17.02.2012 9293

Типы специальных образовательных учреждений для детей-инвалидов в городе Ставрополе

 

В настоящее время количество детей с проблемами здоровья, а особенно детей с ограниченными возможностями неуклонно увеличивается.

Ухудшение экологической обстановки, падение уровня материального благосостояния, технической оснащенности медицинских учреждений и положение медицины в целом, конфликты, а также беспорядочная миграция людей увеличение числа беженцев, особенно на территории Северного Кавказа - вот далеко не полный перечень причин возникновения инвалидности.

В связи с тем, что город Ставрополь самый большой по численности населения город края, соответственно и количество детей-инвалидов, проживающих в городе, значительно превышает количество детей-инвалидов, проживающих в других городах и населенных пунктах Ставропольского края.

В городе Ставрополе сложилась многофункциональная система образования. По состоянию на 01.11.2004 (в сравнении с 2002 годом) в управлении труда, социальной защиты и работы с населением в районах города администрации г. Ставрополя на учете состояло 38035 инвалидов, из них 1308 детей-инвалидов.

При осуществлении деятельности в области образования и воспитания во всех учреждениях города соблюдаются и обеспечиваются права детей.

В своей работе педагогические коллективы образовательных учреждений руководствуются законодательными актами, Уставом детского образовательного учреждения, договорами с родителями (законными представителями) ребенка, регулирующими отношения, возникающие в связи с реализацией основных гарантий прав и законных интересов ребенка.

Образовательные учреждения города создают условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. Для детей реализуется право на получение качественного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами.

На начало 2003-2004 учебного года обновился банк данных о детях с ограниченными возможностями, обучающихся в общеобразовательных учреждениях города. Так, в общеобразовательных учреждениях города обучаются 519 детей - инвалидов, из них 313 - обучаются в общеобразовательных учреждениях, 206 - индивидуально на дому.

С целью оказания ранней помощи детям с различными отклонениями в развитии в городе Ставрополе создана сеть специальных (коррекционных) учреждений. Она включает в себя 10 детских садов компенсирующего вида для детей с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, зрения, для детей с туберкулезной интоксикацией.

Кроме того, в дошкольных образовательных учреждениях создано 154 компенсирующих группы с охватом 2186 человек для детей с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, зрения, для детей с туберкулезной интоксикацией, с неврологическими, нефрологическими заболеваниями. В учреждениях такого вида осуществляется медицинская, психологическая, социальная реабилитация и коррекция по принципу дневного стационара. Педагогическим и медицинскими работниками данных учреждений осуществляется психолого-педагогическое сопровождение каждого воспитанника.

Более 15 лет в городе действует муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии - детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников детский сад № 50 (в дальнейшем именуется детский сад).

В детский сад принимаются дети с 3 до 7 лет, страдающие тяжелыми нарушениями речи: общим недоразвитием речи, алалией, дизартрией, ринолалией, заиканием. Все группы комплектуются детьми по характеру и степени выраженности речевого дефекта с учетом их возраста.

Содержание образования в детском саду определяется программами: «Детство» В. Логинова, Т. Бабаева и др.; программа коррекционного обучения и развития детей с общим недоразвитием речи; программа обучения и воспитания заикающихся дошкольников под ред. С. А. Мироновой; программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием под ред. Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной.

Детский сад организует работу по следующим приоритетным направлениям развития детей сверх требования государственного образовательного стандарта: художественно-эстетическому, познавательному и физическому.

Детский сад осуществляет свою образовательную, правовую и хозяйственно-экономическую деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», «Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии». Деятельность детского сада направлена на реализацию дошкольного образования: создание условий гарантирующих охрану и укрепление здоровья детей; создание максимальных условий, обеспечивающих физическое, интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей; осуществление необходимой коррекции отклонений ребенка; взаимодействие с семьей для обеспечения полного развития ребенка.

Основной целью образовательной деятельности детского сада является создание условий для детей дошкольного возраста, обеспечивающих детям психологический комфорт для их всестороннего развития (интеллектуального, эстетического, физического, нравственно-этического и коррекционного), реализации важнейших образовательных функций - развивающей, воспитательной, оздоровительной, общекультурной и других.

