17.02.2012 14198

Учебно-воспитательная работа с детьми-инвалидами в специализированных образовательных учреждениях

 

Педагогический аспект реабилитации включает восстановление, коррекцию и компенсацию утраченных и нарушенных функций в процессе образования (как общего, так и специального) методами обучения, воспитания, развития, восстановление нарушенных связей разных областях развития. В широком смысле слова основные цели образования и реабилитации совпадают и направлены на наиболее полную интеграцию личности в общество.

В процессе образования детей с нарушением слуха обеспечивается готовность личности к самоопределению и самореализации в основных сферах жизнедеятельности трудовой, общественно-политической, культурно-досуговой, семейно-бытовой, образовательной и готовности к выбору сферы профессиональной деятельности. В процессе образования развиваются способности к самореализации в социуме, к формированию среды общения, осуществляется подготовка учащихся к самостоятельной и ответственной деятельности в различных сферах, происходит обучение досугу, обеспечивается сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование способности к саморегуляции.

Цель педагогической коррекционной работы заключается в исправлении (доразвитии) психических и физических функций ребенка в процессе его образования.

Коррекционное обучение направлено на усвоение социального опыта специальными методами, учитывающими недостатки психического и физического развития ребенка.

Коррекционное воспитание - это воспитание типологических свойств и качеств личности, инвариантных предметной специфике деятельности (познавательной, трудовой, эстетической и др.), позволяющих адаптироваться в социальной среде.

Коррекционное развитие направлено на исправление недостатков умственного и физического развития, совершенствование физических и психических функций, сохранной сенсорной сферы.

В реабилитации участвуют практически все амбулаторно-поликлинические, стационарные, санаторные учреждения, которые на определенных этапах осуществляют лечебно-восстановительные мероприятия в зависимости от их лечебно-диагностических возможностей; органы и учреждения социальной защиты (дома-инвалидов, протезно-ортопедические предприятия, мастерские, реабилитационные центры); органы и учреждения народного образования (специализированные дошкольные учреждения, специальные школы и школы-интернаты для детей с различными видами патологии, которые располагают возможностями не только для обеспечения воспитательного и учебного процессов, но и для осуществления медицинской и социальной реабилитации).

Однако существующих реабилитационных и специальных учреждений в системе министерств здравоохранения, образования, социальной защиты, не вполне достаточно, и они не могут полностью обеспечить сегодня всех детей, нуждающихся в реабилитации.

Для развития и совершенствования реабилитации важно планировать организацию профильных центров реабилитации, в составе которых должны быть отделения для детей, а также организацию специализированных центров для детей-инвалидов. Эти центры должны решать задачи не только медицинской, но и социальной реабилитации, что может быть достигнуто при условии сосредоточения в них специалистов различных профилей (врачей и средних медицинских работников, педагогов, психологов, логопедов, трудотерапевтов, социальных работников, протезистов и пр.), необходимого набора подразделений, их соответствующего оснащения и оборудования.

Детский дом-интернат для умственно отсталых детей является медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного проживания детей, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, а также социально-трудовой адаптации.

Организация медицинского обслуживания умственно отсталых детей в домах-интернатах представляет собой целую систему мероприятий, направленных на устранение соматических заболеваний и психопатологических расстройств, на проведение широкого круга лечебно-оздоровительных мероприятий. Она включает проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, организацию профилактических прививок и различных лечебно-оздоровительных мероприятий. Среди последних значительное место принадлежит занятиям по физкультуре, организация спортивных состязаний.

В социально-трудовой адаптации особую роль выполняет учебно-воспитательный процесс. Обучение осуществляется по группам, в основу дифференциации которых положены такие критерии, как возраст и степень интеллектуальной недостаточности.

В дошкольном возрасте проводится воспитательная работа, направленная на формирование санитарно-гигиенических навыков, на развитие моторики и координации движений. Детей обучают правильному поведению в группе, общественных местах интерната. Уделяется внимание формированию навыков обращения и развитию коммуникативных возможностей. Предусматривается также развитие представлений об окружающих лицах, ведется подготовка детей к школьному обучению.

В возрасте от 8 до 12 лет закрепляются и совершенствуются навыки личной гигиены и самообслуживания, начинается вовлечение воспитанников в обслуживание хозяйства дома-интерната. В этот период проводится работа по обучению детей элементарной грамоте с занятиями по письму, чтению, развитию речи, элементарному счету.

