуманизацией и гуманитаризацией образования и низким общекультурным, общеобразовательным уровнем процесса физического воспитания.

Первая попытка определить сущность физической культуры личности была предпринята еще в начале 20-х годов и формировалась как «осознанное отношение человека к физическому состоянию и развитию своего организма».

Л.П. Матвеев и А.Д. Новиков (1976) под физической культурой личности подразумевают воплощенные в самом человеке результаты использования материальных и духовных ценностей, относящихся к физической культуре в широком смысле слова (то есть усвоенные человеком физкультурные знания, умения, достагнутые на основе использования средств физического воспитания, показатели физического развития и подготовленности). В данном определении выделяются три существенных элемента, характеризующих физическую культуру личности. К ним отнесены: знания, умения, показатели развития. Их совокупность предполагает органическую взаимосвязь физического и интеллектуального как основу всестороннего развития личности.

МЛ. Виленским и В.А. Беляевой (1985) физическая культура личности определяется как сложное системное динамическое образование, которое характеризуется уровнем ее физического состояния (здоровья, физического развития, подготовленности), осознанием способов достижения этого уровня, и проявляется в различных видах спортивно-физкультурной деятельности (познавательной, организаторской, инструкторско-педагогической, собственно практической).

Впервые в теории физического воспитания данное понятие трактуется с позиции психолого-педагогических характеристик. Вводятся такие его определения, как системное и динамическое образование, раскрывается содержание физкультурно-спортивной деятельности, подчеркивается взаимосвязь общей культуры и культуры физической, убеждений, ценностных ориентации, а в итоге в целом просматриваются контуры структуры основных составляющих физической культуры личности. В.К. Бальсевич (1988), рассматривая проблему физической активности человека, выделяет две основные группы ценностей в физической культуре: общественную и личную.

Разделяя понятия «физическая культура личности» и «культура органического тела», В.И. Столяров затрагивает философский вопрос о соотношении телесного и духовного в природе человека, о единстве их в содержании физической культуры личности и противоречии при ее отсутствии.

Рассматривая сущность, содержание и методику формирования профессиональной направленности в физическом воспитании, М.Я. Виленский, Р.С. Сафин (1989) схематично и описательно структурируют физическую культуру личности, добавляя в прежнее определение (М.Я. Виленский, В.А. Беляева) такие значения, как качественное развитие и интегральный результат профессиональной подготовки. В разработанную модель физической культуры личности включаются три основные составляющие: мотивационно-ценностные ориентации личности, физическое совершенство личности, физкультурно-спортивная деятельность.

Все три основные составляющие схематизированной модели физической культуры личности, в свою очередь, включают в себя подструктурные компоненты. Мотивационно-ценностные ориентации: знания, мотивы, интересы, установки, убеждения, потребности. Физическое совершенство: двигательные умения, двигательные навыки, физическое развитие, физическая подготовленность. Физкультурно-спортивная деятельность: познавательная, пропагандистская, инструктивно-педагогическая, судейская, организаторская, самосовершенствование. Все содержательные составляющие и их компоненты, или элементы физической культуры личности, замыкаются на профессиональной деятельности.

Нетрудно заметить, что данная модель легко экстраполируется вообще на физическую культуру личности независимо от ее профессиональной принадлежности и характеризуется как уровень физкультурной образованности. Существенным также является и то, что М.Я. Виленским и Р.С.Сафиным выделяются четыре «уровня развития физической культуры личности: ситуативный; уровень начальной грамотности; уровень образованности; уровень творческого использования».

Таким образом, значение слов «качественное развитие» в определении понятия физическая культура личности, введенное М.Я. Виленским и Р.С. Сафиным, приобретает конкретный критериально-уровневый смысл. Предложенная структурная модель создает четкое представление о ее содержании с позиции психолого-педагогических характеристик и многофакторности.

Продолжая развивать теорию воспитания физической культуры, Л.И. Лубышева (1997) отмечает, что ее содержание включает в себя три направления: социально-психологическое, интеллектуальное и двигательное (телесное) воспитание. Содержание социально-психологического воспитания сводится к процессу формирования жизненной философии, убежденности, потребностно-деятельного отношения и освоению ценностей физической культуры. Содержание интеллектуального воспитания предполагает формирование знаний, охватывающих широкий спектр философских, медицинских и других аспектов.

Таким образом, теория о физической культуре личности на определенном этапе своего развития закономерно трансформировалась в теорию и стратегию воспитания физической культуры, что создало предпосылку переоценки ценностей и содержания существующей системы физического воспитания с позиции социально-педагогических аспектов, философии персонализма, утверждающей, что основная задача педагогики - пробуждение личностного начала, т.е. создание условий, пробуждение и развитие у человека потребности быть личностью, в частности, в сфере физической культуры. В свою очередь, изменение представлений о цели и задачах физической культуры обусловило необходимость переориентации, перестройки системы физического воспитания в научно обоснованную, комфортную, действенную и полезную в социальном ценностном плане государственную систему воспитания физической культуры, поэтому были предприняты попытки концептуально обосновать теорию воспитания физической культуры в 1991-1993 годах в плане становления новой системы, определить ее особую социальную значимость.