Предметом деятельности детского сада является образовательная деятельность, включающая в себя реализацию федеральных и региональных образовательных программ (дошкольного, специального коррекционного и дополнительного образования). Основной целью образовательной деятельности детского сада является создание условий для детей дошкольного возраста, обеспечивающих детям психологический комфорт для их всестороннего развития.

Деятельность муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии - детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников детский сад № 45 (в дальнейшем именуется детский сад) направлена на реализацию дошкольного воспитания: сохранение и укрепление физического здоровья детей; физическое, интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка. Приоритетным направлением деятельности детского сада является коррекция тяжелых нарушений зрения. Детский сад обеспечивает воспитанников условиями для воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции в обществе. Содержание образования определяется образовательными программами, разрабатываемыми, исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников, базовых и принимаемых детским садом самостоятельно.

Базовыми программами являются программа воспитания и обучения в детском саду (под ред. М.А. Васильевой), программа « Радуга» (авторы Т.Н. Доронова, В. В. Гербова), программа по математике для детей с нарушением зрения (под ред. Л.И. Плаксиной); программа по изодеятельности для детей с нарушением зрения «Дети и графы» (авторы: Л.Ф. Сербина, А.Ф. Акопова, Н.Н. Казберова, Н.В. Долгошеева).

В детский сад принимаются дети с двух до семи лет с о сложной структурой дефекта органа зрения, то есть страдающие тяжелыми нарушениями зрения (атрофия зрительного нерва, глаукомы, катаракта, миопия высокой степени, нистагм), а также дети с косоглазием и амблиопией.

В детском саду функционирует 10 групп. Группы комплектуются детьми одного возраста в количестве 15 человек. Перевод воспитанников из коррекционного в другие детские сады осуществляется Общественной комиссией по определению и переводу детей в детские дошкольные учреждения с согласия родителей и на основании заключения краевой психолого-медико-педагогической комиссией. Медицинское обслуживание детского сада осуществляется в соответствии со ст. 51 закона «Об образовании» в штатном расписании детского сада.

Участниками образовательного процесса в детском саду являются воспитанники, педагогические работники учреждения, родители (законные представители) воспитанников.

Также в городе, учитывая возрастающее число детей с проблемами в развитии, успешно функционирует Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии - детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников детский сад № 76, где организуются индивидуальное оздоровление детей, их долечивание, профилактика - валеологическое воспитание, обеспечение комфортных условий пребывания и питания детей, а также оказание методико-организационных медицинских валеологических и социально-педагогических услуг семьям, группам семей по индивидуальной реабилитационной работе с детьми в условиях семьи, когда дети в связи с нарушенным здоровьем не могут обучаться и воспитываться в условиях традиционных образовательных учреждений. В настоящее время в детском саду функционирует шесть специализированных групп: 4 - нейроортопедические, 2- аллергические, 7-реабилитационных групп. Всего 13 групп.

Работа в детском саду проводится в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка и представляет собой активное воздействие на сенсорное, умственное и речевое развитие детей. Поэтому своей главной задачей ДОУ № 76 ставит создание совместно со средней школой оптимальных условий для дальнейшего развития двигательного, интеллектуального, социального и эмоционального потенциала ребенка.

Важное место в подготовке детей к школьному обучению в детском саду занимает работа по совершенствованию движений и сенсомоторному развитию ребенка; коррекции отдельных сторон его психической деятельности; развитию основных видов мышления; развитию речи; коррекции нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы; коррекции индивидуальных пробелов в развитии ребенка.

Основным результатом работы детского сада является формирование чувства социальной защищенности воспитанников как устойчивого состояния.

Кроме того, в дошкольных образовательных учреждениях создано 154 компенсирующих группы с охватом 2186 человек для детей с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, зрения, для детей с туберкулезной интоксикацией, с неврологическими, нефрологическими заболеваниями.

В дошкольных образовательных учреждениях данного вида, осуществляется медицинская, психологическая, социальная реабилитация и коррекция по принципу дневного стационара. Педагогическими и медицинскими работниками дошкольных, образовательных учреждений осуществляется психолого-педагогическое сопровождение каждого проблемного воспитанника.

Дети-инвалиды посещают детские образовательные учреждения бесплатно. Дошкольные образовательные учреждения дают детям возможность развиваться, познавать окружающий мир. Ежемесячно для детей организуются выезды на представления в Ставропольский кукольный театр, цирк, в музеи, парки.