Обучение осуществляется по специальной программе, рассчитанной на 8 лет. Третий период имеет довольно большой возрастной диапазон - от 12 до 18 лет. В связи с различными возможностями, обусловленными возрастом, его разделяют на 2 этапа. В 12-15 летнем возрасте, когда дети еще продолжают обучаться грамоте, начинается трудовое обучение. В начале они осваивают элементарные трудовые операции в группе, развивают моторику рук и координацию движений. В этом возрасте осуществляется и трудовое обучение в учебно-производственных мастерских (УПМ).

В подростковом возрасте (16-18 лет), когда закончена школьная программа, основное внимание уделяется трудовому обучению в условиях учебно-производственных мастерских: закрепляются полученные в группах трудовые навыки, начинается приобретение профессиональных навыков. Подростки объединяются в так называемые трудовые группы. С этой целью разработаны программы обучения таким видам труда, как работа санитарки-уборщицы, дворника, грузчика, подсобного рабочего в прачечной, мойщицы посуды, швеи.

Для домов-интернатов, расположенных в сельской местности, большое значение имеют программы обучения умственно отсталых подростков сельскохозяйственным видам труда. Эти учреждения имеют подсобные хозяйства. Для первоначального обучения подростков ручным сельскохозяйственным операциям выделяется специальный учебный участок для выращивания цветочно-декоративных, овощных и бахчевых культур. Закрепление полученных навыков осуществляется на огороде, в саду, поле.

Широкое внедрение обучения умственно отсталых подростков профессиональным навыкам влечет за собой решение вопроса об их трудоустройстве, что зависит в значительной степени от социальных условий. По существу, по достижении 18-летнего возраста у умственно отсталого подростка два пути: либо быть выписанным в семью, либо переведенным в психоневрологический интернат. Второй вариант включает подростков с различной степенью умственной отсталости, в том числе и тех, кто мог бы быть выписан по состоянию здоровья, но должен находиться в учреждении социальной защиты, т. к. не имеет родителей и жилья.

В домах-интернатах для детей с физическими недостатками сосредоточен самый тяжелый контингент детей с поражениями опорно-двигательного аппарата. Основная цель этих учреждений - осуществление медико-социальной реабилитации детей-инвалидов посредством непрерывной, интенсивной восстановительной терапии и протезирования; психологической коррекции, школьного и трудового обучения, профессиональной подготовки и последующего рационального трудоустройства.

В отличие от домов-интернатов для умственно отсталых детей, в учреждениях для детей с поражением опорно-двигательного аппарата не разрабатываются специальные программы обучения. В связи с тем, что у большей части детей сохранен нормальный интеллект, обучение ведется по программе общеобразовательной школы. Социальные навыки приобретаются детьми в процессе нормального общения с персоналом дома-интерната, со сверстниками, родителями и т.д.

Вместе с тем, необходимо отметить, что длительное пребывание этих детей в однообразных условиях при отсутствии возможности широкого общения со здоровым окружением накладывает отпечаток на личность детей, уровень их социализации, что затрудняет их адаптацию в обществе по окончании обучения и исполнении 18-летнего возраста.

Медицинское обслуживание детей с поражением опорно-двигательного аппарата нацелено на компенсацию и восстановление нарушенных функций. Это определяется необходимостью организации преимущественно медикаментозной терапии: массаж, физиотерапия, лечебная физкультура, протезирование, санаторно-курортное лечение и др. Совершенствование медицинского обслуживания состоит в разработке программы медицинской реабилитации, для реализации которой необходимы не только кадры, но и взаимодействие с органами и учреждениями здравоохранения, преемственность в работе лечебно-профилактических учреждений и домов-интернатов.

В домах-интернатах для детей с физическими недостатками осуществляется трудовое обучение. Коррекция и реабилитация детей с нарушениями опорно-двигательной сферы в условиях коррекционных учреждений имеет свои особенности.

