15.02.2012 14981

Педагогическая технология стимулирования самостоятельной работы

 

Термин «педагогическая технология» зародился более трех десятилетий назад в США и первоначально соотносился с идеей технизации учебного процесса, сторонники которой видели в качестве основного способа повышения эффективности учебного процесса широкое использование технических средств обучения. Такая трактовка сохранялась вплоть до 70-х гг. прошлого столетия.

В 70-е гг. в педагогике сформировалась идея полной управляемости учебного процесса, приведшая к следующей установке в педагогической практике: решение дидактических проблем возможно через управление учебным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться четкому описанию и определению.

Соответственно во многих международных изданиях, посвященных педагогической технологии, обнаруживается ее новое понимание, а именно то, что педагогическая технология - это не просто использование технических средств обучения; это выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов.

Согласно ЮНЕСКО под педагогической технологией понимается систематический метод планирования применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.

В Российской Федерации термин «технология» появился в 1963 году, однако распространение получил только к концу 80-х годов.

Исследованиями приемов педагогических технологий в нашей стране занимались ученые: П.И. Ахлестин, В.П. Беспалько, Л.И. Богомолова, М.В. Кларин, М.М. Левина, А.С. Макаренко, Н.И. Орлов, В.В. Пикин, Г.К. Селевко, В.А. Сластенин, Г.М. Соловьев, Н.Ф. Талызина, Д.В. Чернилевский, Р.Х. Шаймарданов, П.М. Эрдниев, Ф. Янушевич и др.

Понятие «педагогическая технология» в отечественной педагогической литературе на современном этапе не является общепринятым. В понимании ее сущности и употреблении термина существуют разночтения.

Согласно В.П. Беспалько педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса.

По М.В. Кларину педагогическая технология - системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей. Автор отмечает, что понятие «педагогическая технология» соотносится в отечественной педагогике с процессами обучения и воспитания в отличие от зарубежной, где оно ограничено сферой обучения.

Б.Т. Лихачев считает, что педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса.

И.П. Волков представляет педагогическую технологию как описание процесса достижения планируемых результатов обучения.

Педагогическая технология по В.М. Монахову - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

Г.К. Селевко же в понимании педагогической технологии обобщает все смыслы определений всех предыдущих авторов и выделяет три ее аспекта:

- научный: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

- процессуально-описательный: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

- процессуально-действенный: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

В самом широком смысле под технологией понимают науку о законах функционирования любой сложной системы, вкладывая в это понятие три основные составляющие.

Идеология - информационная составляющая, отвечающая на вопрос что? Это концепция и принципы, на которые опирается образовательная система.

«Орудия» труда (чем?) - инструментальная составляющая: какие ресурсы необходимы для реализации технологии (учебные заведения, программно-методическое обеспечение, материально-техническая база и др.).

Кадры (кто?) - социальная составляющая: требования к образованности и культуре педагогов и управленцев (В.П. Беспалько, О.В. Долженко, B.C. Игропуло, Б.Т. Лихачев, Г.М. Соловьев, В.Д. Шадриков и др.).

Все три составляющие взаимосвязаны и взаимообусловлены (зависимы): изменение структуры - стратегии одной из них непременно требует изменений двух других.

В образовательной практике понятие «педагогическая технология» используется на трех иерархически соподчененных уровнях.

Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.

Частнометодический (предметный) уровень: термин «частнопредметная педагогическая технология» употребляется в значении «частная методика», т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, мастерской учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).

Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитания отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.) (Г.К. Селевко).

А.В. Духавнева выделяет основные структурные составляющие педагогической технологии: а) концептуальная основа; б) содержательная часть обучения: цели обучения (общие и конкретные); содержание учебного материала; в) процессуальная часть - технологический процесс: организация учебного процесса; методы и формы учебной деятельности учащихся; методы и формы работы преподавателя; деятельность преподавателя по управлению процессом усвоения материала; диагностика учебного, процесса.

Г.К. Селевко утверждает, что любая педагогическая технология должна соответствовать основным методологическим требованиям.

Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.

Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Важной особенностью педагогической технологии является «технологичность» содержания обучения или воспитания, его способность подвергаться кодированию, не утрачивая при этом своих воспитательно-обучающих возможностей. Немаловажна связь педагогической технологии с психологией. Каждое технологическое звено, цепочка, система достигает высокой эффективности, если имеет психологические обоснования и практические выходы. Еще одна особенность состоит в том, что любая педагогическая технология, ее разработка и применение требуют высочайшей творческой активности педагога и учащихся. Особенностью педагогической технологии является также и то, что она не обеспечивает всем одинаково высокий результат обученности и воспитанности. Педагогическая технология не механический, раз навсегда заданный процесс с неизменным выходом, а организационно-содержательная структура, сердцевина, определяющая направление взаимодействия педагога и учащихся при бесконечном разнообразии подходов и отношений.

Все явления технологического порядка в педагогике условно классифицируются на:

- крупные методико-технологические структуры;

- технологические микроструктуры;

- методико-технологические системные формирования;

- технологические приемы;

- технологические звенья;

- методико-технологические цепочки;

- технологизированные формы учета результатов;

- технологические средства.

К крупным методико-технологическим структурам относятся: структура целостного педагогического процесса (например, физического воспитания студентов); последовательно реализуемые структурные блоки; структурные звенья. Технологические микроструктуры возникают в разнообразных организационных формах педагогической работы, в методах педагогического взаимодействия (например, технологической микроструктурой может являться отдельное занятие или комбинация в нем основных элементов, часть структуры занятия и т.д.). Технологические системные формирования представляют собой целесообразную подборку взаимосвязанных, последовательно взаимодействующих форм обучения и воспитания, формирующих устойчивые системные знания, умения и навыки, свойства личности, мировоззрение, качества и черты характера. Технологический педагогический прием - это компактный частный способ решения конкретной обучающей или воспитательной задачи. Технологические звенья представляют собой отдельные части крупных технологических структур (например, цель или диагностика, или методы - звенья целостной структуры педагогического процесса). Технологическая цепочка есть сумма взаимосвязанных, последовательно задействованных методов, способов, приемов, заданий, обеспечивающих отработку и закрепление учебных умений, трудовых действий, спортивных навыков, социально ценных форм и привычек поведения. Технологические процессы должны иметь и технологизированные формы учета результатов работы, стимулирующие творческую активность занимающихся, выявляющие их индивидуальные способности и склонности. В ряду педагогико-технологических явлений важное место занимают технологические средства (компьютерные устройства, разнообразные приборы, аппараты, аудио- и видеосредства). Они включаются в педагогическую технологию в качестве отдельных звеньев или в виде самостоятельной технико-технологической цепочки.

Существует устойчивое мнение, что технология приближает педагогику к точным наукам, а педагогическую практику, включающую творчество преподавателя, делает вполне организуемым, управляемым процессом с предсказуемыми позитивными результатами. Именно в этом, как подчеркивает В.П. Беспалько, и состоит глубокий смысл значимости педагогических исследований по данной проблеме. Если в традиционной педагогике проблема целей задается весьма нечетко, степень их достижения весьма примерная, то в педагогической технологии это центральная проблема, рассматриваемая с позиции двух аспектов: 1) диагностичного целеобразования и объективного контроля качества усвоения учебного материала; 2) развития личности в целом.

В системе формирования физической культуры личности студента педагогическая технология выступает как один из аспектов целостного проявления культуры человека цивилизованного общества, единства духовного и телесного, сущности и явления, формы и содержания, исторического и логического.

В технологии обучения предусматриваются акты обучения, ведущие к достижению цели. Каждый следующий акт обучения вписывается в общую технологическую стратегию обучения, надстраивается и интегрирует все предыдущие. Системное сочетание и взаимодействие предполагаемых активных действий педагога и учащихся определяют успешность функционирования учебно-педагогического процесса. Под влиянием предписанных в технологии обучения педагогических действий создается гибкая программа учебных действий. Если в технологии имеют место жесткие предписания действий учащихся, то их соответствие алгоритмизированным действиям учащихся будет наиболее полным. Если же технология обучения предполагает некоторую свободу действий обучаемого, то адекватность предписанных и реальных действий достигается посредством общей ориентировочной основы действий с применением корректировочных способов управления учебным процессом, назначение которых состоит в исправлении допущенных неточностей и отступлений от идеи результативности решения учебной задачи.

