18.02.2012 9610

Субъективное благополучие как аспект счастья

 

Анализируя критерии счастливой личности, исследователи важную роль отводят психическому равновесию и связанным с ним гармоничности организации психики и ее адаптивным возможностям, адекватность субъективного восприятия отражаемым предметам, явлениям и обстоятельствам, соответствие психических реакций интенсивности внешних раздражителей, упорядоченность и причинную обусловленность психических явлений, критическую самооценку и оценку окружающих обстоятельств, способность к адекватному изменению поведения в соответствии с переменами окружающей обстановки и его организации в соответствии с принятыми морально-этическими нормами, чувство привязанности и ответственности по отношению к близким людям, способность составлять и осуществлять свой жизненный план. То есть, во многом, счастье сопоставляется с психическим здоровьем личности.

Приводимые исследователями критерии, за исключением двух последних, часто представляют собой критерии адекватности и критичности, и, следовательно, не могут расцениваться как позитивные. Другой попыткой определить признаки, характеризующие психическое здоровье, является гуманистически-ориентированный «перечень», включающий в себя способность адекватного восприятия окружающей среды, осознанное совершение поступков, целеустремленность, работоспособность, активность, полноценность семейной жизни. Е.Р. Калитеевская, развивая идеи Б.С. Братуся, предлагает такие базовые параметры личностной саморегуляции, определяющие сохранность психического здоровья, как свобода, ответственность и духовность. Одним из самых полных, по мнению многих исследователей, является перечень критериев психического здоровья, составленный Н.Д. Лакосиной и Г.К. Ушаковым. В него входит множество признаков, начиная от адекватности восприятия и поведенческих реакций, критического подхода к обстоятельствам жизни, и заканчивая чувством ответственности за близких и самоутверждением в коллективе без ущерба для остальных его членов. Наиболее часто отмечаются такие черты, как интерес к окружающему миру, способность к установлению близких контактов с окружающими, альтруизм, направленность на общественно полезное дело, духовность, гармоничность, целостность личности, ориентация на саморазвитие.

За рубежом представители психологии здоровья трактуют это понятие как благополучие в самом широком смысле. Благополучие - это многофакторный конструкт, представляющий сложную взаимосвязь культурных, социальных, психологических, физических, экономических и духовных факторов. Этот сложный продукт - результат влияния генетической предрасположенности, среды и особенностей индивидуального развития. Такая формулировка благополучия наиболее соответствует определению здоровья, зафиксированному в преамбуле Устава Всемирной Организации Здравоохранения (1948): «Здоровье - это не только отсутствие каких-либо болезней и дефектов, но и состояние полного физического, психического и социального благополучия». Тогда вопрос заключается в определении понятия благополучия, которое рассматривалось в психологии в контексте изучения счастья, субъективного благополучия, удовлетворенности жизнью и качества жизни.

Кроме работ К. Риффа, в зарубежных исследованиях, посвященных изучению оптимального благополучия, центральной для этого направления стала проблема субъективного благополучия личности, которая первоначально включала в себя понятия счастья, удовлетворенности жизнью, положительной эмоциональности, психологического здоровья, стойкости духа. Одним из первых было исследование Н.М. Брэдберна, в котором обнаружилось, что шкалы негативного и позитивного аффекта, по существу, друг с другом не связаны, показывая при этом независимые корреляции со шкалой общего благополучия. Впоследствии понимание счастья, определяемого как баланс между положительным и отрицательным аффектом, получило широкое распространение.

На первом этапе изучения субъективного благополучия было получено следующее описание счастливого человека: молодой, здоровый, хорошо образованный, хорошо оплачиваемый, экстравертированный, оптимистичный, беззаботный, религиозный, женатый человек с высокой самооценкой, боевым духом, скромными стремлениями, любого пола и уровня интеллекта. Поэтому было предложено говорить не о реальном уровне благополучия, а употреблять термин «декларируемое», или «признаваемое» счастье.

Подобная ориентация исследователей субъективного благополучия связана с тем принципиальным положением, что оно оценивается исключительно самим индивидом с позиций его ценностей и целей. Поскольку последние всегда индивидуальны, то универсальной для всех структуры благополучия быть не может, и единственное, что остается - изучать факторы, которые влияют на это чувство счастья и удовлетворенности. В данном контексте предпочитают употреблять более термин «качество жизни, связанное со здоровьем», синонимами для которого являются понятия субъективного состояния здоровья и функционального статуса.

Большинство работ, посвященных вопросам изучения качества жизни, содержат описание тех сфер жизнедеятельности, на которые обычно направлено внимание исследователей: физическую, психологическую и социальную.

1. Соматическое измерение включает в себя побочные эффекты занятий спортом и/или лечения.

2. Психологическое измерение представляет собой степень благополучия человека, определяемого в терминах дискомфорта и дистресса.

3. Психосоциальное отражает так называемые психосоциальные стрессоры, к которым относятся как серьезные, драматические (утрата работы, развод, смерть близкого человека), так и повседневные (они описываются как «стычки» - раздражающие, фрустрирующие требования окружающей среды, которые характеризуют повседневное взаимодействие с ней) стрессовые ситуации и события.

К. Рифф решает вопрос: «Что значит быть благополучным с психологической точки зрения?» - на основании интеграции различных теорий, связанных с благополучием, предлагая обобщенную модель психологического благополучия, включающую шесть составляющих:

- позитивное отношение к себе и своей прошлой жизни (самопринятие);

- наличие целей и занятий, придающих жизни смысл (цели в жизни);

- способность выполнять требования повседневной жизни (компетентность);

- чувство непрекращающегося развития и самореализации (личностный рост);

- отношения с другими, пронизанные заботой и доверием (позитивные отношения с другими);

- способность следовать собственным убеждениям (автономность).