Даже в лучших семьях жизнь маленького больного с двигательными расстройствами церебрального происхождения является скудной, потому что он не может иметь важнейшего опыта для своего развития. Родители максимально хотят помочь своему ребенку и обычно оставляют ему мало инициативы. У таких детей возникает привычка искать помощи, как только они сталкиваются с препятствием. Это состояние распространяется сначала на школьные занятия, затем на их жизнь. Наоборот, когда родители беспрестанно заставляют своего ребенка осуществлять слишком трудные для него задачи, он может потерять веру в себя и пасть духом. Это особенно будет важно в юношеском возрасте, когда больной ребенок сможет контролировать свои аффективные реакции.

Ребенок нуждается в успехе и в ровном настроении, но ему также необходима независимость. В детском возрасте следует предлагать ему игрушки, соответствующие его интересам и умственному уровню развития. Необходимо избегать скуки или бездеятельности, т. к. если деятельность хорошо подобрана, она служит для улучшения мышечного тонуса. Игры ребенка и выбор товарищей находятся в зависимости от его умственного уровня, от его реальных возможностей.

Обучение детей проводится в специальном типе школ: школах-интернатах для детей с последствиями полиомиелита и церебральных параличей. В эти школы принимаются дети школьного возраста, самостоятельно передвигающиеся, не требующие индивидуального ухода. Школы имеют подготовительный класс, куда принимаются дети семилетнего возраста, дети с детским церебральным параличом выделяются в специальные классы в составе школы.

Коррекционное учреждение VI вида создается для обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата с двигательными нарушениями различной этиологии и степени выраженности, детским церебральным параличом, с врожденными и приобретенными деформациями опорно-двигательного аппарата, вялыми параличами верхних и нижних конечностей, парезами и парапарезами нижних и верхних конечностей. Для восстановления, формирования и развития двигательных функций, коррекции недостатков психического и речевого развития детей, их социально-трудовой адаптации и интеграции в общество на основе специально организованного двигательного режима и предметно-практической деятельности. Коррекционное учреждение VI вида осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования: 1-я - начальное общее образование (нормативный срок освоения - 4- 5 лет); 2-я ступень- основное общее образование (нормативный срок освоения - 6 лет); 3-я - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения- 2 года).

На 1-й ступени общего образования решаются задачи комплексной коррекции, направленной на формирование всей двигательной сферы воспитанников, их познавательной деятельности и речи. На 2-й ступени общего образования закладывается фундамент общеобразовательной и трудовой подготовки, продолжается коррекционно-восстановительная работа по развитию двигательных, мыслительных, речевых навыков и умений, обеспечивающих социально-трудовую адаптацию воспитанников. На 3-й ступени общего образования завершается обучение воспитанников по общеобразовательным программам, создаются условия для сознательного и активного включения их в жизнь общества. В 1-й класс (группу) принимаются, как правило, дети с 7-летнего возраста, допускается также прием детей свыше указанного возраста на 1-2 года. Для детей, не посещавших дошкольные образовательные учреждения, открывается подготовительный класс. Количество воспитанников в классе (группе), группе продленного дня - до 10 человек.

Трудовое обучение строится с учетом возможностей, интересов воспитанников, включает в себя систему трудотерапии, направленную на восстановление, компенсацию и развитие трудовых умений и навыков, является основой для профессиональной подготовки. В штаты коррекционного учреждения вводится должность логопеда из расчета не менее 1 единицы на 15-20 воспитанников с нарушениями речи.

По мере восстановления здоровья, на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии, учащиеся могут переводиться в общеобразовательную школу или школу-интернат общего типа. По окончании девятилетней и одиннадцатилетней школы педагогический совет дает выпускникам соответствующие рекомендации по трудоустройству. Трудоустройство выпускников школы, которые к окончанию являются инвалидами 1-й и 2-й группы, проводится органами социального обеспечения. Большой проблемой является выбор профессии. Если заболевание легкое, имеется большой выбор, довольно сходный с профессиями для здоровых людей; если имеются серьезные поражения, необходимо очень точно выявить возможности больного. Для некоторых возможен уклон к интеллектуальной профессии, в других случаях профессиональное обучение должно быть направлено к ручному труду.

Вопрос о профессии может быть разрешен только после углубленного обследования уровня интеллекта больного и принимая в расчет его личные стремления и двигательные возможности. Устройство в центр обучения позволяет получить определенную профессию. При определении профессии имеют также значение психологические проблемы личности. Для таких больных существуют специальные мастерские. Желательно, чтобы человек мог, насколько возможно, нормально жить и чувствовать себя активным членом общества, пусть он даже работает в замедленном темпе.