В этом отношении, разработанная М.Я. Виленским и Г.М. Соловьевым структура физической культуры личности в наибольшей степени отвечает требованиям технологического обеспечения ее формирования. Она включает пять основных составляющих, двадцать семь качественных компонентов и сорок шесть их признаков.

Содержание ее определяется как социально детерминированная область общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамическое состояние, характеризующееся определенным уровнем специальной образованности, физического совершенства, мотивационно-ценностных ориентации и социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и интегрированных в ее физкультурно-спортивной деятельности, культуре образа жизни, духовности и психофизическом здоровье.

Согласно данной структуре физическая культура личности является сложным системным образованием. Все представленные в ней элементы имеют тесную взаимосвязь, дополняют и обусловливают друг друга. Знания и интеллектуальные способности определяют кругозор личности, иерархию ее оценок, ценностей и результатов деятельности; мотивы характеризуют направленность личности, стимулируют и мобилизуют ее на проявление активности в сфере физической культуры; ценностные ориентации выражают совокупность отношений личности к физической культуре в жизни, профессиональной и созидательно-активной деятельности; потребности являются главной побудительной, направляющей и актуализирующей силой поведения личности в сфере физической культуры; физическое совершенство предполагает такой уровень здоровья, физического развития, психофизических и физических возможностей личности, которые составляют фундамент ее активной, преобразующей, социально значимой, физкультурно-спортивной деятельности и жизнедеятельности в целом; социально-духовные ценности определяют общекультурное и специфическое развитие культуры личности; физкультурно-спортивная деятельность отражает ценностные ориентации и потребности, характеризует физкультурную активность.

В разработанной модели уточняются признаки и степень научности специальных знаний. Без понятия о ступенях абстракции и. степенях осознанности сегодня в современной педагогике не представляется возможным судить о качестве знаний. Данная структура физической культуры личности расширяет представление о признаках двигательных умений и навыков, включаются такие ее показатели, как репродуктивный и продуктивный уровни выполнения двигательного действия.

В соответствии с технологической структурой физической культуры личности конкретизируются ее уровни.

Механизм существования и функционирования основных компонентов физической культуры личности достаточно сложен, однако, как представляется рассмотрение роли и значимости ведущих факторов, от которых зависит процесс ее формирования, позволит оценить их влияние на процесс развития физической культуры как сферы общей культуры личности студента.

Поскольку процесс развития и становления личности есть результат множества взаимосвязей и взаимодействий ее внутренних сфер и внешних обстоятельств, то соответственно на этот процесс оказывают влияние достаточное количество факторов.

Как пишет Л.И. Лубышева (2001), личность, состоящая из совокупности ее качеств, является связующим звеном между социальной средой и организмом человека

Только через личность человеческий организм испытывает влияние социальных факторов. Биологическая сторона в жизнедеятельности обусловливает социальную активность личности. Таким образом, исходя из данных представлений, можно установить, что только в диалектическом единстве природного и социального может развиваться личность. Исходя из этого представления, ЯК Лубышева видит необходимость рассматривать проблему формирования физической культуры личности в контексте этого единства. То есть видение данной проблемы сводится к тому, чтобы, используя законы природного и естественного процесса эволюции развития физических способностей человека, в строгом соответствии с ними выработать и реализовывать пути педагогического и организационного стимулирования гармоничного роста этих способностей.

Таким образом, рассмотренные факторы, обеспечивающие процесс формирования физической культуры личности, подчеркивают необходимость сочетания в физическом воспитании в большей степени и мере интеллектуального воспитания, представляющего в понятии М.А. Холодной «... форму организации учебно-воспитательного процесса, которая обеспечивает оказание обучаемому индивидуализированной педагогической помощи, с целью развития его интеллектуальных возможностей». Данное воспитание позволит, по ее мнению, во-первых, повысить продуктивность интеллектуальной деятельности обучаемого, выражающейся в формировании способности анализировать, сравнивать, систематизировать свои знания, обобщать, порождать новые идеи, во вторых, повысить рост индивидуального своеобразия склада ума, обеспечивающего познавательную склонность, избирательность в выборе учебного материала и т.д.

Характеристиками результат в нашем случае выступают компоненты и признаки, представляющие количественно-качественные параметры содержания образования, а также процесс его освоения обучаемыми. К таковым необходимо отнести: научность изучения дисциплины - уровни абстракции, уровень эрудиции и степень усвоения учебного материала.

Исследования, проведенные специалистами в области образовательных технологий, показали глубокую взаимосвязь между ступенями абстракции содержания учебной дисциплины и формированием типа мышления учащихся]. Например, на ступени абстракции «А» формируется эмпирический тип, опирающийся на авторитарные источники, использующий жесткие схемы мышления (перестройка мышления затруднена); на ступени абстракции «Б» формируется аналитический тип интеллекта гуманитарного характера, способный прослеживать связи и закономерности, выделять и обобщать существенные характеристики явлений на качественном уровне, не позволяющем делать точного прогноза; на ступенях абстракции «В» и «Г» формируется тип мышления, обладающий неограниченными возможностями анализа, прогнозирования, готовый к принятию решений на основе точных расчетов и предвидения.