Разработана нормативная база, регламентирующая механизм организации питания в образовательных учреждениях: принято Постановление главы города Ставрополя от 07.09.01г. № 5072 «Об организации и утверждении норм питания детей в образовательных учреждениях».

Работа с детьми-инвалидами, обучающимися на дому, проводится согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 18.02.1996 № 999 «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях» в части реализации прав ребенка на обучение по полной образовательной программе или по индивидуальной программе.

Система специализированных (коррекционных) образовательных учреждений города Ставрополя представлена 2 специальными школами для детей с нарушением интеллекта и слуха. Создана многофункциональная система специальных коррекционных учреждений и групп, осуществляющих комплексный подход к системе обучения и воспитания детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Учебный процесс осуществляется по соответствующим программам.

В городе Ставрополе функционирует специализированное (коррекционное) общеобразовательная школа № 33.

В учреждении обучается 255 воспитанников в возрасте от 7 до 18 лет. В школе скомплектовано 22 класса со средней наполняемостью 12 человек, а также 22 группы продленного дня. Основной формой обучения является урок. Дети обучаются в школе 9 лет. С 1997 года открыт 10 профессиональный класс с углубленной трудовой подготовкой, дающий возможность повышения уровня профессионально-трудовой деятельности подготовки и работы на промышленных предприятиях и в сфере обслуживания населения.

Основными направлениями учебно-воспитательного процесса в школе VIII вида являются коррекционная работа: социально-бытовая ориентировка и профессионально-трудовая подготовка.

Коррекционная деятельность складывается из медико-педагогической, логопедической, психологической и социальной работы. Специальные коррекционные занятия по социально-бытовой ориентировке направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих наиболее полной социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.

За девятилетний период обучения воспитанники получают элементарную образовательную подготовку, овладевают трудовыми и начальными профессиональными навыками и умениями, дающими им возможность самостоятельно трудиться и адаптироваться в обществе. Для этого в школе созданы все необходимые условия: оборудованы 5 швейных, 5 столярных, слесарная мастерские.

По окончании 10 класса с углубленной трудовой подготовкой учащиеся получают с 1 по 3 квалификационный разряд по специальностям «Швея» и «Столяр строительный (плотник)». В прошлом году на базе профессионального лицея № 32 была открыта группа для детей с ограниченными возможностями, где 14 выпускников школы продолжили свою профессиональную подготовку.

С целью социальной реабилитации детей с отягчающей формой заболевания в школе введен новый профиль трудового обучения «Обслуживающий труд». Продуктивно работает и социально-психологическая служба школы, тем более что социальный состав воспитанников достаточно сложен.

В 2003 -2004 году в школе обучалось 114 детей-инвалидов, 75 детей из неполных семей, 72 ребенка из малоимущих семей, 36 детей из многодетных семей, 15 детей, оставшихся без попечения родителей, 7 детей из детского дома, 30 детей «группы риска», 4 ребенка-беженца.

Диагностика, коррекция воспитания и обучения детей, индивидуальная работа с ребятами помогают им чувствовать себя полноценными членами нашего общества.

Большое внимание уделяется здоровью учащихся. В школе разработан охранительный педагогический режим, предусматривающий деловой, спокойный и привычный для учащихся распорядок дня, способствующий укреплению нервной системы, предотвращению переутомления. Созданы группы лечебной физической культуры, введен 3 час урока физической культуры в группах продленного дня.

Решение вопроса о переводе учащихся на индивидуальную форму обучения на дому принимается на заседаниях клинико-экспертной комиссии в поликлиниках города. Из общего числа учащихся, находящихся на индивидуальной форме обучения, 56,5% составляют дети-инвалиды.

Занятия с детьми могут проводиться в учреждении, на дому и комбинировано. Часть занятий проводится в учреждениях (классах коррекции). Выбор вариантов проведения занятий зависит от особенностей психофизического развития, сложности структуры их дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания, рекомендаций лечебно-профилактического учреждения, психолого-медико-педагогической комиссии, возможностей доставки обучающегося в учреждении.