В учебно-воспитательной работе с детьми с нарушениями зрения есть свои особенности. Для детей с нарушениями зрения имеются специальные (коррекционные) образовательные учреждения III и IV видов. Для детей дошкольного возраста - специализированные детские сады с дневным пребыванием и круглосуточные, коррекционные детские дома, специальные группы в массовых детских садах, специализированные реабилитационные центры, специальные группы (дошкольные) в коррекционных школах и школах-интернатах. Коррекционные учреждения III и IV видов обеспечивают обучение, воспитание, коррекцию первичных и вторичных отклонений в развитии у воспитанников с нарушениями зрения, развитие сохранных анализаторов, формирование коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих социальной адаптации воспитанников в обществе.

При необходимости может быть организовано совместное (в одном коррекционном учреждении) обучение незрячих и слабовидящих детей, детей с косоглазием и амблиопией. Для формирования у воспитанников компенсаторных процессов проводятся групповые и индивидуальные коррекционные занятия по развитию осязательного (III вид) и зрительного восприятия, речи, социально-бытовой и пространственной ориентировке, ритмике, лечебной физкультуре, формированию навыков общения. В коррекционное учреждение III вида принимаются незрячие дети, а также дети с остаточным зрением (0,04 и ниже) и более высокой остротой зрения (0,08) при наличии сложных сочетаний нарушений зрительных функций с прогрессирующими глазными заболеваниями, ведущими к слепоте.

В 1-й класс (группу) коррекционного учреждения III вида принимаются дети 6 - 7 лет, допускается также прием детей свыше указанного возраста на 1- 2 года. Количество воспитанников в классе (группе), группе продленного дня в коррекционном учреждении III вида - до 8 человек.

Коррекционное учреждение III вида осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования: 1-я ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения - 4- 5 лет); 2-я ступень- основное общее образование (нормативный срок освоения - 5- 6 лет); 3-я ступень- среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения- 2 года). Общий срок обучения- 12 лет.

В коррекционное учреждение IV вида принимаются слабовидящие дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с переносимой коррекцией. При этом учитывается состояние других зрительных функций (поле зрения, острота зрения для близости), форма и течение патологического процесса. Также могут быть приняты дети с более высокой остротой зрения при прогрессирующих или часто рецидивирующих заболеваниях, при наличии астенических явлений, возникающих при чтении и письме на близком расстоянии. Кроме того, в коррекционное учреждение IV вида принимаются дети с косоглазием и амблиопией, имеющие более высокую остроту зрения (выше 0,4) для продолжения лечения зрения. В 1-й класс (группу) коррекционного учреждения IV вида, как правило, принимаются дети 6- 7 летнего возраста.

Количество воспитанников в классе (группе), группе продленного дня в коррекционном учреждении IV вида - до 12 человек. Коррекционное учреждение IV вида осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования: 1-я ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения - 4 года); 2-я ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения - 6 лет); 3-я ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения - 2 года).

На 1-й ступени общего образования выявляются индивидуальные возможности воспитанников. Коррекционная направленность образовательного процесса осуществляется на уроках по общеобразовательным предметам, а также занятиях по социально-бытовой ориентировке, развитию зрительного и осязательного восприятия, речи, по пространственной ориентировке, ритмике, лечебной физкультуре, логопедии, по формированию навыков общения. Это способствует приобретению воспитанниками специфических умений и навыков, приемов самоконтроля и самопроверки, осуществляются занятия по элементарной социально-бытовой ориентировке. Восполняются пробелы дошкольного образования, расширяются знания об окружающем мире специфическими для данной категории воспитанников способами. На второй ступени общего образования проводится работа по дальнейшему формированию коррекционно-компенсаторных навыков в соответствии с возрастом воспитанников, продолжаются коррекционные занятия, увеличивается объем занятий по развитию навыков общения, социально-бытовой ориентировке и ориентировке в пространстве, способствующих их социальной реабилитации, адаптации и интеграции в среду зрячих. На третьей ступени общего образования завершается обучение по общеобразовательным предметам (в соответствии с учебной программой), совершенствуются навыки воспитанников по ориентировке в пространстве и создаются условия для сознательного и активного включения их в жизнь общества. Обучение воспитанников с нарушениями зрения осуществляется с широким использованием тифлоприборов и специального оборудования с учетом структуры зрительного дефекта, степени и характера нарушения зрения. При этом обучение незрячих базируется на использовании осязательного и зрительно-осязательного восприятия. Основой обучения является система Брайля.

