19.02.2012 2754

Информационная культура студентов финансово-экономических факультетов

 

Основной целью системы образования является формирование всесторонне развитой, гармоничной личности. Основной задачей современного образования является создание системы непрерывного развития личности. Она должна формировать информационную культуру личности, направленную не только на приобретение знаний, умений и опыта в общении с современными техническими средствами, но и на формирование информационного мировоззрения человека, подготовки и адаптации к условиям жизни и труда в информационном обществе.

В условиях становления информационного общества отчетливо встает проблема воспитания информационной культуры у каждого его члена.

По мнению многих социологов успех отечественной информатизации зависит от того, насколько такие ценности, как информация, знания, интеллект, профессионализм укоренены в сознании людей, в российском обществе.

Для развития в современных условиях человек должен приобрести определенные знания, умения и навыки для успешного оперирования информацией. Однако, в связи с высокой динамикой информационных процессов в обществе, личность должна обладать качествами, позволяющими совершенствовать эти знания, умения и навыки соответственно современному состоянию информационных технологий. На наш взгляд, эти личностные качества в условиях информатизации общества обеспечиваются информационной культурой личности, которая становится необходимым условием существования и развития в новых условиях.

Информационная культура является одной из составляющих общей культуры, связана с социальной природой человека и является продуктом его разнообразных творческих способностей. Концепция информационной культуры личности основана на трактовке человека как создающего, воспринимающего и продуцирующего информацию, а информационная культура личности рассматривается как «инструмент освоения и адаптации к условиям внешней среды и как способ гармонизации внутреннего мира человека в ходе освоения всего объема социально-значимой информации».

Информационная культура выступает одновременно и необходимым эффективным фактором в освоении человеком культурной реальности, овладении всем тем богатством, которое выработало человечество, и самой реальностью, ценностью, появившейся в результате культурно-созидающей деятельности, а так же атрибутом непосредственного культурного бытия.

В теории и практике существует множество подходов к определению понятия информационной культуры. С философской точки зрения раскрывается содержание этого понятия в работах Извозчикова В.А., Павлович М.А., Румянцева И.А. Определение роли, места и значения информационной культуры в структуре общей культуры дается в трудах Ершова А.П., Монахова В.М. Одни исследователи (Диго СМ., Макарова Н.В., Чистов Д.В Брановский Ю.С) под информационной культурой понимают знание современных информационных технологий, другие (Селевко Г.К., Роберт И.В.) за основу берут развитие мировоззрения информационного общества, третьи понимают ее как степень удовлетворенности людей в информационном общении. Разделяя мнение этих исследователей, тем не менее мы считаем, что информационную культуру личности не следует рассматривать только с какой-либо одной позиции. Достигнутым уровень информатизации общества позволяет всесторонне рассмотреть ее влияние на личность, поэтому мы придерживались комплексного подхода в определении информационной культуры. Исследователем Атаян A.M. была взята модель структуры личности, в которой выделяют четыре процессуально иерархические подструктуры личности. В ходе исследования ею был сделан вывод, что под информационной культурой личности следует понимать уровень развития направленности, опыта, особенностей психических процессов и биопсихических свойств, соответствующий требованиям и условиям информационного общества.

Тенденции развития современного образования позволяют утверждать, что именно в системе образования должно происходить формирование информационной культуры личности и ее основных элементов.

Исследования в области информатизации образования Роберт И.В., Бра-новского Ю.С., Алексеева Н., Семёнова И., Швырева В.,. Ваграменко Я.А., Галкиной А.И., Ершова А.П., Кваша Б.Ф., Трофимова А.Б. и др., а также опыт использования средств информационных технологий в системе образования показывают, что процесс управления познавательными операциями, методы, средства, формы обучения и контроль за результатами осуществляются в новых дидактических условиях и приобретают новые структуры, функции, исполнение, трудоемкость, психолого-педагогические характеристики.

Сегодня как никогда раньше сотрудничество и сотворчество являются главными принципами учебной работы. Они реализуются на основе принципов интегративного подхода в обучении, мировоззренческого и методологического плюрализма, гуманизма, индивидуализации на фоне процесса информатизации.

Информационную культуру личности следует рассматривать как уровневую, развивающуюся во времени систему.

Уровневый подход составляет основу исследования любого процесса развития, так как суть последнего заключается в переходе от одного уровня к другому, более сложному и качественно отличному.

Разделяя взгляд исследователя Атаян A.M. на тесную связь между информационной культурой и творческой деятельностью и опираясь на теорию формирования творческих умений в процессе профессионального обучения, можно выделить три уровня информационной культуры личности: общий (базовый), профессиональный и высший (логический).

Для общего (базового) уровня информационной культуры личности главной особенностью набора знаний, умений и навыков будет их межпредметность, возможность применения практически без изменений в различных видах деятельности.

Для профессионального уровня информационной культуры личности знания, умения и навыки характеризуются специфичностью, большей сложностью, но вместе с тем, ограниченностью области применения. Они будут привязаны к профессиональной деятельности человека, а при обучении в вузе к дисциплинам, которые формируют ее основы. Многие показатели этого уровня включают в себя как элемент показатели общего (базового) уровня. Именно это дает нам основание считать профессиональный уровень информационной культуры более высоким по сравнению с общим (базовым).