Как уже было сказано, физическая культура в образовательном процессе вуза ориентирует всю педагогическую систему на стратегически новый на сегодня целевой подход - формирование физической культуры личности. При этом основными концептуальными положениями провозглашаются: либерализация процесса воспитания (переход отношений объекта и субъекта в субъект-субъектные отношения, к педагогике сотрудничества, предоставления каждой личности возможности овладения основами физической культуры на путях свободной реализации физических способностей); гуманизация процесса воспитания (учет индивидуальных особенностей каждого студента, развитие самостоятельности, приобщения к здоровому образу жизни, высоким эстетическим идеалам и этическим нормам поведения в обществе); непрерывность развития физической культуры, представляющая собой динамическое движение инновационных технологий образования (обусловливает творческий поиск и новаторство педагогов, самостоятельность и инициативность студентов); гармонизация содержания формирования физической культуры, обеспечивающей единство духовного и физического развития личности.

Информационную составляющую педагогической технологии физического воспитания студентов высшей школы дополняет и государственный образовательный стандарт. Согласно его требованиям к знаниям и умениям по циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин бакалавр в области физической культуры должен:

- понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;

- знать основы физической культуры и здорового образа жизни;

- обладать системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств самоопределения в физической культуре;

- приобрести опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

Научность - научная обоснованность исходных теоретических положений концепций, принципов, а также средств и путей их практической реализации - является отличительной чертой теории и практики физической культуры студенческой молодежи. Психолого-педагогические и физиологические закономерности физического воспитания раскрыты в многочисленных работах таких отечественных ученых, как СИ. Архангельский, В.А. Ашмарин, В.К. Бальсевич, Н.А. Бернштейн, М.Я. Виленский, П.А. Виноградов, В.М. Зациорский, Н.Б. Зимкин, А.Н. Крестовников, Л.И. Лубышева, А.Н. Макаров, Л.П. Матвеев, Д. Новиков, Н.Т. Озолин, Л.А. Орбели, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, И. Столяров, А.А. Ухтомский, В.П. Филин и др. Многие смежные с физической культурой дисциплины (спортивная метрология, биомеханика, биофизика и др.) отличаются высокой степенью абстракции.

Мощная научная основа информационной составляющей - идеологии формирования физической культуры - предполагает широкие возможности технологизации данного процесса. Вопрос состоит лишь в уточнении цели и задачи физического воспитания в плане их диагностичности, развития данной теории в аспекте критериальных требований современных образовательных технологий.

Инструментальная составляющая технологии физического воспитания студентов определяется четырьмя компонентами: 1) наличием спортивных залов, стадионов, бассейнов, спортивных площадок, окружающей природной средой и их санитарными условиями; 2) наличием спортивного инвентаря и оборудования, тренажеров, различных устройств и приспособлений, их техническим состоянием; 3) наличием аудио- и видеотехники, компьютеров, диагностической аппаратуры и специальной аппаратуры, позволяющей проводить научные исследования; 4) наличием учебников, учебных и методических пособий по различным направлениям физической культуры, программ и наглядных пособий.

Социальная составляющая технологии формирования физической культуры (кадры) является основополагающим звеном системы образования. Успех деятельности преподавателей кафедр физической культуры во многом зависит от слаженности их труда, согласованности действий, понимания и принятия каждым ее членом целей и задач, значимости и специфики своей деятельности; роли, места, возможностей по их реализации. С другой стороны, сегодня каждый преподаватель должен владеть навыками демократического общения, именно оно лежит в основе педагогики сотрудничества (субъект-субъектные отношения) и предполагает реализацию установок педагога через принятие студентами педагогической информации. Важное значение в совокупности трудовых качеств личности педагога имеет и устремленность к самосовершенствованию, повышению своего профессионального уровня, к достижению цели, научной деятельности и т.д.

В основе же всех качеств личности преподавателя физической культуры лежит образованность. Глубина и широта знаний являются краеугольным камнем в педагогической деятельности, а цементирующей его основой - общая культура.

Информационная составляющая педагогической технологии (идеология) самостоятельной работы преломляется нами в следующих принципах: научности, доступности, постепенности и последовательности, индивидуализации; мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов; деятельностного подхода к освоению физкультурной практики; гуманизации и демократизации.

Принцип научности реализуется в принципах доступности, последовательности, постепенности и заключается в ступенчатом повышении степени абстракции воздействующей информации и организации, средств мотивационной поддержки. Принцип доступности обеспечивает успешную реализацию интересов, чувство удовлетворения деятельностью; принцип постепенности и последовательности - логику мотивационно-педагогических влияний; принцип индивидуализации - адресную поддержку; принцип мировоззренческого и интеллектуального компонентов ставит в'«'основу формирования мотивационно-ценностных ориентации физической культуры личности студента знания; принцип деятельностного подхода к освоению физкультурной практики - деятельность; принципы гуманизации и демократизации - субъект-субъектные отношения и взаимно-развивающее и преобразующее творчество.