Используется нестандартный дидактический материал и особые средства наглядности, позволяющие расширить рамки доступности учебной и другой информации. Для детей 5- 7 лет могут быть организованы дошкольные группы или подготовительные классы.

Наблюдаются различные условия формирования речи у детей с нарушением слуха. Обучение не слышащих детей основывается на компенсаторном использовании тактильно-вибрационной чувствительности, кинестетических ощущений и зрительного восприятия для формирования устной речи. Проблема формирования речи у детей с недостатком слуха связана с вопросом о способах восприятия речи. Главное восприятие устной речи - зрительное считывание с губ. У слабослышащих - это сочетается со слуховым восприятием. Это показывает путь обучения детей: зрительно-слуховой. У слабослышащих акцент делается на основе используемого слуха.

Таким образом, интенсивное развитие речи в условиях непосредственного общения будет тем больше, чем больше потребность в общении. Поэтому мимическая речь задерживает развитие словесной речи. Мимическая речь в обучении позднооглохших недопустима, так как эти дети должны максимально использовать свою речь, только в этом случае она сохранится и будет развиваться далее. Пользование дактилологией как своеобразной формой словесной речи уместно в обучении детей с недостатками слуха.

Для детей дошкольного возраста с нарушениями слуха существуют специальные детские сады; коррекционные детские дома; специальные группы в массовых детских садах; специализированные реабилитационные центры; дошкольные группы в специальных школах.

Формы получения образования в рамках конкретной специальной программы с учетом потребностей ребенка и его возможностей могут быть следующие: специальная (коррекционная) школа (дневная или вечерняя); специальная (коррекционная) школа-интернат; реабилитационные центры; коррекционный класс при общеобразовательном учреждении; индивидуально в общеобразовательном учреждении; обучение на дому; обучение в условиях школы-профилактория.

Получение среднего и профессионального образования лицами с нарушениями слуха возможно в следующих учреждениях: специальных средних школах; специальных производственных мастерских; центрах социально-трудовой реабилитации; специальных и профессиональных училищах.

Для взрослых имеются следующие учреждения: вечерние школы; специальные колледжи и техникумы; специальные группы в техникумах, колледжах и вузах; реабилитационные центры; учебные и производственные мастерские от обществ глухих; специальный вуз для инвалидов в Москве.

Проанализируем особенности коррекции детей в условиях специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида.

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида создается для обучения и воспитания неслышащих детей, их всестороннего развития в тесной связи с формированием словесной речи как средства общения и мышления на слухо-зрительной основе, коррекции и компенсации отклонений в их психофизическом развитии, для получения общеобразовательной, трудовой и социальной подготовки к самостоятельной жизни. Данное учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнем общеобразовательных программ трех ступеней общего образования.

1-я ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения 5- 6 лет (в зависимости от учебных предметов) или 6-7 лет (с учетом подготовительного класса). 2-я - основное общее образование (нормативный срок освоения- 5 - 6 лет). 3-я - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения - 2 года).

На 1-й ступени общего образования в начальных классах (1-3-й классы) проводится работа по становлению личности ребенка, выявлению и целостному развитию его способностей, формированию у школьников умения и желания учиться. В начальных классах у учащихся формируется речевая деятельность (умение вступать в общение с окружающими, воспринимать речь окружающих на слухо-зрительной основе и обмениваться информацией). В средних классах (4- 6-й классы) продолжается работа по формированию личности неслышащего ребенка, его учебной деятельности, развитию устной и письменной речи, совершенствованию умения пользоваться языком как средством общения, по развитию познавательных способностей и навыков самостоятельной умственной деятельности.

На 2-й ступени общего образования (7- 10-й классы) продолжается работа по формированию личности неслышащего воспитанника, закладывается фундамент общеобразовательной и трудовой подготовки, необходимой для продолжения образования, полноценного включения обучающегося воспитанника в жизнь общества. Продолжается систематическая работа по развитию устной и письменной речи обучающихся, коррекции их произношения и развитию слухового восприятия.