Для высшего (логического) уровня информационной культуры знания, умения и навыки также носят межпредметный характер. Они отличаются от базовых степенью сложности и обусловлены творческим мышлением, гибкостью, возможностью осуществлять анализ и синтез, комбинировать ранее освоенные знания, умения и навыки, принимать решения в нестандартных ситуациях, вести альтернативный поиск средств и способов решения задач. Знания, умения и навыки этого уровня включают в себя знания, умения и навыки профессионального уровня информационной культуры.

Такой подход к информационной культуре личности имеет важное значение в системе высшего профессионального образования. Поскольку информационный компонент является основным в любом виде человеческой деятельности, и основу ее методологии составляет оперирование информацией, то необходимо научить студентов четко представлять свои профессиональные возможности и ограничения, находить интеллектуальные и психологические ресурсы для выработки решений различных задач. А это предполагает приобретение современным специалистом своего рода мета квалификации, то есть способности компенсировать профессиональные недостатки, формировать новые навыки и умения, самостоятельно совершенствовать свою квалификацию.

Информационная культура характеризует одну из граней культуры, связанную с информационным аспектом жизни людей. Неотъемлемой частью информационной культуры является грамотное использование средств информационных технологий. Сегодня естественное и компетентное обращение с мультимедийными технологиями, Интернетом превратились в ключевую квалификацию, обеспечивающую специалисту доступ к рабочему месту, участие в общественной, культурной, политической жизни. Речь идет именно о компетентном использовании информационных технологий, что предполагает наличие у специалистов определенного уровня информационной культуры.

На сегодняшний день недостаточно простого использования компьютера дня автоматизации своей профессиональной деятельности, необходимо также понимать всю системно-информационную картину мира. Только в этом случае можно говорить о специалисте, который свободно ориентируется в современном мире информации, конкурентоспособном, профессионально-мобильном.

Формирование информационной культуры человека происходит в течение всей жизни; она для будущего специалиста закладывается в период получения им профессиональных знаний. Следовательно, задачей системы образования является воспитание у специалиста тех основ информационной культуры, которые в будущем послужат фундаментом всей профессиональной; культуры общества в целом.

Учитывая требования Государственных стандартов высшего профессионального образования, зарубежный опыт в области информационного образования, а также современный уровень развития средств информационных технологий и практическую работу по подготовке слушателей экономических специальностей, можно выделить ряд вопросов, рассмотрение которых способствует целенаправленному формированию заданного уровня информационной культуры у специалистов.

В процессе обучения по курсу «Информационные системы в экономике» с изучением программы 1С:Предприятие 7.7 Комплексная конфигурация, слушателям предлагается рассмотрение ряда вопросов.

1. Обзор рынка программ экономического направления. На данном этапе формируется умение студентов ориентироваться в программном обеспечении, классифицировать его, учитывая возможности, назначение: происходит знакомство с ведущими производителями ПО (программного обеспечения).

2. Оценка и выбор программ. Студент должен знать основные принципы, которыми руководствуются при выборе программ экономического направления:

- соответствие предлагаемых возможностей и стоящих перед фирмой задач;

- распространенность программы;

- гибкость в настройках;

- безопасность данных;

- возможность обучения;

- методическое обеспечение;

- возможность сертификации (1С: Профессионал).

3. Информационная безопасность. Слушатели не должны забывать о способах защиты от вирусов, от несанкционированного доступа:

- антивирусные средства;

- резервное копирование (архивирование данных);

- временная блокировка; пароль на вход в систему.

4. Экономико-правовые основы рынка информационных услуг. Слушатель должен быть знаком со следующими понятиями:

- лицензионные программы;

- защита программ от несанкционированного копирования (аппаратная и программная);

- закон об авторских и смежных правах;

- дилерская и франчайзинговая сеть;

- зарегистрированный пользователь и его права.

5. Источники пополнения профессиональных знаний. Руководствуясь тем, что целью обучения является воспитание способности к саморазвитию и самообразованию, необходимо ознакомить с информационными источниками:

- Интернет и E-Mail;

- информационно-справочная система («1С: Гарант. Правовая поддержка»), сопроводительная литература и методическое обеспечение;

- периодика (в т. ч журнал «Бухгалтер и компьютер»);

- тематические семинары и научно- практические конференции.

Понимание и оценка способов оформления программ. Слушатель должен иметь представление о современности интерфейса. Знакомство с основными психологическими законами восприятия визуальной информации человеком (сочетаемость цветов, размер шрифта, расположение активных зон на экране) позволит оценивать программные продукты с точки зрения их оформления.

6. Соблюдение эргономических требований к рабочему месту. Это необходимое условие для получения максимальной производительности при решении профессиональных задач с использованием компьютерной техники.

Обучение проводится с использованием методического пособия «1С: Учебное Предприятие 7.7» Чистова Д.В. Причем главная цель - понять концепцию программы, уяснить порядок работы и назначение основных компонентов системы.

Таким образом, такой комплексный подход в обучении информационным технологиям позволяет слушателям более свободно ориентироваться в мире информации, расширяет их системно-информационную картину мира, и следовательно, служит повышению уровня информационной культуры личности.

 

АВТОР: Шипулина Л.А.