Таким образом, ведущим требованием к образовательному процессу является последовательное повышение абстракции содержания учебного материала, относящегося к ступеням «Б», «В» и «Г». Данная последовательность в освоении учебного материала, по нашему мнению, и является сутью педагогической технологии.

Совокупность перечисленных составляющих физической культуры личности, а также технологические и дидактические компоненты, используемые в педагогической технологии, определяют направленность образовательной деятельности на повышение и рост основных содержательных и критериальнных характеристик профессионально важных качеств личности студента, трансформация которых и предполагает обеспечить в целом профессиональную готовность будущего педагога за счет повышения уровня образованности в сфере физической культуры. Ценностное восприятие физической культуры, овладение операционными методами и способами самостоятельной работы, наличие знаний и методических навыков в построении отдельного занятия, недельных, месячных, годовых циклов обеспечат высокий уровень и профессионально-прикладной физической подготовленности, а соответственно и высокую степень здоровья и профессиональную работоспособность будущего специалиста.

Это, в свою очередь, создает необходимость в пересмотре как содержания физического воспитания в вузе, так и критериев оценки эффективности данного процесса. Решение этой проблемы мы видим в разработке образовательной программы по дисциплине «Физическая культура» с использованием педагогической технологии, обеспечивающей формирование всех составляющих физической культуры личности студента. Задача которой - изменение мировоззренческой платформы студенческой молодежи на основе физкультурной образованности в значительной степени определяющей устойчивую активность и осознанный интерес к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, культуре здорового образа жизни, духовно-нравственному совершенству, а в целом и к полной самореализации.

Таким образом, согласно структуре физической культуры личности студента нами была разработана модель содержания самостоятельной работы студентов в области физической культуры и организационно-педагогических условий ее стимулирования.

Целью педагогического стимулирования самостоятельной работы студентов в области физической культуры является достижение творческого уровня физической культуры личности и трансформация образовательно-воспитательного процесса в осознанную и мотивированную систему самообразования и физического самосовершенствования, обеспечивающую поступательное развитие гармонии профессионально-личностных качеств будущих специалистов различного профиля.

В основу уровней активности самостоятельной работы студентов были положены, во-первых, представления о системности, ситуативное и периодичности деятельности, о ее морфологии (состав и структура, субъекты, объекты, их взаимодействие, простота и сложность); аксиологии (ценности и потребности); праксиологии (развитие и функционирование); антологии, по способам познания и существования (люди, объекты, среда). Во-вторых, представления об уровнях усвоения знаний, умений и навыков: репродуктивный (ученический и типовой); продуктивный (эвристический и творческий).

В контексте физкультурной деятельности (Состоятельную работу мы рассматриваем как динамическую саморазвивающуюся систему активных, упорядоченных и целенаправленных действий на освоение ценностей физической культуры.

Более конкретизированно уровни активности самостоятельной работы определяются нами в следующем содержании.

Ситуативный (низкий уровень). Мотивационный компонент ценности и необходимости самостоятельной работы в области физической культуры отсутствует или неустойчив, как и потребность в ней. Занятия осуществляются ситуативно или от случая к случаю (в силу подражания или сдачи зачета), по составу и структуре носят простейший характер, а отношение к ним не предполагает перспективу развития не в личностном, не в профессиональном плане. Знания и умения организовывать самостоятельную деятельность отсутствуют, равно как и интерес к ним.

Репродуктивный (средний уровень). Мотивационно-потребностаая сфера самостоятельной работы носит определенную направленность, но не всегда выражена, последовательно устойчива и целенаправленна. Занятия проводятся периодически (имеются перерывы от нескольких дней до двух-трех недель), по составу, структуре и взаимодействию отличаются определенной логикой, коммуникабельностью и сложностью, но в основном в плане простейших форм их организации и не всегда четко выраженной систематичностью. Работа с литературой имеет место. Знания проявляются в основном на феноменологической ступени их абстракции. Отношение к самостоятельным занятиям в области физической культуры в целом положительное, имеет смысловую основу и определенную перспективу развития, но, как правило, в личностном плане. Основные направления самостоятельной работы имеют не полный состав, и самоформируются не все составляющие физической культуры личности. Способность организовывать самостоятельную деятельность проявляется на ученическом и типовом уровнях.

Продуктивный (высокий уровень). Мотивы и потребности в самостоятельной работе имеют четко выраженную направленность и устойчивость. Познавательные интересы, самообразование и физическое самосовершенствование включены в структуру жизненных ценностей, отличаются осознанной перспективой развития. Практические и теоретические занятия проводятся систематически, характеризуются логичностью, системностью, сложностью и разнообразием форм их организации, обнаруживается интерес к единомышлениям, в групповом общении - к коммуникации.

Научность знаний о самостоятельной деятельности проявляется на уровнях всех ступеней его абстракции. Присутствуют все направления самостоятельной работы по самоформированию основных вставляющих физической культуры личности. В целом, способность организовывать самостоятельную работу в области физической культуры находится на феноменологическом и творческом уровнях.

 

АВТОР: Шаталова И.Е.