На 3-й ступени общего образования у обучающихся совершенствуется устная и письменная речь, продолжается коррекционная работа по формированию произношения и развитию остаточного слуха. Проводится специальная работа по социально-трудовой адаптации. В 1-й класс коррекционного учреждения I вида принимаются, как правило, дети с 7-летнего возраста. Для детей, не получивших полной дошкольной подготовки, организуется подготовительный класс. Специфика образовательного процесса в коррекционном учреждении I вида состоит в преодолении недостатков психического и речевого развития воспитанников, затрудняющих усвоение основ наук, с использованием специальных средств обучения (звукоусиливающей аппаратуры), методов обучения и определенным образом структурированного содержания обучения.

Проводятся фронтальные и индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и совершенствованию навыков произношения в ходе всего образовательного процесса. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром, музыкально-ритмических, а также по всем общеобразовательным предметам обеспечиваются активная речевая практика, развитие нарушенной звуковой функции, создание слухо-речевой среды на основе использования звукоусиливающей аппаратуры, формирование на слуховой основе речи воспитанников, по своему звучанию приближенной к естественной. Широко используется предметно-практическое обучение как основа общего и речевого развития, формирования познавательной активности, осознанности в приобретении специализированных технических средств (электроакустическая аппаратура, компьютерная техника и другие технические средства). По желанию воспитанников, их родителей (законных представителей) возможно введение в учебный план факультативного курса обучения жестовой речи. Срок введения курса и его продолжительность определяются коррекционным учреждением. В составе образовательного учреждения I вида организуются классы для глухих детей со сложной структурой дефекта (умственной отсталостью, задержкой психического развития и др.), работа в которых организуется по специальным учебным планам и программам. Наполняемость класса-группы до 6 человек, в классах для детей со сложной структурой дефекта - до 5 человек.

Для его организации имеются учебно-производственные мастерские двух-трех профилей, чаще всего это столярное и швейное дело. Для профессионального обучения разработаны программы обучения профессиям бухгалтера, машинистки с основами делопроизводства, декоративно-прикладного искусства. От уровня профессиональной подготовки во многом зависит их последующая социальная адаптация и трудоустройство.

Поскольку значительный объем реабилитационных мероприятий осуществляется в специализированных отделениях стационаров, в домах-интернатах, в центрах реабилитации, необходимо решение вопросов, связанных с существенным укреплением их лечебно-диагностической базы, созданием в них условий для проведения кинезотерапии, трудотерапии, массажа, аппаратной физиотерапии, тепло- и грязелечения, иглорефлексотерапии, логопедических занятий и др.

В целях содействия семье в организации ухода за ребенком-инвалидом целесообразно использовать зарубежный опыт по созданию в составе реабилитационных центров дневных, недельных подразделений для таких детей. Этим отделениям должен быть придан транспорт для перевозки детей из дома в медицинское учреждение и обратно.

Коррекционное учреждение II вида создается для обучения и воспитания слабослышащих детей (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохших детей (оглохших в дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших самостоятельную речь), всестороннего их развития на основе формирования словесной речи, подготовки к свободному речевому общению на слуховой и слухо-зрительной основе.

Обучение слабослышащих детей имеет коррекционную направленность, способствующую преодолению отклонений в развитии. При этом в ходе всего образовательного процесса особое внимание уделяется развитию слухового восприятия и работе над формированием устной речи. Воспитанникам обеспечивается активная речевая практика путем создания слухо-речевой среды (с использованием звукоусиливающей аппаратуры), позволяющей формировать на слуховой основе речь, приближенную к естественному звучанию.

Для обеспечения дифференцированного подхода в обучении слабослышащих и позднооглохших детей создаются два отделения: для воспитанников с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха; и для воспитанников с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха.

Коррекционное учреждение II вида осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования: начальное общее образование (нормативный срок освоения в 1-м отделении - 4- 5 лет, во 2-м « отделении - 5- 6 или 6- 7 лет); основное общее образование (нормативный срок освоения в 1-м и 2-м отделениях - 6 лет); среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения в 1-м отделении - 2 года).