С 2003 года в МС (К) ОШ № 33 функционирует экспериментальная площадка - «Социально-педагогическая адаптация учащихся с нарушениями интеллекта в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения». Работа с детьми-инвалидами ведется по следующим направлениям:

- развитие коммуникативных умений у детей с нарушениями интеллекта в процессе лингвистического образования;

- формирование социальных ценностей у детей с нарушенным интеллектом в процессе воспитательной работы;

- формирование элементом экономического образования на уроках математики;

- формирование элементов правовых знаний у детей с нарушением интеллекта;

- использование нетрадиционных форм досуговой деятельности детей с нарушением интеллекта на разных возрастных этапах;

- эстетическое воспитание детей с нарушением интеллекта в процессе учебной и внеурочной деятельности;

- психологические основы трудового воспитания как средство формирования социальной адаптации;

- формирование культуры здоровьесбережения средствами физического воспитания, ритмики, ЛФК, пропаганды здорового образа жизни;

- формирование основ половой идентичности и полоролевого поведения;

- экологическое обучение и воспитание учащихся с нарушением интеллекта.

В работе с детьми-инвалидами педагогами используются следующие формы работы:

- диагностическое обследование различных сторон личности учащегося (интеллект, мотивация, самооценка и т.д.);

- беседа (с классным руководителем, воспитателем, учителями-предметниками, социальным педагогом, с родителями);

- наблюдение за учащимися на уроках и в группе продленного дня;

- включение детей-инвалидов в коррекционные группы по развитию познавательных процессов;

- релаксационные занятия в целях профилактики нервных срывов, укрепления ЦНС и эмоционально-волевой сферы.

Программа реабилитации детей-инвалидов в учебном заведении строится с учетом специфики заболевания каждого ребенка и предполагает комплексное осуществление реабилитационных мероприятий: медицинских, социальных и психолого-педагогических.

Люди с ограниченными возможностями все больше становятся неотъемлемой, а не отдельной частью нашего общества. Во многих странах дети-инвалиды обучаются в обычных школах по месту проживания. Успешность обучения и воспитания таких детей в обычных классах в условиях массовой общеобразовательной школы зависит от различных факторов. Прежде всего, цели и задачи массовой школы, где обучаются дети-инвалиды, должны соответствовать их психологическим, биологическим, социальным потребностям.

Решение данной стратегии образования требует кардинальных изменений в существующей системе организации и управления учебно-воспитательным процессом, что возможно лишь в условиях системного научно-педагогического эксперимента. Именно на первый план работы школы выходит задача отработки эффективной системы психолого-педагогического обучения детей-инвалидов в условиях массовой школы.

Данное положение нашло свое отражение в опытно-экспериментальной работе на базе МОУ г. Ставрополя СОШ № 21.

Целью исследования педагогического коллектива в реализации эксперимента является: проектирование и апробирование модели психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями в условиях массовой общеобразовательной школы, ориентированной на социализацию обучающихся данной категории.

Содержанием экспериментальной работы по данной проблеме является:

- создание основ диагностической работы интеграции детей-инвалидов в образовательно-воспитательный процесс массовой общеобразовательной школы;

- проведение исследований по программе мониторинга;

- разработка программы психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов;

- проектирование и апробирование модели психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида в образовательном пространстве школы.

Научная и теоретическая новизна исследования состоит в том, что впервые в педагогическом аспекте рассматриваются проблемы адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями в условиях массовой общеобразовательной школы.

Итогом работы эксперимента по разработке психолого-педагогического сопровождения обучения детей-инвалидов в условиях массовой общеобразовательной школы будет являться:

- Создание положительной мотивации у детей-инвалидов, повышение уровня сознательности по отношению к учебной деятельности, формирование трудолюбия.

- Повышение уровня отдельных психологических показателей у школьников с ограниченными возможностями, обучающихся в обычных классах.

- Создание культурно-досугового центра по развитию творческих способностей детей-инвалидов на базе школы.

- Формирование осознанного подхода у ребенка к выбору будущей жизненной стратегии.

- Разработка специальной программы мониторинга и его инструментария, апробация и доработка модели психолого-педагогического сопровождения обучения детей-инвалидов условиях массовой общеобразовательной школы.

В МОУ СОШ № 21 в 2002-2003 гг. обучалось 8 детей-инвалидов, в 2003-2004 учебном году планируется обучение 13 детей с ограниченными возможностями.

Для адаптации детей к обучению в условиях массовой общеобразовательной школы создается специальная программа психолого-педагогического сопровождения интеграции данной категории учащихся в учебно-воспитательный процесс.