Профиль психологического благополучия может меняться с возрастом. Два аспекта благополучия - позитивные отношения с другими и самопринятие - остаются постоянными в течение жизненного пути человека, другие же - изменяются. Например, компетентность и автономность с возрастом, особенно при переходе от молодости к среднему возрасту, проявляют тенденцию к увеличению. Значения по шкалам личностного роста и целей в жизни уменьшаются.

А.Н. Лук считает, что счастье и психологическое благополучие связаны как с правильным воспитанием, культурой чувств, так и с внешними условиями (прежде всего социальными). «Человека нужно учить быть счастливым; точнее - способность быть счастливым поддается воспитанию». Изучению внешних условий, как объективных параметров благополучия, посвящено значительное количество социологических исследований, где, сами условия являются, собственно, предметом изучения. Остановимся на этом подробней и рассмотрим наиболее характерные эмпирические исследования последних лет.

Так, Е. Скриптунова и А. Морозов, изучая в 2002 году представления молодежи о счастье, выявили, что высказывания молодежи относительно того, что для них значит быть счастливым, достаточно традиционны. Треть опрошенных включает в это понятие описание хорошей семьи. Каждый пятый стремится к материальному благополучию и дружбе. Каждый шестой упоминает характеристики работы и любовь. Лишь 10% упомянули душевное состояние и только 3% включили в понятие счастья общественные вопросы и благополучие страны. В иерархии сфер жизни семья и брак в достижении счастья попали лишь на 7 место.

Работа в иерархии сфер жизни попала на первое место (вместе с общением со сверстниками), однако только 17% респондентов включили характеристики работы в понятие «счастье». Лишь у 3%респондентов в понятие «счастье» вошли общественные вопросы. 11% опрошенных молодых людей не смогли определить, что значит для них счастье.

При этом вопрос: «Что значит быть счастливым в будущем?» у большинства молодых людей вызвал затруднения. Лишь менее 30% опрошенных ответили на него, остальные затруднились ответить. Таким образом, основные составляющие счастья для молодежи: семья, материальное благополучие друзья и работа. По данным П.В. Пастушенко, исследования 70-х гг. свидетельствуют, что тогда представление молодежи о счастье было другим: 36% опрошенных видели его в возможности приносить людям пользу; 45% - в удовлетворении своей работой.

Ряд исследователей идентифицируют понятие счастья, удовлетворенности и успеха. При этом жизненный успех определяется как «набор определенных достижений» в различных сферах. Изучая представление молодежи о жизненном успехе, сотрудники «Среднерусского консалтингового Центра» (2000 г.) отмечали, что счастливыми считали себя те молодые люди, материальные доходы которых были выше. Причем, более высокие доходы связаны в сознании молодых людей не столько с упорным трудом, сколько с удачей и везением.

Таким образом, как указывают авторы, в полном соответствии с традициями российской социокультуры, материальное благополучие воспринимается значительной частью молодежи не как результат упорного труда, а как следствие удачи и везения. Необходимость же добиваться всего упорным трудом считается уделом людей не вполне удачливых и не сулит достижения материальных высот.

В целом, по результатам исследования, молодежь верит в собственную возможность добиться успеха в жизни.

Положительно на вопрос «Считаете ли Вы себя способным добиться успеха?» ответили 92% опрошенных. Сомнение в своем успешном будущем выразили лишь 8% опрошенных. Конкретное воплощение успеха молодежь видит, прежде всего, в достижении материального достатка (43.8%), а также в любви и в создании счастливой семьи (43%). Следующим по значимости типом успеха являются карьера и служебный рост (27%).

Достаточно часто успех связывается с достижениями в профессиональной деятельности (16%) и с уважением со стороны окружающих (17%). Несколько меньшей привлекательностью обладает деловой успех - развитие собственного дела, предприятия (13%). Почти совсем не пользуются популярностью достижения в творчестве (4.8%) и в спорте (4.5%), а также политическая карьера (4%).

Таким образом, представления молодежи о том, что такое успех в жизни, являются довольно прагматичными и вполне отвечают здоровым консервативным ценностям. Эти данные свидетельствуют о достаточно устойчивом стереотипе счастья в молодежной среде.

Изучая представления молодых людей о качествах, обеспечивающих успех в жизни, авторы отмечают, что молодежь наиболее высоко ценит уверенность в себе, во вторую очередь придает значение высокой квалификации и профессионализму, а на третье место ставит наличие полезных связей. Таким образом, по мнению исследователей, молодежь демонстрирует здоровый прагматизм.

Также, в исследовании отмечается, что молодежь по-прежнему мало верит в возможность нравственного пути к успеху. Строгое соблюдение принятых в обществе норм поведения наиболее важным для достижения успеха качеством считают 4.5% опрошенных, а противоположное ему умение достигать цели, не обращая внимания на устаревшие и мешающие общепринятые нормы -12%.

Таким образом, эмпирические исследования показывают, что представления молодежи о счастливой жизни во многом лежат в ценностной плоскости, в своеобразном сочетании терминальных и инструментальных ценностей, поэтому следует отдельно рассмотреть проблему ценностной регуляции социального поведения.

 

АВТОР: Жубаркин С.В.