На 1-й ступени общего образования осуществляется коррекция словесной речи на основе использования развивающейся слуховой функции и навыков слухо-зрительного восприятия, накопление словарного запаса, практическое овладение грамматическими закономерностями языка, навыками связной речи, развитие внятной речи, приближенной к естественному звучанию. На 2-й ступени общего образования работа по дальнейшему развитию речи, слухового восприятия и навыков произношения. На 3-й ступени общего образования обеспечивается овладение воспитанниками устной и письменной речью до уровня, необходимого для интеграции их в общество.

В соответствии с уровнем общего и речевого развития воспитанников, достигнутым в процессе обучения, с согласия родителей (законных представителей), по заключению психолого-медико-педагогической комиссии воспитанники могут переводиться из одного отделения в другое. В 1-й класс (группу) 1 и 2-го отделений зачисляются дети с 7 летнего возраста, посещавшие дошкольные образовательные учреждения.

Для детей 6 - 7-летнего возраста, не посещавших дошкольные образовательные учреждения, во 2-м отделении может быть организован подготовительный класс. Наполняемость класса, группы продленного дня в 1-м отделении - до 10 человек. Наполняемость класса, группы продленного дня во 2-м отделении - до 8 человек.

Для позднооглохших воспитанников (независимо от возраста) с целью восстановления их устной коммуникации со слышащими организуется специальная индивидуальная помощь по обучению восприятия устной речи на зрительной (чтение с губ), слухо-зрительной и зрительно-вибрационной основе. Для развития слухового восприятия и формирования произношения проводятся индивидуальные и групповые занятия с использованием звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования и индивидуальных слуховых аппаратов. С каждым годом совершенствуются навыки детей, увеличивается количество умений, приобретенных детьми.

Дети с болезнями внутренних органов, требуют к себе особого внимания. В построении учебно-воспитательной работы с этой категорией детей есть свои особенности. В работе с такими детьми используются психотерапевтические методы.

Психотерапия - это комплексное лечебно-психолого-педагогическое воздействие на психику с целью устранения болезненных проявлений и их предупреждений, развития адекватного отношения к себе, своему дефекту и окружающей среде. Психотерапия у детей тесно связана с лечебно-педагогическими коррекционными мероприятиями, со всем процессом лечения, обучения и воспитания. Для проведения психотерапии специалист должен быть хорошо ориентирован в специфике заболевания ребенка.

Современная концепция реабилитации детей с проблемами развития предусматривает интегрированный подход к ребенку, комплексную оценку структуры дефекта и установление не только традиционного медицинского диагноза, но и так называемого функционального диагноза, включающего оценку как нарушенных, так и сохраненных компонентов психики, эмоционально-личностных особенностей и коммуникативного поведения. При этом особенно важно выявить у каждого ребенка специфику его взаимодействия с матерью и другими членами семьи, а также его избирательные интересы и способности. Психотерапия - это сочетание лечебной педагогики и воспитания личности.

Многочисленные наблюдения свидетельствуют, что у многих детей с отклонениями в развитии рано возникают вторичные эмоциональные расстройства реактивного характера в виде чувства неуверенности, страха речевого общения, пониженного фона настроения, чрезмерной обидчивости, тревожности. Все эти эмоциональные расстройства ослабляют еще больше нервную систему и создают благоприятные условия для развития различных невротических состояний (заикания, энуреза, страха, насильственных движений).

При воспитании и подготовке к обучению ребенка с отклонениями в развитии, наряду с укреплением его здоровья важное значение имеют специальные психолого-педагогические приемы ранней коррекционной работы, которые направлены на преодоление и коррекцию имеющихся отклонений в становлении различных нарушенных функций и стимуляцию возрастного психомоторного развития. Особое значение следует уделить аспектам лечебно-педагогической работы: созданию условий для обеспечения мотивационной стороны деятельности ребенка с максимальным использованием разнообразных игровых приемов; развитию эмоционально-положительного общения с ребенком, формированию наиболее адекватного взаимодействия мать-ребенок; созданию психологических предпосылок для развития речи и коммуникативного поведения; развитию различных форм познавательной деятельности.