Организация образовательного процесса для детей-инвалидов имеет следующие особенности:

- разные сроки освоения образовательных программ, которые скорректированы для каждого индивидуально;

- вариативность организации занятий с обучающимися на основе специально разработанной модели индивидуального обучения. Выбор вариантов проведения занятий зависит от особенностей психо-физического развития и возможностей обучающихся, сложностей структуры и их дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы, состояния ребенка;

- гибкость моделирования учебного плана позволяет учитывать интересы обучающихся, их потребности и возможности. Выбор учебного плана осуществляется на основании психолого-медико-педагогических рекомендаций, совместно с родителями.

Преподавателями была разработана комплексная модель психолого-педагогической и лечебно-оздоровительной работы с учащимися с ограниченными возможностями.

Заслуживает особого внимания опыт работы общеобразовательного учреждения г. Ставрополя лицей № 35, осуществляющий с 2003 года включение детей с ограниченными возможностями в образовательное и воспитательное пространство лицея.

Свою деятельность лицей осуществляет в соответствии с общей концепцией, образовательной программой, основными принципами организации.

Ключевым для понимания целей и функционирования направления работы с детьми-инвалидами, являются слова «интеграция» и «адаптация», которые осуществляются на разных уровнях.

Основными направлениями деятельности лицея являются:

- расширение инновационной деятельности;

- открытие Краевого эксперимента «влияние создаваемой среды на социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями» (научный руководитель доктор педагогических наук, профессор Гуров В.Н.;

- открытие городской экспериментальной площадки «Гармонизация духовно-нравственного развития личности ребенка в условиях адаптивной школы»;

- создание новой обучающей среды;

- организация мероприятий по доступности образовательного учреждения детям с ограниченными возможностями;

- сближение лицейской и внелицейской, домашней жизни;

- гуманизация учебно-воспитательного процесса;

- участие в международных проектах;

- привлечение к участию общественных организаций;

- функционирование информационно-методического центра в лицее;

- использование информационных технологий, Интернет, электронной почты;

- диагностика и коррекция адаптивных моментов в развитии ребенка.

В классах проходят обучение среди здоровых детей и дети с разными проблемами - слуха, зрения, ДЦП. Поэтому учителям, работающим в этих классах, приходится изучать узкоспециальные вопросы в области работы с детьми, имеющими различные особенности в развитии.

Целью данного эксперимента является выявление влияния воспитывающей среды городской школы на социальную адаптацию учащихся с ограниченными возможностями.

Проведение эксперимента осуществляется в несколько этапов:

Поисково-теоретический (ноябрь 2003 г. - январь 2004 г.) - определение цели, задач, объекта, предмета исследования, разработка программы эксперимента;

Констатирующий (февраль 2004 г.- июнь 2004 г.) - разработка процедуры и методического инструментария исследования, изучение процесса социальной адаптации учащихся;

Формирующий (сентябрь 2004 г. - февраль 2006 г.) - разработка и внедрение программы совместной деятельности городской школы и социальных институтов, разработка и внедрение программы повышения психолого-педагогической компетентности педагогов по проблеме исследования;

Обобщающий (март 2007 г. - июнь 2007 г.) - проведение повторных диагностических срезов, позволяющих выявить влияние среды на социальную адаптацию.

Ведущей задачей является активизация родителей обучающихся детей-инвалидов, интенсификация взаимоотношений учителей и родителей в рамках развивающей программы.

Основными ресурсами перехода на технологии интегративных и адаптационных методик обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями являются:

- ресурс сети взаимодействия с различными службами;

- система инновационно-методической поддержки родителей, учащихся через ИМЦ лицея;

- гибкие программы обучения.

В настоящее время в лицее уже разработана программа педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями, в рамках которой идет активное вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательное и воспитательное пространство лицея, перестройка воспитательного процесса, направленного в сторону гуманизма и толерантности. В целях успешного усвоения детьми-инвалидами знаний, в лицее действует информационный центр.

Администрацией города ведется работа по направлению детей из малообеспеченных семей, в том числе детей-инвалидов, на обучение в высшие учебные заведения. В соответствии с постановлением главы города Ставрополя утвержден состав комиссии по рассмотрению заявлений граждан по направлению на обучение в высшие учебные заведения города детей из малообеспеченных семей, утверждено Положение о комиссии.

 

АВТОР: Шеламова Н.В.