Исходя из содержания принципов определяется состав средств формирования мотивов активности в самостоятельной работе.

- Знания.

- Обучающая учебная деятельность (стимул).

- Положительная и объективная оценка самостоятельной работы и ее подкрепление результатом.

- Инструментальная составляющая (учебно-методическое и информационно-компьютерное обеспечение, инвентарь, оборудование, залы, площадки и т.д.).

- Постоянная и эффективная коррекция самостоятельной работы.

- Отношения между преподавателем и студентом, основанные на уважении и творчестве.

- Создание положительного эмоционального фона обучающих и самостоятельных занятий, поддержки коллектива.

- Создание ситуаций и условий реализации индивидуальных интересов, выбора вида деятельности; ситуации проявления волевых усилий и удовлетворения результатом.

- Весь процесс формирования физической культуры личности студента и выбранная технология.

- Выход из системы учебного процесса (обеспечение условий реализации физкультурных потребностей во внеучебное время).

Важность проблемы физкультурной мобилизации несомненна, особенно мотивации достижения. Она проявляется в постановке учащимися новых целей, стремлении к успеху в деятельности и по структуре складывается из двух противоположных мотивационных тенденций: стремление к успеху (высокий уровень мотивации); устранение от успеха (низкий уровень мотивации).

Успех в использовании мотивации достижения зависит от вовлеченности в работу самого педагога: его энтузиазма и интереса к преподаваемому предмету, вовлечения возможно более широкого круга студентов в активную физкультурную деятельность. Иначе, преподаватель свою личную мотивацию достижения экстраполирует в студенческую среду.

Исследования показывают, что студенты по-разному воспринимают и объясняют причину своих действий, отношений к учебному материалу, физической культуре, самосовершенствованию, удачам или неудачам, опираются в этих объяснениях на разную «психологическую причинность».

Этот факт необходимо использовать для изменения мотивации студентов в их отношении к учебной деятельности. Наиболее типичными причинами объяснения своей мотивации студенты считают способности, усилия, трудности, а при объяснении степени включенности в процесс самообразования и физического самосовершенствования - отсутствие времени и различного рода проблемы. Причем характер причинных схем студентов связан с особенностями мотивации учения: при высоком уровне мотивации успех - следствие способностей и усилий; неудачи - отсутствие усилий; при низком уровне мотивации успех не имеет причинной схемы, а неудачи, нежелание объясняются отсутствием способностей и т.п.

В этой связи убеждение студентов в том, что причиной их неудачи является недостаточность усилий, а не отсутствие способностей, повышает уровень притязаний и чувство ответственности, мотивацию и улучшает, качество учебной деятельности, отношение к предметному содержанию физической культуры.

Среди негативных причин схем необходимо отметить выработанную беспомощность: веру студента в то, что последствия действий мало зависят от того, что они делают. Особенно это касается женского контингента и преимущественно в том случае, когда процесс школьного физического воспитания оставил после себя в сознании занимающихся лишь совокупность неприятных переживаний.

С другой стороны, убежденность студента в том, что причиной его неудачи является недостаточность усилий, а не отсутствие способностей, повышает уровень притязаний, чувство ответственности, мотивации и улучшает качество самостоятельной работы и физкультурной деятельности. В целом, в этом отношении задача преподавателя заключается в том, чтобы построить отношения со студентами так, чтобы они как можно чаще ощущали себя «источниками», первопричинами своих действий и результатов достижений. А для этого необходимо научить их:

- ставить перед собой реалистические цели, соизмеряя их со своими возможностями;

- выявить свои сильные и слабые стороны, развивать способности и привычку к самоконтролю и самоанализу;

- планировать для себя конкретные действия по достижению физкультурных целей;

- оценивать, действительно ли предпринятые действия приближают к поставленной цели, желаемым результатам.