В коррекционной работе максимально использовать особые приемы и методики с опорой на различные виды деятельности: предметно-практическую, игровую, элементарную трудовую, все виды продуктивной деятельности, игры: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные (музыкально-ритмические, игры-инсценировки).

Важнейшим условием успешности учебно-воспитательной работы является учет структуры ведущего нарушения, вторично связанных с ним отклонений в развитии, а также сохранных функций, компенсаторных возможностей ребенка и его эмоционально-личностных особенностей.

В играх подбираются специальные ситуации, которые хорошо понятны ребенку и актуальны для него. В процессе игры ребенок обучается адекватному взаимоотношению с окружающими.

На первом этапе психотерапевтической работы педагог наблюдает за ребенком в различных игровых ситуациях. На втором этапе ребенок активно вовлекается в целенаправленную игровую деятельность. Важен дифференцированный подбор сюжетов для игр, способствующих адаптации ребенка к своему окружению. Содержание игры должно всегда соответствовать уровню умственного развития ребенка.

Игротерапия включает специальные игры с музыкальным сопровождением, игры с перевоплощением, а также особые приемы психотерапевтической работы при прослушивании сказок, рисовании.

Кроме того, гипокинезия - недостаточная физическая активность, которая пагубно сказывается на состоянии здоровья детей, особенно страдают дети больные и ослабленные перенесенными заболеваниями. Малоподвижный образ жизни усугубляет уже имеющиеся функциональные изменения организма. Этим объясняется необходимость привлечения детей к подвижным играм. Важнейший результат игр - это радость и эмоциональный подъем.

Все игры, с учетом их психофизической нагрузки, можно разделить на IV группы. I группа - с незначительной нагрузкой, II - игры с умеренной нагрузкой, III группа - игры с тонизирующей нагрузкой, IV - игры с тренирующей нагрузкой.

При подборе игр для больных и ослабленных детей необходимо учитывать некоторые физиологические особенности организма ребенка. Например, у детей, особенно раннего возраста, отмечается легкая возбудимость сердечно-сосудистого и дыхательного центров.

Стимулировать двигательную активность детей целесообразно игрушками: проводить игры с мячом, шарами, обручами, использовать специальное оборудование (бревно, горку, доску, заборчик). Особо важно принимать во внимание индивидуальное умение и моторное развитие детей. Физическая и эмоциональная нагрузка в играх должна соответствовать двигательному режиму, который назначается ребенку с учетом степени тяжести заболевания.

Использование труда в качестве лечения - задача, требующая медицинского решения, т. к. только врач может правильно определить время его начала и степень рабочей нагрузки. Трудотерапия широко используется как метод восстановительного лечения в центрах реабилитации.

В работе с этой категорией детей широко применяется арттерапия. Арттерапия - терапия искусством, при которой арттерапевтическим воздействием является техника активного воображения. Выделяют следующие варианты арттерапии:

- музыкотерапия - использование музыки в качестве средства коррекции. Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др.;

- библиотерапия - специальное коррекционное воздействие на клиента с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния;

- танцевальная терапия - используется с целью осознания собственного тела, создания позитивного образа тела, развития навыков общения, исследования чувств и приобретения группового опыта;

- проективный рисунок - суть его состоит в выявлении и осознании трудновербализуемых проблем, переживаний;

- сочинение историй - используется для оживления чувств, вербализации образов, ассоциаций, символов, имеющихся у клиента, для того, чтобы претворить внутреннее беспокойство в конкретный образ;

- сказкотерапия - сказочная форма используется для интеграции личности, развития творческих способностей, совершенствования взаимодействий с окружающим миром;

- куклотерапия - основана на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой.

Таким образом, для решения основных задач по организации учебно-воспитательной работы с детьми-инвалидами необходимо знать прежде всего, понимает ли ребенок суть своего заболевания. Необходимо обращать внимание на то, как он характеризует свои ощущения и какую тактику применяет при появлении той или иной патологической симптоматики.

Следует выявить индивидуальные особенности течения заболевания у каждого ребенка с последующим его обучением этим особенностям, а также методики оказания самому себе первой медицинской помощи при появлении соответствующего симптома. Необходимо расширять объемы бытовой, учебной, физической активности; информировать врачей о положительных сдвигах в здоровье; знакомить пациентов с положительными результатами реабилитации других больных.

 

АВТОР: Шеламова Н.В.