Влияние на мотивацию самостоятельной работы студентов осложняется тем, что для большинства из них формирование физической культуры направлено «в никуда», не имеет определенной личной цели и задач, превращается в формальное исполнение требований, выдвигаемых образовательным учреждением, кафедрой, преподавателем. Если же студент, осознал свою особую, личностно-мотивированную заинтересованность в физической культуре, то самостоятельная работа для него становится целенаправленной, активной и творческой. Из сказанного вытекает существенная связь характера мотивации с планируемым уровнем физической культуры личности, усвоения знаний (ступенями абстракции), степенью осознанности изучаемого материала, компонентов качеств и признаков этих качеств: физического совершенства, мотивационно-ценностных ориентации, социально-духовных ценностей, физкультурно-спортивной деятельности.

Таким образом, исходя из анализа предстоящей деятельности формирования физической культуры личности, ее состава, структуры, способов осуществления, необходимо в первую очередь выявить состояние мотивации, интересов, убеждений и потребностей; установить, на каких знаниях и опыте они основываются. Получив соответствующую информацию, определить, что следует подвергнуть коррекции и какие структурные представления о предмете необходимо сформировать у студентов. По степени объективной ценности, личностно, профессионально и социально-значимым мотивам; оздоровительной, прикладной, спортивной и воспитательной ценностям; по предлагаемому развитию деятельности и уровню достижений, проявлению силы воли, целеустремленности; степени осознанности и потребностям; по реальным способам, средствам и формам осуществления психологического воздействия преподавателя, коллектива студентов, среды. И, наконец, разработать объективные методы выявления качеств мотивационно-ценностных ориентации: формы анкет, устных опросов, бесед, карт учета и наблюдений.

На основе анализа будущей деятельности определить содержание формируемых мотивационных стратегий самостоятельной работы:

- сформировать убежденность, значимость и необходимость физкультурного самосовершенствования;

- сформировать синдром достижения (стремление к успеху);

- обучить методам самовоспитания (самосознания, самопознания, самонаблюдения, самоанализа, самоконтроля и т.д.);

- отработать оптимальную тактику целеобразования в конкретных и общих ситуациях;

- оказать ненавязчивую межличностную поддержку.

Последовательность актуализации ценностей самостоятельной работы в области физической культуры определяется и рядом следующих этапов:

- привлечение внимания студентов к содержанию курса, модуля учебно-тренировочных занятий, отдельного занятия;

- получение студентами в ходе специальных упражнений, заданий опыта мышления в организации самостоятельной работы, поведения, реагирования, отвечающего данной деятельности;

- усвоение специальных знаний и терминов, обозначающих содержание формируемого мотива ценности самостоятельной работы;

- соотнесение интересов студента со своими представлениями о них: идеалом, возможностями и способностями;

- практическое использование студентами (с помощью преподавателя) знаний, умений и навыков в реальных ситуациях использования самостоятельной работы;

- самостоятельные действия студентов в соответствии с заданной целью и задачами на фоне ослабления контроля со стороны преподавателя.

Согласно содержанию самостоятельной работы, учебно-воспитательным целям и задачам определяется ее место в структуре учебного и внеучебного времени:

- по содержанию и форме организации деятельности студентов;

- по функциям преподавателя;

- по степени проявления устремленности, воли, интересам, потребностям;

- по соотношению теоретического и практического компонентов;

- по степени самостоятельной деятельности;

- по содержанию и формам контроля.

Алгоритм функционирования мотивационно-ценностных ориентации физической культуры личности студента предполагает последовательное и в то же время одновременное формирование всех разновидностей мотивов и потребностей (в зависимости от содержания учебного материала, цели и задач занятия). Алгоритм управления мотивации учитывает выбор методических приемов управления (разомкнутый, замкнутый, смешанный или направленный), определяется с учетом конкретных целей учебной деятельности.

Учебно-методическое оснащение функционирования самостоятельной работы предполагает наличие учебной литературы; необходимое материально-техническое и информационно-компьютерное оснащение; особую значимость приобретают и исследования мотиваций достижения; причинных схем; личностной причинности и степени активности самостоятельной работы.

Управление и педагогический контроль за самостоятельной работой обеспечивает обратную связь во взаимодействии субъектов образовательного процесса и коррекцию учебной деятельности в целом.

Таким образом, на основе анализа сущностных характеристик педагогических технологий можно сказать, что педагогическая технология стимулирования самостоятельной работы студентов является технологической микроструктурой в макроструктуре целостного процесса формирования физической культуры личности и представляется нами как функциональная система организационных способов алгоритмизированного управления самостоятельной учебно-познавательной и практической деятельностью студентов, инструментально обеспечивающая достижение диагностируемого и прогнозируемого результата.

 

АВТОР: Шаталова И.Е.